По мировой художественной культуре. Мировая художественная культура? Подсистемы художественной культуры


Как было замечено выше, с позиций неоклассической экономической теории фундаментальные различия между рыночной и командноадминистративной экономическими системами прослеживаются по двум основным критериям: форме собственности на средства производства (частная - государственная (общественная)) и по способу координации экономической деятельности (рынок - централизованное государственное планирование). В качестве основных недостатков данной классификации можно отметить следующие: выделение упрощенной структуры компонентов, где определяющую роль играли отношения собственности на средства производства; идеологическую направленность, которая впоследствии разделила мир на две противоположные, враждующие экономические системы (капитализм и социализм), а также невозможность отразить многообразие реального мира. Поэтому, как только экономическая система стала рассматриваться как объект исторического выбора отдельной страны, компаративисты стали интерпретировать ее как совокупность всяческих элементов, комбинируемых в разных соотношениях (формы собственности, методы координации и управления, распределительные отношения и т. п.). В этой точке зрения и в ряде других прослеживается тенденция к многомерной структуре экономической системы, учитывающей различные стороны ее функционирования.
Такой подход присущ, в частности, П. Грегори и И. Стюарту, которые выделили следующие основные сущностные характеристики экономических систем: организация мер по принятию решений: структура; механизмы обеспечения информацией и координации решений: план и рынок; права собственности: управление и доход; механизмы определения и побуждения людей к действию: стимулы. Для каждой основной характеристики, по их мнению, существует
несколько альтернативных вариантов. Это создает возможности для их сочетания с другими элементами и обусловливает наличие множества экономических систем (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Основные характеристики экономических систем и возможные их варианты1

Согласно концепции П. Грегори и Р. Стюарта, сравнительный анализ экономических систем сводится к проблеме соответствия теоретических моделей и реальностей. Причем их анализ ограничивается исследованием индустриальной экономической системы и ее модификаций.
Типология на уровне отдельной экономической системы предполагает выделение внутри нее различных модификаций. В современной экономической теории сформировались такие основные виды, как плановая экономика, рыночная экономика, традиционная экономика, смешанная экономика.
Для традиционной экономической системы характерны: крайне примитивная технология (в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов), преобладание ручного труда, ограниченная торговля (не носит регулярного характера). Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решения совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития (Иран, Ирак). Некоторые исследователи (например, Эрнандо де Сото в своей книге «Другой путь») называют широкий круг примитивной неформальной экономики, процветающей во многих развивающихся странах, традиционной экономикой.
Характерными чертами административно-командной системы (плановой экономики) являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов, структура общественных потребностей определялись центральными плановыми органами. В плановой экономике, в основе которой лежит централизованная организация, экономическая деятельность осуществляется по инструкциям и директивам, разрабатываемым высшими плановыми органами (Комитетом по планированию, Госпланом и др.). Их доводят до нижестоящих организаций, которые обязаны обеспечить выполнение плана. Предпочтения потребителей учитываются, но в незначительной мере. В связи с этим разрабатывается определенная система стимулов и санкций, поощряющих выполнение директив или осуждающих участников за отказ от их выполнения. Иные механизмы в централизованной организации исключаются. Такой процесс называют директивным планированием. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Отличительными чертами рыночной экономической системы являлись: частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара. Механизм координации реализуется через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители, стремясь получить все больший доход (прибыль), в условиях конкуренции решают проблему распределения всех ресурсов, производя товары, которые пользуются спросом на рынке.
В современных условиях оптимальная экономическая система в целях распределения ограниченного количества ресурсов включает в себя различные модификации их характеристик. Приоритетной является организационная структура в виде смешанных форм.
К чистым историческим типам экономических систем относят плановую экономику и рыночную экономику. Основные методологические ориентиры этих типов изложены в концепции В. Ойкена. По его мнению, в обществе существует два типа экономических систем: неменовая экономика и меновая экономика.
При неменовой экономике (централизованно-управляемая эко - номика) экономическая жизнь осуществляется по плану, составленному единым центром. Ее основными формами являются простая централизованно управляемая экономика и централизованно-административная экономика. Они реализуются в трех вариантах: тотально-централизованная экономика; централизованно управляемая экономика; централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором.
В самом чистом виде тотально-централизованная экономика представляет собой обособленное хозяйство, где обмен отсутствует. Производство продуктов, их распределение и потребление осуществляются по указаниям центрального руководства. При выделении определенного количества продуктов работники обязаны потреблять их сами. Если этого они не хотят, то должны их сдать руководителю. В хозяйстве все планируется до мелочей. Для каждого работника определяются профессия и место работы.
Элементы тотально-централизованной экономики обнаруживаются в семейных хозяйствах прошлого и настоящего, в крупных централизованно-управляемых хозяйствах, при административном решении вопросов распределения жилплощади, определения уровня квартплаты и др.
В централизованно управляемой экономике со свободным обменом предметов потребления экономическая жизнь осуществляется по плану центрального руководства. Однако в распределение предме

тов потребления можно вносить коррективы. Обмен разрешается, но он имеет ограниченный характер. Элементы централизованно управляемой экономики со свободным обменом обнаруживаются в армии, где солдаты по нормам получают определенные предметы потребления (к примеру, мыло, сигареты и т. д.). В случае необходимости они могут их обменять. Во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.) продукты распределялись с помощью карточной системы. Однако обмен между потребителями осуществлялся постоянно. В случае долговременного обмена используются деньги, устанавливаются цены и формируются определенные рынки.
Централизованно-управляемая экономика со свободным потребительским выбором предусматривает, что граждане не получают предметы централизованно, а приобретают их на свои доходы и зарплату, выбирая товары, которые им нравятся. Возможны следующие модификации централизованно управляемой экономики со свободным потребительским выбором: централизованно управляемая экономика с ограниченным свободным потребительским выбором предметов потребления и централизованно управляемая экономика с неограниченно свободным выбором предметов потребления.
При первой модели государство использует различные методы воздействия на потребителя, в том числе: политику ценообразования, рекламу, изменение технологии изготовления предметов потребления и др. Причем потребители сами решают, что им приобрести на свои деньги.
При второй модели центральное руководство использует объем спроса как показатель сформировавшихся потребностей. Оно составляет план с учетом множества других планов и интересов потребителей. Таким образом, администрация - монополист, владеющий всеми рынками, и пытается снабжать потребителей по принципу «наилучшего обслуживания».
Централизованно управляемая экономика встречается в истории развития общества и как доминирующий элемент. Это прежде всего связано с военной экономикой.
Меновая экономика, по концепции В. Ойкена, представляет собой многоплановое хозяйство. Однако ее нельзя полностью отождествлять с капитализмом. Элементы меновой экономики встречаются во всех исторических эпохах.
По своей структуре меновая экономика представляет собой производящие хозяйственные единицы и потребляющие единицы. В качестве хозяйственных единиц выступают производства, где изготавливаются материальные блага и услуги с целью продажи. В качестве потребляющих единиц выступают домохозяйства, которые зарабатывают деньги и приобретают на них необходимые товары и услуги с целью потребления. Руководители хозяйственных и потребляющих единиц составляют планы, являющиеся частью общих хозяйственных планов. Поскольку производств и домохозяйств множество, то возникает проблема их координации. Она решается двумя способами. Первый способ предполагает наличие единой измерительной шкалы, на которую ориентированы все планы самостоятельных хозяйств. В этом качестве выступает единица стандартного продукта или идеальная счетная единица (к примеру, меха, рыба, крупный рогатый скот или весовые единицы благородных металлов). Второй способ предусматривает наличие предложения и спроса со стороны самостоятельных хозяйств. Выделяют два вида предложения и спроса: открытые и ограниченные. При открытых предложении и спросе на рынке в качестве поставщиков или покупателей выступает любой человек. Причем каждый отдельный субъект может предлагать и покупать сколько пожелает. Таким образом, открытые предложение и спрос возникают там, где нет запретов на ремесла, торговлю и другие виды хозяйственной деятельности. «Открытые» ремесла встречались в Римской империи времен Августа, во многих городах Средневековья и др.
Ограниченные спрос и предложение появляются там, где в качестве поставщиков и покупателей выступают только определенные лица (к примеру, доступ на рынок разрешается лишь некоторым предпринимателям, а закупки может производить только ограниченный круг коммерсантов). В истории развития человечества ограниченные спрос и предложение встречаются повсеместно и многократно.
Концептуальные подходы к теоретическому анализу экономических систем весьма неоднозначны. Единства мнений не наблюдается и по поводу сравнительного метода.
В рамках концепции хозяйственного порядка ученые Марбургского университета выделяют следующие уровни сопоставительного анализа: сравнение вещественного и инфраструктурного оснащения экономических систем, например ресурсного потенциала или отраслевой структуры; сравнение реальных и концептуальных моделей (структур). Социально-экономические или политические концепции могут со-


поставляться между собой (концептуальное сравнение систем) или по отношению к реально существующим порядкам (системам). Причем перекрестное сравнение недопустимо (рис. 1.6); сравнение результатов функционирования экономических систем с различной организацией. Причем в сравнениях на разных уровнях необходимо сопоставлять объекты, которые находятся на одной ступени развития экономических систем, различаясь организованностью.


Методология, разработанная российскими учеными А. Бузга- линым и А. Колгановым, предназначена для стран с транзитивной экономикой. Основными принципы ее построения следующие: выявление разнообразия моделей экономических систем в их взаимной связи во времени и пространстве; наличие универсального набора параметров сравнения, которые претерпевают не только количественные, но и качественные изменения; поиск и подбор как экономической информации, так и информации административно-правового характера. В связи с этим основными параметрами сравнительного исследования стран с транзитивной экономикой становятся: технико-экономические и постэкономические параметры сравнения; параметры сравнения отношений, определяющих способ координации, аллокации ресурсов; параметры сравнения отношений собственности; социальные параметры переходных систем; параметры сравнения отношений воспроизводства и механизма функционирования экономических систем1.
Под технико-экономическими и постэкономическими параметрами сравнения (рис. 1.7) прежде всего подразумеваются выделение различных технологических укладов и господствующих технологий, характера технико-производственных процессов, а также качественная характеристика технико-производственной сферы предприятий, причем отмечается как ключевой параметр мера развития творческой деятельности и ее роль в жизни данной системы.
В качестве проблемы сравнения отношений, определяющих способ координации, аллокации ресурсов, выделена проблема соотношения плана и рынка, а также способ аллокации ресурсов (рис. 1.8).
Отмечено, что в центре развития каждой социально-экономической системы находятся отношения собственности, соединения производителей со средствами производства, поэтому глубокий анализ предполагает разделение формальной и реальной структур собственности с точки зрения их исходного и сложившегося состояния (например, см. рис. 1.9).
Для анализа отношений собственности необходимо сравнивать не только формальные, законодательно принятые в разных странах формы собственности, их динамику, изменения формальных показателей приватизации, но и реально сложившиеся права собственности, отражать изменения ее реальной структуры с выделением различных регионов, секторов, сделать выводы о том, кто сосредоточил в своих руках реальную хозяйственную власть; как эта динамика влияет на экономический рост, справедливое распределение доходов, эффективность экономики.
Таким образом, первая группа конкретных параметров для сравнительного анализа отношений собственности связана с выделением исходной системы реальных отношений собственности в экономике. Для этого необходимо определить: меру концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата;


степень централизации/децентрализации государственной собственности; меру разложения пирамиды экономической власти: регионализацию, ведомственность, местничество.
Второй блок параметров сравнения связан с выделением сложившейся официальной структуры прав собственности: государственной, акционерной (с преобладающим участием государства или работников, частных лиц или частных корпораций), кооперативной и с участием иностранного капитала, собственности общественных организаций и т. п.

Alt="Рис. 1.9. Параметры сравнения отношений собственности с точки зрения их исходного состояния" />
Рис. 1.9. Параметры сравнения отношений собственности с точки зрения их исходного состояния1

Третья группа параметров позволяет осуществлять анализ реального распределения прав собственности в сравниваемых экономических системах (административный, кадровый, управленческий контроль со стороны администрации, клановых структур, нелегальные формы внеэкономического контроля и т. п.).
Четвертая группа параметров сравнения отношений собственности связана с выяснением реальной системы механизма отчуждения/ присвоения объектов собственности. Изучаются, например, разные формы участия субъектов в собственности: самоуправление, участие в прибылях, в управлении, ассоциированная собственность работников и др.
Последний пятый блок параметров характеризует динамику изменений отношений собственности, это прежде всего анализ моделей приватизации, практики приватизации, а также изучение влияния приватизации на структуру и эффективность экономики.
Для сравнительного анализа социальных результатов функционирования экономических систем предлагаются следующие социальные параметры: уровень и динамика реальных доходов; дифференциация доходов; «цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, интенсивность труда и т. п.); качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени на покупки); свободное время, направления его использования; качество и содержание труда; развитие социально-культурной сферы и др.
Перечень социально-экономических параметров достаточно хорошо известен и широко используется в анализе экономических систем. Для более полного содержательного анализа данной сферы в рамках трансформирующейся экономики его можно дополнить исследованием отношений распределения, социально-классовой структуры, отношений занятости и др.
Завершается анализ изучением специфики механизмов воспроизводства. Выделены следующие параметры сравнения отношений воспроизводства: основные макроэкономические показатели (динамика ВВП, НД, производительность труда, реальные доходы, инфляция, безработица и др.), а также показатели, характеризующие причины и факторы роста, меру сбалансированности экономики, тип воспроизводства, формирование институтов рыночной инфраструктуры, степень включения страны в мировое хозяйство.
Методология российских ученых предусматривает два этапа сравнительного исследования.
На первом этапе проводится анализ основных обобщающих макроэкономических показателей. Его исследователи называют «первым витком» сравнительного анализа. Отсутствие сколько-нибудь «целостного систематического анализа закономерностей трансформации»1 в странах с транзитивной экономикой приводит авторов к ограничению сравнительного анализа показателями, характеризующими динамику:
Контрольные вопросы к теме 1 55 производства ВВП и промышленной продукции; инфляции; безработицы; реальной заработной платы; налоговых поступлений в ВВП.
На втором этапе исследования систематизируются не только эмпирические данные, но и различные проявления уже исследованной сущности. В связи с этим разрабатываются научно обоснованные прогнозы развития стран с транзитивной экономикой.
Типология на уровне подвидов экономической системы предполагает вычленение внутри нее отдельных разновидностей, возникающих в странах в связи с формированием в них общества нового типа. Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская, китайская, кубинская модель и др. Для современной рыночной системы также можно выделить наиболее характерные примеры (см. тему 3 данного пособия). В соответствии с этим типология смешанной экономики предусматривает ее модификации, появившиеся на уровне, во-первых, развитых систем; во-вторых, развивающихся стран; в-третьих, стран с переходной экономикой.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки собственного пути развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Тема 1. Теоретико-методологические основы сравнительного анализа социально-экономических систем

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику понятия социально-экономической системы.

2. Раскройте содержание подходов к трактовке понятия «социально-экономическая система» основными теоретическими школами.

3. Охарактеризуйте типы социально-экономических систем в рамках различных теоретических школ.

4. Покажите, как соотносятся теоретические модели социально-экономических систем и реальные системы.

5. Назовите методы сравнительного исследования социально-экономических систем.

6. Укажите параметры сравнения социально-экономических систем: основные элементы, звенья, механизмы.

Тема 2 . Типология обществ и общественного устройства – основа сравнительного анализа социально-экономических систем. Отличительные черты, строение и структура цивилизованного общества

Вопросы для самопроверки

1. Цивилизационный и формационный подходы.

2. Каково соотношение понятий национальная экономика (экономика страны) и экономическая система.

3. Общие и специфические критерии эффективности в различных типах социально-экономических систем.

4. Место и роль форм докапиталистической эксплуатации (экономическое и внеэкономическое принуждение) в разных видах развивающихся экономик.

5. Сравнение социальных и институциональных параметров.

Тема 3 . Основы теории социально-экономических систем, параметры сравнения. Основы структурного сравнительного анализа

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание структурного анализаэкономических систем, как основы их сравнения.

2. Назовите технико-экономические параметры сравнения экономических систем.

3. Укажите параметры сравнения способов соединения производителя со средствами производства и отношений собственности

4. Сравнительный анализ места и роли отношений собственности в различных типах экономических систем

5. Сравнительный анализ форм и содержания собственности в разных видах развивающихся экономик.

6.Перераспределение прав собственности и специфика процессов приватизации в разных типах экономических систем

7. Социально-экономические отношения, социальные и экономические показатели, критерии сравнения.

8. Критерии межтипового сопоставления социально-экономических систем.

9. Параметры сравнения отношений, определяющих способ координации (аллокации ресурсов).

10. Параметры сравнения отношений воспроизводства и механизмов функционирования экономических систем.

Тема 4. Государство и рынок. Рыночный и государственный механизмы регулирования экономики. Условия и факторы их эффективного взаимодействия

Вопросы для самопроверки

1. Новое качество рынка и государственного регулирования в условиях информационного общества

2. Дайте характеристику роли государства в экономической системе и его функций.

3. Дайте характеристику рынка, его функций, места ироли в экономической системе.

Тема 5. Социально-культурная, экономическая и политическая динамика, типология и историческое сопоставление социально-экономических систем. Основы динамического сравнительного анализа

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание основных подходов к периодизации социально-культурной, экономической и политической динамики общества.

2. Охарактеризуйте основные направления теории развития, социальной эволюции, экономического прогресса.

3. Представьте характеристику теории и моделей экономического роста.

4. Каковы закономерности социально-экономической динамики.

5. Рассмотрите взаимосвязь и соотношение исторического и логического подходов к развитию цивилизованного общества.

Тема 6. Индустриальная система – закономерности становления и развития. Инновационная и мобилизационная модели становления и развития

Вопросы для самопроверки

1.Сравните роли индустриального, неиндустриального и постиндустриального секторов.

2. Назовите основные признаки индустриальной экономической системы.

3. Раскройте основы исторической типологии индустриальной экономической системы.

4. Представьте сравнительную характеристикутехнологических укладов индустриального способа производства.

5. Дайте характеристику ключевых моментов и отличительных черт инновационной и мобилизационной моделей индустриального, технико-экономического развития

Тема 7 . Модели государственно-корпоративно-рыночной и государственно-корпоративно-административно-командной экономики, сравнительный анализ

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных моделей государственно-корпоративно-рыночной экономики.

2. Раскройте параметры, выступающие основой сравнительного анализамоделей государственно-корпоративно-рыночной экономики.

3. Сравните государственно-корпоративно-рыночную и частнопредпринимательскую рыночную экономику.

4. Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве в эпоху глобализации .

6. Основные черты либеральной модели

7. Основные черты социал-демократической модели и социального рыночного хозяйства

5. Сравнительный анализ понятий капитализм и социализм.

6. Различия в распределении доходов и в способах их получения.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Базовый учебник

· , . Экономическая компаративистика. Сравнительный анализ экономических систем. Инфра-М, 2009

Основная литература

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. . – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.

Колганов компаративистика (сравнительный анализ экономических систем): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 746 с.

Зубарева анализ экономических систем. http: // ecsocman. edu. ru.

Кудров, экономика: учебник / . – М. :Юстицинформ,

2009. – 512 с. – (Серия «Образование»).

Ойкен В. Экономические системы. // Thesis. T1. Вып. 2. -М.: Начала-пресс. 1993.

Киселица исследовательской деятельности в экономике (экономическая компаративистика). Учебное пособие. Тюмень: Издательство, Тюменского государственного университета. 2007. – 300 с.

Яковец цивилизаций: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.

Дополнительная литература

Лапинскас система: особенности функционирования. - Улан-Уде.: БГУ. 1998.

Бузгалин А., Колганов А. Введение в компаративистику. -М.: Таурус-Альфа. 1997.

Иноземцев В. Расколотая цивилизация. - М.: Akademia. 1999.

Национальная экономика: учебник / под. ред. – М.: Экономистъ, 2006. – 813 с.

Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Akademia. 1999.

Нуреев микроэкономики. - М.: Норма-Инфра. М. 2000.

Сравнительное изучение цивилизации. - М.: Аспект-пресс. 1993.

Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. Т. 1. / Пер. с англ., вступ. статья и коммент. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 408 с.

Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. Т. 2. / Пер. с англ., вступ. статья и коммент. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 446 с.

Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. Т. 3. / Пер. с англ., вступ. статья и коммент. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 479 с.

Экономическая система новой цивилизации: монография / , ; РЭА им. ТРО ВЭО России. М.; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. , 2010, 323 с.

Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России/ под общ. ред. проф. . Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: ТЕИС, 2007

J. BarkleyRosser, Jr.and Marina V. parative Economics in a Transforming World Economy, 2nd Edition

John-Michael MontiasRjoutledge, 2004s John-Michael Montias Page

Find all the books, read about the author, and more.

See search results for this author

Are you an author? Learn about Author Central

Journal of Comparative Economic Studies, http://www. /ces/index. html

Association for Comparative Economic Studies, http://www. acesecon. org

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

Понятие художественной культуры

Определение 1

Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.

Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.

Художественную культуру изучали:

  • Философия
  • Эстетика
  • Исторические науки
  • Литературоведение
  • Художественное творчество
  • Организационную инфраструктуру
  • Материальную инфраструктуру
  • Художественное образование
  • Художественную критику
  • Художественные образы
  • Эстетические взгляды
  • Техническую эстетику и дизайн
  • Государственное урегулирование этой области

Замечание 1

В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.

Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории :

  • Возвышенное
  • Низменное
  • Комическое
  • Трагическое

Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.

Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.

Подсистемы художественной культуры

Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:

Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.

В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:

  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Литература
  • Танец
  • Театр
  • Кинематограф

Замечание 2

Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.

Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.

Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.

Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.

Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.