Культура Московской Руси XIV-XVII веков. Особенности развития культуры в XVII веке. Русская культура XVII в

Русская культура XIV XVII веков

Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII - нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви. В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог). Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись. Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек. Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.

К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется. Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в. привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова). В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет. Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке. Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока. Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором. Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I , причем решительным и неоднозначным способом.

Культура Руси XIVXVI веков

Основные тенденции

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской
культуре, но культурные традиции Древнерусской культуры не
прервались
Со второй половины XIV века – культурное возрождение Руси
Ведущими во всех землях, во всех произведениях УНТ,
литературы, живописи, архитектуры становятся идеи единства
русской земли и борьбы с ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры с центром в Москве, в
связи с этим невероятно возрастает значение Москвы как
главного культурного центра
Русская культура – многонациональна в своей основе
Именно в этот период происходит становление самобытной
русской культуры и отход от византийских традиций
Появление культурных контактов с другими странами, в
частности с Италией

Просвещение

Изменения в технике письма

В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу, которая стала
заменять бересту и дорогостоящий пергамент, книги
стали дешеветь
Изменения в технике письма: на смену уставу приходит
полуустав
Устав
Полуустав

Распространение грамотности

Центры книжной учености – монастыри, при
которых находились книгописные мастерские и
библиотеки. Некоторые князья, также имели
свои книжные мастерские
1551 – на Стоглавом Соборе – решение открыть в
России училища при церквях и монастырях для
широкого обучения детей грамоте (умению
читать и писать)

Возникновение книгопечатания

Крупнейшее событие середины XIV века – возникновение
российского книгопечатания
1553 – появление первой типографии в Москве
1564 – издание первой печатной книги «Апостол»
(часто именно эта дата указывается, как начало
книгопечатания).
1565 – издание книги «Часословец» - для обучения
грамоте
Первые книги были изданы Иваном Федоровым и
Петром Мстиславцем
Однако в скором времени из-за религиозных обвинений,
первопечатники вынуждены были перебраться в Великое
княжество Литовское. Именно в Львове был напечатан
первый русский букварь с грамматикой.

Книгопечатание

Книгопечатание продолжает
развиваться и в России,
однако еще очень долгое
время печатная книга
существовала параллельно с
рукописной
Печаталась в основном
богослужебная литература, а
летописи, повести и сказания
продолжали переписываться
от руки
Книгопечатание имело
огромное просветительское
значение: печатная книга
была дешевле, а значит
доступнее для людей
Первопечатник Иван Федоров

Устное народное творчество

Основные тенденции

XIV-XVI вв. – время расцвета героического былинного эпоса.
Возврат к традициям Древней Руси.
Любимый герой – Владимир Красное Солнышко
Популярными становятся Новгородские былины с их
главными героями купцом Василием Буслаевичем и богатым
гостем Садко
Появляется новый жанр УНТ – исторические песни, герои
которых – простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с
завоевателями.
Наиболее известными из них - песня об Авдотье Рязаночке
– освободившей из плена жителей Рязани и песня о Щелкане
Дудентьевиче, о ханском баскаке Чолхане, против которого
было восстание в Твери в 1327
Множество песен было посвящено взятию Казани Иваном IV
Целый цикл эпических песен был посвящен присоединению
Сибири и его герою Ермаку

10. Литература XIV-XV вв.

11. Основные особенности

Центральной темой стала борьба с ордынским
владычеством
Одним из распространенных жанров стала
воинская повесть, в основе которой лежали
конкретные исторические события и факты, а
персонажами были реальные люди
Возрождение летописания

12. Повесть о разорении Рязани Батыем

В ней рассказывается о взятии
древнего города Батыем в 1237
году и о трагической судьбе
княжеской семьи. Кроме того, в
этом произведении
описывается подвиг рязанского
богатыря Евпатия Коловрата.
Самые ранние версии повести
относятся к XIV веку.
Наиболее ранний рассказ
содержится в Ипатьевской
летописи. Кроме того, этот же
рассказ содержится и в
Лаврентьевской и в
Новгородской летописью
Повесть о разорении Рязани
Батыем. Миниатюра. Лицевой
свод XVI в.

13. «Задонщина» Софония Рязанца

Памятник древнерусской
Куликовская битва
литературы конца XIV -
начала XV вв. Рассказывает о
победе русских войск,
возглавляемых великим князем
Московским Дмитрием
Ивановичем (Донским) и его
двоюродным братом
Владимиром Андреевичем
Серпуховским, над монголотатарскими
войсками правителя Золотой
Орды Мамая.
Многие художественные приемы
«Задонщины» перекликаются со
«Словом о полку Игореве»
Автор – рязанский боярин –
подчеркивает особую роль
Москвы в достижении победы

14. Сказание о мамаевом побоище (XV в.)

В «Сказании» повествуется о
небесных видениях, предвещавших
победу русского народа на
Куликовской битве, приводится
множество интересных подробностей
этого события. Наряду с исторически
достоверными фактами (маршрут
движения русского войска из
Москвы через Коломну на Куликово
поле, перечисление князей и воевод,
участвовавших в сражении, рассказ о
действиях Засадного полка и т. д.)
содержит и некоторые легендарные
эпизоды.
Автор сказания находился под
большим влиянием «Слова о полку
Игореве» и «Задонщины»
«Сказание» дошло до нас в большом
количестве списков. Некоторые из них
имеют очень позднюю дату - конец
XVIII-начало XIX века, что говорит
об огромной популярности
произведения в России.
Миниатюра из Сказания о Мамаевом
побоище. 17 век.

15. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Тверской купец Афанасий
Памятник Афанасию Никитину в
Твери
Никитин в 1466 г.
Отправился с торговыми
целями на Северный Кавказ
Превратности судьбы
привели к тому, что эта
поездка вылилась в
многолетнее путешествие
по Востоку – Ирану, Индии.
В Индии он прожил три
года, с глубоким вниманием
изучая местный язык,
культуру, религию и быт.
Итогом наблюдений и
размышлений русского
купца стала книга
«Хождение за три моря»

16. Путешествие Афанасия Никитина

Три моря, «за которые
ходил» Афанасий Никитин
это Каспийское
(Дербентское), Аравийское
(Хвалисское)и Черное
(Стамбульское)
Находясь далеко от родины
купец молит Бога: «Да
сохранит Бог землю русскую!
Боже, сохрани её! В сём мире
нет подобной земли…».
Афанасий Никитин очень
тревожился за её судьбу «Но
почему князья земли русской
не живут друг с другом как
братья! Да устроится земля
Русская!»

17. Возрождение летописания

В XV веке возрождается общерусское летописание
Первая общерусская летопись – Троицкая - составлена в
Москве в начале XV века. Московские летописцы провели
большую работу по объединению и обработке
разрозненных местных летописей.
Одним из самых значительных произведений русского
летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о
необходимости единства и сильной великокняжеской
власти. Они последовательно проводили идею о том, что
Москва является наследницей и преемницей Киевских
политических традиций. И чтобы ярче подчеркнуть эту
идею, московские летописные своды начинались с
«Повести временных лет».

18. Литература XVI века

19. Основные особенности

Литература все больше и больше внимания уделяет
проблеме крепнувшей великокняжеской власти, а
затем и царской власти
Появление нового жанра – публицистики
Особое место в средневековой литературе занимали
хронографы – появившиеся со второй половины XV
в., представлявшие собой попытку систематизации
исторических сведений. К данным, почерпнутым
из византийских хронистов, присоединялись
довольно отрывочные сведения
о болгарской и сербской истории и
вносились русские известия; в позднейших
редакциях заметны заимствования из польских
хроник

20. «Сказание о князьях Владимирских»

В основе этого произведения лежало две легенды.
Одна из них утверждала, что московские государи
ведут свое происхождение от римского императора
Августа (от его брата по имени Прус, который был
родственником Рюрика).
В другой рассказывалось, как византийский
император Константин Мономах передал киевскому
князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии,
которыми Владимир якобы венчался на царство.
Отсюда следовало, что и преемники Владимира
Мономаха имели законное право на царский титул
Эти легенды обосновывали право московских князей
на самодержавную власть

21. Публицистика

Одним из наиболее
известных публицистов
был Иван Семенович
Пересветов. В своих
челобитных,
адресованных Ивану
Грозному, он
предложил проекты
реформ, укрепляющих
самодержавную власть
царя, опирающегося на
дворянство
Миниатюра из Лицевого свода 16 в.

22. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Происходил из княжеского
рода, входил в Избранную
Раду. Принимал
деятельное участие во
взятии Казани в 1552.
Действуя, по его словам, из
опасения "неправедной"
опалы Ивана IV, бежал в
Литву (1564); член
рады Речи Посполитой.
Участвовал в войне против
России, что делает его
предателем при любой
причине бегства.
П. В. Рыженко. Андрей Курбский

23. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Основными вопросами в их переписке были вопросы
о характере царской власти и её взаимоотношениях с
подданными
Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о
великом князе московском» и посланиях Ивану
Грозному.
А. М. Курбский считал наилучшим вариантом гос.
власти такую форму, когда монарх правит вместе с
выборным органом, представляющим все слои
населения
Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею
божественного происхождения самодержавной
власти и её неограниченный характер

24. «Хронограф » (1-ая ред. - 1512)

«Хронограф «– сборник интересных и
нравоучительных сочинений по всемирной
истории
Автор этого сборника неизвестен, но это был
очень образованный человек, имевший
представление о ходе мировой истории
Большое внимание «Хронограф» уделяет
славянским народам, и прежде всего русскому.
Он рассматривает русскую историю как часть
всемирной истории

25. Великий че́тьи-мине́и

Четьи – книги,
предназначенные для чтения, а
не для богослужения. Минеи –
длящиеся месяц.
Великие четьи-минеи - сборник
XVI в. из 12 книг, на каждый
месяц года, включающий в себя
жития святых на каждый день.
Великие четьи-минеи были
составлены под руководством
митрополита Макария
Четьи минеи вобрали в себя и
сгруппировали все книги,
читавиеся на Руси. Они стали
своего рода церковнолитературной энциклопедией
русского средневекового
общества
Икона «Минеи на год» (календарь на год)

26. «Домострой»

Составил «Домострой»,
Андрей Рябушкин. Купеческая
семья 17 века
или во всяком случае
отредактировал
священник Сильвестр
«Домострой» содержал
наставления по ведению
домашнего хозяйства,
воспитанию детей,
исполнению в семье
религиозных обрядов.
Одной из главных идей
«Домостроя» были идея
подчинения в государстве
царской власти, а в семье
её главе

27. Архитектура XIV-XVI вв.

Московский Кремль при Иване III. Васнецов А. М.

28. Москва

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство
При Иване Калите строятся 4 каменных храма: Успенский и
Архангельский Соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору
(все храмы перестроены, в первоначальном виде не сохранились).
Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало
возведение в 1367 крепости – белокаменного Кремля (при Дмитрии
Донском)
Формирование единого государства поставило Москву в особое
положение – она превратилась в столицу Русского государства, в ней
размещалась резиденция великого князя всея Руси – становится
центром русского зодчества
При Иване III – Московский Кремль был радикально перестроен. Были
приглашены лучшие мастера со всей Руси, приглашены иностранцы из
Италии (Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро
Антонио Солари).
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских
великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов
московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от
ордынского владычества

29. Аристотель Фиораванти

Фамилия Фиораванти – дословно
Монета, предположительно
отчеканенная Аристотелем
Фиораванти
переводится, как цветок, гонимый
ветром
Аристотель Фиораванти 0 итальянский
архитектор, инженер
Иван III – срочно искал талантливого
архитектора, так как в 1474 г. в Москве,
рухнул новый, только достроенный
Успенский Собор.
Под руководством А.Ф. русские мастера
сложили из кирпича стены и башни
Московского Кремля, Успенский и
Архангельский Соборы, колокольню
Ивана Великого
А. Ф. построил первый в России
кирпичный завод, построил завод по
отливке пушек

30. Успенский Собор в Московском Кремле (15 век)

Выдающееся творение
Аристотеля Фиораванти
– Успенский Собор.
Иван III мечтал о
создании самого
внушительного собора
на Руси.
За образец был взят
Успенский собор во
Владимире
Строительство в 14751479 гг.

31. Грановитая палата Московского Кремля

Построена по указу Ивана III
в 1487 – 1491 архитекторами
Марко Руффо и Пьетро
Антонио Солари
1487- 1491 гг.
Снаружи палата была выложена
белыми гранеными камнями, от
которых и получила свое название
Предназначалась для
торжественных приемов и
празднований

32. Архитектура Московского государства в XVI веке

Дальнейшее развитие Русского государства сказалось на
развитии русской культуры. Со всех концов страны в Москву
переселялись лучшие мастера
Появились специальные органы, занимающиеся вопросами
архитектурного облика столицы – Городовой приказ, Приказ
каменных дел.
Москва становится центром русского зодчества. Здесь
появляются новые архитектурные стили и направления
Изменяется внешний облик Московского Кремля: с его
территории были выведены почти все боярские усадьбы,
выселены ремесленники и торговцы. Появляются
дипломатические представительства иностранных государств, а
также гос. учреждения – Печатный и Посольский дворы,
строятся здания приказов
Появляется новый - шатровый стиль

33. Шатровый стиль

В русском деревянном
Воскресенская церковь,
Суздаль (18 в.)
зодчестве шатер – был
распространенной
формой завершения
деревянных церквей (при
строительство церквей из
дерева чрезвычайно
трудно передать форму
купола)
Каменные шатровые
храмы появились на Руси
в начале XVI века и не
имеют аналогий в
архитектуре других стран

34. Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Ц. Вознесения в
Коломенском –
выдающийся памятник
шатровой архитектуры
Первый каменный
шатровый храм в
России
Воздвигнут в 1532 г. в
честь рождения у
Василия III
долгожданного
наследника – будущего
Ивана Грозного
Церковь Вознесения в селе
Коломенское

35. Собор Василия Блаженного (1555-1560)

Вершина русского зодчества
этого периода – Покровский
Собор, построенный в
непосредственной близости от
Кремля
Его называют собором Василия
Блаженного по имени
знаменитого юродивого,
погребенного у его стен
Храм строили русские мастера
Барма и Постник
Идея храма: как Москва
объединила вокруг себя русские
земли, так и огромный
центральный шатер храма
объединяет в единое целое
красочное разнообразие восьми
отдельных его главок

36. Новгород

37. Основные особенности

В XIV веке одним из центров каменного
строительства становится Новгород
Отход от строгих, простых форм, им на смену
приходят легкость, нарядность и торжественность.
Классические образцы такого новгородского стиля –
церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса
Преображения на Ильине улице.
Крупное строительство велось и в XV веке. В 1433
немецкими и новгородскими мастерами была
построена Грановитая палата в Новгороде для
торжественных приемов и заседаний Совета Господ

38. Церковь Федора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручье на Ильине улице

Церковь Федора Стратилата
на Ручье
Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице

39. Псков

40. Основные особенности

Псков к середине XIV века окончательно
обособился от Новгорода
Большое значение здесь получило оборонное
зодчество, так как Псковская земля находилась
на окраине Руси
В 1330 году вблизи от города была построена
крепость Изборск
В самом Пскове был возведен большой каменный
кремль
Вся архитектура Пскова имела крепостной облик,
здания были суровы и лаконичны

41. Изборская крепость (1330)

Изборская крепость стала одним из
крупнейших военных сооружений
Руси
Изборская крепость и Никольская
церковь

42. Живопись

43. Живопись XIV века

XIV век – начало расцвета русской живописи
Большой вклад внес Феофан Грек
В конце этого века в русских церквях как самобытное
культурное явление стали появляться иконостасы
(византийская культура не знала таких больших
иконостасов)
Иконостас – перегородка, отделяющая алтарь (часть
храма, предназначенную для священнослужителей) от
остального помещения
Иконы на иконостасе располагались в строгом порядке. В
нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в
честь которого была возведена церковь. Далее следовал
ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по
обеим сторонам в молитвенных позах – Богоматерь,
Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы и святители

44. Феофан Грек

Феофан Грек – приехал на
Спас Вседержитель или Пантократор.
Фреска в новгородской церкви Спаса
Преображения на Ильине улице
Русь из Византии, будучи
уже известным
живописцем.
Он смело
экспериментировал с
гаммой, умел выписывать
фигуры святых, что они
смотрелись не застывшими
в определенной позе, а как
бы в движении
Главным творением
Феофана Грека стало
создание иконостаса
Благовещенского
собора

45. Живопись XV-XVI вв.

В конце XV – начале XVI века в Москве складывается
национальная школа живописи.
Наиболее ярким её представителем был гениальный
русский художник Андрей Рублёв
В его творчестве процесс отделения русской живописи от
византийской получает свое логическое завершение
Рублёв и его последователи окончательно отказались от
византийской суровости и аскетизма.
Другим крупнейшим представителем московской школы
живописи был знатный князь, ставший монахом
Дионисий
В период правления Ивана Грозного все чаще в
религиозную жизнь включались сюжеты, отражающие
реальные исторические события

46. Андрей Рублёв

Андрей Рубёв был монахом
Троице-Сергиева
монастыря, а затем СпасоАндронникова монастыря
В 1405 г. Вместе с Феофаном
Греком и Прохором из
Городца расписывал стены
Благовещенского собора во
Владимире, а затем собора
Троице-Сергиева
монастыря
В своих произведениях он
создавал образы живых
людей, передавал душевные
переживания и настроения
русского человека того
времени
Троица. Самая известная работа А.
Рублёва. Написана для иконостаса
Троицкого собора

47. Андрей Рублёв

Спас. Звенигородский
чин.
Чин – в иконостасе –
один ряд икон
Спас – эпитет,
приписываемый
Иисусу Христу, от
«Спаситель»

48. Дионисий

Дионисий - крупнейший
представитель московской
школы живописи конца XV –
начала XVI
Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва
Написал часть икон и фресок
Успенского собора
Московского Кремля
Работы Дионисия отличались
утонченным рисунком,
изысканным и нежным цветом
Справа представлена икона
Святой митрополит Алексий с
житием, написанная для
Успенского Собора
Московского Кремля

49. Дионисий

Пожалуй, самыми
известными
произведениями
Дионисия были
росписи на стенах
Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря
Собор Рождества Богородицы.
Стенопись Дионисия 1502.
Святитель Николай Чудотворец

50. Эпоха Ивана Грозного

В период правления Ивана Грозного все чаще в религиозную
живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические
события
В середине XVI в. В Москве была написана огромная, 4 метра длиной,
икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию
Казани
На ней изображено торжественное шествие победоносного русского
войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир
Святославич с сыновьями Борисом Глебом, Александр Невский,
Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди
на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура
византийского императора Константина с крестом в руке. Войско
встречает Богоматерь с младенцем.
Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех
как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов
как победу православия над «неверными басурманами»

Следующий цивилизационный цикл в развитии отечественной культуры связан с формированием русского национального самосознания в эпоху Московского царства (XVI-XVII вв.)

Монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западе Древней Руси поставили страну на край гибели. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 г., «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»

Монголо-татарское иго задержало развитие Руси: на ее земле были разрушены города, села, частично утрачена ремесленная культура, резко сократилась численность населения.

Лишь со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380 г.). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. В это время определяется ведущая роль Москвы, которая возглавляет борьбу за объединение русских земель.

Московские князья, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавили борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершили процесс создания единого и независимого государства. В письменных источниках XV в. появляются слова «Россия», «Российская земля».

Становление Московской Руси определялось во многом ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Социально-политическая система, формировавшаяся в молодом государстве, несла на себе черты сильного восточного влияния, особенно с середины XIV в., когда Орда приняла ислам.

После падения Константинополя в 1451 г. Русская православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она возлагает на себя миссию спасения православия, осознает себя «святой Русью», а свою столицу Москву - «третьим Римом». Если на Западе общество в этот период постепенно освобождается от влияния церкви, то в Москве, наоборот, происходит усиление воздействия церкви на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Церковник Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. Еретики (которые требовали дешевой церкви, отрицали богословские догматы о троичности Бога, отрицали монашество и церковное землевладение, боролись за свободомыслие в литературе и науке) были осуждены в 1490 г. Церковным собором и в XV в. были ужесточены канонические требования.

Именно с XVI в. начинается история культуры русского народа в собственном смысле слова, так как в это время сформировались специфические черты русского национального самосознания:

Соединение духовности, выраженной в православии со стремлением к свободе;

Коллективизм и слабовыраженное личностное сознание;

Приверженность к ценностям православия;

Приоритет государственных начал, интересов державы; держава - это главное национальное достояние и ее интересы выше личных интересов.

Достижения русской культуры 14-17 веков

Русские мастера построили ряд крупнейших крепостных сооружений: в 1367 г. был построен белокаменный Московский Кремль, но в конце XV в. Кремль Дмитрия Донского обветшал и был построен Московский Кремль из кирпича, толстые стены протяженностью более 2 км с 18 башнями, Псковский и Новгородские кремли начала XV в., каменные кремли в Казани, Астрахани, Смоленске в XVI в. Успенский собор (XV в.), Благовещенский собор (домовая церковь великих князей, построен в 1489 г.), Архангельский собор (усыпальница московских князей, построен в 1508 г.). Гранатовитая палата (тронный зал для приема послов, построен в 1491 г.) создавали неповторимый облик Московского Кремля. Зодчество XV-XVI в. отразило возросший международный авторитет Руси живым воплощением идей эпохи образования русского национального государства. Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа. Этот новый тип каменного храма заимствовал свои формы из народного деревянного зодчества. Достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г. шатровой церкви Вознесения в Коломенском высотой 62 м (легко стремящийся вверх огромной высоты «столп» увенчан высоким каменным двадцатиметровым шатром исключительной красоты), в 1560 г. храма Василия Блаженнного (высотой 47 м), ансамбля Покровского собора, состоящего из 9 храмов различной высоты. В целом зодчество XV-XVI вв. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.

Образование единого государства повлекло за собой развитие зачатков научных знаний для государственных потребностей (измерение земельных наделов, составление географических карт, определение плодородия почвы, развитие арифметики, медицины).

В 1466-1472 гг. тверской купец Афанасий Никитин сухим путем прошел в Индию и оставил обстоятельные записки «Хождение за три моря». (Морской путь в Индию был открыт на Западе позже, в 1498 г. португальцем Васко да Гама.)

С XIV в. и особенно в конце XV в. получила развитие артиллерия, были изобретены пушки, заряжавшиеся не с дула, а с «казенной части». На Западе этот вид орудий был изобретен значительно позже. Гигантская «царь-пушка» была установлена в XV в. в Московском Кремле.

Патриотический подъем после Куликовской битвы повысил интерес к блестящему прошлому Руси, к ее культуре. Произведение Софония Рязанца «Задонщина», посвященное исторической победе над татарами, включало и воспоминания из «Слова о полку Игореве». Историческая литература XVI в. проникнута задачами укрепления самодержавия, усиления его союза с церквью. Создаются обобщающие летописные произведения - Лицевой Летописный свод - своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в.

В XVI в. начинает преодолеваться разрыв между фольклором и письменностью (впервые печатать книги на Руси стали в 1553 г., но анонимно, а потом, с 1563 г. Иван Федоров при Иване Грозном открыл типографию на средства царской казны, первая печатная книга «Апостол» (1564 г.), первый русский букварь (1574 г.).. До конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания).

Свод житейских правил был представлен в «Домострое», который защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи.

Московская живопись ХIV-ХV вв. не знала себе равных. Феофан Грек (1340-1405 г.) осуществлял росписи соборов и теремов Москвы, например иконостаса Благовещенского собора. Фрески (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде), иконы Феофана Грека отличаются монументальностью, выразительностью образов, он воплотил внутреннюю силу и одухотворенность святых.

Величайший художник Руси Андрей Рублев (1360-1430 г.) создал шедевры икон: «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Преображение», расписывал Успенский собор во Владимире, Благовещенский собор и др. Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, чувством гармонии, согласия, умиротворенности и человечности, золотистым колоритом. Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408 г.), даже здесь образы Рублева полны человечности, нет излишней суровости. Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого ярко сказались национальные черты: высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства.

Крупным мастером иконной живописи на рубеже XVI в. был Дионисий. Для иконописи XVI в. характерно возвеличивание средствами искусства политических идей и событий. Дионисий расписывал Успенский собор в Московском Кремле, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и др. Его иконы и фрески отмечены утонченным рисунком, пышной декоративностью, праздничностью и нарядностью. Пропорции человеческих тел удлинены, движения пышны и важны, темы росписей посвящены в основном Богоматери - покровительнице Москвы. Большое внимание уделялось мозаике и фреске.

Для русского искусства были характерны традиционализм, религиозный характер, локальность, замкнутость, авторитарный стиль мышления и строгое подчинение канону: центр иконы находился в глазу, изображение как бы «вывернуто» на зрителя, строго следовали цветам: желтый - божественный, красный, белый - цвет крови и радости Бога; вишневый - объединяющий; черный - тайны Бога.



Культура Московской Руси XIV-XVII веков

культура татарский нашествие

Вместе с закатом Киевской Руси с середины XIII в. в истории русской культуры начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали Северо-Восточная Русь и Москва. Естественным образом сложилась новая этнокультурная общность -- великороссы, т.е. новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русской православной самобытности перед лицом внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами. В таких условиях произошло становление собственно русского культурного архетипа, получившего название Московской Руси.

Монголо-татарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но не смогли се уничтожить, не произошло даже синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сохранила очаги своей самобытности и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Уже в конце XIII в. наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения русской культуры, но при этом изменилась география культурных центров. В истории этого периода особое место принадлежит Новгороду и Пскову, уцелевшим от монголо-татарского погрома. В этих городах сохранились традиции древнерусской письменности, живописи и зодчества; они стали крупнейшими центрами русской культуры своего времени.

В середине XIV в. начался период подъема и интенсивного формирования русской культуры как национальной. Монголо-татарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1237-1480), легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Самым пагубным образом нашествие сказалось на художественной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. Наиболее значительно пострадали ремесла, а такие, как производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали, исчезли совсем. На целое столетие -- с середины XIII в. до середины XIV в. -- прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, особенно фресковой росписи.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство сосредоточилось в основном в двух районах -- на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). Преимущественно строились небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них заметны отход от крестообразной композиции домонгольского образца, влечение к классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) -- наследие владимиро-суздальской традиции.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор - кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров - они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей - Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля - колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту - более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

В живописи XIV в. постепенно усиливалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало. Этот стиль нельзя еще назвать экспрессивным, но развитие происходило именно в этом направлении. При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская -- к сдержанности. К этому толкали и храмовая архитектура, и интерьер. В Новгороде и Пскове это были тесноватые уютные пространства с неярким освещением, а в Москве -- возносящиеся ввысь хорошо освещенные стены.

После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится политическим и культурным центром Руси, где постепенно формируются общее русское искусство и русская культура. Переезд в Москву митрополита еще более возвысил ее, так как превратил город в общерусский религиозный центр. Со второй половины XIV в. Москва -- общепризнанная столица формирующегося русского государства. О растущем потенциале города свидетельствовала Куликовская битва (1380), победа в которой позволила говорить о формировании современного русского этноса и начале нового периода в истории нашей страны. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделившим периоды национального унижения и нового подъема.

В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все виды художественного творчества, среди которых особенно много перемен испытала русская живопись, в первую очередь иконопись и фреска. Новации проявились в пространственном решении фона и пристальном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и середины XIV в. еще чувствуется робость народа, который боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Кажется, что иконописец еще не смеет быть русским. Лики на иконах продолговатые, греческие, бороды короткие, нерусские. Архитектура церквей, составляющих неразрывное целое с иконой, или греческая, или носит печать переходной ступени от греческого к русскому. Церковные главы еще слабо заострены и имеют почти круглую форму греческого купола, а русская луковица пока находится в процессе образования. Внутри храмов присутствуют греческие верхние галереи.

В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот. В них решительно все обрусело. Русский иконописец пережил глубокий национальный подъем, как и все общество. Руси были более не нужны иноземные учителя, ее путь определился. В иконописи это выразилось в смене греческого лица на широкое русское, нередко с окладистой бородой. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. Такая же трансформация видна в той храмовой архитектуре, которая изображается на иконах. Подвиг национального возрождения возвеличил и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше русский народ знал Русь как место страдания и унижения, а теперь он воспринимал се в ореоле божественной славы. Иконы стали выражением души народа, его духовного облика, в них проявились глубокие философские идеи, четко показавшие суть идеи соборности, ключевой для русской культуры.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV вв. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем, которой был русский художник Андрей Рублев.

Религиозная концепция, лежащая в основе творчества Андрея Рублева, отлична от принятой Феофаном Греком. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев в отличие от Феофана видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия, и его Спас -- не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог, справедливый и благожелательный, который один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало.

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области монументальной живописи являются фрески Успенского собора во Владимире, написанные вместе с Даниилом Черным. Внешне изображение ими сцены Страшного Суда кажется вполне традиционным, но по тональности оно представляется новым явлением в мировой живописи. Победа русских дружин на Куликовом поле вселяла надежду на освобождение от монгольской зависимости. Этим объясняется светлый колорит рублевской росписи. Важнейшими особенностями фресок Успенского собора являются лица русского типа в противоположность традиционно удлиненным византийским, а также тяготение художника к массовым сценам.

Иконостас - еще одно особое явление художественной культуры, возникшее в период монголо-татарского нашествия. Это было чисто русским изобретением, так как до того времени алтарь в русских и византийских храмах отделяла от прихожан только невысокая преграда. Одним из создателей иконостаса также стал Андрей Рублев.

Важным событием в истории русской культуры XVI в. явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государственным потребностям и началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, т.е. не содержали имен издателей, выходных данных. В настоящее время всего таких изданий известно семь. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. С этого времени книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной их московских церквей Иван Федоров и его помощник и соратник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел “Апостол” - первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. “Часослов”. Дело Ивана Федорова продолжали его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было издано около двадцати книг и все церковно-религиозного содержания.

В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

Итак, культура Московской Руси XIV-XVI I вв. - это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.

  • · Естествознание
  • · Безопасность жизнедеятельности
  • · Маркетинг

Последствия Смутного времени

Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» вЗамосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Культура России в 14 – 17 вв.

С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель.

Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.


От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артелями.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса.

В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи, точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка одежд остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.

Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией, интересом окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность многофигурным, полным динамики многоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в повествовательные циклы со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви Ильи Пророка и несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих красоту земной жизни.

Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.

Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическим началом.

В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные непосредственно с византийской традицией, скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.

Таким образом, в XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич ; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Русииз династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.