Последний проект Кисё Курокавы. Проект Крестовского стадиона в России

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Израиль обнародовал фото, на которых запечатлен авианалет на предполагаемый реактор в 2007 году

Министерство обороны Израиля признало, что в 2007 году вооруженные силы страны уничтожили предполагаемый ядерный реактор в Сирии.

Сообщается, что во время авианалета в Дайр-эз-Зауре была уничтожена "назревавшая угроза существования Израиля и всего региона".

Реактор, как сообщило министерство, был практически достроен. Уже давно предполагалось, что за нападением стоит Израиль, но до нынешнего момента он не брал на себя ответственность.

  • Сирия обвинила Израиль в обстреле военного аэродрома
  • Израиль нанес мощный удар по системе ПВО Сирии

Сирия неоднократно отрицала, что уничтоженный объект был ядерным реактором.

Признание прозвучало после того, как израильская армия сняла запрет на обсуждение операции 10-летней давности.

Международное агентство по атомной энергии в прошлом заявляло, что объект, скорее всего, был ядерным реактором.

Отмечалось, что возводился он, по-видимому, при содействии Северной Кореи.

Сирия, подписавшая договор о нераспространении ядерного оружия, это отрицает.

Что рассказала израильская армия?

"В ночь с 5 на 6 сентября 2007 года израильская авиация нанесла удар и уничтожила строящийся сирийский ядерный реактор. Возведение реактора находилось в конечной стадии", - говорится в заявлении израильской армии.

Сообщается, что в налете на объект участвовали четыре самолета F-16 и четыре F-15.

"Основной посыл авианалета 2007 года в том, что государство Израиль не допустит появления возможностей, угрожающих существованию Израиля. Таков был наш посыл в 2007 году. И таков он сегодня, и таковым он будет в ближайшем и отдаленном будущем", - говорится в заявлении.

В последнее время Израиль все чаще обращает внимание на растущее военное присутствие Сирии и Ирана. В феврале израильские самолеты нанесли удары по вооруженным силам Сирии и Ирана, участвующим в военной кампании в Сирии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ Исследовательская работа По дисциплине: Теория архитектуры На тему: "Философия симбиоза Кисё Курокавы" Выполнил: студент гр.08-Арх-2 Лиштван П.А. Проверил: Бунакова М.Н. Новополоцк 2013г. Оглавление Философия симбиоза Кисё Курокавы.......................................................3 Цель:.........................................................................................................3 Введение.......................................................................................................3 Биография....................................................................................................3 Движение метаболизма...............................................................................4 Метаболизм..............................................................................................4 Постметаболизм......................................................................................4 Симбиоз....................................................................................................5 Философия симбиоза..................................................................................5 Век жизни.................................................................................................6 Творчество К. Курокавы.............................................................................7 Симбиоз в архитектуре...........................................................................9 Реализованные проекты........................................................................10 Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972),................10 Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988),...11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995).............................................12 Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991)...................................13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998)....................................................................................................14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001)..........................................15 Заключние..................................................................................................16 Литература.................................................................................................17 2 Философия симбиоза Кисё Курокавы Цель: Исследовать сущность философии симбиоза архитектора К. Курокавы, влияние концепции на архитектуру. Введение Архитектурное творчество - особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её. Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений. Поскольку произведения архитектуры материальны и имеют определённую практическую ценность и утилитарное назначение, постольку на них распространяется эстетическая оценка человеком внешней формы произведения и соответствия этой формы задуманному творцом назначению. Значительные архитектурные памятники являются результатом долгого процесса совершенствования и отбора черт, наиболее точно воплощающих реальную действительность и подходящих к ней. Архитектура всегда считалась зримым воплощением перемен общества, многие исследователи называют её философией в камне. Такого же мнения придерживается и Кисё Курокава, считая, что философия – основная составляющая архитектуры. Свои мысли на эту тему Кисё выразил в философии симбиоза. Философия симбиоза, по мнению автора, будет философией Эпохи Жизни, которая наступит после Века Машин – ХХв. Биография Японский зодчий Кисё Курокава – всемирно признанный архитектор, который создал философскую концепцию симбиоза, определяющую творчество мастера на протяжении всей его жизни. Кисё Курокава (1934–2007) родился в г. Нагое. В1957 г. получил диплом архитектора в университете Киото. В 1960 г., занимаясь докторской работой в Токийском университете, он вместе с тремя архитекторами К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретическим критиком архитектуры Н. Кавадзоэ основывает движение метаболистов, идеей которого становится утверждение, что город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию. Позднее теория метаболизма развивается в философию симбиоза, подчеркивающую взаимоотношения между пространством и временем, между человеком и техникой. Эта концепция явилась основной темой в многочисленных архитектурных и градостроительных проектах Кисё Курокавы. 3 В 1962 г. Курокава основывает собственное архитектурное бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Главный офис располагается в Токио, есть филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине, Лос-Анджелесе. Его проекты были осуществлены в Японии, США, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, среди них – художественные галереи, музеи, театры, высотные офисные здания, аэропорты, проекты, связанные с городским планированием. Многие сооружения были отмечены разнообразными международными наградами. Курокава являлся почётным членом Международной академии архитектуры, почётным членом Института американских архитекторов, почётным членом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Союза архитекторов Болгарии и России, лауреатом премии Архитектурного института Японии и премии Академии художеств Японии, был награждён Золотой медалью Французской академии архитектуры. С 1986 г. Кисё Курокава преподавал в университетах Пекина и Шанхая . Он написал большое количество книг по архитектуре и философии, включая «Метаболизм в архитектуре» (1977), «Заново открывая японское пространство» (1988), «Межкультурная архитектура: Философия симбиоза» (1991), «От метаболизма к симбиозу» (1992), «КисёКурокава: отВека Машин к Веку Жизни» (1998). Движение метаболизма Ключевым словом в философии Кисё Курокавы является понятие симбиоза. Идея симбиоза присутствовала в теории метаболизма 1960-х гг., чётко прослеживалась в 1980-х гг. в постметаболизме, и в 2000-х гг.идея симбиоза не исчерпывает себя. Метаболизм Движение метаболизма было основано в 1959 г. В центре теории – концепция незавершённости и постоянного изменения архитектурной композиции. Свою основную задачу участники движения видели в обеспечении условий, позволяющих меняться и развиваться во времени и пространстве как отдельным сооружениям, так и комплексам сооружений. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архитектуры, провозглашённые CIAM (La conference internationale sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» . Постметаболизм Если в метаболизме основной идеей была возможность роста здания, то в постметаболизме 1970-х гг. главным становится осознание культурных принципов архитектуры, концепция метаболизма расширяется. Архитектура постметаболизма характеризуется плюрализмом и многообразием авторских гибридных стилей . Теоретической концепцией постметаболизма явилась идея необходимости сочетать в архитектуре традиции и новейшие современные технологии, различные культуры, реальность и вымышленные 4 фантазии, природное и искусственное. Течение постметаболизма объединяет архитекторов, выражающих индивидуальные идеи и философию и создающих авторские проекты, которые часто не обладают общими чертами. Каждый мастер вырабатывает собственный стиль на основе личных пристрастий. Симбиоз Философия симбиоза начала активно складываться в 1980-е гг., она находится в русле постмодернистской философии. Автор критикует философию и архитектуру модернизма, в то же время продолжая линию метаболизма. Постмодернизм олицетворяет для Курокавы борьбу с идеей универсальности в мире и является некоей защитой от вторжения западных универсалий . Понятие симбиоза не является аналогом компромисса или гармонии. Симбиоз существенно отличается от гармонии, компромисса или слияния. Он представляет собой такие ситуации, в которых сталкиваются противоположные элементы, в то же время нуждающиеся друг в друге. Между этими элементами должна существовать связь, взаимное уважение. Симбиоз возможен благодаря признанию и почитанию «священной» промежуточной зоны между разными культурами, противоположными факторами, различными элементами, между крайностями оппозиций. Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «…кластер(соединение клеток), город – сеть, уличное пространство, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полупубличное пространство),Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко- коридор» . Как неоднократно упоминает автор, философия симбиоза заключается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве. Важным пунктом в теории является то, что корни понятия «симбиоз» находятся в буддийской философии и традиционной японской культуре. Симбиоз является ключевым концептом в понимании японской культуры, ведь японцы всегда перенимали у других народов наиболее удачные культурные достижения и приспосабливали их к своему менталитету, своим особенностям. Впоследствии заимствованные явления становились уже национальными японскими культурными событиями. Философия симбиоза Свои начала философия симбиоза берёт из учения индийского буддизма – «Только-Сознание», которым Кисё увлёкся, обучаясь в университете. Курокава писал: «Я чувствую, что школа буддизма “Только-сознание” была фактически источником философии симбиоза. С этого времени философия “Только- Сознания” важна для меня не только как элемент в теориях архитектуры и городского дизайна, но и служит мне проводником в личной жизни» . Основное понятие учения «Только-сознание» – Алая – необусловленный поток сознания. Сознание Алая не разделяет вещи на пары противоположностей, такие как добро и зло, тело и дух, человек и природа. Она является промежуточной зоной, в которой эти пары существуют в симбиозе. В 5 этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличимую неясную природу. Такая неразличимая смутная область присутствует на всех границах, и вследствие того, что она неясна и до конца неопределенна, заключает в себе многообразие глубоких смыслов и значений. Философия «Только-Сознания» глубоко проникла в японскую культуру и японскую эстетику. Основы концепции симбиоза также лежали в буддийской теории взаимосвязи всех элементов во Вселенной. История и будущее, человек и природа, одна культура и другая предстают в буддийской религии в качестве взаимосвязанных элементов. Буддийская доктрина о переселении душ в цикле рождения и смерти, в свою очередь, способствовала развитию «симбиотичности» японской культуры. Говоря о философии симбиоза, необходимо описать отношение Кисё Курокавы к современному обществу, порядку вещей в нём, а также очертить пути развития общества, которые намечает автор. Архитектор считает, что эпоха модернизма и ХХ в. – это век Эпохи Машин, а ХХI в. будет веком Эпохи Жизни, в основе которого лягут принципы симбиоза. Вот как объяснял мастер происхождение понятия «Век Машин»: «Корбюзье заявил, что “дом – это машина для жилья”. Теоретик кино, Сергей Эйзенштейн, сказал “кино – этомашина”. Маринетти, итальянский футурист, заявил, что “поэма – это машина”. Из этих фраз я заключил, что нынешний век – Век Машин» . Словосочетание «Век Жизни», обозначающее наступающую эпоху, было навеяно буддийской философией. Век жизни В течение всей жизни архитектора его творчество бросало вызов Эпохе Машин и возвещало приход архитектуры Эпохи Жизни. По мнению Курокавы, Век Машин – ХХ в. – век европейского духа, век универсальности. Это эпоха евроцентризма и логоцентризма. Логоцентризм утверждает, что в мире существует одна истина и что она может быть найдена человеческим разумом. Такие постулаты создали общество, в котором наука и техника ценятся выше, чем искусство, религия и культура, т.к. их сфера относится к внутренним чувствам, субъективным феноменам. В противоположность Веку Машин ХХI в. – Век Жизни. Жизнь – это создание значений. Жизнь индивидуума и разнообразие, которым обладает каждый вид, связаны с разнообразием всех человеческих культур, языков, традиций и искусств, которые существуют на земле. В XXI в. идеал машинного века – универсальность – будет заменён на симбиоз различных культур, а дуалистическая философия постепенно заменится философией симбиоза. Курокава уверен, что логоцентризм с концепцией универсальной истины уничтожает культуры и их самобытный облик. Архитектор также называет Век Машин веком гуманизма. Гуманизм, как и логоцентризм, высоко оценивает существование разума и рассматривает человеческие существа в качестве единственных обладателей этой высшей способности. Он приближает значение человеческого бытия к божественному и уничижает ценность жизни других существ: животных, растений и других живых организмов. Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» хорошо описывает это 6 положение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме пользовательское отношение к природе порождает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считалось неизбежным, т.к. порождалось развитием техники и усилением экономической активности, которые были столь необходимы для поддержки существования человеческого общества, городов и зданий в этих городах. Курокава пишет, что на Западе город и вместе с ним архитектура противостоят природе, человек стремится властвовать над природным миром. Из-за такого отношения сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы окружающей среды и необходимо задумываться над тем, как предотвратить отрицательные последствия бурного экономического развития общества. «Экономика и культура – две важнейшие, нередко тесно сплетённые области. Умом я понимаю, что экономические соображения зачастую диктуют те или иные решения, но моё сердце велит мне заступаться за культуру, за архитектуру. Они не должны страдать, нам всем необходимо защищать их. Наша общая задача – способствовать преобразованию экономики так, чтобы она учитывала интересы культуры» . Узость механистического подхода Века Машин породила кризис в современном зодчестве. В качестве основных причин краха современной архитектуры выделяются: «…дуализм, коренящийся в слове “функция”; акцент универсальности, приданный индустриализации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» . Однако в своих размышлениях Кисё Курокава не отменяет ценность рационализма и функционализма, не призывает отбросить и забыть архитектуру модернизма. Он убеждён в необходимости введения, возвращения промежуточности и неопределенности, а в японской традиции существует множество приёмов, способных восстановить промежуточное пространство. Также архитектор предлагает двигаться от главенства Разума к главенству Интуиции. Это касается и архитектурного творчества, и общего отношения к жизни. Творчество К. Курокавы Сам зодчий в своей работе следовал принципу жизни и традициям японской культуры. Традиционный японский стиль жилой архитектуры, называемый Сукия, использует метод, в котором сочетаются исторические формы и новые технологии и материалы. Благодаря этому методу создаётся постепенное введение изменений в привычные способы строительства. Курокава также вырабатывает собственный стиль «Сукия», который является примером симбиоза прошлого и настоящего. Вдохновение и знаковые символы мастер черпает из эпохи Эдо, культуры Японии XVII–XIX вв. Архитектор тщательно исследовал этот период в истории Японии и полагал, что общество Эдо было высоко развитым обществом, обладало богатой разнообразной культурой. Эдо было источником тех специфических черт, которые во многом определяют культуру сегодняшней Японии и составляют её базис. Культура периода Эдо породила традиции, сохранившиеся до сих пор – это чайная церемония или «путь чая» (садо), искусство аранжировки цветов 7 (икэбана), театры Но и Кабуки, стиль Сукия в архитектуре. В этот период японцы активно занимались различными науками. В гуманитарных дисциплинах Ямагата Банто предложил теорию солнечной системы в книге «Вместо мечтаний» (1820), а Сидзуки Тадао перевёл комментарии Джона Кейла к ньютоновским «Началам» быстрее, чем они достигли Франции. К началу XIX столетия картограф Ино Тадатака (1785–1818) нарисовал точную карту японских островов. Более того, в 1770-х гг. философ Миура Байэн выдвинул свою диалектическую систему, предвосхитившую гегелевскую диалектику на 50 лет. Однако наиболее важным было то, что общество Эдо достигло собственной уникальной современности, совершенно отличной от европейской. Философ-архитектор выделяет основные черты культуры Эдо, влияющие и на его творчество: 1. Смешанная, гибридная, плюралистичная природа городской среды Эдо. Разные поколения и сословия жили вместе в симбиозе друг с другом, в городе не было разделения на кварталы для бедных или богатых, иноземных и местных жителей. 2. Ещё одной чертой эпохи Эдо была выдуманность, нереальность. Например, японские сады воплощают в себе высокую степень абстракции и фикции, философия японского сада подразумевает, что океан – это маленький пруд, а острова в океане – это большие камни в пруду. 3. Другая особенность Эдо – большое внимание к деталям. Резные орнаменты, украшающие храм Тосёгу (1623–1636), и дизайн деталей замков периода Эдо являются примерами тщательного изготовления мелких частей, что отличает их от дизайна украшений предшествующих периодов. Архитектура стиля Сукия также уделяет повышенное внимание деталям и пропорциям используемых материалов. 4. Четвёртой чертой культуры периода Эдо был симбиоз техники и человека – Каракури или автоматизация. В отличие от Запада японцы никогда не противопоставляли человека и технику. Техника традиционно считалась продолжением человека; тем, что существует с ним в симбиозе. 5. Последней особенностью этой культуры является, по мнению Кисё, развитие смешанного стиля в зодчестве. Строители периода Эдо свободно комбинировали стили предшествующих эпох, позволяя им существовать в симбиозе, создавали уникальный смешанный стиль. Хиункаку «Павильно Летящего Облака», храм Нити Хонгандзи в Киото – вот шедевры смешанного стиля раннего периода Эдо. Стиль Сукия также является смешанным стилем, он произошёл от соединения стиля Сёин жилой архитектуры и Соан («травяная хижина»), стиля чайной комнаты. В том числе был популярен стиль соединения буддийской и синтоистской архитектуры. В традиционном японском зодчестве являлось обязательным наличие промежуточного пространства. Традиционная веранда (энгава) жилого дома – промежуточное пространство, плавно переходящее из пространства внутренних комнат во внешнюю окружающую среду. Пространство японской улицы является уникальным общим пространством. По мнению философа, промежуточное пространство играет важную роль, поскольку оно позволяет противоположным элементам существовать по общим правилам и достигнуть 8 взаимного понимания. Курокава часто использует его в архитектуре для объединения интерьера и окружающей среды и включения в сооружение японской традиции. Таким образом, архитектура мастера воплощает философию симбиоза с её промежуточными пространствами и неопределенными смысловыми значениями, благодаря которым каждый зритель сам определяет значение тех или иных элементов в строении и вместе с автором творит произведение. Симбиоз в архитектуре В течение всей своей жизни Курокава воплощал философию симбиоза в архитектуре. Он считал, что понятие симбиоза является ключевым понятием в современном мире, всегда стремился к поиску новых решений и новых форм, но основанных на одной и той же философии. Философия симбиоза отражается мастером в архитектуре с помощью симбиоза абстракции и символики. Теоретик высоко оценивал роль абстракции, заявляя, что она является наследством от современной архитектуры и искусства, и говорил: «...абстрактный символизм доказывает, что мир построен из разнообразия независимых элементов. Деконструирующая архитектура разнообразных абстрактных геометрических форм, принципов, окружностей, прямоугольников, сфер, цилиндров, полуокружностей и треугольников выражает богатое разнообразие мира. Такая архитектура выражает разнообразие и плюрализм жизни» . Современная архитектура может включать в себя традиционные японские мотивы и хорошо сочетаться с новейшими технологиями и материалами. Архитектура, основанная на традиционных приёмах японской культуры, таких как незавершенность образа, асимметрия, отсутствие четкой структуры, открытость, производит необычное впечатление и, несомненно, будет являться уникальным творением, считаться гениальным произведением. Благодаря этим приёмам, возможно, удастся вернуть архитектуре её духовность, красоту, найти способы выражения этих качеств в сооружениях. Согласно своей философии Курокава описывает метод, каким должен пользоваться практикующий архитектор при строительстве зданий. По Кисё архитектор должен научиться выражать свои собственные культурные традиции и через симбиоз с другими культурами создавать новую архитектуру, которая будет нести в себе локальные и глобальные черты . Такая межкультурная архитектура является идеальной, она – гибрид архитектуры, в которой элементы разных культур сосуществуют в симбиозе; архитектура, которая существует в симбиозе с окружающей средой, в симбиозе с традицией и наиболее передовыми технологиями. Она придёт на смену интернациональному стилю модернизма. «Архитектура Века Жизни будет архитектурой, открытой региональным и городским контекстам, природе и окружающей среде. Она будет двигаться к симбиозу природы и человека, окружающей среды и архитектуры. В Эпохе Жизни различные культуры, сохраняя свою индивидуальность и самотождественность, будут влиять друг на друга, создавая новые ценности с иным значением» . 9 Реализованные проекты Данная теория воплотилась в архитектурных проектах Кисё Курокавы: Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972), Рис 1. Рис. 2. Капсульная башня Накагин – это первое в мире капсульное архитектурное сооружение, предназначенное для использования - пример архитектуры метаболизма. Капсульный дом Накагин олицетворяет собой мегаструктуру, своеобразное домино. Дизайн башни ассоциируется с асимметричностью расположения клеток, где ячейки являются образами самих клеток. Башня Накагин реализует идеи метаболизма, обмена и является прототипом жизнеспособной архитектуры. Здание обладает незавершённостью образа, который намекает на эстетику Дзэн-буддизма. Благодаря мобильной природе модуля башня выглядит как живой организм, самодостаточный и способный к дальнейшему росту, обладает гибкостью, обратимостью, взаимоизменчивостью и эластичностью. Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988), Рис. 3. Музей современного искусства - первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" 10 кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего. 11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995) Рис. 4. Площадь республики (небоскреб Republic Plaza) - один из трех самых высоких небоскребов в Сингапуре, расположенных в Raffles Place в центре города, центрального делового района Сингапура. Несмотря на крайне низкую вероятность подземных толчков и землетрясений, небоскреб Republic Plaza имеет защиту от данных природных катаклизмов. Главный вход в башню расположен на улице D"Almeida. Простая квадратная форма с закругленными кромки углами в основе была принята за основу дизайна башни. Башня плавно развернута на 45 градусов от оси первого этажа, чтобы обеспечить прекрасный вид на море с верхних этажей. Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991), 12 Рис. 5. Пасифик-тауэр функционирует как своеобразные «ворота города», т.к. башня играет роль моста и ворот для пешеходов, обеспечивая доступ к железной дороге, соединяющей районы Валми и Дефанс. Расположение относительно Большой Арки, а также отношение оси здания к городскому ландшафту были тщательно продуманы мастером. Пасифик-тауэр представляет собой и «городскую крышу», обеспечивающую район Дефанс пространством для специальных событий, отдыха и развлечения жителей. На крыше сооружения находится символический японский сад и комната для чайной церемонии. Лестница под большой крышей используется не только как проход для пешеходов, но и как открытый многофункциональный театр. Мост, по которому передвигаются пешеходы, символизирует традиционный японский тайко-баси. Симбиоз японской и европейской культур в сооружении воплощается намёком конструкции передней стены Пасифик-тауэр на сёдзи, а изогнутый фасад олицетворяет собой европейскую традицию масонской архитектуры, использующей готовые (сборные) камни. Пасифик-тауэр - это абстрактный символизм творчества Курокавы, использующего для выражения своих идей чистые геометрические формы. Международный аэропорт г. Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992– 1998) 13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998) Рис. 6. Терминальный комплекс международного аэропорта г. Куала-Лумпура (Малайзия, 1992-1998 гг.) - это современный аэропорт, удовлетворяющий мировым стандартам. Философия дизайна нового аэропорта заключается в слиянии малазийской культуры с современными технологиями, необходимыми аэропорту для запланированного функционирования и развития в будущем. Каркас здания напоминает традиционную мусульманскую архитектуру и воплощает идею симбиоза между передовыми технологиями и исламской традицией, между глобализмом и локальной культурой. Архитектурная композиция абстрактно-символична: абстракция выражается посредством геометрических форм здания, а символизм продуцируется из мусульманской традиции. Сад тропических растений, окружающий аэропорт, - это первый отличительный признак страны, встречающий прибывающих пассажиров. Симбиоз природы и архитектуры достигается с помощью концентрического сада и леса, окружающего строения. «Создание лесного массива вокруг аэропорта является наиболее эффективным способом блокирования шумового воздействия со стороны аэропорта». Метаболистические идеи архитектуры аэропорта г. Куала-Лумпура представлены реализацией симбиотического понятия «куста, скопления» построек. Комплекс планируется расширить в будущем прибавлением новых единиц. 14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001) Рис. 7. Первым в мире стадионом с закрывающейся крышей среди сооружений олимпийского формата стал стадион «Большой глаз» в Оите. Он был построен в 2001 году. Используется для проведения матчей и тренировок футбольной команды «Оита Тринита»; здесь проводился Чемпионат мира по футболу в 2002 году. Вместимость этого сооружения – 43000 человек. «Большой глаз» также является сооружением с самым крупным в мире купольным перекрытием: его пролет составляет 274 метра. Свое необычное название он заработал еще в процессе строительства благодаря крыше, которая «мигала», как настоящий глаз, когда ее закрывали или открывали. Крыша, кстати, имеет двуслойную поверхность: нижний слой представляет собой фиксированный каркас, а верхний состоит из закрепленной и подвижной частей. «Глаз» можно открыть или закрыть полностью за 20 минут. В подвижной части крыши использована тефлоновая мембрана, которая позволяет поддерживать достаточную освещенность поля даже в пасмурный или дождливый день. Крыша приподнята над зрительскими местами на каркасе, что способствует хорошей вентиляции А так же многие другие. 15 Заключние Философия симбиоза Кисё Курокавы представляет собой интересный сплав японской культуры и постмодернистской философии. Эта концепция действительно отражает основные тенденции XXI в., века информационного общества, в котором архитектура будет соответствовать философии симбиоза, а её целью станет воплощение единства различных культур, плюралистическое творчество. Зодчий называет наступающий век эпохой симбиоза. Архитектор призывает уважать все культуры, призывает передовые страны с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообразие заключено в основе самой жизни. Также зодчий восстаёт против трактовки архитектуры в терминах универсальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию современной архитектуры, показывая, что невозможно свести культуру и архитектуру к универсальному, ограниченному набору истин. Автор восклицает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповторимый и уникальный архитектурный стиль. Курокава многое внёс не только в мировую архитектуру, но и повлиял на развитие мировой архитектурной мысли. Благодаря его философской концепции можно лучше понять архитектуру мастера. Мировое признание архитектурного творчества Кисё говорит о том, что философия симбиоза действительно востребована и значима в современном мире. 16 Литература 1. Kurokawa K. Kisho Kurokawa: selected and current works. Tokyo: Purotogarakishi, 1996. 2. Kurokawa K. Metabolism in architecture. London: Studio Vista, 1977. 3. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. М.: Академия, 2007. 4. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 5. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 6. Kurokawa K. Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis. Tokyo: Kodansha Int., 1997. 7. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 8. Курокава К. Нужно учиться сочетать прошлое и будущее // Строительство. М., 2007. № 1–2. 9. Курокава К. Архитектура симбиоза // АрхитектураСССР. М.: Стройиздат, 1984. № 5. 10. Курокава К. Философия симбиоза как новая система XXI века // К. Курокава: Московский государственный университет международных отношений МИД России. Философия симбиоза как новая система XXI века. М.: МГИМО, 2001. 11. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 12. Kurokawa K. From Metabolism to Symbiosis. L.: Academy EDITIONS, 1992. 17

04.01.12 15:52

Незадолго до смерти выдающийся японский метаболист Кисё Курокава (1934-2007) принял участие в программе Maggie"s - проектировании онкологических центров, архитектура которых, совершенно не похожая на традиционную больничную, призвана стать элементом психологической поддержки больных. Недавно постройка была реализована.

Двухуровневое здание, возведенное по проекту Курокавы, находится на юго-западе Уэльса, в городе Суонси, где расположен крупный госпиталь «Синглтон». На плане видно спиралевидное развитие внутреннего пространства дома, навеянное размышлениями о мироустройстве. Сам автор сравнивал эту форму с космическим вихрем или маленькой галактикой. Внутри главного цилиндрического объема запланированы кухня и каминная, а в «хвосте галактики» располагаются библиотека, врачебные кабинеты, комнаты отдыха, гостиные и спальни пациентов.
Постройка с нерегулярными прямоугольными окнами выполнена из монолитного бетона. В кровле цилиндрического объема прорезан световой люк в форме эллипса. Фасады декорированы блестящими титановыми пластинками, инсталлированными в тело стены. Кровля, оборудованная системой сбора дождевой воды, состоит из нескольких конструктивных деталей. Это покрытый нержавеющей сталью каркас, состоящий из металлических вертикальных опор и деревянных поперечных ребер, а также горизонтальная кольцевая балка светового люка. В качестве инженеров на проект были приглашены специалисты Arup. Ландшафтным дизайном занимались архитектор Ким Уилки (Kim Wilkie) и компания Terra Firma Consultancy Ltd. За реализацию архитектурного проекта отвечало бюро Garbers & James.

О центре Maggie"s, спроектированном Ремом Колхасом:

Официальный сайт архитектурного бюро: kisho.co.jp