Шостакович биография на английском. Биография дмитрия шостаковича

Почти в каждой книге, посвященной творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, приводится фотография программы-буклета, вышедшей к первому исполнению “Ленинградской” симфонии в Буэнос-Айресе. Композитор изображен необычно - в профиль, в каске пожарника… О многом говорит эта программа-буклет. И об огромной популярности симфонии, вскоре после первого исполнения (5 марта 1942 г. в Куйбышеве) перелетевшей через океан и прозвучавшей во многих концертных залах мира. И о времени и месте работы над ней - в блокадном Ленинграде летом и начале осени 1941 года, когда композитору действительно приходилось дежурить в группе дружинников противовоздушной обороны, защищавшей здание консерватории.

Симфония посвящена Ленинграду. В ее первой части отражено то, что особенно потрясло людей в первые дни войны: контраст вчерашней мирной жизни и страшного, разрушительного, смертоносного натиска войны.

Величайшая находка композитора - тема нашествия. Короткая, простенькая мелодия не то марша, не то какой-то легкомысленной песенки, повторяясь много-много раз, с включением все новых и новых инструментов, превращается в образ бесчеловечной, механической, а потому особенно страшной разрушительной силы.

В первой части нет еще (и быть не могло) образа победы. Но есть образ воли к жизни, воли, рожденной в страданиях и борьбе. Две средние части симфонии проходят как воспоминание о прошлом, обо всем, что дорого людям. Это красота жизни, природы, Родины, красота, которой грозит гибель. А финал - это снова борьба, напряжение всех сил, воля к победе. И когда возвращается одна из мирных тем первой части, то она воспринимается как образ не прошлого, а будущего. Образ мира, обретенного вновь, выстраданного и завоеванного.

После первого прослушивания симфонии А. Н. Толстой писал: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами». И эти слова, и вся статья, откуда они взяты, запечатлели то ощущение великого художественного события, которое было тогда у всех слушателей.

Посвящение симфонии Ленинграду знаменательно. Шостакович был коренным ленинградцем. Тринадцатилетним мальчиком пришел он в Ленинградскую консерваторию. Шел 1919 год, трудный для страны и для города, который был почти полностью блокирован и лишен самого необходимого.

Но в холоде, голоде и разрухе не умирала творческая мысль: писались книги, в нетопленных классах консерватории звучала музыка. Директором консерватории был тогда Александр Константинович Глазунов, известный композитор, наследник традиций «Могучей кучки». На вид медлительный, немногословный, даже ленивый, а на деле отдававший консерватории все свои силы. Для того чтобы в годы гражданской войны профессора могли учить, а студенты учиться, надо было просить, хлопотать, добывать стипендии и пайки.

Митя Шостакович, семье которого в те годы жилось очень трудно, был предметом особой заботы и тревоги Глазунова. И он обратился к наркому просвещения А. И. Луначарскому с письмом, где по поводу Шостаковича говорилось в трогательно-старомодной манере: «Покорнейше прошу Вас не отказать поддержать ходатайство о нем в смысле предоставления талантливейшему мальчику способов питания для поднятия сил его». Результатом письма было назначение академического пайка - большая по тем временам ценность.

Несмотря на житейские трудности, Шостакович учился в консерватории с увлечением, даже с азартом, совмещая две специальности: пианиста и композитора. А кроме того, на последних курсах учение в консерватории приходилось совмещать с работой пианиста-иллюстратора в кинотеатре (кино тогда еще было немым). Как среди всего этого еще находилось время для посещения театров и концертов?

Весной 1926 года Шостакович окончил композиторское отделение. Его дипломная работа - Первая симфония - удивила музыкантов редким сочетанием непосредственности, легкости, молодого задора и вполне зрелого мастерства. Судьба этой симфонии была счастливой: ее включил в программу выдающийся дирижер Н. А. Малько. В ночь после премьеры он записал в дневнике: «У меня ощущение, что я открыл новую страницу в истории симфонической музыки, нового большого композитора». Через год симфония прозвучала за рубежом под управлением Бруно Вальтера, а затем Леопольда Стоковского, Артуро Тосканини - лучших дирижеров мира. А ведь автором был девятнадцатилетний юноша, вчерашний студент…

Вторая половина 20-х – 30-е годы

Первый успех оказался стимулом к еще более интенсивной работе в самых различных жанрах. Особенно привлекали Шостаковича театр и кино, уже ставшее звуковым. Два балета, музыка к фильмам и театральным спектаклям, опера - все это писалось во второй половине 20-х и начале 30-х годов. Для советского кино это была пора многообещающей юности, и некоторые фильмы сохранили свою привлекательность и до наших дней. Такова, например, трилогия о Максиме режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга с музыкой Шостаковича. А песне Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой») была суждена долгая и яркая жизнь. Светлая, полная молодой энергии мелодия далеко перелетела за пределы нашей страны. В годы второй мировой войны ее пели бойцы французского Сопротивления, а после войны она, с новыми словами, была принята как официальный Гимн Организации Объединенных Наций.

В своей первой опере Шостакович поставил труднейшую задачу: воплотить на сцене невероятное событие, описанное Гоголем в повести «Нос». Остроумная, насмешливая музыка одних привела в восторг, других смутила, у третьих вызвала раздражение. А в конечном результате опера исчезла из репертуара на несколько десятилетий.

Не лучше сложилась судьба и второй оперы – “Леди Макбет Мценского уезда” (по Лескову), сочинения, в котором композитор проник в самую глубину души своих героев, вскрыв тайные причины человеческих поступков, показав дикую безудержность страстей, жестокость, корыстолюбие - все пороки купеческого «темного царства», изображенного в повести Лескова. Но наряду с этим он показал и глубину человеческого страдания (особенно в замечательном хоре угоняемых на каторгу). Оперой и восхищались, и упрекали в грубости и натурализме. После первых триумфов она, как и «Нос», много лет не появлялась на сцене. В настоящее время оперные произведения Шостаковича заняли прочное и почетное место в репертуаре театров всех стран мира.

Неудивительно, что Шостакович после всех бурь, вызванных его операми, больше к этому жанру не обращался, сосредоточив интересы на симфонизме, тоже вызывавшем споры, но не столь жаркие. Его Пятая симфония, созданная в 1937 году, была единодушно признана вершиной мирового симфонизма. Ее можно назвать симфонией-монологом, искренним рассказом о поисках жизненного пути. Не случайно в симфонии так часто звучат монологи солирующих инструментов: флейты, скрипки, холодновато-звонкие капельки в партиях арфы и челесты…

40-е – 50-е годы

Лишь пять лет отделяют Пятую симфонию от Седьмой, с которой мы начали рассказ о композиторе. Она обозначила поворот Шостаковича-симфониста к раздумьям о судьбах всего человечества в его настоящем, прошедшем и будущем. Антифашистская, антирасистская линия, начатая Седьмой, непосредственно продолжена в Восьмой симфонии, написанной в 1943 году (в год Сталинградской битвы), а через много лет - в воспоминании о трагедии Бабьего Яра, в Тринадцатой. Страницы революционного прошлого ожили в Одиннадцатой симфонии, посвященной революции 1905 года, и в Двенадцатой, посвященной Ленину. Этот последний замысел возник у Шостаковича еще в годы юности, но лишь достигнув полной зрелости, он смог его осуществить.


Но не исчезла и линия симфоний-монологов, говорящих о своем, личном, но в то же время и близком всем людям: о жизни и смерти, о необратимости времени, о жизненном долге человека. Особенно ясно звучит это в Десятой, Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях. Чем большую силу набирал талант Шостаковича, тем отчетливее проявлялось в творчестве композитора стремление быть доступным как можно более широкой аудитории. Шостакович много работал для кино, рассматривая киномузыку не как украшение фильма, а как средство раскрыть внутренний смысл экранного действия. И его музыка, глубоко входя в сложную звуко-зрительную ткань фильма, в то же время может жить и самостоятельной жизнью вне фильмов, на концертной эстраде. Такова музыка к фильмам «Гамлет» и «Король Лир», созданным режиссером Г. Козинцевым, такова музыка к фильму «Овод» (вспомним широко известный «Романс» из этого фильма).

60-е – последние годы жизни

Начиная с середины 60-х годов Шостакович часто вводит в свои сочинения голоса певцов или хор (13-я и 14-я симфонии, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»), а кроме того, наполняет инструментальные темы песенностью. Так, в его Одиннадцатой симфонии в оркестре звучат мелодии старых русских революционных песен, получивших таким образом вторую жизнь.

И наконец, в последнее десятилетие своей жизни Шостакович почти подряд создал несколько вокальных циклов (ранее он к этому жанру обращался довольно редко).

Из наследия разных поэтов Шостакович выбрал стихи, в которых ясно прочерчивается одна главная тема: художник и время. Она в грозных пророчествах блоковского «Гамаюна» (вещей птицы), в стихах Марины Цветаевой о Пушкине («Поэт и царь»), она, наконец, в сонетах Микеланджело, посвященных судьбе Данте, поэта-изгнанника. В них утверждается мысль о долге художника нести людям правду через любые личные невзгоды и испытания. Необычно заканчивается цикл на слова Микеланджело. Последний сонет («Бессмертие») завершается гордыми словами великого художника, ваятеля и поэта эпохи Возрождения.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.


В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».


Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.


Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.


Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.


Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.


Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.


Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.


Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.


Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.


Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.

Родился гений музыки и будущий автор многочисленный музыкальных композиций в 1906 году в Санкт - Петербурге. Его любовь к музыке началась после того, как он побывал на оперы "Сказка о царе Султане". Впечатлений услышанным, Дмитрий Дмитриевич сообщил своим родным о своем желании заниматься серьёзно музыкой. Первым его учителем была мать, затем он продолжил свои занятия в частной школе. Далее успешно закончил Петербургскую консерваторию, хотя это было и нелегко, так как время его учебы выпали на годы войны. Было холодно зимой, без отопления, голод, плохо ходил транспорт. В послевоенное время умирает его отец, и теперь Дмитрий Дмитриевич был вынужден параллельно учебы и работать при кинотеатре пианистом.

В 1927 году в Польше он получил свою первую награду - почетный диплом. Это был Международный конкурс пианистов имени Шопена. Вскоре его симфонию исполняли многие знаменитости в Берлине, США, Италии. Но не все его работы встречали восторгом у себя на родине. Часто советская власть в газетах поддавала критике его работу, основной причиной тому была дружба с Западом. И в скорости его лишили званий и работы. Но, несмотря на всевозможные ложные обвинения, Шостакович посетил конференции посвященной миру в США. А в 1950 году был награжден Сталинской премией за кантату «Песнь о лесах». В 1962 году в Эдинбурге проходил фестиваль, программа, в котором была практически полностью посвящена исполнению сочинений Шостаковича.

Но, к сожалению, в 1975 году Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких, и за собой оставил не малое влияние на дальнейшее развитие музыки. Ему были присуждены множество наград и премий не только у себя на родине, но и во многих других странах Европы. В память об этом великом композиторе британцами был снят фильм «Свидетельство», основанный на записанных воспоминаниях Шостаковича.

Биография Дмитрия Шостаковича о главном для детей

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, педагог и пианист. Он писал музыку практически во всех известных музыкальных жанрах. Будучи настоящим художником, через свои произведения он воспевал силу человеческого духа и обличал зло. Творчество Дмитрия Дмитриевича ярко отражает его мироощущение и тесно связано с его переживаниями, страстями и мыслями.

Детство и юность

Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец был инженером-химиком, а мать до замужества училась в игре на фортепиано. В доме Шостаковичей часто собирались гости, они играли трио и квартеты. Именно тогда Шостакович познакомился с величайшими сочинениями Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Мать начала обучать Дмитрия игре на рояле. Обучение шло очень легко – мальчик был очень музыкален и запоминал фортепианные произведения наизусть без заучивания. Поняв, что у сына большой талант, родители отдали его в музыкальную школу.

В музыкальной школе И. Гляссера Шостакович обучился азам фортепианного искусства. Там же были созданы первые сочинения – пьесы «Солдат» и «Гимн свободе». Позже композитор писал, что уже в своих детских сочинениях стремился «как-то отражать жизнь».

Годы обучения в консерватории

В 1909 году Шостакович поступил в консерваторию на фортепианный факультет в класс профессора А. Розановой, а позже перешел в класс профессора Л. Николаева. Параллельно он стал заниматься композицией с профессором М. Штейнбергом. Шостакович жадно поглощал знания, которые получал в консерватории. Годы обучения Дмитрия Дмитриевича в консерватории пришлись на Первую мировой войной, это было время голода и разрухи. Многие студенты и педагоги не ходили на занятия. Шостакович же регулярно посещал все занятия, а если педагог на занятии отсутствовал, композитор шел к нему домой.

Когда Шостакович был на 4-м курсе, умер его отец. Чтобы прокормить семью, Шостакович пошел на работу – он был тапером в кинотеатре. Там он оттачивал искусство импровизации. Работая в кинотеатре, композитор получил бесценный опыт, хотя эта работа казалась ему скучной. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию в качестве композитора и как пианиста. Дипломным сочинением стала симфония №1 фа минор.

Творческий путь

После окончания консерватории Шостакович вел активную творческую жизнь и был членом объединения «Ассоциация современных композиторов». В эти годы композитор работает над циклом пьес для ф-но «Афоризмы» и симфонией «Посвящение Октябрю».

В 30-е годы состоялась постановка оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Опера раскрывала трагическую судьбу главной героини и обличала насилие и произвол. Премьера имела успех, однако «вождю народов» она пришлась не по душе. Через время в одной из петербургских газет вышла разгромная статья, где оперу назвали «сумбуром вместо музыки».

Военные и послевоенные годы

После начала войныШостакович с семьей уехал из Ленинграда. Уже в Куйбышеве он закончил написание Ленинградской симфонии, которая прозвучала для слушателей в 1942 году и сделала композитора известным.

В 1948 году музыка Шостаковича была названа властями «чужой советскому народу», композитора лишили профессорского звания и уволили из консерватории. Годом позже понявший веяния времени Шостакович написал «Песнь о лесах» – гимн Советскому Союзу. Так он вернул расположение властей, а позже даже был удостоен Сталинской премии.

Последние годы

В конце жизни Шостакович очень болел, однако не переставал творить. Последним произведением композитора стала – Соната для альта и фортепиано. Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких в 1975 году.

Интересные факты и даты из жизни

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Дмитрий Шостакович: краткая биография, факты, видео» — о главных этапах жизни выдающегося советского композитора, пианиста, педагога, доктора искусствоведения. Знаменитый композитор советского времени получил заслуженную известность далеко за пределами страны.

Биография Дмитрия Шостаковича

Этот вундеркинд родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Знак зодиака — В какой-то степени судьба Шостаковича была предопределена с детства. Отец был химиком, но страстно любил музыку, мать была пианисткой и преподавала уроки по классу фортепиано.

Родители: Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович Шостакович

Дмитрий с детства впитывал в себя звуки фортепиано и получил в дар музыкальный талант на генетическом уровне. Кроме Димы, в семье воспитывались его сестры: старшая – Мария и младшая – Зоя.

В 1915 году девятилетний Шостакович поступает на учебу в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Примерно в это же время, под впечатлением от просмотра оперы «Сказка о царе Салтане», написанной Римским-Корсаковым, решает заниматься музыкой всерьез.

Первые уроки он получил, конечно же, от мамы. Позже он начал обучаться по классу фортепиано, выбрав для этого частную школу у известного педагога И.А. Гляссера. В занятиях были достигнуты определенные успехи. В 1918 году юноша решил прервать обучение и заняться сочинением музыки.

Творческий путь

Летом 1919 года Шостаковича прослушивал А.К. Глазунов, осенью того же года, юное дарование поступает Петроградскую консерваторию. Там он продолжил обучение у Штейнберга и Соколова, и брал уроки дирижирования. Свое первое сочинение написал уже к концу 1919 года – Скерцо fis-moll.

В 1920 году состоялось много новых знакомств в среде музыкантов и им были написаны такие произведения как «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Несмотря на тяжелое время, революцию, гражданскую войну, все тяготы Первой мировой войны, голодное и холодное время, Шостакович продолжал учебу в консерватории.

Когда вновь была открыта городская филармония в 1921 году, молодой человек практически посещал ее каждый вечер. Многие оставляли занятия музыкой, но не он.

Музыкант вел полуголодное существование, это повлияло на сильное истощение организма. А в 1922 году умер его отец, семье пришлось совсем плохо. В этом же году и Дмитрий перенес сложную операцию, чудом оставшись жить. Но все эти трудности не могли отбить у него любовь к музыке. С большими сложностями он нашел место пианиста в кинотеатре.

Дмитрий Шостакович, 1925 год

В 1923 Дмитрий закончил учебу в консерватории, изучив класс композиции и класс фортепиано. Первую симфонию он написал специально для дипломной работы. После этого он решает дальше получать образование в аспирантуре, полностью отдаваясь музыке.

Признание

В 1927 году в Варшаве проходил международный конкурс пианистов и Шостаковича пригласили принять участие. Там он представил собственное сочинение — сонату, за что был поощрен дипломом.

Талантливый музыкант был замечен немецким дирижером во время его гастролей в Советском Союзе. Это был Бруно Вальтер. Он заинтересовался Первой симфонией и попросил прислать ему партитуру.

Премьера симфонии состоялась в Берлине 22 ноября 1927 года, через год — премьера в Филадельфии (США). Дмитрий Шостакович стал знаменитым далеко за пределами СССР.

  • Конец 1920-х и начало 1930-х годов стали знаменательными написанием еще трех симфоний.
  • 1930-1932 гениальный композитор пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которую зритель встретил с восторгом.
  • 1936 — была окончена Четвертая симфония. Исполнена она была впервые, спустя много лет, лишь в 1961 году.
  • 1937 — закончилась работа над Пятой симфонией. И в этом же году Шостаковича удостоили звания профессора.
  • 1939 — Шестая симфония.

  • Написание Седьмой симфонии пришлось на первые годы Великой Отечественной войны. Но мир ее услышал в 1942 году в Америке.
  • Следующий год Дмитрий Дмитриевич посвятил написанию Восьмой симфонии.
  • В 1945 году была написана и исполнена Девятая симфония после завершения войны. (Всего 15 симфоний).
  • В 1943 — переезд Шостаковича в Москву;
  • 1943 — 1948 работа профессором в Московской консерватории.

В 1948 год был сложным для композитора. Политбюро ЦК КПСС предъявило ему несколько обвинений: «пресмыкательство перед Западом», «формализм», «буржуазное декадентство» и профнепригодность. Его лишили профессорского звания и уволили с занимаемых должностей.

Несмотря на это, Шостакович продолжал писать свои бессмертные произведения и бывать в других странах в составе делегаций. Сталинский «пресс» не смог раздавить этого человека! У Дмитрия Дмитриевича была возможность остаться на Западе, но он этого не сделал.

В 1950 году композитор был награжден четвертой по счету Сталинской премией. Всего было пять Сталинский премий и множество самых высоких наград, звание Героя Социалистического Труда. (Список заслуженных наград очень обширен).

Личная жизнь

Каким был великий Шостакович? Главные черты его характера:

  • Замкнутость,
  • Скромность,
  • Честность,
  • Стеснительность,
  • Тактичность,
  • Сила воли,
  • Смелость,
  • Независимость,
  • Благовоспитанность,
  • Честь.

Первый брак Дмитрий Дмитриевич заключил с Ниной Васильевной Варзар (годы ее жизни 1909-1954). По профессии она была астрофизик, но семья оказалась для нее важнее, чем научная карьера. В этом браке родились сын Максим и дочь Галина. Сын также стал музыкантом и дирижером.

Вторая жена — Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак просуществовал недолго.

Третий раз Шостакович женился на Ирине Анатольевне Супинской. Она работала редактором журнала «Советский композитор» и оставалась женой музыканта до самой его смерти.

Последние годы жизни Шостакович боролся со сложным заболеванием – раком легких. Он очень много курил! Великий композитор закончил свои дни в Москве 9 августа 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий Шостакович: краткая биография (видео)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 г. в семье, в которой почитали и очень любили музыку. Его отец был инженером-химиком, а мать - одаренной пианисткой, которая стала первой учительницей сына, обучая его игре на рояле.

Сочинять музыку Митя начал с 9 лет. В 1916 г. его отдали в музыкальную школу, где мальчик учился до 1918 г.

В 13 лет Шостакович, получив официальное одобрение у директора Петербургской консерватории А. К. Глазунова, был принят на первый курс. Его педагогами стали Л.В. Николаев (фортепьяно), Н.А. Соколова (гармония), М.О. Штейнберг (композиция).

В голодное студенчество Шостакович работал тапером во время показа «немых» кинофильмов.

В 1923 г. Дмитрий окончил консерваторию как пианист, а в 1925 г. - как композитор.

Поначалу его творческая деятельность складывалась весьма успешно. Первая симфония имела большой успех не только в России, но и за ее пределами. Советской критикой и любовью зрителя были отмечены работы Шостаковича в оперном жанре (опера "Нос"), а также произведения, написанные для драматического театра.

Однако после того, как в 1936 г. на страницах газеты «Правда» появились разгромные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», направленные против творчества композитора, почти все его произведения были сняты с репертуара. Сочинения 1920-х гг. (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины

1960-х, а опера «Нос» была возобновлена только в 1974 г.

К счастью, не без участия авторитетных советских деятелей культуры (в частности, А.М. Горького) Шостакович не был репрессирован и смог продолжить работу. С 1937 г. он преподает композицию в Ленинградской, в 1943–1948 гг. - в Московской консерваториях. Среди его учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская и др.

Во время Великой Отечественной войны Д. Шостакович создал ставшую легендарной «Седьмую» (Ленинградскую) симфонию, которая прогремела на весь мир.

Но вскоре судьба в лице властей вновь отвернулась от Шостаковича. В феврале

1948 г. было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В.И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Только созданные в том же году «Тринадцатая» симфония и музыка к кинофильму «Молодая гвардия», вернули Шостаковичу расположение свыше.

В 1954 г. композитору присвоили звание народного артиста СССР, в 1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения, а в 1966 г. Шостакович был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Музыкальное наследие:

Оперы: «Нос» (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по

Балеты: « Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.), «Светлый ручей» (1935 г.); музыкальная комедия «Москва, Черемушки» (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958 г.)

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратория «Песнь о лесах» (слова Е. Я. Долматовского, 1949 г.), кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (слова Долматовского, 1952 г.)

Поэмы : «Поэма о Родине» (1947 г.), «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964 г.)

Произведения для оркестра: 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925 г.; № 2 - Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927 г.; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929 г.; .№ 4, c-moll op. 43, 1936 г.; № 5, d-moll op. 47, 1937 г.; № 6, h-moll op. 54, 1939 г.; № 7, C-dur op. 60, 1941 г., посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943 г., посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945 г.; № 10, e-moll op. 93, 1953 г.; № 11, 1905 г., g-moll op. 103, 1957 г.; № 12-1917 г., посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962 г.; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969 г., посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971 г.), симфоническая поэма «Октябрь» (op. 131, 1967 г.), Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967 г.)

Произведения для голоса с оркестром: 2 басни Крылова (ор. 4, 1922 г.), 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-1932 гг., поcвящён Н. В. Варзар), 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944 г.)

Произведения для голоса, скрипки, виолончели и фортепьяно: 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967 г.); вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948 г.); для голоса с фортепьяно - 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936 г.), 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942 г.; вариант с камерным оркестра), 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945 г.), 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950 г.), 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951 г.), 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952 г.), Испанские песни (ор. 100, 1956 г.), 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960 г.), 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973 г.; вариант с камерным оркестром), 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975 г.)

музыка к спектаклям драматических театров: «Клоп» В. Маяковского (1929 г.), «Целина» Горбенко и Львова (1930 г.), «Правь, Британия!» Пиотровского (1931 г.), «Король Лир» У. Шекспира (1941 г.)

Музыка к кинофильмам: «Новый Вавилон» (1929 г.), «Одна» (1931 г.), «Златые горы» (1931 г.), «Подруги» (1936 г.), трилогия - «Юность Максима» (1935 г.), «Возвращение Максима» (1937 г.), «Выборгская сторона» (1939 г.), «Человек с ружьем» (1938 г.), «Простые люди» (1945 г.), «Пирогов» (1947 г.), «Молодая гвардия» (1948 г.), «Мичурин» (1949 г.), «Встреча на Эльбе» (1949 г.), «Овод» (1955 г.), «Первый эшелон» (1956 г.), «Гамлет» (1964 г.), «Король Лир» (1971 г.) и др.