Что культура основные виды культуры. Разновидности классификации культур. Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Формы культуры относятся к таким совокупностей правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Термин "символическая форма" ввел представитель мар-бургськои школы неокантианства Э.Кассирер для обозначения "мира культуры", у которого составляют язык, наука, искусство, религия, мифы. Он считал, что культурные формы - "это не разные способы, которыми одно сущее в себе действительное открывается духа, а пути, которыми дух следует в своем объективации, то есть в своем самовыражении". В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - дистанцированы от массовых форм арт-факты (образцы изобразительного искусства, классической музыки и литературы, моральные оскорбления и научные стандарты), создаваемые для элиты и потребляемые ею;

2) народная культура - фольклор, представляет собой иноформу синкретизма утилитарно-магически нравственно-эстетической деятельности (сказки, песни, обычаи)

3) массовая культура - культура, сложившаяся в процессе развития средств массовой информации, тиражируемая для массы и потребляемая массой.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет.

их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Такое имя предоставляют особой субкультуре, что антагонистически настроена по отношению к господствующей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целого. Относительно них роль целого может играть только культура всего человечества, но она всего с-всеобщее образование является скорее метафорой, нежели реальным явлением. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типов. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - украинский, французский или китайский - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Типология культур строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские)

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская)

регионально-этническая особенность (русский, французский);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный строй (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (повседневная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) др.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины "простое" и "дописьменных", а также "сложное" и "письменное" общества. Дописьменных означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземлеробських общества. Земледельческое общество относится к историческим, потому что письменность уже существовала.

По хозяйственным строем выделяют следующие основные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура. В основе такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основе которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, живущих в определенных природно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один из хозяйственно-культурных типов, например первобытных охотников и собирателей, может делиться на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов, выделяют направления хозяйственно-культурного строя: мотыжного земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и сухопутные земледельцы соседних нагорий и тому подобное.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и в соответствии с ним развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Древнейший тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушеству) и огородничество (проще). Скотоводство основано на приручении (одомашнивания) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. С охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономически эффективнее, чем убивать. По сбору выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добычи готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивного сращивания окультуренных злаков. Небольшие огороды впоследствии уступили место большим полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плуга.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло делать продуктов больше, чем было нужно для поддержания жизни в Шумере 3000 до н.э.

мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массой рассчитал, что для прокормления среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимо в год всем поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания в год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (срок антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в разных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь делится на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охоты и собирательства относятся к так называемому хищнического или потребительского хозяйства: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не возобновляя их поголовья за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса викорчовувалася, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а сбор - фуражирования.

Община - это сочетание людей, сначала или только связанных между собой узами кровного родства, а в дальнейшем также взаимными браками, кооперации труда, взаимовыручкой, общей охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельной.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5-6 млн., Но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла потребность в переходе к новому, более прогрессивному способа хозяйствования. От сбора общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, выросла их производительность. Итак, один человек мог прокормить большее число людей, почему когда-то.

Приручение животных и зарождения пастушеству дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палки-копалки пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, нужно 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Производительность земли выросла в 20 тыс. Раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, чем переход к машинной техники. Специалисты подсчитали, что он длился 3 тыс. Лет. Столько длилась первая мировая революция - неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для кормления скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать пашу и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с пастбищами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировались на ремеслах одни слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшиеся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и политической. Под экономической подразумевается большая индустриальная революция (ее родина Англия). А под политической - Великая французская революция (1789-1794).

За три века культура европейского общества изменилась до неузнаваемости. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с все большим желанием мигрируют из села в город - в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

До появления такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения - становится неотъемлемым спутником другого процесса - индустриализации. Индустриализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющие машинам выполнять ту работу, которую когда-то выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии - 10%, Японии - 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места проживания: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро оставляет свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества, появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с который на смену старым профессиям приходили новые, выросла в десятки и сотни раз. И большинство из них была неизвестна аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается преобразованием товаровиро-бничий экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отличаются в России, не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо превратил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. До 2000 года так называемые "белые воротнички" - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составят в развитых странах около

90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников", которых насчитывается уже много миллионов, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: "вторая промышленная революция", "третья волна" (Э. Тоффлер), "супериндустриальной общество", "третьей индустриальная революция", "кибернетическое общество". Но чаще используется понятие "информационное общество", что свидетельствует о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60-80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной через развитие технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеооборудование все шире проникают в дома, школы и офисы.

Ежегодно информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самого передового является система Интернет - компьютерная паутина, опутала невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые свежие новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество - это эпоха человеческих мышц; аграрное общество - силы животных; индустриальное - других источников энергии электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество - эпоха атомной и термоядерной энергии.

Достаточно плодотворными с научной точки зрения есть основания для выделения типов культур, сложившейся в рамках этнографии (науки о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры на всех уровнях ее проявления).

Древние греки пользовались словом «этнос» (народ, племя, стая, толпа, группа людей), когда хотели обозначить другие народы, греками, не является. В русском языке аналогом термина "этнос" долгое время не было понятия "народ".

Прежде чем говорить об этносах и их культуры, следует определить, что же имеется в виду под словом "этнос". В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 ст. до н.э. выделяются два основных значения этого термина - "племя" и "народ", и постепенно второй вытесняет первое. Казалось бы, все понятно: этнос - это народ. Но в таком случае, почему же до сегодняшнего дня учеными накоплен несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?

Само слово "народ" часто используется как антоним к слову «интеллигенция» или даже служит повседневной заменой слову "ребята / девушки" ("Ну, народ, куда теперь пойдем?") С их значений всего нам подходит то, которое четко проступает в словосочетании "народы мира". Но в этом смысле можно говорить и о нации, и о народности, и о племена

Между всеми этими понятиями есть существенные различия, речь о которых дальше. Дело в том, что в культурологическом аспекте термин "этнос" употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле "этнос" - понятие собирательное, который включает в себя все типы этнических общностей (от небольшого племени к многомиллионной нации). Этносы - это основные единицы этнической классификации человечества, рядом с которыми можно выделить этнические сообщества большей или меньшей сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек принадлежит к определенной этнической общности и к определенной этнической культуры. А в узком смысле слова этнос - это одна из форм этнической общности, которая исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая меж- поколений общность людей, имеющих относительно стабильные особенности культуры, психики и самосознания членов, позволяют определенному этносу отличать себя от всех этнических образований.

Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 русским ученым С. М. Широкогоровьим: "Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение обычаев, обладающих комплексом, укладом жизни, хранимых и освященных традицией групп, и отличаются ней от таких других ". При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самой человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л. Н. Гумилева) во-вторых, как историко-социальной системы, предполагающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) россиян, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".

Отличие духовной и материальной культур нельзя отнести к отраслям, форм, типов или видов культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационные признаки. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Материальная культура делится на:

Производственно-технологическую культуру, составляет вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

Воспроизведение человеческого рода, который включает в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует отметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию "условий человеческого существования". Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

Включает в себя все области духовного производства (искусство, философию, науку и др.);

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властные структуры управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и др.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этизм, что подчиняет нравственному содержанию жизни все другие человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

В зависимости от масштабов и форм взаимодействия различных субъектов с окружением различаютформы и видыкультуры. Социологи выделяют прежде всего две особые формы культуры :

1) материальную - совокупность опредмечених результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одежда, украшения и т.п.), так и природные объекты, используемые людьми. Первые называют артефактами . Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определенное символическое значение, выполняют определенные функции.

2) духовную - совокупность результатов деятельности, что включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (речь, знания, традиции, мифы, символы и т.д.) Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя прикоснуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты требуют материальных посредников: знания содержатся в книгах, традиция поздравления воплощается в рукопожатии.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают ее виды .

Так, общечеловеческая культура - это культура, произведенная человечеством на протяжении всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях - истине, добре, красоте, справедливости и т.д. В пределах отдельного общества выделяют следующие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура - совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности в основном доступны узкому кругу людей, культурной элите.

К элитарной, или высокой, культуры принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утонченное искусство, что они предназначены для высокообразованных людей. Создается элитарная культура специалистами высокого класса.

Народная культура (ее еще называют аматорской , или фольклором )- это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, не имеющих профессиональной подготовки, и связана с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура , что апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступны всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присуща этажность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и значительно меньше обогащает личность духовно, чем элитарная ли народная культура. Разумеется, бывают и исключения.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных моделей, которые воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой .

В то же время отдельные группы общества развивают определенные культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая отличается от доминирующей и называется субкультурой . Это самостоятельное целостное образование в пределах домінючої культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и т.д.), модифицированных в соответствии с возрастных, профессиональных, классовых, территориальных и других особенностей определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и т.д. Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка.. Субкультуры отличаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре сохраняются принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регулирование связей в соответствующих социальных институтах - военная, медицинская, образовательная, семейная субкультуры.

Есть субкультуры, в которых сосредоточивается внимание на специфических особенностях жизнедеятельности их субъектов: городская и сельская субкультуры, субкультура гуцулов, галичан, полищуков. Могут возникать субкультуры на основе разного понимания путей развития общества и т.д. Разновидностью субкультуры является девиантное культура . Например, стиль жизни и поведение наркоманов, алкоголиков, проституток, сатанистов. Представители различных субкультур ориентируются на разные ценности, по-разному организуют свой досуг, читают разные книги и т.д.

Субкультура может очень отличаться от доминирующей культуры общества, но не может ей противостоять. Когда это случается, то речь идет уже о контркультуру . Контркультура есть в каждом цивилизованном обществе. Примером контркультуры могут быть субкультуры групп преступного мира, террористов, различных молодежных группировок (панков, хиппи, неофашистов), которые не признают правовых норм общества, игнорируют общественную мораль, традиции, правила поведения, активно отрицают официальную, «государственную» культуру и часто пытаются его разрушить.

Итак, в состав культуры общества входит значительное количество позитивных и негативных субкультур, и это свидетельствует о ее богатство, динамичность, возможность адаптации к новым социальным условиям.

Задачей социологии является анализ сосуществования всех этих видов культур, выявление противоречий между ними, их изучение восприятия различными социальными общностями. Социологи должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между ними культурные конфликты - ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать позитивным изменениям в доминирующей культуре, появление в ней новых, лучших моделей, составляющих элементов.

Наибольшего значения ученые предоставляют изучению национальной культуры.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Особое значение для социального спокойствия государства имеет конфессиональная культура , которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и моделей поведения.

Наиболее распространенными в мире являются христианская, мусульманская, буддийская конфессиональные культуры. Каждая из них имеет ответвления - субкультуры. Например, христианская культура имеет такие субкультуры, как православная, католическая, протестантская. В свою очередь эти субкультуры имеют собственные субкультуры.

В Украине есть несколько христианских и много других конфессиональных субкультур. К сожалению, не все они находят между собой общий язык.

Социология должна изучать соотношение доминирующих культур, субкультур, контркультур, противоречия между ними, их оценку различными социальными группами. Важной социологической проблемой является свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать другие культуры сквозь призму стандартов собственной этнической группы, делать суждения о них с позиций превосходства собственной культуры. Такое явление получило названия этноцентризма .

Как утверждает американский социолог В. Саммер , за этноцентризма определенная группа в обществе считается центральной, а все другие співвимірюються и соотносятся с ней, как с некотором всеобщим етелоном.

В определенной степени этноцентризм присущ всем обществам и народам, он их сплачивает. Этноцентризм является необходимым условием появления национального самосознания. Без этноцентризма патриотизм невозможен.

Однако случаются и крайние проявления этноцентризма, например национализм , пренебрежение к другим культурам. Эти явления, к сожалению, сегодня очень распространенными и проявляются в навязывании кому своей системы ценностей, своего образа жизни. Ярким примером этого являются США, Россия.

Однако в основном этноцентризм оказывается в более лояльных формах, и его основная установка такая: я предпочитаю своим обычаям, хотя понимаю, что определенные обычаи других культур могут быть в чем то лучше . Явления этноцентризма наблюдаются везде и всегда, когда человек сравнивает себя с людьми другого пола, возраста, представителями другой организации или иного региона. Каждый раз она ставит себя в центр культуры и рассматривает другие ее проявления, постоянно сравнивая их с образцами своей культурной среды.

Когда речь идет о значительную роль этноцентризма в процессе сплочения индивидов вокруг определенных культурных моделей, следует отметить и его консервативной роли. Он может сдерживать развитие культуры. Действительно, если культура считается лучшей в мире, то для чего в ней нечто изменять, совершенствовать?

Противоположным по значению является культурный релятивизм , что провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Согласно этому принципу будь-яка культура может быть понят только в собственном контексте и только тогда, когда оценивать ее по ее собственным стандартам во всей целостности . Этот тезис сформулировал
Г. Самнер и впоследствии развил Г. Бенедикт .

На наш взгляд, следует исходить из того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в системе всех культур с ориентацией на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием рис этноцентризма и культурного релятивизма в восприятии культуры. За такого подхода индивид не только испытывает гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных моделей, но и способен понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Культуры различных эпох

(Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.);

Современная культура, Актуальная культура.

    По носителю:

Мировая культура

Континентальные культуры

(европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.);

Цивилизационные культуры

(культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.);

Национальная культура

(культуры различных этносов и стран);

Культуры социальных общностей

(классовая, городская, сельская культура, и др.);

Групповые культуры (организационная культура, семейная культура и др.);

Личная культура.

    В зависимости от субъекта:

Народная и профессиональная культуры .

    В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей:

Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства);

Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная).

    По отношению к социальным ценностям и нормам:

Доминирующая (общенациональная ) культура ,

субкультура ,  контркультура .

    По отношению к культурной традиции и социальному укладу:

Традиционная культура и

маргинализированная культура.

    В зависимости от задач, содержания и результатов:

Созидательная и деструктивная культуры.

    По сферам человеческой деятельности:

Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

    В зависимости от условий и характера деятельности:

Обыденная и специализированная культуры

(организационная, профессиональная, спортивная и др.);

К основным видам культуры относят:

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Личная культура – отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др.

Семейные культуры – относятся к разным типам семьи.

Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту.

Доминирующая культура – это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство).

Цивилизационные культуры (цивилизации ) – относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур.

Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания.

Национальные культуры – относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Групповые культуры – относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции).

Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз.

Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства.

В организационной культуре выделяют три уровня:

1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами:

1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером;

2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации;

3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов.

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой. Субкультура – это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры (языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В главных чертах согласуется с ней.

Формирование субкультур происходит по сословным, этнографическим, конфессиональным, профессиональным, групповым (спортивная субкультура), функциональным признакам, на основе возрастной (молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей) или социальной специфики (субкультура аристократов, бомжей и т. д.).

Выделяют несколько основных видов субкультуры :

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

1. Понятие культуры

Культура - многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.