Сообщение о картине брюллова последний день помпеи. История создания картины: "Последний день Помпе́и" Карла Павловича Брюллова

Российского художника пушкинской эпохи знают как портретиста и последнего романтика живописи, причем не влюбленного в жизнь и красоту, а скорее, как переживающего трагический конфликт. Примечательно, что небольшие по размеру акварели в период его жизни в Неаполе привозились аристократами из поездок как декоративный и развлекательный сувенир.

Сильное влияние на творчество мастера оказала жизнь в Италии, и путешествие по городам Греции, а так же дружба с А. С. Пушкиным. Последняя кардинальным образом сказалась на видении мира выпускника Академии художеств – на первое место в его работах выходит судьба всего человечества.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» , имеющая в своей основе реальные исторические факты.

Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Патриции стоили тут виллы, императоры и полководцы приезжали на отдых, превращая город в древний вариант Рублевки. Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани. 24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения. Художник долгое время собирал материалы, несколько раз бывал в Помпее, осматривал дома, ходил по улицам, делал эскизы отпечатков тел людей, погибших под слоем горячего пепла. Многие фигуры изображены на картине в тех самых позах – мать с детьми, женщина, упавшая с колесницы и молодая пара.

Писалось произведение 3 года – с 1830 по 1833. Мастер настолько проникся трагедией человеческой цивилизации, что его несколько раз в полуобморочном состоянии выносили из мастерской. Что интересно, в картине связаны темы разрушения и человеческого самопожертвования. Первый момент вы увидите в огне, охватившем город, падающих статуях, взбесившейся лошади и убитой женщине, которая упала с колесницы. Контраст достигается бегущими горожанами, которым до нее нет дела.

Примечательно, что мастер изобразил не толпу в привычном понимании этого слова, а людей, каждый из которых рассказывает свою историю.

Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Один из них на заднем плане – автопортрет самого Брюллова. Он прижимает к себе наиценнейшее – ящик с красками. Обратите внимание на его взгляд, в нем нет страха смерти, есть лишь восхищение открывшимся зрелищем. Мастер будто остановился и запоминает смертельно прекрасный момент.

Что примечательно, на полотне нет главного героя, есть лишь мир, разделенный стихией на две части. Действующие лица расходятся на авансцене, открывая двери вулканическому аду, а молодая женщина в золотом платье, лежащая на земле – символ гибели утонченной культуры Помпеи.

Брюллов умел работать светотенью, моделируя объемные и живые образы. Важную роль здесь играют одежда и драпировки. Одеяния изображены насыщенными цветами – красным, оранжевым, зеленым, цвета охры, голубым и синим. Контрастирует с ними мертвенно-бледная кожа, которую освещают зарева молний.

Продолжает идею разделения картины свет. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Черные облака пыли, из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Доминирующий цвет на картине – красный. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Вспышки молний освещают лишь передний план.

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Тридцатиметровый монументальный холст открывает каждому те страницы истории, повторения которых не желает никто. … Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день.

Вы еще не знаете сколько стоит зимний отдых в горном алтае ? В таком случае рекомендую обратиться к туристическому агентству, который представлен по адресу http://altaiatour.ru

Почти 2000 лет назад извержение вулкана Везувий разрушило несколько древнеримских поселений, в числе которых были города Помпеи и Геркуланум. «Футурист» представляет хронику событий 24-25 августа 79 года н.э.

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. В течение последующих двух суток погибло 16 тысяч жителей римских поселений Помпеи, Геркуланум и Стабии: их тела были погребены под слоем пепла, камней и пемзы, выброшенными разбушевавшимся вулканом Везувием.

Cлепки тел, найденных при раскопках, сейчас выставлены внутри термы Стабиана на археологическом участке в Помпеях

С тех пор интерес к Помпеям не угасает: современные исследователи рисуют цифровые карты разрушенного города и отправляются в археологические экспедиции, чтобы показать нам повседневную жизнь людей, павших у подножия вулкана.

Письма Плиния Младшего к историку Тациту, результаты раскопок и вулканологические доказательства позволяют ученым реконструировать график извержения.

Руины Помпей на фоне Везувия

12:02 Мать Плиния говорит его дяде Плинию Старшему, о странном облаке, возникшем над Везувием. До этого несколько дней город сотрясали подземные толчки, хотя для области Кампанья это было нехарактерно. Плиний Младший позднее опишет это явление так:

«огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие»…

Ветра переносят большую часть пепла на юго-восток. Начинается «плинианская фаза» извержения.

13:00 К востоку от вулкана пепел начинает падать. Помпеи находится всего в шести милях от Везувия.

14:00 На Помпеи обрушивается сначала пепел, а затем белая пемза. Слой вулканических осадков, покрывший землю, прирастает со скоростью 10-15 см в час. В конечном итоге толщина слоя пемзы будет составлять 280 см.

Последний день Помпеи, картина Карла Павловича Брюллова, написанная в 1830—1833 годах.

17:00 Под массой вулканических осадков в Помпеях обрушиваются крыши. Камни размером с кулак сыплются на город со скоростью 50 м/c. Солнце заволокло пепельной пеленой, и люди ищут убежище в кромешной тьме. Многие спешат к гавани Помпей. Вечером приходит черед серой пемзы.

23:15 Начинается «пелейское извержение», первая волна которого ударила по Геркулануму, Боскореале и Оплонтису.

00:00 14-километровый столб пепла вырос до 33 км. Пемза и пепел входят в стратосферу. В течение следующих семи часов шесть пирокластических волн (насыщенный газами поток пепла, пемзы и лавы) поразят район. Людей повсюду настигает смерть. Вот как описывает эту ночь вулканолог Джузеппе Мастролоренцо для National Geographic:

«Температура на улице и в помещении выросла до 300 °C. Этого более чем достаточно, чтобы убить сотни людей за доли секунды. Когда пирокластическая волна захлестнула Помпеи, люди не успевали задохнуться. Искаженные позы тел жертв — это не следствие длительной агонии, это спазм от теплового шока изогнул уже мертвые конечности»

Средневековые христиане считали Везувий кратчайшей дорогой в ад. И недаром: от его извержений не раз гибли люди и города. Но самое известное извержение Везувия случилось 24 августа 79 года нашей эры. И стало последним днем древнеримского города Помпеи.

Мы знаем о нем со слов римского политического деятеля и писателя Гая Плиния Цецилия Секунда, более известного в истории, как Плиний Младший. В письмах к историку Публию Корнелию Тациту он описывал извержение:

Облако по своей форме походило на пинию: вверх поднимался как бы ствол, и от него во все стороны расходились как бы ветви. Местами оно было яркого белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху.

Но мало кто в мире читает "Письма к Тациту". И все же об извержении Везувия в 79 году знает всякий, кто учился в школе. Помогло… искусство.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон...


Картину, описанную Пушкиным, видел каждый и не однажды - в Государственном Русском музее или на репродукциях. Это, по словам Гоголя, "светлое воскресение живописи" - "Последний день Помпеи". Александр Брюллов побывал на раскопках засыпанного пеплом города и с разрешения неаполитанского короля сделал зарисовки и обмеры. И подсказал брату Карлу сюжет.

А другие рассказывают, что величественную панораму Везувия Карл Павлович Брюллов увидел с полуострова Сорренто. И загорелся идеей написать его извержение. Русский художник и историк искусства Александр Бенуа считал иначе: замысел картины родился у Брюллова под влиянием одноименной оперы итальянского композитора Джованни Пачини. Не забудем и о заказчике, тем более, что это прославленный князь Сан-Донато из русского рода Демидовых - меценат, исследователь и благотворитель.

Но как бы то ни было, благодаря Карлу Брюллову с поддержкой Анатолия Демидова, мы воочию видим трагедию Помпеи - небольшого, но богатого южного курорта с двумя театрами и тридцатью пятью борделями. Трагедию беспечности танцующих на вулкане: в 62 году сильные подземные толчки предупредили Помпеи о скорой катастрофе. Но горожане остались глухи, и восстановили разрушенный город.

Природа бездумия не простила. 24 августа 79 года в обычный летний солнечный день Везувий заговорил. И говорил почти сутки, покрыв многометровой толщей пепла улицы, дома со всей обстановкой и две тысячи человек из двадцатитысячного населения города. Остальные спаслись бегством: этот бег от смерти и изобразил Брюллов.

Слом судеб обнажает характеры. Заботливые сыновья выносят из ада немощного отца. Мать закрывает собой детей. Отчаявшийся юноша, собравшись с последними силами, не выпускает из рук драгоценный груз - невесту. А красавец на белом коне спешит прочь в одиночестве: скорее, скорее спасти себя, любимого. Везувий беспощадно демонстрирует людям не только свое нутро, но и их собственное. Тридцатилетний Карл Брюллов это отлично понял. И показал нам.

"И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", - ликовал поэт Евгений Баратынский. Воистину так: картину триумфально встретили в Риме, где он ее писал, и затем в России, а сэр Вальтер Скотт несколько высокопарно назвал картину "необычной, эпической".

И был успех. И картины, и мастера. А осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и триумф Карла Брюллова достиг своей высшей точки. Имя русского мастера сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого. В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.


Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию, вместе с графиней Самойловой отправляется осматривать древние развалины Помпей и Геркуланума, и видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках. Художник, который относится фанатично к своей работе забывает о всем бренном, не замечая свое здоровье, отдавая себя всего во благо своего творчества.

И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Оценки, как критиков, так и рядовых зрителей однозначны: картина – шедевр.

Европейская общественность восторгается творцом, а после выставки в Петербурге гениальность художника признают и отечественные ценители. Пушкин посвящает картине хвалебный стих, Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев также положительно отозвался о этом великом шедевре, высказывал тезисы о творческом единении Италии и России.

Картина по такому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, позже была переправлена на выставку в Парижском Лувре. Европейцы восторженно отзывались о таком грандиозном сюжете.

Добрых и лестных отзывов было большое множество, была и ложка дегтя испачкавшая работу мастера, то есть, критика, не лестные отзывы в Парижской прессе, ну как же без этого. Не понятно, что именно не понравилось этим досужим французским журналистам?, сегодня можно только строить гепотезы и догадываться. Как бы не обратив внимания на всю эту шумную журналистскую писанину, Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль.

Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери.

Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который

вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы Скавра группу людей. Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам людям возможно стоит задуматься как мы живем, и правильно расставить приоритеты.

Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности.

В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный.

Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся?. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов . И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления от страданий.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» - по первому впечатлению обычная история катастрофы. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей.

Как уже говорилось, у художника было множество подражателей и даже плагиаторов. И вполне возможно, что в технической стороне кто-нибудь из «коллег по цеху» смог бы превзойти Брюллова. Но все подобные попытки ставали лишь бесплодным подражательством, не вызывающим интереса, а работы годились разве что для украшения балаганов. Причиной тому является еще одна особенность картины: рассматривая ее, мы узнаем своих знакомых, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.

Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Левый сюжет

Триумф, слава, признание – все это пришло к русскому живописцу Карлу Брюллову в 1833 году.

Он представил взору современников свое уникальное полотно «Последний день Помпеи». Увидевшие эту картину впервые приходили в восторг и замешательство, такие противоречивые чувства вызывала она. Перед Брюлловым преклонялись, он стал притчей во языцех, о нем писали газеты. В истории мировой живописи картина «Последний день Помпеи» стала громким и смелым заявлением о том, что русская живопись стоит в одном ряду с другими выдающимися мировыми шедеврами.

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

В 1833 году полотно выставлялось в Милане, в 1834 – в Парижском салоне, в Эрмитаже и Петербургской академии художеств. О картине говорила вся Европа. Брюллов стал самым знаменитым человеком в Италии. А Академия художеств признала полотно лучшим произведением XIX века. В Европе картиной любовались, а в России она стала еще и предметом национальной гордости, мощным толчком для дальнейшего развития живописи. О «Последнем дне Помпеи» упоминали Пушкин и Гоголь.

Создание шедевра

Брюллов учился живописи в Италии. В 28 лет у него возник замысел величественного полотна, посвященного трагической гибели целого города во время извержения вулкана. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Сюжет хоть был и не совсем традиционным, но вполне должен был удовлетворить строгие академические требования. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Были и исследования, и ознакомление с работами археологов, и с описаниями Плиния Младшего. Шесть лет труда, множество этюдов и эскизов, внутренние переживания художника и его безудержное творчество дали свой результат. Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию, и всю трагичность положения людей, и их величие и духовную красоту. Мысли, чувства и интересы Карла Брюллова в полной мере нашли свое воплощение.

Центральный сюжет картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"

Описание картины

Все полотно состоит из нескольких эпизодов, гармонично вписанных в панораму гибнущего города. Люди бессильны перед стихией. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Именно в этот момент застал художник своих героев. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Сильные протягивают руки помощи слабым: женщины обнимают своих детей, молодые помогают старцам, мужчины – женщинам. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

Образы помпеян прекрасны. На многих из них лежит оттенок реализма, ведь написаны они с живых натур современников Брюллова. Есть здесь и его автопортрет. Это художник, который даже в такой трагический момент не смог бросить свой короб с красками и кистями.

Значение полотна

После появления полотна Брюллова в России повысился интерес к живописи. Теперь этот вид искусства интересовал не только художников, но и самые широкие круги общества. Картина волновала, увлекала, не оставляла равнодушными. После этого многие живописцы поняли, каким мощным средством воздействия на сердца и умы людей они обладают. Общественная роль живописи возросла именно после появления «Последнего дня Помпеи».

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Правый сюжет

Шедевр Брюллова проложил пути и к новому пониманию исторического сюжета. Впервые на полотне было изображено реальное историческое событие. Для его воссоздания автор долго изучал исторические источники и археологические находки. Такая правдивость стала новаторством во всей живописи. Мастер использовал ее, чтобы глубже раскрыть тему и выразить отношение современников к прошлому. Основным героем картины был не конкретный человек, а весь народ в конкретный исторический момент.

При этом художник мастерски передал контраст между новым и старым, жизнью и смертью, человеческим разумом и слепым могуществом разъяренной стихии. Романтическая направленность, смелость сюжета и высокое мастерство художника Брюллова обеспечили картине «Последний день Помпеи» всемирную славу и признание.