Лауреаты патриаршей литературной премии за все годы. Архипастырь. Патриаршая литературная премия. Зал церковных соборов

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии ; председатель Русской Православной Церкви ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве ; ; наместник ; председатель Издательского совета ; ; заместитель председателя Московского Патриархата ; главный редактор ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии ; сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года ― И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года () с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриаршая литературная премия». Кем и как она была учреждена?

С инициативой об учреждении такой премии в 2009 году выступил Святейший Патриарх Кирилл, на встрече в Издательском совете он сказал: «Надо найти формы поощрения современных авторов, которые пишут на нравственные темы и на темы, приводящие людей к Богу, пропагандируют в жизни нашего общества добро, любовь, согласие, мир». Мы совещались, потом взяли благословение у Святейшего Патриарха, чтобы разработать программу вручения Патриаршей премии. В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил эту премию, и в этом году мы будем ее вручать уже шестой раз.

- Какова основная задача этой премии? Какие цели преследуются кроме поощрения?

Основная цель - поощрить писателей не только материально (премия имеет и материальную составляющую), но и поддержать их в творческом труде. Сейчас у нас в стране господствует рыночная система - не только в бытовом отношении, но и в мире творчества. В основном продаются книги, которые приносят прибыль, а в них засилье разврата, распущенности, насилия. Книги о добре, нашей культуре, о духовных ценностях нашего народа издаются меньшими тиражами, а писатели, создающие эти произведения, не пользуются таким спросом. Наша задача от лица верующих людей поблагодарить авторов, которые пишут на добрые темы.

Без художественной литературы невозможно жить современному человеку. В старину, в XIV - XVII века, не было художественной литературы, люди читали жития святых, Псалтирь, «Лествицу», рассказы о подвижниках, былины. И только со времени Петра I появляется художественная литература. Сейчас она играет большую роль в жизни человека и общества. Без книги нельзя представить культурного и развитого человека, поэтому поддержать тех творцов пера, которые пишут на добрые темы, призвана Патриаршая литературная премия.

- В основных положениях о премии сказано, что ее материальная часть выделяется из церковного бюджета.

Верно, нет специальных проектов или спонсоров, поддерживающих эту премию. Церковь живет на добровольные пожертвования, это вклад многих людей. Премия поощряет тех, кто способствует духовному становлению нашего общества. Художественное произведение имеет большое влияние на сознание людей. Вспомним недавнее советское прошлое: очень многие из интеллигенции пришли к вере, читая Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Не только в XIX, но и в XX веке многие писатели связывали свое творчество с Церковью. Они не писали в советское время о Боге и Церкви напрямую, но говорили о добре и евангельских истинах. Люди через это развивали любовь к своей культуре, приходили к Церкви.

- Как определяются лауреаты Патриаршей премии?

Есть определенный порядок подачи документов. Рекомендовать на премию могут главы Поместных Православных Церквей, епархий, самоуправляемых Церквей, входящих в состав Русской Православной Церкви, литературные сообщества, журналы, главы регионов. По их инициативе формируется список, и затем Палата попечителей выбирает Совет экспертов, который каждый год обновляется. Они обрабатывают поданные заявки, знакомятся с произведениями. Большинство кандидатов - известные писатели, но встречаются и новые имена, не очень известные в Москве.

Совет экспертов прорабатывает весь список кандидатов в номинанты. В этом году было пятьдесят четыре заявки. Совет экспертов рекомендовал восемь писателей, которые внесены в шорт-лист (короткий список). Это делает Палата попечителей, которую возглавляет Патриарх. Проходит несколько заседаний: на первом заседании просматривается общий список, утверждается Совет экспертов, на втором заседании - шорт-лист, третье заседание состоится в Зале Церковных Соборов, где будет происходить выбор и вручение знаков лауреатам Патриаршей премии. Голосование происходит открыто, без кабинок, каждый получает бюллетень, отмечает свой выбор. Тут же сидит счетная комиссия, которая вносит результат в протокол, передающийся Патриарху. Он оглашает имена лауреатов.

- В этом году есть фавориты?

Очень трудно сказать, кто станет лауреатом, потому что люди все интересные.

- Можно назвать имена экспертов?

Экспертное жюри возглавляет в этом году Юрий Михайлович Лощиц, поэт, прозаик, публицист. В жюри входят: игумен Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии; протоиерей Николай Агафонов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; Алексей Николаевич Варламов, писатель, член Союза писателей России, Дмитрий Михайлович Володихин, российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук; Мария Александровна Городова, православная писательница, корреспондент, обозреватель «Российской газеты»; Виктор Мирославович Гуминский, доктор филологических наук; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук; Олеся Александровна Николаева, поэтесса, писательница, лауреат Патриаршей премии; Александр Юрьевич Сегень, известный писатель, лауреат Патриаршей премии.

- Среди номинантов есть священники, например Андрей Ткачев. Кто-то еще есть из священнослужителей?

В этом году в списке номинантов два священника: отец Андрей Ткачев, писатель, проповедник, миссионер и отец Николай Блохин. Интересная личность, в Церковь пришел в возрасте; по благословению митрополита Питирима и отца Иоанна Крестьянкина занимался изданием православной литературы и ее распространением. За это он был осужден на четыре с лишним года. Он сам говорит, что если бы его не осудили, то он не стал бы писателем. Находясь в заключении, он начал писать. Цель всех художественных произведений отца Николая - привести человека к Богу, показать, что жизнь не случайна, указать на ответственность человека за свое спасение.

У меня в руках журнал «Православное книжное обозрение», который сегодня вышел. Здесь есть замечательный рассказ отца Николая «Прихожанка». Он описывает обычную жизненную историю, на Руси таких много. Священник прибыл в храм, на первой службе только два человека - две женщины. Священник стал с ними беседовать, попросил, чтобы они на следующую службу пришли со своими мужьями. Одна говорит, что у нее мужа нет, а другая - что у нее лучший муж. В результате выяснилось, что священник из того же поселка, где живет эта женщина. Он вспомнил ее и ее мужа. Оказывается, что он выпивал, нередко бил свою супругу, но эта женщина готова терпеть и считает, что должна его спасти. «Это мой крест, я должна его донести»,- говорит она. Милиционер предлагает посадить его в тюрьму, соседи советуют развестись, бросить его, но она боится, что он погибнет. Женщина считает, что он дан ей по грехам и она должна пронести свой крест. Какая актуальная тема! Ведь мы-то ропщем, когда носим тяготы ближнего человека…

Среди других номинантов - монахиня Евфимия (Пащенко), известная писательница, медик. Пишет интересные эссе, заметки. Я вспоминаю очень интересное произведение о Божьем мире. В парке замечательно пела птичка. Сидел человек и думал: «Какое Божье творение! Для чего она поет? Наверное, услаждает меня». Другой человек рассуждал: «Что это за птаха? Воробей? Точно не соловей. Он лучше поет!» Третий человек услышал пение и подумал: «Что за ворону занесло к нам? Непонятное пение!» Автор размышляет над тем, кто прав и как люди по-разному оценивают окружающий мир. Мир создан Богом для человека. Матушка Евфимия пишет о том, как мы должны воспринимать окружающий мир.

Если задуматься, то можно увидеть, что все в мире сосредоточено на человеке. Солнце светит, реки, вода - все для человека. Прекрасно сказал преподобный Макарий Египетский в IV веке: «Солнце, звезды, луна, лес, реки, моря, весь животный мир, земля созданы для того, чтобы жил человек. А человек создан для того, чтобы в нем жил Бог». Матушка Евфимия хочет донести это до своего читателя. Люди Церкви пишут на такие важные для современного человека темы, потому что большинство людей не знают Библии, а через такие произведения они познают, Кто Творец, откуда все происходит.

Еще хочу назвать имена Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова. У Алексея Карпова большая серия исторических книг, он издавал «Жизнь замечательных людей». Это и Борис Тарасов, замечательный человек, который много сделал для развития литературы, преподаватель Литературного института, был его ректором; Валерий Сергеев, который писал о раннем русском средневековье, он автор книги о жизни преподобного Андрея Рублева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это интересные люди, которые доносят до современного россиянина понятия о Боге, добре, показывают традиции, исторический путь нашего народа, Православной Церкви.

- Светские писатели - номинанты на Патриаршую премию - верующие люди?

Они все православные.

В положении сказано, что премия учреждена для писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества. Но нравственность есть не только в православной вере…

Пока у нас не было неправославных писателей, хотя такое возможно. Если автор не хочет соединять себя с Церковью, верой, возникает вопрос: не зная и не понимая Евангелия, можно ли понять русскую культуру? Можно ли внести положительный вклад в ее развитие? Особенность в том, что русская культура по природе православная, она зародилась с принятием христианства. Князь Владимир принес на нашу землю веру, язык и культуру. В этом году мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Афоне, оказавшего глубокое влияние на духовное состояние России, духовное развитие нашей страны, монастырей, которые были центрами просвещения и культуры на протяжении многих веков. Нашу культуру отделить от православия очень сложно.

- А как же советские писатели? Вы сказали, что они писали о нравственности.

Совершенно верно. Они в душе были верующими людьми, они выросли в православных семьях, в православной культуре, их родители были православными, они все были крещеными. Но они не могли писать о Боге. Сейчас мы многое узнаем. Маршал К. Жуков - советский полководец, а у него была икона Казанской Божией Матери. В душе он был верующим, но не мог это декларировать. Возьмите М. Шолохова: можно увидеть много православных элементов в его творчестве. Фонд единства православных народов издал серию книг «А.С. Пушкин и православие», «Ф.М. Достоевский и православие», в том числе «С. Есенин и православие», «М. Шолохов и православие». Михаил Шолохов описывает православные традиции, более того - христианские заповеди, хотя он не мог открыто писать о Боге.

- Книги православных писателей выпускает Издательский совет Русской Православной Церкви?

Издательский совет не занимается издательской деятельностью, мы только ее регулируем. Выпускаются они в издательствах, в том числе в издательствах Московской Патриархии, Сретенского монастыря, «Никея». Наша задача - присваивать гриф. Это не цензура. Мы предоставляем право этому издательству распространять книги через церковную сеть. Наша обязанность - защитить прихожанина от плохой литературы. Если нет грифа, надо подумать, стоит ли эту книгу читать. Гриф присваивается не только богословским и катехизическим книгам, историческим, духовным, но и художественным. Через нас проходит очень много книг, которые я бы посоветовал прочитать.

Недавно прочитал у отца Николая Агафонова, как молодой человек шел к вере. Он служил в армии, и у него не было никаких духовных книг, а была только антирелигиозная литература, из которой он и узнавал о Боге, отбрасывая шелуху пропаганды. Вопрос телезрителя: «Мне 85 лет, я ничего не слышу, молюсь Господу двести раз и Божьей Матери столько же. Правильно ли я делаю?»

Молиться - это правильно, но я советую сходить в церковь; если не можете дойти, попросите, чтобы пришел священник, который может соборовать Вас и причастить Святых Христовых Таин, объяснить, как молиться. Если можете читать, даст молитвослов и Евангелие. Обязательно свяжитесь со священником.

- Где можно купить произведения номинантов Патриаршей премии? Только в церковной лавке?

Нет, что-то издано и продается в церковной сети. Но по большей части - в светских магазинах. Мы всегда способствуем изданию произведений лауреатов Патриаршей литературной премии. У нас есть книги отца Николая Агафонова, Виктора Николаева, Олеси Николаевой. Мы не можем навязывать издательству выпуск тех или иных книг, мы рекомендуем. Все зависит от произведения. Издательства работают на коммерческой основе, даже церковные. Если невыгодно, они не могут издавать. Мы рекомендуем тех авторов, которые достойны Патриаршей литературной премии, или те книги, которые получили премии конкурса «Просвещение через книгу». Кроме Патриаршей премии, мы поддерживаем писателей и издателей в этом конкурсе. Там двенадцать номинаций, в том числе «Художественная литература», «Историческая литература», «Детская литература». Эти книги тоже присутствуют в церковной сети.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Бываю в Калужской области, там, особенно в деревнях, очень много старообрядцев, у них есть домовые храмы, но я туда не хожу. Будут ли возводиться православные часовни?»

Да, там скоро будет восстанавливаться большой храм. Сейчас в Кирове есть своя епархия - Песочня (это старое название города). Я передам епископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану Вашу просьбу. Проект сделать в каждом селе хотя бы маленькую часовню есть.

- Иногда заходишь в книжный магазин - разнообразие литературы. А того, что нужно, не видишь.

В светских магазинах практически невозможно найти православную литературу. Мы в Москве переговорили с представителями ряда магазинов, чтобы они отделили православную литературу от другой. Раньше была секция религиозной литературы, там были православные авторы и какие-то сомнительные философские, оккультные учения. Ряд книжных сетей выделил для православной литературы отдел, но есть проблема: на видное место ставится то, что быстро покупают. Естественно, у людей сложился стереотип, что купить православную литературу можно только в храме. А в светских магазинах покупают техническую или развлекательную литературу. Никто не идет за Библией в книжный магазин на Арбате, поэтому там не уделяют ей такое внимание.

Мы предлагаем Патриарху сделать сеть православных книжных магазинов шире. Не только в Москве, но и в крупных городах регионов должны быть крупные православные книжные магазины. Там могут продаваться и православные сувениры, потому что открыть магазин - это достаточно накладно. Можно распространять и электронные книги, и видеофильмы. Мы стараемся реализовать этот проект.

- В некоторых церковных магазинах можно встретить и классическую литературу.

Да, это и «золотой», и «серебряный» века русской литературы, и современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. Здесь другой вопрос: не все храмы, города и приходы одинаково снабжаются литературой. Это зависит от прихода и епархии. Издательский совет здесь сделать ничего не может. По благословению Патриарха мы подготовили список литературы, которая должна присутствовать в каждом московском храме, это около двухсот-четырехсот наименований, в том числе художественная литература. Я думаю, это будет способствовать развитию книжного дела. Люди будут знать, что в храме, помимо нескольких молитвословов и акафистов, будет хороший набор книг, которые можно купить для себя или подарить. Это хороший подарок. Если мы дарим книгу молодому человеку, он обязательно ее прочитает. Через чтение узнает о Боге и истине.

- Сейчас книга - редкий подарок. Удобнее скачать книгу и на мониторе устройства прочитать.

Да, но совершенно разное восприятие книги - электронной и печатной. Берешь маленький журнал и совершенно по-иному воспринимаешь текст, каждое слово, глубже понимаешь тему, становишься участником описанных событий. Электроника - это совсем другое восприятие.

Одна из побед Советского государства - победа над безграмотностью. Советский Союз был одной из самых читающих стран. Сейчас картина удручающая. Россия все ниже в этом рейтинге. Чтение становится менее популярным. Проблема кроется в наших школах, как заметил Патриарх Кирилл на заседании попечителей Патриаршей литературной премии. Он отметил, что в школе перестают понимать литературу, читать. Заметил, что преподавание литературы там сходит на нет. Как Вы стремитесь решить эту проблему в рамках работы Издательского совета?

Почему Россия потеряла первенство в списке самых читающих стран? Развитие электронных книг, появление сети Интернет привлекло к себе часть читающих людей. Но это не главная причина. Читающие люди в советское время - в основном люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и школьники.

Сейчас мы переживаем демографический кризис. С начала 90-х годов в России стало вдвое меньше рождаться детей, чем в советское время. Мы потеряли людей читающего возраста, страна постарела, это тоже сказывается. Развитие технологий повлияло и на чтение.

Но это кризис не только школы, но и семьи. Сейчас в семье мало читают. Обычная ситуация в московской семье: пришли все домой и каждый расходится к своему «гаджету». Кто к телевизору, кто к планшету, кто к телефону - родители в первую очередь. Дети не видят читающих родителей, не видят книги в руках - только телевизор, Интернет. Ребенок, пока маленький, полистает книгу, а потом требует телефон, смартфон, планшет и т.д. Родители дарят ему это. Они откупаются от ребенка. Любящий родитель после ужина соберет детей, возьмет книгу, почитает Евангелие, житие святого, сказку, побеседует. Подрастает ребенок - возьмет «Капитанскую дочку», еще раз прочитает и поговорит. Сходят на службу всей семьей, не будет наказанием для ребенка сходить в церковь, пока папа смотрит телевизор.

Я сегодня вижу, что дети не знают, в честь какого святого они названы. Почему бы не рассказать ребенку о его покровителях? День ангела бабушки или дедушки - давай прочитаем о святых покровителях. Дети не видят примера! Пытаясь в течение двадцати пяти лет реформировать школьную систему, мы потеряли главное - русскую литературу. Мне показали учебник лет пять-шесть назад: на изучение А.С. Пушкина отведено полторы страницы! На тринадцати страницах - современная проза, произведение автора, бывшей наркоманки, со всем соответствующим жаргоном и соответствующими описаниями. Для чего это? Это не знакомство с жизнью. Школа призвана научить: надо читать А.С. Пушкина, классику XIX - XX веков, современных авторов. Возьмите произведения Николая Агафонова, прочитайте! Этого примера дети дома не видят. И школа не дает. Надо увеличивать часы на изучение литературы. Это основа.

Литература XIX - XX веков - образец русского слова. Мы должны научить любить великое русское слово. Везде ценят наших писателей, знают их, а наша молодежь практически не знакомится с творчеством Ф.М. Достоевского, зато популярны в ее среде западные писатели. Это ошибка в реформировании школьной системы. Президент России поручил создать Комитет по словесности, а Патриарх Кирилл его возглавил. Школа должна увеличить объем изучения литературы и истории.

- Хотелось бы услышать наставление от Вас, что посоветуете прочитать?

Желаю помощи Божией. Завтра мы отметим писателей, которые потрудились на благо и развитие нашей отечественной культуры, поэтому желаю больше читать. Запомните: главная книга нашей жизни - Евангелие. Мы должны научиться читать Евангелие ежедневно, это слово Божие, его читали великие классики. В Калуге мы провели акцию «Евангелие - книга жизни. Читаем вместе в дни Великого поста». Обратимся к этой вечной книге. Мой учитель называл Евангелие «кислородом вечности». Давайте будем им дышать, чтобы обрести жизнь вечную.

Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ярослава Трунцева

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru .

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений,митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря епископ Егорьевский Тихон, сотрудники Издательского Совета и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», координатор Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей С.А. Попов, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, руководители и представители общественных организаций, деятели культуры.

Перед началом церемонии состоялись творческие встречи некоторых лауреатов Патриаршей литературной премии прошлых лет с гостями мероприятия.

Всем собравшимся раздавался специальный выпуск журнала Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение», посвященный Патриаршей литературной премии и номинантам 2016 года. В выпуске содержатся фотоматериалы, биографические сведения, отрывки из произведений и интервью, а также избранная библиография номинантов.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор Валаамского монастыря, открывший вечер исполнением тропаря Воскресения Господня.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На соискание звания лауреата премии в 2016 году было представлено 50 кандидатур.

3 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был определен расширенный список кандидатов на присуждение премии 2016 года.

Участники заседания Палаты попечителей премии, которое состоялось 12 апреля под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, утвердили короткий список номинантов премии 2016 года, в который вошли:

  • иерей Николай Блохин;
  • Громов Александр Витальевич;
  • Екимов Борис Петрович;
  • Карпов Алексей Юрьевич;
  • монахиня Евфимия (Пащенко);
  • Сергеев Валерий Николаевич;
  • Тарасов Борис Николаевич;
  • протоиерей Андрей Ткачев.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился участникам церемонии с Первосвятительским словом.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей премии, которые были определены тайным голосованием членов Палаты попечителей премии. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав которой вошли: А.Н. Варламов, писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года; В.А. Воропаев, литературовед, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года.

Святейший Патриарх вручил каждому лауреату диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты премии 2016 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.

Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.

Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся:

«Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием.

Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам.

Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества.

Христос Воскресе!»

В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.

Лауреатами Патриаршей литературной премии стали писатели Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин. Награды победителям вручил в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Искренне надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности», - сказал патриарх.

О литературе духовной и халтуре

Он отметил, что современный человек зачастую не находит возможности обратить внимание на что-то, не касающееся его профессиональной деятельности или семейных забот. Проводя этот конкурс, в Церкви надеются представить россиянам высокодуховную литературу, подчеркнул он.

Всего было определено девять номинантов, включая писательницу Ксению Кривошеину, отозвавшую свою заявку без объяснения причин. В короткий список также вошли Александр Громов, Алексей Карпов, монахиня Евфимия (Елена Пащенко), Валерий Сергеев, Андрей Ткачев (протоиерей). Три лауреата были избраны тайным голосованием.

При этом перед церемонией вручения премии патриарх раскритиковал современную тенденцию некоторых писателей «халтурить». «Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая», - сказал патриарх.

Он отметил, что ему иногда «приходится по тем или иным причинам открывать такие тексты». «Стыдно становится», - сказал он.

Премия патриарха и лауреаты

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и в практике других поместных православных Церквей.

Премия присуждается не за конкретные произведения, а «за значительный вклад в развитие русской литературы». По замыслу, конкурс призван развивать взаимодействие Церкви и литературного сообщества, своим творчеством утверждающего основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают предстоятели поместных православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского патриархата, епархиальные архиереи РПЦ, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения РПЦ, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации. До сих пор лауреатами премии становились только писатели.

Ставшая уже хорошо известной и престижной награда вручена в этом году в шестой раз. Она была учреждена Священным синодом в 2009 году и впервые вручалась в 2011 году. В прошлом году денежная часть премии составила 300 тыс. рублей на одного лауреата.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в третьем - Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в четвертом - Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, в пятом - Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.

18 мая 2016 года в шестой раз будет вручаться Патриаршая литературная премия. Эта награда - знак того, как высоко Русская Православная Церковь ценит труд писателей. Об этом нашему изданию рассказывает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета РПЦ.

Владыка, в России множество литературных премий. В чём особенность Патриаршей литературной премии? Каких писателей на неё выдвигают?

Эта награда присуждается за совокупный вклад в развитие русской словесности. Оцениваются всё творчество номинанта и его личность. Два года назад во время вручения премии, когда Россия готовилась отмечать 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина, Святейший Патриарх Кирилл напомнил ставшее крылатым изречение поэта, что «гений и злодейство - две вещи несовместные». Оно служит критерием, которым руководствуется комиссия при решении вопроса о присуждении Патриаршей премии, когда наряду с творчеством учитывается и жизненный путь автора.

В число номинантов премии включают тех современных представителей литературы, которые послужили утверждению духовных и нравственных идеалов в современном обществе и в жизни отдельных людей. Могут ли создать такие произведения личности, которые в своей жизни не соблюдают нравственные нормы, никогда не ставили перед собой вопросы из сферы духовности и не искали на них ответы? Я полагаю, что не могут и не смогут. Кроме нравственного критерия, предъявляемого к творчеству и личности писателей, драматургов и поэтов, есть и другое, не менее важное требование. Номинанты Патриаршей литературной премии должны быть авторами произведений высокого художественного уровня, достойного отечественной классики.

- В текущем году премия будет вручаться в шестой раз. Кто уже был удостоен этой высокой награды?

Патриаршая литературная премия присуждается с 2011 года, когда её лауреатом стал известный прозаик и публицист Владимир Николаевич Крупин.

В следующем году количество лауреатов увеличилось до двух. Премии были удостоены поэтесса Олеся Николаева и писатель Виктор Николаев, офицер запаса, получивший широкую известность после выхода первой его книги «Живый в помощи».

В дальнейшем сложилось так, что премию получали три лауреата ежегодно. В 2013 году это были публицист Алексей Варламов, русский поэт, публицист Станислав Куняев - главный редактор журнала «Наш современник» - и писатель Юрий Лощиц, известный прежде всего как автор биографической прозы.

В 2014 году в числе лауреатов Патриаршей премии впервые был назван священник - протоиерей Николай Агафонов, литературное творчество которого давно полюбилось широкому кругу читателей. Вместе с ним премию получили прозаик Валерий Ганичев и литературный критик Валентин Курбатов.

Лауреатами премии прошлого года стали писатель, участник Великой Отечественной войны Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский, а также писатель и кинодраматург Александр Сегень. Среди множества достойных премии романов, повестей, сценариев последнего упомяну только книгу и одноимённый фильм «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко, в котором повествуется о подвиге священников Псковской миссии в годы Великой Отечественной войны.

- Кого из номинантов 2016 года вы можете отметить?

О каждом писателе из короткого списка номинантов этого года можно сказать много хорошего. Священник Николай Владимирович Блохин стал известен как православный писатель задолго до того, как был рукоположен в священный сан. На закате советской власти он был осуждён и четыре года провёл в заключении за издание и распространение духовной литературы. Его первая повесть «Бабушкины стёкла», написанная в следственном изоляторе, - захватывающее чтение для детей и взрослых.

Книги протоиерея Андрея Ткачёва - проповедника, миссионера и публициста - отличаются умением автора простым языком, в ненавязчивой форме доносить до современного читателя древние непреходящие истины православной веры. Литературное творчество монахини Евфимии (Пащенко), писательницы, книги которой предназначаются детям и юношеству, автора житийной и краеведческой литературы, в особой характеристике, думаю, не нуждается.

Прозаик Александр Витальевич Громов помимо своих книг известен как основатель одного из ведущих литературных журналов России «Русское эхо». Борис Петрович Екимов - автор не одной сотни произведений, раскрывающих жизнь современной деревни.

Историк Алексей Юрьевич Карпов и искусствовед Валерий Николаевич Сергеев пишут о Древней Руси, раскрывая её идеалы через жизнь православных святых, таких как благоверный князь Александр Невский и преподобный Андрей Рублёв. Ксения Игоревна Кривошеина, художник и общественный деятель французского православия, много лет исследует и популяризирует живопись и литературное наследие монахини Марии (Скобцовой), участницы французского Сопротивления, казнённой в газовой камере Равенсбрюка. Творчеству монахини Марии посвящена её книга «Красота спасающая». Писатель, литературовед Борис Николаевич Тарасов - автор глубоких и содержательных публикаций о философах и поэтах, некоторые из его книг выдержали по несколько изданий.

Все номинанты, вошедшие в короткий список, - очень разные авторы, со своими темами, особой манерой письма. Безусловно, все они очень интересные и достойные люди, действительно хорошие, истинно талантливые писатели. Я не готов сейчас выделить кого-то одного. Для определения лауреатов будет проходить тайное голосование, и каждый член Палаты попечителей - а их 30 человек - имеет свои симпатии и предпочтения, поэтому трудно что-либо сказать заранее.

- Когда определят лауреатов этого года?

Лауреаты всегда определяются непосредственно во время проведения церемонии. В этом году она состоится 18 мая. Все члены Палаты попечителей получат индивидуальные бюллетени для голосования. Пока зрители и гости будут смотреть видеоролики о каждом из номинантов, демонстрируемые на большом экране, священнослужители, писатели, деятели культуры - члены Палаты попечителей - сделают свой выбор, и на основании подсчёта их голосов счётная комиссия составит протокол и передаст его на утверждение Святейшему Патриарху. После этого будут объявлены лауреат или лауреаты этого года, награждение которых по традиции пройдёт сразу же на сцене. Таким образом, всё происходит в один день в присутствии всех номинантов, гостей и зрителей.

Занимается ли Издательский совет популяризацией творчества писателей - лауреатов Патриаршей литературной премии? Интересно ли это читателям?

Начну с того, что, как правило, лауреаты премии уже хорошо знакомы российскому читателю. Разве что светские писатели могут быть недостаточно широко известны в среде верующих, а церковные авторы ещё мало востребованы далёким от религии читателем.

Для того чтобы информировать тех и других, вот уже несколько лет Издательский совет проводит выставки-форум «Радость слова». Это просветительский проект, направленный на то, чтобы во всех регионах России у людей была возможность ознакомиться с книжными новинками, приобрести духовную литературу, а также качественную детскую и художественную книгу.

Я рад отметить, что выставка-ярмарка уже побывала во многих областях России и даже ближнего зарубежья, в ряде мест она стала ежегодной. Радует, что география нашего проекта ширится, с каждым годом он охватывает новые города.

Ни для кого не секрет, что хорошая книга гораздо более доступна людям в Москве и в Санкт-Петербурге, других крупных городах. Но мы хотим, чтобы все читатели могли купить хорошие книги. Именно поэтому сотрудники Издательского совета, издатели, писатели, деятели культуры в рамках просветительского проекта «Радость слова» приезжают в разные регионы России. «Радость слова» - это не только выставка-ярмарка, то есть это не только возможность увидеть и приобрести хорошие книги, это ещё и множество культурно-просветительских мероприятий.

Стало уже традицией, что на этих выставках-ярмарках в числе других интересных событий обязательно проходят встречи с лауреатами Патриаршей литературной премии. В ходе таких встреч читатели задают им вопросы, узнают об их новых произведениях. Писатели совместно с педагогами, библио-текарями, студентами обсуждают важные темы, делятся своими мыслями, впечатлениями. Люди из разных городов очень ценят такие встречи. Авторы тоже понимают важность живого общения с читателями.

При проведении детско-юношеского конкурса «Лето Господне» произведения лауреатов Патриаршей литературной премии являются одним из тематических направлений.

Практикуются встречи писателей-лауреатов со школьниками, педагогами, посетителями библиотек в ходе проведения Дня православной книги, а также на крупных светских книжных выставках и в течение всего года.

Как православный христианин должен формировать свою домашнюю библиотеку? Есть ли там место художественной литературе?

В библиотеке православного христианина как главная книга должно быть Евангелие. Если позволяют финансовые возможности и жилое пространство, нужно постараться приобрести Библию, жития святых, сочинения святых отцов, издания, разъясняющие Божественную литургию и церковные таинства, основы вероучения и правила христианской жизни. Я бы посоветовал иметь книги по истории Церкви, а также книги, помогающие освоить церковнославянский язык. Дать более конкретные советы можно, если известно что-то о человеке, собирающем такую библиотеку, о том, сколько времени он в Церкви, какое у него образование, каков состав семьи и многое другое.

Если в доме есть дети, для них должен быть детский молитвослов, Евангелие с объяснением, доступным детям, Священная история, жития святых, изложенные понятным детям языком, книги о церковной жизни, праздниках.

Что касается художественной литературы, то разве есть какие-то основания для того, чтобы христиане не имели её в своей домашней библиотеке? Это дело выбора самих людей: иметь её дома или не иметь. Мне неизвестны причины, по которым православный христианин должен отказаться от пушкинской «Капитанской дочки» или от произведений Валентина Распутина. Я полагаю, что в домашней библиотеке уместны книги по истории родной страны, о её многовековой художественной культуре как для взрослых, так и для детей. Люди не должны вырастать «Иванами, родства не помнящими» и оставаться такими во взрослом возрасте. Хорошо бы не только иметь в домашней библиотеке русскую классику, но и читать её, знать, развивать свой читательский вкус. Можно иметь и хорошую современную художественную литературу. Нужно иметь написанные хорошим литературным языком книги для детей, учащие добру, помогающие понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Дети должны видеть взрослых за чтением и брать с них пример. А взрослые обязательно должны читать детям. Хорошо бы ввести практику семейного чтения, когда вся семья собиралась бы для чтения книги и затем обсуждала прочитанное.

В домашней библиотеке не должно быть душевредных книг, развлекательного «чтива», толкающего человека к греху. А художественной литературе место там есть всегда. Только нужно помнить, что абсолютную истину и ответы на важнейшие вопросы нужно искать в литературе духовной, в первую очередь - в Святом Евангелии.

Издательский совет проводит также конкурс для школьников «Лето Господне». Готовите литературную смену? О чём пишут современные дети?

Ответ на этот вопрос хочу начать со строчек Маршака, которые мне вспомнились сейчас:

«Инкогнито к нам едет ревизор...»

Среди ребят, сидящих в первом классе,

Не различит и самый острый взор,

Что может быть и Пушкин в этой массе.

Хотя авторы конкурсных работ уже не первоклассники, только Господь знает, станет ли «литературной сменой» кто-нибудь из победителей или участников конкурса «Лето Господне». Из истории отечественной словесности и биографий современных авторов мы знаем, что есть писатели и поэты, которые с юности, и даже с детства пробовали свои силы и затем посвятили литературному труду всю свою жизнь. Есть и те, кто пришёл в литературу довольно поздно и, как кажется, «неожиданно, вдруг» начал писать. А некоторые, подававшие надежды в юности, потом выбрали себе совсем другое занятие.

Если кто-то из финалистов или участников конкурса станет со временем настоящим профессиональным писателем, я буду очень рад. Надо сказать, что финалисты конкурса, оканчивающие школу, поступают в Литературный институт имени А.М. Горького на особых условиях. Но независимо от выбора дальнейшего жизненного пути (главное, чтобы это был достойный, светлый путь) участие в этом конкурсе, проба пера, приобретённый литературный опыт в любом случае полезны и интересны самим ребятам и нам, взрослым.

Что касается тем сочинений, то юные авторы формулируют их самостоятельно, выбрав одно из следующих направлений: Священное Писание и русская литература, творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры, монашество в русской литературе, творчество лауреатов Патриаршей литературной премии. Как видите, все направления достаточно широкие.

Беседу вела Валентина КУРИЦИНА