Мировая художественная культура список литературы. Мировая художественная культура. XX век. Литература. Манн Ю.В., Зайцев В.А. и др

Форма: урок-праздник

Класс: 10

Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой кругозор.

Музыкальное оформление:

  • Классическая музыка XVIII-XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года”

Материалы:

1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима - С.-П., 1999 г.

2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, - Москва, 1996 г.

3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” - 1991 г.

I. Слово учителей

Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”.

Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой - античность.

Уважаемые гости и участники! Обратите внимание, что частью декораций к нашему уроку являются работы учащихся 10 класса, выполненные предварительно на уроках изобразительного искусства и технологии. Это работы в технике графика на тему “Античная мифология. Боги и герои” [рисунок 3,5]. Здесь мы можем видеть как отдельных персонажей - Персея, музу астрономии - Уранию, Артемиду, музу танца - Терпсихору, так и рисунки, иллюстрирующие сцены из античных мифов и легенд.

А эта работа выполнена в технике батик - роспись по шёлку. Здесь использован приём коллажа - собирательного образа культуры античности: портик древнегреческого храма, меандр, ваза, расписанная в чёрнофигурном стиле, лира...

Таким образом, раскрывая одну тему на разных предметах интегрированного курса (МХК, литературы, ИЗО, истории культуры), мы даём возможность учащимся более глубоко понять и “почувствовать эпоху”.

Чтение отрывка из стихотворения А.А. Тарковского “И это снилось мне...”

II. Ведущий

I. - Совершим путешествие в эпоху античности, обратимся к культурным истокам мировой цивилизации. Неотъемлемой частью любой культуры является философия. Прослушайте историческую справку

Учащийся

Термин “философия” возник в древнегреческом языке и в прямом переводе означает - любовь к мудрости. По одной версии первым в истории слово “философ” применил Пифагор. Занятие философией Пифагор называл высшей формой деятельности человека, приближающей его к Богам, так как мудрость - это и есть удел Богов. По мнению древних греков, философом является лишь тот человек, который стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Основное отличие философии от других наук виделось в широком предмете ее исследования и универсальности направлений научного поиска. Главной задачей философии является постановка общемировоззренческих вопросов, беспокоящих человечество, и поиск ответов на них.

Поучителен спор древнегреческого философа Сократа с афинским богачом Критобулом (сценка).

Критобул: - Сократ, мало того что ты беден, кроме того, ты тратишь время на бесполезные в практической жизни "глупости" - философию.

Сократ: - Я богаче тебя.

Критобул: - Почему?

Сократ : - Моего имущества в сто раз меньше, однако оно полностью удовлетворяет все мои запросы, в то время, как ты, сколько бы денег ни получил, все равно остаешься несчастным от осознания того, что денег может не хватить, что все равно кто-то есть богаче тебя, и потратишь ты остаток жизни на добывание новых богатств.

Ведущий II

В этом диалоге раскрыт и другой мировоззренческий аспект. Ведь история обессмертила именно имя бедного Сократа, который вроде бы, с точки зрения практичного человека, зря тратил свое время, а вот богач Критобул стал известен потомкам лишь потому, что однажды имел счастье побеседовать с философом.

Ведущий I

– Еще одна составляющая понятия “культура” - архитектура. He секрет, что эталоном современной архитектуры является античная идея градостроительства.

1. Сообщение учащегося об основных признаках античной архитектуры

Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до нашей эры и образовала свой великолепный стиль. Именно в это время возникли многие типы жилых и общественных построек. Из огромных каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений. После дорийского нашествия, история Греции как бы началась заново. Вновь заселились некоторые ахейские холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города "железного века" имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а торговая площадь - агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и возвышенных местах города появились общественные здания, храмы и статуи. Таким образом, греческий мир разделился на несколько сот городов-государств. В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым - Коринф. Самым прекрасным городом Ионии был Милет. Соседние города-государства вели между собой бесчисленные войны.

Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода древнегреческой архитектуры в Афинах (Афинский акрополь).

Архитектурный ансамбль акрополя является одним из высших достижений античной архитектуры. Он создавался в эпоху Перикла (444 - 429 г. до н.э.). Руководил строительством зодчий Фидий. Центром Афинского акрополя является Парфенон, или храм Афины Парфенос, построенный в 400-х годах до н. э., когда Афины были могущественным и процветающим городом. Этот один из самых больших храмов акрополя, который был и центральным местом всех празднеств, был построен для прославления богини Афины, покровительницы города. Внутри него стояла статуя Афины, выполненная известным скульптором Фидием.

Во время празднеств в акрополь направлялось торжественное шествие, которое заканчивалось жертвоприношениями или играми.

Ведущий I

Искусство Древней Греции - одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры, которое вдохновляло едва ли не всех великих творцов - от Рафаэля до Пикассо.

Греческое искусство стремится к человеческой мере во всём; его излюбленный образ - стройный юноша - атлет. Храмы строились, исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.

Греческая архитектура не грандиозна, она не подавляет личность, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники.

Хочу предложить вам викторину, в которой вы проявите знания, полученные на уроках МХК:

1. Назовите главный храм Афинского акрополя (Парфенон)

2. Назовите архитекторов Парфенона (Иктин и Калликрат)

3. Что означает слово “Парфенос”? (Дева)

4. Как называется скульптура (4) на площади Афинского акрополя? (Афина Промахос - воительница)

6. Из какого материала она сделана? (Бронза, остриё копья - позолота)

7. Назовите храм (№2) (Эрехтейон)

8. На каком месте он построен? (место спора Афины с Посейдоном на территории Афинского акрополя)

9. Кто архитектор Эрехтейона? (Алкмен)

10. Какой элемент прославил его на весь мир? (Портик с кариатидами)

11. В какой технике выполнена скульптура, находящаяся внутри Парфенона? (хрисоэлефантийной)

13. Как называется здание (№5)? (Пропилеи)

14. Кто его архитектор? (Мнезикл)

15. Какой храм здесь изображен (№6)? (Храм Ники - Аптерос)

16. Что значит Аптерос? (Бескрылая)

17. Почему так назвали храм?

18. Как называется здание (№7)? (Пинакотека)

19. Для чего оно предназначено? (Хранилище книг и картин)

20. Что это за сооружение (№8)? (Театр Диониса)

21 Кому оно посвящено? (Дионису)

22. При каком правителе Афин акрополь приобрёл такой величественный вид? (Перикл)

Ведущий II

А знаете ли вы, что древнегреческая архитектура повлияла на облик нашего города?

2. Сообщение учащегося об архитектуре города Октябрьского

Наш город - это поэзия весны: рождённый весной и созданный архитекторами Весниными в классических традициях античности, он всегда созвучен этому времени году.

Неоклассицизм - этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 17-19 веков и оживление этих традиций в 20-м веке. Это стиль и направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (Дворец молодёжи).

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Наш город - это солнце, ядро которого - площадь, а лучи - улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Музучилище).

Главная улица города - проспект Ленина. Слово “проспект” означает прозор, перспектива. Архитектура Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1)

Архитектура Октябрьского человечна: она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке “старого города”.

Ваза - очень древний и символичный элемент архитектуры. Кроме красоты, “чаша жизни” несёт в себе скрытый смысл: наполненность жизни.

Можно много раз ходить по улицам города и делать для себя новые маленькие открытия большой архитектуры.

Чтение стихотворения “Silentiym” О. Мандельштама учащимся

III. Ведущий I: - Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян.

Ведущий II: - Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина и не осведомлённому о мифологических персонажах, не всегда будет ясен смысл произведения. Это справедливо и в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Ф.Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.

Ведущий I: - Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие как: “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода.

Ведущий II: - Стихотворение Осипа Мандельштама “Отчего чего душа...”

Ведущий I: - Орфей и Эвридика. Вряд ли найдётся человек, не знающий легенду о дивном певце, так рано утратившим свою возлюбленную, но не смирившимся с её потерей .

Вашему вниманию предлагается сцена из легенды

Ведущий II: - Античная мифология подарила нам обилие ярких фразеологизмов, применяемых нами в различных жизненных ситуациях. Яблоко раздора. Вспомним, откуда возникло это выражение. Вашему вниманию предлагается фрагмент из “Троянского цикла”.

Танец “Сиртаки” в исполнении учащихся.

3. Сообщение учащегося. Историческая справка.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII-XII вв. до н. э. Американские астрономы, исследуя события “Одиссеи”, пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э.

Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.

Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани. Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Эпей, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Послушавшись Синона, троянцы вводят коня в акрополь. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей. Эта война длилась девять лет.

Чтение стихотворения учащимся “Бессонница. Гомер” О. Мандельштама

Ведущий II: - Античная культура вдохновляет также деятелей искусства и кино на создание зрелищных широкоформатных полотен: фильмы Андрея Кончаловского “Одиссей”, Вольфганга Петерсена “Троя”.

Просмотр фрагмента из художественного фильма “Троя”.

Чтение стихотворения “Современность” Н. Гумилёва

Культура - непрерывная цепь традиций. И в этой цепи начальное звено - античность, за ней просматривается богатейшее наследие последующих поколений. Золотой и серебряный века русской культуры стали духовным источником современного искусства.

Стихотворение Арсения Тарковского “И это снилось мне...”

IV. Слово учителей

Итак, наше путешествие в Элладу подходит к концу. Сегодня вы пополнили свои сведения об античной культуре, вступившей в диалог с культурой последующих веков.

Это взаимопроникновение нашло отражение в архитектуре нашего города, поэзии Н.Гумилёва, О.Мандельштама, А.Тарковского, чьи стихотворения вы услышали на уроке, музыке, истории и кинематографии. Но нам предстоит ещё много путешествий.

Литература и средства обучения

Учебная литература

Л.Г.Емохонова МХК. М. «Академия», 2001 г.

История зарубежного искусства: учебник под редакцией М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой, М., 1983 г.

Л.А.Рапацкая МХК: общечеловеческие ценности МХК: взгляд из России. 10 класс, М., «ВЛАДОС»,2006 г.

Л.А.Рапацкая МХК. 11 класс, М., «ВЛАДОС», 2005 г.

Методическая литература

Н.И.Киященко, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н.Шапинская. МХК: МХК. 9 класс, Эстетика жизни.9-11 класс. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М., «Дрофа», 2003 г.

В.В.Латышева История мировой художественной культуры. Программа для профессиональных учебных заведений М., 1999 г.

Л.В.Пешкова Методика преподавания МХК М.,2002 г.

Ю.С.Рябцев Методическое пособие и программа по истории русской культуры 9-19 вв. М., «ВЛАДОС», 1998 г.

Л.А.Шестакова Программа эстетического развития детей. Интегрированный курс всеобщей истории искусств 1-10 класс, Нижний Новгород, 1995 г.

Справочная литература

Атлас чудес света М., 1996 г.

И.И.Комарова, Н.И.Железнова Художники. Краткий биографический словарь. М., «Рипол Классик», 2001 г.

Мифологический словарь школьника М., «Мирос Рост» 2000 г.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1, М., 1980 г., Т. 2, М., 1982 г.

Художественная литература

В.Гюго Собор Парижской Богоматери М., «ЭКСМО», 2002 г.

Древнерусская литература М., «АСТ Олимп» 2000 г.

Н.М.Карамзин Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» М., 1988 г.

Н.А.Кун Мифы и легенды Древней Греции, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.

Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973 г.

Мифы Древней Индии, М., 1985 г.

Мифы и легенды народов мира в 8 тт., М., «Мир книги», 2006 г.

А.И.Немировский Мифы и легенды Древнего Востока, М., 1994 г.

Дополнительная литература

Аберт Г . В.А. Моцарт. Т.1. М.,1985; Т.2. М., 1988.

Алпатов М.В Немеркнущее наследие. М., 1990.

Античность и Византия. М. 1975.

Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. М., 1994.

БарскаяН.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,1993.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1991.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Боги, брахманы, люди: четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1990.

Византия и Русь. М., 1969.

Виоле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.,1996.

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания японской эстетики. Дзэн-буддизм, даосизм, конфуцианство. М., 1979.

Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

Гуревич Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. М., 1994.

Гусева Н.Р. Индуизм: история формирования, культурная практика. М., 1997.

Древние цивилизации. М.,1989.

Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1995.

Жеганова С.К.Художественная культура русской деревни XVII-XVIII вв. М., 1983.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XVII в.М., 1983.

Ильина Т.В . История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до ХХ в. / Под ред. Е.И. Ротенберга, М.И. Свидерской. М., 1988.

Китай: традиции и современность. М., 1976.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Кто есть кто в античном мире. М., 1993.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Культура Древней Индии. М., 1973.

Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1-2.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1982.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

Лазарев В.Н Русская иконопись от истоков до начала ХVIII в. М., 1983.

Литература Древней Руси. М., 1990.

Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.

Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVII вв. М., 1985.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

Матье М.Е. Во времена Нефертити. Л., 1985.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993-1995.

Немировский А.И., Ильинская А.С., Уколова В.И. Античность: история и культура М.,1994.

Неру Дж. Открытие Индии. М., 1987.

Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

Очерки русской культуры XVII в. М., 1979.

Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985-1990.

Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М., 1996.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Русский драматический театр. М., 1976.

Русское искусство барокко. М., 1977.

Русское искусство XVIII в. М., 1973.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

Рыбаков Б.А Язычество Древней Руси. М., 1987.

Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1972.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Фрезер Т. Сокровища человечества. М., 1997.

Художественная культура XVIII в М., 1974.

Художественные модели мироздания. М., 1997.

Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе. Л., 1976.

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Швейцер А.И. И.С. Бах. М., 1964.

Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ в. М., 1970.

Шуман Р. О музыке и музыкантах.

Средства обучения

1 Учебник.

2 Иллюстрации.

3 Аудио-, видеоматериал.


СПб.: 2008 - 464 с.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.

Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

Формат: pdf

Размер: 1 6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16
«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. . .240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463

Название: Мировая художественная культура. ХХ век. Литература.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.
Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

«Не календарный - настоящий» XX век начался для большинства стран мира на 13 лет позже 1901 г. -с первыми выстрелами Первой мировой войны. Новый век начал с кровопролития. Затем последовали революции, разрушившие тысячелетний уклад жизни, гражданские войны, Вторая мировая война (1939-1945 гг.), открывшая перспективу тотальной атомной катастрофы. Предчувствие грядущего кризиса появилось уже в конце XIX в. Особенно остро оно воплотилось в философии Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше (1844-1900) - выдающийся немецкий философ. Деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) он противопоставил два начала бытия: «дионисийское» (жизненно-оргиасти-ческое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). Философ выступал с критикой культуры («По ту сторону добра и зла» (1886)). В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности сочетался с романтическим идеалом «человека будущего» («Такговорил Заратустра» (1883-1884); «Воля к власти» (1889-1901)), бросившего вызов европейской просветительской идеологии, основанной на позициях рационализма, гуманизма, демократизма.

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16

«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. 240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463