Верняева т.а., cуходольский г.в. типологические портреты профессиональных общностей. Портреты с характером


(от французского portrait - изображать)

Изображение или описание какого-либо человека или группы людей, пребывающих или пребывавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве портрет - один из основных жанров скульптуры , живописи , а также фотоискусства .

В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом).

Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи , национальности, социальной среды. Однако, вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью, портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или, по крайней мере, главной темой художественного произведения .

Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры . Наряду с этим сформировался тип портрета , изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера , на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели , отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску.

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета . В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения, различают портреты монументальные (скульптурные монументы, фрески , мозаики ) и станковые (бюсты , картины , листы графические), погрудные, интимные и парадные, в анфас , в профиль и полный рост.

В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство ), портретная миниатюра , на геммах (глиптика ).

По количеству персонажей портреты разделяются на групповые, двойные (парные) и индивидуальные. Специфическим типом портрета является автопортрет . Границы жанра портрета очень разнообразны, и часто портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.

Со временем содержание древнеегипетский портретов углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н.э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты философов, общественных деятелей, поэтов.

С конца V века до н.э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма к драматизации образа .

Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима . Развитие древнеримского портрета связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начала. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты .

Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, I-IV в.). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета , с религиозно-магическими представлениями, фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства , непосредственно с натуры , несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.

Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии.

Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры портрета .

Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель , но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованным интерьером или пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди древних персонажей художник нередко изображает себя.

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи , Тинторетто, Рафаэль, Тициан, Джорджоне ещё в большей мере наполняют содержательностью портретные образы , одухотворяют их силой интеллекта., чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).

Высочайшие достижения в портрете, эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т.н. флемальский мастер , Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (Л. Кранах Старший, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший) мастеров XV-XVI в. При известной стилистической общности с портрета итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной отточенностью характеристик, предметной детальностью изображения .

Возросшая в XVII в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен ).

В России усиленный интерес к портретам проявляется в XVII в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна . В XVIII в. происходит интенсивное развитие светского русского портрета (полотна И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, И.Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова , Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского , скульптурные работы Ф.И. Шубина, гравюры Е.П. Чемесова).

Большими достижениями в области портрета отмечено во 2-й половине XIX в. творчество русских мастеров , связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В.Г. Перов,

Россия переживает бум использования психологических технологий в интересах достижения успеха в выборах, тех или иных политических целей. Важное место среди них занимают технологии создания психологических портретов политических лидеров. При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики. Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера.

Накопленный опыт составления политических портретов, а также типологическая оценка соответствующих материалов, опубликованных в специальной и публицистической литературе, дают нам основание сделать вывод о наличии, по крайней мере, нескольких основных типов политических портретов:

Политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет;

Политико-психологический портрет;

Исторический портрет;

Политическая биография.

Политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет представляет собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера как представителя (или главы) определенного политико-идеологического течение в обществе. В этом случае жизненный путь, элементы политической, служебной и деловой карьеры, контакты, публичные выступления лидера будут рассматриваться через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, в которую он входит или которой сочувствует, или же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам. Имея в виду эти общие методологические ориентиры, при составлении политико-идеологического портрета представляется важным проследить основные этапы карьеры лидера как вехи институционально - политического оформления его мировоззренческой позиции или же - в случае идеологических метаний лидера - как констатацию определенного диссонанса между его корпоративной принадлежностью и эволюционирующими политическими взглядами. При этом не следует забывать, что такая общая линия портретной диагностики лидера может быть ослабленной в том случае, если мы имеем дело с ярко выраженным идеологическим прагматизмом или же со стабильно конъюнктурным стилем политической деятельности. Это отнюдь не значит, что мы должны отказаться от портретной диагностики политико-идеологического характера. В этом случае необходимы тщательный анализ противоречий и несоответствий публичных заявлений политика на идеологические темы и моделирование диапазона идеологических (мировоззренческих) колебаний.

Наиболее целесообразно при составлении политико-идеологического портрета использовать метод аналитической интерпретации биографических данных, контактов, связей, а также иных форм политической активности лидера. При этом важно иметь в виду, в каком стиле проводится портретная диагностика - в информационном или же ценностном.

При использовании первого варианта речь обычно идет об удовлетворении потребности пользователя в сгруппированной и верифицированной информации с акцентом на событиях и фактах политической деятельности лидера. В этом случае комментарий должен быть лапидарным, необходимо акцентировать внимание пользователя на соответствии тех или иных действий и высказываний лидера определенным моделям политико-идеологического поведения, принятым в данном обществе.

Если же используется второй вариант составления портрета, то тогда пользователь должен иметь возможность найти в нем более развернутую аналитическую трактовку идейных, политических, художественно-эстетических взглядов лидера, включая его увлечения.

Последнее обстоятельство может иметь существенное значение для уяснения деталей политико-идеологического портрета. Например, определив, каков круг досугового чтения лидера, можно составить представление о характере и направленности эволюции (коррекции) его мировоззрения.

При всем многообразии возможных подходов к составлению политико-идеологических портретов было бы целесообразно определить общую (принципиальную) схему, которая послужила бы неким методологическим ориентиром, упрощающим как саму процедуру диагностики, так и ее восприятие пользователем. Основными элементами этой схемы являются информационный и идеологический ряды, представляющие собой два относительно автономных компонента описываемого типа политического портрета.

Как отмечает М. Вебер, информационный ряд должен соответствовать критериям оперативности, достоверности и полноты сведений, которые аналитик готовится интерпретировать. Он включает в себя, как правило, два элемента: описание фактов и событий и комментарий к ним. Под комментарием в настоящей статье понимается максимально объективированное объяснение информации о политической деятельности или же поведении лидера, лаконичное и точное по своей форме. Именно комментарий является своего рода переходом к идеологическому ряду.

Идеологический ряд представляет собой обстоятельную и развернутую интерпретацию изложенных сведений о лидере. Здесь может быть использован целый арсенал методов обоснования и аргументации: сравнительные характеристики, стратегическая аналитика, экспертные оценки и др. Этот ряд может быть как сконцентрирован в определенном разделе политического портрета, так и рассеян по отдельным информационным массивам.

В случае если у составителя политического портрета возникла необходимость дополнить характеристику лидера оценочными суждениями (как своими собственными, так и экспертными), то описываемый тип портретной диагностики обычно дополняется аксиологическим рядом, в котором автор пытается повлиять на оценку лидера со стороны пользователя.

При составлении политико-психологического портрета лидера особое внимание уделяется прежде всего взаимосвязи и взаимовлиянию особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и других психологических компонентов лидера, с одной стороны, и его политической карьерой -- с другой. В этом случае наиболее целесообразно переплетение событийной, фактологической информации о карьере лидера, его политическом поведении с интерпретацией психологического архетипа личности. Большое эвристическое значение в каждом конкретном случае может иметь адекватное выявление политико-психологического типа лидерства: определив тип лидерства, можно таким образом построить политико-психологический портрет, чтобы его содержательные характеристики благодаря исходной гипотезе приобретали бы логическое обоснование, могли бы быть концептуализированы, что и составит в конечном счете сам результат диагностики.

Было бы очень сложно предложить для политико-психологического портрета, в силу самой специфики исходных данных, какую-либо обобщенную схему его составления. Поэтому портретная диагностика данного типа требует от аналитика не только профессиональной подготовки в области общей и политической психологии, но и навыков концептуализации, определенного методического мастерства.

Несколько особняком среди различных типов политических портретов лидеров стоит исторический портрет. Это определяется его назначением, не всегда актуальным, если исходить из потребностей анализа современных политических ситуаций и событий. В этом его диагностические возможности ограничиваются возможностями сравнительного анализа политических портретов с целью определения отношений преемственности разных поколений политиков, поиска некоторых характерных черт лидерства в различных политических системах и организациях.

В то же время исторический портрет лидера весьма интересен, если мы имеем дело с ретроспективным политическим исследованием. Данный тип портрета может включать в себя элементы описанных выше типов портретной диагностики. Однако первостепенное значение в нем будет уделяться хронологической последовательности тех или иных событий в политической, служебной или деловой карьере лидера, его контактов с другими людьми, оказавшими влияние на ключевые моменты его жизненного пути. Такой же хронологический подход характерен и для возможной политико-идеологической составляющей исторического портрета, когда мы можем проследить весь цикл эволюции мировоззрения и идеологических предпочтений лидера не только на основании публичных, иногда конъюнктурных высказываний, но привлекая к анализу дополнительные источники: воспоминания современников, дневники, письма и т.д.

Важная характеристика исторического портрета состоит в том, что в нем обязательно присутствует аксиологический ряд: оценочные суждения (как воспроизводимые мнения современников, так и суждения составителя) об исторических масштабах личности, той роли, которую данный лидер сыграл в политическом процессе. Отсюда большой удельный вес имеют исторические сведения фонового значения, общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной политический деятель.

Составление политической биографии как метод портретной диагностики весьма распространен на Западе. Причем следует подчеркнуть, что речь не всегда идет о политическом деятеле прошлого. Существует целая страта политических биографов, в задачу которых входит трактовка политической деятельности и поведения лидеров, продвижение в массовое сознание определенного толкования отдельных моментов их политической карьеры или политического поведения. Большое значение при составлении политической биографии ныне действующих политиков имеют соображения рекламного характера. Этим соображениям в существенной степени подчинены структура, последовательность и полнота в изложении и интерпретации данных.

Было бы ошибкой полагать, что перечисленные выше варианты политических портретов лидеров исчерпывают все многообразие портретной диагностики статуса, потенциала и влиятельности политических лидеров. Поэтому необходимо более предметно исследовать это важное направление современного политического анализа.

Прежде чем исследовать конкретный образ политика, следует определить те показатели, по которым можно судить об их личностном потенциале.

При анализе образа политика мы пользовались принятыми в психологии тремя измерениями личности: привлекательностью, силой и активностью.

Эти параметры используются как для оценки реального политика, так и для описания его "идеального прототипа", который должен быть "приятным во всех отношениях", сильным и активным. Считается, что принятие гражданами решения о том, нравится или не нравится им политик, -- это своего рода "примерка" идеального прототипа на того или иного исполнителя политической роли. Если живая модель соответствует шаблону, то политик принимается гражданами.

В реальной жизни оценки того или иного политика хотя и сопоставляются с идеальным прототипом, но выявленные отклонения парадоксальным образом не всегда приводят к отказу от голосования.

Система ценностей находит свое выражение в социально одобряемом наборе требований к политическому лидеру: он должен быть "компетентным", "честным", "умным" и пр. В ситуации расхождения эмоциональных и рациональных компонентов установки респонденты руководствуются не столько рациональными соображениями, сколько эмоциональными предпочтениями. Сказанное позволяет подойти к пониманию структуры образа лидера с учетом его реальной сложности. Этому должна служить и методология анализа. Мы полагаем, что она должна включать три элемента. Во-первых, необходимо прослеживать важнейшие тенденции в рациональном восприятии политиков. Во-вторых, анализировать эмоциональные составляющие образов, имеющие более непосредственный характер и свидетельствующие о неосознаваемых респондентами тенденциях. И, в-третьих, следует сравнить между собой два этих ряда компонентов. Их совпадение свидетельствует о цельности образа, в то время как расхождение может объясняться либо нечеткостью образа, либо его внутренней противоречивостью, но в любом случае оно дает представление о внутренней структуре личности политика. Такая схема анализа может быть применена как для анализа каждого конкретного политика, так и для сравнения их между собой.

Исходя из задач политико-психологического анализа указанные показатели привлекательности были сгруппированы следующим образом:

Внешность (одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье -- болезнь, физическая конституция, полнота - худоба, вредные привычки, маскулинность - фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность);

Психологические особенности (характер, отдельные черты, речевые обороты) и морально-этические оценки политика;

Политические, профессиональные и деловые качества (опыт, политические взгляды, лидерские качества, навыки политической деятельности, компетентность).

Каким бы ни был набор привлекательных качеств того или иного лидера по содержанию, эти качества необходимо также оценить с точки зрения двух других личностных измерений: силы и активности. Личностная сила, без сомнения, укрепляет привлекательность политика. В этот параметр входят такие компоненты, как здоровье, возраст, физические и интеллектуальные ресурсы, психологическая устойчивость, способность защищать интересы страны и многое другое.

Таким образом, на основании теоретических аспектов, во второй главе автор попытается дать политико-психологический портрет личности В. Жириновского, наиболее яркого политического лидера партии ЛДПР.

Любая типологическая характеристика представляет собой определенный типологический «портрет» социальной общности. При этом, в зависимости от целей, одну и ту же общность можно «портретировать» разными типологиями для получения наиболее полного и разностороннего научного портрета, или для сравнения можно «портретировать» различные общности одной типологией.

Наше исследование предполагало решение двух задач: 1) составление психологического портрета одной профессиональной группы — психологов; 2) сравнительный анализ типологических портретов различных профессиональных общностей: психологов, педагогов и инженеров.

Респондентами стали студенты (общая численность выборки 758 человек), получающие психологическую, педагогическую и инженерную специальности. Они составили следующие группы:

1. Студенты психологического факультета всех специализаций 1–5 курсов 1995/1996 учебного года и 1 курса 1996/1997 учебного года Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), всего 321 человек. Далее группа будет называться «студенты-психологи СПбГУ».

2. Студенты факультета психологии 1– 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорского государственного педагогического института (МГПИ), далее — «студенты-психологи МГПИ». Всего 168 человек.

3. Студенты факультета русского языка и литературы 1 и 5 курсов 1995/1996 учебного года МГПИ, далее – «студенты-педагоги». Всего 98 человек.

4. Студенты механического и технологического факультетов 1, 3 и 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорской горно-металлургической академии (МГМА), далее – «студенты-инженеры». Всего 171 человек.

Для психологического портретирования использовались два типологических опросника: EPQ Г.Айзенка и Д.Кейрси.

Опросник EPQ позволяет оценить личность конкретного человека сочетанием оценок по факторам: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность. Данную типологию можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия – менее 7 баллов; норма равна 7–15 баллам; экстраверсия – более 15 баллов), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм – более 16 баллов; норма 8 – 16 баллов; стабильность – менее 8), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. Таким образом, получается девять типов: норма (Н), четыре «промежуточных» (меланхолический холерик – МХ; холерический сангвиник – ХС; сангвинический флегматик – СФ; флегматичный меланхолик ФМ) и четыре «чистых» акцентуированных типа (меланхолик – М, холерик – Х, сангвиник – С, флегматик – Ф).

В табл. 1 представлен типологический портрет студентов-психологов СПбГУ.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ (в %)

Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств, но не обладает геометрической наглядной формой. Наглядность обеспечивается «профильным» портретированием. «Профильный» портрет студентов-психологов СПбГУ можно записать в виде мультимножества типов: 19,3 Н; 12,5 МХ; 34,3 ХС; 3,4 СФ; 1,9 ФМ; 16,2 Х; 9,3 С; 0,3 Ф; 2,8 М.

Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которому можно сопоставить графическое изображение в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие состоит лишь в том, что шкалы полученного нами профиля маштабированы в процентах.

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ

Из графика наглядно следует, что среди студентов-психологов СПбГУ преобладает ХС тип,

распространены Н и Х типы (от 15 % до 20 %). МХ и С типы составляют около 10 % студентов. Остальные четыре типа (СФ, ФМ, М и Ф) составляют менее 5 % выборки.

«Профильное» портретирование позволяет легко сравнить типологические портреты представителей разных профессиональных общностей. Профили типов можно представить в виде таблицы (табл. 2) и графика.

Таблица Профили типов студентов разных вузов и специальностей

по методике EPQ (в %)

Можно видеть, что среди психологов и инженеров преобладают студенты ХС типа (соответственно 34,5 % и 30 %), у педагогов данного типа значительно меньше (18,4 %).

Среди студентов-педагогов большинство МХ и Х типов (соответственно 24,5 % и 23,5 %). Процент студентов Н типа примерно одинаков во всех группах (в пределах 20 –24 %).

Профили типов по методике EPQ представителей разных профессиональных

общносте

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили следующие результаты:

1. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и МГПИ по методике EPQ значимо не различаются (???9,48

2. Профили типов студентов психологических факультетов СПбГУ и МГПИ значимо отличаются от профиля типов студентов-педагогов МГПИ (соответственно???20,12 при??5 – 1 % уровень значимости и???12,23 при??5 – 5 % уровень).

3. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и студентов-инженеров не имеют значимых различий (???6,16

4. Психологические профили студентов-педагогов и -инженеров отличаются на 0,1 % уровне значимости (???21,43 при??5).

Основное отличие студентов-педагогов от студентов других профессий состоит в большей нейротичности и интровертированности первых.

Методика Д.Кейрси позволяет определить принадлежность человека к одному из шестнадцати личностных типов. Опросник включает четыре основные шкалы предрасположенностей: 1) экстраверсия — интроверсия (E — I); 2) сенсорность — интуиция (S — N); 3) мышление — чувствование (T — F) и 4) решение — восприятие (J — P). По данной методике были получены психологические портреты всех групп испытуемых.

Приведем типологический портрет студентов-психологов СПбГУ, представив его «анфас» в виде матрицы (табл. 3) и «профиль» в виде графика.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси (в %)

FJ TJ FP TP
ES 25,5 ESFJ 5,3 ESTJ 2,5 ESFP 0,6 ESTP
IS 7,2 ISFJ 3,1 ISTJ 1,6 ISFP 0,3 ISTP
EN 17,8 ENFJ 25,5 ENFP 2,2 ENTJ 0,9 ENTP
IN 10,3 INFJ 9,3 INFP 1,9 INTJ 0,3 INTP
FJ FP TJ TP

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ

по методике Д.Кейрси

Можно видеть, что большинство студентов-психологов СПбГУ принадлежит к ENFP (25,5 %) и ENFJ (17,8 %) типам, около 10 % являются INFJ, INFP и ESFJ типами. Студенты ISFJ и ESTJ типов составляют соответственно 7,2 % и 5,3 %; остальные – менее 5 %.

Представим графически профильные психологические портреты студентов – представителей различных профессиональных групп.

Профили типов студентов разных профессиональных

общностей по методике Д.Кейрси

Самыми распространенными среди студентов-психологов СПбГУ и МГПИ являются ENFP, ENFJ и ESFJ типы (соответственно 25,5 % и 20,2 %, 17,8 % и 13,7 %, 11,2 % и 21,4 %). Большинство студентов-педагогов принадлежит ISFJ (15,3 %), ESFJ (14,3 %) и ENFJ (14,3 %) типам. Среди студентов-инженеров преобладают ESFJ (20,4 %), ESTJ (12,2 %) и ISTJ (11,6 %) типы. Представителей ESTP, ISTP, ENTJ, ENTP, INTJ и INTP менее 5 % во всех группах.

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили результаты, представленные в табл. 4. Типологический профиль студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси значимо отличается от профилей студентов разных специальностей г.Магнитогорска. Наиболее близким профилю студентов-психологов СПбГУ является профиль студентов-психологов МГПИ, различие с профилем студентов-педагогов более значимо, а с профилем типов студентов-инженеров – наибольшее.

Таблица Значения?? при сопоставлении типологических профилей

студентов разных вузов и специальностей по методике Д.Кейрси

Примечание: ??11, ???19,68* — 5% уровень, ???24,72** — 1% уровень, ???31,26*** — 0,1% уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. М., 1996.

2. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

Говоря о литературной, публицистической форме портрета, уместно вспомнить некоторые особенности этого жанра в изобразительном искусстве, которому термин «портрет» (фр. «portrait») принадлежит изначально. Слово «портрет» происходит от франц. «portrait», что значит изображение оригинала «trait pout trait» - «черта в черту», «черта за чертой».

В теории искусствоведения под портретом подразумевают изображение определённого конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен облик человека, раскрыт его внутренний мир, сущность его характера. Искусствовед М. Андроникова в своей монографии об искусстве создания портрета сказала так: «Портрет рождается не вместе с искусством, а только тогда, когда человек осознаёт себя явлением исключительным и не похожим ни на одно другое существо, не на одного другого человека. Портрет - это одна из самых высоких форм искусства, долго зреющая в недрах его, прежде чем сложиться, обособиться и завоевать в нем свои самостоятельные и уникальные права» М. Андроникова. Об искусстве портрета. М.,1975, стр.294..

Настоящий художник, создающий портрет, менее всего претендует на зеркально-фотографическое отображение «натуры». Человек воссоздаётся искусством не «весь», не во всех проявлениях своей личности, а только в некоторых, в избранных, в определённых аспектах. Цель и смысл работы художника над любым портретом состоит в поиске главной идеи путём отбора характерного. Задача же художника состоит в возведении этого в степень образа при сохранении портретных черт конкретного человека.

«Хороший портрет есть драматизированная биография модели - раскрытие естественной драмы, свойственной каждому человеку» - утверждал Шарль Бодлер, полагая, что портретист должен обладать не только способностью подражания природе, но и силой угадывания. Поэтому каждый портрет содержит в себе представления художника о своей модели.

Рассмотренные выше принципы создания изобразительного портрета во многом сильны и в публицистическом.

Интерес прессы к наглядному изображению человека постоянен. По-прежнему самым интересным для читателя могут быть поступок, характер, карьера, судьба отдельного человека. Суть публикаций данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о личности. Решая эту задачу, журналист, как правило, обращает внимание на те моменты в жизни своего героя, которые являются важными для каждого человека.

Знание целей, «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить их со своими жизненными установками. В известной мере, это помогает читателям ориентироваться в мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и прочее. К тому же ряд портретных материалов позволяет удовлетворить интерес многих читателей к технологии успеха в наши дни.

Материалы, в центре которых человек, в газетно-журнальной практике представлены двумя жанровыми формами: портретным интервью и очерком.

Учитывая, что большая часть трудов, посвященных разработке теории жанров, издавались до 90-х годов ХХ века, в содержание непрерывно изменяющегося понятия «жанра» за это время добавились новые черты. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Москва, 1989;

Стерльцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990;

Жанры советской газеты. Москва, 1972;

Пельт В.Д. Аналитические жанры газеты. Москва, 1980;

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Москва, 1986;

Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975;

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Москва, 1987;

Черепахов В.М. Работа над очерком. Москва, 1980 В дальнейшем в работе используются те определения и характеристики, актуальность которых неоспорима и для выходящих в последнее время материалов периодической печати.

Жанр - сущностная форма. В этом понятии слиты признаки содержания и структуры, позволяющие выразить его - содержание - наиболее целесообразно и эффективно. Вся масса написанных журналистами материалов распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления.

У каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Вне зависимости от того, каким образом возникают эти характеристики: произвольно (автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст) или в результате специальных творческих усилий автора (заранее определяет, что должно быть отражено в тексте, как именно и с какой целью), тексты, обладающие сходными качествами, можно отнести в отдельные группы - жанры.

Теоретическая, на первый взгляд, задача - определение категорий публицистических жанров - вытекает напрямую из потребностей практики. «Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность осознанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуации на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения заинтересовавшего аудиторию и издание явления». Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000, стр.9.

В определении жанров периодической печати всегда нужно учитывать невозможность достичь в творческой практике их абсолютной чистоты. Взаимодействие видов публицистики - бесспорный факт.

Традиционно все публицистические жанры делятся на информационные (заметка, репортаж, отчет, некоторые группы интервью и корреспонденция), межвидовые (к ним относят такие формы, как интервью и комментарий) и публицистические в собственном смысле слова (среди них различают научно-публицистические и художественно-публицистические). Поэтому при анализе каждого материала важна установка на поиск преобладающих свойств жанра.

Безусловно, жанры различаются по их конкретному назначению. Для информационных жанров основное, во многом определяющее содержание материалов, понятие - новость. В данном случае эта та новость, о которой читатель не только не знал, но и не мог знать, поскольку она возникла недавно и является событийным поводом. Заметки, репортажи, отчеты, корреспонденции, каждые своими способами и средствами, призваны сообщать общественно - значимые факты.

Новости в публицистических, по другому в аналитических, жанрах сами по себе не новы (в оперативном смысле). Сообщение новых фактов - лишь средство аргументации для создания необходимого образа действительности. Для этих форм (очерк, фельетон, памфлет, зарисовка) особое значение приобретает организация образной структуры материала. Само по себе описание материала или характеристика предмета, события или жизненного факта не является образом. «Образ в публицистике - это или такое описание, которое позволяет увидеть, ярко, картинно представить себе определенное явление жизни, или же такое сравнение, сопоставление, которое кидает свет на самую сущность данного явления, позволяет лучше понять, оценить, определить его». Эльсберг Я.Е.Образ в публицистике.//Советская печать, 1960, №10, стр.20.

Таким образом, главная функция публицистического образа - иллюстративность. Это своеобразная чувственная опора для развития мысли публициста. «Публицистический образ активизирует мыслительный процесс, создает более стойкое представление о предмете или явлении, ускоряет овладение истиной». Архипов И.Р. Публицистический образ. Москва, 1977, стр.144

Выбирая жанровые формы воплощения портрета, как повествования, журналист должен представлять масштаб личности, учитывать ракурс интереса читателя по отношению к персонажу, а также заранее определиться со своей ролью в материале.

Особенность отражения человека в межвидовом жанре, интервью, определила в своей работе «Журналист и его произведение» М.И. Шостак: «Оно кажется «наджанровым», напоминает то рецензию, то репортаж, то проблемную статью, то портрет…». Шостак М.И. Журналист и его произведение. Москва,1998, стр.66

Подробная беседа с героем - необходимый этап в работе над любым портретным материалом. Поэтому интервью может быть как методом добывания фактов биографии, мнений, так и жанровой формой, которая представляет этот процесс наглядно.

Главный стимул оформления материала о человеке в виде портретного интервью - возможность для журналиста вывести на авансцену неординарного человека, интересного всем. Задача интервьюера - постараться создать эмоционально - психологический портрет собеседника. В этом случае читателю демонстрируется как можно больше выявленных сведений о человеке, а в окончательном литературном варианте беседы подчеркиваются вопросы автора, нацеленные на личностные характеристики собеседника, и его особенно показательные ответы. Все приводимые журналистом реплики должны выглядеть значимыми не только по смыслу, но и как наглядное свидетельство характера, личности собеседника. Большую законченность портретному интервью могут придать суждения собеседника, приоткрывающие его систему жизненных взглядов. Поддержать интерес читателей к материалу в некоторых случаях помогает информация, которой владеет герой благодаря служебному рангу.

В процессе подготовки портретного интервью журналист формулирует свои вопросы, подстраиваясь к ситуации, и порой задает их так и эдак, если ответ его не удовлетворяет. Автор предпочитает слушать персонажа.

Другую роль отводит себе журналист, если обращается к одной из форм художественно - публицистических жанров - очерку. Расцвет этого вида жанра пришелся на 50 - 60-е годы ХХ века. Незабываемые образы современников созданы очеркистами - газетчиками Л.Рейснер, М.Кольцовым, А.Серафимовичем, Б.Агаповым, И.Рябовым, М.Шагинян, В.Овечкиным. Это портретная летопись продолжена А.Аграновским, Г.Радовым, М.Струа, А.Сохниным и другими.

В сегодняшней журналистике изменение отношения к очерку очевидно для всех. Так, авторы энциклопедии жизни современной российской журналистики В.Богданов и Я.Засурский отмечают: «Когда сегодня открываешь газету, порой трудно определить, какие жанры журналистики использованы на ее страницах. Культура очерка ушла из наших газет. «Умирание» очеркового жанра - серьезная проблема не только газет. Очерк предполагал известную философию жизни. Сегодня всем нам не достает философии движения. Это отсутствие философской перспективы губительно сказывается на серьезных жанрах и приводит к тому, что в газетах преобладает мелкотравчатость, мелкотемье, и в целом острота сегодняшней прессы, в которой нет направляющей мысли, не идет ни в какое сравнение с предыдущими периодами нашей журналистики, и это наша беда». Богданов В., Засурский Я. Власть, зеркало или служанка. М., 1998, т.2, стр.136-137

Сейчас в профессиональной среде журналистов идет процесс пересмотра взглядов на обработку и подачу материала. Особенно популярная в 90-е годы фактографическая журналистика - журналистика факта, которая заметно потеснила аналитические формы, уходит в прошлое. Бывший глава издательского дома «Коммерсант» В.Яковлев в своем интервью сказал так: «Информационная концепция была лидирующей на рынке несколько лет назад, сейчас уже нет. Снова приходит время нормальной журналистики. Рынок уже требует четко выраженной позиции, умения писать интересно, красиво, вкусно. Нужен весь спектр жанров - от информации до искусно сделанного очерка с репортажем посередине». Яковлев В. //Коммерсант - власть, 1998

«Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рациональных и эмоционально-образных способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни». Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983 В этом жанре сочетаются документальные материалы и художественные формы, образность характеристик и высокая степень типизации. К необходимым составляющим очерка можно отнести фактичность, аналитичность, проблемность и образность. Объектом исследования в любом очерке является или человек, или проблемная конфликтная ситуация. Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции одного человека, создает образ. В каждом конкретном случае очеркист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологический портрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо своего героя, истоки движущей силы его духовности.

Как было замечено выше, весь объем очерковых материалов представлен двумя видами: проблемным очерком и очерком - портретом. При этом взгляд очеркиста должен быть устремлен на человека или проблемную ситуацию - с таким расчетом, чтобы в конечном результате получилась художественно - публицистическая разработка определенного аспекта концепции человека (портретный очерк) или общественной жизни (проблемный очерк).

В отличие от предыдущей формы портретного материала, интервью, автор очерка не просто приводит из разговора наиболее яркие реплики, характеризующие героя, но, опираясь на весь разносторонний материал о человеке, осмысливает своеобразие его личности.

Если обратиться к истории, то началом портретного очерка были описания нравов, картинок быта, характерных и показательных для разных срезов человеческого «муравейника». Авторы этих материалов стремились запечатлеть все многообразие типов людей.

Обилие очерковых портретных материалов характерно и для советских журналов и газет. «Неповторимые по политической страстности, выразительности психологического рисунка и вместе с тем строго документальные и рассказывавшие о широчайшем круге людей не только известных, но и рядовых, «незаметных», очерки о современниках занимают особое место в арсенале пропагандистских и организационных средств». Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983.

В передовых изданиях очерковые тексты сопровождались различными рубриками: «очерк», «портрет современника», «социальный портрет», «коллективный портрет», «судьбы людские», «живущие по совести». Определяющей для жанра была формула: на основании жизнедеятельности одной личности выявить типологические особенности советского человека. Способ конструкции образа ориентировался на раскрытие общего, типического в личности. Так решалась задача формирования человека будущего. Идеально изложил ее тогдашний журналист «Комсомольской правды» А.Егоров: «Жесткую первоначальную структуру очерка составляли данные последней переписи населения. Подыскивался герой близкий к самым типичным признакам. Люди искали среднее, ничего от себя не навязывая и не привнося». Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989. При этом цель портретного очерка определялась так: «Прописанные на газетном листе постоянно, они изо дня в день служат неиссякаемым источником для отображения советских людей во всем многообразии их характеров и судеб». Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983, стр.23.

Работа над созданием образа, типичного для советской действительности, в портретном очерке шла параллельно с раскрытием темы самореализации, самоутверждения в жизни человека труда. В начале 70-х годов газета «Советская Белоруссия» ввела рубрику «Рабочий». Коллектив авторов задался целью по возможности полно раскрыть облик современного рабочего. Тематическая направленность журналистского поиска была тщательно распланирована: «…найти на производстве типичных представителей рабочего класса, которым присущи чувство профессионального и нравственного долга, достоинство гражданина, стремление к совершенствованию мастерства и расширению кругозора, высокие культурные запросы, тяга к приобретению инженерных знаний». Беневоленская Т.А. Указ. соч., стр.54 Журналисты нашли таких людей и создали галерею очерков.

А в 1984 году газета «Труд» только за четыре месяца опубликовала одиннадцать очерковых портретных материалов. Вот названия некоторых из них: «Строгальщик завода «Красный пролетарий» Иннокентий Ив. Мальцев», «Ткачиха Любовь Кондратьевна Кондратьева», «Шахтер Иван Иванович Стрельниченко», «Металлург Василий Иванович Овсянников» и другие.

Как правило, в этих материалах соединялись общие статистические сведения о профессии, социологические размышления о связанных с ней проблемах и конкретная жизненная практика, индивидуальное существование одного из представителей этой профессии. «В прошлом году на рыболовных судах плавали 175 тысяч человек. Они добыли шесть миллионов тонн рыбы и морских продуктов, другими словами по 25 килограммов рыбных продуктов на душу населения», - писал в очерке «Рыбак» Л.Плешаков. Социальный портрет. М., 1967, стр.67. Один из ста семидесяти пяти тысяч человек - Иван Виноградов - стал его героем. Другой пример - очерк в «Комсомольской правде» «Агроном Илья Чибисов» начинается так: «Почему мы решили начать рассказ о нынешней страде с агронома?». Комсомольская правда. 1972, 11 июля. Материал вышел в июле. На первом плане жатва, ее темпы, особенности и задачи. Именно это определило рассказ о людях жатвы, и о конкретных человеческих чертах агронома И.Чибисова.

Газетный портретный очерк впервые познакомил читателя с опытом щекинских инициаторов злобинского метода, орловской непрерывки, новаторов в любой отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Через знакомство с человеком, как носителем прогрессивных методов производства, достигался эффект приближения дальнего опыта, эффект абсолютной реальности описываемого, эффект доступности того, о чем повествуется в очерке.

При работе над портретным очерком всегда поднимался вопрос о действенности подобных материалов: «Настоящие труженики воспринимают художественно - публицистический рассказ о себе с волнением и сомнением: «А такой ли уж я хороший, правильный?» Сомнение толкает человека к самоусовершенствованию, активизирует его дальнейшую деятельность». Жанры советской газеты. М., 1972, стр.200.

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы, очерковый портрет, было связано с существующей проблемой соотношения в материале индивидуального, личного и социального, присущего многим. Они выступают в различных пропорциях в каждой отдельной публикации.

Для иллюстрации этого тезиса достаточно сравнить два материала. Героем первого стал организатор народного музея И.Буханчук: «Он мне сразу понравился - открытый, доброжелательный, немного наивный. По внешнему его виду и не определишь, что бывший военный: плечи пиджака почему-то на одну сторону съезжают, плащ нараспашку, пепел от сигареты норовит себе на колени стряхнуть. Не думает, не помнит человек о себе - сразу видно». Гусарова А. В защиту человеколюбия.// Литературная газета, 1982, 17 ноября.

Второй же рассказывает о генеральном директоре Тераспольского производственно-швейного объединения В.С.Соловьевой: «Женщина в экономике. Талантливый руководитель с жизненным и профессиональным опытом, который пространственно протянулся через все экономические доктрины от 30-х годов до наших дней. Поищем ответ, где же все-таки в нашем прошлом в «женской» отрасли произошла осечка? Могли мы продвинуться дальше? Сделать более содержательным и счастливым женский труд?». Макарцев Ю. Портрет женщины из 1987года. // Собеседник, 1987, № 34.

90-е годы стали временем, когда по всем изданиям стали проходить портретные линии хозяев жизни - удачливых предпринимателей, преуспевающих людей. В этих материалах советская формула героя «человек на своем месте» сливалась с западной «человек, сделавший свою судьбу». Актуальным для таких портретов стал не только «феномен личности» (личная ответственность и порядочность, боль и раздумье обо всех), но и «феномен удачи» или «сюжет Золушки». Непосредственно в описании человека читательский интерес сосредоточился на конфликтах, которые не были привнесены извне, но показывались как ошибки и сомнения героя в поисках пути.

На большинстве портретных материалов, вышедших в 90-е годы можно проследить следующую тенденцию: чаше всего разработке характера уделяется больше внимания, причастность же героя к «объединяющему социально родственному кругу обозначений» прописывается, как правило, тезисно.

В каждом портретном материале упор делается на детальное раскрытие двух-трех качеств героя. И тут во власти автора одни характеристики выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие - лишь назвать, не раскрывая, а о третьих совсем умолчать. Характер героя в публицистике - всегда только версия. В жизни он не может быть так завершен, как единственно целостная авторская концепция материла на страницах периодической печати. Даже при самом тщательном описании человека всегда есть некий принципиально непостижимый остаток.

Появление любой персоны на страницах нынешних газет и журналов сопровождается следующим подходом журналиста к работе над портретным материалом:

  • 1. Самое важное передается через наблюдение за поведением героя;
  • 2. Отмечаются парадоксы судьбы;
  • 3. Привлекаются образные ассоциации и наглядные эпизоды.

Отдельным в ряду портретов деятелей стоит политический портрет. Вобрав в себя все основные черты жанра, профильный портрет политика обладает своими особенностями, обусловленными как практикой существования этой формы на страницах печати, так и развитием российской политической культуры в целом.

Формирование жанра политический портрет началось с возникновения в истории цивилизации отношений власти. Основная особенность восприятия власти русскими людьми - это ее персонификация. В Российской истории личность всегда играла важную роль. Власть олицетворяло лицо: князь, царь, вождь, президент.

Фигуры политических деятелей чрезвычайно важны для публики, поскольку они позволяют свести все сложные и безличные процессы политической жизни к действиям отдельных личностей.

Конкретные личности, действующие в политике, делают ее доступной для понимания, человечной, позволяют людям приписывать им ответственность за ход событий. Поэтому политические деятели, внесшие заметный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. Этот интерес никогда не ограничивался информацией об их деятельности на политической и общественной арене. Известный деятель всегда привлекает внимание именно как личность - всем своим нравственным и интеллектуальным обликом, мотивами своих действий, своими прозрениями и просчетами.

Какой личностью является тот или иной политик, какие чувства, символы и идеи ассоциируются с ним, имеет для публики первостепенный интерес. В полной мере удовлетворить общественную потребность в информации о лидерах призваны материалы, в центре которых политический деятель со своим духовным миром, характером, раскрывающихся в общезначимых действиях, напряженных, подчас, конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, речи и даже внешнем портрете героя. Портретный очерк считается признанным жанром способным сформировать грани образа политика в массовом сознании. Во власти этого жанра быть подтверждением сложившегося у людей образа деятеля, либо полностью опровергать его.

Еще одна особенность портрета политика - это осложненность этой формы задачей политического прогноза. «Политический прогноз можно определить как формируемый в сознании людей и описываемый идеологический образ, в том числе предположительной, вероятной направленности и интенсивности действий партий или отдельных людей». Сергиев В. Предвидение в политике. М., 1974, стр.51. Прогноз в политическом портрете отвечает на вопрос, чем для избирателей обернется назначение или неназначение описываемого политика на претендуемую должность, либо предстает в виде четких выводов автора материала о способностях героя действовать в политике, решать общественно - значимые задачи.

Далеко не последнее место среди характерных особенностей политического портрета занимают обычно четко проступающие в материале политические интенции автора. Авторы публицистического жанра политический портрет не пытаются прикрыть свою тенденциозность, свою позицию, не скрывают своих симпатий и антипатий. В образе политика всегда отражается определенный эмоциональный настрой публициста. Присутствие этой черты в журналистских материалах объясняется традициями восприятия политических процессов в России, для которых свойственно стирание граней между политическим и неполитическим, общественным и личным.

«Внимание, привлекаемое политиками, всегда несет оттенок иррационального. В России политиков не разглядывают, их пожирают глазами, заклинают, проклинают, боготворят. В них вкладывают частицу души. Отсюда мистика политического портрета вообще и Российского в частности. В политический портрет во все времена добавляли биологические ферменты: слюну, елей, яд, сперму. Его всегда соотносили с собственной судьбой, личными политическими амбициями и пристрастиями.

Ожидание, надежды, заклятия и пророчества легко прочитываются даже в профессионально поданных аналитических материалах - таков наш политический портрет». Антон Катин. Портрет политика в СМИ // Net культура. Прил. к журналу «Пушкин», 1998, 1 мая, стр.23.


Интерпретация жанровой формы произведения начинается с его заглавия, которое является важнейшим компонентом текста. Некоторые воспоминания, посвященные современникам, можно отличить от других произведений мемуаристики, уже только прочитав заглавия произведений или их оглавление. «Мой лунный друг. О Блоке», «Одержимый. О Брюсове», «Задумчивый странник. О Розанове» и другие портреты составляют сборник «Живые лица» З. Гиппиус. «Бердяев», «Александр Бенуа», «Андрей Белый» - это главы книги Б. Зайцева «Далекое». В «Некрополь» В. Ходасевича входят главы «Брюсов», «Андрей Белый», «Муни», «Гумилев и Блок»... Подобная номинация глав произведений, конечно, не является обязательной, но показательна.

Перечисленные произведения мы относим к такой жанровой модификации мемуаристики, как литературный портрет, который является «активной, распространенной и продуктивной формой», по замечанию О. Марковой.

Литературный портрет - это «самостоятельный жанр, дающий художественную целостную характеристику реального человека в его индивидуально-неповторимом, живом облике».

О возникновении жанра литературного портрета и истории его развития пишут, например, Л. Гинзбург (1975), О. Кашпур (1995), А. Яркова (2002).

Расцвет жанра начался на рубеже XIX-XX веков, эта тенденция продолжилась в литературе XX века - как советской, так и русской зарубежной. В 20-30-е годы XX века литературный портрет как модификация мемуаристики «становится заметным явлением литературного процесса».

Изучение литературного портрета в отечественной науке началось на конкретном историко-литературном материале, прежде всего на материале творчества М. Горького. Основные проблемы изучения портрета как жанра были намечены в статье Е. Тагера (1960) и развиты В. Бараховым (1960), В. Гречневым (1964). Обобщающие работы, затрагивающие специфику жанра, принадлежат Б. Галанову (1974), В. Барахову (1985), О. Марковой (1990), О. Кашпур (1995), А. Ярковой (2002). Можно сказать, что литературный портрет изучен достаточно основательно, охарактеризованы его жанровые признаки, описаны элементы структуры.

Но литературный портрет как модификация мемуаристики изучен еще недостаточно. Хотя многие исследователи признают, что литературный портрет - это «самостоятельный жанр мемуарной литературы», «один из жанров мемуарной литературы», хотя в целом обозначены типологические свойства «мемуарного портрета», все же на практике жанровая номинация произведений, являющихся по сути мемуарными литературными портретами, вызывает затруднения, что мы показывали во введении и подтвердим на примере конкретных произведений.

(Оговоримся, что вместо термина «жанровые модификации мемуаристики» мы будем использовать «жанр» как более экономный и как равнозначный в рамках данного повествования).

Необходимо четко обозначить канон литературного портрета как модификации мемуаристики, чтобы далее выявить индивидуально-авторское своеобразие произведений.

О. Маркова в диссертационном исследовании «Современный литературный портрет: Типология и поэтика жанра» определяет «общие принципы портретирования в мемуарном портрете». Это ««установка на подлинность», ретроспективность в осмыслении личности и эпохи, открытость авторских оценок, опора на личные впечатления автора, ...портретируемый дается на фоне эпохи, ...в сопряжении с «другими» героями книги».

О. Кашпур в работе «Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева» выделяет «специфические черты литературного портрета как особого жанра мемуаристики», но обозначенные свойства являются, на наш взгляд, характерными для литературного портрета в целом и не подчеркивают «воспоминательную» природу мемуарного портрета. Так, исследователь определяет объект изображения (реально существовавший человек), задачу автора портрета («максимально точно воспроизвести черты реального облика прототипа»), а также то, что «портрет заключает в себе субъективные представления автора» и домысливание внутренних черт героя.

Проблеме внешнего сходства в литературном портрете соответствует проблема мемуарной или исторической точности. Принцип портретности рождается из особенностей реалистической типизации, то есть такого художественного обобщения, которое неотделимо от индивидуализированного изображения человека

Во многих мемуарах можно найти немало портретов и зарисовок. Но они не имеют своего отдельного жанрового статуса, а включаются как элемент текста в общее описание миновавшего, являясь лишь деталью картины и оживляя ее лицами - современниками автора.

О. Маркова в связи с этим выделяет две разновидности мемуарного портрета по структурной организованности - «связанный», «несвободный» портрет как часть большого мемуарного повествования и как самостоятельное «свободное» жанровое образование. На наш взгляд, предложенная исследователем типология не учитывает, что задача автора литературного портрета - «максимально точно воспроизвести черты реального облика прототипа», как мы уже цитировали выше.

Предмет повествования в литературном портрете - другие люди, современники мемуариста. «Литературный портрет синтетически обобщает все знания о конкретном человеке, включая его биографию, произведения (если речь идет о писателе), отношение к нему современников, а также отношение автора», - пишет А. Яркова.

И в литературном портрете, и - шире - во всей мемуарной литературе, характер портретируемого лица является «фактом такого же художественного значения, как в романе, потому что он также является своего рода творческим построением». Отличие стратегии автора в литературном портрете от романистики заключается в том, что автор воссоздает характер героя вне вымысла. Он воспроизводит свои впечатления, свое видение поступков, психических особенностей, отражает тип поведения личности, конкретные ситуации жизни, не вкладывая в изображение какие-либо свои творчески вымышленные детали.

Одновременно с описанием особенных черт характера героя автор стремится выделить комплекс типических качеств, которые поднимут личность до ясно обрисованного типа, в котором сконцентрированы важные свойства времени. Таким образом, литературные портреты в лучшем своем виде - это представление и познание эпохи «в лицах».

«Герой» максимально близок реальному историческому лицу, но автор еще и размышляет над изображаемой личностью, не просто наблюдает, а вглядывается, пристально рассматривает объект, который анализирует. Как замечает А. Яркова, «автор - активное начало, он ставит задачу не просто объективно изобразить человека, но изучить его, понять сущность личности». Понимание особенностей характера героя, вдумчивое проникновение в его мировоззрение, активная авторская интерпретация героя и всего материала конструируют жанр литературного портрета.

Компонент анализа, присущий жанру литературного портрета, представляет такой жанрообразующий фактор, как «понимание действительности», по М. Бахтину, или «формула мира», по Н. Лейдерману.

В мемуаристике вообще, и в литературных портретах в частности, присутствует субъективный элемент - даже когда воспоминания посвящены другим лицам. Автор в любом случае ведет рассказ через призму своего индивидуального восприятия. Следовательно, «авторская субъективность предстает неотъемлемой чертой любых мемуаров», так как мемуарист «стремится обозначить радиус своего кругозора, хронику встреч, личные ретроспективные настроения, так или иначе оправдать отбор запомнившихся эпизодов».

Неизбежная авторская субъективность привносит в литературный портрет оттенок незавершенности характера: мемуаристу трудно создать законченную целостность характера своего современника. И хотя автор издалека, из своего времени знает «ближайшие и отдаленные последствия», по замечанию А. Тартаковского, он не ставит перед собой задачи исчерпывающе нарисовать характер, как сделал бы это романист, которому о герое все известно и который создает его, опираясь на свое воображение.

Концептуальное, вдумчивое проникновение в портретируемую личность, постижение образа в его целостности, глубокое видение характера героя автором, мера обобщения выступает, таким образом, доминирующим фактором, показателем жанра литературного портрета, отличающегося от других модификаций мемуаристики, для которых характерна эскизность портретных зарисовок, беглость их интерпретации.

Для того чтобы точнее определить канон литературного портрета, необходимо разграничить понятия авторского начала и субъективности. В авторское начало входит все то, что вообще являет собой сознание автора: это мироощущение, система взглядов - политических, философских, нравственных и других. Субъективность же входит в поле авторского начала одним из его компонентов - как непосредственная личностная оценка тех или иных событий, как особая интонация, сопровождающая видение жизни.

Литературному портрету изначально свойственна свободная композиция и отсутствие жесткого сюжета, которые дают возможность легко переходить от одной детали к другой. Отсюда мозаичность и фрагментарность, благодаря которым образ человека предстает в самых разнообразных аспектах и лабиринтах связи с миром. Выстраивание сюжета, нахождение причинно-следственных связок и переходов заметно бы связало мемуариста и воспрепятствовало бы легкости изложения. Однако вполне возможны элементы сюжетики в подаче отдельных эпизодов встречи, и разнородные детали, сцены, характеризующие одного героя, только на первый взгляд представляют мозаику. На самом деле составляющие описательные и динамически изобразительные элементы образуют целостное пространство портрета со своей внутренней логикой, подчиненной общему замыслу портретиста.

В литературном портрете автор постигает целое через отдельное, частное, индивидуально-личное, то есть идет индуктивным путем познания - от фактов к некоторому общему утверждению. Эта традиция ведется от Плутарха, заметившего: «Часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, ...руководство огромными армиями и осады городов».

Античная традиция оказалась настолько жизнеспособной, что и в XVIII веке Ж.-Ж. Руссо восхищается манерой портретирования, созданной Плутархом: «Плутарх превосходен именно в этих подробностях... Он с неподражаемым изяществом рисует великих людей в маленьких вещах; и так удачно выбирает эти мелочные черты, что нередко ему достаточно одного слова, улыбки, жеста, чтобы охарактеризовать своего героя».

XX веку так же свойственна эта традиция. «В жизни настоящего человека нет мелочей», - утверждал К. Паустовский, мастер находить в «мелочах» красоту непознанного, «малые капли воды, в которых отражается солнце». Удачно найденные бытовые мелочи добавляют литературному портрету убедительность и достоверность, физическую ощутимость, так как без них контуры лица не получили бы живого наполнения и остались бы силуэтами. Поэтому подробности приобретают функцию значимой художественной детали. Не случайно А. Герцен дорожил теми «мелочами, без которых лица перестают быть живыми и остаются в памяти крупными очерками, профилями».


Кириллова Екатерина Леонидовна