Андрей Кураев Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса). — Что такое Пасха. Библейские истории суд царя соломона
УДК 373.167.1:281.9
При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы:
Государственного музея истории религии
(Евангелие (с. 13), Спас в силах. Икона (с. 20). Исцеление расслабленного Христом. Фрагмент иконы (с. 21), И. Макаров. Нагорная проповедь (с. 22),И. Крамской. Христос в терновом венце (с. 27), Богоматерь Казанская. Икона (с. 53), Спас в силах. Икона (с. 64), Спас в силах. Икона (с. 67),В. Гурьянов. Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (с. 89),М. Нестеров. Святой князь Александр Невский. Эскиз мозаики (с. 90), «РИА Новости»,
ООО «Библиотека Изображений» / Fotobank.ru,
ООО «Лори»
Одобрено «Редакционным советом по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной
культуры» для средней школы», образованным распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 г.
http://www.patriarchia..ru
Кураев А. В.
К93 Основы религиозных культур и светской этики. Основы пра вославной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для обще образоват. учреждений / А.В. Кураев. - М. : Просвещение, 2010. - 95 с. : ил. - ISBN 978 5 09 024063 5.
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Óðîê 1. Россия - наша Родина. . . . . . . . . . . . . . 4Óðîê 2. Культура и религия. . . . . . . . . . . . . . . . 6Óðîê 3. Человек и Бог в православии. . . . . . . . 8Óðîê 4. Православная молитва. . . . . . . . . . . . . . 12Óðîê 5. Библия и Евангелие. . . . . . . . . . . . . . . . 16Óðîê 6. Проповедь Христа. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20Óðîê 7. Христос и Его крест. . . . . . . . . . . . . . . . 24Óðîê 8. Пасха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28Óðîê 9. Православное учение о человеке. . . . . . 32Óðîê 10. Совесть и раскаяние. . . . . . . . . . . . . . . . 36Óðîê 11. Заповеди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40Óðîê 12. Милосердие и сострадание. . . . . . . . . . . 42Óðîê 13. Золотое правило этики. . . . . . . . . . . . . . 46Óðîê 14. Храм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48Óðîê 15. Икона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52Óðîê 16. Творческие работы учащихся. . . . . . . . 56Óðîê 17. Подведение итогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 57Óðîê 18. Как христианство пришло на Русь. . . . 58Óðîê 19. Подвиг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62Óðîê 20. Заповеди блаженств. . . . . . . . . . . . . . . . . 64Óðîê 21. Зачем творить добро? . . . . . . . . . . . . . . . 68Óðîê 22. Чудо в жизни христианина. . . . . . . . . . 70Óðîê 23. Православие о Божием суде. . . . . . . . . . 72Óðîê 24. Таинство Причастия. . . . . . . . . . . . . . . . 76Óðîê 25. Монастырь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80Óðîê 26. Отношение христианина к природе. . . 84Óðîê 27. Христианская семья. . . . . . . . . . . . . . . . 86Óðîê 28. Защита Отечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . 88Óðîê 29. Христианин в труде. . . . . . . . . . . . . . . . 92Óðîê 30. Любовь и уважение к Отечеству. . . . . . 94
Что такое духовный мир человека.
Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Россия - наша Родина
М ы живём в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или, ко ротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раз долье, простор, одухотворённость…
Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их пред ки учились, работали и защищали свою зем лю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу стра ну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.
Мир, окружающий нас, бесконечен и мно гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это ма териальный мир. Но есть и другой мир - ду ховный. Духовный мир - это знания и ин формация, содержащаяся в книгах, произве дениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иност ранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искус ство и многое другое. Этот мир ещё называ ют миром культуры.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу че ловека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
Человек в зависимости от состояния свое го внутреннего мира может радоваться или
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
тревожиться, быть спокойным или беспокой ным, создавать что то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.
Как во внутреннем, так и во внешнем ми ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.
Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ ные для каждого человека.
В духовном мире есть свои дороги. Они на зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные куль туры и морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Ес ли человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
В нашей стране живут люди, которые знают
и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и береж но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Посоветуйтесь с родителями и на зовите несколько традиций, приня тых в вашей семье.
Какие ценности лежат в основе тра диций вашей семьи?
Как человек создаёт культуру.
О чём говорит религия.
Купола православного храма
Культура и религия
С ловокультура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что вы ращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово «культура» понимается более широко - это вообще всё, что создал чело век. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее лени вым). И потому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Почему человек поступает так, а не ина че? Как люди различают добро и зло? Отве ты на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт ус ловия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся не только в школе. Дру жить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках.
И это тоже часть культуры.
Свою культуру человек обычно не выби
рает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и раз личия в народных культурах.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей куль туры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян... Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».
Обратим внимание на то, что даже прави ла, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, кото рый придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Религия - это мысли и поступки челове ка, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже вы ше него есть невидимый разумный и духов ный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глу бокой, что определяет их поведение и их культуру.
Истоки русской культуры - в православ ной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращённое пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.
Крест и Библия
Слово православие - это пере вод с греческого языка слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный, правильный». Cлово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них - «прославление», другое же - «учение», «мнение». Значит, слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославле ние Бога» и «верное учение».
Христиане считают верным уче ние Христа. Поэтому понятие «православный христианин» точ нее, чем просто слово «право славный».
Что такое культура?
Что такое религия?
Какие слова благодарности вы знае те?
Какие черты русской православной культуры XVII в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хоро шо ли это?
Человек и Бог в православии
М ножество детских рук гладили котёнка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:
- А тебе не страшно было?
Поначалу было…
Какие дары Бог дал человеку. | А потом? | |||||
Как вера в Бога может влиять на | А потом я кое что вспомнил… | |||||
поступки людей. | Вспомнил? Что? О чём? Кого? - напе |
|||||
ребой загалдели ребята. | ||||||
Вспомнил, что с Богом бояться не |
||||||
Ребята в недоумении замолчали. | ||||||
Быстрее всех на новое слово отозвалась |
||||||
Бог - это кто? | Дяденька | |||||
платье и с бородой? Я его по телевизору ви |
||||||
дела! Но тут его не было! | ||||||
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем |
||||||
он стал серьёзным: | ||||||
В чёрном платье и с бородой - это, на |
||||||
верное, священник. Это человек, который |
||||||
служит Богу. А Бог… | ||||||
Ну не смогу я это объяснить. Просто ког |
||||||
да я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. |
||||||
Ну, как бывает, когда вместе с отцом что то |
||||||
мастеришь. Или когда мама обнимает. Но |
||||||
маму то я вижу. А | ||||||
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым?
Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он сво бодно решился на этот поступок, и его по ступок стал добрым. Котёнку, которого за щитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама то палка разве стала от этого чем то лучше?
Вот и человек, если действует несвобод но, как бездумная палка в чьих то руках, не может стать лучше. Только если человек
сам свободно выбрал свой поступок, он ста А. Иванов . Христос новится добрым. Поэтому человеку дана
свобода.
Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум . Но если рядом с разумом нет ни
Первые цветы
совесть, доброта, любовь. |