Сравнение образов левина и анны карениной в романе толстого. Cочинение «Жизненные искания Константина Левина

49. Путь исканий Константина Левина. Роман «Анна Каренина». Константин Левин, как и Анна Каренина, - совершенно сложившийся человек, но его внутренний мир находится в постоянном развитии и изменении. Это один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, продолжающий ряд его героев, отличающихся частично автобиографическим характером и аналитическим складом ума. Характер и сюжетная линия Левина наиболее соотносятся с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Во время работы над романом Толстой не вел дневников, так как его мысли и смежна чувств достаточно полно отражались в работе над образом Левина. Этому герою доверены самые дорогие мысли автора, его глазами видит и его устами оценивает Толстой пореформенную действительность в России. С Левиным Толстой знакомит читателей романа в сложный период его жизни, когда он, приехав в Москву, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, получает отказ. Левин - провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду. Его жизнь заполнена хозяйственными заботами и глубокими интеллектуальными интересами, нравственными исканиями. Это серьезный и уравновешенный, искренний, доброжелательный и прямой человек. Любовь к Кити была обусловлена для Левина не только чувством, но и отношением к семье Щербацких, в которой он видел образец старого, образованного и честного дворянства, что для героя было очень важно. Его представления об истинном аристократизме зиждились на признании прав чести, достоинства и независимости, в отличие от современного ему преклонения перед богатством и успехом.Левина болезненно волнуют судьба русского дворянства и процесс его оскудения, о чем он много беседует со своими соседями-помещиками и за бесценок продавшим свою рощу купцу Стивой Облонским. Не видит Левин реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как и во многих других достижениях цивилизации, считая их злом. Постоянная жизнь в деревне, занятия хозяйством, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами помогают Левину выработать самобытные взгляды йа происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается» в жизни. Он и сам пытается внести свой вклад в то, как «все уложится». Опыт собственного хозяйствования и размышления над особенностями национального уклада жизни приводят его к самостоятельному выводу о необходимо учитывать в ведении сельского хозяйства не только агрономические новшества и технические достижения, но и традиционно-национальный склад характера работника как главного участника всего процесса. Герой даже задумывается всерьез о том, что при правильной постановке дела на основе его выводов можно будет преобразовать жизнь сначала в имении, затем в уезде, губернии и, наконец, по всей России. Помимо хозяйственных и интеллектуальных интересов Левина волнуют и более сложные вопросы. В связи с необходимостью исповедоваться перед венчанием с Кити Левин задумывается о своем отношении к вере, находя в душе лишь сомнение. Он признается священнику во время исповеди: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь. Я сомневаюсь иногда даже в существовании Бога». Последовавшие затем важнейшие события жизни - смерть любимого брата, рождение сына - вновь обращают героя к религиозно-нравственным вопросам и размышлениям о смысле и содержании жизни. Не находя в своем сердце веры, Левин одновременно удивляется тому, что в минуты испытаний он молится Богу о спасении и благополучии близких. Мучительные искания соединяются в жизни Константина Левина с семейным счастьем, недаром Толстой делает описание венчания Кити и Левина своего рода центром произведения: границей четвертой и пятой частей состоящего из восьми частей романа. Левина явно не удовлетворяет признание конечности жизни, следовательно, отсутствия смысла человеческого существования, если оно основано только на биологических законах. Неотступно преследующие героя мысли и стремление найти непреходящую жизненную цель доводят его, счастливого мужа и отца, успешного хозяйствующего помещика, до отчаяния, нравственных мучений и мыслей о самоубийстве. Ответы на свои вопросы Левин ищет в трудах философов, ученых, наблюдениях над жизнью других людей. Толчком для продолжения исканий в религиозно-нравственном направлении служит услышанное им замечание о старом крестьянине. Фоканыче, который «для Бога живет», «о душе помнит». Герой сталкивается с трудноразрешимым для себя вопросом о соединении «ясного знания» и разума, диктующего «борьбу за существование», с добром, с «непостижимым разумом знанием». Законы добра, согласно мысли героя, - проявление божества, открытое сердцу, которое очень трудно помирить с доводами рассудка. Путь исканий Левина не завершается в конце романа, автор оставляет его смотрящим с террасы своего дома на Млечный Путь и так и не разрешившим для себя некоторых мучительных вопросов. Отзываясь на роман «Анна Каренина» в «Дневнике писателя», Ф.М. Достоевский отмечал, что «Левиных в России - тьма» и все они отмечены существеннейшей чертой: «Черта эта с некоторого времени заявляет себя поминутно; люди этой черты судорожно, почти болезненно стремятся получить ответы на свои вопросы, они твердо надеются, страстно веруют, хотя и ничего почти еще разрешить не умеют».

В критике 70-х гг. XX в. вы-сказывалось мнение, что Тол-стой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Пи-сатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других.

Анна и Левин знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа. Их сюжетные линии развива-ются параллельно, почти не пересекаясь. Но по за-мыслу писателя они теснейшим образом соотнесены, как два противоположных решения центральной проб-лемы романа. Это не значит, конечно, что Левин и Анна противопоставлены друг другу как положите-льный герой отрицательной героине. Анна противо-стоит Левину, но как человек трагической судьбы — человеку, нашедшему, как ему кажется, выход из подстерегавшей его трагедии.

Образ Левина может быть назван автобиографи-ческим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идей-но-нравственных исканий, характерных как для са-мого писателя, так и для всех его любимых геро-ев — начиная с Нехлюдова в «Утре помещика» и кончая Нехлюдовым в «Воскресении».

Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, к чему приходит Николай Ростов в эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными крестьянами, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина. Хозяйственная деятель-ность приносит ему лишь острое чувство разочаро-вания. Он не может не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «...ты не просто эксплуа-тируешь мужиков, а с идеею».

Почему далеко не все получалось у Левина? Тол-стой отвечает: «Трудность состояла в непобедимом неверии крестьян к тому, чтобы цель помещика могла состоять в чем-либо другом, чем в желании обобрать их сколько можно». Нет взаимного дове-рия и взаимного понимания. Эта ситуация была впервые обозначена писателем в «Утре помещика» (1856), затем она же отразилась в сцене Богучаровского бунта в «Войне и мире». Нечто подобное происходит и в «Анне Карениной». Материал с сайта

Из тяжелого душевного состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Пла-тоне Фоканыче, который «для души живет. Бога помнит». Подобно тому, как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном мужике» Платоне Фоканыче произвели на Левина «действие электри-ческой искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Характерно размышление Левина, что най-денный им ответ на мучающие его вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую».

Знаменательно, что роман заканчивается словами Константина Левина, подводящими итог произведе-ния: «...жизнь моя теперь, вся моя жизнь, незави-симо от того, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, какою бы-ла прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В романе Л. Н. Толстого наряду с сюжетной линией Анны Карениной представлена другая, весьма существенная, линия жизненной судьбы Константина Левина. Именно с образом этого героя связаны многие важные морально-философские и социальные проблемы произведения. Духовные искания Левина во многом отражают те настроения и мысли автора, которые складывались у него в переломную эпоху 70-х годов. Энергичный, мыслящий человек, искренний, Левин, как и некоторые другие герои Толстого (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неустанно ищет правды и смысла жизни, стремится проникнуть в суть общественных отношений, чтобы изменить, усовершенствовать их. Путей к этому он не знает, и потому так мучительны для него его раздумья.

Левин видит неустойчивость, крутой характер ломки старых порядков. Его, как дворянина-землевладельца, волнует оскудение поместного хозяйства под натиском новых пореформенных отношений. Видит Левин и скудную жизнь крестьян. Его попытки, сохраняя за собой права на землю, примирить интересы «совестливых» помещиков и народа, создать в этих целях рациональную систему землевладения оканчиваются неудачей. Его поражает непримиримо-враждебное отношение крестьян к землевладельцам-дворянам, ко всему, что толкует и обещает им «барин». Он недоумевает и старается понять причины этого отношения, а недоверие-то подсказано крестьянам всем их многовековым опытом, недопускающим мысли о том, чтобы «цель помещика могла состоять в чем-нибудь другом, кроме желания обобрать их сколько можно». В глубине души Левин соглашается с упреком брата Николая: «Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужика, и с идеею».

Левин знакомится с разными формами деятельности дворянской общественности, присутствует на выборах предводителя, в мировом суде - и выносит оттуда впечатление суетной пустоты и бесполезности происходящего. Только в деревне, в непосредственной близости к природе, в приобщении к крестьянскому труду, в непрерывных хозяйственных заботах он находит отраду и временное успокоение.

В романе «Анна Каренина» Толстой глубоко проникает в народную жизнь. Об этом говорит замечательная сцена косьбы на Калиновом лугу, разговоры Левина с крестьянами, его увлечение их естественной, мудрой, трудовой жизнью; Молодое счастье Ивана Парменова и его жены, полнота и цельность их чувств волнуют и привлекают героя. Он мечтает жениться на крестьянке, зажить той же трудовой жизнью, какой живет трудовой деревенский народ. Эти его мечтания не осуществляются…

Семейная жизнь Левина складывается счастливо, однако он не может удовлетвориться узкой личной сферой, хотя бы и такой привлекательной. Выход для себя герой стремится найти в «народной правде», в наивной вере патриархального крестьянина. Из рассказа Федора он узнает мысли старика Фоканыча о том, что нужно жить «для души, по правде, по-божью». Эти слова воспринимаются Левиным как откровение… Понятие добра у Фоканыча несет религиозную окраску, которую воспринимает и Левин,

Герой романа, как мы видим, не находит реальных путей социального преобразования и пытается решить волнующие его вопросы в плане отвлеченного нравственного совершенствования. В этом, несомненно, сказываются противоречия мировоззрения не только Левина, но и Толстого. И все же существенно в духовном развитии Левина его тяготение к народу, По существу, герой остается на распутье, его искания не завершены, и впереди как бы открываются новые возможности роста.

Окт 24 2010

Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой, о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а в «Анне Карениной» (1877) - мысль семейную. Эти слова не надо понимать буквально. Широта постановки проблем общенационального и, более того, общечеловеческого масштаба - проблем, намного переросших рамки традиционного «семейного» романа, - обусловила то всемирное признание, которое « » получила вскоре после выхода. Именно по поводу « », оцененной как «факт особого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой . «Анна Каренина» была задумана и реализовалась как в прямом смысле злободневный. Время его действия совпало с временем написания, в нем много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до на Балканах.

Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не завершается и после того, как главный конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части романа сюжет развертывается дальше - уже после смерти Анны. Анна у Толстого - натура незаурядная, душевно богатая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя как , обостряет ее критическое чутье по отношению к окружающему миру и к себе самой. И главная причина ее гибели - не столько лицемерие светской среды или препятствие к получению развода, сколько разрушающее действие страсти на ее собственную душу, невозможность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того - невозможность найти себя в мире, где «все неправда, все ложь, все обман, все зло».

Для Толстого критерием подлинной семьи было взаимопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей сановником Карениным не мог стать основой настоящей семьи. Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей военной и светской карьере, но кровно привязанным к тому обществу, которое отвергло его. И не осуждает Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но неотвратимо приводит ее к трагической развязке. Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «высшего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеологическую проблематику эпохи. Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Левина. Внутренняя связь этих линий - не в общности судеб героев, а, скорее, в психологических ситуациях.

Оба они - каждый по-своему - не могут, не хотят мириться с ложью и злом окружающего их мира. Отсюда Анны, отсюда Левина. А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», имея в виду литературных недоброжелателей Толстого, сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни». Это и на самом деле так. Толстой на этот раз творит свой суд, сводя роль повествователя к самому строгому минимуму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют.

Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей. В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство человековедения выражено по-новому. Одни и те же персонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-разному судят друг о друге. Авторский и читательский приговор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных «за» и «против». Именно так строится противоречивый характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия (что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны), он может даже внушить читателю жалость. Но по ходу действия все яснее вырисовывается привязанность Каренина к миру царской бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов. Важная и новая особенность поэтики «Анны Карениной» - элементы символики или аллегории, приобретающие характер лейтмотивов. В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственно предметный, но и символический смысл. Железная дорога у Толстого (почти как в известном стихотворении Некрасова) - своего рода символ того времени, который складывается в пореформенной России, принося людям новые бедствия. Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые долгое время не давали покоя второму главному герою романа, Константину Левину.

Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской нищеты, принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом - основа того смятения, неуверенности, в котором находится Левин и в котором находился в те годы создатель «Анны Карениной». В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин наделен наиболее явственными автобиографическими чертами. Толстой подарил своему герою собственную бескомпромиссную честность, собственное отвращение к праздной барской жизни, светским условностям, казенному лицемерию. Он подарил Левину и собственную органическую привязанность к земле, к русской природе, даже тяготение к физическому крестьянскому труду.

В размышлениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков самого Толстого. Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бедности - общее богатство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Но мужики не хотят тех улучшенных способов хозяйствования, которые предлагает им добрый барин. И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том - как ясно видит сам Левин, - что интересы помещика и интересы крестьян и в самом деле силою вещей «фатально» противоположны. Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и размышления своего в связи с событиями его личной жизни. Бракосочетание Левина с горячо любимой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны - смерть брата, - все это побуждает Левина вновь и вновь ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви, напряженно задумываться над тайнами человеческого бытия и своим жизненным назначением. Чтение философских и богословских книг не дает желанной ясности, а вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуверенность. Просветление наступает внезапно.

Левин приходит - по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души, по правде, по-божьи», - к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что он может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вложить в свое повседневное существование «несомненный смысл добра», - таков исход исканий Левина. Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим, слишком смелым для того, чтобы принять простодушную веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззрения не только героя романа, но и его автора.

В предисловии к американскому изданию «Анны Карениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни светского общества направлен против него, - об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение, и аз воздам». Моральным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сравнение образов Левина и Анны Карениной в романе Толстого . Литературные сочинения!

Создавая новый роман, Толстой уже знал, что семейное счастье не спасает от мучительных размышлений над философскими, социальными и нравственными вопросами бытия. Счастливая семейная жизнь Левина (история его объяснения с Кити, венчание, отношение ко всему дому Щербацких насквозь автобиографичны) не освобождает его от раздумий о смысле жизни, от тяжкого сознания вины перед народом, от поисков счастья, равного для всех людей.

В России «все переворотилось» - «все смешалось в доме Облонских». Смысл переломной эпохи, ее «неисчислимых бедствий» раскрывался в драматической истории крушения последней, казалось бы незыблемой крепости - «дома», семьи. История «потерявшей себя, но невиноватой» женщины, поставленная в центр романа, внутренне соотносилась со всей атмосферой пореформенной русской жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие, счастье, разрушаются в «Анне Карениной» одна за другой, словно необоримый и злой рок тяготеет над ними.

Водоворот новых отношений и связей разламывает основы, традиции семейного дворянского рода, казавшиеся крепкими еще так недавно. Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом - Анна и Левин. В отличие от других персонажей романа, они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно, каждый по-своему, ищут: Анна - правдивой любви, Левин - правдивой жизни.

Путь Анны и Левина различен. Искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья «для себя», а это, на взгляд Толстого, логически и жизненно порочный круг. Левин же ищет всеобщей правды и даже, как ему кажется, находит ее (в конце романа).

Мрачный общий фон «Анны Карениной», исполненный зловещих предчувствий, разрывается, когда в роман входит мир крестьянской жизни и труда. И тогда Левину, соприкасающемуся с этим миром, открывается небо - то самое небо, которое и в «Войне и мире» символизировало постижение истинного смысла бытия, преодоление эгоистических личных стремлений, разобщающих людей. Строй символических образов, свойственных всей художественной системе романа, становится светлым и жизнеутверждающим. Таинственные изменения облака, напоминающего перламутровую раковину, сопровождают и как будто поясняют смысл размышлений Левина о «прелестной» крестьянской жизни; «высокое, безоблачное небо» подтверждает ему справедливость слов, сказанных подавальщиком Федором; «знакомый треугольник звезд и проходящий в середине его Млечный Путь» утверждают его в мысли о том, что его жизнь не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который он властен вложить в нее.

Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом шаг за шагом от них отходит. «Естественная и простая» в начале романа, она в первых главах говорит только по-русски; искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света так же явственно, как сама Анна в сцене на балу противостоит «цветной толпе» светских дам; тонкие, почти музыкальные описания русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей, как бы окутывая ее тем воздухом родины, в котором она только и может жить и дышать. Постепенно она утрачивает естественность и простоту: во втором томе появляются французские румяна и английская, французская речь; само заграничное путешествие с Вронским - попытка бежать от самой себя. Жизнь Анны как бы надламывается у самых корней и, естественно, увядает.

Роман пронизан раздумьями Толстого о судьбах России, о способах преодоления сложных противоречий эпохи. От своего положительного героя Толстой требует в 70-е годы не только заинтересованности. народной жизнью, духовного единения с народом (как это было в период создания «Войны и мира»), но и непосредственного труда вместе с крестьянами на земле.

Левин возмущается праздностью городской жизни, испытывает ненависть к длинным ногтям и огромным запонкам сослуживца Облонского Гриневича, так как эти ногти и запонки служат для него верным признаком нетрудового образа жизни. С явной иронией рассказывается в романе о бесполезной служебной деятельности Облонского и саркастически - о «государственной» службе Каренина, занятого бесплодными проектами устройства быта инородцев и орошения полей Зарайской губернии. Бюрократический аппарат царской России критикуется с гораздо большей резкостью, чем, например, деятельность Сперанского в «Войне и мире». Там Толстой обнаруживал неприложимость либеральных начинаний Сперанского к действительности, чуждость рассудочных построений течению живой жизни - здесь он показывает губительное, мертвящее воздействие бюрократических начинаний, бюрократического образа мыслей на все живое. Рассказ о косьбе Левина вместе с мужиками и «веселом общем труде» крестьян во время уборки сена воссоздает тот идеал, который Толстой хотел бы видеть осуществленным в жизни.

В «Анне Карениной» еще нет непримиримого конфликта барина и мужика, хотя герой Толстого уже приходит к несомненному выводу о «фатальной противоположности» интересов помещиков «самым справедливым интересам» крестьян. В процессе работы над романом непосредственно готовился тот перелом в мировоззрении Толстого, который произошел на рубеже 80-х годов.

«Признаки времени» явственно сказались не только в содержании, но и в художественной форме романа «Анна Каренина». Принципы толстовской диалектики души, заявленные в предшествующий период его творчества и блистательно примененные в «Войне и мире», остаются главной формой раскрытия человеческого характера и в «Анне Карениной». Но акцент в этой диалектике делается теперь не на связи эмоций и размышлений, а на борьбе противоположных мыслей и чувств. Одни и те же люди, неожиданно для себя, вдруг проявляют разные, часто противоположные стороны своего характера и душевного облика.