Анализ произведения м пришвина кладовая солнца. Кладовая солнца анализ произведения. Выводы о характерах главных героев

Со значением слова «интерьер» знаком каждый из нас. Однако не каждый задумывается о том, что окружающая обстановка имеет достаточно сильное влияние не только на психоэмоциональное состояние, но и на здоровье в целом. И здесь важную роль играют абсолютно все мелочи, которым зачастую не придают особого значения. Чтобы понять такие тонкости и определить, какой лучше стиль оформления выбрать для своего жилища, дабы он способствовал сохранению внутренней гармонии, нужно немного углубиться в значение этого определения. Необходимо разобрать основные моменты и выявить наиболее подходящие для себя варианты.

Что такое интерьер?

Для начала дадим точное понятию. Интерьер - это помещения, которое заключается в его архитектурном, художественном и функциональном оформлении. То есть в умещается и отделка стен со всеми фигурными гипсокартонными конструкциями, арками, колоннами и перегородками. Оно распространяется и на материал, который используется для внутреннего оформления помещения на потолке, стенах и полу. А также захватывает мебель и её расстановку в пространстве, текстильное оформление с различными декоративными штучками, аксессуары в виде ваз, статуэток, подсвечников и, естественно, световое оформление помещения. Все эти элементы определяют общую картину дома: от того, насколько правильным был подход при её создании, и зависит восприятие и личные ощущения человека, находящегося в таком пространстве.

Также интерьер - это цветовое оформление. Он может быть довольно агрессивным с яркими контрастами или же, наоборот, спокойным и загадочным. При выборе цвета важную роль играет стилистика комнат.

Разновидности интерьера

Помещение может напоминать эпоху Возрождения. Иногда комнаты оформляют наподобие офиса или индейского вигвама. Исходя из этого, основные стили интерьера можно разделить на три группы:

  1. Классические, появившиеся много лет назад.
  2. Современные, отвечающие нынешним требованиям технологического прогресса.
  3. Этнические, характерные для определённой народности.

И здесь при оформлении жилища необходимо выбрать не только варианты, подходящие под личные вкусы, но и хорошо совмещаемые друг с другом стили интерьера. Описание основных групп поможет сделать правильный выбор для оформления гармоничного пространства дома.

Классический стиль

Достаточно популярен среди зажиточных семей и пожилых пар. К классике относят такие стили, как античный, где господствуют симметрия и простота. Гармоничные сочетания форм и спокойные оттенки отделки - основные характерные черты. Оригинальной вариацией античной темы является стиль ампир, приукрашенный использованием дорогостоящих материалов и вычурной мебелью с элементами резьбы и шикарной обивкой. Однако при оформлении следует все элементы максимально упорядочить, чтобы не создать хаос.

Ещё один довольно распространённый вариант классического оформления - готический стиль. Такой интерьер - это вычурное оформление помещения. Его основные элементы: высокие потолки, огромные стрельчатые окна, стеклянные витражи, резная мебель.

Говоря о популярной классике, нельзя не упомянуть о классицизме, где сдержанность и одновременная «нарядность» являются основными чертами стиля. Позаимствованная симметрия и гармония античности здесь дополнены массивной мебелью и отделкой из дорогих материалов. К таким же дорогим вариантам оформления можно отнести пышный и неповторимый Такой интерьер - это отличный вариант для огромных помещений, где нужно сделать акцент на статус хозяев дома.

Стиль рококо также относят к классике. Это лучшее решение для спальни. Так называемую будуарность такого оформления оценят люди, неравнодушные к витиеватым украшениям с обилием декоративных элементов. Модерн тоже вписался в группу классических стилей. Для него характерны плавные изгибы и большие пространства, визуально разделённые на зоны. Основной материал отделки - дерево.

Современное оформление помещений

В нынешнем мире очень ценится рациональность. Потому стили интерьера этой группы высоко функциональны и зачастую не имеют лишних элементов, не обладающих какой-либо пользой. Одним из ярких представителей современных вариантов оформления жилья является Это лучшее решение для максимальной функциональности с минимальным количеством декора. Не так давно в отдельную подгруппу из вариаций модерна был выделен стиль арт-деко, который отличается от классического варианта переплетением плавных линий с прямыми. Ему характерна максимальная простота и роскошь одновременно.

Также к этой группе относится выделить стиль поп-арт: ему присущи яркие краски и контрасты с неоновой подсветкой и глянцем. Любителям ощущения свободы придётся по вкусу минималистический интерьер с острыми прямыми углами, спокойными красками, сдержанной мебелью и изобилием стекла. Говоря о современности в интерьере, нельзя не упомянуть так называемый китч. Он каким-то чудесным образом способен объединить все известные стили интерьера в одну целостную и гармоничную картину.

Этническое оформление помещений

Этому варианту предпочтение отдают молодые пары. оформления интерьеров домов - это варианты для людей, ценящих определённую культуру. Здесь можно выделить такие яркие стили, как африканский, японский, прованс и деревенский кантри.

Значение слова ИНТЕРЬЕР в Словаре литературоведческих терминов

ИНТЕРЬЕР

- (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д.). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНТЕРЬЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИНТЕРЬЕР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от французского interieur - внутренний) 1. В архитектуре - внутреннее пространство здания или какое-либо помещение. 2. В живописи - …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), 1) в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, …
  • ИНТЕРЬЕР
    [от французского interieur внутренний] 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) изображение внутренности какого-либо помещения (интерьерная живопись); 3) …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словарике:
    , а, м. 1. Внутреннее помещение здания. И. зала. Интерьерный - относящийся к интерьеру, интерьерам. 2. физиол. Внутреннее строение органов …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словаре:
    [тпэ], -а, м. (спец.). Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера. II прил. интерьерный, -ая, …
  • ИНТЕРЬЕР
    ИНТЕРЬ́ЕР ЖИВОТНЫХ, внутр. строение, а также биохим. и физиол. особенности организма с.-х. ж-ных, связанные с их продуктивностью и плем. качествами. …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНТЕРЬ́ЕР (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре, внутр. пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение И.- …
  • ИНТЕРЬЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    интерье"р, интерье"ры, интерье"ра, интерье"ров, интерье"ру, интерье"рам, интерье"р, интерье"ры, интерье"ром, интерье"рами, интерье"ре, …
  • ИНТЕРЬЕР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [тэ], -а, м. 1) В архитектуре: внутреннее пространство здания, помещения, архитектурно и художественно оформленное. Современный интерьер. Интерьер жилища. 2) В …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. interieur внутренний) 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2. внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и тканей, биохимические и …
  • ИНТЕРЬЕР в словаре Синонимов русского языка:
    убранство, …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    интерьер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Орфографическом словаре:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР. в Словаре русского языка Ожегова:
    ! внутреннее пространство здания, помещения Оформление интерьера. интерьер. внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство Оформление …
  • ИНТЕРЬЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (тэ), интерьера, м. (фр. intиrieur, с латин., букв. внутренний) (книжн.). 1. Внутренность, внутреннее помещение (устар.). 2. Живописное изображение внутренностей здания, …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    интерьер м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ИНТЕРЬЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2. Изображение внутренней части …

Интерьер - описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер явля­ется важнейшим средством характеристики персонажа. Опи­сание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем:

После того как вошли они в дом Одиссеев высокий,

Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил В копьехранилище гладкое, где еще много стояло Копий других Одиссея, могучего духом в несчастьях.

После богиню подвел он к прекрасноузорному креслу,

Тканью застлав, усадил, а под ноги придвинул скамейку. Рядом и сам поместился на стуле резном, в отдаленьи От женихов, чтобы гость, по соседству с надменными сидя, Не получил отвращенья к еде, отягченный их шумом,

Также, чтоб втайне его расспросить об отце отдаленном. Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой Для умывания; после расставила стол она гладкий.

Хлеб положила перед ними почтенная ключница, много Кушаний разных прибавив, охотно их дав из запасов.

В произведениях эпохи Возрождения интерьеры не играют большой роли и представляют собой общие описания. Так, Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» относительно подробно описывает лишь Телемское аббатство: «Здание было великолепно. В нем было шесть этажей, считая подземные погреба за первый этаж. Стены были оштукатурены фламанд­ским гипсом. Крыши были аспидные. Над карнизами подни­мались позолоченные статуи людей и животных. Водосточные трубы были расписаны золотом и глазурью. Они спускались в широкие желоба, которые шли под землей до самой реки.

В аббатстве было 9332 комнаты. Все они выходили в ог­ромный общий зал. Снизу в этот зал вела прекрасная лестни­ца. Она была так широка, что шестеро вооруженных копей­щиков, построившись в ряд, могли подняться по ней до са­мого верха.

Справа, между двумя башнями, помещалась огромная биб­лиотека. Слева жили молодые девицы, а в остальных комнатах юноши. Перед комнатами для девиц были устроены прекрас­ный театр и бассейн для плавания, а также великолепные трехъя­русные бани, снабженные благовонной смолистой водой.

Вокруг здания был разбит красивый парк для прогулок.

Возле парка располагался фруктовый сад, где деревья были посажены косыми рядами».

В произведениях классицизма и романтизма интерьеры также не играли большой роли и как средство характеристики персонажей не использовались.

В произведениях писателей XIX века (Н.В. Гоголя, И.А. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевско­го) интерьеры начинают играть важнейшую роль, выступая в качестве средства характеристики персонажа, фона действия, детали интерьера нередко получают особое звучание в сюжете произведения. Так, в качестве характеристики персонажа интерьер выступает в романе И.А. Гончарова «Обломов». Детали его (просевшая спинка дивана; паутина, напитанная пылью; пятна на коврах; забытое полотенце на диване; тарел­ка с обглоданной косточкой; прошлогодняя газета) открыва­ют нам черты характера героя и традиционный для него образ жизни.

Функции описания обстановки в художественном произ­ведении могут быть различны: интерьер может выступать в качестве фона, на котором происходит действие (описание домика коменданта Белогорской крепости в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»); существует «самоценный» инте­рьер (роман И.И. Лажечникова «Ледяной дом»); интерьер, тесно взаимосвязанный с развитием сюжета (описание жили­ща Самсона Вырина в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (картинки, изображающие историю блудного сына)); интерьер, выступающий средством характеристики персонажа (описание дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Иногда описание обстановки в произведе­нии замедляет процесс художественного времени, как бы за­держивает ход событий. Часто интерьер в произведении мно­гофункционален.

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.
В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека.
Обратите внимание! Портрет, пейзаж и интерьер - виды художественных описаний , поэтому ведущий тип речи в них - именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия.

Знакомство с человеком чаще всего начинается с внешности. Вспомните пословицу: "По одежке встречают…" Неудивительно, что большинство писателей знакомят читателя с героями, рисуя их ПОРТРЕТЫ. Прочитайте несколько определений слова "портрет":

ПОРТРЕТ (фр. Рortrait) - живописное, скульптурное, фотографическое или какое-л. другое изображение определенного человека. (Словарь иностранных слов, 1988.)
ПОРТРЕТ - 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. (…) 2. Перен. Художественное изображение, образ литературного героя. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)
ПОРТРЕТ , портретик, -тец, -тишка, изображение человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. (…) описание нрава, быта и внешности человека, схожее с ним. (В.Даль. Толковый словарь.)
ПОРТРЕТ (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер П. и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными (…) В лит-ре чаще встречается психологический П., в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)

Итак,
ПОРТРЕТ в литературном произведении - это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Место портрета в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

  • с портрета может начаться знакомство читателя с героем (Обломов), но иногда автор "показывает" героя уже после совершения им каких-то поступков (Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);
  • портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым "блоком" (Одинцова, Раскольников, князь Андрей), и "разорванным", при котором портретные черты "рассеяны" по тексту (Наташа Ростова);
  • портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей (портрет Печорина рисуют Максим Максимыч и путешественник-инкогнито);
  • портрет может быть "парадным" (Одинцова), ироничным (Элен и Ипполит Курагины) или сатирическим (Наполеон у Л.Толстого), может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры;
  • портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится как бы соавтором, восполняя портрет героя в собственном сознании (Анна Сергеевна в "Даме с собачкой" Чехова);
  • иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.
  • портреты героев Гончарова, Тургенева, Куприна близки реалистическим живописным портретам ;
  • портреты чеховских героев созданы в импрессионистической манере (Анна Сергеевна, Мисюсь);
  • портреты героинь Бунина экспрессивны и колористичны (Руся, героини рассказов "Дело корнета Елагина", "Темные аллеи", "Месть") и т.д.

Уже писатели-романтики создавали интересные портреты, передающие страдания мятущейся романтической души. Ироничным образцом романтического портрета стали описания Ленского и Ольги в романе А.Пушкина "Евгений Онегин":


Фрагмент 1 Фрагмент 2
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал (…)
По имени Владимир Ленской,
С душой прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Самым распространенным, сложным и интересным видом литературного портрета является психологический портрет , первые блестящие образцы которого появились в русской литературе в 1-й половине XIX века: портреты Германа в "Пиковой даме", Онегина и Татьяны в "Евгении Онегине" А. Пушкина, портрет Печорина в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени", портрет Обломова в романе И. Гончарова "Обломов" и др.

Прочитайте фрагмент романа И. Гончарова "Обломов" (ч.1, гл.1). Посмотрите, как тонко выявляет автор особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи. Так сразу формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою:


"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должно быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того и другого. (…)
Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма вместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. (…) Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.
Обломов всегда ходил дома без галстука и жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу."

Когда пушкинская Татьяна впервые попала в пустой дом Онегина и увидела, какие вещи его окружали, какие книги он читал, как сквозь мелочи быта проявились его привычки, она действительно сумела глубоко постичь его натуру, понять его как личность, найти то самое "слово", которое отражало бы его противоречивый внутренний мир.

ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Портрет и интерьер тесно связаны с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь , то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали. Особое внимание художественной детали уделяется в произведениях Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, М.Булгакова.

Посмотрите, как с помощью интерьера М.Булгаков мастерски создает изумительную и пронзительную атмосферу домашнего уюта, детских воспоминаний, того мира, который всегда дорог человеку и который человек стремится сохранить, хотя бы в памяти. Обратите внимание на такую деталь интерьера, как часы, превращающиеся в символ истории и традиции, то есть быстротечности и вечности бытия:


"Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади "Саардамский Плотник", часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
- Дружно… живите."
("Белая гвардия", ч.1, гл.1)

С помощью интерьера автор может показать важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. Сопоставим два фрагмента, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе:


Глава 1 Глава 6

Косметический салон исчезает, теперь Онегин живет почти в "келье", хотя некоторые светские увлечения им все же не забыты, но он уже больше похож на отшельника, нежели на "мод воспитанника примерного" и "забав и роскоши дитя". Отсутствие роскоши, простота обстановки, "груда книг", немыслимая в его кабинете прежде, портреты романтических кумиров - все это говорит об изменении духовных ценностей Онегина, об эволюции его внутреннего мира, и показать это Пушкин сумел с помощью деталей интерьера.

ПЕЙЗАЖ (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) Вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Пейзаж может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека (перечитайте эпизод ранения князя Андрея, увидевшего небо над Аустерлицем: "Война и мир" Л.Толстого, т.1, ч.3, гл.16).

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место. Взгляд искусства на природу можно обобщить словами Ф.Тютчева:

Пейзаж в литературе есть постижение "языка" природы посредством образного слова.

При изучении темы "Виды художественных описаний: Портрет. Интерьер. Пейзаж" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть.

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотн«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то
жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж:
так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал
М.М. Пришвин.
«Родники
Берендея»,
«Кащеева
цепь», «Повесть
нашего
времени»,
«Рассказы о
прекрасной
маме» и многие
другие написаны
в селе Усолье.

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен
конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в
нем участие и победу в Великой Отечественной войне
встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая
была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от
усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана
в июльском номере журнала «Октябрь».

Прототипы в повести

Главными
героями являются
усольские дети –
сироты Соня и
Боря
Александровы.
Сиротство
детей, забота о
них колхозников
легли в основу
сюжета.

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные

– остались на детей.» (дневник от
7 апреля 1943 года).

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка.
Художник И.Л.Бруни.

Образ автора в повести.

Каким видит
окружающий мир
Пришвин?
Каким человек
предстает он перед
нами?
Писатель очень зорок,
он с любовью
наблюдает за
природой, она для
него живая, в ее
жизни он видит
знакомые проявления
человеческого
сердца.

Сказочное и реальное в повести. Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия.
Время действия – период Великой
Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны,
Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски
клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от
беды. Возвращение домой с добычей).

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и
здесь?

Зачем отправились дети? Какова их цель? Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? Можно ли клюкву сравнит

Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими
сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому
сокровищу оно ближе всего?

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Ссора произошла на
развилке двух троп.
Вспомните:
«Налево пойдешь –
богатым станешь,
прямо пойдешь –
голову сложишь,
направо пойдешь –
невесту найдешь» и
др.

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не
похож на него
Антипыч?
Какую главную
тайну не открыл
Антипыч
ребятишкам?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Что происходит с природой во время
Природассоры
одушевлена
и одухотворена.
ребят?
Художественный прием – олицетворение.

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо
«чудесной вещью»?
Почему?
В чем отличие компаса
от сказочного клубка,
который ведет за собой
героя?

Авторская речь в повести. Чем она напоминает сказочную?

Речь автора
нетороплива,
напевна, плавно
складывается
словечко к
словечку и
подобна светлому
ручейку в
сказочном
дремучем лесу.

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое
произведение сказкой. Сходство с ней
обнаруживается и в сюжете, и в
художественных образах, и в
присутствии чудесных предметов,
волшебных тайн, и в участии природы
во всех событиях, и в особом складе
авторской речи.

У каждого своя тропа.

Настя и Митраша.

Какую характеристику дает Пришвин своим
героям в начале повести? Что он подчеркивает в
детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в
жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают
друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?

Роль природы в повести.

Видят ли дети красоту
наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат
в описании чудесного
весеннего утра? С чем связана
эта тревога?
Как отреагировала природа на
то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата
и сестры начинается с
описания сосны и ели?

Поведение Насти и Митраши.

Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на
нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в
лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим
голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя
в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.
признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что
произошло с Митрашей?

Отношение автора к ребятам.

Как относится автор к
тому, что происходит
с его героями? С
каким чувством, с
какой интонацией
рассказывает он об
их приключениях?
Обоснуйте.

Уроки повести.

Чему учит нас история Насти и
Митраши?

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?

Горелый пень на палестинке, который
хранит в себе солнечное тепло и делится
им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными
запасами горючего, торфа (доброе тепло и
энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности
жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,
ответственность…

Смысл названия повести «Кладовая солнца».

Произведение имело несколько
названий: «друг человека», «Брат и
сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое
название – «Кладовая солнца»?

Вывод.

Название вмещает в себя и жизнь природы,
и жизнь человеческую со всеми ее
радостями и печалями, страданиями и
открытиями, утратами и обретениями; оно
сосредоточивает наше внимание не на
сюжетных ходах, а на глубинном смысле
произведения: ведь кладовая – хранилище
чего – то, а солнце – мать всего живого,
значит, жизни.

МКОУ СОШ имени Героя России Максима Пассара Найхинского сельского поселения

Учитель русского языка и литературы
Мироненко Е. П.