Образ кукушкиной в романе отцы и дети. Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость

Обращаясь к проблеме "базарствующих" в "Отцах и детях", следует сосредоточить внимание на таких характерных особенностях поведения Кукшиной, Ситникова и им подобных, как неестественность, бутафорство, фальшь... Чужая, заемная жизнь «базарствующих» превращается в буффонаду.

Тургенев сразу хочет показать, что данному типу людей свойственно бессмысленное подражание нигилистическим верованиям, убеждениям, идеалам. В результате своими претензиями на исповедование нигилизма они скорее пародируют качества, которые присущи нигилизму базаровской пробы.

Можно найти множество примеров из текста, подтверждающих это. В их числе, с одной стороны, ситниковское кликушество по поводу своего духовного "перерождения", отрицания авторитетов, "бабенок", "Маколея", но зато утверждение собственного таланта по части откупоривания бутылок — с другой; страстные занятия химией Евдокии Кукшиной, которая даже изобрела "одну мастику", предназначенную для изготовления кукол, вернее, их "головок", "чтобы не ломались".

Портретное описание Кукшиной удивительно сближает саму героиню с куклой: "белокурая", "в шелковом платье" и "кружевною косынкой на голове", с "круглыми глазами" — настоящая кукла. Причем Тургенев не говорит, что она "ходила". Кукшина "двигалась", словно какой-то механизм, в котором ко всему прочему будто что-то сломалось, поскольку героиня "говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко". Вероятно, дело было в кукольной "головке" Кукшиной, которая, по ее же собственным словам, подвержена поломке?

А "головке" этой героини есть от чего повредиться! Она и "Либиха" осваивает, и Жорж Санд, и Эмерсона, и статью Кислякова о женском труде. Она напряженно размышляет о физиологии и эмбриологии, бредит Бунзеном и негодует на Прудона. И имением управляет, и занимается вопросами воспитания, жестоко страдает от провинциальной жизни и мечтает о Гейдельберге. Ну как тут "головке" кругом не пойти, не надорваться?!

Под стать Кукшиной Victor Ситников, обладатель такого же невыразительного кукольного — "прилизанного" — лица, с "небольшими, словно вдавленными глазами".

В высшей степени симптоматично поведение персонажа, напоминающее поведение будущего Брудастого Салтыкова-Щедрина, в голове у которого было нечто вроде шарманки, периодически воспроизводящей 2 окрика: "Разорю!" и "Не потерплю!". "Шарманка" Ситникова выводит единственное заветное слово, слетающее с губ этого яростного "нигилиста": "Долой!".

Что, по-вашему, ассоциируется с "куколъностью", "механистичностью"? И почему Тургенев акцентирует именно эти качества в "базарствующих"?

Синонимами названных состояний выступают "искусственность", "бутафорность", "нежизненность". Это и хочет подчеркнуть писатель в образах Кукшиной и Ситникова. Аналогичными качествами он наделяет среду обитания Кукшиной. Героиню окружает пространство, в котором полностью отсутствует все то, что напоминает дом, семью, уют: "Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов... <...>валялись по запыленным столам".

Картину тотального бесприюта, нежилья завершает очень знаменательная в контексте кукольной маркированности героини Тургенева деталь экстерьера: женское пространство, заваленное "разбросанными окурками папирос". Другими словами, в границах пространства Кукшиной автор снимает проблему пола и тем самым еще раз заставляет читателя согласиться с тем, что перед ним кукла, которая, как известно, не имеет половой принадлежности.

В 13-й главе начинает полновластно доминировать атмосфера буффонады: кукольного паясничанья, шутовства. За завтраком, когда эмансипированная Кукшина произносит: "Господа, будемте говорить о любви...". И возможно, именно на этом своеобразном кукшино-ситниковсжом "шабаше" приоткрылись подлинное лицо и подлинная, не заемная жизнь "базарствующих" в романе Тургенева?!

Кукшина является второстепенной героиней романа Тургенева «Отцы и дети». Это довольно молодая женщина, она придерживается современных взглядов, с мужем вместе она не живет и все свое свободное время посвящает тому, что занимается имением. Помимо этого, она борется за независимость женщин.

Внешне она не отличалась красотой – очень небрежно и неопрятно одевалась, при всем этом очень развязно и неприлично себя вела. Она любит выпить, покурить, у нее в доме везде разбросаны окурки, грязные вещи.

В ней нет тех признаков душевных качеств, которым должна обладать любая женщина. Она запросто может развязать конфликт на пустом месте.

При всем этом, она считает, что она добрая и великодушная женщина, которая совершает исключительно из добрых побуждений любые свои поступки. Она готова абсолютно на любое действие, чтобы достичь желаемого или для того, чтобы отомстить своему обидчику.

Ее выражение лица всегда одинаково, оно не выражает никаких эмоций, чувств.

В глазах окружающих она также не выглядит интересным собеседником. Она, защищая нигилистические идеи, толком даже не знает смысла этого учения. Люди чувствуют эту неискренность и понимают, насколько нелепа и несуразна эта женщина в своих мыслях.

Главные герои романа, при посещении Кукшиной, довольно терпеливо относятся к ней, к ее беспорядку и пламенным речам, но, через некоторое время, они, разочаровавшись, прекращают общение.

Ее заинтересованность в пропаганде нигилистических убеждений объясняется отсутствием любимого человека рядом. Чтобы спастись от переживаний и неустроенности в личной жизни, она уходит в обсуждении общественной жизни.

Она не интересует мужчин, большинство ее душевных движений кажутся неискренними и ненастоящими. Ее первый муж бросил ее, после чего она перестала быть привлекательной и для других представителей мужского пола.

Образ данной женщины появляется в романе не просто так. Несмотря на свою карикатурность, она является, своего рода, лакмусовой бумажкой для понимания других, более важных персонажей.

Сочинение про Кукшину

Авдотья Никитишна Кукшина является второстепенным героем произведения и одним из ярких женских образов романа.

Кукшина описывается автором как эмансипированная представительница сословия помещиков, подражающая радикальным взглядам и являющаяся приверженцем нигилизма. Будучи брошенной когда-то мужем и не вызывающая интерес у других мужчин, Авдотья увлекается точными науками, изучает положение и права женщин в других странах мира, так как считает себя феминисткой, не приемлет компромиссов и резко в бесцеремонной манере высказывает собственное мнение.

При этом в общении с собеседниками Кукшина проявляет себя как развязная, вульгарная, неопрятная женщина неприятной внешности, обожающая выпивку и табачные изделия. В ее доме, где она управляет единолично, постоянный беспорядок и бардак, повсюду разбросаны вещи, книги, сигаретные окурки, одежда.

Для Авдотьи характерно отсутствие человеческих, душевных чувств и проявление признаков глупости, хамства, грубости. Она способна легко развязать без повода ссору, в которой не будет задумываться о выражениях и высказываниях. Однако сама женщина позиционирует себя как великодушного, хорошего и порядочного человека, но никогда не забывает обиды, которые причинили лично ей. Поставив перед собой какую-либо цель, Кукшина стремится к ее достижению любыми доступными способами и средствами, готовая даже на совершение неблаговидного и неприглядного поступка, но при этом уверенная в собственной безгрешности.

Глядя на Кукшину, неряшливо и безвкусно одевающуюся с наигранным и безликим выражением лица, создается отталкивающее, неприятное впечатление, поскольку все эмоции и поступки женщины несут оттенок неестественности.

Участвуя в беседах и самоуверенно думая, что является активным нигилистом, Авдотья воспринимается в глазах окружающих людей как несуразная и неуклюжая женщина, не имеющая никаких элементов женственности, прелести, очаровательности.

Товарищи Кукшиной относятся к женщине с невероятным терпением и пытаются спокойно воспринимать все ее выходки и стервозный характер, но постепенно, и они отворачиваются от Авдотьи и прекращают общение.

Раскрывая образ Авдотьи Кукшиной, писатель подчеркивает, что все характерные особенности героини обусловлены ее женской неполноценностью, ущербностью и отсутствием полноценного личного счастья. Женщина внутренне убеждает себя, что занимается благородным и достойным делом, агитируя за нигилистические принципы, в котором находит выход спасения от переживаний о своей неудавшейся женской доле и черпая для себя внутреннее вдохновение.

С точки зрения автора романа, изобразившего Авдотью Кукшину с использованием метода сатиры и пародии как карикатуру на главного героя Евгения Базарова, подобные женщины способны лишить авторитета даже самых грамотных и дальновидных людей, но, к сожалению, данные представительницы женского рода весьма многочисленны в современном обществе.

Вариант 3

Роман Тургенева «Отцы и дети» написанный в 1860 году отобразил глобальную проблему в обществе и политике перед реформой 1861 года. Одним из второстепенных персонажей, но играющих не последнюю роль в романе является Авдотья (Евдокия) Никитишна Кукшина.

Это женщина молодого возраста, помещица. Ее взгляды на жизнь прогрессивны, она является активным борцом за права женщин, постоянно интересуется «женским вопросом». Кукшина была некоторое время замужем, но супруг ее бросил, и она продолжила вести свое хозяйство в одиночку. Внешне Евдокия непримечательна, большинство считают ее некрасивой. Любит много читать, изучать естественные науки, играет на фортепиано и курит папиросы. Кукшина ведет себя в обществе развязно, выглядит неряшливо и неопрятно.

Евдокия Кукшина является двойственной натурой. С одной стороны, при первом знакомстве, она кажется вполне обычной, местами даже интересной личностью. Но с другой стороны, при более тесном знакомстве ее образ открывается более ярко. На самом деле эта неестественная, невзрачная женщина, пытающаяся в своей страсти к нигилизму скрыть личную драму и женскую несостоятельность. Ее образ носит сатирический характер, в ней нет той женственности, которая должна присутствовать в каждой представительнице прекрасного пола.

Евдокия Кукшина откровенно глупа, не столько внешность, сколько манера поведения отталкивает от нее мужчин, даже собственный муж бросил ее. Особенно отталкивало ее странное выражение лица, и многим хотелось задать вопрос: «Ты голодна? Робеешь? Иль голодна?» Любые манеры, двигалась ли она, говорила, казались всем неестественными, наигранными. Хотя сама Евдокия, скорее всего, считала себя простой и добродушной дамой. Но, толи из-за своей робости или застенчивости, всем казалось, что она перед ними нечестна.

Образ Кукшиной показывает читателю, что женщина в те времена, так же как и сегодня стремиться быть независимой. Она на самом деле пыталась отстаивать свои права как личности, поддерживать разговоры на любые темы, много читала и интересовалась жизнью женщин за границей. Но из-за своей глупости, и неуверенности казалась другим неестественным и странным человеком.

Сочинение Образ и характеристика Кукшиной

В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны. Она является словно искривленным зеркалом образа Базарова и прямым антиподом Фенечки.

В романе четко прослеживается негативное отношение автора, Ивана Тургенева, к своему персонажу, видимо, его сильно раздражали начинавшиеся в те времена веяния в обществе, в частности, мода на эмансипацию и эмансипированных женщин. Может быть, именно поэтому даже при первой встрече с Евдоксией главный герой всего лишь морщится, хотя в описании внешности героини нет ничего отрицательного, а точнее «в её «фигурке...не было ничего безобразного». Тем не менее, она играет свою роль в романе, так как именно в разговоре с ней впервые звучит имя Одинцовой, сыгравшей впоследствии важную роль в развитии персонажей.

Авдотья Никитишна Кукшина – освобожденная госпожа, псевдонигилистка. Авдотья выражает радикализм, решительна и принципиальна в своих оценках и взглядах. Ей интересен «женский вопрос» в разнообразных государствах, у нее есть интерес к точным науками. Она самоуверенна, груба и определенно нелепа. Ко всему прочему, она некрасива и неаккуратна, у нее трудно найти что-либо человеческое, а тем более, прелестное. Можно полагать, что заинтересованность героини «нигилизмом», возможно, помогает ей забыть про чувство ущемлённости от собственной женской недостаточности. Она некрасива, ни разу не была центром внимания у мужского пола, а муж бросил Авдотью. «Нигилизм» вселяет в нее чувство занятости очень «важным делом», в котором она находит утеху, подзабыв о своей горькой судьбе. Однако, данный образ носит, больше насмешливый характер. Ведь даже в фамилии героини, соответствующей слову «кукиш», присутствует комическая направленность данного героя.

В облике Авдотьи Никитишны представлены ужасные стороны женского населения. Авдотья - незаметная женщина, у которой в голове неразбериха, все перемешано, и нет никакого собственного мировоззрения. Она невероятно резка в своих взглядах и бескомпромиссна в своих оценках. Она любит спорить и создавать людям проблемы, сама того не замечая. Может из любого пустяка сделать скандал. Если ей кто – то сделает любое зло, она будет очень долго это помнить, но если сделают зло ей, то она может обидеться. Всегда добьется поставленной цели, даже если ради этого придется сделать нехорошее дело. Чаще всего перебарщивает с эмоциями.

Этот образ карикатурен и служит негативом главного героя и буфером для появления более интересных персонажей.

Тонкий - один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

  • Анализ романа Симонова Живые и мертвые сочинение

    Правдивость и масштабность действий Великой войны 1941-1945гг поражает в романах Константина Симонова. После прочтения его произведений, вера в победу над фашизмом укреплялась еще больше

  • В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

    В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа - описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея - изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

    По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

    Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностямсемейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

    В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров - «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело - борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело - любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

    Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» - к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

    Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! - и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

    Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц - Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова - молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) - Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

    Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

    Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям - Аркадию и Базарову - она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

    Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

    Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), - язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой - XII), и заискивающим поведением.

    Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм - мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец - известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я - ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, - подумал я, - наконец я нашёл человека!"» (XII).

    Кукшина и Ситников - пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления.


    Страница: [ 1 ]

    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

    В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

    По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

    Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

    В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

    Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

    Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

    Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

    Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

    Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

    Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

    Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

    Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!"» (XII).

    Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

    Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

    Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

    Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

    Характеристика литературного героя Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. “Нигилизм” С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А “нигилизм” позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к “великому” делу. С. свойственно “тревожное и тупое напряжение” и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: “Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!” Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире (“женским вопросом”), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В “нигилизме” она находит отдохновение, ощущение занятости “важным делом”. В романе этот образ дан в сатирических тонах.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Cюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и Младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф. М. Достоевский в романе “Бесы”), так и в сатирическом, юмористическом. Read More ......
    2. Отцы и дети 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера Read More ......
    3. Проблема поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развитии России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и Read More ......
    4. Базаров Характеристика литературного героя Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, “нигилист”. Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом. Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои Read More ......
    5. В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми являются молодой купчик Ситников, называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об эмансипации женщин. Эти неумные, развязные люди усваивают только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируют ее и доходят до абсурда, существо же Read More ......
    6. В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь Read More ......
    7. “Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?” А. С. Грибоедов С середины XIX века начинается эпоха реализма в русской литературе. Все больше людей понимали, что политика устарела и страна остановилась в развитии, как и ее общество. Read More ......
    8. Одинцова Характеристика литературного героя Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это Read More ......
    Ситников, Кукшина (Отцы и дети Тургенев)