Максим горький человек анализ. В людях. Горячие и гниющие

Аннотация.Данный урок является сдвоенным, это третий урок в теме "Жизнь и творчество А.М. Горького" после уроков по биографии писателя и о художественных особенностях творчества.

Домашнее задание к уроку: 1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".

Оборудование к уроку: 1) АРМ учителя, 2) Интернет, 3) 3 ноутбука, 4) литературоведческие словари, 5) тексты выше перечисленных художественных произведений.

Целеполагание и мотивация.

Слово учителя. "Горький - пролетарский писатель, а человек - это звучит гордо. Вот и всё, что достаточно было знать об этом писателе на протяжении семидесяти лет. Остальное - как бы неважно. Но вот именно, что "как бы". Потому что Горький - не кукла на полке в магазине, с приклеенным ценником и ярлыком изготовителя. Он - тоже Человек, и он не только звучал, но и прожил жизнь гордо. Жизнь эта была разделена на два обширнейших этапа: до большевистской революции и после. Начинал Горький писать в Российской империи, а заканчивал: в стране, потерпевшей Великую Октябрьскую революцию. Писал неодинаково. И читать его тоже будут по-разному". (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

  • А как читали вы? Что показалось вам у Горького интересным, примечательным или наоборот скучным, уже знакомым? Вы читали его произведения легко, увлечённо или, наоборот, никак не могли "вчитаться"?
  • Какая мысль, идея показалась вам главной в этих произведениях? О чём задумывается писатель, о чём размышляет?

Слово учителя. "Человек - главное, что создал Горький. Всё, что написано Горьким, - написано Человеком, о Человеке и для Человека". (там же)

  • О чём вам интересно поразмышлять сегодня в свете прочитанных произведений Горького? Как сформулируем тему урока? (Учитель с помощью наводящих, уточняющих вопросов помогает учащимся сформулировать тему. Необязательно, чтобы формулировка учащихся звучала в точности, как в конспекте учителя.)
  • Как вы думаете, менялись ли взгляды Горького на Человека на протяжении жизни? Почему?
  • Интересно ли вам узнать, как менялись эти взгляды? Зачем вам это нужно? (Последний вопрос чрезвычайно важен для целеполагания и мотивации учащихся на активную познавательную деятельность. Не стоит бояться, если кто-то из учащихся скажет, что ему это совсем не нужно. В первую очередь, мы поблагодарим его за доверие и откровенный ответ и послушаем других. Всегда найдётся хотя бы один ученик в классе, который интересуется историей или обществознанием, и он скажет примерно следующее: "А мне интересно: каждый человек имеет свой ответ на те или иные вопросы. Я взрослею, и у меня формируется мировоззрение. Мне любопытно сопоставить, сравнить свои взгляды со взглядами Горького, оставившего неоднозначный след в истории литературы".)

Слово учителя. Предлагаю сегодня сосредоточить наше внимание на раннем дореволюционном творчестве А.М. Горького. (Учащиеся записывают сформулированную тему урока в тетрадь.)

Какие вопросы у вас возникали в процессе чтения или сейчас, по ходу урока? (Договариваемся с учащимися, что вопросы формулируем обобщённо, не называя тех или иных героев.)

Учащиеся формулируют вопросы

Учитель (или ученик) записывает их на доске или на слайде. Эти вопросы станут направлениями разговора о ранних романтических произведениях Горького. (Последний вопрос может быть предложен учителем, обязательно с обоснованием, почему важно на это обратить внимание.) - Слайд 2.

Примерные вопросы:

  1. Есть ли конец пути?
  2. Кто его спутник и почему?
  3. Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  4. Чем является смерть для Человека?
  5. В каком стиле написаны данные произведения? Почему?

У нас несколько произведений, много вопросов, в отношении каждого произведения, наверное, возникнут ещё дополнительные вопросы. Каким образом выстроим нашу деятельность сегодня, какими дополнительными источниками хотели бы воспользоваться?

Работа в группах.

Вопросы:

  1. Что такое "романтизм" как литературное направление?
    (Вспомните, найдите в словаре, в интернете.)
  2. Каковы особенности романтического героя?
  3. Что такое "неоромантизм"?

Задание:

  1. Прочитайте текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 2). (Ответы - Приложение 3)
    ).
  2. Добавить в презентацию урока слайд "Романтизм и неоромантизм". (Слайд 3).

Прочитайте предложенные вам статьи:

Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко. // Литература, 1996, № 11, с.2

Колобаева Л. Горький и Ницше.// Вопросы литературы, 1990, № 10, с. 162.

Вопросы:

  1. Кто такой Ницше?
  2. В чём суть его идей?
  3. Чем философия Ницше, его эстетика и этика привлекли к себе Горького?

Задания:

  1. Прочитайте следующий текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 4). (Ответы - Приложение 5).
    (Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414 ).

Познакомьтесь с историей создания поэмы "Человек" (Приложение 6 .)

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
  2. В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
  3. Есть ли конец пути?
  4. Что отвергает Человек и почему?
  5. Кто его спутник и почему?
  6. Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
  7. Почему Горький отрицает положительные общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  8. Чем Человек отличается от человека, людей?

Задание:

Общие вопросы:

  1. Кто положительный герой в ранних романтических рассказах Горького и почему? Кто отрицательный герой и почему? В чём особенность изображения этих героев?
  2. Какие ценности утверждают романтические герои Горького? Ради чего погибают? В чём видят смысл жизни?

Вопросы:

  1. В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
  2. Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
  3. На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
  4. Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
  5. Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
  6. Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
  7. Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?
  8. В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
  9. Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
  10. Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
  11. Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
  12. Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
  13. Олицетворением чего является Данко?
  14. В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
  15. Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
  16. Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
  17. Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
  18. В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?
  19. Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?

Задание:

Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.

Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.

Общие вопросы:

  1. В романтических произведениях XIX века романтический герой противостоит обществу. Кому или чему противостоят герои Горького?
  2. Что больше всего ценят герои Горького?

Посмотрите по словарю Ожегова значение слова "свобода". В каком из 3-х значений употреблял Горький слово "свобода" в своих романтических рассказах?

Вопросы:

  1. Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
  2. Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?
  3. Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
  4. В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
  5. Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
  6. Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
  7. Чему противостоят герои Горького?
  8. Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
  9. Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
  10. Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?

Представление результатов работы в группах.

1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".

Слайд 3.

"Романтимзм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм

Основные черты романтизма:

1. Описывается исключительный герой в исключительных обстоятельствах

2. Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь

3. Противоборство героя и окружающего мира

4. Экзотическое место действия

5. В центре находится личность героя

6. Двоемирие (мир фантазии, мечты и мир реальности)

"Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").

На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Неоромантизм

"Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни".

(Елена Стародубцева. "Особенности конфликта в рассказе

М.Горького "Макар Чудра".// Литература, 2004, № 2. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200400207 )

2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".

Слайды 4 - 5.

Группа представляет в устной форме результат работы по материалам статей и задания.

3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".

Слайды 6 - 7.

Группа представляет монологическое высказывание - анализ поэмы.

Центральная фигура раннего романтического творчества Горького выведена в поэме "Человек". Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ.

Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!" (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

4 группа. Романтический герой М. Горького

Слайды 8 - 13 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького

Слайды 9, 14 - 16 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

Рефлексия

Слайд 17.

Слово учителя. "За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено". (Л.А. Смирнова. "Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза Горького". // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова. - М., Поосвещение, 1989 г. - С. 214.)

  • Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало вопросы, несогласие?
  • Оригинален ли взгляд Горького на человека?
  • Актуальна ли сегодня такая точка зрения?
  • Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас?
  • Как, по-вашему, соотносятся понятия "Закон - мораль - свобода" сегодня? Устраивает ли вас это?
  • С какими трудностями в ходе уроков вы столкнулись? Почему, что вызвало затруднения?

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру "Я - Человек или человек?"

Уважаемые Читатели!

Возможно, кто-то из вас помнит «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике» А.М.Горького, как они мелодично-музыкально звучат, как легко заучиваются наизусть. Я помню. И вот недавно прочла у нашего стихирянина литературоведа, критика, поэта Игоря Карина
Мои кумиры. Горький-поэт.
Горький-поэт. Поэма «Человек»

«Прочла я поэму Горького "Человек". "Восхитилась" - не то слово, и, возможно, восхищения и не было, было потрясение глубокой философией о Человеке и большое сожаление, что раньше мне это произведение было неизвестно. Тогда, наверно, если не во многом, но в чём-то изменилось моё отношение к Писателю, его произведением и, конечно, к Человеку. Как хорошо, что вы опубликовали это эссе! Как хорошо, что нам довелось встретиться на бескрайних просторах Стихири!

И я по вашему образцу стихотворно записала эту поэму. Как мне хочется, чтобы её читало как можно больше людей! Она заслуживает этого! Возможно, здесь, каких как я, немало. И как хочется донести до них то хорошее, что узнала!

НО! Есть сомнения, и потому обращаюсь к вам, Игорь Иванович, с вопросами:
1) Возможно ли произведение классика(пусть даже изменённое в записи)выставлять здесь?
2) Не будет ли это выглядеть по отношению к вам и вашей работе обезьяничанием, копированием с моей стороны?
3) Возможно, вам есть что-то другое сказать мне по этому поводу? Буду рада.

С неизменным уважением,

Эмилия Нечаева 2 10.07.2014 13:16 Заявить о нарушении правил

Эмми, да что ВЫ! Я просто мечтаю, чтобы и другие пошли по этому пути - выражали свое отношение к любимым авторам. Но просто печатать нам не дано,видимо. Надо найти некие разделы и заглавия, - вот мне приходится сваливать на "эссе" то, что я беру у других. Но ведь Ваше преображение "Прозы" Горького - это Ваша интерпретация, режиссерский ход, и кто может Вас обвинить в плагиате и тому подобном?! "Дерзайте ныне ободренны!" - как завещал первоклассик русской литературы...
Ваш Игорь К.

Игорь Карин 10.07.2014 13:24 Заявить о нарушении правил»

Поэма, как записана Автором М.Горьким, невелика по объёму, но в стихотворном изложении может напугать кого-то своей «длиннотой»,
Поэтому я разбила её на части: 1ю на «В часы усталости духа» и «И только мысль – подруга человека» ; 2ю на «И поле битвы – сердце человека» и «Я призван для того…» И все эти 4 части публикую отдельно.

Дорогие друзья, если вы пожертвуете небольшим количеством своего драгоценного времени и прочтёте эту поэму, вы насладитесь прекрасным поэтическим словом, образностью этого произведения, а в части философской, наверное, обнаружите единомыслие с Поэтом, или сможете что-то опровергнуть, или найдёте что-то новое для себя. Читайте!

С теплом и добром, Эм.

Для сравнения даю вам начало поэмы «Человек» так, как она написана М.Горьким.

1-1 ..........

В часы усталости духа, - когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, - когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, - в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.
Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует - вперед! и - выше! трагически прекрасный Человек!

Я вижу его гордое чело
и смелые, глубокие глаза,
а в них - лучи бесстрашной Мысли,
той величавой силы, которая в моменты утомленья -
творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает.

Затерянный среди пустынь вселенной,
один на маленьком куске земли,
несущемся с неуловимой быстротою
куда-то в глубь безмерного пространства,
терзаемый мучительным вопросом - «зачем он существует?» -
он мужественно движется - вперед!
и - выше! - по пути к победам
над всеми тайнами земли и неба.

Идет он, орошая кровью сердца
свой трудный, одинокий, гордый путь,
и создает из этой жгучей крови -
поэзии нетленные цветы;

Тоскливый крик души своей мятежной
он в музыку искусно претворяет,
из опыта - науки создает и,
каждым шагом украшая жизнь,
как солнце землю щедрыми лучами,
- он движется все - выше! и - вперед!
звездою путеводной для земли...

Вооруженный только силой Мысли,
которая то молнии подобна,
то холодно спокойна, точно меч,
идет свободный, гордый Человек
далеко впереди людей и выше жизни,
один - среди загадок бытия,

Один - среди толпы своих ошибок...
и все они ложатся тяжким гнетом
на сердце гордое его,
и ранят сердце, и терзают мозг,
и, возбуждая в нем горячий стыд за них,
зовут его - их уничтожить.

Идет! В груди его ревут инстинкты:
противно ноет голос самолюбья,
как наглый нищий, требуя подачки;
привязанностей цепкие волокна
опутывают сердце, точно плющ,
питаются его горячей кровью
и громко требуют уступок силе их...
все чувства овладеть желают им;
все жаждет власти над его душою.

А тучи разных мелочей житейских
подобны грязи на его дороге
и гнусным жабам на его пути.
И как планеты окружают солнце,
так Человека тесно окружают
созданья его творческого духа:
его - всегда голодная - Любовь;

Вдали, за ним, прихрамывает Дружба;
пред ним идет усталая Надежда;
вот Ненависть, охваченная Гневом,
звенит оковами терпенья на руках,
а Вера смотрит темными очами
в его мятежное лицо
и ждет его в свои спокойные объятья...

Он знает всех в своей печальной свите
- уродливы, несовершенны, слабы
созданья его творческого духа!
Одетые в лохмотья старых истин,
отравленные ядом предрассудков,
они враждебно идут сзади Мысли,
не поспевая за ее полетом,
как ворон за орлом не поспевает,
и с нею спор о первенстве ведут,
и редко с ней сливаются они
в одно могучее и творческое пламя.

И тут же - вечный спутник Человека,
немая и таинственная Смерть,
всегда готовая поцеловать его
в пылающее жаждой жизни сердце.

Он знает всех в своей бессмертной свите,
и, наконец, еще одно он знает - Безумие...
Крылатое, могучее, как вихрь,
оно следит за ним враждебным взором
и окрыляет Мысль своею силой,
стремясь вовлечь ее в свой дикий танец...

Продолжение в №2 "И только мысль -- подруга человека"

Рецензии

Дорогая Эмилия! Почитала эссе объекта твоего искреннего восхищения. Согласна,что для многих на портале, наверное,грамотно,с уважением к таланту художника сказанное И.Кариным, будет открытием в познании творческой лаборатории великого Горького.
Не стану много говорить о самой поэме"Человек".Постараюсь.
Поэма написана,как и некоторые другие произведения писателя,
ритмической прозой(вторая редакция). А впервые напечатана в 1904г.
Идея произведения -обобщённый, философски осмысленный образ
Человека-победителя,бойца (хотя прообразом самой идеи такой Личности
был Алёша Пешков с его трудными детством и юностью, с жестокими уроками
и "университетами" жизни и неистребимой любовью к Книге... Отсюда
и псевдоним писателя-Максим Горький)- святая Мечта художника,которую
многие современники приняли в "штыки"(Л.Толстой,А.Чехов,В.Короленко
и т.д.,видевшие в нем "Сверхчеловека"(под влиянием "модных"идей Ницше).
А в письме к М.Андреевой Горький писал:"Единственная моя вера,она...
и даёт мне силу жить.Часто смерть смотрела мне в очи,но не убила моей мечты..."
Только Л.Андреев,хорошо знавший душу Горького писал:" Не художественная сторона поразила меня - у тебя есть вещи сильнее, - а то, что он(Человек)
при всей своей возвышенности... передаёт только обычное состояние
твоей души".
И неслучайно поэма завершается апофеозом Человека-победителя, где
автор уже не сам говорит, а даёт слово своему любимому обобщённому образу
своей Мечты -вот оно и мировоззрение великого мастера,мудрого,доброго Поэта,
"сеятеля" Веры в Человека.
Горький - это очень талантливый художник!!! Мне очень больно читать
нелестные отзывы стихирян в адрес его произведений и школьного обучения!..
Эмилия,радует меня,что с таким воодушевлением ты взялась за весьма трудную работу.У тебя что-то вроде стилизованного белого стиха получается.
Я пока прочитала 1-ю часть. Серьёзно,толково.Стилистика образов схвачена
передаётся,в основном, верно.
Несколько пожеланий,Эмилия! 1.Нужна!-я вводящая строка(сразу с личного местоимения Зл.для обозначения принадлежности -нехорошо).А если так:
"Трагически прекрасный Человек!"(!-я строка-цитата или эпиграф)
2.Предпоследняя строфа.Образ смерти.Я по поводу зпитетов:"немая и таинственная".Может,"леденящая ужасом смерть"? 3.И "поцеловать"-стилистически
не идёт здесь(что-то бы с "холодом и убийством"выразить мысль).
4. Эмилия,слово Человек(с большой буквы!)-идейная доминанта всего текста
Горького.Только с большой буквы и надо!
Эмилия,думаю,что ты меня правильно понимаешь. Ты - умница!
Желаю творческих успехов. С уважением.

Раечка, здравствуй!
Извини, что не сразу ответила, не каждый день и очень помалу бываю на Сайте.
Меня всегда радуют вдумчивые читатели, а тем более таких значимых произведений как эта поэма Горького, которую я, увы, открыла поздно и только благодаря Карину.
НО, прости, ничего я здесь ни дорабатывать, ни менять не буду, потому что мой текст - текст Горького, и даже ни одной буквы я не могу в нём изменить. Просто я переписала его в виде белого стих-ния; и вступительная часть пусть остаётся прежней, нет сил и желания чем-то серьёзно заниматься))

С теплом и самыми добрыми пожеланиями,

Человек как самая великая загадка природы, большое неисследованное поле, всегда был излюбленной темой, к которой обращался Максим Горький (Пешков Алексей Максимович). Людские чувства и мысли, слабость и сила, надежды и их крушение, социальная и духовная природа находят отражение в героях, созданных пером автора.Человек в творчестве Горького - поистине обширная тема.

Герои Горького

Персонажи этого писателя - люди начала 20 века, времени мировой войны и трех революций, крушения старого мира и создания нового. Однако, изображая в произведениях своего современника, автор пытается угадать образ человека будущего, нового бурного времени. В нем Алексей Максимович Горький воплощает все лучшее, что видел в своих современниках.

Человек

В творчестве Горького человек - это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе "Рождение человека" говорится о том, какая это отличная должность - быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью - этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием - "черное чудовище власти". Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения "Макар Чудра", Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, "Старуха Изергиль", когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. - это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек - живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова ("Мать"), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев ("Мещане") и Сатин ("На дне"). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие - ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Цель

Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека - его дело. "Вперед! и выше!" - вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве обретает подлинное бессмертие, поскольку оно - плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

Творчество

Таким образом, Человек, полностью уверенный в свободе мысли, бесконечном росте творчества и его бессмертии - вот идеал Горького. Смысл жизни нужно видеть в творчестве, которое безгранично и самодовлеюще. Человек-Бог выше всех придуманных богов. В этот идеал писатель вложил все лучшее, что имели герои того времени. Каждый из нас помнит одну ставшую крылатой фразу. "Человек - это звучит гордо" - торжественно провозглашает Горький.

Монолог о человеке

В пьесе "На дне", в последнем акте, Сатин произносит небольшой монолог, который является хрестоматийным. В этой речи герой чествует Человека, прославляет его. В его понимании представитель людского рода - центр мироздания, основа всего. На нем замыкается все: смерть, жизнь, великие открытия и свершения. Однако Сатин имеет в виду не каждого конкретного человека, а вид живых существ с этим названием.

Его восхищают возможности, потенциал и мощь представителей человечества. Именно поэтому он думает, что это большое унижение - жалость. Человек, эта "глыба", поэтому достоин только уважения и правды, которую он может выдержать, сколь жестокой она бы ни была.

Герой делает вывод и о жизненном предназначении человека. По его мнению, он "выше сытости". Смысл жизни - вершить глобальное, высокое, революционное. Это мнение разделяет и Горький о Человеке.

Данный монолог - спор с позицией Луки, во всем противоположной. Этот герой рассматривает человека не как собирательный образ, а как отдельного индивида, которому требуется внимание, поддержка, душевная теплота.

Истина, возможно, где-то посередине между мнениями этих двух персонажей.

Это произведение широкого звучания, передающее всю гамму человеческих чувств и состояний - от речей о Человеке Сатина, вдохновенных и смелых, до смертельного и безнадежного отчаяния Актера.

В часы усталости духа, - когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, - когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, - в тяжёлые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.

Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует - вперёд! и - выше! трагически прекрасный Человек!

Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них - лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает.

Затерянный среди пустынь Вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом - «зачем он существует?» - он мужественно движется - вперёд! - и выше! - по пути к победам над всеми тайнами земли и неба.

Идёт он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создаёт из этой жгучей крови - поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта - науки создаёт и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце щедрыми лучами, - он движется всё - выше! и - вперёд! звездою путеводной для земли…

Вооружённый только силой Мысли, которая то молнии подобна, то холодно спокойна, точно меч, - идёт свободный, гордый Человек далеко впереди людей и выше жизни, один - среди загадок бытия, один - среди толпы своих ошибок… и все они ложатся тяжким гнётом на сердце гордое его, и ранят сердце, и терзают мозг, и, возбуждая в нём горячий стыд за них, зовут его - их уничтожить.

Идёт! В груди его ревут инстинкты; противно ноет голос самолюбья, как наглый нищий, требуя подачки; привязанностей цепкие волокна опутывают сердце, точно плющ, питаются его горячей кровью и громко требуют уступок силе их… все чувства овладеть желают им; всё жаждет власти над его душою.

А тучи разных мелочей житейских подобны грязи на его дороге и гнусным жабам на его пути.

И как планеты окружают солнце, - так Человека тесно окружают созданья его творческого духа: его - всегда голодная - Любовь; в дали, за ним прихрамывает Дружба; пред ним идёт усталая Надежда; вот Ненависть; охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит тёмными очами в его мятежное лицо и ждёт его в свои спокойные объятья…

Он знает всех в своей печальной свите - уродливы, несовершенны, слабы, созданья его творческого духа!

Одетые в лохмотья старых истин, отравленные ядом предрассудков, они враждебно идут сзади Мысли, не поспевая за её полётом, как ворон за орлом не поспевает, и с нею спор о первенстве ведут, и редко с ней сливаются они в одно могучее и творческое пламя.

И тут же - вечный спутник Человека, немая и таинственная Смерть, всегда готовая поцеловать его в пылающее жаждой жизни сердце.

Он знает всех в своей бессмертной свите, и, наконец, ещё одно он знает - Безумие…

Крылатое, могучее, как вихрь, оно следит за ним враждебным взором и окрыляет Мысль своею силой, стремясь вовлечь её в свой дикий танец…

И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути, загадки жизни, сумрак тайн природы и тёмный хаос в сердце у него.

Свободная подруга Человека, Мысль всюду смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещая всё:

Любви коварные и пошлые уловки, её желанья овладеть любимым, стремленье унижать и унижаться и - Чувственности грязный лик за ней;

Пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней, - сестру её родную, нарядную, раскрашенную Ложь, готовую всегда и всех утешить и - обмануть своим красивым словом.

Мысль освещает в дряблом сердце Дружбы её расчётливую осторожность, её жестокое, пустое любопытство, и зависти гнилые пятна, и клеветы зародыши на них.

Мысль видит чёрной Ненависти силу и знает: если снять с неё оковы, тогда она всё на земле разрушит и даже справедливости побеги не пощадит!

Мысль освещает в неподвижной Вере и злую жажду безграничной власти, стремящей поработить все чувства, и спрятанные когти изуверства, бессилие её тяжёлых крылий, и - слепоту пустых её очей.

Она в борьбу вступает и со Смертью: ей, из животного создавшей Человека, ей, сотворившей множество богов, системы философские, науки - ключи к загадкам мира, - и свободной и бессмертной Мысли, - противна и враждебна эта сила, бесплодная и часто глупо злая.

Смерть для неё ветошнице подобна, - ветошнице, что ходит по задворкам и собирает в грязный свой мешок отжившее, гнилое, ненужные отбросы, но порою - ворует нагло здоровое и крепкое.

Пропитанная запахом гниенья, окутанная ужаса покровом, бесстрастная, безличная, немая, суровою и черною загадкой всегда стоит пред Человеком Смерть, а Мысль её ревниво изучает - творящая и яркая, как солнце, исполненная дерзости безумной и гордого сознанья бессмертья…

Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!

Вот он устал, шатается и стонет; испуганное сердце ищет Веры и громко просит нежных ласк Любви.

И Слабостью рождённые три птицы - Уныние, Отчаянье, Тоска, - три чёрные, уродливые птицы - зловеще реют над его душою и все поют ему угрюмо песнь о том, что он - ничтожная букашка, что ограничено его сознанье, бессильна Мысль, смешна святая Гордость, и - что бы он ни делал, - он умрёт!

Дрожит его истерзанное сердце под эту песнь и лживую, и злую; сомнений иглы колют мозг его, и на глазах блестит слеза обиды…

И гордость в нём не возмутится, страх Смерти властно гонит Человека в темницу Веры, Любовь, победно улыбаясь, влечёт его в свои объятья, скрывая в громких обещаньях счастья печальное бессилье быть свободной и жадный деспотизм инстинкта…

В союзе с Ложью, робкая Надежда поёт ему о радостях покоя, поёт о тихом счастье примиренья и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери её.

И, по внушенью близоруких чувств, он торопливо насыщает мозг и сердце приятным ядом той циничной Лжи, которая открыто учит, что Человеку нет пути иного, как путь на скотный двор спокойного довольства самим собою.

Но Мысль горда, и Человек ей дорог, - она вступает в злую битву с Ложью, и поле битвы - сердце Человека.

Как враг, она преследует его; как червь, неутомимо точит мозг; как засуха, опустошает грудь; и, как палач, пытает Человека, безжалостно сжимая его сердце бодрящим холодом тоски по правде, суровой мудрой правде жизни, которая хоть медленно растёт, но ясно видима сквозь сумрак заблуждений, как некий огненный цветок, рождённый Мыслью.

Но если Человек отравлен ядом Лжи неизлечимо и грустно верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда в плену ликующего чувства печально опускает крылья Мысль и - дремлет, оставляя Человека во власти его сердца.

И, облаку заразному, гнилая Пошлость, подлой Скуки дочь, со всех сторон ползёт на Человека, окутывая едкой серой пылью и мозг его, и сердце, и глаза.

И Человек теряет сам себя, перерождённый слабостью своею в животное без Гордости и Мысли…

Но если возмущенье вспыхнет в нём, оно разбудит Мысль, и - вновь идёт он дальше, один сквозь терния своих ошибок, один средь жгучих искр своих сомнений, один среди развалин старых истин!

Величественный, гордый и свободный, он мужественно смотрит в очи Правде и говорит сомнениям своим:

Вы лжёте, говоря, что я бессилен, что ограничено сознание моё! Оно - растёт! Я это знаю, вижу, я чувствую - оно во мне растёт! Я постигаю рост сознанья моего моих страданий силой, и - знаю - если б не росло оно, я не страдал бы более, чем прежде…

Но с каждым шагом я всё большего хочу, всё больше чувствую, всё больше, глубже вижу, и этот быстрый рост моих желаний - могучий рост сознанья моего! Теперь оно во мне подобно искре - ну что ж? Ведь искры - это матери пожаров! Я - в будущем - пожар во тьме Вселенной! И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать и, озарив весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле, покрытой, как накожною болезнью, корой несчастий, скорби, горя, злобы, - всю злую грязь с неё смести в могилу прошлого!

Я призван для того, - чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок, связавшие запуганных людей в кровавый и противный ком животных, взаимно пожирающих друг друга!

Я создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать всё старое, всё тесное и грязное, всё злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!

Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!

Бессмысленна, постыдна и противна вся эта жизнь, в которой непосильный и рабский труд одних бесследно весь уходит на то, чтобы другие пресыщались и хлебом и дарами духа!

Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, - я их разрушу!

Моё оружье - Мысль, а твёрдая уверенность в свободе Мысли, в её бессмертии и вечном росте творчества её - неисчерпаемый источник моей силы!

Мысль для меня есть вечный и единственно не ложный маяк во мраке жизни, огонь во тьме её позорных заблуждений; я вижу, что всё ярче он горит, всё глубже освещает бездны тайн, и я иду в лучах бессмертной Мысли, вослед за ней, всё - выше! и - вперёд!

Для Мысли нет твердынь несокрушимых, и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе! Всё создаётся ею, это ей даёт святое, неотъемлемое право разрушить всё, что может помешать свободе её роста.

Спокойно сознаю, что предрассудки - обломки старых истин, а тучи заблуждений, что ныне кружатся над жизнью, все созданы из пепла старых правд, сожжённых пламенем всё той же Мысли, что некогда их сотворила.

И сознаю, что побеждают не те, которые берут плоды победы, а только те, что остаются на поле битвы…

Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!

Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня - моя награда.

Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть - постыдна и скучна, богатство - тяжело и глупо, а слава - предрассудок, возникший из неумения ценить самих себя и рабской их привычки унижаться.

Сомненья! Вы - только искры Мысли, не более. Сама себя собою испытуя, она родит вас от избытка сил и кормит вас - своей же силой!

Настанет день - в груди сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души всё тёмное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!

Всё в Человеке - всё для Человека!

Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твёрдыми шагами идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди - стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.

Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и Человеку нет конца пути!

Так шествует мятежный Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!

А. М. Горький. Собр. соч. М., 1949, т. 3.

Очень кратко Дед отправляет внука работать у чужих людей. Мальчик терпит побои и издевательства, жизнь его грязна и скучна. Повзрослев, он чувствует тягу к чтению и науке, и решает отправиться учиться.

Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

I

Дед Василий устроил Алёшу «мальчиком» в нижегородский обувной магазин, где уже работал его двоюродный брат Саша Яковлев. Алёша должен был открывать двери перед покупателями и выполнять разные мелкие поручения. Жили мальчики в домике при магазине, где хозяйничала кухарка, «женщина больная и сердитая», которая заставляла Алёшу помогать по хозяйству - чистить обувь, приносить воду, ставить самовар.

Саша пользовался своим старшинством и должностью помощника приказчика, всячески помыкая и командуя Алёшей, хотя тот был выше и сильнее. Привыкшему к воле мальчику было тягостно весь день находиться в магазине. Ему были неприятны хозяин, тихий человек со светлыми, словно слепыми глазами, и старший приказчик, кругленький и какой-то скользкий.

Много раз Алёша видел, как хозяин и приказчик обхаживали покупательницу, а потом «говорили о ней грязно и бесстыдно». Кроме того, Саша и приказчик обкрадывали хозяина, пряча обувь в печной трубе. Алёша помнил обещание хозяина посадить его в тюрьму за воровство, и это очень пугало его.

Саша не любил кухарку, странную бабу, любившую смотреть на драки, считал её ведьмой и постоянно пытался заставить Алёшу устроить ей какую-нибудь пакость. Однажды утром кухарка умерла прямо на глазах мальчиков. Это так напугало Сашу, что он приблизил к себе Алёшу, показал ему свой сундучок, набитый собранными на улице пуговицами, булавками и прочей мелочью, и тайник под корнем дерева, где была устроена маленькая часовня. Посреди часовни стоял гробик с воробьём, которого Саша сам убил.

Сашины «сокровища» вызвали у Алёши «тягостное удивление». «Часовню» мальчик разорил, когда Саша сравнил её с его землянкой, в которой он когда-то прожил всё лето, прячась от отчима. После этого Саша начал делать брату гадости - мазал ему лицо сажей, когда тот спал, и подкладывал иголки в обувь, которую он чистил.

Алёша решил сбежать «от всей этой нудной, дурацкой жизни», но вечером накануне побега ошпарил себе руки кипящими щами и попал в больницу, откуда его забрала домой, в слободу Кунавино, бабушка Акулина.

II-III

Дед встретил Алёшу неласково. Он отдал все оставшиеся у него деньги племяннику «в рост», но обратно их не получил и стал ещё жаднее. Бабушка считала, что он мало помогал бедным, от этого и все несчастья. Теперь она старалась «господа задобрить немножко» и по ночам раздавала «тихую милостыню» - клала на подоконники чужих домов по пятачку и паре кренделей.

Дома ничего не изменилось. Дед по-прежнему ругался с бабушкой, а Алёшин брат Коля, серый и вялый, спал в бельевой корзине. Друг Алёши, черноглазый Кострома, рассказал, что они с Чуркой влюбились в новую соседку, красивую девочку на костылях, и теперь часто ссорятся.

Хромая девочка Людмила сначала не понравилась Алёше своей болезненной хрупкостью, но вскоре он тоже начал стремиться как можно чаще видеть её. Кострома, Чурка и Алёша соперничали друг с другом за улыбку Людмилы, часто до слёз и драки. Девочка же выбрала в друзья Алёшу. Они часто сидели в предбаннике, читали вслух совершенно непонятный для мальчика роман или разговаривали.

Вскоре мать Людмилы нашла работу, днём девочка оставалась одна, и Алёша начал часто бывать в их квартире, помогать по хозяйству. Когда деда не было дома, они шли к бабушке пить чай. Однажды Алёша, с бабушкиного благословения, на спор провёл ночь на могиле недавно умершего старика, после чего стал «героем» улицы.

Однажды утром тихо умер Алёшин брат Коля. Его похоронили в могиле Алёшиной мамы. Мальчик увидел чёрные, сгнившие доски материнского гроба, долго не мог забыть увиденное, и рассказал об этом Людмиле. Девочка осталась равнодушной - она хотела стать сиротой, чтобы беспрепят­ственно уйти в монастырь. После этого Алёша потерял к ней интерес.

Всё лето Алёша с бабушкой продавали собранные в лесу грибы, ягоды, орехи и целебные травы. Осенью дед отправил Алёшу в семью бабушкиной сестры Матрёны, которая жила в Нижнем Новгороде. Её старший сын, работавший чертёжником, обещал взять мальчика в ученики и платить за него деду шесть рублей в год.

IV

Семья Матрёны жила в двухэтажном многоквартирном доме, стоящем у грязного оврага. Её старший сын, хозяин, был добрым человеком, младший, Виктор - дармоедом и бездельником. Хозяин был женат на пышной беременной женщине. Хозяин нравился Алёше и напоминал ему его давнего знакомого Хорошее Дело.

Жила семья недружно. Матрёна, «шумная, неукротимо гневная старуха», постоянно ссорилась со снохой и яростно просила бога покарать её. Виктора она любила слепо и неистово и постоянно выпрашивала для него денег у старшего.

Здесь любили много есть и обсуждать соседей - их и Матрёна и её сноха судили «безжалостно и беспощадно». Учить Алёшу чертёжному ремеслу никто не собирался. Целые дни мальчик хлопотал по хозяйству под командованием бабки Матрёны. Работал Алёша охотно - ему нравилось уничтожать грязь - но хозяев не выносил, был с ними дерзок и груб.

Вскоре хозяин всё-таки начал учить Алёшу, но Матрёна изо всех сил мешала этим урокам, и они быстро прекратились. Бабке было обидно, что сын учит не брата, а чужого мальчишку. Виктор мальчика не любил, часто бил и издевался над ним.

Во дворе дома стоял флигель, где жили офицеры и их денщики. Двор кипел жизнью, полной звериного разврата и бессмысленной жестокости. Всё это хозяева подробно обсуждали за обедом, а Алёше было невыносимо противно их слушать.

Иногда мальчика навещала бабушка. Матрёна принимала сестру у порога, как нищенку, и долго «пилила и скребла бабушку своим неутомимым языком», но хозяин с женой принимали Акулину уважительно, за что Алёша был им глубоко благодарен.

Из дому Алёшу выпускали только по субботам и праздникам, в церковь. Ему нравилось в церкви, но тихими ночами он прогуливал службу и шатался по городу, заглядывая в окна домов.

Весной Алёша пристрастился к играм в бабки, шар и городки, проигрывал деньги, которые ему давали на свечку, и вскоре прослыл самым умелым игроком на улице. В этом ему пришлось исповедаться священнику, но того Алёшины грехи не впечатлили, он лишь поинтере­совался, не читал ли мальчик запрещённой литературы. Эти «запрещённые книжки» очень заинтересовали Алёшу.

Пришла весна. Алёше стало ещё противнее заниматься чужим хозяйством и наблюдать во дворе «собачьи свадьбы».

V-VI

Поле Пасхи Алёша сбежал. Возвращаться к бабушке в Кунавино ему было стыдно, и мальчик устроился мойщиком посуды на пароход «Добрый», возивший по Волге баржи с арестантами. Пассажиры на пароходе - «тихие бездельники» - пачкали множество посуды, и Алёша мыл её с шести утра до полуночи.

На пароходной кухне командовал повар Смурый, толстый и огромный как медведь. Алёша быстро понял, что Смурый - человек добрый, хоть и пьяница. Остальная кухонная обслуга мальчику не нравилась. Когда они начинали грязно говорить о женщинах, Смурый уводил Алёшу в свою каюту и заставлял вслух читать непонятные книги без начала и конца. Он считал, что весь ум - в книгах, и чтобы понять их, надо прочесть не один раз.

Вскоре Смурый и Алёша начали брать хорошие книги у жены капитана и пристра­стились к чтению. Повар заставлял мальчика читать, а его работу поручал старшему посуднику Максиму, за что буфетная прислуга невзлюбила Алёшу и всячески ему пакостила.

Однажды на пароход сели «краснорожая баба с девицей», пьяненькие и доступные. Ночью враги Алёши потащили его в каюту к этим бабам - «женить», но Смурый отбил мальчика. Утром капитан застал в каюте у баб Максима и ссадил всех троих на берег. Виноват в «озорстве» был горбатый официант Сергей, помешанный на женщинах, и Алёша жалел доброго и серьёзного Максима.

На место Максима взял тощего солдатика, неумелого и беспомощного, над которым начала жестоко издеваться не только пароходная прислуга, но и пассажиры и чуть не довели несчастного до самоубийства. Алёша не понимал, откуда в людях столько жестокости.

Как-то ночью в машинном отделении что-то лопнуло, палубу заволокло паром, пассажиры решили, что пароход тонет, и началась паника. Алёша впервые наблюдал, как разумные прежде люди превращаются в обезумевшее от страха стадо. И кроме этого, было много такого, что не позволяло мальчику понять, злые люди или добрые.

Вскоре обнаружилось, что Сергей крадёт и продаёт столовые приборы. Алёшу заподозрили в сговоре с ним и уволили.

VII

Алёша вернулся к бабушке и деду, которые переехали из слободы в Нижний Новгород. Мальчик занялся ловлей певчих птиц, а бабушка продавала их на базаре. Это занятие кормило их до поздней осени.

Напротив нового дома было обширное поле, где проходили солдатские учения. Алёша бегал вместе с солдатами и ему казалось, что нет людей лучше них, пока молодой унтер не дал ему шутки ради папиросу, начинённую порохом. Тогда мальчик начал бегать в казармы казаков. Однажды он увидел, как казак, певший лучше всех и казавшийся мальчику «сказочным существом», изнасиловал женщину. «Окаменев от изумления и горького, тоскливого чувства», Алёша думал, что это могло случиться с его бабушкой или мамой.

VIII-IX

Зимой дед снова отвёл Алёшу к бабке Матрёне. За лето мальчик вырос, повзрослел, а здесь ничего не изменилось. Хозяева по-прежнему наедались до боли в желудках и гадко сплетничали. Алёша рассказывал о своей службе на пароходе, но недалёкие женщины не верили ему. Книг хозяева боялись и были уверены, что читать очень вредно.

Теперь в доме было двое маленьких детей, и работал Алёша ещё больше. Каждую неделю он ходил полоскать бельё к небольшому ручью, где собирались прачки со всей округи. Больше всех Алёше нравилась «Наталья Козловская, женщина лет за тридцать, свежая, крепкая, с насмешливыми глазами, с каким-то особенно гибким и острым языком». Другие прачки уважали её за работоспо­собность, аккуратность и за то, что она отправила свою единственную дочь учиться в гимназию.

Слушая разговоры женщин, Алёша удивлялся, как бесстыдно они говорят сами о себе. Прачки рассказывали о своих романах и мужчинах зло, насмешливо, и мальчик чувствовал, что бабка Матрёна была права, когда говорила, что «баба - сила».

Кроме прачек, Алёша познакомился с денщиками Ермохиным и Сидоровым. Ермохин был добрым человеком, но к женщинам относился «по-собачьи грубо и просто». Он обманывал их, возбуждая жалость к себе, считал, что женщина хочет, чтобы её обманули, и все врут в этом «стыдном деле».

В одной из квартир дома жил закройщик, нерусский человек, бездетный, с маленькой, тихой женой, которая «день и ночь читала книги». Жившие в доме офицеры решили зло подшутить над закройщицей - начали писать ей любовные письма и смеяться над её ответами. Не выдержав, Алёша рассказал женщине правду. Так началось их знакомство.

Закройщица дала мальчику толстый роман, который тот тщательно прятал от своих хозяев и читал по ночам. Проснувшаяся страсть к чтению принесла Алёше много «тяжёлых унижений, обид и тревог».

С Нового года хозяин выписал «Московский листок» и Алёша по вечерам читал вслух печатавшиеся там романы - «литературу для пищеварения людей, насмерть убитых скукой». Газеты на вечер не хватало, и мальчик предложил читать подписки «Огонька» и «Живописного обозрения», лежащие под кроватью - хозяева выписывали эти журналы ради приложенных к ним репродукций картин.

Благодаря этим журналам мальчик узнал о других странах и городах. Многие слова ему были непонятны. Их значение Алёше объяснял аптечный провизор, у которого «были ключи ко всем тайнам».

Во время Великого поста начали звонить соборные колокола и стало известно, что убили царя. За что - Алёша не понял, говорить об этом запрещалось.

Вскоре с Алёшей произошла неприятная история - хозяйский ребёнок выпустил из кипящего самовара воду, он распаялся и развалился. Бабка Матрёна избила мальчика пучком сосновой лучины, которая оставила под кожей множество заноз. Алёшина спина распухла, и его отвезли к доктору, который предложил мальчику составить протокол об истязании. Жаловаться Алёша не стал и за это получил разрешение брать книги у закройщицы.

Алёша начал читать толстые авантюрные романы, но вскоре заметил, что несмотря на разнообразие сюжетов они очень похожи - во всех добродетель побеждает зло. Несхожесть жизни, описанной на страницах романов, с реальностью заставила мальчика усомниться в правдивости романов. Ему хотелось чего-то другого, настоящего и он часто вспоминал о «запрещённых книгах». О закройщице во дворе говорили всё хуже, вскоре она уехала, а её муж сменил квартиру.

X-XI

Ещё до отъезда закройщицы в доме Алёшиных хозяев поселилась молодая красивая аристократка с маленькой дочкой и матерью-старушкой. За красоту и царственную осанку мальчик называл её про себя королевой Марго. Алёша часто играл с её дочерью. Королева Марго хотела дать Алёше денег, но он попросил какую-нибудь книжку. Дама начала давать мальчику хорошие книги и часто говорила, что ему надо учиться.

Дома работы для Алёши прибавилось. Теперь он не только был горничной и «мальчиком на побегушках», но и помогал хозяину, который получил подряд на перестройку торговых рядов на ярмарке и работал с утра до ночи.

Во дворе о королеве Марго говорили «так же плохо и злобно, как о закройщице», но осторожнее - женщина была «вдовой очень знатного человека». Алёше было тяжело слышать грязные сплетни о ней, а жители дома вызывали в нём отвращение.

Однажды мальчик рассказал королеве Марго, что говорят о ней во дворе. Оказалась, она знала о сплетнях, но не придавала им значения. В благодарность за чистую любовь королева Марго разрешила Алёше приходить к ней в любое время и подолгу беседовала с ним.

Королева Марго собиралась устроить Алёшу куда-нибудь учиться, но не успела. На Троицу Ермохин разбил Сидорову голову поленом, и мальчик весь день ухаживал за ним. На следующий день он нашёл в сарае пустой кошелёк Сидорова, и тот обвинил мальчика в краже денег. Хозяева, видевшие, как Алёша разговаривал с прачкой Натальей Козловской, решили, что он украл деньги, чтобы заплатить ей за близость, и сильно избили мальчика.

Слух о краже распространился по дому. Спасла мальчика Наталья, рассказавшая, что деньги ей предлагал не Алёша, а Ермохин, который и украл кошелёк. Отлежавшись, Алёша ушёл из дому. Попрощаться с королевой Марго у него не хватило смелости.

Всё лето Алёша прослужил кухонным рабочим на пароходе «Пермь». Самым интересным человеком здесь был кочегар Яков Шумов, необычайно прожорливый человек, постоянно рассказывавший о себе всякие забавные небылицы. Алёше он напоминал Хорошее Дело, но мальчика отталкивало «его густое… равнодушие к людям».

XII-XV

Поздней осенью Алёша «поступил учеником в мастерскую иконописи», но вскоре хозяйка, вечно пьяненькая старушка, отправила его работать «мальчиком» в лавку, где продавались иконы. Мальчик должен был заманивать в лавку покупателей - старообрядцев из Заволжья. Часто старики и старухи приносили на продажу старинные иконы и книги. Приказчик вместе с начётчиком Петром Васильевичем безбожно обманывали их, покупая ценные вещи за гроши.

Пётр Васильевич, знаток старопечатных книг и икон, был умным человеком, знал «все тайны купцов, чиновников, попов, мещан». Часто в лавке собирались другие начётчики и вели длинные споры и беседы на религиозные темы.

Вечерами Алёша сидел в иконописной мастерской - большом подвальном помещении. Иконы писали по конвейеру: один мастер делал фон, другой - лица, третий строгал доски, ещё один грунтовал их. Такое ремесло было скучным и никого не увлекало. Алёша полюбил живущих и работающих там людей и подружился с учеником Пашкой Одинцовым, который был года на два старше.

По утрам Алёша готовил самовар, прибирал мастерскую, бегал в лавку, смешивал краски. По вечерам мальчик рассказывал мастерам о своей жизни на пароходах или вычитанные в книгах истории. Вскоре они с Пашкой начали устраивать целые спектакли, чем веселили и развлекали иконописцев, спасая их от тоскливой, замкнутой жизни. Постепенно Алёша занял в мастерской место рассказчика и чтеца.

В мастерской Алёше исполнилось тринадцать лет. Молодой приказчик из магазина невзлюбил мальчика. Он должен был жениться на племяннице бездетной хозяйки-вдовы и уже чувствовал себя владельцем мастерской.

Приказчик придирался к Алёше, подбивал его на кражи, и мальчик почти собрался убежать в Астрахань, а оттуда - в Персию, но однажды весной встретил своего бывшего хозяина, бабушкиного племянника. Он рассказал, что в этом году у него много подрядов, позвал Алёшу в помощники и пообещал, что слугой он больше не будет.

К бабушке Алёша вернуться не мог - у неё на шее сидел безработный внук и сбежавшая от жестокого мужа внучка, а дед тихо сходил с ума. Мальчик принял предложение хозяина. В иконописной мастерской он прослужил три года.

XVI-XVIII

Нижегородские торговые ряды стояли в низине. Каждый год они затапливались половодьем, а потом отстраивались заново. Алёша стал десятником, следил, чтобы рабочие выполняли свои обязанности и не слишком много воровали.

Теперь Алёша весь день проводил на стройке, и бабка Матрёна уже не заставляла его помогать по хозяйству. Королева Марго давно уехала, теперь в её квартире жила большая семья - пять дочерей и два сына-гимназиста. Они давали Алёше книги в изобилии.

Чертёжной работы у хозяина было так много, что он пригласил в помощники Алёшиного отчима-аристократа, умирающего от чахотки. Он называл мальчика по имени и отчеству, и вскоре между ними установились «осторожные и неясные отношения». Домашние относились к отчиму бессмысленно-враждебно, и это сблизило с ним Алёшу.

Отчим тоже считал, что Алёше нужно учиться.

К концу лета отчим слёг и в августе умер в больничной палате на глазах у Алёши. На его похороны мальчик прийти не сумел.

Среди рабочих, которыми управлял Алёша, тоже нашлись интересные люди. Мальчик знал их и раньше - по воскресеньям они приходили к хозяину за расчётом. Денег на еду Алёше давали мало, он всегда был голоден, и рабочие приглашали его поужинать с ними. Часто мальчик оставался в одной из артелей на ночь и вёл с мужиками долгие разговоры.

Самым сложным и непонятным Алёше казался Осип, седой, благообразный старичок, глава плотницкой артели. Рабочие уважали его, но предупреждали мальчика, что с хитрым старичком надо быть поосторожней и не слишком ему доверять. Позже Алёша узнал, что Осип передавал хозяину каждое сказанное им слово.

Среди рабочих были честные, набожные люди, но всех их сломала серая, нищая жизнь, полная пьянства и разврата. Особенно поразила Алёшу судьба каменщика Ардальона, лучшего работника в артели. Весной он собирался уехать в Сибирь строить церковь под началом своего зятя, но внезапно загулял, потратил всё заработанное на непотребных девок и к весне стал нищим, поселился на Миллионной улице, где ютились босяки.

Алёша навещал Ардальона, пока Осип не доложил хозяину, что мальчик слишком часто бывает на Миллионной улице. Алёша стал ходить туда тайком и однажды встретил прачку Наталью Козловскую. Эта некогда крепкая и умная женщина опустилась, пила, подрабатывала проституцией из-за того, что её бросила единственная дочь. Окончив гимназию, она начала стесняться матери-прачки и уехала «в учительницы» к богатой подруге. Алёша увидел, как Ардальон избивает Наталью только потому, что она «гулящая», и перестал ходить на Миллионную.

XIX

Зимой работы на ярмарке не было, и Алёша возвращался к домашним обязанностям, а по вечерам снова читал хозяевам вслух. Хозяин стал тихим и задумчивым. Однажды он признался Алёше, что влюбился в женщину, мужа которой осудили за фальшиво­мо­нетчество. Чтобы отправиться за ним в Сибирь, нужны были деньги, женщина зарабатывала, продавая себя, и вскоре уехала на поселение вслед за любимым мужем.

Алёша прослужил десятником три лета. Ему надоело постоянное воровство, обман, жизнь казалась «бессвязной, нелепой» и глупой. Поговорить Алёша мог только с Осипом, но так и не смог понять «что же он любит, что ненавистно ему» и вскоре начал чувствовать враждебность к хитрому и равнодушному старичку.

Пятнадца­тилетний Алёша чувствовал себя старым и уставшим от пережитого. В нём словно жило два человека: один мечтал о тихой, уединённой жизни, другой всегда был готов к бою.

Однажды Алёша встретил своего дядю Якова. Тот разорился, всё прогулял и некоторое время служил помощником смотрителя при арестантах. Его лишили места из-за того, что он отпускал некоторых арестантов «погулять». Теперь он жил у сына, солиста церковного хора, и исполнял при нём обязанности лакея.

Дядя тоже был переполнен безразличием и его речи ещё больше запутали Алёшу. В тот же день он принял решение и осенью уехал в Казань, надеясь пристроиться там учиться.