Колдунья на руси 4. История о ведьме. Подробности из жизни

ПИСАТЕЛЬ МАКСИМ ГОРЬКИЙ -УХОДЯЩАЯ НАТУРА?

Менее чем через 15 месяцев будет 150-я годовщина со дня рождения А.М.Горького. Думается, правительству России, общероссийским писательским объединениям, театральным и другим культурным организациям целесообразно начать подготовку к проведению общественных мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький достоин памяти современного российского общества. ОН гениальный художник слова и искренний человек, увлекавшийся социалист и романтический реалист, его выдающееся и масштабное литературное наследие является связующим звеном между старой и новой Россией.

В связи с данной темой ниже приводится обстоятельная и интересная статья «Именитый и отверженный», опубликованная 21.11.2016г. на интернет -портале SUBNET, автор материала Resepter.

И ИМЕНИТЫЙ И ОТВЕРЖЕННЫЙ

«Он пришёл в литературу вовремя,
с высокой волной революции, и знал, зачем пришёл».
Самуил Маршак, русский и советский поэт, драматург,
(1887-1964гг.)

Русский писатель, прозаик, драматург Алексей Максимович Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 (28) марта 1868г.- 18 июня 1936г.) также известен как Максим Горький. На рубеже XIX и XX веков являлся одним из самых читаемых авторов в мире. Он был признанным создателем произведений с революционной настроенностью, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Начав литературную деятельность с изображения романтизированных деклассированных персонажей («босяков»- протестующих героев, не находящих себе места в жизни), пройдя мировоззренческий путь идеолога богостроительства и литературного евангелизма, Горький затем стал литературным выразителем интересов всех трудящихся людей, проводником идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Он выступил литературным провозвестником грядущих глобальных социальных преобразований.

Писатель быстро получил мировую известность. По словам А.В. Луначарского: «Уже первое появление, первые успехи Горького обратили на него пристальное внимание Европы. Поражало то, что это выходец из «низов». Поражала его разнообразная многострадальная биография. Особенно поражал только ему присущий тон - и в его гневных разоблачениях того ада, который общество устроило своим «низам», и в полётах его мечты к грандиозному и лучезарному человеческому счастью».
В начале ХХ века слава Максима Горького сравнялась с популярностью замечательных русских художников слова - А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.21 февраля 1902г. А.М.Пешков (Максим Горький) был избран в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но, прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано царским правительством, под предлогом того, что новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим мировые авторитеты –писатели В.Г.Короленко и А.П.Чехов отказались от членства в Академии. После свержения монархии, 20 марта 1917г. Горький был избран почётным членом повторно.

Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918г., 1923г., 1928г., 1930г. и 1933г.
В 1923-1924 годах в Берлине было выпущено 22-х томное собрание сочинений А.М. Горького. В 1949-1955 годах в Москве осуществлено издано собрание произведений писателя из 30 томов (включая художественные сочинения, письма и критические статьи). Максим Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы. Общий тираж 3556 изданий его литературных произведений составил 242,6 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт не только советских писателей, то в тот период А. М. Горький уступил лишь корифеям литературы Л.Н. Толстому и А. С. Пушкину.

Однако, в последние 20 лет отечественные литературные критики и политики делают вид, что Максима Горького, как писателя и человека, в культурной жизни России не было.

Горький – явление мировой литературы

Максим Горький как писатель появился на исторической грани двух миров - мира капитализма и мира социализма. По образному выражению видного литературоведа, Горький миру отходящему, умирающему - пел отходную, миру нарождающемуся, идущему ему на смену - он пел «Многая лета». Максим Горький выступил Буревестником скорой социальной революции и художником нового прогрессивного общественного строя ещё до того, как вышедший на историческую арену рабочий класс похоронил русский капитализм. В 1898 году вышли два тома очерков и рассказов Горького, и он становится едва ли не самым популярным писателем современности, властителем дум передового русского общества. Талант молодого художника слова заметили и приветствовали классики отечественной литературы и словесности Лев Толстой и Антон Чехов. Их личное знакомство с Максимом Горьким состоялось в период 1900-1901гг. Чехов видел важнейшую заслугу Горького в том, что он «первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Знаменитые горьковские «Заметки о мещанстве» впервые появились легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905г., 27 и 30 октября, 13 и 20 ноября). Этот остро акцентированный очерк В.И. Ленин высоко оценил как образец боевой революционной публицистики.

А.М. Горький – русский писатель с мировым именем, собеседник и постоянный корреспондент выдающихся классиков зарубежной литературы Ромена Роллана, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу. Максима Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи с прогрессивными прозаиками Европы и Америки: Т. Драйзером, Дж. Лондоном,А.Барбюсом, М.Андерсен-Неске, А.Франсом. Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя системами общечеловеческого устройства, Горький являлся связующим звеном между старой и новой Россией. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом» (из письма Ромена Роллана к А.М. Горькому

В начале ХХ века российская и мировая культура пополнилась новым самостоятельным направлением творчества Максима Горького - литературным портретом. Этот жанр дал возможность писателю донести будущим поколениям светлые образы представителей передовой русской интеллигенции - носительницы прогрессивной культуры. Обладая феноменальной художественной памятью, хранившей неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал яркие литературные портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Стасова, Владимира Короленко, Александра Блока, Леонида. Андреева, Николая Каронина, Николая Гарина-Михайловского, Иннокентия Анненского и многих других. Шедевром этого ряда горьковских эссе считается литературный портрет В.И.Ленина (1930г.).

В мировой литературе о Максиме Горьком вряд ли найдётся более проникновенная по глубине и более яркая по форме характеристика его творческого гения, чем та, которую дал Горькому прославленный на Западе писатель и поэт Стефан Цвейг. В речи, произнесенной ко дню 60-летия со дня рождения А.М.Горького, в 1928 году, австро-британский прозаик и литературный критик сказал:

«Зоркую память Горького я причисляю к немногим подлинным чудесам нашей эпохи, и я не знаю ничего в современном искусстве, что могло бы хоть отдаленно сравниться с ясностью и точностью его глаза. Ни намека на мистический туман не застилает глаз этого художника, ни пузырька лжи не застряло в кристально чистой линзе, которая не увеличивает и не уменьшает, никогда не даёт искажённого или перекошенного изображения, неверной картины, никогда не усиливает света и не углубляет тьму; глаз Горького видит только ясно, только правду, и это непревзойдённая правда и недосягаемая ясность...».
«Когда Максим Горький рисует образ, то я готов поклясться, что этот человек был именно такой, каким увидел и описал его Горький, точь-в-точь - не лучше и не хуже; здесь ничего не примыслено и ничего не убавлено, ничего не приукрашено и не умалено, здесь в чистом, незамутненном виде схвачена неповторимая сущность одного человека, постигнута до конца и претворена в образ. Нет снимка среди тысяч фотографий Льва Толстого, нет описания в рассказах тысяч его друзей и посетителей, где бы он предстал перед нами более живым, более явственным в своей современной истинности, чем на неполных шестидесяти страницах, которые Горький посвятил ему в своих «Воспоминаниях». И точно так же, с той же правдивостью и таким же беспристрастием, как этого величайшего из русских, с кем ему довелось повстречаться, Горький описывал ничтожнейшего бродягу, презреннейшего цыгана, с которым судьба столкнула его на большой дороге. Гениальность горьковского видения носит одно имя - правдивость...».
«Этот честный, справедливый человек, этот великий художник никогда не мнил себя вождём, не притязал на роль судьи, не пытался слыть пророком-он только отстаивал права своего народа, свидетельствовал о его душевной глубине и нравственной силе. Как и надлежит чистосердечному свидетелю, он не приукрашал правду и не отрицал её, не произносил речей, а давал отчёт, не декларировал, а повествовал. Без пессимизма в мрачные годы и без ликования в годы успеха, стойкий в час опасности и скромный в час удачи, он выстраивал людей, одного подле другого, в своих книгах, пока они сами не стали множеством, не стали народом и образом извечного народа - основы основ всякого искусства и всякой творческой силы. Поэтому эпопея Горького (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Воспоминания» - ред.) не туманный миф о русской душе, а сама русская действительность, подлинная и неопровержимая. Благодаря книгам Горького мы можем по-братски понять Россию как близкий, родственный нам мир, без отчуждённости, без внутреннего сопротивления, а это и есть наивысший долг писателя - разрушить преграды между людьми, далёкое сделать близким и объединить народы с народами, сословия с сословиями в конечном всечеловеческом единстве...».

Достоинство творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную миссию. Писатель стремился разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости. Он принял посильное участие в организации первой мировой социалистической революции, а затем включился в процесс созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
Творчество Максима Горького - богатейшая палитра красок, картин, людей, образов, глубокой и мудрой мысли. Это героическая ода о человеке и его труде. Для великого гуманиста Горького человек был центром и гордостью вселенной, мерилом всех вещей. Писатель провозгласил: «Человек! Это звучит гордо!». Он утверждал: «Человек есть орган природы, созданный ею как бы для её самопознания и преобразования».
Горьковский гимн человеку неотделим от утверждения им великой преобразующей роли труда.Во всей мировой литературе никто с таким благоговением не относился к труду, как Максим Горький. Он был певцом человеческого труда. Слитность человеческих усилий в труде звучала для него музыкой. Коллективный труд воспринимался им как своего рода оркестр. Общечеловеческий труд Горький воспринимал как всепланетную симфонию человеческого созидания.

Горький и советская литература

В эпоху Серебряного века русской словесности (начало XX века) Максим Горький был весьма значимой фигурой в отечественной литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного преобразования общества, оказало заметное влияние на творчество многих действующих и вновь мастеров слова, появившихся в первой в мире социалистической стране. С особой остротой Горький чувствовал великую роль и значение художественной литературы в эпоху революционного перелома в жизни народа. Он утверждал, что писатель, властитель дум и чаяний народа, «никогда не является случайностью, он всегда историческая необходимость; он - явление, вызванное к жизни духовной работой нации, насыщенное её творческой силою, оправданное её потребностью видеть свою жизнь отраженной в искусстве...».

В тяжком и голодном 1918 году, в советской России Максим Горький организовал новое издательство «Всемирная литература» при Наркомпросе РСФСР. Его великий замысел заключался в том, чтобы «русский гражданин получил в своё распоряжение все сокровища поэзии и художественной прозы, созданные в течение полутора веков». В предисловии к большому каталогу будущих изданий, составленному на нескольких европейских языках, торжественно на весь мир Горький провозгласил вещие, непреходящие мысли о литературе. Он утверждал: «Литература - сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания: как будто в нём все вещества и силы природы, создавшие в лице человека высшее выражение своей сложности и разумности, стремятся уяснить сущность и цель своего бытия.
Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа; книга - простая вещь, так привычная нам, - есть, в сущности своей, одно из величайших и таинственных чудес земли: кто-то неведомый нам, иногда говорящий языком непонятным, отделённый от нас на тысячи верст, начертил на бумаге различные соединения трех десятков знаков, именуемых буквами, литерами; и, глядя на них, мы, чуждые и далекие создателю книги, таинственно постигаем смысл всех слов, идей, чувств, образов, любуемся описанием картин природы, восхищаемся красивой мерностью речи, музыкой слова... Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Гениальный художник новой эпохи Алексей Максимович Горький был подлинным реалистом и одновременно самым возвышенным романтиком. В этом творческом сплаве реализма и романтизма писатель выступил родоначальником нового направления, новаторского стиля мировой литературы, который впоследствии получил название социалистический реализм.

Главной задачей этого метода литературного творения М.Горький считал «возбуждение социалистического, революционного миропонимания, мироощущения». «Гордый, радостный пафос...придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление - социалистический реализм» . Он указывал, что для верного изображения и осознания сегодняшнего дня надо чётко видеть и представлять день завтрашний, будущее, исходя из перспектив развития, показывать сегодняшнюю жизнь, ибо, только зная и правильно представляя будущее, можно переделывать настоящее. По утверждению писателя, «смотреть на настоящее из будущего» ничуть не означает тягу к приукрашиванию действительности, её идеализации: «Социалистический реализм - искусство сильных! Достаточно сильных для того, чтобы бесстрашно смотреть в лицо жизни...».

Социалистический реализм Горьким трактовался как реалистически верное изображение жизни в её развитии с позиций марксистского мироощущения. Он писал: « Научный социализм создал для нас высочайшее интеллектуальное плоскогорье, с которого отчётливо видно прошлое и указан прямой и единственный путь в будущее...». Писатель требовал правды, но правды не отдельного факта, а истины, озаренной великими идеями великого завтра.

Горький не отождествлял свою личную писательскую манеру с методом социалистического реализма, считая, что широкие рамки этого художественного метода способствуют выявлению и развитию различных художественных индивидуальностей и стилей. Ни свои, ни чьи-либо другие формулы и «установки» по литературному процессу он не рассматривал как директивные и окончательные. На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович написал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».
Алексей Максимович Горький был великим тружеником литературного дела. Его жизненный подвиг столь же непостижим, как и широта художественной одаренности писателя. В это же время он занимался огромной общественной работой в литературной сфере. Создал издательство «Academia»(1921/1922г.), журнал « Литературная учёба»(1930г.), книжные серии «История фабрик и заводов»(1931г.), «История гражданской войны в СССР», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия». Возобновил издание книжной серии «Жизнь замечательных людей» (с1933г.). По инициативе Горького в Москве был организован первый литературный институт(1933г.).

А.М.Горький воспитал целое поколение прозаиков и поэтов, многие из которых завоевали мировую славу. Нет ни одного советского писателя, поэта или прозаика -современника Горького, к творческому росту которого он оставался бы равнодушным, не сказал ему нечто очень важное для его творческого будущего.
Крупный русский советский писатель Константин Федин (1872-1977гг.) вспоминал:«В письмах ко мне Алексей Максимович касался многих тем, отвечая на мои вопросы, возражая мне, иногда вступая в обстоятельный спор, переходящий из одного письма в другое... Но главной темой переписки всегда была литература. О писателе, его труде, его произведении Алексей Максимович писал с любовью и великой страстью. Его письма жгут, как огонь: прикосновенье к ним захватывает дыхание. Он считал дело литературы священным и сумел внушить такое отношение к ней младшим писателям, которые имели счастье общаться с ним, своим ученикам и друзьям».

Любое мало- мальски значительное событие в русской литературе, в литературе советских национальных республик и в мировой литературе встречало пристальное внимание русского писателя Алексея Максимовича Горького.Его мощный интеллектуальный потенциал художника, [мат] гениального литературного дарования и авторитет организаторского таланта явились в буквальном смысле духовной школой возродившихся или вновь возникших советских национальных литератур в республиках и краях необъятной социалистической страны.На литературных традициях Максима Горького выросла целая плеяда ныне широко известных писателей старшего поколения.По праву считается, что Максим Горький явился отцом великой дружбы культур всех советских народов.

В области литературы, культуры вообще, Горький пользовался огромным авторитетом, но всегда слушал мнение других, никогда не считал своё суждение «истиной в последней инстанции», в своих статьях и выступлениях выражал концепции, выработанные советской литературой тех лет в целом. Он считал дело литературы делом коллективным, окрик, приказ, команда в литературе представлялись Горькому недопустимыми. В 1927г. он написал прозаику и драматургу Борису Лавреневу (1881-1959гг.): «Я не квартальный надзиратель и вообще не «начальство», а такой же русский литератор, как и Вы». На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович начертал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы становления новой, советской культуры.

Максим Горький, будучи больным, в 1922-1930 годах находился на излечении в Италии. Но, и здесь за тысячи километров от России, писатель жил жизнью своего народа, следил за всем, что совершалось на его родной земле, своими публицистическими статьями и выступлениями участвовал в литературном процессе советской страны. По возвращении на Родину Горький много сил, энергии и воли отдал созданию Союза советских писателей. Он был вдохновителем и «первым среди равных» участником Первого съезда писателей СССР в 1934 году, на котором многонациональная советская литература предстала как единая, всесоюзная, всенародная.

Алексей Максимович Горький видел величайшее значение съезда в том, чтобы творческая работа писателей впредь вдохновлялась «основной, организующей идеей», идеей большевизма - «коренного преобразователя мира». Народность и партийность, глубокая осознанность писателем своего долга перед народом, перед историей - вот что должно определять направление и смысл творчества каждого советского писателя. «Отныне, - говорил Горький, - понятие «беспартийный литератор» останется только формальным понятием, внутренне же каждый из нас почувствует себя действительным членом ленинской партии...».

Горького удивляло, что отечественных писателей недостаточно привлекает тема труда, тема советского рабочего класса: «Для трех тысяч литераторов, зарегистрированных в Союзе (Союзе советских писателей - ред.), любимым героем остается всё ещё интеллигент, сын интеллигента и его драматическая возня с самим собою».
Невыносимо тяжёл, подневолен был труд в царской России, беспощадно и ярко описанный Горьким. Но вот пришёл Октябрь, и писатель, обращаясь к свободному, вдохновленному созиданием советскому труженику, восклицает: «Ты - неистощимая [мат], создающая всё, неиссякаемый источник творчества!». «В нашей стране всякий труд должен превращаться в искусство преображать мир». В одной из своих статей Алексей Максимович написал: «Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека».

Крупнейший писатель своего времени, Максим Горький считал, что любой прозаик (поэт) не вправе рассматривать литературу как личное, индивидуальное дело. Он считал своё творчество, как и творчество других писателей - старых и молодых, знаменитых и малоизвестных, - частью огромного дела всей советской литературы, всего советского народа. Горький был равно добр и равно строг к литератору, заслужившему почёт и признание, так и к автору первой в жизни книги. - Известный поэт, прозаик, литературовед Корней Чуковский (1882-1969гг.) вспоминал: «...не следует думать, что мы, писатели, получали от него (Горького- ред.) одни лишь хвалебные письма. Для оценки наших литературных работ у него был единственно твёрдый критерий: интересы советских читателей, и если ему казалось, что мы наносим этим интересам ущерб, он чувствовал себя вынужденным высказывать нам самую жестокую правду».

Горького отправляют в забытье

В постсоветской России буржуазная интеллигенция оседлала культурную жизнь страны и подмяла под себя литературный процесс. Её либеральные идеологи и практики намерены изъять (выбросить) из общественного сознания и памяти народа писателя Максима Горького, чьи мировоззрение и творческий талант были обращены к выражению жизненных интересов трудящихся классов. Авангардисты изящной словесности - «литературные чистильщики» стремятся не допустить молодое и подрастающее поколения россиян к чтению горьковских произведений, остро обличающих уродливые пороки капитализма и восторженно воспевающих величие человеческих отношений в социалистическом обществе. В ход пущены разнообразные приёмы и способы очернения личности, принижения писательского мастерства и охаивания общественной деятельности А.М.Горького.

Российские неолибералы считают А.М. Горького средним, в общем – то, прозаиком и драматургом. Политические диссиденты и литературные оппоненты всех направлений умышленно обыгрывают идейные и творческие метания Горького, акцентируют внимание на его неоднозначных отношениях с вождями большевизма в разные периоды жизни.Утверждается, что с чисто литературной стороны большинство произведений А.М.Горького качественно довольно слабые. Лучшими в его творчестве снисходительно считают ранние автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.
Прежде всего, праволиберальные литературные деятели упрекают пролетарского писателя в том, что он поставил своё творчество на службу коммунистическому движению. Очевидным примером считается тенденциозный, по их мнению, роман «Мать», написанный Максимом Горьким в 1906г. сразу по следам декабрьских (1905г.) протестных выступлений рабочих в крупных городах царской России. По мнению неокритиков, тема этого весьма посредственного в художественном отношении произведения, была выбрана автором конъюнктурная –присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына, участвовавшего в рабочей забастовке.
Особенно рьяно и гневно креативные современные «литвожди» осуждают опубликованную Горьким (март 1932г.) в двух центральных советских газетах «Правда» и «Известия» статью-памфлет под названием, которое стало крылатым, «С кем вы, мастера культуры?».Утверждают: выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов заниматься творчеством, руководствуясь марксистским мировоззрением. Оппоненты злонамерено полагают, что именно в силу социалистической ориентации творчества Максима Горького советское руководство выставляло его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии. После возвращения в СССР в 1930г., в последние годы жизни Максим Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции», «великий пролетарский писатель», отец «социалистического реализма». Во время праздничных демонстраций на Красной площади в Москве Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным и другими членами Политбюро компартии. С 1929г. А.М. Горький являлся членом ЦИК СССР. Его скульптуры и портреты распространили по всей стране. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (1932г.) Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов авиабюро Туполева, назвали « Максим Горький ». Имя М. Горького было присвоено многим областным драмтеатрам, одной из центральных киностудий в Москве. Практически в каждом крупном населённом пункте союзных республик СССР имелась улица Горького. В 1933г. связи с 65-летием со дня рождения Максим Горький награждён высшей государственной наградой орденом Ленина.

Российские неолибералы видят в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. Они постоянно подчеркивают колебаниия его взглядов на советский строй, припоминают неоднократную критику Горьким большевицкого режима. Вместе с тем, критики настаивают, будто творчество Горького было встроено в арсенал сталинской пропаганды. Так, 20-23 июня 1929г. Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения, где получил от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Тем не менее, по итогам поездки на Соловки он написал хвалебную статью о советской карательной системе. На Западе эта статья о Соловецком лагере вызвала бурную критику. Тогда Горький стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров на Соловках. Позже, в 1934г. А.М. Горький выступил соредактором литературного сборника, который славил построенный рабским трудом заключённых Беломоро-Балтийский канал. Книга убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. В самом себе писатель видел «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако, «литературные чистильщики» уверяют, что эти заявления были по большей части аффектированными. В этом их.якобы убеждают стиль книг Горького и подробности его общественной биографии. Трагизм и запутанность в жизни и литературных произведениях писателя отразили крайнюю двусмысленность его радужных обещаний полного революционного преображения мира, маскировавших корыстную жажду власти и звериную жестокость противоположных по общественно-социальным устремлениям людских страт.

Зоилы от литературоведения пишут, что когда Максим Горький изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, то он будто бы усиленно вносил в свои рассказы наигранную патетику « человечности». И стало быть, благодаря такому приёму, писатель снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, сторонника идеи коренного социального и политического переустройства России. Между тем, творчество А.М. Горького восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Антагонисты же считают, что те художественные достоинства его произведений, о которых обычно говорят, не искупают вредного значения содержащихся в них проповеди и идеализации «босячества». «Босяк», - этот новый, кабацкий Фауст, не нашедший в мире ничего его удовлетворяющего, этот новый вертепный Демон, не желающий благословить ничего во всей природе- идет походом на Бога, потому что Он не так создал мир, на людей, потому что они - гады, жулье и лицемеры, на жену, потому что она ему мешает, на города и деревни, потому что они ему противны. «Литературные чистильщики» утверждают: не будь этого босяцкого катехизиса, проповедуемого Горьким, его сочинения никогда не имели бы того успеха, который они получили в своё время. Либеральные эстеты от литературы полагают, что «Босяк», мечтающий всех передушить,- существо, вовсе не безопасное для общественного спокойствия.

Нападая на А.М. Горького, «мастера» закулисных провокаций не гнушаются грязными наветами и спекуляциями. Так, по утверждению некоторых литературоведов возвращение Горького на Родину, в советскую страну в 1930г. обусловлено отнюдь не политическими убеждениями писателя, его давними симпатиями к большевикам.Якобы здесь главным обстоятельством было искреннее стремление Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей крупных долгов (в том числе по денежным авансам у издателей его литературных произведений.).Также стали говорить, что значение М.Горького в организации и проведении Первого съезда писателей СССР было преувеличено. Утверждают, что на самом деле его роль являлась чисто декоративной. Якобы,зачитанный Горьким на том съезде основной доклад о советской литературе составлен в аппарате ЦК ВКП(б) при участии Кагановича,Жданова, Мехлиса и отредактирован Сталиным. К тому же, подготовку съезда осуществлял Оргкомитет, деятельность которого направляли секретарь ЦК партии А.А.Жданов и замзав орготделом ЦК А.С. Щербаков. Последний на съезде писателей был избран секретарём правления СП СССР. Вновь муссируется давно запущенная байка о том, что мол- де, Сталин затаил злобу на Максима Горького за отказ написать его художественную биографию, подобной созданному писателем эссе о В.И.Ленине. Такое литературное произведение должно было ещё больше возвеличить Сталина как единственного законного наследника Ленина. Когда Горький под разными предлогами уклонился от выполнения «заказа» генсека ВКП(б), то писатель с мировым именем, считавшийся к тому же идеологическим соперником вождя, был умещвлён по приказу Сталина. Затем, смерть «Буревестника» тот использовал для организации в стране кровавой чистки старых партийных кадров. Стало быть, по утверждению доморощенных «политэкспертов» ,хотя и невольно, «упрямство» Горький явилось предтечей жестоких политических репрессий конца 1930-х годов.

K

Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.

Обучение и начало литературной деятельности

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым .

В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902), повести «Детство» (1913-1914) и «В людях» (1915-1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925-1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

Эмиграции, возвращение на родину

В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина , и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

Последние годы и смерть

На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина . Однако эта версия так и не подтвердилась.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Пройдите наш тест – после этого вы намного лучше запомните краткую биографию Горького.

Алексей Максимович Пешков (более известный под литературным псевдонимом Максим Горький, 16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936) – русский и советский писатель, общественный деятель, основатель стиля социалистического реализма .

Детство и юность Максима Горького

Горький родился в Нижнем Новгороде. Его отец, Максим Пешков, умерший в 1871, в последние годы жизни работал управляющим астраханской пароходной конторой Колчина. Когда Алексею было 11 лет, умерла и его мать. Мальчик воспитывался после этого в доме деда по матери, Каширина, разорившегося владельца красильной мастерской. Скупой дед рано заставил юного Алёшу «идти в люди», то есть зарабатывать самостоятельно. Ему пришлось работать рассыльным при магазине, пекарем, мыть посуду в буфете. Эти ранние годы своей жизни Горький потом описал в «Детстве», первой части своей автобиографической трилогии. В 1884 Алексей неудачно пытался поступить в Казанский университет.

Бабушка Горького, в отличие от деда, была доброй и религиозной женщиной, прекрасной рассказчицей. Свою попытку самоубийства в декабре 1887 сам Алексей Максимович связывал с тяжёлыми переживаниями по поводу бабушкиной смерти. Горький стрелял в себя, но остался жив: пуля прошла мимо сердца. Она, однако, серьезно повредила легкое, и писатель страдал всю жизнь потом от дыхательной слабости.

В 1888 Горький был на короткое время арестован за связь с марксистским кружком Н. Федосеева. Весной 1891 он отправился странствовать по России и дошёл Кавказа. Расширяя свои знания самообразованием, устраиваясь на временную работу то грузчиком, то ночным сторожем, Горький копил впечатления, которые позже использовал для написания своих первых рассказов. Этот жизненный период он называл «Моими университетами».

В 1892 24-летний Горький вернулся в родные места и стал сотрудничать как журналист в нескольких провинциальных изданиях. Алексей Максимович вначале писал под псевдонимом Иегудиил Хламида (что в переводе с еврейского и греческого даёт некоторые ассоциации с «плащом и кинжалом»), но вскоре придумал себе другой – Максим Горький, намекая как на «горькую» российскую жизнь, так и на желание писать одну лишь «горькую правду». Впервые имя «Горький» было им употреблено в корреспонденции для тифлисской газеты «Кавказ».

Максим Горький. Видеофильм

Литературный дебют Горького и его первые шаги в политике

В 1892 появился первый рассказ Максима Горького «Макар Чудра ». За ним последовали «Челкаш », «Старуха Изергиль» (см. краткое содержание и полный текст), «Песня о Соколе » (1895), «Бывшие люди» (1897) и т. д. Все они не отличались не столько большими художественными достоинствами, сколько преувеличенно-напыщенной патетикой, однако удачно совпали с новыми российскими политическими веяниями. До середины 1890-х левая русская интеллигенция поклонялась народникам , идеализировавшим крестьянство. Но со второй половины этого десятилетия всё большую популярность в радикальных кругах стал получать марксизм . Марксисты провозглашали, что зарю светлого будущего зажгут пролетариат и неимущие слои. Босяки-люмпены и были главными героями рассказов Максима Горького. Общество стало бурно рукоплескать им как новой беллетристической моде.

В 1898 вышел первый сборник Горького «Очерки и рассказы». Он имел шумный (хотя и совершенно необъяснимый из соображений литературного таланта) успех. Общественная и творческая карьера Горького резко пошла на взлёт. Он изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, усиленно внося в свои рассказы наигранную патетику «человечности». Максим Горький снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, защитника идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Его творчество восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Горький завязал близкое знакомство с Чеховым и Толстым , хотя их отношение к нему было не всегда однозначным.

Горький выступал как убеждённый сторонник марксистской социал-демократии, открыто враждебной «царизму». В 1901 он написал открыто зовущую к революции «Песню о буревестнике». За составление прокламации, призывавшей к «борьбе с самодержавием», его в том же году арестовали и выслали из Нижнего Новгорода. Максим Горький стал близким другом многих революционеров, в том числе и Ленина , с которым впервые встретился в 1902 году. Он прославился еще более, когда разоблачил как автора «Протоколов Сионских мудрецов» сотрудника охранки Матвея Головинского. Головинскому после этого пришлось покинуть Россию. Когда избрание Горького (1902) в члены Императорской Академии по разряду изящной словесности было аннулировано правительством, академики А. П. Чехов и В. Г. Короленко тоже подали в отставку в знак солидарности.

Максим Горький

В 1900-1905 гг. творчество Горького становились всё более оптимистичным. Из его произведений этого периода жизни особенно выделяется несколько пьес, тесно связанных с общественными вопросами. Самая известная из них – «На дне» (см. её полный текст и краткое содержание). Поставленная не без цензурных трудностей в Москве (1902), она имела большой успех, а затем давалась по всей Европе и в Соединенных Штатах. Максим Горький всё теснее сближался с политической оппозицией. Во время революции 1905 он подвергся заключению в петербургской Петропавловской крепости за пьесу «Дети Солнца», которая была формально посвящена эпидемии холеры 1862 года, но ясно намекала на текущие события. «Официальный» спутницей Горького в 1904-1921 была бывшая актриса Мария Андреева – давнишняя большевичка , ставшая после Октябрьской революции директором театров.

Разбогатев благодаря своему писательскому творчеству, Максим Горький оказывал финансовую поддержку российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП ), одновременно поддерживая либеральные призывы к гражданским и социальным реформам. Гибель множества людей во время манифестации 9 января 1905 («Кровавого воскресенья »), по-видимому, дала толчок к ещё большей радикализации Горького. Не присоединяясь открыто к большевикам и Ленину, он сходился с ними во мнениях по большинству вопросов. Во время декабрьского вооружённого мятежа в Москве 1905 года в квартире Максима Горького, недалеко от Московского университета, размещался штаб восставших. По окончании восстания писатель уехал в Петербург. На его квартире в этом городе состоялось заседание ЦК РСДРП под председательством Ленина, принявшее решение пока прекратить вооружённую борьбу. А. И. Солженицын пишет («Март Семнадцатого », гл. 171), что Горький «в Девятьсот Пятом на своей московской квартире в дни восстания содержал тринадцать грузин-дружинников, и бомбы у него делали».

Опасаясь ареста, Алексей Максимович скрылся в Финляндию, откуда уехал в Западную Европу. Из Европы он отправился в Соединенные Штаты для сбора средств в поддержку большевицкой партии. Именно во время этой поездки Горький начал писать свой знаменитый роман «Мать», который впервые вышел на английском языке в Лондоне, а потом и на русском (1907). Тема этого весьма тенденциозного произведения – присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына. В Америке Горького вначале встретили с распростёртыми объятьями. Он познакомился с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном . Однако затем американская пресса стала возмущаться громкими политическими акциями Максима Горького: он отправил телеграмму поддержки профсоюзным вождям Хейвуду и Мойеру, обвинявшемся в убийстве губернатора штата Айдахо. Газетам не нравилось и то, что писателя сопровождала в поездке не жена Екатерина Пешкова, а любовница, Мария Андреева. Сильно уязвлённый всем этим Горький стал ещё яростнее осуждать в своём творчестве «буржуазный дух».

Горький на Капри

Вернувшись из Америки, Максим Горький решил пока не возвращаться в Россию, ибо мог подвергнуться там аресту за связь с московским восстанием. С 1906 по 1913 он жил на итальянском острове Капри. Оттуда Алексей Максимович продолжал поддерживать российских левых, особенно большевиков; он писал романы и эссе. Вместе с эмигрантами-большевиками Александром Богдановым и А. В. Луначарским Горький создал замысловатую философскую систему под названием «богостроительство ». Она претендовало выработать из революционных мифов «социалистическую духовность», при помощи которой обогащённое сильными страстями и новыми моральными ценностями человечество сможет избавиться от зла, страданий и даже смерти. Хотя эти философские поиски были отвергнуты Лениным, Максим Горький продолжал верить, что «культура», то есть, моральные и духовные ценности важнее для успеха революции, чем политические и экономические мероприятия. Эта тема лежит в основе его романа «Исповедь» (1908).

Возвращение Горького в Россию (1913-1921)

Воспользовавшись амнистией, данной к 300-летию династии Романовых , Горький в 1913 году вернулся в Россию и продолжил активную общественную и литературную деятельность. В этот период жизни он направлял молодых писателей из народа и написал первые две части своей автобиографической трилогии – «Детство» (1914) и «В людях» (1915-1916).

В 1915 Горький вместе с рядом других видных российских писателей участвовал в издании публицистического сборника «Щит», целью которого была защита якобы угнетённого в России еврейства. Выступая в «Прогрессивном кружке», в конце 1916 Горький, «своё двухчасовое выступление посвятил всяческому оплевыванию всего русского народа и непомерному восхвалению еврейства», - рассказывает думец-прогрессист Мансырев, один из основателей "Кружка"». (См. А. Солженицын. Двести лет вместе. Глава 11.)

Во время Первой Мировой войны его петербургская квартира вновь служила местом собраний большевиков, однако в революционном 1917 его отношения с ними ухудшились. Через две недели после Октябрьского переворота 1917 Максим Горький писал:

Однако по мере укрепления большевицкого режима Максим Горький всё больше сникал и всё чаще воздерживался от критики. 31 августа 1918 года, узнав о покушении на Ленина, Горький и Мария Андреева дали в его адрес общую телеграмму: «Ужасно огорчены, беспокоимся. Сердечно желаем скорейшего выздоровления, будьте бодры духом». Алексей Максимович добился личной встречи с Лениным, о которой рассказывал так: «Понял, что ошибся, пошёл к Ильичу и откровенно сознался в своей ошибке». Вместе с рядом других примкнувших к большевикам писателей Горький создал при Наркомпросе издательство «Всемирная литература». Оно планировало публиковать лучшие классические произведения, однако в обстановке страшной разрухи не смогло сделать почти ничего. У Горького зато завязалась любовная связь с одной из сотрудниц нового издательства – Марией Бенкендорф. Она продолжалась многие годы.

Вторичное пребывание Горького в Италии (1921-1932)

В августе 1921 года Горький, несмотря на личное обращение к Ленину, не смог спасти от расстрела чекистами своего друга, поэта Николая Гумилева . В октябре того же года писатель покинул большевицкую Россию и проживал на немецких курортах, завершив там третью часть своей автобиографии – «Мои университеты» (1923). Затем он вернулся в Италию «для лечения туберкулёза». Живя в Сорренто (1924), Горький сохранял контакты с родиной. После 1928 года Алексей Максимович несколько раз приезжал в Советский Союз, пока не принял предложение Сталина об окончательном возвращении на родину (октябрь 1932). По мнению некоторых литературоведов, причиной возврата были политические убеждения писателя, его давнишние симпатии к большевикам, однако есть и более обоснованное мнение о том, что главную роль здесь сыграло желание Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей долгов.

Последние годы жизни Горького (1932-1936)

Ещё во время посещения СССР в 1929 Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения и написал хвалебную статью о советской карательной системе , хотя получил на Соловках от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Этот случай в «Архипелаге ГУЛАГ » А. И. Солженицына . На Западе статья Горького о Соловецком лагере вызвала бурную критику, и он стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров. Отъезд писателя из фашистской Италии и возвращение в СССР были широко использованы коммунистической пропагандой. Незадолго до приезда в Москву Горький опубликовал (март 1932) в советских газетах статью «С кем вы, мастера культуры?». Выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов поставить своё творчество на службу коммунистическому движению.

По возвращении в СССР Алексей Максимович получил орден Ленина (1933) и был избран главой Союза советских писателей (1934). Правительство предоставило ему роскошный особняк в Москве, принадлежавший до революции миллионеру Николаю Рябушинскому (теперь – музей Горького), а также фешенбельную дачу в Подмосковье. Во время демонстраций Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (который вновь обрёл своё историческое название лишь в 1991 году, при крахе Советского Союза). Самый большой самолет в мире, АНТ-20, который построило в середине 1930-х годов бюро Туполева, был назван «Максим Горький». Существуют многочисленные фото писателя с членами советского правительства. За все эти почести приходилось платить. Горький поставил своё творчество на службу сталинской пропаганде. В 1934 он выступил соредактором книги, которая восславила построенный рабским трудом Беломоро-Балтийский канал и убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький на трибуне мавзолея. Рядом - Каганович, Ворошилов и Сталин

Есть, однако, сведения, что вся эта ложь стоила Горькому немалых душевных терзаний. О колебаниях писателя знали в верхах. После убийства Кирова в декабре 1934 и постепенного развёртывания Сталиным «Большого Террора» Горький фактически оказался под домашним арестом в своём роскошном особняке. В мае 1934 неожиданно умер его 36-летний сын Максим Пешков, а 18 июня 1936 от пневмонии скончался и сам Горький. Сталин, несший вместе с Молотовым гроб писателя во время его похорон, заявил, что Горького отравили «враги народа». Обвинения в отравительстве были предъявлены видным участникам московских процессов 1936-1938 гг. и сочтены там доказанными. Бывший глава ОГПУ и НКВД , Генрих Ягода , сознался, что организовал убийство Максима Горького по приказу Троцкого.

Иосиф Сталин и Писатели. Максим Горький

Кремированный прах Горького был похоронен у Кремлевской стены. Мозг писателя перед этим извлекли из его тела и отправили «для изучения» в московский НИИ.

Оценка творчества Горького

В советские времена, до и после смерти Максима Горького, правительственная пропаганда старательно затушёвывала его идейные и творческие метания, неоднозначные отношения с вождями большевизма в разные периоды жизни. Кремль выставлял его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии и отцом «социалистического реализма». Статуи и портреты Горького распространялись по всей стране. Российские диссиденты видели в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. На Западе же подчеркивали постоянные колебания его взглядов на советский строй, вспоминая неоднократную критику Горьким большевицкого режима.

Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Будучи автором романов, рассказов, автобиографических очерков и пьес, Алексей Максимович написал также много трактатов-размышлений: статей, эссе, воспоминаний о политиках (например, о Ленине), о людях искусства (Толстом, Чехове и др.).

Сам Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. Писатель видел в самом себе «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако как стиль книг Максима Горького, так и подробности его общественной биографии убеждают: эти притязания были по большей части наигранными.

В жизни и творчестве Горького отразились трагизм и запутанность его крайне двусмысленного времени, когда посулы полного революционного преображения мира лишь маскировали корыстную жажду власти и звериную жестокость. Давно признано, что с чисто литературной стороны большинство произведений Горького довольно слабо. Лучшим качеством отличаются его автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.