Чем отличается русский менталитет от европейского. Пора валить? Все об эмиграции. Русские за границей

Что русскому хорошо, то немцу - смерть. Эта фраза, по-моему, хорошо передает ощущение противостояния, инаковости двух разных миров "нашего" и "западного". Да, у нас разные традиции, разная история, но, мне кажется, все гораздо сложнее и не так уж далеко мы ушли от Европы, а они от нас. Напишу мое личное мнение, но очень интересно, что об этом думают другие девочки, - так, что можно дополнять, приводить примеры, - буду только рада. Пишу, в основном, из наблюдений за французами, - может, у других европейцев не все так...
Итак, несколько клише, встречающихся настолько часто, что воспринимаются уже, как аксиомы:

Европейцы "выпихивают" своих детей из дома в 16 лет и больше никак им не помогают.

Отношение к детям здесь своеобразное. С одной стороны, - родители действительно несколько дистанцируются от взрослых детей. Дети стараются как можно скорее покинуть родительский дом. НО, во-первых, при возможности, родители стараются дать детям образование (т. е. в этом случае, дети покидают дом позже); во-вторых, родители помогают снимать жилье или выступают гарантами кредита (а то и вовсе, как это сделала знакомая семья, родители берут кредит на себя, п. ч., контракт дочери не позволяет ей купить жилье, а а банки очень требовательны, - она выплачивает им, когда может); в-третьих, часто при разводе, а сейчас еще и в условиях кризиса, дети утрачивают жилье (например, не могут больше платить за съем) - они возвращаются к родителям и такая ситуация считается нормальной. Да, здесь уважается независимость и родителей, и взрослых детей, но родители (в основном) готовы протянуть руку помощи в случае серьезных проблем.

Бабушки никогда не сидят с внуками.

Тут тоже не соглашусь. Даже по нашему дому сужу, - женщины пенсионного возраста, - еще несколько лет назад я думала: ну разве будут они сидеть с внуками? Почти во всех семьях были няни. Бабули не напрягались - виделись по воскресеньям. Кризис углубился, - все бабушки сидят с внуками. В семьях с детьми, где раньше была няня, - теперь почти всегда - бабушки. Я раньше их и в лицо-то не знала, - теперь либо они приезжают, либо им детей отвозят.

Так что вот, - оказывается, дело вовсе не в семейных ценностях, а в том, что здесь не принято злоупотреблять помощью родителей.

Дети отправляют своих стариков в дома престарелых.

На самом деле, возможно, здесь больше стариков в домах престарелых. НО, - дом престарелых - заведение достаточно дорогое, - тысячи 2 в месяц считается вполне приемлемой ценой. Пенсии стариков на это удовольствие хватает далеко не всегда. Поэтому чаще всего в доме престарелых оказываются те, кому нужен постоянный уход и наблюдение, - либо лежачие, либо больные, например, болезнью Альцгеймера, - которые просто могут уйти и потеряться. Из семей наших знакомых и друзей, где есть старики за 80 - в доме престарелых был только муж нашей соседки, - у него была болезнь Альцгеймера, он даже ее не узнавал. Недавно он умер. Больше мы не знаем ни одной семьи, где кто-то из стариков был бы в доме престарелых. Чаще всего, к ним просто приставлен соцработник или дети находят им помощницу по хозяйству. Но дом престарелых вовсе не является обязательным этапом в жизни французского старика, наоборот, - это скорее исключение. Но если уж пожилой человек туда попадает, - никто этого не стыдится.

Гости всегда предупреждают заранее о своем приходе. Если Вы не приглашены на обед, никто Вам тарелки супа не нальет .

Тоже не совсем так. Считается вежливым предупредить о своем приходе заранее. Однако, близкие друзья так делают не всегда. Могут за 20 минут позвонить. Естественно, если гости остаются с ночевкой, - то предупреждают за несколько дней. К тому же, это позволяет хозяевам подготовиться к встрече.
Лично я не помню ни разу, чтобы мы оказались у кого-то в гостях, - и нас не накормили.
Обычно нужно предупредить заранее, - Вас даже могут попросить что-то принести к ужину, но и неожиданные визиты вполне себе случаются.

Европейцы жуткие индивидуалисты и думают только о себе.

Тоже не соглашусь. Мой муж, француз, принял дочку моей тети, хотя у нее была куча диагнозов. Без проблем предоставлял свою квартиру мамам с больными детками.

Когда мне требовалась помощь, - люди не проходили мимо.
Как-то мы с мужем потерялись в небольшом городке, - совсем незнакомый мужчина нам и дорогу показал, и чаем напоил.

А уличные праздники! Когда собирается вместе вся улица (или вся деревня), накрывают столы прямо на улице, каждый приносит что-то с собой, все это делится, детям дают подарки, устраивают конкурсы! Хороший способ познакомиться с соседями. Причем, в деревне, где у нас дача, наверно, около половины англичан, но они тоже с удовольствием участвуют, - это здорово.

Права человека
.

А вот здесь интересно - еще в 60-е годы женщина должна была просить у своего мужа разрешение на работу, - это было обязательно. Даже мама моего мужа должна была так делать. В Советском Союзе уже Терешкова в космос летала! Да и сейчас, - зраплата мужчин и женщин не на одинаковом уровне, у жен фермеров и мастеров (например, электриков или мебельщиков) - нет пенсии при условии совместной работы, - пенсию получает только мужчина, в случае его смерти, - у вдовы остается только мизерное пособие.

Да и зарплата, и возможности карьерьрного роста у женщины меньше. Кстати, несмотря на очень короткий декрет 3-4,5 месяца в среднем, включая дородовый период - работодатели не любят молодых женщин без детей, или с одним ребенком.

К гомосексуалам здесь тоже своеобразное отношение. С одной стороны, брак им разрешили, с другой, - они не имеют права на медицинскую помощь в зачатии - суррогатное материнство здесь запрещено, а две лесбиянки, например, не имеют права на получение спермы донора (она исключительно для гетеросексуальных пар).

В повседневной жизни тоже не все так просто. На самом деле, обыватели не так уж любят "голубков" и вполне могут побить. Одного нашего знакомого так отдубасили на дискотеке, когда он танцевал с другом, кстати, ни тот, ни другой - не геи.

Аккуратность и законопослушность.

Тут скажу только, что французы достаточно беспечны и частенько надеются на авось. И да, если есть возможность нарушить закон - они его нарушают. Есть товарищи у которых 100! и более нарушений ПДД, прав давно нет, но это не мешает им ездить.

А мусорят как на праздниках!!!
Я своего мужа, например, заставляла помидоры мыть, - у них считается, что овощ на котором нет земли - чистый. Мы еще можем сказать спасибо нашей системе образования, где нас с детства учили руки и фрукты мыть, - у них этого не было.

Недалеко мы друг от друга ушли, ох, недалеко.

P. S. Ну и из положительных моментов добавлю семейную консервативность (хоть иногда это и мешает, но, в целом, закладывает, все-таки, традиционные нравственные устои). А также то, что отец даже при разводе, даже при сложных отношениях с БЖ (хотя, на самом деле, - развод у них может длится годами, а уж конфликтный развод... - поэтому стараются сохранить дружеские отношения, чтобы не усложнять) детей не бросает, и дело не в деньгах, - просто чаще всего дети живут неделю у мамы, выходные у папы, если живут далеко - каникулы у папы; суд, в основном, дает привилегию жене, в вопросах проживания детей, но и папу дети видят

Пост достаточно сумбурный, прошу меня простить, как-то сложно выражаются у меня мысли сегодня, но переделывать не хочу, не уверена, что получится лучше, - в общем, - выставляю как есть.

· Введение

· 2. Специфика европейской и восточной ментальности

· 3. Особенности российского менталитета и ментальности

· Заключение

· Список использованной литературы

Введение

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.

Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.


Ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.



Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения» ; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М.Блок), «символические парадигмы» (М.Элиаде), «господствующие метафоры» (П.Рикер), наконец, «архаические остатки» (З.Фрейд) или «архетипы» (К.Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума». В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков... является не индивидуальным, а общим для всех людей... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики». В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о «крестьянской массе», русскому крестьянину было присуще осознание своего особого «я», напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителей российской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец, суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологии говорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией - различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному - некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие - исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродель выделяет три типа исторического времени - время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политики соответствует «краткий срок», а экономики «время средней протяженности», то ментальность существует во «времени большой протяженности» как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. «Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю «большой длительности» и большого пространства». Ж. Ле Гофф отмечал, что «инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история». В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, «предрассудками» и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками, архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Он представляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществление первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически нейтрален. «Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием (каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип - корень, на поверхности которого история и культура производят все новые очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния человека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическому содержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория, ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность - форма, архетип - сущность, ментальность - явление». Ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является интеллигенция.

Специфика европейской и восточной ментальности

Одной из задач этнологической науки длительное время был поиск методологического подхода к изучению культурных комплексов и выделению их вариативных типов. Учёные разработали, казалось бы, довольно стройную таксономию (классификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как пространственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи). В конце XIX в. немецкие учёные (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и другие), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Крёбер) были среди основных авторов подобных классификаций, которые делили разнообразие культур на Земле на так называемые «культурные круги» или районы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла своё отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В. Г. Богораз, С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров).

Запад и Восток - условная смысловая конструкция, применяемая для первичной типологии мировой культуры. Запад и Восток - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества, и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности.

Западная и восточная культуры являют собой столь различные миры, что не возможно не вспомнить известную шутку: На вопрос «Чем отличается японский язык и культура от других языков и культур?» самым правильным ответом признается «Всем». Единственная черта, безусловно объединяющая Западную и Восточную культуры, - это то, что они являются культурами. Так, например, современные японские ученые обратили внимание на разницу в способе мышления японцев и европейцев. Они назвали свой способ передачи информации «коммуникацией минимального сообщения», а европейцев - «коммуникацией максимального сообщения». Суть первого похожа на дзенский способ общения «вне слов», ибо словами невозможно передать суть: «Истина вне слов». Поэтому слов должно быть как можно меньше, но они должны так воздействовать на сознание, чтобы вызывать взрыв информации в уме воспринимающего, он должен интуитивно схватывать целое, смысл недосказанного.

Даже в современных условиях многие культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это выражается в теориях полицентризма, о которых подробно говорилось выше. Полицентризм надо понимать как идею множественности семантически различных культур. Категоричнее всех об этом писал О. Шпенглер: «Существуют многочисленные абсолютно самобытные культуры, подобно тому, как существуют различные виды растений с их собственными цветами и плодами, с их собственным определенным циклом роста и гибели». К этому же относится тезис об исконной противоположности Запада и Востока. Практически это означает, что все культуры могут быть отнесены к Западному типу или преимущественно к Восточному типу.

Действительно, слова «Запад» и «Восток» означают два весьма различных способа контакта с миром.

В чем же состоит принципиальное различие Западной и Восточной культур, корни которого еще в первых цивилизациях обоих регионов? Отчетливые различия Запада и Востока выявились к Ш веку до н. э. Начало же было положено почти одновременно: с шестого века до н. э. формируются две основные модели, две программы. Одна на западе тогдашней Ойкумены - в Афинах, другая - на востоке, в Китае. Первую создал Сократ и софисты, вторую - чиновник и Учитель Кун-цзы.

Путь Афин - всемерное «раскрепощение» человека и новой культуры, автономность, самодостаточность личности, ответственность лишь перед собственным разумом, «левополушарность» (логика, рационализм, анализ и т. д.). Таковы основные принципы, которые утверждали своей деятельностью Сократ и софисты.

По-другому шел переход к новому мышлению в Китае. Если эллины двигались в перспективе к цивилизации (которую характеризуют универсальность, комфорт, технократизм) и к «постбиологическому» человеку, то Конфуций видел в этом грозную опасность. Дар новой цивилизации - сознательность поступков, моральную ответственность личности - он ценил не меньше эллинов. Но этот дар он обратил не на критическую переоценку традиции, как Сократ, а на ее сознательное поддержание, укрепление, консервацию. Конфуций думал о том, как в условиях новой цивилизации, с ее неустоявшимся и поначалу несколько хаотичным положением, сохранить гармонию традиционной, «природной» культуры. И это ему удалось. Через иерархичность, внутренний возврат к природе при внешнем городском облике, через почитание старших и патриархальность Конфуций сумел новизну городской культуры совместить с притягательной для Востока традиционностью и природностью. И в этом до сих пор кроется качественное отличие Востока и Запада друг от друга и от общего изначально пути: эллины двигались вперед по прямой, видя перспективы, и это было для них и самой культурой, и прогрессом, и цивилизацией. Китай же шел по кругу, от человека «биологического» вперед и вверх, к новой культуре и обратно - к традиции, к истокам и ранее не познанной притягательности постоянства. Причем такое движение также представляет собой ничто иное, как прогресс. Но разное его понимание и следование ему определили неодинаковость на высоком, развитом и элитарном уровне двух культур.

Характерной чертой культуры Запада (в том ее виде, какой сложился за последние 300 лет и теперь распространяется по всему миру в ускоряющемся темпе) - является вера во «всесилие науки». Даже признавая очевидный кризис науки, западная цивилизация все считает ее ускоренное развитие панацеей от всех бед. На Востоке же долгое время считалось, что развитие науки несет человеку не столько счастье, сколько всевозможные беды. Надеясь на всесилие науки, человек утрачивает способность к спокойной жизни, дар примирения с судьбой. Западная культура с ее сциентизмом рождает в людях дух активности, энергии, в то время как Восточная культура воспитывает человека в духе рассудительности, помогает обрести «покой и ясность сердца», «успокоение души». Традиционному Востоку чужда идея прогресса, умы китайцев и индийцев обращены к прошлому. Их культуры традиционны. Они в гораздо большей степени, чем любые европейцы, тянутся к новому, но их в меньшей мере прельщает такой феномен западной культуры, как мода. Европейская культура, соблазняя людей материальными благами, прививает им неограниченные желания.

Как уже было сказано, различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. Более полную картину особенностей этих двух цивилизации даст их сравнительная характеристика:

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни. 1. Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
2 . Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности. 2. Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
3. Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения, восприятие отдельного человека как винтика огромной «машины» общества. 3. Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу, дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.
4 . Отсутствие полноценной частной собственности, т.е. неразделенность собственности (кто у власти, тот и при собственности). 4 . Узаконенность и гарантированность частной собственности, разделение власти и собственности.
5. Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник») 5. Государство не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.

Итак, если различия между Востоком и Западом сводимы к различию между прогрессом и традиционной неизменностью, то уже из этого ясно, что они взаимно дополняют друг друга, как две великие оси мирового развития, два крыла человеческой цивилизации.

Понятно, что в основе европоцентризма, афроцентризма и американоцентризма лежит уже известный нам культурологический монизм, когда свою культуру противопоставляют все остальным в качестве подлинной и настоящей. Причем если защитники "Запада" в этом споре указывают на его сегодняшние достижения, то их противники чаще всего апеллируют к далекому прошлому, когда европейцам еще было не под силу осуществлять глобальную экспансию. И идеализация прошлого в этом случае симптоматична. Ведь "Востока" в чистом виде уже не существует. И реалистически мыслящий человек должен исходить не из самостоятельного развития Востока и Запада, а из результата их взаимодействия.

"Наш менталитет не так уж сильно отличается от западного, и нам легко понять европейцев", - думаем мы, а при общении часто поражаемся их манерам. А уж как они поражаются нашим!.. Любителям путешествий и тем, кто ведет с иностранцами дела и часто ездит в командировки, стоит заранее познакомиться со стилем общения таких, казалось бы, близких европейцев, чтобы никого ненароком не обидеть. Или не обидеться самим.

Финны

Наши северные братья финны очень сдержанны в общении и не любят тратить время на пустые разговоры. Разговорить финна при первой встрече практически невозможно, и даже искренние попытки пообщаться и познакомиться могут закончиться полным провалом. Они неохотно вступают в общение с незнакомцами, и особенно с иностранцами. А если говорят на иностранном языке, то тщательно контролируют правильность своей речи, поэтому паузы в разговоре неимоверно длинны.

Молчание - золото. Это одна из особенностей коммуникации у финнов. Вам может показаться, что собеседник вас просто игнорирует.

Для финнов характерен медленный темп речи и четкость артикуляции, негромкий голос, скупая мимика, почти полное отсутствие жестов.

Финны немногословны; зато они никогда не перебивают собеседника, выслушивают его до конца, не задают вопросов, не спорят на публике, свое несогласие высказывают деликатно.

Вообще все жители Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции по темпераменту холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, самостоятельны.

Их характерные черты: уверенность в себе, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку.

Англичане

Обмен рукопожатиями принят только при первой встрече, в дальнейшем англичане довольствуются простым устным приветствием.

Не забывайте улыбаться англичанам - они отмечают отсутствие улыбок на лицах русских людей, как самую странную нашу особенность и трактуют ее негативно.

Мало что может вывести англичанина из себя. Сдержанность, контроль над своими чувствами - таковы жизненные принципы этого народа.

Не ждите от англичан бурной реакции. Знаменитая английская чопорность, стремление скрыть эмоции, сохранить лицо - это следствие строгого воспитания. В тех случаях, когда представитель темпераментной латинской расы или душевной славянской будет захлебываться от восторга или рыдать слезами умиления, англичанин скажет: "lovely" - "мило", и это будет равноценно по силе проявления чувств.

Шумное и экспрессивное поведение других вызывает у англичан неприязнь и непонимание. Им чужды чрезмерное проявление эмоций и сентиментальность.

Кстати, если британец вас терпеливо слушает, это еще не означает, что он с вами согласен.

Немцы

Жители Германии хотят, чтобы их стремление к правде и справедливости вызывало уважение, и удивляются, когда это воспринимается в лучшем случае как бестактность. "В конце концов, - размышляет немец, - если я вижу, что вы заблуждаетесь, не мой ли долг поправить вас? Почему я должен делать вид, что мне нравится ваша жуткая рубашка, вместо того, чтобы высказать все, что я о ней думаю?" Но иностранцы, похоже, не способны оценить это.

Немцы очень экономны и расчетливы, поэтому о финансах не принято говорить ни в каком контексте, это личное дело каждого. Среднестатистический немец всегда организован, пунктуален, мечтает о порядке, соблюдает законы.

Французы

Французы очень общительны, их трудно чем-либо смутить. Они любят как бы выставлять себя на показ и в общественных местах чувствуют себя гораздо лучше, чем дома. Обожают банкеты, фуршеты, приемы и прочие публичные мероприятия.

Однако существенный недостаток состоит в том, что французы абсолютно убеждены в собственном превосходстве - общественном, моральном и индивидуальном - над всеми остальными народами мира. Вступать в дискуссии на эту тему категорически не советуем, спор может закончиться бурным конфликтом и взаимными оскорблениями.

Стремление к новшествам у французов сочетается с любовью к этикету. Он очень "правильные", стараются соблюдать все нормы и предписания. Они свято чтят Право, Закон, Конституцию и любят вводить новые неписаные правила во все сферы жизни - литературу, искусство и тот же этикет.

Другие европейцы

Жители Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии склонны к открытому проявлению своих настроений. Они горды, отважны, честны, воинственны, хранят приверженность национальному укладу жизни, обычаям и народному искусству.

Испанцы, португальцы, итальянцы по темпераменту весьма яркие, экспрессивные, энергичные, переменчивые в настроении, любящие жизнь, склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые и быстро схватывающие идеи.

“Менталитет” - это совокупность привычек и социальных установок. Вы с ним вовсе не родились. Даже в пределах одной страны менталитет разный в зависимости от местности. Сравните столицу и регионы.

Русские за границей

Русские дети, переезжая за границу, даже живя в семье 2 рожденных в России родителей, становятся 100% местными по взглядам и принципам жизни. Дети пластичны и не цепляются за догмы, а просто живут в соответствии с новой социальной средой.

Поверьте, вы сама будете рады не бегать на каблуках и не тратить кучу денег на наряды и салоны, а путешествовать по миру и наслаждаться жизнью и новыми ощущениями вместо того, чтобы постоянно пытаться впечатлить других. Эта часть русского женского “менталитета” выветривается из наших дам с годами за границей напрочь.

Точно так же вы привыкнете улыбаться практически всегда, извиняться, если кто-то наступил вам на ногу (ваша нога оказалась в неправильном месте) и не ходить в гости без приглашения. Научитесь ценить свои ощущения и чувства вместо извечного стремления угодить окружающим и подогнать себя под общие стандарты.

То есть, адаптируетесь к новому менталитету под девизом “Наслаждайся!”

Уехав жить за границу, вы сама будете рады оставить каблуки на полке в шкафу и носить удобную одежду и обувь.

Нам постоянно пытаются вдолбить, что якобы у западных людей “иной менталитет.”

Доходит до того, что некоторые наши люди вполне искренне верят, что западные девушки любят карьеру больше семьи, не хотят детей, мечтают только побольше работать.

Ну, серьезно, подумайте сами: кто из людей, кого вы знаете, хочет работать вместо того, чтобы развлекаться? И на западе таких тоже крайне мало, особенно среди женского пола.

  • Основа западного менталита сконцентрирована в слове “наслаждайся” (e njoy).

Западные люди стремятся во что бы то ни стало насладиться жизнью. Именно чтобы больше насладиться жизнью они трудятся, ведь так можно заработать больше денег и суметь купить более приятные блага (еду, жилье, путешествия).

Именно поэтому западные люди внимательно и доброжелательно относятся друг к другу и стараются сделать так, чтобы их собственное наслаждение не помешало окружающим. Если это легально и не запрещено законом, делайте что хотите, никто вам и слова не скажет. Ваше право.

  • Третий краеугольный камень западного менталитета: соблюдение законов и правил.

Этот пункт всегда замечают наши эмигранты и живущие в западных странах: все делается по порядку, по правилам. Соблюдение правил обеспечивает спокойствие и порядок. Если проституция в стране легальна (как, например, в Австралии), то никто вам и слова не скажет, если вы выберете такую карьеру.

Вот, в принципе, и все основы менталитета иностранцев! Что-то сложно? Вовсе нет.

Основа западного менталитета - наслаждайся и не мешай получать удовольствие другим.

Толерантность

Недавним добавлением к установкам менталитета западников стало терпимое (“толерантное”) отношение к людям, кто выглядит, мыслит или живет по-иному, без осуждения или преследования. В целом, это продолжение того же принципа “не мешай наслаждаться другим”.

Если раньше осуждение тех, кто живет по-другому, приветствовалось, теперь это считается не только дурным тоном и плохим воспитанием, но и уголовным преступлением, если вы это озвучили (дискриминацией).

Поэтому к иммигрантам в западных странах сегодня совсем другое отношение, чем 30-40 лет назад.

Что означает, русских за границей вовсе не преследуют и не осуждают, а относятся к ним точно так же как к грекам, итальянцам или китайцам - то есть смотрят на вашу личную ценность как человека, а вовсе не на то, как вы одеваетесь или где родились.

Попробую разложить по полочкам, так как я это понимаю.

Часто в общении с друг другом, когда мы обсуждаем малознакомого человека, возникает вопрос - "А он как, нормальный?". Ответы бывают разные - "да, вполне", "мне кажется он не совсем адекватен", "жесть, лучше с ним не общаться". Как мы это определяем? Как правило это характеристика поведения и, я бы сказал, похожести на нас. Для народов в целом это можно назвать менталитетом. Что же такое европейский менталитет? Что для нас является нормой?

1. Европейцы по поведенческому типу НЕ рефлексивны. Их поступки основаны на логике мышления - т.е. сначала думаем, потом делаем. Антиподом такого поведения являются люди, поступки которых основаны на эмоциональном порыве: увидел девушку в короткой юбке - схватил за руку; толкнул прохожий (случайно) - удар в ответ; идёт разговор на повышенных тонах - уже повод звать земляков на подмогу и т.д. Вежливость по отношению друг к другу является нормой для европейца, для азиата зачастую это признак слабости.

2. Из первого пункта вытекает второй - возможность самоограничения, основанного на здравом смысле. Именно эта черта позволяет европейским народом жить в состоянии свободы и демократии. Знать меру - очень важная черта, которая позволяет человеку оставаться человеком. Тут конечно нужно понимать, что любой человек подвержан соблазнам и если постоянно вдалбливать ему что, допустим, пьянство - это норма, самоограничение на данную область снимается. Чтобы ПРИМЕНЯТЬ здравый смысл, нужны ЗНАТЬ - что полезно, а что вредно. Именно поэтому - воспитание, образование - очень важно для европейца, нужно быть, в прямом смысле, вооружённым знаниями.

3. Цивилизованный быт. Это то что видно на поверхности. Едим за столом, а не на полу. Моем руки перед едой. Следим чтобы одежда была чистой, да и пол частенько пылесосим. Можно конечно обойтись и без этого, но... это как то не так будет, гости не поймут, окружающие косо смотреть будут - им будет рядом с вами неприятно.

4. Жизненные цели. Не смотря на стремление к обустроенному быту, для европейца это не является самоцелью. Если, скажем, для араба в Египте основная цель в жизни - это купить дом и привести туда жену, то для европейского менталитета более характерны устремления к победе в чём то - в спорте, в политике, в карьере, в войне. Дом и семья несомненно играют важную роль, но они расцениваются как само собой разумеещееся. Однако этот пункт скорее относится к мужскому полу.

Итак вот 4 пункта, которые, на мой взгляд, определяют европейский менталитет. Кто не согласен, готов поспорить.