"особенный мастер" эль греко. Работа над сочинением

Эль Греко () Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Уроженец с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовное толкование. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных бликов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом.


Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. В колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения. Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.


Мистическое чудо составляет основное содержание картины. Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера. В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. В верхней, небесной сфере мы видим Иисуса, к которому обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. За Иоанном предтечей – другие апостолы. Все наполнено движением. В нижней части небесной сферы – ангел. Принимающий душу графа Оргаса. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо


Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, духовенства и особенно дворянства г. Толедо, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук. Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза Св.Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития побиения святого камнями. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. Погребение графа Оргаса, Церковь Сан Томе, Толедо


Апостолы Петр и Павел, Эрмитаж, Санкт-Петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников Христа. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, отливающего розово-оранжевым у Павла. Интересно сопоставление рук обоих апостолов - твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной - Петра. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании. Руки апостолов образуют своеобразный узор, и, хотя жесты их не связаны между собой, так же как и разобщены их взгляды, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения, но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических оттенков. Что касается портретов апостолов эрмитажной картины, то в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты.


Святой Иоанн Евангелист, Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Согласно преданию, Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, в частности в Ефесе, потом был привезен для суда в Рим, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил, и не погиб в котле с кипящим маслом. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов - чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).


Рыцарь с рукой на груди, Музей Прадо, Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Эфес толедской шпаги красноречивая деталь его строгого облика, черного костюма, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе.


Дама в мехах, Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Среди немногочисленных женских портретов художника Эль Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас, жены Эль Греко. Роскошные меха, облаком обволакивающе юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазкам, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.


Вид Толедо, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака, и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков. Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии, идет сражение, в котором человеку нет места. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Безжизненный, как бы оцепеневший, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе.


Лаокоон, Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. Боги те же призрачные существа, что и в других картинах мастера; Лаокоон и его сыновья христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Олицетворение гибнущей Трои это образ Толедо, изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко.


Портрет мужчины, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Тема урока: «Северное Возрождение. Христианские образы в творчестве Эль Греко»

Цели:

    продолжать знакомство с культурой Северного Возрождения,

    расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений.

Универсальные учебные действия:

Выявлять характерные особенности развития живописи в странах Северной Европы;

Соотносить произведение искусства с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;

Комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

А) Рассказ-лекция.

Испания – особенная культура. Народ Испании 600 лет находился под игом арабов, возникает движение тайного сопротивления – реконкиста; создается система инквизиции - церковь стремится контролировать духовную и социально-общественную жизнь государства. Все это приводит к формированию в эстетике эзопова языка (языка иносказаний).

Доменико Теотокопули , известный во всем мире под именем Эль Греко, родился в 1541г. на греческом о. Крит в городе Кандия (современный Ираклион ) -крупном иконописном центре того времени. С именем Эль Греко связано начало расцвета испанской живописи. Парадоксально, но возглавить толедскую школу было суждено не испанцу по происхождению. Художник родился в Греции, а имя Эль Греко, закрепившееся за ним в истории мирового искусства, является псевдонимом, взятым художником уже в Испании, и в переводе означает просто «грек».

В биографии Эль Греко множество загадок, немало их и в его искусстве. Одни считали живописца помешанным, другие предполагали, что у него заболевание глаз, из-за которого он видел все предметы искаженными, отчего и писал человеческие фигуры с измененными пропорциями. Дело дошло до того, что имя Эль Греко превратилось в синоним извращенного вкуса, а впоследствии даже перестало упоминаться в справочниках по искусству. Его живопись не была похожа на строгое искусство двора того времени, в ней было много мистики, напряжения, религиозного исступления.

Его творчество сравнивали с творчеством его современника, испанского поэта и святого Хуана де ла Круса. В стихотворении «Огонь живой любви» испанский монах – мистик говорит как- будто бы и о мироощущении Эль Греко, его любви к Богу:

Так нежно и смиренно

Зажегшейся в сознании,

Лишь ты, огонь, в нем

Тайно обитаешь….

В душе моей блаженной

Живет твое дыхание

И ты меня любовью наполняешь.

Становление художника. Будущий художник обучался в иконописной мастерской. До 1567 года он создавал храмовые образы по канонам византийской иконографии «Пьета»(1565г.). В дальнейшем стиль Эль Греко вышел из установленных традицией рамок и подчинился индивидуальному духовному видению. Однако, византийская культура стала одним из источников художественной манеры мастера.

В 1560 г. он уехал в Венецию, владевшую в то время Критом. Здесь юноша окунулся в культуру местной школы живописи, учился у великого Тициана- представителя венецианской школы, творившего в эпоху Позднего Ренессанса. В 1570-1572 Эль Греко отправился в Рим для изучения античных памятников, где по рекомендации друга-художника Джулио Кловно - поступил на службу к кардиналу Алессандро Фернезе. В Риме живописец, воспитанный на византийской иконописи, увидел работы Микеланджело, соприкоснулся с искусством Высокого и Позднего Ренессанса. Ранние итальянские работы Эль Греко – попытка понять новые законы глубины пространства, правильной компоновки фигур и четких пропорций («Изгнание торгующих из храма» 1570г.).

В Риме Эль Греко стал известным художником, часто получал заказы и писал портреты. Однако он отличался непокладистым нравом. Под воздействием искусства, связанного с культурой итальянского Возрождения, в живописи Греко появились известная жизненность образов и свобода композиции, как, например, в картине «Исцеление слепого» (около 1572 г.). В 1576г. Эль Греко покинул Вечный город и совершил поездку в Испанию. Причиной отъезда может быть его неуважительное высказывание о фресках Микеланджело, и как следствие, негодование римских художников. Возможно, живописца привлекало начало строительства монастыря Сан- Лоренсо дель Эскориал под испанской столицей, для оформления которого требовались мастера. Здесь его работы не встретили такого же успеха, как в Италии: искусство, впитавшее краски венецианской школы, оказалось чуждо мадридскому двору, более привычному и сдержанному колориту национальной живописи. Вопреки ожиданиям он не получал крупных заказов, и по этой причине избалованный итальянской публикой мастер вскоре уехал в Толедо- старую столицу Испании с богатой культурой и средневековым духом.

Христианские образы в творчестве художника. Почти одновременно с работами над алтарем церкви монастыря Санто- Доминго эль Антигуо художник получил от кафедрального собора в Толедо престижный заказ на картину «Совлечение одежд» (1577-1579 гг.). Это одна из самых известных работ мастера, в интерьере храма она занимает центральное место. Темой полотна стало событие, непосредственно предшествующее распятию Христа,- редкий сюжет в живописи. Иисус, облаченный в ярко-красный хитон, изображен в центре композиции. Его окружают плотным кольцом воины, один из которых уже занес руку, чтобы сорвать с Него одежду. В правом нижнем углу картины кто-то из исполнителей закона готовит деревянный крест; на его руки направлены взгляды трех женщин, провожающих Христа на казнь, - трех Марий. Солдат занят своим нехитрым делом и не обращает не на кого внимания. Женщины же смотрят на орудие казни, будто впав в оцепенение. Лица воинов погружены в полумрак, как погружены во тьму их разум и души. Резко выделяется освещенный и словно светящийся изнутри Иисус, молитвенно поднявший глаза к небу. Картина вызвала недовольство толедского духовенства, усмотревшего нарушение традиции в изображении Христа, а также отступление от евангельского текста. Но работа все же была вывешена в Толедском кафедральном соборе, способствуя росту необычайной популярности художника у горожан. Однако Эль Греко не хотел довольствоваться успехом в Толедо, а по-прежнему стремился получить престижный заказ в Эскориале, для чего должен был понравиться Филиппу II - испанскому королю.

В 1580- 1590-е Эль Греко стал в Испании признанным мастером. Художника все больше интересовало духовное начало в человеке. Подчеркивая духовную красоту помыслов, художник неестественно вытягивает пропорции фигур, отчего создается ощущение их устремленности ввысь.

В 1586-1588, став уже знаменитым и почитаемым в Толедо, Эль Греко работает над произведением для толедской церкви Санто – Томе. Сюжет «Погребения графа Оргаса» основан на легенде о том, как на церемонию похорон благочестивого графа с неба спустились святой блаженный Августин и святой Стефан, чтобы собственноручно предать земле тело усопшего. Земная сцена (положение во гроб умершего святого вельможи) и небесное видение переплетаются в произведении. В барочном построении небесной зоны, на разных уровнях в облаках душу графа встречают Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, ангелы и херувимы. Композиция тщательно продумана. Верхняя зона построена по принципу симметрии: в центре восседает Христос, чуть ниже, слева- Богоматерь, а напротив нее- Иоанн Креститель; под ними ангел возносит душу усопшего. Фигура Христа и летящего ангела образуют вертикальную ось, которая продолжается в нижней зоне центральной фигурой одного из дворян. Композиционный центр смещён в нижнюю часть картины, где склонившийся Стефан и Августин опускают в землю тело графа Оргаса. Повсюду на картине Эль Греко зритель сталкивается с поднятыми к небу глазами, заставляющими его настроиться на мистический лад. Рядом с мужчиной, обратившим свой взор кверху, стоит человек, смотрящий прямо в лицо нам. Полагают, что это автопортрет Эль Греко. Ангелы возносят на небеса душу графа, перед помещением в рай подлежащую суду Христа. Испанский король Филипп II восседает на небесах в характерном костюме 16 века, и его одеяние резко контрастирует с простыми накидками окружающих его Божьих избранников. Распятие соединяет земную зону с зоной небесной, напоминая зрителю о том, что только жертва, принесенная Христом, позволяет душам умерших попадать в небесную обитель. На переднем плане изображен стоящий лицом к зрителям мальчик. Считается, что это сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. На сложенном треугольником носовом платке можно прочитать дату его рождения: 1578 год. На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Эта картина – одна из известнейших работ кисти Эль Греко, она пользовалась огромным успехом, что способствовало растущей популярности художника в Испании. Рассказывают, что когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко.

Мистическим видением представил Эль Греко «Благовещение» (1596 – 1600). Матерь Божия, словно онемевшая, ослеплённая светом, является единственной фигурой, стоящей на земле, все остальные персонажи принадлежат небесным сферам. Небеса как- будто опустились на землю, реальное слилось с ирреальным. Композиция полотна тщательно продумана: сложное барочное пространство организовано плавными диагоналями. Из левого нижнего угла картины диагональ проходит по фигуре Богоматери, находит центр в голове голубя и уходит вправо-вверх по фигуре одного из ангелов. Красные и синие цвета в одежде Марии и ангела переплетаются между собой. Таким образом, цвета выполняют не только декоративный функции, но также организуют пространство мягкость линий и выверенная симметрия рождает ощущение гармонии. Голубь является композиционным центром, смещенным немного влево для придания картине большей динамики. Смысловой центр треугольник, образованный лицами Марии, архангелом и голубем. Мистическая трактовка сюжета будет характерна для позднего периода творчества мастера.

В 1587-1592г. Эль Греко написал новое полотно «Апостол Петр и Павел». Петр и Павел- два верховых апостола христианской церкви, два столпа христианской веры, являли собой и две противоположности. Петр был простым неученым человеком, уверовавшим во Христа во время одного из его чудес. Он трижды отрекся от него, искренне раскаялся. Был прощен и утвержден верховым апостолом самим Христом. Павел родился в богатой семье, был образованным иудеем, поначалу преследовавшем христиан. Однажды, по пути в Дамаск, его ослепил Христос, после чего приняв учение Иисуса, он прозрел и стал проповедником христианской веры. Художника интересовало сопоставление двух разных характеров в одной картине. Святой Павел в ярком одеянии красных тонов, опирающийся на Евангелие изображен в уверенной позе ближе к зрителю. Его взгляд полон решимости и страстного желания нести людям истину, а весь образ явно лидирует на полотне. Чуть позади, слева, изображен святой Петр в блеклом охристом одеянии, со слегка склоненной головой, его кроткий взгляд обращен внутрь себя. В творчестве последних 10 лет жизни Эль Греко отразились трагическое восприятие действительности, обостренное чувство одиночества и подвластность року. Основная идея его искусства – выражение стремления человека к Богу и подчинение телесного начала духовному, достигла наивысшей точки развития. В 19 веке художники романтического направления пленились загадкой Эль Греко, восхитились его эксцентричностью. Теофиль Готье считал его даже предтечей романтизма. Романтикам был сродни мистицизм живописца, а его образ жизни вызывал большой интерес. Тогда же распространилась легенда о том, что Эль Греко был безумен (а в понимании романтиков безумие граничит с гениальностью и свидетельствует об особом духовном уровне человека). Эти слухи появились еще при жизни мастера, а в 20 столетии составили «научное» мнение и «диагноз» сумасшествия. Эль Греко восхищались Поль Сезанн и Пабло Пикассо, испытавшие влияние работ мастера на своем творчестве.

По меркам своего времени, художник написал много картин - около 300. Лучше всего для встречи с Эль Греко поехать в Толедо, его полотна имеются в местном кафедральном соборе и в нескольких церквях. Есть в Испании еще два удивительных места, овеянных памятью о художнике - Дом-музей Эль Греко, Музей Санта- Крус.

Эль Греко – выдающийся художник своего времени. Он заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, говорить языками человеческими и ангельскими. Быть может, кого-то из современных зрителей оно не поразит: мы уже привыкли к импрессионизму XIX века и экспрессивной манере мастеров XX века. Но никто из них, пожалуй, не был настолько искренним, непосредственным, естественным в своих исканиях, как Эль Греко. Выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора, высоко ценивший творчество мастера, после смерти художника посвятил ему свой сонет:
Здесь покоится Грек.
Природа ему завещала
Искусство, искусство-знание.
Ирида – свои краски.
Феб – свой свет,
Но не завещал свои тени Морфей.

Б) Доклады учащихся «Северное Возрождение в Англии и Франции»

3. Подведение итогов. Какие отличительные особенности культуры «Северного Возрождения» присущи Англии, Франции, Германии, Нидерландам, Испании?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Доми́никос Теотоко́пулос (1541 – 1614)
Трудно отнести его искусство к какому-либо из
направлений. Поздний Ренессанс, маньеризм,
барокко, или, может быть, позднее эхо Византии и
готики, или раннее предвестие экспрессионизма?
Все это…можно усмотреть в живописи Эль Греко,
но он остается в своем роде единственным.
Н.А. Дмитриева
Автопортрет. 1604
Искусство Эль Греко - уникальной фигуры в истории мировой
живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения
итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику
маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов,
соединивший духовную экзальтацию и утонченный
интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в
искусстве Позднего Возрождения.
Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий
было предано забвению. Открытие его в начале 20 века превратилось в
сенсацию.

Первые полученные в Испании заказы - картины для
алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо
(центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго,
Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора
(1579, находится на месте) - еще хранят отзвуки итальянского
искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической
традиции и обнаруживают необычность изобразительных
приемов.
Отличительные особенности стиля художника:
причудливая вытянутость фигур в длину;
расположение горизонтального сюжета по вертикали;
беспокойный, нервный ритм извилистых линий;
фосфоресцирующий свет, не имеющий реального источника;
одухотворенность загадочных образов и мистических
видений.

«Эсполио» (1577-1579)
«Троица» (1570-е).

Святое семейство. 1600
Святая Вероника.

Спаситель мира. 1600.
Христос на кресте. 1577.
Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты
философскими размышлениями о судьбах людей. В созданных образах он
синтезировал свои представления о человеческих характерах.
Возвышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация
сближает искусство Эль Греко с маньеризмом и выражает кризисное
состояние художественной культуры позднего Возрождения.

Святой Иоанн Евангелист. Ок. 1600
Апостолы Петр и Павел (1587-1592)

«Погребение графа Оргаса»
(1586-1588)

В основе картины – средневековая легенда о том, что кастильский
рыцарь граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он желал
быть погребенным, большие сокровища. Во время его похорон
в 1312 году свершилось чудо: явились св. Августин и св. Стефан
и сами опустили в саркофаг тело благочестивого графа.
Действие происходит на земле и на небе, где Христос и Богоматерь,
окруженные святыми и праведниками, принимают душу усопшего
(ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел).
Художник соединил далекое событие и современность, сделав
участниками погребальной мессы известных людей Толедо:
священнослужителей, дворян, ученых. Стоящий справа священник
с молитвенником в руках - это Андреас Нуньес, маленький паж на
переднем плане - сын художника Хорхе Мануэль, в одной из голов
того же характерного типа, что и остальные, видят автопортрет
самого Эль Греко. Многие из его друзей узнавали себя в этом
полотне.
Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной
гамме, проникнута возвышенной красотой, изощренным ритмом
линий и цветовых созвучий.

Эль Греко – блестящий мастер реалистического портрета.
«Портрет кавалера с рукой
на груди» (1577-1579) словно возведенный в рамки
канона образ испанского
дворянина своего времени.
«Портрет живописца»
(1600-1605) - парадное
светское изображение
молодого живописца

Портрет кардинала Таверы
(1608-1614)
Портрет, написанный с посмертной
маски кардинала, словно несет на себе
разрушительный отпечаток смерти.
Портрет Нуньо де Геваро. 1596

Лаокоон. 1604 -1616 - единственная картина мастера
на мифологический сюжет (1610-1614)
Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени,
свободные от земного притяжения;

Вид города Толедо. 1610 -1614
Образ города-мира с его призрачной
жизнью предстает произведением
глубокого философского смысла, от
которого веет величием космического
характера.

Спаситель мира. 1610

Задание.
Проанализируйте картину «Сошествие
святого духа на апостолов» (1610 – 1614)
и докажите, что она принадлежит кисти
Эль Греко.
« И внезапно сделался шум с неба, как бы
от несущегося сильного ветра, и наполнил
весь дом, где они находились. И явились
им разделяющие языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждого из них»

«Ангелы в живописи» - Одно из самых ранних изображений ангела. Херувимы с распростертыми вверх крыльями. Ангелов в христианстве начали изображать ещё во II веке. Благовещение. Откуда у ангелов крылья. С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами. Сделайте ковчег из дерева. Валаам и Ангел, преграждающий ему дорогу.

«Скандинавская мифология» - Судьба Тора Тор ловит Мирового Змея. Противостояние богов и великанов- типичный сюжет мифологии. Взгляните на нас благостным взором, победу нам дайте! Старшая Эдда о воскрешении Одина. И асиньи, славьтесь! Мифология. Сигурд дарит Брюнхильд кольцо. Славься, день! Славьтесь, асы! Старшая Эдда. Скандинавская мифология (картины А. Н. Фанталова).

«Женщина в кокошнике» - От яремной ямки (центр шеи в её основании) проводим серединную линию. Кокошник для боярышни. Рисуем украшения на шею (бусы). Рисуем основание шеи в виде овала и дорисовываем боковые части. Определяем высоту головы, ставим засечку. Намечаем общую форму головного убора. Высоту головы делим на 3,5 части.

«Сказочные картины» - Иван Яковлевич Билибин. «Ковер – самолет». Словарик. «Богатыри». Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Васнецов Виктор Михайлович. Народное творчество-душа народа и его сила и гордость. Цель. Иллюстрации к сказке «Марья Моревна». «Иван царевич и серый волк». Белый всадник. «Витязь на распутье».

«Сказки в картинах русских художников» - «Сирин и Алконост» В.Васнецов. «Три царевны подземного царства» В.Васнецов. «Баба Яга» В.М.Васнецов. Сказочные сюжеты и персонажи в творчестве русских художников. Врубель стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. Одно из лучших произведений Васнецова - создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки.

«Защитники Отечества» - 5.Врубель М.К. «Богатырь». Назовите автора и название скульптуры. «Витязь на распутье». «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Почему скульптура носит название «Русский Сцевола»? Какое название носит картина? Домашнее задание: Какое историческое значение имела победа России в Северной войне? Какое историческое событие легло в основу сюжета картины?

Всего в теме 20 презентаций