Рисование мятой бумагой нетрадиционные средства рисования. Нетрадиционные техники рисования для детей в садике и школе. Для кого подойдет эта методика

Дети и творчество – неразделимые понятия. Ребенок познает окружающий мир, стараясь отразить его в игре, лепке и рисовании. Ведь в душе каждый малыш - певец и музыкант, художник и скульптор. Творческие порывы у детей часто связаны с художественной деятельностью, а изобразительное творчество ребенка - идеальная возможность для проявления его фантазии.Это является важным условием для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования для детей в садике и школе- это не значит что-то сложное. Совсем наоборот - такое рисование превращает занятие по изо в веселую забаву. Здесь совсем не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью. В простых приемах нетрадиционного рисования ребенок способен создать красивые рисунки и картины, и это даст ему потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Нетрадиционные способы рисования

Для детей нетрадиционные техники рисования - это замечательный способ создания маленьких шедевров. Оказывается, ладошка может превратиться в розового слоника, а простая клякса -- стать деревом, а морковка с картошкой - удивить необычными узорами.

К примеру, малышам 3-4 лет можно предложить:


С детками 5-6 лет можно попробовать:

  • отпечатки-картинки
  • печать пластилином
  • отпечатки листьев
  • рисунки из ладошки
  • рисование ватными палочками
  • волшебные ниточки
  • монотипия.

А с детьми 7-8 лет можно освоить более сложные техники:

  • рисование мятой бумагой
  • рисование мыльными пузырями
  • рисование солью
  • кляксография
  • пластилинография
  • граттаж
  • фроттаж.

Для детей лепка из пластилина – это целый мир, полный разнообразия и экспериментов! Под вашим чутким руководством ребенок может слепить всевозможные станет самым лучшим руководством для создания различных сказочных героев, животных и растений.

Рисование руками

Рисование ручками - это первая техника, которой маленькие детки способны овладеть очень рано. Рисунок получается быстро - это крайне важно, потому что малыши не могут долго заниматься одним делом. Детскую ладошку обмакните в краску и пусть малыш сделает отпечаток на поверхности бумаги. Посмотрите, на что это похоже. Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получилось какое-то животное или птица. Недостающие детали можно нарисовать пальчиками.

Техника рисования акварелью по мокрой бумаге

Для создания маленьких шедевров понадобится лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. Помогите ребенку равномерно смочить лист, но чтобы не было луж. Пусть наберет на кисть немного краски и начинает творить. Каждый мазок новым тоном расползается по бумаге, красиво переходя в другой оттенок. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.

Подскажите ребенку, что все движения должны делаться легко и плавно, не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения. В этой технике хорошо получается рисовать фоны. А после высыхания можно продолжить рисовать остальной рисунок.

Рисование в технике Клеевые картинки

Для рисования в этом стиле Вам потребуется клеевой пистолет. Помогите ребенку нарисовать горячим клеем контуры на бумаге, внутри которых изображение заполняется красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Получается что-то вроде витражного изображения. В этой технике Вы вместе с вашим ребенком можете создать настоящий витраж на стекле, но тогда вместо простой акварели нужно будет купить акриловые краски на водной основе.

Традиционно в предновогодние дни в детских садах проводятся выставки ярких поделок и творческих работ малышей, которые украшают садик в самые волшебные дни новогоднего праздника. Мы предлагаем вам самые разные .

Рисунки в технике акварель с восковыми мелками

Чтобы нарисовать картинку в этой технике, Вам нужен: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть белка, шаблоны листьев.

Пусть малыш с вашей помощью нарисует на листе несколько разных листьев. Рисунок нужно компоновать по размеру листьев - сначала большие, потом помельче. Пусть листья накладываются друг на друга - ведь в природе именно так.

Теперь возьмите восковые мелки и обведите контуры листьев, для этого вам понадобятся мелки теплых оттенков: желтый, красный, оранжевый, коричневый, бордовый. В одном листе Вы можете использовать несколько цветов. Не забудьте нарисовать прожилки на каждом листике, кроме рябиновых

Интересно! Как сделать корону для маленькой принцессы на Новый 2019 год

А сейчас настало время воспользоваться акварельными красками - начинайте закрашивать не листики, а альбомный лист с левого верхнего угла. Покажите ребенку, как добавлять другие цвета, чтобы один оттенок плавно перетекал в другой без четких границ. Таким образом постепенно заполняем наш лист осенними красками

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Из пластилина очень просто и удобно сделать штампики - достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линиями,точками) и покрасить в необходимый цвет.

2. Штампики из ниток

Для создания интересных «полосатых штампиков» можно использовать нити, которые нужно прочно намотать на какой-либо предмет. Затем нити густой краской окрашиваются в необходимый цвет. Теперь только фантазия подскажет, как нанести «полосатый узор» на поверхность бумаги.

3. Штампики из свернутого картона

Свернув кусок картона в рулончик, можно получить оригинальный штампик для "розочек". А если отрезать от втулки от туалетной бумаги "кругляш" и придать ему форму листика, то ваш ребенок может самостоятельно создать красивую композицию.

4. Отпечатки «листики»

Эта техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно взять любой красивый листок и нанести краску на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист приложить к бумаге и прогладить. Через несколько секунд можно аккуратно поднять листик - на бумаге останется его отпечаток.

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Для деток раннего возраста это довольно популярная техника. Вам потребуется любой овощ или фрукт и гуашь. Дальше все просто - макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.

Штампы можно изготовить из яблока, картофеля,морковки, перца и других овощей или фруктов. Проще всего сделать штампик из картофеля. Если у вас есть металлические формы для вырезания печенья, просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.

Рисование мыльными пузырями

Ребенку будет очень интересно нарисовать картинку мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску и с помощью трубочки сделать крепкую пену. На пузыри аккуратно положить лист бумаги и дождаться, когда станут проявляться первые узоры. Можно поднимать бумагу - пузырчатые узоры готовы.

Рисование солью

Чтобы придать фону рисунка причудливую текстуру, при изображении любого пейзажа можно использовать соль. Пока краска еще не высохла, фон необходимо посыпать солью. Она впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания. На ее месте останутся необычные светлые пятнышки.

Есть еще один необыкновенно интересный вариант рисования солью. Для этого нужно нарисовать рисунок карандашом, а потом обвести клеем ПВА. Это может быть простой цветок, узоры или геометрические фигуры. Клея не жалеем. Щедро посыпаем рисунок солью, а потом аккуратно стряхиваем лишнюю на поднос. Теперь добавим цвета - можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и по капле подкрашенную воду нанесем на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.

Рисование мятой бумагой.

При помощи смятой салфетки или бумаги можно получить необычную текстуру. Есть два способа такой техники:


Монотипия

Эта необычная техника рисования основана на уникальном отпечатке, который может получиться только в единственном экземпляре. Поэтому двух абсолютно одинаковых рисунков создать невозможно.


Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, а именно, рисовании мятой бумагой. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования; - повысить уровень мастерства педагогов.


Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.


Рисуем мятой бумагой Первый способ: лист бумаги смять, расправить, нарисовать задуманный рисунок любыми красками. На сгибах бумага сильнее впитывает краску, за счет чего получается интересный эффект мозаики. Второй способ: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом "приманивания".

















Мастер-класс по рисованию предназначен для занятий с детьми в изостудиях и на уроках изобразительного искусства. Работать в этой технике можно как с натуры, так и по памяти. Выигрышно смотрятся образы деревьев, листьев, овощей и цветов.

Назначение: выполнение конкурсной работы по изобразительному искусству на тему «Зеркало природы», которая в последующем станет прекрасным украшением интерьера комнаты.

Для работы нам понадобятся:

  • Бумага формата А3 (для первого раза можно взять А4). Советую попробовать на разной по фактуре бумаге. Для начала можно взять обычный альбомный лист
  • Акварель;
  • Палитра;
  • Кисти беличьи или колонок (набор);
  • Баночка с водой.

Ход работы:

1. Карандашом на гладкой сухой бумаге необходимо выполнить набросок выбранного объекта. Надо постараться работать тонкими линиями - паутинками, и если есть такая необходимость в использовании ластика - делать это аккуратно, не испортив фактуру бумаги.

2. Лист с готовым карандашным наброском нужно смять, скомкать изображением внутрь, чтобы не повредить поверхность рисунка и не испачкать.

3. Аккуратно руками расправить смятый лист бумаги на столе.

4. Необходимо заранее определиться с цветовой гаммой будущей работы. Я предлагаю использовать ограниченную палитру. Колорит будущей работы будет холодным, соответственно будут преобладать цвета: фиолетовый, синий, сиреневый, голубой. Начинайте рисовать со светлых тонов, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным. Работать лучше по слегка смоченной бумаге, так цвета будут плавно сливаться друг с другом согласно вашей задумке. Намачивать надо тот фрагмент рисунка, который предстоит сделать следующим.

5. По необходимости можно возвращаться к уже выполненным в цвете элементам рисунка для усиления светотени и добавления различных оттенков. Работая с ограниченным количеством цветов, мы концентрируемся на создании объёмного изображения, а не ломаем голову над выбором цвета.

6. Для того чтобы выделить центр композиции, необходимо выполнить фон в более спокойных холодных тонах. Сердцевины цветков проработать теплыми цветами методом «тычка», с усилением цвета в центре.

7. Поочерёдно закрашиваем листья крокусов. Для рисования листьев подойдут все оттенки зелёного цвета и немного холодных нот.Можно использовать 2 техники: рисование по заранее намоченной бумаге, а часть рисунка по сухой. На листьях крокусов я решила выполнить капельки росы. Для этого необходимо оставить эти места непрокрашенными.

8. Для создания воздушной перспективы необходимо более тщательно проработать цветы на переднем плане. Во время работы не надо забывать о светотени. Поэтому с теневой стороны от будущих капелек росы рисуем падающие тени. Во время выполнения работы в цвете, краска интересно стекается в созданные «трещины», создавая красивый кракелюр.

9. Пришло время выполнить в цвете капельки воды. Для этого с теневой стороны при помощи нежно изумрудного цвета рисуем тень на самой капле. Внимание! Контуры капли оставляем непрокрашенными.

С освещённой стороны показываем рефлексы фиолетового и золотистого цвета. Блик оставляем нетронутым.

10.Теперь рисунок необходимо просушить и прогладить с обратной стороны при помощи утюга.

Работа готова. На поверхности якобы образовалось множество трещин, картина похожа на полотна художников прошлого века.

Спасибо за внимание! Всем новых творческих побед!

(«пальцевая живопись», пальцеграфия, «пальчики - палитра»)

Можно придумать правило: каждому пальчику - определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

1. Обмакнув ПОДУШЕЧКИ пальцев в краски можно нарисовать: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры на платья», «Пушистый снег», «Солнечных зайчиков», «Одуванчики», «Распушилась вербочка», «Сладкие ягоды», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы», «Дымка свистунья».

2. Если обмакнуть в краску БОКОВУЮ СТОРОНУ ПАЛЬЦА и приложить к бумаге, то получаются «Следы» более крупных зверей, «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки».

Если, таким образом, ПРОВОДИТЬ ЛИНИИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечкой пальцев.

3. СЖАТЬ РУКУ В КУЛАК И НАЛОЖИТЬ ЕЕ НА КРАСКУ (разведенную в старой тарелочке), поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась на руке, после этого ПОДНЯТЬ И ПРИЛОЖИТЬ К БУМАГЕ - остаются крупные отпечатки «бутоны цветов», «детеныши зверей», «птицы», и др.

4. Если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки, то на листе появляются «гусеницы», «драконы», «тело чудовища» , сказочные деревья и прочее.

СОВЕТЫ : прежде чем начать, сделайте на отдельном листке несколько отпечатков разных частей руки, чтобы понять, какие формы могут у Вас получиться. Меняйте руки, чтобы отпечатки пальцев и кулака изгибались в разных направлениях.

Монотипия

Понадобится гуашь или акварель, белая или черная бумага, фотобумага (осветленная), целлофан, стекло, полиэтиленовая пленка.

Разновидности работы:

1. Лист бумаги складывается пополам. НА ОДНУ ИЗ ПОЛОВИН НАНОСЯТ ПЯТНА (теплые или холодные); вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные

стороны и разворачивается. Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее). МОЖНО ДАТЬ ГОТОВУЮ ФОРМУ БАБОЧКИ и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка -предложить детям расколдовать - раскрасить ее способом монотипии);

2. ЛИСТ БУМАГИ МОЖНО СКЛАДЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО ВЕРТИКАЛИ, НО И ПО ГОРИЗОНТАЛИ - получаются симметричные изображения или двойники (братья - близнецы, «два цыпленка», «веселые медвежата», «город на реке» - нарисовать город на согнутой по горизонтали бумаге, раскрыли - город отразился на реке), «маски» к Новому году и другим народным праздникам.

3. Бумажную салфетку смочить разведенной краской и прижимать к ней различные формы предметов - заготовки. Затем, отпечатать их на чистом листе бумаги или на гладкой поверхности.

4. На стекле, зеркале, пластмассовой доске, бумаге, полиэтиленовой пленке наносятся пятна или рисунок гуашью, сверху накладывается лист бумаги и отпечатывается. Начинать с маленького листочка бумаги, потом - размер альбомного листа и т.д. Темы работ очень разнообразны: «Жизнь на севере», «Аквариум», «Ваза с фруктами, овощами», «Лес».

Диатипия

Нужна картонная папка, на ЕЕ ЕЛАДКУЮ ПОВЕРХНОСТЬ НАНОСИТСЯ СЛОЙ КРАСКИ (гуашь) тряпочным ТАМПОНОМ. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заостренной палочкой или карандашом (но не давить руками на бумагу!). Получается оттиск - зеркальное повторение рисунка.

Детям нравятся пейзажные картинки «Ночь в лесу», «Ночной город», «Праздничный салют» и прочие. Все зависит от цвета выбранной гуаши, т.е. цветовая палитра уже продумана.

Тампонирование

Нужно сделать тампоны из марли или кусочка поролона.

1. Палитрой может служить штемпельная чистая подушка или просто квадратный кусок плоского поролона. Это увлекательное занятие для детей дает навыки нежного и легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что - то пушистое, легкое, воздушное, прозрачное, теплое, горячее, холодное (облака, солнышко, солнечных зайчиков, одуванчики - портреты солнышка, сугробы, волны на море и др.)

2. Если взять большие тампоны, то можно нарисовать много любопытных пушистых цыплят, утят, веселых зайчиков, снеговиков, ярких светлячков (дорисовывая нужные мелкие детали).

3. В старшем возрасте можно сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ ». Сначала вырезается трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет - какой четкий и ясный след остался на бумаге! Можно вновь повторить другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!

Штампы, печатка

Позволяют многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «платки» (павлово - посадские), «цветы на лужайке», «осенние грядки», пейзажные картинки и др.

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.

Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а

затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.

Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали и расширяя предметы для печаток: подошвы детских сапожек с рифленым рисунком (можно изобразить огромный подсолнух, дерево - великан и т.д.). особенно хороши крупные отпечатки для оформления зала, летних детских площадок.

Печатки можно заменить СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ от разных деревьев и кустарников (листья для гербария). Приготовить гуашь, кисточки или кусочек поролона, лист бумаги. Придумать, что мы хотим нарисовать (лето, зиму, осень или весну), т.е. выбрать цвет. Сухой лист повернуть левой (выпуклой) стороной вверх, хорошо прокрасить, затем осторожно перевернуть крашеной стороной на бумагу, помня о композиции, и легонько прижать пальцем, убрать - получаем оттиск, отпечаток, похожий на силуэт дерева или кустарника (если это не большой лист округлой формы). Ствол чуть - чуть дорисовать, а ветки - это отпечатанные жилки листа.

Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух - трех плановую композицию, раскладывая сухие листья по листу бумаги, а потом их закрашивая и отпечатывая.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

Лист бумаги смачивается чистой водой(тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы. Рассказать детям о художнике - анималисте ЧАРУШИНЕ Е.И., который пользовался таким средством выразительности, изображая пушистых маленьких животных, птенцов, забавных и любопытных, как маленькие дети. Рассмотрите написанные и иллюстрированные им книги.

А там для такой техники очень много: «Волшебные живые облака» , которые превращаются из линий и пятен в различных зверьков, «Жили, - были в аквариуме рыбки», «Зайчики и кролики», «Маленький добрый друг (щенок, котенок, цыпленок и т.д.)».

Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Иногда применяется ДРУГОЙ СПОСОБ РАЗМЫТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо).Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.

Еще один вариант - РАСТЯГИВАНИЯ КРАСКИ - можно подсказать детям, когда они только начинают рисовать свою картину, пейзаж или сюжет и надо заполнить весь лист, все пространство. Или когда ребенок знает, что у него будет двухплановая композиция и небо будет занимать определенное место. Для этого берется нужный цвет краски и в верней части листа проводится линия, потом ее растянуть и размыть водой по горизонтали.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.

Рисование двумя красками одновременно

Для этой технике характерна различная радостная тематика: весенняя верба, как воробышек, выглянувший из почки.

На кисточку берутся одновременно две краски, на весь ворс - серая (гуашь), а на кончик - белая. При нанесении красок на лист бумаги получается эффект «объемного» изображения. Также необычно красиво и ярко получаются цветы, особенно сказочные, чудо - деревья или необычная урало-сибирская роспись, когда на плоскую кисть берутся две краски, и кисточка, как бы пляшет в пальцах мастера, оставляя ягоды, цветы и листья на дереве, бересте, металле.

Рисование «пушистиков»

Для этого размазывается контур влажного рисунка сухой, жесткой кистью и получаются цветы, цветущие весенние деревья, элементы урало - сибирской росписи, птенцы, одуванчики и проч.

Такие же выразительные образы можно получить сухой жесткой кистью(щетина), если ее держать вертикально по отношению к листку и наносить отрывистыми мазками по сухой бумаге на набросок, сделанный простым карандашом, или сразу изображать животных, их пушистую шерсть, цветущие кусты сирени, яблоневые или вишневые деревья и многое другое.

Особенно хорошо дети рисуют портреты своих любимых игрушек, для которых они сперва прорисовывают контур, а потом наносят резкие мазки, заходя на контур изображения, Чем чаще мазки, тем лучше передается фактура(пушистость).

После таких занятий можно устроить выставку портретов любимых игрушек или сказочных образов. А может быть, устроить персональную выставку юного художника - анималиста.

Точечный рисунок

Наносится рисунок кончиком кисти, пальцами разного размера и разными по цвету красками. Получается мозаичный рисунок или опять «пушистик».

Рисование штрихом

Чтобы быстро изобразить зверей, птиц, придумать и воплотить необычные сказочные картины можно побывать в удивительной стране «ГРАФО». Ее нет на географической карте, но она есть везде, где живут любознательные дети.

Для этого стоит только взять в руки волшебную палочку, которой может стать любой карандаш, фломастер, восковой или простой мелок, сангина, пастель, художественный карандаш - соус.

Дотронуться до листа бумаги и откроются двери этой страны «ГРАФО». Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык: штрих, линия, пятна, контур, силуэт, декоративная линия, декоративное пятно, геометрический рисунок.

Основными законами красоты являются законы композиции, которые включают в себя ритм, равновесие, симметрию, контраст, новизну, сюжетно - композиционный центр.

Штрих - это линия, черта, которая может быть короткой и длиной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающиеся и с наплывом одна на другую.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость, воздушность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Серия упражнений «ИЗОБРАЗИ »:

штрих, чуть касаясь бумаги;

постепенно усиливая нажим;

короткий и длинный штрих;

меняющиеся паузы - просветы между штрихами;

постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы - просветы;

штрих - зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием;

меняющийся наклон штриха;

наклон в одну сторону;

волнообразный штрих - зигзаг;

штрих в несколько рядов;

штрих, двигающийся по кругу;

штрих, идущий от центра круга.

Все эти упражнения учитель должен сам изобразить, показать детям, что благодаря штриху может получиться. Занятия графикой просты, они даются легче живописи и скульптуры. Проще, рисование - графика очень интересна, она развивает пространственное воображение, неординарное мышление, которое учит думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, воспитывает в ребенке искать темы посложнее: «Я» (про себя), «Дождь», «Деревья», «Лес».

Если рисовать мягким карандашом (соус) - можно растереть пальцем (растушевать), что придаст мягкость изображению.

Акватипия

Необходимо: оргстекло (стекло с гладкими закругленными углами), лист бумаги, мыло, акварель, тушь, кисти.

На стекло накладываются краски (акварель с помощью мыла или туши), на высохшую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдвинуть лист по стеклу - отпечаток будет интереснее.

В этих отпечатках ищем образы, пейзажные изображения и дорисовываем карандашами, мелками, фломастерами.

Клише

Крупная печать; на деревянный брусок или картонный цилиндр наклеивают с одной стороны узор из плотной бумаги или веревки, на цилиндре по всей поверхности. Накатывают краску и штампуют - цветы, листья, коврики, салфетки, обои для кукольных комнат, ткань для плоскостных кукол, упаковочную бумагу для подарков и т.д.

У бруска или цилиндра есть ручки, чтобы удобно было держать, штамповать или делать плакат (цилиндром).

Акватушь

Необходимо: бумага, гуашь, тушь, вода наливается в большой плоский сосуд (таз).

Развести гуашь и нарисовать изображение. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист одной тушью (черной). После того как тушь подсохнет, рисунок опустить в тазик (ванночку) с водой, т.е. «проявить». В воде гуашь смывается, а тушь - лишь частично. Бумага должна быть плотной, изображение крупное, получается эффект фотографии.

Детям предложить побыть фотографами. На предыдущих занятиях по конструированию - сделать бумажный «фотоаппарат», гуляя на участке можно сфотографировать кому, что нравиться, а потом «проявить» в лаборатории, используя технику «акватушь».

Еще один вариант работы по жирному слою : на лист бумаги предварительно наносится жирный слой - свечой (можно нанести ладошкой), мылом (тампоном) и др. А уже сверху наносятся краски.

Рисунок получается «пушистый», как бы ощетинивается (мохнатый).

Мимика в рисунках

На занятиях психогимнастикой можно тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по МИМИКЕ - выразительном движении мышц лица, по ПАНТОМИМИКЕ - выразительном движении всего тела, по ВОКАЛЬНОЙ МИМИКЕ - выразительным свойствам речи.

Раскроем мимику в рисунках. Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по линии можно с помощью РАЗРЕЗНЫХ ШАБЛОНОВ - своеобразных ПИКТОГРАММ. Это набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции, 5 пиктограмм:

Сначала дети рассматривают, называют настроение, затем карточки разрезаются по линии, делящей на верхнюю и нижнюю часть лица. Перемешивают и находят вновь по заданию, или те, которые понравились. Можно дорисовать тело, показать мимику на себе перед зеркалом и др. Сам процесс рисования способен влиять на детей, они делаются спокойнее и доступнее.

Музыка

Послушав мелодию, музыкальную пьесу, дети должны поднять одну карту (пиктограмму). Сначала молча, а потом словно описывают чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, соотнося их с картами настроения. Можно использовать полярные определения: веселый - грустный; бодрый - усталый; больной - здоровый; смелый - трусливый и др. Затем предложить нарисовать образ, увиденный в картах, услышанный в музыке.

Дети чаще собирают радостные и веселые лица, меньше - грустные или с другими настроениями.

Эти игры упражняют способность к взаимодействиям. Обычно дети без подсказки дорисовывают на карточке недостающие детали: глаза, волосы, уши, иногда - головной убор, бантики, очки или делают фон. Такие задания - помогают в будущем рисовать портрет товарища, мамы или себя.

Пантомимика в рисунках

Особенно любимы детьми занятия, во время которых на бумаге с ПОМОЩЬЮ УСЛОВНЫХ ФИГУРОК изображаются различные позы. Дети называют их «скелетиками», а лучше – «человечками».

Получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе дети дорисовывают ее, - происходит запоминание, какая поза, какому эмоциональному состоянию соответствует. Дети быстрее начинают рисовать позы людей и достаточно выразительно, уже без опоры на условные фигурки.

Новые, полученные в результате иго с шаблонами, условными фигурками и кляксами, дети затем используют в своих свободных и тематических рисунках.

Игры - «невидимки»

Нужны бумага и простые (графитные) карандаши.

Детям старшего возраста предлагается закрыть глаза и под музыку(вальс) наносить на лист бумаги карандашом непроизвольные линии(загогулины, каракули - их так дети называют), под ритм музыкального произведения (1 мин.). Открыть глаза, посмотреть на линии и найти среди них спрятанный образ (животных птиц, человека, деревья, транспорт). Цветными карандашами или фломастерами их выделить, обвести, чтобы стало видно - понятно, чуть чуть добавляя элементы для увиденного образа.

Характер музыки может быть самым разным. Сначала можно дать спокойную музыку, а затем более быструю, веселую и в соответствии с этим и ритм наносимых карандашных линий будет другой, поэтому и образы увидятся уже другими.

Фантазия детей подскажет, их воображение очень яркое.На первых таких играх нужна помощь учителя, т.к. дети иногда теряются, не всегда видят спрятавшихся невидимок.

Рисование свечой или восковыми мелками

Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берется флейцевая нить или большой тампон с краской и ведется по листу - на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Лес ночью», «Узоры деда Мороза н оконном стекле», «Шубка для Снегурочки», «Снежинки», «Кружевные салфетки, воротнички, панно», «Северная Королева». Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!

Рисование на ткани

Ткань наклеивается на рамку (лучше шелковая, однотонная).

Рисунок наносится тушью, акварелью, фломастерами, ручками, остро отточенной палочкой, ученическим пером, пером птицы и др. Затем рисунок проглаживается ученическим утюгом.

Это очень изящная, тонкая, кропотливая техника, которая требует от детей усидчивости, терпения, аккуратности. Такие работы для подарочной открытки, как сувенир (эстамп на стену).

Рисование пластилином

Плотный лист бумаги натереть тем цветом пластилина, который задумали как фон (толщина 1 мм). Затем тампоном сверху, накладывая кусочки пластилина, создавая выпуклый образ «барельеф»

Можно предложить выцарапывание, убирание пластилина (как в технике граттаж). Оформить в рамку, и получиться эстамп для оформления классной комнаты, в подарок. Такие интересные эстампы - панно выполняются коллективно.

Во всех предложенных вариантах проведения занятий в нетрадиционной технике рисования необходима помощь взрослого (учителя).

Работа с копировальной бумагой

На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается остается - графический рисунок.

Копировальную бумагу предложить детям - цветную.

Граттаж

Техника процарапывания, она использовалась в России и называлась «рисованием по восковой прокладке».

Плотную бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно все перемешать в розетке.

Когда высохнет, наносится рисунок путем процарапывания спицей, острой палочкой и появления белого цвета. Получается очень похоже на гравюру!

Белый цвет бумаги можно закрасить цветными пятнами или затомпонировать одним цветом, смотря, что задумали изобразить, тогда после процарапывания - рисунок становится цветным, дети называют такую бумагу «волшебной», т.к. не известно какой цвет может проступить через черный восковой слой. Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате - очень выразительные сказочные образы: «волшебный цветок», «жар - птица», «веселая хохлома», «подводное царство», «неизвестный космос», «новогодняя ночь», «вечерний город», «В подводном царстве Берендея», «Дворец для Снегурочки», «Костюм для деда Мороза», «Ночные мотыльки», «Чудо - дерево», «Ночные пейзажи», «В гостях у гномов».

Линотипия

«Цветные ниточки». Нужна нитка (или несколько ниток) длиной 25-30 см, окрасить ее в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы нитки (ниток) вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой или только одну. Развернуть лист..., а там волшебный рисунок: «птицы - лебеди», «огромные цветы», «вологодские кружева», «морозные узоры» (если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон).

И нет конца фантазии, игре воображения. И опять красивая выставка! Дорисовать можно только чуть - чуть, там где это надо.

Аппликация из сухих листьев: бабочка, гриб, утенок, дерево, цветы - самые простые образы. Или, приложив сухой листок от дерева к бумаге, обвести контур краской, убрать, а белое пятно закрасить так, как хочется - видится.

Кляксография

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

1. Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля - клякса была «живая», если потрясти листок бумаги - она начинает двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки от сока), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой - то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получиться новый цвет. Посмотреть на что же они похожи, если надо чуть - чуть подрисовать смысловые элементы.

2. Можно получить фантастическое изображение не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу. А если предварительно на лист бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то клякса быстрее «забегает» по бумаге, оставляя множество интересных следов.

3. Взять большой длинный лист бумаги (обратную сторону обоев или склеенных старых чертежей), постелить его на полу или дорожку. Дети берут свечку (кусочки) и рисуют загогулины, хаотические линии, затем берут тушь (черную, красную) или цвет и разбрызгивают по всей поверхности бумажной дорожки (под руководством воспитателя), а потом, лежа на полу лицом друг к другу вдоль дорожки, начинают дуть на кляксы. Это веселая игра, импровизация - кляксы бегают, скатываются, сталкиваются, убегают, находят друг друга. Когда поиграли, порисовали воздухом, встать, отдохнуть и посмотреть что же получилось? - кружевная дорожка, сказочная картина, отдельные образы (чертик, заячьи ушки, птицы, рыбы, деревья, кусты и т.д.). Если хочется, то можно дорисовать или оставить в таком виде и украсить стену в коридоре, переходе, в раздевальной комнате, зале.

4. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является МУЗЫКА . Кляксографию можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листочки бумаги, набрызгать капли краски или туши. Взяв листок в руки, дети двигаются под музыку и ритм их тела передается на «живую» капельку, она тоже рисует танцуя. Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать. Характер музыки может быть различный.

Набрызг

Или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть - разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки (деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются - образуя белые силуэты.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться более ровно и туда куда нужно. Такой техникой удобно работать летом на веранде или в группе в вечернее время с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Темой для этой техники могут быть сюрпризы, подарочные поздравления (пригласительные билеты, открытки, афиши, объявления): «Салфетки для мамы», «Снегопад», «Закружила осень золотая», «Весенние картинки».

Показ не догма, а толчок к поиску!

В этом случае ВАРИАТИВНЫЙ показ - один из важнейших возбудителей накопления у школьников опыта изобразительного творчества. Это совет, помощь, беседы, похвала, учение и игра, рассказ и показ. Творчески используя предлагаемые рекомендации, можно пробудить у детей устойчивый интерес к рисованию, помочь им овладеть изобразительными умениями.

Нетрадиционные техники рисования, а их еще очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дают возможность удивляться и радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.

Упражнение № 1 «Волшебные пятна»

Ребенку предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.

Упражнение № 2 «Волшебная линия»

Ребенку предлагается с закрытыми глазами на листке бумаги нарисовать "почеркушку", внимательно посмотреть на нее и подумать, что она напоминает. Затем дорисовать изображение.

Упражнение № 3 «Три краски».

Предложите ребенку взять три краски, по его мнению, подходящие друг к другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ребенку это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите придумать как можно больше названий к рисунку.

Упражнение № 4 «Дорисуй-ка»

На карточке вклеены 2-3 кусочка цветной бумаги. Очертание и цвет вклеенных рисунков - самые разные.

Задание детям : внимательно рассмотреть предложенную карточку, можно повернуть ее по-разному. А затем дорисовать аппликацию, так, чтобы получилось что-то узнаваемое: фигура человечка, предмет, животное.

Игра - эстафета № 5 «Превращение».

Каждый из участников игры к заданному предмету (например, кружка) пририсовывает по одному элементу так, чтобы этот предмет превратился в другой (например, яхту и т.п.).

Примеры переноса свойств с одного предмета на другой:

Рыба - машина

Чашка с блюдцем - корабль

Тарелки - парашюты

Утюг - паровоз и т.п.

Упражнение № 6 «Составление образа из геометрических фигур»

Из одинаковых наборов геометрических фигур предлагается составить фигуру животного или сказочного героя. Возможен вариант изготовления геометрических фигур из квадрата цветной бумаги (100x100 мм). Разрезается он следующим образом:

Упражнение № 7 «Пейзаж»

Учащимся выдаются карточки с двухцветным фоном, на котором предлагается нарисовать пейзаж. Элементы рисунка надо подобрать к заданному фону.

Мотив придуманного пейзажа может быть несложным - всего два - три дерева, речка, тропинка. Но общее настроение пейзажа должно быть интересным, возможно, это будет пейзаж с небольшим сюжетным рисунком.

Игра № 8 «Цветные рассказы»

Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальное сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Одна восьмицветная полоска позволяет придумывать множество рассказов. Полоска может быть преобразована в цветик- семицветик, а в дальнейшем для сочинительства возможно использование наборов из разрозненных цветных квадратов, выбор определенного количества которых, может осуществляться наугад.

Упражнение № 9 «На что похожи пятна?»

Ребенку предлагается гуашью или акварелью нарисовать цветные пятна на одном листе бумаги. Затем отпечатать эти пятна на другой лист. Полученные одинаковые пятна требуется дорисовать, чтобы получились разные изображения предметов, растений, животных и т.п.

Упражнение № 10 «Дорисовка сюжетного рисунка по

заданному фрагменту»

Ребенку предлагается лист бумаги, с наклеенным на него лоскутком ткани. Узор ткани подскажет мотив будущего рисунка. Это может быть пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая сценка. Выполнив свой рисунок, надо постараться включить в него кусочек ткани.

Упражнение №11 «Чья вещь?»

Учащимся выдается карточка с рисунком одной детали: туфелькой, ключом, метлой и другими атрибутами сказочных персонажей. Ученику требуется узнать героя и дорисовать Золушку, Буратино или Бабу-Ягу соответственно.

Упражнение № 12 «Жилище для сказочного героя»

На листе изображен какой-либо сказочный герой. Задание: нарисовать дом для этого героя. Выполняя рисунок, необходимо представить себе, где жил этот герой сказки, вообразить, как выглядит его место обитания.

Упражнение № 13 «Веселые человечки»

Веселых человечков предлагается изобразить из разных цифр или из одной. Цифры можно рисовать в разных направлениях и в зеркальном отражении. Можно нарисовать семейку единичек и т.п.

Упражнение № 14 «Несуществующее животное»

Упражнение построено на способе агглютинации. Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное, соединив части известных животных и придумать ему название.

Упражнение № 15 «Создание изображений из отпечатков»

Используя различные материалы для штампа - гвозди, колпачки, пробки и т.д. предлагается нарисовать зверей и человечков.

Интерес у учащихся к этому упражнению может быть вызван нетрадиционным подбором штампа. Его роль могут выполнять пальцы.

Упражнение № 16 «Музыка»

Детям предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения, например, кусочки пьесы "Песня жаворонка" или любой другой из «Времен года» П.И.Чайковского. После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя и желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить свой рисунок. По окончании работы проводим конкурс полученных рисунков и названий к ним.

Игра № 17 «Рисование натюрморта по воображению»

Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно художники рисуют предметы с натуры, но сейчас ребенку необходимо создать свое изображение в воображении, а затем перенести это на бумагу. Интересные, разнообразные решения такого задания могут получиться в технике грунтографии. Тема задается всем детям одна и та же.

Оригинальные темы для натюрморта:

«Бабочка на распустившемся цветке»

«Яблоко на фарфоровом блюде»

«Осенние листья на холодной земле»

Можно придумать свои темы. По окончании необходимо провести конкурс художественных работ и выбрать победителя. Можно просто устроить выставку работ детей.

Упражнение № 18» Поиск эмоционально адекватных образов»

Задается какая-либо эмоциональная ситуация (предмет, существо, переживания) и предлагается изобразить ее в виде схематичного рисунка (или словами описать суть предлагаемых изображений). Например,в ответ на вопрос ведущего «как можно изобразить радующегося человека?», ребята могут изобразить или выписать следующие варианты: человек летит, искрится, танцует, в теле человека светит солнышко и т.п. При подведении итогов учитывается как общее количество предложенных ответов, так и оригинальность; возможно коллективное обсуждение и творчество.

Упражнение № 19 «Перевертыши»

Упражнение закрепляет правильные, адекватные представления об окружающем мире, которые утверждаются в сознании ребенка будучи пропущены сквозь призму воображения.

Ребятам предлагается придумать город, где существует все наоборот, пусть они вообразят себе небывалые плоды на деревьях (носки, варежки и т.д.), цвета в которые окрашены предметы. Для активизации образного воображения можно прочитать стихотворение Б.Заходера «Сорока»:

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока, Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки растут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассвета, Что в море сухо-пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий-горячий,Что в печке холод собачий И что никакая птица В правдивости с ней не сравнится! Стрекочет сорока, стрекочет –Никто ее слушать не хочет: Ведь в том, что болтает сорока, Нет никакого прока!

Упражнение № 20 «Вот какая гиена»

Упражнение развивает воссоздающее воображение на основе стихотворения С.Черного «Гиена». Это стихотворение очень живописно и «зримо», поэтому дети без особого труда могут воссоздать в своем воображении образ гиены и изобразить ее.

Гиена такая мерзкая:

Морда у нее дерзкая,

Шерсть на загривке торчком,

Спина - сучком,

По бокам (для чего непонятно)

Ржавые пятна,

Живот грязный и лысый,

Пахнет она керосином и крысой...

Ткнется в решетку - хвост у ноги,

Глаза, как у Бабы Яги.

А мне ее жалко...

Разве ей не обидно?

Даже моль, даже галка

Симпатична и миловидна.

Мне объяснила невеста дяди Володина,

Тетя Аглая:

«Почему она злая?

Потому, что уродина»

Современное искусство открывает новые, порой самые неожиданные Некоторые технологии творчества уходят в прошлое, а редкие умения древних народов исчезают, как исчезают и их носители. К одним из таких относится и рисование мятой бумагой - метод живописи, возродившийся спустя несколько столетий, когда все - и профессиональные художники, и любители рисования вернулись к стилю крафта и ретро. В этой статье вы подробнее ознакомитесь с этой методикой и сможете повторить этот способ рисования на собственном опыте!

Уникальные особенности техники

Рисование мятой бумагой - это необычный способ придать своему рисунку фактурность. Картины, выполненные в этой технике, вы, скорее всего, найдете в галереях современного искусства. Рисование мятой бумагой дает огромный простор для фантазии, создает уникальную светотень, рисунок становится объемным и словно оживает на полотне. Нестрогие линии, хаотичность изгибов - все это придает картине интересный вид, привлекает внимание зрителей. В случае когда картина находится вне музея, к ней, конечно, можно прикоснуться. Именно возможность прочувствовать картину тактильными рецепторами является ведущим преимуществом техники рисования скомканной бумагой. Для того чтобы картина получилась воздушной и объемной, необходимо следовать правилам, перечисленным ниже. Не все техники рисования могут похвастаться таким большим количеством преимуществ, поэтому подобная методика заслуживает вашего внимания.

Материалы для творчества

Бумага - важнейший элемент этого стиля рисования. Подбирайте бумагу, ориентируясь на ее плотность и структуру в зависимости от того, какого результата хотите добиться в конечном итоге. Разные ее виды позволяют создавать разную фактуру рисунка. Вашим полотном может служить ватман и любой другой вид бумаги. Используйте одноразовую посуду (плоские тарелки) для смешивания цветов. Для того чтобы создать картину в данной технике, не нужно выбирать какие-то определенные краски, а кисточки вам практически не потребуются, поэтому насчет выбора кистей тоже можно не беспокоиться. Акварель, пастель или гуашь - выбор остается за вами! Для того чтобы картина получилась максимально объемной, краску необходимо будет сильно разбавлять водой, художники советуют использовать теплую воду. Нет единой формулы для "правильного" рисования мятой бумагой, напротив, каждый художник вправе рисовать так, как он считает нужным. Немного разобравшись в общих шагах этого метода, вы легко освоите рисование мятой бумагой и сможете с каждым новым рисунком дополнять эту технологию своими изобретениями.

Для кого подойдет эта методика?

Профессионалы нередко обращаются к этой технике, актуальность метода "рисование мятой бумагой" нельзя недооценить в мире современной живописи. Однако и любители-самоучки могут успешно развивать свои навыки в этой методике живописи. Начать рисовать никогда не поздно! Более того, для самых маленьких художников этот способ - отличная возможность развить навыки мелкой моторики и научиться чему-то новому, привить любовь к искусству. Благодаря такому интересному и даже забавному способу рисования малыш сможет научиться лучше различать и запоминать цвета, создавать яркие образы при помощи родителей. Так, к примеру, маленьким детям очень часто помогают в создании картины следующим образом: рисуют толстый контур яркого цвета и предлагают малышу аккуратно заполнить его, используя мятую бумагу.

Рисование мятой бумагой: мастер-класс

  • Подготовьте одноразовую посуду. Лучше всего, если число тарелочек будет равно числу цветов, которые вы планируете использовать при создании картины. В эти тарелочки набирается небольшое количество теплой воды и добавляется немного выбранной краски. При таком соотношения тона получаются нежными, воздушными. Если необходимо добавить контраст или яркость, можно использовать большее количество краски или меньшее воды.
  • Подготовьте кусочки бумаги среднего размера, которые станут вашей "кистью". Скатывайте или комкайте бумагу до нужного размера (лучше всего, чтобы бумага помещалась в ладонь, иначе есть риск, что она может быть случайно выронена). Количество "кистей"-комочков из бумаги также должно быть равно количеству красок, которые вы задействуете при написании картины.
  • Опускайте комочки в воду и ждите пару секунд, пока они пропитаются цветом, а затем наносите на бумагу любым способом (точечное нанесение, широкие мазки).

  • Крайне не рекомендуется использовать для создания картины газетную бумагу (даже глянцевую), она может распадаться на маленькие кусочки, прилипать к полотну и оставлять грязные разводы от печати.
  • Попробуйте придать своим бумажным комочкам разную форму, сжимайте их по-разному каждый раз, чтобы рисунок имел необычную и разнообразную структуру.
  • Подготовьте все необходимые инструменты заранее, краска имеет свойство быстро высыхать

Почему именно рисование мятой бумагой?

Пейзаж, натюрморт и даже портрет - все эти жанры живописи могут быть выполнены в разных методиках. Техники рисования скомканной бумагой раскрывают огромный простор для фантазии, позволяют экспериментировать и день за днем учиться чему-то новому. Как уже было сказано выше, этот вид рисования полезен не только для опытных художников, но и для совсем юных мастеров, которые только начинают свой творческий путь. Именно эта техника рисования может стать отличным началом для развития таланта малыша. Картина, выполненная в этом стиле, наполняется непередаваемой атмосферой легкости и воздушности и может украсить любой интерьер.