Андрей Кураев Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса). — Что такое Пасха. Библейские истории суд царя соломона

УДК 373.167.1:281.9

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы:

Государственного музея истории религии

(Евангелие (с. 13), Спас в силах. Икона (с. 20). Исцеление расслабленного Христом. Фрагмент иконы (с. 21), И. Макаров. Нагорная проповедь (с. 22),И. Крамской. Христос в терновом венце (с. 27), Богоматерь Казанская. Икона (с. 53), Спас в силах. Икона (с. 64), Спас в силах. Икона (с. 67),В. Гурьянов. Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (с. 89),М. Нестеров. Святой князь Александр Невский. Эскиз мозаики (с. 90), «РИА Новости»,

ООО «Библиотека Изображений» / Fotobank.ru,

ООО «Лори»

Одобрено «Редакционным советом по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной

культуры» для средней школы», образованным распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 г.

http://www.patriarchia..ru

Кураев А. В.

К93 Основы религиозных культур и светской этики. Основы пра вославной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для обще образоват. учреждений / А.В. Кураев. - М. : Просвещение, 2010. - 95 с. : ил. - ISBN 978 5 09 024063 5.

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Óðîê 1. Россия - наша Родина. . . . . . . . . . . . . . 4Óðîê 2. Культура и религия. . . . . . . . . . . . . . . . 6Óðîê 3. Человек и Бог в православии. . . . . . . . 8Óðîê 4. Православная молитва. . . . . . . . . . . . . . 12Óðîê 5. Библия и Евангелие. . . . . . . . . . . . . . . . 16Óðîê 6. Проповедь Христа. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20Óðîê 7. Христос и Его крест. . . . . . . . . . . . . . . . 24Óðîê 8. Пасха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28Óðîê 9. Православное учение о человеке. . . . . . 32Óðîê 10. Совесть и раскаяние. . . . . . . . . . . . . . . . 36Óðîê 11. Заповеди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40Óðîê 12. Милосердие и сострадание. . . . . . . . . . . 42Óðîê 13. Золотое правило этики. . . . . . . . . . . . . . 46Óðîê 14. Храм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48Óðîê 15. Икона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52Óðîê 16. Творческие работы учащихся. . . . . . . . 56Óðîê 17. Подведение итогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 57Óðîê 18. Как христианство пришло на Русь. . . . 58Óðîê 19. Подвиг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62Óðîê 20. Заповеди блаженств. . . . . . . . . . . . . . . . . 64Óðîê 21. Зачем творить добро? . . . . . . . . . . . . . . . 68Óðîê 22. Чудо в жизни христианина. . . . . . . . . . 70Óðîê 23. Православие о Божием суде. . . . . . . . . . 72Óðîê 24. Таинство Причастия. . . . . . . . . . . . . . . . 76Óðîê 25. Монастырь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80Óðîê 26. Отношение христианина к природе. . . 84Óðîê 27. Христианская семья. . . . . . . . . . . . . . . . 86Óðîê 28. Защита Отечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . 88Óðîê 29. Христианин в труде. . . . . . . . . . . . . . . . 92Óðîê 30. Любовь и уважение к Отечеству. . . . . . 94

Что такое духовный мир человека.

Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Россия - наша Родина

М ы живём в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или, ко ротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раз долье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их пред ки учились, работали и защищали свою зем лю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу стра ну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и мно гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это ма териальный мир. Но есть и другой мир - ду ховный. Духовный мир - это знания и ин формация, содержащаяся в книгах, произве дениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иност ранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искус ство и многое другое. Этот мир ещё называ ют миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу че ловека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Человек в зависимости от состояния свое го внутреннего мира может радоваться или

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

тревожиться, быть спокойным или беспокой ным, создавать что то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем ми ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ ные для каждого человека.

В духовном мире есть свои дороги. Они на зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные куль туры и морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Ес ли человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают

и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и береж но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Посоветуйтесь с родителями и на зовите несколько традиций, приня тых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе тра диций вашей семьи?

Как человек создаёт культуру.

О чём говорит религия.

Купола православного храма

Культура и религия

С ловокультура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что вы ращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово «культура» понимается более широко - это вообще всё, что создал чело век. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее лени вым). И потому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не ина че? Как люди различают добро и зло? Отве ты на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт ус ловия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся не только в школе. Дру жить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках.

И это тоже часть культуры.

Свою культуру человек обычно не выби

рает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и раз личия в народных культурах.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей куль туры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян... Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

Обратим внимание на то, что даже прави ла, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, кото рый придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Религия - это мысли и поступки челове ка, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже вы ше него есть невидимый разумный и духов ный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глу бокой, что определяет их поведение и их культуру.

Истоки русской культуры - в православ ной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращённое пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.

Крест и Библия

Слово православие - это пере вод с греческого языка слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный, правильный». Cлово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них - «прославление», другое же - «учение», «мнение». Значит, слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославле ние Бога» и «верное учение».

Христиане считают верным уче ние Христа. Поэтому понятие «православный христианин» точ нее, чем просто слово «право славный».

Что такое культура?

Что такое религия?

Какие слова благодарности вы знае те?

Какие черты русской православной культуры XVII в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хоро шо ли это?

Человек и Бог в православии

М ножество детских рук гладили котёнка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:

- А тебе не страшно было?

Поначалу было…

Какие дары Бог дал человеку.

А потом?

Как вера в Бога может влиять на

А потом я кое что вспомнил…

поступки людей.

Вспомнил? Что? О чём? Кого? - напе

ребой загалдели ребята.

Вспомнил, что с Богом бояться не

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово отозвалась

Бог - это кто?

Дяденька

платье и с бородой? Я его по телевизору ви

дела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем

он стал серьёзным:

В чёрном платье и с бородой - это, на

верное, священник. Это человек, который

служит Богу. А Бог…

Ну не смогу я это объяснить. Просто ког

да я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо.

Ну, как бывает, когда вместе с отцом что то

мастеришь. Или когда мама обнимает. Но

маму то я вижу. А

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым?

Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он сво бодно решился на этот поступок, и его по ступок стал добрым. Котёнку, которого за щитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама то палка разве стала от этого чем то лучше?

Вот и человек, если действует несвобод но, как бездумная палка в чьих то руках, не может стать лучше. Только если человек

сам свободно выбрал свой поступок, он ста А. Иванов . Христос новится добрым. Поэтому человеку дана

свобода.

Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум . Но если рядом с разумом нет ни

Первые цветы

совесть, доброта, любовь.

Ну, а тот, кто такие дары даёт, ими сам обладает. Итак, можно сказать, что Бог -

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза П. М. Потапова

с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

Номинация:

Выполнила: Дмитриева Людмила Васильевна

Учитель начальных классов

2016г.

Тема урока: Россия – наша Родина. (Урок 1)

Цель урока:

Воспитание патриотизма и любви к Родине;

Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Задачи:

Познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

Способствовать формированию представления о России как о великой стране, воспитанию чувства патриотизма;

Составить представление о содержании понятий «Духовный мир», «Культурные традиции», определить их роль в жизни общества.

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;

-предметные : знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции;

Уметь объяснить, что такое духовный мир человека, рассказать о традициях своей семьи, о том, какие ценности лежат в основе своей семьи.

-метапредметные:

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные: выполнение действий по алгоритму;

коммуникативные: выражение своих мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве(групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.

Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация) «Картины русской природы»; набор картинок «Народы России»), фломастеры, ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.

План урока:

Актуализация опорных знаний.

Практическая работа. Открытие новых знаний.

Обобщение. Выполнение творческого задания, обобщение.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Заключение.

Ход урока

    Психологический настой и мотивация на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд и ответьте на вопросы:

Хорошо, что солнце светит?
Хорошо, что дует ветер?
Хорошо идти с друзьями?
Хорошо прижаться к маме?
Хорошо в краю родном?
Хорошо там, где наш дом?

(Дети: На вопрос учителя отвечают:
«Хорошо и хлопают в ладоши
»)

    Организация начала урока. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Рассмотрите обложку учебника, прочтите название. Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом.

Сегодня у нас первый урок по новому предмету. Как вы думаете, почему изучение «Основ религиозный культур и светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Дети : Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

Учитель: Прочитаем девиз нашего урока:

(Дети: Богом нам дана душа – это маленький наш храм. Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там? Может зависть завелась, притаилась ложь и лень, Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день? В храмике своей души ты порядок наведи! Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди.)

Учитель: Прослушайте песню о родном крае. Посмотрите, на слайдах представлена Россия во всей своей красе.

    Подведение к теме через действие.

На инт. доске отображены ключевые понятия урока: Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции.

Учитель: Как вы понимаете смысл слов Родина, Отечество, патриотизм, культурные традиции.

(Дети дают определения слов)

Учитель: Какие ассоциации возникают, когда я произношу слово «Родина», о чем же будем вести разговор на сегодняшнем уроке? Как будет называться тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».

Учитель: Какую цель нашего урока поставим? (Проводится совместное целеполагание: пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях).

Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

    Актуализация опорных знаний.

Учитель: Задание 1 группе:

1.) Подберите однокоренные слова к слову «Родина» (Родина – родители, род, родня, родился.)

2.) Подберите и запишите синонимы слова «Родина» (Отечество)

Задание 2 группе:

1.)Подберите однокоренные слова к слову «Отечество» (Отечество – Отчизна, отчий дом, отеческий, отец.)

2.)Подберите и запишите слова-антонимы. (Чужбина)

Задание 3 группе:

1.)Найти толкование слов в учебнике на стр.4 . ( Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.)

2.) Попробуйте определить лексическое значение слова «Родина».

(Ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки
.)

5. Физминутка. «Знаешь ли ты свой класс?»

Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли показали»

6.Практическая работа. Открытие новых знаний.

Учитель: Что вы можете рассказать о нашей Родине?

("Красно солнышко".

Умывает красно солнышко

Руки тёплые в росе.

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучшей той, что меня растила

Синих рек рукава,

В небе синь - синева.

И светла от берёз Россия.

У неё коса пшеничная,

Родниковые глаза.

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

И. Шаферан)

Учитель:

Задание 1 группе:

Найти объяснение понятия «Духовный мир» в учебнике на стр.4

(Духовный – внутренний мир человека, знания, информация, отношения, достижения)

Задание 2 группе:

Найти объяснение понятия «Культурные традиции» в учебнике на стр.5

(Культурные традиции – обычаи народов населяющих нашу Родину.)

Задание 3 группе:

Составьте список народов, проживающих в России. (словарь С.И.Ожегова, учебник стр.5)

(Общий список народов, оформляют на листе бумаги.)

Учитель: В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!

Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор, калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край. (Показ картинок из набора «Народы России»)

Каждый из народов живет в России, каждый из нас с вами – частичка нашей страны. Что же нам помогает мирно, дружно жить, ведь у нас столько национальностей?

(История, законы, культурные традиции, язык, одна страна)

Учитель: У каждой национальности свои культурные традиции. Это богатство нашей многонациональной страны. И мы должны уважать и бережно относится к традициям других народов. Праздник Рода и Роженицы посвящён семейному благополучию. Он отмечается 8 сентября. В этот день проводят обрядовую охоту на «лосей». Две девушки, ряженные оленями, убегают в лес. Вслед за ними гонятся парни-охотники. Одну пойманную девушку отпускают сразу, а другую ведут к капищу, где также отпускают, поругав за то, что заставила охотников долго бегать.

Праздник Рода заканчивается пиром и игрищами. Участники праздника водят хоровод около самой старшей из женщин. В это время женщина держит в руках хлеб. По окончании хоровода хлеб раздают для лечения людей и домашних животных. Обычно после дня Рода наступает бабье лето.

Послушайте русскую народную обрядовую песню «Я с комариком плясала» в исполнении ваших родителей.

Я с комариком плясала (русская народная обрядовая песня)

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил, суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,

Я матери кричала, я матери кричала.

Ты подай, мати, ты подай, мати,

Подай, мати, косаря, подай, мати, косаря.

Чтоб казнить, рубить, чтоб казнить, рубить,

Казнить, рубить комара, казнить, рубить комара.

Покатилася, покатилася,

Покатилась голова, покатилась голова.

Вдоль широкого, вдоль широкого,

Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора,

Да за новые, да за новые,

За новые ворота, за новые ворота.

    Обобщение. Выполнить творческое задание, обобщить знания

Учитель: Составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их смысл.

На чужбине родная землица

служить отчизне.

Нет сына

ни жизни не жалей.

Москва – Родины украшенье,

во сне снится

Если дружба велика

без отчизны.

Для Родины своей ни сил,

будет Родина крепка.

Главное в жизни –

врагам устрашенье.

    Итог урока. Рефлексия. Контроль и оценивание действий учащихся. Определить степень усвоения учащимися нового материала.

Учитель: Составьте синквейн на тему

1 группа - «Родина»

    (Родина

Бескрайняя, великая!

Заботится, защищает, вдохновляет!

Где родился, там и пригодился.

Дом.)

    группа – «Отечество»

    (Отечество

Родное, великое!

Любить, служить, трудиться!

Первое в жизни честно служить Отчизне.

Родина)

    группа – «Традиции»

3.( Традиции

Многонациональные, милосердные!

Сближают, обогащают, укрепляют.

Родинку не смыть, традиции не изменить.

Праздники.)

    Домашнее задание:

1.Написать мини сочинение на тему: «С чего начинается Родина…»

2.Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»

    Заключение:

Учитель: Наша Родина такая большая, что дорога на поезде от края до края займет целую неделю. Состоит она из многих городов, поселков, деревень, из множества населенных пунктов, каждый из которых тоже Родина, только малая. Каждый из нас нужная частичка, которая помогает хранить традиции, историю и продолжать помогать развивать нашу страну. Самое ценное – это люди. Давайте беречь свою Родину и бережно относится друг к другу. Мне хочется закончить урок стихотворением.

Какая наша Родина!»

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

Литература

1. Толковый словарь В. Даля.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

3. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство «Просвещение».

5. Учебник. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

6. Учебник. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 класс. Издательство «Просвещение». 2012г.

Предлагаемое издание является учебно-методическим комплексом по учебному курсу общеобразовательной школы «Основы православной культуры и этики». Комплекс включает:
1. Методическое пособие для учителя, содержащее разработки занятий для учащихся начальной школы;
2. Тетрадь-раскраску для учащихся;
3. Иллюстративный материал для занятий.
Учебно-методический комплекс предназначен для учителей общеобразовательных школ, ведущих занятия по «Основам православной культуры и этики», а также студентов педагогических учебных заведений.
Комплекс может быть использован как в рамках базового учебного плана, так и в системе дополнительного образования.

ХРИСТИАНЕ - КТО ОНИ?
1 этап. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета. Этот предмет называется «Основы православной культуры и этики».

На наших занятиях мы будем вести речь о самом важном, о самом главном, что есть в нашей жизни. Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы как: откуда появились небо и земля? Как устроен наш мир? Что такое душа человека? Как жить так, чтобы стать истинно счастливым человеком? Как различать добро и зло?

Кто из вас знает, кто такие христиане?
Христиане - это люди, верующие в Бога, в Иисуса Христа. Люди эти из поколения в поколение, от родителей к детям несут христианскую веру уже более двух тысяч лет.

У кого из вас папа, мама, дедушка или бабушка или другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм Божий, крестятся и молятся?
Чтобы стать православным христианином человек должен креститься.

Кто из вас крещеный?
Сегодня в России очень много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые правильно верят в Бога и правильно славят Его.

К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому думают, что Его нет, а есть и такие, которые даже не хотят о Нем знать; они похожи не просто на слепых, а на тех слепых, которые не только не могут видеть ни солнца, ни неба, ни деревьев, но даже не верят, что другие могут их увидеть.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Занятие 1. Христиане - кто они?
Занятие 2. Мир Божий
Занятие 3. О Боге
Занятие 4. О Боге (продолжение)
Занятие 5. Об ангелах
Занятие 6. О человеке
Занятие 7. О душе человека
Занятие 8. О душе человека (продолжение)
Занятие 9. Грехопадение первых людей
Занятие 10. Грехопадение и его последствия
Занятие 11. Обетование Спасителя
Занятие 12. Тайна Пресвятой Троицы
Занятие 13. Новый Завет. Избранные истории. Рождество, Введение в храм и Благовещение Пресвятой Девы Марии
Занятие 14 Новый Завет. Избранные истории. Рождество Христово
Занятие 15 Новый Завет. Избранные истории. Сретение Господне. Детство Иисуса Христа
Занятие 16 Новый Завет. Избранные истории. Крещение Господне
Занятие 17 Рождество Христово (сценарий праздника Рождества Христова)
Занятие 18 Новый Завет. Избранные истории. Учение Иисуса Христа
Занятие 19 Новый Завет. Избранные истории. Чудеса Господа Иисуса Христа
Занятие 20 Новый Завет. Избранные истории. Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа
Занятие 21 Вознесение Господа Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов
Занятие 22. Любовь как христианская добродетель
Занятие 23. Совесть - голос Божий в душе человека
Занятие 24. Добрые и злые дела человека
Занятие 25. Милосердие
Занятие 26. Простить - исправить зло
Занятие 27. Отношение к родителям. Послушание
Занятие 28. Доброе отношение к животным.
Занятие 29. О трудолюбии
Занятие 30. Кротость - христианская добродетель
Занятие 31. Праздник праздников - Пасха (сценарий праздника)
Занятие 32. Отношение к чужому (не укради).
Занятие 33. Ложь. Обман
Занятие 34. Зависть
Занятие 35. Трусость. Жадность
Список используемой и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы православной культуры и этики, 1 класс, Наперстникова С.Э., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Вы узнаете:

- Чем богато наше Отечество.

- Что такое традиции и для чего они существуют.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина . Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.

Мальчуган лучи ласкал,

Весь купаясь в свете,

Пламя солнца целовал

На паркете.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.










Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.




Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.


Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье.


Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе.








Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.


Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.


Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.


М АЛЬЧУГАН ЛУЧИ ЛАСКАЛ, В ЕСЬ КУПАЯСЬ В СВЕТЕ, П ЛАМЯ СОЛНЦА ЦЕЛОВАЛ Н А ПАРКЕТЕ. Я СЛУЧАЙНО ВСТАЛ НА КРУГ С ОЛНЕЧНОГО БЛЕСКА. И ЗАПЛАКАЛ МАЛЬЧИК ВДРУГ В ТРИ РУЧЬЯ, ПО - ДЕТСКИ. Ч ТО С ТОБОЮ? – Я СПРОСИЛ. О Н СКАЗАЛ: – Я ВИДЕЛ, Т Ы НА СОЛНЦЕ НАСТУПИЛ, С ОЛНЫШКО ОБИДЕЛ. Я ЕГО ПОЦЕЛОВАЛ И ТЕПЕРЬ УЖ ЗНАЮ: Е СЛИ НА ПОЛ ЛУЧ УПАЛ, Я НЕ НАСТУПАЮ. (А ЛЕКСАНДР С ОЛОДОВНИКОВ)


В АЖНЫЕ ПОНЯТИЯ. Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др. Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности. Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.