Что такое готика в искусстве кратко. Готика - это что такое? Готический стиль в одежде

Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.
Само название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение "вечного города" Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории. Термин "готика" появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.

Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками. "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. С начала XIX века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Факт рождения готического стиля многие специалисты считают кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный "возрожденческий" характер (см. Возрождение). XII век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы.


О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. ЛадовскиИ: "Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше". Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в XIII веке. Угасание приходится на XIV - XV века (пламенеющая готика).

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.

В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.

Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.


Готическая конструкция здания предусматривала выделение строительного каркаса: опоры несли составлявшие основу свода стрельчатые арки (нервюры) с облегченными распалубками, распор которых погашался за счет вынесенных наружу контрфорсов и передающих распор соединительных арок — аркбутанов.


Стена поэтому не играла в готике конструктивной роли, ее заменяли широкие проемы окон, порталов, облегченное здание неукротимо росло вверх, устремляясь к небу высокими шатрами башен, шпилей, пинаклей и флеронов (украшений в виде цветка), рождая мысль о гармонии и многообразии божественного универсума. Пронизанное светом внутреннее пространство храмов обрело единство.

Возросла роль ведущих архитекторов (сохранились их имена), которые пользовались исполненными в масштабе чертежами. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.

Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Условия формирования и развития готического стиля
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Готика. Рыцарский щит
Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу XIII в. коммунальных революций.

В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург.


Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.


Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления. В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны.

Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности. Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира.

Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа. В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).

Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города. Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной "божественной вселенной".

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья. Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225-1274гг.) разрабатывает проблему дуализма - раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности. "Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения" - так пишет Фома Аквинский в "Сумме теологии".
Источники.

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.

После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Термин «готический стиль» в искусстве возник в далёкую эпоху Возрождения, сменив собой романский стиль, став при этом завершающей ступенькой всего искусства Средних веков. Чаще о готическом стиле говорят, имея в виду направление архитектуры, но этот стиль можно проследить и в живописи, и в скульптуре, и в одежде.

Зарождение готики началось на севере Франции, ведь именно там, в середине 12 века, появились первые готические произведения. Пример: Собор Парижской Богоматери.

Готическая архитектура

Величие и завораживающую красоту этого стиля можно наблюдать в архитектурных сооружениях, в ратушах и соборах, сохранившихся во многих европейских городах.

Главные конструктивные элементы готики

Готический стиль в архитектуре характеризуется наличием обязательных элементов, которые служат его визитной карточкой. К ним относят:

  • нервюры - арки стрельчатые;
  • столбы, которые являются надёжными опорами стрельчатых арок;
  • аркбутаны - полуарки открытого типа;
  • контрфорсы - вертикально расположенные выступы;
  • вимперги - красивые резные фронтоны;
  • пинакли - башенки с остроконечными шпилями, покрытые ажурной резьбой.
Если сравнивать готические соборы с церквями романского периода, то разительные отличия сразу бросаются в глаза.
  • Соборы, не смотря на свои размеры, отличаются от приземистых и «тяжёлых церквей лёгкостью, они кажутся устремлёнными ввысь. Эти ощущения создаются за счёт особой конструкции сводов, опирающихся не на стены, а на арки, покоящиеся на столбах.
  • Ровная поверхность стен отсутствует, роспись на стенах заменили витражи с божественными сюжетами.
  • Внутренними и наружными украшениями соборов служит большое количество барельефов и статуй.
  • Внутреннее пространство соборов, с его огромными размерами, по замыслам создателей, должно было вызывать ощущение чуда, величие Бога и бесконечность мира.

Но, искусство в готическом стиле не ограничено только архитектурой, готика проникла и в другие направления.

Готическая живопись

Главным и, пожалуй, основным видом живописи в готическом стиле можно считать витражи, чаще всего украшающие соборы. На смену фрескам приходит витраж, где изображение составлено из расписанных кусочков стекла, которые соединялись между собой полосками свинца и арматурой из железа. Окна готических соборов имели огромные размеры, позволяющие воспроизводить на них религиозные, исторические, литературные сюжеты. Красота и цвет витражей преображали внутренний интерьер храма, наполняя его светом, создавая непередаваемый по красоте и ощущениям эффект.

Скульптурная готика

Готическая скульптура имеет одну отличительную черту, которую невозможно не заметить. Любая из многочисленных статуй, расположенных внутри и снаружи, выглядит живой, настолько тонко в ней переданы человеческие чувства и черты. Фигуры и лики святых наделены добротой и мягкостью, в них мирское «уживается» с возвышенным. Лица, обращённые на прихожан, скрывают мысли и переживания, те же самые, какие испытывает любой человек: гнев, радость, сострадание, волнение.

Мастера, проповедующие в искусстве готический стиль, по-другому смотрят, и видят окружающий мир. Их взгляд более личностный, индивидуальный. Их творения пластичны, жизненны, имеют большое количество деталей.

Часто встречающийся образ Мадонны наделён чистотой и мягкой женственностью, а апостолы благородны и мужественны.

Резюме

Говорить про готический стиль в искусстве можно бесконечно, настолько он завораживающе прекрасен. Люди часами простаивают у величественных монументальных сооружений, чувствуя себя земными песчинками и пытаясь понять, как возможно создать подобное. Вам повезло, если вы когда-то видели эти шедевры. Удачи