Иван яковлевич билибин портрет. Иван билибин. Жизнь в Египте

Прошло уже больше двадцати лет, как я не была на крохотной кухне нашей первой квартиры. Время немалое, а я до сих пор могу в мельчайших деталях вспомнить картинку с изображением русского богатыря, вырезанную бабушкой из какого-то журнала и приклеенную на холодильник. Всегда казалось, что этот дивный русский богатырь вот-вот вылетит на своем чудном коне через окно, надает булавой Ваньке из третьего подъезда, и потом непременно женится на мне. А рисовал картинку Иван Билибин - великолепный мастер «древнерусской» иллюстрации.

Особый «билибинский» стиль узнаваем сегодня с первого взгляда: это и совершенное владение искусством книжной графики, когда и обложка, и текст, и шрифт, и рисунки, и орнаменты подчинены одной общей идее Книги, и виртуозная прорисовка старинной русской одежды и предметов быта, и возвращение к традициям древнерусского и народного искусства , с их узорностью и декоративностью , и своеобразная трактовка былинных и сказочных образов.

Но главное в том, что Билибин из неуклюжести крестьянских построек, резных наличников, вышитых скатертей и полотенец, раскрашенной деревянной и глиняной посуды смог создать атмосферу русской старины, эпоса и настоящей сказки.





















Известность Ивану Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам. В течение четырех лет он проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола» и «Василиса Прекрасная».

Издания сказок, сохранившиеся у меня - это небольшие по объему крупноформатные книжки-тетради. Ко всем шести книгам - одинаковая обложка, с которой смотрят русские сказочные персонажи. В переиздании от ИДМ все тоже под одной обложкой.Названия сказок исполнены славянской вязью, страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками.

Пушкинские сказки с рисунками мастера тоже имели огромный успех. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. "Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть."

Как нельзя лучше подходят слова самого Билибина к переизданию книг с его иллюстрациями Издательским Домом Мещерякова: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, покрытую пылью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"

И вот в этом порыве совсем недавно ИДМ выпустил в свет книгу, в которую вошли все произведения с иллюстрациями Билибина, ранее выходившие в двух отдельных изданиях: и сказки Пушкина, и русские народные сказки, и былины. Увидев это издание живьем я задумалась - а не купить ли? И это несмотря на то, что у меня уже есть все тоже самое в отдельных книгах. К сожалению не было с собой старых изданий, чтобы сравнить детально, но новый сборник навскидку отличается только тем, что бумага мелованная, а не офсетная, и баланс маджентового цвета на этот раз в норме. Качество книги - на высоте. Внутри - тоже, что под катом, только больше. В общем - всем советую.

в "Лабиринте"
О тех, кто хочет немного Билибина для разнообразия детской библиотеки, ИДМ тоже позаботился, и выпустил новинку - бюджетный вариант в серии "Библиотечка Тридевятого царства" - сборник, в который вошли две сказки Пушкина: "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о рыбаке и рыбке".
в "Лабиринте"
И снова Амфора в моей любимой серии "Художники детям", о которой я уже миллион раз писала хвалебные посты. Качество книг отличное: уютный уменьшенный формат, что удобно для самостоятельного просмотра малышами, твердая глянцевая обложка, очень плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт. Жаль, что с иллюстрациями Билибина в серии только две книги, в каждой по две сказки: Царевна -лягуша и Марья Моревна, Василиса Прекрасная и Перышко Финиста Ясна Сокола .


Есть в продаже сборник русских народных сказок с рисунками Билибина к "Сказкам избы", изданным в 1936 году в Париже. В России эта книга с работами французского периода художника раньше не издавалась целиком. Но я не видела ее живьем, поэтому о качестве судить не могу.
Иллюстрированный сборник Пушкина, где рисунки Билибина в том числе:
Андерсен, о котором уже писала:

(1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам : цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Работы художника:

Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римскою-Корсакова «Золотой петушок». 1909г

Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то - не знаю что...»

Крым. Батилиман. 1940г

Книжный знак А. Е. Бенакиса. 1922г.

Концовка для журнала «Мир искусства». 1899

Иван -царевич и Жар-птица. Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 1899

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

Обложка к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Заставка к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Черный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Красный всадник (Полдень или Солнце). Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1902

Заставка к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

Девица и Финист Ясен-Сокол. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

Девица в лесу. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900

Заставка к сказке «Царевна-Лягушка». 1899

Иллюстрация к пристказке «Жил-был царь...» из книги «Царевна-Лягушка».1900

Рисунок из книги «Царевна-Лягушка». 1901

Заставка к сказке «Марья Моревна». 1900

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Иван-царевич и «рать - сила побитая». Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Заставка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901

Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1902

Дети и белая уточка. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1902

Вольга с дружиной. Иллюстрация к былине «Вольга». 1903

Река Кемь. Открытое письмо.1904

Село Подужемье. Эскиз открытого письма. 1904

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился...». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904

«Во все время разговора он стоял позадь забора...». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904

Пир. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905

Торговые гости у Салтана. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905

Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок для почтовой открытки. 1905

Дадоново войско. Разворот. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

Звездочет перед Дадоном. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

Царь Дадон перед Шамаханской царицей. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. 1908

Стрельчиха перед царем и свитой. Иллюстрация к сказке «Поди туда - не знаю куда». 1919

Андрей-стрелок и Стрельчиха. 1919

Иван Яковлевич Билибин (1876 -1942 г.г.)

Иван Яковлевич Билибин творил на рубеже двух веков, прославился как художник, иллюстратор, великолепный мастер театральной декорации. Он создал собственный стиль в графике, который очень полюбился зрителю и нашел немало подражателей. Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека.

Начало пути

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, что под Петербургом. Предки художника - известные калужские купцы, прославившиеся меценатством и живым интересом к судьбам отечества. Отец художника, Яков Иванович Билибин, был военно-судовым врачом, затем главой госпиталя и медицинским инспектором императорского флота, участвовал в русско-турецкой войне. Отец мечтал видеть сына юристом, и юный Иван Билибин, окончив с серебряной медалью гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Учился юноша добросовестно, прослушал полный курс лекций, защитил дипломную работу. Но рядом с этой вполне практичной и сулившей блестящее правовое будущее перспективой всегда жила другая мечта. Он с детства с увлечением рисовал. Одновременно с учебой в университете Билибин постигал науку живописи и графики в Рисовальной школе ОПХ (Общество поощрения художеств). Полтора месяца он брал уроки в частной художественной школе австро-венгерского художника Антона Ажбе в Мюнхене. Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру. На родине Билибин усердно учился в мастерской живописи под руководством Ильи Репина.


В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.

Иллюстрации к народным сказкам

Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. В 1899 году Иван Яковлевич Билибин побывал в деревне Егны, что в Тверской губернии, в 1902 году он изучал культуру и этнографию Вологодской губернии, годом позже художник посетил Олонецкую и Архангельскую губернии. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

И.Билибин. Вологодская молодуха в праздничном наряде.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта - исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке .

Специфика стиля


Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

"Иван-царевич на распутье"

Чем же так отличается своей манерой от других художников Билибин Иван Яковлевич? Фото его чудесных и радостных работ помогают понять это. На листке бумаги мы видим четкий узорчатый графический контур, исполненный с предельной подробностью и расцвеченный причудливой акварельной гаммой самых жизнерадостных оттенков.


Царь Салтан

"Стрельчиха перед царем и свитой"

Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора. Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства» Иван Яковлевич Билибин, биография которого тесно с этой группой художников связана. Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.


Сказка о царевне - лягушке.

С 1907 по 1911 годы Билибин создал целый ряд непревзойденных иллюстраций к былинам и к сказочным поэтическим произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Здесь восхитительные и изысканные картинки к «Сказке о Золотом петушке» и «Сказке о царе Салтане». Иллюстрации стали не просто дополнением, но своеобразным продолжением этих словесных произведений, которые, без сомнения, душой читал мастер Билибин. Иван-царевич и лягушка, обратившаяся в царевну, Кощей Бессмертный и Яга, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Елена Прекрасная, Чурила Пленкович, Святогор - скольких героев прочувствовал сердцем и «оживил» на листке бумаги Иван Яковлевич! Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.


Царь Додон перед Шамаханской царицей

Деятельность в печатных изданиях

Концовка для журнала «Мир искусства»

Иван Билибин трудился в качестве художника и в журналах того времени. Он создавал шедевры полиграфии, чем немало способствовал росту этой отрасли и внедрению ее в массовую культуру. Издания «Народная читальня», «Золотое руно», «Художественные сокровища России» и другие не обходились без изящных и содержательных виньеток, заставок, обложек и плакатов Билибина. Всемирная слава Работы русского мастера графики стали известны за рубежом. Их показывали на выставках в Праге и Париже, в Венеции и Берлине, в Вене, Брюсселе и Лейпциге. Их перепечатывали иностранные журналы, а зарубежные театры заказывали Билибину эскизы для оформления спектаклей.

Сатирические рисунки


Царь Горох

В 1905 году грянула первая русская революция. Как большая часть интеллигенции, Иван Яковлевич Билибин с вдохновением поддержал решительный подъем народных масс. В сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» появились карикатуры художника. Он делает уморительные эскизы, высмеивающие царских чиновников, тушью и в своей знаменитой сказочной манере рисует огромную фигуру Царя Гороха, высокомерно возвышающегося над подданными. За революционные рисунки художник был даже подвергнут аресту сроком на сутки.

Мастер декорации и акварели

И. Билибин "Дворец Додона" (Эскиз декораций к первому акту)

Карьера Билибина в качестве автора театральных декораций началась с сотрудничества с Парижским национальным театром, который сделал ему заказ на эскизы к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Затем были декорации к постановкам в Петербурге и Москве. Успех оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Москве был обусловлен в немалой степени великолепными сказочными декорациями, созданными рукой мастера. Билибин делал эскизы нарядов к опере Мусоргского «Борис Годунов» и испанских костюмов к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика», а также к комедии Лопе де Вега «Овечий источник». Художник талантливо разработал стиль одежды к Дягилевскому балету.

Эскиз женского костюма: Рабыня (Шахматная)

Десять лет, начиная с 1907 года, Билибин преподавал графику в школе Общества поощрения художеств. После путешествия по Англии и Ирландии Иван Яковлевич «заболел» пейзажем. Он неустанно писал акварелью море, небо и суровые британские берега. Скалистые и морские пейзажи художник творил в Крыму, куда выезжал каждое лето.

Революционные катаклизмы, эмиграция

В феврале 1917 года в России случилась революция. Иван Яковлевич принял и ее. Он даже создал эскиз рисунка с двуглавым орлом, который увенчал герб Временного правительства, а много позже использовался при чеканке монет .


Египет. Пирамиды. 1924

Октябрьская революция не вызвала у художника энтузиазма. В 1920 году он отбыл за границу из порта в Новороссийске и оказался в Египте. Здесь Билибину суждено было прожить четыре года. Работы этой поры - этюды с загадочными и вечными пирамидами, эскизы и зарисовки портретов каирских жителей.

Осенью 1925 года Иван Яковлевич прибыл в Париж и начал активно трудиться в печатных изданиях, иллюстрировал русские, западные и восточные сказки. В пору эмиграции Билибин создал великолепные эскизы для икон и фресок русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. Десятилетие между 1920-1930 годами Иван Яковлевич плодотворно и успешно работал над оформлением театральных постановок: делал рисунки к оперным сезонам в театре Елисейских полей, трудился в антрепризе «Русская опера в Париже», создал диковинные эскизы к балету Стравинского «Жар-птица».

Возвращение Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. Годом позже художник с семьей вернулся на родину.

Билибин И.Я. Последние годы жизни

Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.

Знаменитый художник скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.

Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других

Книжная графика

1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»

1899 — «Царевна-Лягушка»

1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»

1900—1901 — «Марья Моревна»

1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1902 — «Белая уточка»

1903 — былина «Вольга»

1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина

1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина

1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева

1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»

1931 — Contes de l’Isba

1932—1933 — Tales of Russian Grandmother

1932 — Contes de la couleuvre

1936 — Le farouche Abd-el-Kader

Театрально-декоративное искусство

1904 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.

1907 — Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.

Иван Яковлевич Билибин творил на рубеже двух веков, прославился как художник, иллюстратор, великолепный мастер театральной декорации. Он создал собственный стиль в графике, который очень полюбился зрителю и нашел немало подражателей. Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека.

Начало пути

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, что под Петербургом. Предки художника - известные калужские купцы, прославившиеся меценатством и живым интересом к судьбам отечества. Отец художника, Яков Иванович Билибин, был военно-судовым врачом, затем главой госпиталя и медицинским инспектором императорского флота, участвовал в русско-турецкой войне. Отец мечтал видеть сына юристом, и юный Иван Билибин, окончив с гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

Учился юноша добросовестно, прослушал полный курс лекций, защитил дипломную работу. Но рядом с этой вполне практичной и сулившей блестящее правовое будущее перспективой всегда жила другая мечта. Он с детства с увлечением рисовал. Одновременно с учебой в университете Билибин постигал науку живописи и графики в Рисовальной школе ОПХ (Общество поощрения художеств). Полтора месяца он брал уроки в частной художественной школе австро-венгерского художника Антона Ажбе в Мюнхене. Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру. На родине Билибин усердно учился в мастерской живописи под руководством Ильи Репина.

Любимая тема

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.

Иллюстрации к народным сказкам

Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. В 1899 году Иван Яковлевич Билибин побывал в деревне Егны, что в Тверской губернии, в 1902 году он изучал культуру и этнографию Вологодской губернии, годом позже художник посетил Олонецкую и Архангельскую губернии. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта - исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.

Специфика стиля

Чем же так отличается своей манерой от других художников Билибин Иван Яковлевич? Фото его чудесных и радостных работ помогают понять это. На листке бумаги мы видим четкий узорчатый графический контур, исполненный с предельной подробностью и расцвеченный причудливой акварельной гаммой самых жизнерадостных оттенков. Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора.

Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства» Иван Яковлевич Билибин, биография которого тесно с этой группой художников связана. Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Мировосприятие в рисунках

С 1907 по 1911 годы Билибин создал целый ряд непревзойденных иллюстраций к былинам и к сказочным поэтическим произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Здесь восхитительные и изысканные картинки к «Сказке о Золотом петушке» и «Сказке о царе Салтане». Иллюстрации стали не просто дополнением, но своеобразным продолжением этих словесных произведений, которые, без сомнения, душой читал мастер Билибин.

Иван-царевич и лягушка, обратившаяся в царевну, и Яга, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Елена Прекрасная, Чурила Пленкович, Святогор - скольких героев прочувствовал сердцем и «оживил» на листке бумаги Иван Яковлевич!

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Деятельность в печатных изданиях

Иван Билибин трудился в качестве художника и в журналах того времени. Он создавал шедевры полиграфии, чем немало способствовал росту этой отрасли и внедрению ее в массовую культуру. Издания «Народная читальня», «Золотое руно», «Художественные сокровища России» и другие не обходились без изящных и содержательных виньеток, заставок, обложек и плакатов Билибина.

Всемирная слава

Работы русского мастера графики стали известны за рубежом. Их показывали на выставках в Праге и Париже, в Венеции и Берлине, в Вене, Брюсселе и Лейпциге. Их перепечатывали иностранные журналы, а зарубежные театры заказывали Билибину эскизы для оформления спектаклей.

Сатирические рисунки

Десятилетие между 1920-1930 годами Иван Яковлевич плодотворно и успешно работал над оформлением театральных постановок: делал рисунки к оперным сезонам в театре Елисейских полей, трудился в антрепризе «Русская опера в Париже», создал диковинные эскизы к балету Стравинского «Жар-птица».

Возвращение

Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. Годом позже художник с семьей вернулся на родину. Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.

Скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.

Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других.