Экологическая культура и потребности человека. Экологическая культура личности как предмет воспитания. Глава I. Экологическое воспитание молодежи

Экологическая культура

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Можно определить экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".

Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четверых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Проблема человека в истории науки и философии является одной из существенных и актуальных. Многочисленные попытки создания общей теории человека на определенных концептуальных основаниях всегда имели в качестве исходной точки отсчета какой-либо методологический принцип, задающий способ исследования данной проблемы. Отождествление антропологического с логическим, социальным, биологическим, психологическим и другими основаниями способствовало разработке философских и теоретических концепций (гегелевский панлогизм, марксизм, фрейдизм), абсолютизирующих специфические признаки или способ существования человека с позиций взаимоисключения. Смена концептуальных оснований в человекознании обычно обозначается как антропологический поворот. Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств.

Как отмечает Н. А. Агаджанян, «экология человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и воспитание нравственного и духовного мира человека, неисчерпаемые и безгранично важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере».

Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции (Э. О. Уилсон и др.) генкультурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.

Основные социобиологические идеи, а также новейшие данные палеоантропологии и кибернетики послужили теоретическими основаниями доказательства Е. Масудой (1985) генезиса нового вида человека. Если развитие лобной доли головного мозга, голосовых связок, изменение функций большого пальца явились решающими элементами в происхождении современного человека, считает он, то компьютеры, новые средства коммуникаций и роботы аналогично способствуют возникновению нового вида - Homo intelligens. С его возникновением автор связывает разрешение не только проблем экологии человека, но и создание нового так называемого «информационного общества», в котором интеллектуальные производительные силы будут превосходить материальные, и на этой основе будет осуществлен революционизирующий переворот от принципа соревнования к принципу синергизма.

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, по и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Известно, что усиливающаяся церебрализация удлиняет период беспомощности ребенка, что обусловливает необходимость защиты ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, и по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Возникающие при этом виды социальной активности и поведения ребенка, характеризуемые различной степенью вовлеченности его в колллективные действия, редуцируются к ряду устойчивых, более простых форм массовых стереотипов действий детей: социальному облегчению, включающему в себя эффекты аудитории и совместного действия; подражанию, характеризуемому установлением стереотипного поведения, не всегда соответствующего генетико-биологическим способностям ребенка; конкуренции, представленной формой стимуляции и взаимоподавления, противопоставления в коллективных действиях детей и аффилиацией, то есть стихийно возникающим тяготением и сближением детей в поле коллективного общения, вызывающим в данных условиях эффект нивелирования личности ребенка.

Формы игровой деятельности, навязываемые детям и рассматриваемые как средства их развития социальным окружением, прежде всего родителями и детскими коллективами, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребенок, и игры, которые выбирают ребенка».

Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности.

Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой.

Ибо навязываемая ребенку социокультурная среда не соответствует унаследованной норме его реакции, приводит в онтогенезе к физиологическим нарушениям (росту массовой соматической заболеваемости детей), различным эндогенным и психогенным реакциям, деструктивно действующим на личность и способствующим распространению детского аутизма.

Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.

Итак, экологическая культура - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Также, экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Экология - это наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей его Человек, как известно, является неотъемлемой частью природы и неразрывно с ней связан. прекрасно понимали это, они поклонялись природе, она была их основной кормилицей. Сегодня такое отношение может показаться смешным. С древних времен прошли тысячелетия, человечество шагнуло далеко вперед в плане науки и техники, однако до сих пор не научилось управлять природной стихией и не до конца изучило многие ее явления. Некоторые современные ученые считают, что человеческая цивилизация находится на пороге уничтожения, причем уничтожит оно себя само. воздуха отравляющими выбросами многочисленных заводов и фабрик, приводящее к увеличению онкобольных по всему миру, приводящее к поднятию уровня мирового океана, сокращение многообразия животного мира вследствие истребления многих видов животных - это ли не «начало конца»? Сегодня тревожат человечество как никогда раньше, во многих учебных учреждениях наряду с природоведением и географией детям рассказывают об экологии и проблемах загрязнения окружающей среды, все чаще на научных телевизионных каналах можно услышать такой термин, как «экологическая культура».

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к исследованию основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся ее неотъемлемой частью. Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.

Не последнюю роль в экологическом воспитании детей играет семья, поскольку первые представления ребенка об окружающем его мире складываются не в школьный период, а гораздо раньше. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает начальные представления о различных жизненных формах и первые впечатления о природе. Экологическая культура ребенка должна формироваться с раннего детства. Это может происходить только при одном условии: если взрослые сами экологически образованны и имеют возможность показать своему малышу многообразие прекрасного окружающего мира и помочь наладить с ним взаимоотношения. К сожалению, в нашей стране множество семей не способно дать ребенку элементарное воспитание, не говоря уже о культуре и ее составляющих.

Большой вклад в развитие экологического воспитания российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. В 90-е годы 20 века российскими педагогами и психологами была предпринята попытка разработки специальных подходов к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых и т. д.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью общего образования будущего поколения. Однако и сегодня в данной области воспитания остается множество неразрешенных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребенок должен узнать раньше, о каких позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.

ВВЕДЕНИЕ

Человек физически идуховно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он долженбыть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существи видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную рольв своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, изаканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своейсредой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим спрогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтомуподчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношениичеловека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но внее он собственными руками привносит многочисленные противоестественныефакторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человекбыл собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться всеболее искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственноесознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать егоконцом.

Человеческие ценностименяются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяетсяв том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. еслипоявляются соответствующая идеология и культура.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯИДЕОЛОГИЯ.

Экологический гуманизм всвоем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическуюидеологию, на основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человекдолжен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию,которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но напрактике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовныйпосох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людямобъединиться во имя общих целей.

Экологическая идеология –это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет вовсех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нееизменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофическиеуровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой,учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеологияне замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает всебя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира исогласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными ввысшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой безсогласия в обществе.

Наиболее чистую связьмежду человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны,где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большойстепени, что вместо зависимости

человека от природы исуровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженнаяэкологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенныхособенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культуройв ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения ипреобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само посебе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, междусоциальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так,установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всегов утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадаетпод природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающимлюдям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формальновполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь междукультурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношенийчеловека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типовкультур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее,конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некоеаморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии,направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтезнеобходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще вразличной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, взападной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, ввосточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того идругого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурныйсинтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и своивзаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментомсаморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура вузком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству сприродой должна быть формой теоретического возврата с преодолением тогорационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, черезмифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологическойкультуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовнойкультуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры.Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая –мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современнойэкологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегдаследовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силамиприроды. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существуположение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности,Едином.

В рамках первыхцивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологиибыло объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться кизначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своейэкологична.

Также и все древнейшиерелигии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современноеэкологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основыватьсяна вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современноеэкологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни идр. – являются объектом веры.

Наука изначальноэкологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука иоснованная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в планеприоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека иприроды. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системызнаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере,обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениямокружающей среды и т.д.

Специальногорассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранениемнравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничиваетсяосознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экологиякультуры (термин выдвинут Д. С.Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешнейсреды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мирачеловека, его духовной памяти и сознания означает распад личности.Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, отбездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия,отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистическиенравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенныхв па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятникикультуры, необходимые для «нрав­ственной оседлости» людей, малотолько платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимостьформирования экологи­ческого сознания признается всем современным научнымсообществом. «Экологическое сознание, - указывает, на­пример, С. Н. Артановский, -становится органической составной частью общественной мудрости, передовойкультуры».

Феномен экологическогосознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­танияэкологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание какглубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека сприродой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительнойнеизменности природ­ной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделитьна несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в формеразличных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса кэкологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере,детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию,нравствен­ному поступку; в-четвертых,повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ниеэкологического сознания как элемента внутренней культуры личности,проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровеньэкологического сознания и экологической культуры - это показатель то­го,насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социальнозначимое функционирование на основе познания и практического использования ееразвития.

Экологический императивбиосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дыйчеловек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытиябыли целью, а не средством человеческой деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление экологическойкультуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е.общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества,основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее призамене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменениивзаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представленийо том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой.Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться впроцессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизньчеловека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, чтоприрода неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человекаявляется лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры //АльманахВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.

3. Артановский С. Н. Критика буржуазныхтеорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л.,1991.

4. Экологическая антология. М.;Бостон, 1999.

5. Экология России. Хрестоматия. М.,2000.

6. Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 2003.

1

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Географическая среда, изменяясь под воздействием предметно-практической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты(1).

Экологическая культура под влиянием современной экологической ситуации существенно модифицируется и начинает понимать географическую среду не саму по себе, а в ее взаимоотношениях с обществом, т. е. её предметом становится система « общество - географическая среда». Сегодняшнее нарушение сбалансированности процессов, протекающих в природе, требует повышения экологической культуры общества, необходимой для преодоления кризисной ситуации во взаимоотношениях человека и природы.

Экологическая культура интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания, т.е. пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействие в географической действительности, представляющей собой формирование целостной системы.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования геоэкологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

Экологическая культура соотносится не столько в расширение экологической информации, сколько в формировании экологического мышления (5). Одним из определяющих элементов экологического мышления, является то, что человек-биосоциальное существо, и его рассматривают и как часть биосферы (природа в целом), и как часть общества. При этом общественный ракурс экологических проблем следует рассматривать как целостный блок знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия с природой, традициях отношения человека к природе, трансформациях эколого-эстетического идеала.

Необходимо сформировать систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма с позиций холизма, синергетики, коэволюции, гармонии Человека и Природы (2).

Экологическую культуру следует понимать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Это результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде. При этом экологическая культура характеризуется такими основными признаками как:

Экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

Умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

Способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т.д.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

Становление экологической культуры - процесс длительный. Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментальность и аксиологичность экологических знаний, как базы развития личности и будущего экологически грамотного поведения. На этой базе формируется система ценностей и убеждений, необходимых для принятия природоохранных и природопреобразующих решений. А на этой основе сформировать экологическое конвергентное мышление, обеспечивающее экологически грамотное и природосберегающее поведение для дальнейшей интеллектуальной мотивационной деятельности.

Уровень понимания формирования экологической культуры это лишь один из многих факторов, - и объективных и субъективных, - от которых зависит приобщение людей к новому формату взаимодействия с окружающей средой. Глубокое понимание человеком сущности и значения экологической культуры является необходимой предпосылкой и ориентиром, направленной на это формат (4).

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика. Не стоит забывать и об эстетической составляющей, так как сохранение красивых ландшафтов в эстетическом отношении не менее важны, как и сохранение древних памятников культуры. Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

Выявить динамику современного экокультурного процесса, передать ощущение его сложности и интенсивности, напряженного и беспокойного ритма, в котором отражается дух обновления, происходящих в обществе перемен - эту задачу необходимо решать всем обществом.

Рассматривая аксиологические функции экологической культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на взаимосвязь ценностно-когнитивного, эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного аспектов этой культуры.

Ценностно-когнитивный аспект связывается с раскрытием теорий, понятий, имеющих аксиологическую и экологическую нагрузку; универсальной ценности компонентов природы (живой и неживой) как системы жизнеобеспечения; индивидуальное и общественное здоровье как условие благополучия и адаптации к жизни; экологическая безопасность среди жизни как условие устойчивого развития живой природы и географической оболочки. С этим же аспектом связано и личностное приобщение к общечеловеческим ценностям, развитее в себе гуманизма.

Эмоционально- ценностный аспект ориентирован на развитие чувств и эмоциональных переживаний, связанных с красотой живой природы, совершенством форм, разнообразием красок и проявлений жизни, личностного смысла их восприятия.

Ценностно-деятельностный аспект отражает результаты человеческой деятельности и направлен на формирование ценностного отношения к природе. Под ценностным отношением к природе понимается устойчивое личностное преобладание познавательного интереса, адекватное отношение к особенностям природы, соблюдение норм экологически грамотного поведения, понимание уникальности природы, осознание ее роли в развитии личности, умение взаимодействовать с природой на основе пространственно-временного единства, соблюдение нравственных ограничений и применение природосохраняющих технологий.

В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.
  2. Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.
  4. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.
  5. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12735 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологическая культура

слушателя курса повышения квалификации – учителей, преподающих предметы "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы здоровья"

Научный руководитель

Ширцов А.А.

преподаватель кафедры экономики и управления образования

Симферополь 2010


Введение

Литература


Введение

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих их природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям.


1. Сущность экологической культуры

Две с половиной тысячи лет отделяют человечество от времени становления основных каналов развития современной культуры, определивших движение к покорению, отделению, отчуждению: общества от природы, людей друг от друга, обособляло внутри культуры сфер науки, искусства, нравственности, экономики, политики, духовности. Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.

Зреет потребность перемен. Человеку во всех формах своего поведения в природе и социуме предстоит перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога к экологическому, природосообразному мышлению и деятельности, проектировать новую траекторию развития. Убежденность в этом зреет среди ученых и политиков, находит отражение в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни: стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово "культура" происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов", что подтверждает доставшееся нам в наследство слово "культ". И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. Т.е. это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть, и др., у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, если не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна

Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая морфология организмов". В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды.

Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо однако учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате, культура человека определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного к "дробному" видению. И в период наибольшей дробности, "мозаичности" в культуре в ней возникает новая тенденция – постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности.

Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработки и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.

Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период "разобщенного знания". Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных "фрагментов" жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о геобиосоциальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.

Экологическая культура – это не только современная стадия развития культуры, культура складывающаяся под влиянием экологического кризиса. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Истоки экологической культуры нужно искать в периоде перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому нелепы сетования на прогресс. Но необходима его "экологическая экспертиза". Результатом такой экспертизы развития культуры будет выявление тенденции углубления противоречия между природой и обществом по мере ее развития. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу – уже на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Основной вектор внимания в культуре явно смещается с проблемой взаимодействия общества и природы на внутренние проблемы социальной жизни. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Прежде у человечества были конфликты с природой, но разрушить основы существования жизни на планете в целом оно не могло, что называется "руки были коротки". Начиная же с середины ХХ века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создается новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей. Анализ прошлого помогает понять будущее. В культуре настоящего времени существуют два основных направления – на обособление общества от природы и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы. Первая из этих двух тенденций имеет историю своего развития длиной в несколько тысячелетий. В настоящее время она достигла, казалось бы, предельного проявления, но все еще продолжает разворачиваться, стремиться реализоваться в будущем. Стратегическое, т.е. неограниченное, вероятное для неопределенно многих поколений людей будущее возможно лишь при доминировании уже в самом ближайшем будущем другой тенденции – коадаптации общества и природы. Эта тенденция лишь рождается на наших глазах в культуре. Она выглядит как революционно новая. Однако, предыдущий анализ позволяет видеть, что ее история еще длиннее, что большую часть существования Homosapiens люди интуитивно стремились к союзу с природой, к взаимодополнительному сосуществованию с ней.

Сложность, многообразие, богатство природы, в недрах которой возникло, оформилось общество, явилось причиной того, что процесс становления этого общества оказался длительным и насыщенным. Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, не впадая в убогое бахвальство, а стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землей и с историей своего народа, своей культуры.

Процесс воспроизводства жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость вида, его устойчивое положение в экосистеме. Каждое поколение, с одной стороны, связывает прошлое и будущее развитие экосистемы, выступает как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение – это относительно самостоятельная группа по своему неповторимо участвующая в воспроизводстве жизни, создающая особую культуру. "Преемственность – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предлагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитателем, педагогический оптимизм – опор на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Природная детерминация подразделяется на непосредственную и опосредованную. В самом общем плане к системе взаимодействия "природа-общество" применимо понятие "природные условия" как отражение необходимого основания для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание использовать термин "природные факторы". Современная экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой составной частью причинных факторов действующих в обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Через эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.

Общество всегда, так или иначе, реагировало на изменения природных условий и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила взаимообусловленный характер, ибо общество подстраивало себя к окружающей природе под свои нужды.

Зависимость судеб человека от природных условий и факторов на протяжении всей истории воспринималась им как проявление каких-то высших сил. Его реакция на изменения характеристик окружающей среды нашли стихийный характер.

Изучение диалектической взаимосвязи общества и природы и влияние последней на социально-экономическое и культурное развитие, является давней традицией в истории философской мысли.

Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились.

Процессы деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной средой.

Взгляды на отношения человека и природы содержат и все религиозные учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться с тем, что все вещи, сотворенные Богом, имеют сродство с духом и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии Азии (индуизм и буддизм) имели целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и остальной частью природы. Человек открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу.

Быстрое развитие производства сопровождалось все чаще нарушением экологического равновесия в природной среде, начинает выражаться в понимании природы как некоего поставщика, необходимого для удовлетворения потребностей человека и его желаний без ограничений. Поэтому в период развития индустриализации и урбанизации появилось больше тяжелых последствий для существования человека: начинаются деформация и разорение природной среды.

Но вместе с деградацией природной среды постепенно росло и сознание необходимости согласовывать экономическое развитие с экологическими возможностями среды человека и предусматривать соответствующие меры.

В современных условиях природная детерминация становится по существу детерминацией экологической, ибо речь идет о последствиях природно-социального взаимодействия. Зависимость человека от природных факторов многократно возросло, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет саму природу, а значит, и условия жизни людей. Это дает основание говорить об экологизация какой-то сферы общественной жизни как системе непосредственного (природные бедствия, катаклизмы) и опосредованного влияния природных факторов на различные ее стороны: экологическое и экономическое сознание, культуру, деятельность.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность культурологического подхода к исследованию экологических проблем на современном этапе может быть осмыслена при условии интерпретации природы как ценности культуры.

Опираясь на определение культуры, как совокупности материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию экологической культуры видят в обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды.

Система ценностей современной культуры включает в себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев).

Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.

Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы " природа-человек".

Таким образом, поскольку человек – часть природы его жизнь неразрывно связана с окружающей средой. Посредством народной педагогики воспитывается здоровое отношение ко всему, что окружает человека от рождения до смерти.

2. Нарушение экологического равновесия

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются:

· нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;

· загрязнение биосферы вредными отходами;

· большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.

Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.

Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экзосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов.

Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.

Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил.

В экономике, ставящей своей целью максимальное увеличение прибыли, существует комбинация факторов: природных источников (воздух, вода, минералы, которые были до сих пор бесплатными и для которых не существовало замены); средств производства, представляющих недвижимый капитал (которые изнашиваются и которые нужно заменять более мощными и эффективными), и рабочей силы (которая также должна воспроизводиться).

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются, проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение воздуха и воды. Поэтому современный человек находится, может быть, перед самым тяжким испытанием за все время своего развития: как преодолеть кризис человечества.

3. Экологическое воспитание в процессе образования

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания учеников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Таким образом, успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.


С наступлением ХХI века педагогов волнует вопрос: какой должна быть школа будущего, которой предстоит воспитывать и обучать подрастающее поколение? В связи с этим при выборе подходящей модели в экологическом образовании, очевидно, необходимо опираться на веками накопленный опыт. Активно внедряя в практику новые идеи, которые формируют экологически культурную личность, полезно использовать народную мудрость, заложенную в фольклоре, национальных традициях и обычаях. Народное творчество – неиссякаемый источник, неисчерпаемое богатство этнопедагогики, так как пословицы и поговорки, слова назидания, песни и сказки, скороговорки и загадки, колыбельные песни, ораторское искусство имеют огромное воспитательное и познавательное значение.

В условиях перехода современного общества к устойчивому развитию становится очевидным, что экологическое образование должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. У школьников еще нет достаточных экологических знаний, поэтому важно уделить особое внимание сочетанию этнопедагогической и научной практической деятельности учащихся с целью воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Именно средствами народной педагогики, на доступном учащимся уровне (через пословицы и поговорки, сказки и загадки, игры и игрушки, обычаи и традиции) рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Педагогическое этнокультурное наследие Украины, содержащее веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме, природе, при условии методологически грамотного и методически выверенного включения в универсальное культурное пространство становится в наше время способом интеграции личности в мировое целое. Необходимость специального преломления этнопедагогических знаний, в формировании экологической культуры, их изложения для учащихся назрела давно: традиционная культура воспитания всегда была "белым пятном" на мировом атласе педагогических знаний, в то время как нарастали насущные потребности в сборе, систематизации, каталогизации, описании и аналитическом рассмотрении основ народной педагогики.

Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе. Опыт человечества разнообразен и многообразен. Неиссякаемым источником является народная мудрость.

Осознание остроты экологической ситуации в стране и в мире пробуждает у ученика чувство сопереживания и ответственности за судьбу человечества и живой природы в целом. Личностный аспект экологической культуры характеризуется проявлением высокого уровня целесообразности и нравственности поведения в природной и социальной среде, прогнозированием различных видов деятельности в природе, восприятия ее ценностей, как одного из условий решения экологической проблемы.

Таким образом, целенаправленное использование всего потенциала народной мудрости в отношении окружающей природы формирует экологически культурную личность.


Литература

1. Буламбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фактора на жизнедеятельность общества. //Поиск., №3 за 2001г., с. 234-241.

2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение,2005.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 2008.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 2004.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2006.

6. Лэндрет Г.Л.. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: "Инфра-М", 2004.

8. Михеева А.А. Зарница. – Л.: Просвещение, 2007.

9. Петров К.М. Общая экология. – С-П.: Просвещение, 2008.

10. Под ред. Драча Г.Ц. Культурология в вопросах и ответах. Х: "Феникс" 2004.

11. Под ред. Зубаревой Е.Е. Устное народное творчество. – К., 1988.