Йен сомерхолдер молодой. Личная жизнь, девушки Йена Сомерхолдера. Сексуален и успешен

Романтизм – понятие, которому трудно дать точное определение. В разных европейских литературах оно трактуется по-своему и в творчестве различных писателей-«романтиков» выражено различно. И по времени, и по существу, это литературное направление очень близко к ; у многих писателей эпохи оба эта направления даже сливаются совершенно. Подобно сентиментализму, романтическое направление было со всех европейских литературах протестом против псевдоклассицизма .

Романтизм как литературное направление

Вместо идеала классической поэзии – гуманизма, олицетворения всего человеческого, в конце XVIII – начале XIX века явился идеализм христианский – стремление ко всему небесному и божественному, ко всему сверхъестественному и чудесному. При этом главной целью человеческой жизни поставлялось уже не наслаждение счастьем и радостями земной жизни, а чистота души и спокойствие совести, терпеливое перенесение всех бедствий и страданий земной жизни, надежда на жизнь будущую и приготовление к этой жизни.

Псевдоклассицизм требовал от литературы рассудочности, подчинения чувства разуму; он заковывал творчество в те литературные формы, которые заимствованы были у древних; он обязывал писателей не выходить из пределов древней истории и древней поэтики . Псевдоклассики внесли в литературу строгий аристократизм содержания и формы, внесли исключительно-«придворные» настроения.

Сентиментализм выставил против всех этих особенностей псевдоклассицизма поэзию свободного чувства, преклонение перед своим свободным чувствительным сердцем, перед своей «прекрасной душой», и природой, безыскусственной и простой. Но если сентименталисты подорвали значение ложного классицизма, то не они начали сознательную борьбу с этим направлением. Эта честь принадлежала «романтикам»; они выставили против ложных классиков большую энергию, более широкую литературную программу и, главное, попытку создать новую теорию поэтического творчества. Одним из первых пунктов этой теории было отрицание XVIII века, его рассудочной «просветительской » философии, форм его жизни. (См. Эстетика романтизма , Этапы развития романтизма .)

Такой протест против правил устаревшей морали и социальных форм жизни отразился на увлечении произведениями, в которых главными героями были протестующие герои – Прометеи, Фаусты , затем «разбойники», как враги устаревших форм социальной жизни... С легкой руки Шиллера , возникла даже целая «разбойничья» литература. Писателей заинтересовали образы «идейных» преступников, людей падших, но сохраняющих высокие чувства человека (таков был, к примеру, романтизм Виктора Гюго). Конечно, эта литература уже не признавала дидактизма и аристократизма, – она была демократична, была далека от назидательности и, по манере письма, приближалась к натурализму , точному воспроизведению действительности, без выбора и идеализации.

Таково одно течение романтизма, созданное группой протестующих романтиков. Но была другая группа – мирных индивидуалистов, которых свобода чувства не привела к борьбе социальной. Это мирные энтузиасты чувствительности, ограниченные стенками своего сердца, убаюкивающие себя до тихих восторгов и слез анализом своих ощущений. Они, пиетисты и мистики , могут пристроиться ко всякой церковно-религиозной реакции, ужиться и с политической, ибо отошли от общественности в мир своего крошечного «я», в уединение, в природу, вещающую о благости Творца. Они признают только «внутреннюю свободу», «воспитывают добродетель». У них «прекрасная душа» – schöne Seele немецких поэтов, belle âme Руссо , «душа» Карамзина ...

Романтики этого второго типа почти ничем не отличаются от «сентименталистов». Они любят свое «чувствительное» сердце, знают только нежную, грустную «любовь», чистую, возвышенную «дружбу», – они охотно проливают слезы; «сладкая меланхолия» – их любимое настроение. Они любят грустную природу, туманные, или вечерние пейзажи, кроткое сияние луны. Они охотно мечтают на кладбищах и около могил; им по душе грустная музыка. Их интересует все «фантастическое» вплоть до «видений». Следя внимательно за прихотливыми оттенками различных настроений своего сердца, они берутся за изображение сложных и неясных, «смутных» чувств, – они пытаются на языке поэзии выразить «невыразимое», найти новый стиль для новых настроений, неизвестных псевдоклассикам.

Вот это именно содержание их поэзии и выразилось в том неясном и одностороннем определении «романтизма», которое сделал Белинский : «это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чём состояло. Это мир, чуждый всякой действительности, населённый тенями и призраками. Это унылое, медленно текущее… настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы, чем поддержать своё существование».

1. Романтики отвергали важнейший художественный принцип реализма - правдоподобие. Они отражали жизнь не такой, какая она есть, а как бы заново, по-своему пересоздавали её, преображали. Романтики считали, что правдоподобие скучно, неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные формыусловности, неправдоподобия изображения: а) прямую фантастику , сказочность, б) гротеск - доведение до абсурда каких-либо реальных черт или соединение несоединимого; в) гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей; г) сюжетное неправдоподобие - небывалое обилие в сюжете всевозможных совпадений, счастливых или несчастных случайностей.

2. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты: 1) эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных); 2) стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств, много эпитетов, метафор, сравнений и т.д. 3) многословие, неточность , неконкретность.

Хронологические рамки развития романтизма и реализма .

Романтизм возник в 90-е годы ХVIII века, после Великой Французской революции 1789 года, но не во Франции, а в Германии и Англии, чуть позже возник и во всех других странах Европы, в том числе и в России. Главным господствующим литературным направлением романтизм стал с 1812 г., когда вышли первые песни поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Но надо иметь в виду, что реализм начал формироваться уже в 1820-е годы – кстати, первые произведения с преобладанием реализма начали появляться в России: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), трагедия «Борис Годунов» (1825) и роман «Евгений Онегин» (1823 - 1831) А.С. Пушкина. Но так как русская литература не имела тогда никакого общеевропейского влияния, гораздо большее значение в этом смысле имела французская литература - роман Стендаля «Красное и чёрное» (1830). Со второй половины 1830-х годов произведения Бальзака, Гоголя и Диккенса знаменуют победу реализма. Романтизм уходит на второй план, но не исчезает – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, три романа Виктора Гюго лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. А в поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах. Например, в России лучшие поэты второй половины XIX века - Тютчев и Фет - чистые романтики.

_ _ _ _ _ _ реализм__________

_ _ _ _ _ романтизм_______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1789______1812____1824_____1836____________1874


Литература

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982. – 320 с.

2. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. - М., 2007. - 432 с.

3. История зарубежной литературы ХIХ века: учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 2007.- 656 с. Публикация в интернете: http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm.

4. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. А.С. Дмитриевой – М., 1979. – 572 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991. – 254 с.

6. История всемирной литературы в 9-ти т. Т. 6 (первая половина ХIХ века) / Отв. ред. И.А. Тертерян. - М.: Наука, 1989. – 880 с.

7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2008. – 512 с.

8. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1976. – 512 с.

9. Быков А.В. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=14281.

Неискушенный в литературе человек, рассуждая о данной эпохе, сводит ее значение к такой привычной романтике, что, следует отметить, в корне неверно. Аналогичным будет и предположение о том, что эстетика данного временного промежутка сводится к культу любви. По сути, любое произведение литературы, живописи или кинематографа в основе своей имеет именно это прекрасное светлое чувство в многообразии его проявлений, однако это далеко не единственный фундаментальный признак.

В данной статье будет сделана попытка определить, каковы основные черты эстетики романтизма. Для этого обратимся к исторической и культурной памяти человечества, его наследию в области искусства.

Временные рамки

Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм. Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку. После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.

Реакция протеста против нормативности

Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.

Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.

Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.

Отношение к авторству

Если в эпоху Возрождения автор был поставлен на пьедестал и возведен в статус творца, то классицизм такого не признавал. Лирика была беспощадно отодвинута на второй план и уступила место эпическим и драматическим произведениям. Основная черта романтизма заключается в том, что данную эпоху можно смело назвать индивидуально-авторской. В литературу возвращается лирика, в музыку - чувство, экспрессия, а в живопись - динамика, эмоция, определенный нерв.

Кроме того, кардинально изменилась и тематика произведений искусства, однако об этом следует сказать несколько позже.

Философская основа

Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.

Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.

Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.

Проявления характерных черт в искусстве

Конечно, изменения в философской концепции не могли не повлечь за собой изменения непосредственно в творчестве. Произведения искусства стали приобретать совершенно новый характер: в литературе вышли на сцену новые жанры, предпочтение стало отдаваться новым стилистическим фигурам.

Основная черта стала проявляться в виде изменения тематики работ. Художников стала манить тема таинственного, неизвестного, того, что скрывается за горизонтом. На полотнах все чаще стали появляться ночные пейзажи. Неизменным атрибутом романтической живописи стал мотив дороги, путешествия. Первому плану полотен этой эпохи уделяется, как правило, намного меньше внимания, чем второму, влекущему в бесконечность.

Музыка романтизма вновь обрела экспрессию, эмоциональный надрыв. Более того - композиция произведений стала более размытой, а жанровые границы призрачными.

Практически по всем видам искусств прошелся отказ от строгого разделения на высокие, средние и низкие жанры, которому в эпоху классицизма уделялось наибольшее внимание.

Литература романтизма

Говоря о данном направлении в искусстве, наибольшее внимание следует уделить, пожалуй, литературе, поскольку именно в ней традиционная эстетика романтизма проявилась наиболее полно и разносторонне.

Уже неоднократно говорилось о том, что данному направлению свойственно некое стремление к неизвестности, обретение себя в совершенно другой ипостаси, поиск свободы от условностей и обыденной жизни. Если взглянуть на самые знаменитые, можно сказать каноничные, литературные произведения, данную особенность без труда можно обнаружить.

Стремление к неизвестности

Признаки проявляются в нескольких аспектах. Прежде всего, следует подчеркнуть постоянное противостояние истинных творцов, свободных, возвышенных натур и так называемых филистеров.

Искусство данного периода превозносит творчество, ставит его превыше любых других жизненных реалий. Этим и определяется классический герой произведений эпохи романтизма. Это всегда личность, конфликтующая с остальным миром, чуждая ему, стремящаяся вырваться из цепких лап повседневной серой и ограниченной жизни.

Противостояние двух миров

Основная черта романтизма в литературе также определяется наличием обязательного мистического, таинственного элемента, второго плана действительности. Если выражаться филологической терминологией, данную составляющую эстетики можно назвать двоемирием. Романтическому герою всегда свойственен некоторый эскапизм. Волшебное и обыденное сосуществуют на страницах одновременно, пребывая в перманентном конфликте друг с другом.

Узнаваемые место и время

Проявляются характерные черты романтизма в литературе еще и в так называемом местном колорите. Авторы этого периода очень активно обращались к фольклору, изучению истории, культуры, что отражалось в литературном творчестве. Города, улицы, эпоха всегда очевидны, ощутимы в литературе этого периода.

Примечательно то, что авторы чаще прибегали к описанию событий прошедших эпох, нежели к современности. Практически всегда в произведениях чувствуется определенная временная дистанция между написанием произведения и событиями, в нем изложенными. Даже совершенно вымышленные сюжетные линии чаще всего перекликаются с реальной действительностью, погружаются в нее.

Как это отразилось в русской литературе

Конечно, романтическая эстетика никак не могла обойти восприимчивую русскую литературу. Писатели и поэты охотно подхватили европейское явление и приспособили под свою действительность. Если пристально взглянуть на русскую литературу, существовавшую в данных временных рамках, можно заметить, что основные черты русского романтизма отразились, прежде всего, в его стремлении к волшебному, мистическому, а порой даже демоническому. Если в произведениях европейских авторов данный момент только присутствовал как одна из составляющих, в русской литературе он стал абсолютной доминантой.

В отличие от английской или же немецкой литературы, русская, хоть и впитавшая характерные черты романтизма, большее внимание уделяла лирическим произведениям: балладам, стихотворениям, поэмам, нежели романам и произведениям краткой формы. Поэзия стала для данного периода определяющей разновидностью творчества.

Черты русского романтизма во многом перекликаются с европейским, однако и в существенной мере отличаются от него, что обусловлено исторической ситуацией данного периода времени.

Представители в литературе

Конечно, следует начать с немецких романтиков, поскольку именно они подарили миру данное Конечно, в первую очередь это братья Шлегели и Новалис, первыми объявившие себя представителями нового искусства. Основная черта романтизма - стремление к уходу от действительности - проявилась в их произведениях рано и довольно мощно. Одними из главных представителей данного направления считаются, конечно, Генрих Гейне и Иоганн Вольфганг Гете.

В Англии основные представители романтизма - это Джордж Гордон Байрон, и Роберт Бернс. Среди французских авторов данного направления нельзя не назвать Виктора Гюго, Шатобриана, Адельберта Мюссе.

Русские представители романтизма - это, прежде всего, Жуковский, Батюшков, Одоевцев. В рамки данной эстетики прекрасно вписываются некоторые произведения Пушкина («Руслан и Людмила» считается многими исследователями исключительно романтическим произведением).

Одним из канонических примеров романтической поэзии считается стихотворение Лермонтова «Парус».

2.1 Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик...

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...