Какую царицу изобразил врубель. Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись. Известные картины М.А. Врубеля

Здравствуйте, дорогие посетители! Наш сайт рад каждому из вас. По традиции нашего сайта мы предоставляем для вас обзор телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Сегодня в студии пара Михаил Боярский и Лариса Луппиан они выбрали несгораемую сумму 100 000 тысяч рублей. Так же Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин они выбрали сумму 200 000 рублей. И пара Владимир и Юлия Меньшовы.

3. Каким бывает лес?

  • корабельным

4. Что, как говорят программисты, делает с информацией программа-архиватор?

  • сжимает

5. В каком из напитков содержание кофеина выше?

  • эспрессо

6. Каких знаменитых братьев звали Якобом и Вильгельмом?

  • Гримм

7. Какая школа появилась в США благодаря Джорджу Баланчину?

  • балетная

8. Чем в мультфильме командовал Юный Фред?

  • «Жёлтой подводной лодкой»

9. Как называется сказ Павла Бажова?

  • «Медной горы Хозяйка»

10. Житие называет отца Февронии Муромским древолазом. Кем же он был?

  • бортником

11. В каком издании можно было найти рубрику «Если бы директором был я»?

  • «Литературная газета»

12. К созданию какого дворца в Санкт-Петербурге не приложили рук ни отец, ни сын Растрелли?

  • Летний дворец

На 12 вопрос наши уважаемые игроки к сожалению ответили неправильно. Их выигрыш составил 100 000 тысяч рублей.

3. На что, как говорят комментаторы, указывает футбольный судья, назначая пенальти?

  • на точку

4. Какие страсти мы упоминаем, когда видим пылкую любовь, ревность, сильную ненависть?

  • шекспировские

5. Какой рулонный материал обычно не используется при кровельных работах?

  • линолеум

6. Кто начал свою песню словами: «Привет, ромашки!»?

  • Земфира

7. Сколько глаз у стрекозы?

8. Какую пушкинскую героиню изобразил на картине Михаил Врубель?

  • Царевну-Лебедь

9. Какому инженеру мы обязаны появлением в Москве цельнометаллической опоры передатчиков радиостанции имени Коминтерна?

  • Шухову

10. Кого официально допустили до участия в Уимблдонском теннисном турнире только в 1968 году?

  • профессионалов

11. Кто первым из россиян стал обладателем Нобелевской премии?

  • Иван Павлов

12. Кто основал Музыкальную академию в Будапеште?

  • Ференц Лист

Игроки не ответили правильно на этот вопрос и ушли с выигрышем 200 000 рублей. А дальше в студии оказались другие игроки, это Владимир и Юлия Меньшовы. Как оказалось, возможно вы и заметили, последняя часть этой игры взята с выпуска 2013 года. Просто концовка сегодняшнего выпуска это повтор.

1. Что делают участники телеигры «Поле Чудес»?
A: вращают барабан

2. С чем сравнил герой песни Высоцкого себя и своего друга, гуляющих по Парижу?
B: с пассатижами в бане

3. Что сделали тульские мастера с механической блохой в сказке «Левша»?
C: подковали

4. Что туристы бросают в фонтан Треви, чтобы вернуться в Рим?
A: монеты

5. Как не характеризовали Нину в фильме «Кавказская пленница»?
B: активистка

6. Какую процедуру делают способами «на фольгу» и «на шапочку»?
D: мелирование

7. Останки какого древнего человека обнаружили недалеко от Пекина в 1920-х годах?
B: синантроп

9. Как буры назвали свою республику, просуществовавшую полвека в Южной Африке?
B: Оранжевая

10. Кто дирижировал на балу у Воланда в романе «Мастер и Маргарита»?
A: Иоганн Штраус

11. Где проводится старейший в мире международный кинофестиваль?
B: в Венеции

12. Какая спортсменка, единственная в истории Олимпиад, стала чемпионкой и в лыжных гонках, и в биатлоне?
B: Анфиса Резцова

13. Как в Сибири называли сборщика кедровых шишек?
A: шишкарь

14. Как заканчивается хокку Басё «Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймёте мои стихи…»?
C: Когда заночуете в поле
Их выигрыш составил 800 000 руб.

Немногие знают Врубеля как разностороннего художника, проявившего мастерство в разных жанрах изобразительного искусства. Его жизнь была короткой, но сложной и плодотворной. Он изучал работы старых мастеров, разрабатывал свои приемы работы, экспериментировал, стремясь к красоте и совершенству. Это был гений, создавший новую веху в искусстве России. Он шел впереди времени как живописец, скульптор, декоратор, архитектор, реставратор, исследователь, экспериментатор…

Благодаря его талантам и упорному труду многие виды искусства перешли на новую ступень развития.

Знакомство с фантастическими и сказочными картинами гениального художника нужно начинать с младшего школьного возраста. Однако постигать искусство мастера нужно постепенно, так как большая часть его творений доступна для понимания детей старшего возраста.

При знакомстве с творчеством Врубеля педагогам и родителям важно обращать внимание детей на его гениальную разносторонность (графические, скульптурные, реставрационные работы, архитектурные проекты…)

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Биография

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля.В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В 5 лет Михаил начал рисовать. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.

В десятилетнем возрасте он увлекся театром и музыкой.

В 1870 году по новому назначению отца семья переехала в Одессу. Михаила зачислили в Ришельевскую гимназию. Он преуспевал в литературе,в истории, в естествоведении, в иностранных языках.

В письме сестре Анне Михаил жаловался на то, что собирался на каникулах прочесть «Фауста» и пройти по учебнику 50 уроков английского, но вместо этого писал маслом копию картины Айвазовского «Закат на море».

После успешного окончания гимназии (получения золотой медали), Врубель поступает в Петербургский университет. В годы учебы в университете он писал иллюстрации к классическим и современным литературным произведениям. Сохранилась графическая работа того времени — «Свидание Анны Карениной с сыном».

В 1880 году Врубель, не окончив университета, отбывает недолгую воинскую повинность и становится вольнослушателем Академии художеств.

С 1880 по 1884 год он одновременно занимается в мастерской П. П. Чистякова, где учились , В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов. Здесь художник работает без устали, изучает законы искусства старых мастеров. Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. В этот ранний период творчества Врубель создает правдивые портреты, в которых точно передается душевное состояние человека.

Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии. Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов приглашает Врубеля по рекомендации П. П. Чистякова в Киев для реставрации Кирилловской церкви. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных.

Вот что пишет известный искусствовед Н. А. Дмитриева об этом важнейшем этапе художественной биографии Рубеля:

Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. <…> Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным.

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где ему заказывают декоративные панно. Появляются панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович»…

В Москве он работает в одной мастерской вместе с К. Коровиным и В. Серовым, помогает С. И. Мамонтову в создании художественного кружка. В 1890-е годы художник обращается к теме Демона и зла.

С 1890 года Врубель работает в театре, создает декорации для частной оперы С. И. Мамонтова.

В 1891 году М. А. Врубель совершает поездку по Европе, посещает Италию, Францию, Германию (1892), Грецию и Константинополь. В эти годы художник пишет станковые картины, акварели, декоративные панно для Московских особняков, иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова. Именно Лермонтовские иллюстрации являются вершиной графического мастерства Врубеля.

В начале 1896 года художник приехал из Москвы в Петербург на русскую премьеру оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубелю были заказаны декорации и костюмы для постановки оперы. На одной из репетиций Михаил Александрович услышал великолепный голос Надежды Ивановны Забелы, исполнявшей роль Гретель. В тот же день художник сделал ей предложение. Свадьба состоялась в Швейцарии.

С осени 1896 года Н. И. Забела ангажировала в Харьковской опере, а у Михаила Александровича в то время не было заказов, и он увлекся театральной живописью и дизайном костюмов. Врубель с детства любил музыку, театр. Оперу «Садко», где партию царевны Волховы пела Н. И. Забела, он прослушал 90 раз. Свой интерес к музыке он объяснял жене так:

«Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

В 1896-1898 годы Врубель обратился к сказочно-мифологическим сюжетам. К самым известным картинам этого периода относятся «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

С 1899 по 1900 г. Врубель руководит Абрамцевской майоликовой мастерской.

Врубель выполняет заказы на печные композиции, создает майоликовую часовню над могилой А. Мамонтова, разрабатывает проект пристройки к дому Мамонтовых в «римско-византийском стиле». Искусствовед Н. А. Дмитриева восхищается разносторонностью художника:

«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы - везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы - птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось „стильно“, с пониманием особенностей материала и окружения. Вот в это-то время, в поисках „чисто и стильно прекрасного“, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым - к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна - того „нового стиля“, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая».

Именно Абрамцевская гончарня сыграла важнейшую роль в возрождении искусства майолики в России. Керамика дала возможность Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии.

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903-1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года. Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

«Пан» 1899

На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.

Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.

Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.

Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.

Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью.

Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

«…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…»

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни, накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры - не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

«в ней звучит что-то тревожное, - недаром это была любимая картина Блока. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу - совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Сказке о царе Салтане“».

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

(Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.)

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением. Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

«Богатырь» 1898-1899

Изначально картина называлась «Илья Муромец»

Герой былинного эпоса представлен на картине как воплощение русской богатырской силы. Илья Муромец напоминает каменную скалу. Его тяжелые доспехи сияют как драгоценные кристаллы. Он верой и правдой служит Отчизне. Вокруг богатыря растут маленькие сосны. Врубель выразил в своей картине слова былины:

«Чуть выше лесу стоячего, Чуть пониже облака ходячего».

Могучий конь как бы «врос» в землю, прислушиваясь к таинственным звукам леса. На землю опустилась ночь. Тревожно полыхает зарево заката. Илья Муромец олицетворяет собой лучшие черты защитников Земли Русской — непоколебимость, непобедимость и бесстрашие.

Расскажите ребенку о герое народных сказок и былин Илье Муромце. Согласно былинам, это был самый могучий и сильный русский богатырь. Он защищал землю русскую от врагов.

Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах к защитнику Руси.

Интерес ребенка к былинному герою могут привлечь современные исследования. Исследователи считают, что Илья Муромец – не вымышленный герой, а историческая личность. Он победил Соловья разбойника, который промышлял по лесной дороге к Киеву и свистом извещал свою банду о нападении.

Детям будет интересно узнать историю о чуде, которое произошло в жизни Ильи Муромца.

Дед Ильи был язычником (не признавал христианство) и однажды он уничтожил икону, после чего на его род пало проклятие – мальчики рождались калеками. Илья Муромец 33 года находился в неподвижности, и вдруг неожиданно произошло исцеление. К нему в дом зашли нищие странники и попросили у него воды. Илья встал на ноги и подал воду старцам.

Этот случай для многих исследователей остается необъяснимой загадкой.

Следующие картины Врубеля сложные и необычные и начинать знакомство с ними нужно в среднем и старшем школьном возрасте.

Картина «Принцесса Греза»


Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.

Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.

М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:

«Эта пьеса - иллюстрация силы идеи и картина стремления к идеалу».

В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина - 14 метров.

На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.

Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.

  • Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
  • Что с ним случилось во время путешествия?
  • Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
  • Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
  • Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
  • Почему Рюделя назвали рыцарем?

Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.

«Гадалка»1895

Картина была написана за один день. Этот остропсихологический сюжет заимствован художником из оперы «Кармен». Моделью картины была сибирская казачка, возлюбленная художника. Женщина сидит на фоне лилово-розового ковра, раскинув перед собой карты. Ее каменный взгляд отведен в сторону. Лицо непроницаемо. Гадалка узнала страшную тайну будущего художника в выпавшем тузе-пик. Ее горящие глаза предвосхищают печальную участь.

Познакомьте ребенка с биографией художника. Попросите его угадать, что предвещает в жизни и творчестве Врубеля взгляд гадалки. Задайте вопросы, касающиеся биографии художника:

  • Каким будет дальнейший жизненный путь Врубеля?
  • Что он предчувствует?
  • Верил ли художник предсказаниям?

Обратите внимание ребенка на фактуру картины. (Картина похожа на мозаику. Краски нанесены мастихином (ножом для соскабливания красок). Гадалка выступает из холста как скульптура).

«Демон сидящий» 1890

На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.

Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.

Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:

…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» - полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.

По мнению Врубеля,

«Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находившего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.

Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.

Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:

  • Каким представил художник своего героя?
  • Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
  • Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
  • Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).

Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый». Обратите внимание на то, что в Демоне нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня. В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания. Художника не понимали, не ценили.

«Демон поверженный» 1902


Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.

Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.

Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.

Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын. Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.

Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».

Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.

Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».

Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.

Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Многие из его работ становились пророческими.

Начало и конец

В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных.

Портрет сына

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник - Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.

Уставшая душа

Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Он говорил, что демон – это не черт, и не дьявол, демон – это душа. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Еще полный надежд и сил 34-летний художник пишет одинокого юношу, в котором удивительным образом сочетается внешняя сила и душевная усталость, бессилие. В созданной на полотне психологической атмосфере не трудно рассмотреть схожесть с тем состоянием, которое будет испытывать полный замыслов и стремящийся их воплотить художник: совсем скоро болезнь начнет мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил.

Предчувствие трагедии

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре, известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость. Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении, и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Несмотря на оправдательный вердикт присяжных, знаменитый меценат не сможет оправиться от удара.

Легенда о Фаусте

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы... Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это...». Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни.

Ангел смерти

На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» - последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Поверженный

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.

Врубель М.А. Автопортрет. 1904 — 1905. Бумага, угольный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Особое место в творчестве М.А. Врубеля занимает поэзия М.Ю. Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтический пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагический образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля. Лермонтовская тема появляется у него в 1884 — 1885 годах и проходит через всю жизнь.

Первым был рисунок «Голова пророка» (карандаш). Возникновение темы Пророка у Врубеля обычно связывают с А.С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонтовский «Пророк» дали художественный стимул для появления этого образа. Над иллюстрациями к стихотворениям Пушкина художник начал работать позже (в 1898 — 1899 годах), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом. От лермонтовского стихотворения идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг.


Врубель М.А. Пророк. 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

К 1884 — 1885 годам относится и замысел неосуществленной картины «По небу полуночи ангел летел» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» (карандашный эскиз).

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля. Первый вариант «Демона» (1885 — 1886 годов) не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».


Врубель М.А. Голова Демона. 1889. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея


Врубель М.А. Голова Демона. 1890 — 1891. Бумага, смешанная техника

В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» (масло). Известен и эскиз к этой картине (акварель, белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».


Врубель М.А. Демон сидящий. Эскиз. 1890


Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «...средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних редакций поэмы «Демон» (1833 — 1834): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».

В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про... купца Калашникова». Известна только одна иллюстрация М.А. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акварель; частное собрание).

В том же 1889 году, по предложению П.П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания (1891, издание И.Н. Кушнерев). В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» (черная акварель), «Еврейская мелодия» (черная акварель; частное собрание) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акварель). В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В.Г. Белинского, И.И. Панаева и самого М.Ю. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени».


Врубель М.А. Русалка


Врубель М.А. Еврейская мелодия. 1890


Врубель М.А. Журналист, читатель и писатель

К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акварель, белила), «Летящий Демон» — заставка (черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».


Врубель М.А. Тамара и Демон. 1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея

Глубокое проникновение в поэзию М.Ю. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.А. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.


Врубель М.А. Летящий Демон. 1899

К поэме «Измаил-Бей» М.А. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций (все воспроизведены во втором томе Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акварель), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акварель, белила, сепия), «Труп Измаил-Бея» (черная акварель). В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» (местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась).


Врубель М.А. Прощание Зары с Измаил-Беем. 1891


Врубель М.А. Старик-чеченец

К «Герою нашего времени» М.А. Врубель выполнил 4 иллюстрации (вошли во второй том Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акварель), существовал также более ранний вариант (черная акварель), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акварель, белила), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акварель, белила).


Врубель М.А. Казбич и Азамат. 1890 — 1891


Врубель М.А. Княжна Мэри и Грушницкий. 1890 — 1891

Лучшая иллюстрация Врубеля к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия.


Врубель М.А. Дуэль между Печориным и Грушницким. 1890 — 1891

Иллюстрации Врубеля не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной критике (Пепо, С. Васильев). Редактору П.П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К.А. Коровина, Л.О. Пастернака и В.А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.

К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика). Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..».


Врубель М.А. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей

С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова.

В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» (масло), для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь, — не лермонтовский образ. У М.Ю. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч...


Врубель М.А. Демон поверженный. 1902

Весной 1902 года картина была представлена на 4-й выставке «Мира искусства». И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Судковскому. Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа.

Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила). Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году (итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина).


Врубель М.А. Голова Пророка. 1904 — 1905. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М.Ю. Лермонтова» (1964).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 94 — 95.


Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня сайт традиционно сделает обзор сегодняшней телеигры "Кто хочет стать миллионером?", ведь сегодня суббота.

В статье можно ознакомиться со всеми вопросами и ответами в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 8 июля 2017 года (08.07.2017). Первыми участниками в передаче были чета Боярских. За игровым столом находятся Михаил Боярский и Лариса Луппиан . Игроки выбрали несгораемую сумму в 100 000 рублей.

1. Что волнует эколога?

  • понедельник страдания
  • вторник скитания
  • среда обитания
  • четверг питания

2. Что в кармане у футбольного судьи?

  • красная шапочка
  • красная тряпочка
  • красная папочка
  • красная карточка

3. Каким бывает лес?

  • железнодорожным
  • авиационным
  • корабельным
  • таксомоторным

4. Что, как говорят программисты, делает с информацией программа-архиватор?

  • сжимает
  • сплющивает
  • сминает
  • спрессовывает

5. В каком из напитков содержание кофеина выше?

  • капучино
  • эспрессо
  • американо
  • латте

6. Каких знаменитых братьев звали Якобом и Вильгельмом?

  • Гримм
  • Люмьер
  • Запашных

7. Какая школа появилась в США благодаря Джорджу Баланчину?

  • воскресная
  • водительская
  • кондитерская
  • балетная

8. Чем в мультфильме командовал Юный Фред?

  • "Жёлтой подводной лодкой"
  • воздушным шаром
  • "Летучим голландцем"
  • полком оловянных солдатиков

9. Как называется сказ Павла Бажова?

  • "Хозяйка Медной горы"
  • "Медной горы Хозяйка"
  • "Горы Хозяйка Медной"
  • "Хозяйка горы Медной"

10. Житие называет отца Февронии Муромским древолазом. Кем же он был?

  • охотником
  • разбойником
  • садовником
  • бортником

11. В каком издании можно было найти рубрику "Если бы директором был я"?

  • "Знание - сила"
  • "Литературная газета"
  • "Изобретатель и рационализатор"
  • "Работница"

12. К созданию какого дворца в Санкт-Петербурге не приложили рук ни отец, ни сын Растрелли?

  • Зимний дворец
  • Большой Петергофский дворец
  • Летний дворец
  • Екатерининский дворец

К сожалению игроки ошиблись при ответе на этот вопрос, хотя Лариса думала в правильном направлении. Игроки ушли с передачи с выигрышем в 100 000 рублей.

Кресла игроков заняли известные спортсмены-фигуристы: супруги Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин . Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Как называют неуклюже спланированную "случайность", выдаваемую за экспромт?

  • бубен на пальме
  • фагот на осине
  • зурна на траве
  • рояль в кустах

2. Что говорили мыши в конце многих серий мультфильма про кота Леопольда?

  • "Аста ла виста, беби"
  • "Финита ля комедия!"
  • "Прости нас!"
  • "Се ля ви"

3. На что, как говорят комментаторы, указывает футбольный судья, назначая пенальти?

  • на точку
  • на запятую
  • на тире
  • на двоеточие

4. Какие страсти мы упоминаем, когда видим пылкую любовь, ревность, сильную ненависть?

  • гомеровские
  • шекспировские
  • жюльверновские
  • булгаковские

5. Какой рулонный материал обычно не используется при кровельных работах?

  • линолеум
  • пергамин
  • рубероид

6. Кто начал свою песню словами: "Привет, ромашки!"?

  • Алла Пугачёва
  • Борис Моисеев
  • Баста
  • Земфира

7. Сколько глаз у стрекозы?

8. Какую пушкинскую героиню изобразил на картине Михаил Врубель?

  • мёртвую царевну
  • Царевну-Лебедь
  • Людмилу
  • Шамаханскую царицу

9. Какому инженеру мы обязаны появлением в Москве цельнометаллической опоры передатчиков радиостанции имени Коминтерна?

  • Шухову
  • Никитину
  • Патону
  • Эйфелю

10. Кого официально допустили до участия в Уимблдонском теннисном турнире только в 1968 году?

  • профессионалов
  • темнокожих
  • иностранцев

11. Кто первым из россиян стал обладателем Нобелевской премии?

  • Иван Павлов
  • Лев Ландау
  • Илья Мечников
  • Борис Пастернак

12. Кто основал Музыкальную академию в Будапеште?

  • Франц Легар
  • Ференц Лист
  • Бела Барток
  • Имре Кальман

Игроки ответили неправильно на двенадцатый вопрос и ушли с несгораемой суммой в 200 000 рублей. Их места заняли игроки третьей двойки. Да, в игре "Кто хочет стать миллионером?" от 8 июля 2017 года участвовали три пары игроков. Участники третьей двойки: отец и дочь, Владимир и Юлия Меньшовы . Здесь произошла странная метаморфоза, ведущий передачи сильно помолодел. Оказалось, что третья часть сегодняшнего выпуска - это повтор передачи 2013 года. Ниже можно узнать все вопросы и ответы в этой игре, взятые с другого .

1. Что делают участники телеигры «Поле Чудес»?
A: вращают барабан
B: распрямляют саксофон
C: поднимают рояль
D: залезают в контрабас
Правильный ответ - A

2. С чем сравнил герой песни Высоцкого себя и своего друга, гуляющих по Парижу?
A: с дрелью на пляже
B: с пассатижами в бане
C: с отвёрткой в пустыне
D: с долотом в бассейне
Правильный ответ - B

3. Что сделали тульские мастера с механической блохой в сказке «Левша»?
A: запрягли
B: одели
C: подковали
D: покрасили
Правильный ответ - C

4. Что туристы бросают в фонтан Треви, чтобы вернуться в Рим?
A: монеты
B: визитные карточки
C: мобильные телефоны
D: загранпаспорта
Правильный ответ - A

5. Как не характеризовали Нину в фильме «Кавказская пленница»?
A: спортсменка
B: активистка
C: комсомолка
D: студентка
Правильный ответ - B

6. Какую процедуру делают способами «на фольгу» и «на шапочку»?
A: тонирование
B: укладка
C: филировка
D: мелирование
Правильный ответ - D

7. Останки какого древнего человека обнаружили недалеко от Пекина в 1920-х годах?
A: питекантроп
B: синантроп
C: австралопитек
D: неандерталец
Правильный ответ - B

9. Как буры назвали свою республику, просуществовавшую полвека в Южной Африке?
A: Красная
B: Оранжевая
C: Жёлтая
D: Зелёная
Правильный ответ - B

10. Кто дирижировал на балу у Воланда в романе «Мастер и Маргарита»?
A: Иоганн Штраус
B: Иоганн Себастьян Бах
C: Людвиг ван Бетховен
D: Ференц Лист
Правильный ответ - A

11. Где проводится старейший в мире международный кинофестиваль?
A: в Каннах5 (100%) проголосовало 1