ООО Издательский дом VIP-МедиаГрупп. Англичанка из русской деревни

На столе директора, на самом видном месте, картонным домиком - открытка-раскладушка с надписью: «Верь в мечту. У нее есть приятная особенность - сбываться». Не знаю, чего в этом утверждении больше - оптимизма или грустного юмора. Наверное, этот лозунг подстегивает директора по утрам, когда он приходит на работу, и отдает все силы на то, чтобы прийти сюда завтра с новым запасом тепла и доброты.

Здесь все живут мечтой. И надеждой на то, что она сбудется. Без мечты здесь нельзя даже не столько в ее романтичном свечении, приятно манящем, но все-таки отстраненном от реальности, сколько в чисто прикладном, прагматичном, бытовом смысле. Здесь мечта как лекарство от безысходности. Как обязательная инъекция надежды.

Из 131 воспитанника Центра содействия семейному воспитанию «Солнечный круг» 70 - инвалиды. Все растут без родителей. Виктора Яковлевича они называют папой. При встрече малыши бросаются обниматься. Взрослые (или те, кто считает себя таковым) приветствуют папу так, как это принято сейчас в их подростковой среде - поднимают открытую ладонь на уровень плеча и - хлоп! Ладонь в ладонь. (Пушнин продемонстрировал, как это делается).

Это ведь дети «придумали» называть родителей мама и папа, а не папы и мамы научили детей так себя величать. Первое, что произносит малыш, слог «ма». Потом, через паузу, его повторяет. «Ма-ма». Глухое «п» дается сложнее, но в итоге и этот слог (после настойчивых уроков отца) поддается: «па-па».

Счастлив тот, кому родители принадлежат от рождения, и он не представляет, что может быть иначе.

Преданный матерью ребенок, как только рвется пуповина, становится сиротой и в лучшем случае обречен на казенную любовь государства, а в худшем (и так бывает очень часто) - на нелюбовь, равнодушие, а то и презрение окружающих.

Но когда сирота начинает понимать, что он оставлен, отбракован, выброшен на обочину жизни за ненадобностью, через боль и обиду ищет берег, к которому можно пристать, островок, за который можно зацепиться исплакавшимся, воспаленным обидой сердцем.

Воспитательниц (если уж совсем «по науке», то - социальных педагогов) детдомовцы называют мамой. В «Солнечном круге» одна «мама» на восьмерых. Помощницу социального педагога (в просторечии «няня») воспитанники называют тетей. А папа у всех один - директор детдома (назовем так по старинке Центр содействия семейному воспитанию) Виктор Яковлевич Пушнин.

И в этом нет игры. Ребенок врастает в эту роль, которую и ролью-то теперь называть нелепо. Она становится его сутью. Детей 131, а «папа» один. И для каждого из них он - единственный. Единственный в том смысле, что каждый видит в «папе» что-то свое, очень личное, глубоко запрятанное, выстраданное.

У Пушнина своя, уже давно взрослая дочь Маша, но вряд ли Виктор Яковлевич уделял ей внимания больше, чем чужим детям - он же всю жизнь на работе.

Во время нашего разговора Маша позвонила отцу с какой-то (как всегда бывает у женщин, неотложной) просьбой. «Папа…», - услышал я из ладони Пушнина взволнованный голос.

Пока директор наставлял дочь по мобильному, я подумал: и взрослая дочь, и детдомовцы называют Виктора Яковлевича «папой» с одинаковым моральным правом на это, потому что «химический состав» этого понятия (отец, папа) тоже одинаков - желание быть защищенным. И непоколебимая уверенность в защитнике.

Пушнин в педагогике без малого полвека, что само по себе уже достойно уважения, если не восхищения.
Редкий мальчишка мечтает стать учителем. Не мечтал и Виктор, но и не исключал работу с детьми. Перед глазами был пример матери - сначала учителя начальных классов, а потом директора школы-интерната в тихом украинском поселке. Но, то был интернат для нормальных советских детей, и от матери не требовалось титанических педагогических усилий. Дети как дети. Не лучше и не хуже других.

Они приезжали в школу-интернат из ближних и дальних хуторов, чтобы через неделю, отучившись, снова вернуться в ухоженные сытые хаты, где их ждали соскучившиеся по чадам мамы и папы, украинские борщи с копченым сальцем, вареники, рыбалка на дальнем пруду, по дороге на который папка даст порулить новеньким мотоциклом с коляской. Вечерняя уха. Мамин поцелуй на ночь с обязательным влюбленным вздохом: «Вырос-то как, сынку…»

То были желанные и любимые родителями дети, и особых хлопот с ними не было.

…В свое время Виктор Яковлевич занимался спортом. Закончил в Киеве институт физкультуры. Играл в волейбольной команде мастеров и сам кандидат в мастера, но карьеру профессионального спортсмена прервала травма. Отслужил в армии в Архангельских болотах. Перебрался в Москву. Женился. Работал в институте нефтехимической и газовой промышленности имени И.М.Губкина. То есть, педагогикой в его жизни пока и не пахло. Но недалеко от дома открылась новая школа…

Нет ничего более постоянного, чем временное. Он заглянул в школу поработать с годик-другой учителем физкультуры, пока жена-студентка не закончит институт. А застрял на шесть лет. Потом была еще одна школа и три года работы в группе советских войск в Германии.

Пушнин мог вернуться в прежнюю школу, где его все устраивало - и зарплата, и нагрузки, и уважение коллег, и обожание учеников.

Но он бросил новый вызов судьбе, согласившись преподавать в детском доме для социальных сирот. Кто-то из великих обмолвился, что для того, чтобы познать себя, требуется только две вещи: честность и время. И то, и другое у Виктора Ивановича Пушнина было в достатке - честность перед собой в выборе профессии, и время на реализацию себя в ней.

«Райское место» на 16-й парковой, окруженное мачтами сосен, пронзающими бирюзовую бездну неба, казалось, сулило 42-летнему, уже «тертому» мужику безграничные возможности для педагогической практики. Виктор Яковлевич грезил детскими трудовыми лагерями, спортивными олимпиадами школьников, соревнованиями, турнирами сборных детских домов и школ района и города по волейболу, футболу, легкой и тяжелой атлетике, восточным единоборствам… В нем не умер еще талантливый тренер, что в сочетании с приобретенным педагогическим опытом учителя физкультуры и парторга могло дать прекрасный результат. Кто-то горит на работе, а кто-то загорает. Пушнин сгорал!

Как это нередко бывает, большое дело, как и огромную любовь, подтачивают маленькие разногласия. А тут, в лихие 90-е, не разногласия - война. Перечитайте или вспомните повесть Григория Белых и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД» - ситуация в детдоме на 16-й Парковой, в которую пришли Пушнин и новая команда педагогов, была едва ли не круче.

Прежний педагогический состав во главе с директором полностью уволили. По строгому конкурсу набрали свежий коллектив. В детдоме было 360 воспитанников. Они встретили новых педагогов, как врагов. Переворачивали автомобили. Выбрасывали из окон посуду, учебники, стулья. Набрасывались на учителей с кулаками, а кого-то даже побили. Общались только матом. У проходной дежурила милиция с собаками…

Это была неуправляемая полукриминальная детская республика со своим «президентом» и «правительством» - ребятами старших классов, так называемой в их среде «отрицаловкой», не признающей законов нормального общежития.

Пушнин и его команда педагогов пришли на руины детской надежды. Надо было начинать даже не с нуля, а с глубокого минуса. Надо было разбирать баррикады, по разные стороны которых оказались дети и педагоги.
- Самое сложное - вернуть доверие детей, - рассказывал Виктор Яковлевич. - Они чувствуют малейшую ложь. Высшая нравственность - это умение честно мыслить. Ставить перед собой точные задачи и выполнять их. Дети не способны понять, что мы смотрим на них цельно, заглядывая в их будущее, а не оцениваем только качество момента, их конкретную шалость или высокий поступок.

Балом правила некая группировка, назвать которую преступной не поворачивается язык, но и синонима, более точно отражающего «приключения» подростков образца девяностых, в словаре юристов нет. Визиты участковых и серьезных милицейских чинов в кабинет директора детдома были в те времена регулярными.

Как-то приходит следователь. - С грустной улыбкой вспоминает Виктор Яковлевич. - «Покажите спальное место Н.Н.». Идем в жилой корпус. Показываю комнату и кровать пацана. Следак разбросал постель. Распотрошил матрас, а из него, как горох из мешка, посыпались кольца, цепочки, браслеты, бусы, перстни, сережки… И дорогие, и так себе.

Днем паренек и К грабили квартиры и прохожих, а ужинать и спать возвращались в детдом. Ловко устроились.

Стало понятно, что такой «армией» в 360 человек (кровати в спальнях стояли в два яруса!) в одних тесных стенах управлять нереально. Контингент детдомовцев сократили на треть, разбросав по другим специальным детским учреждениям. Детский дом завис в состоянии полураспада, но дышать стало легче.

Сначала надо было добиться того, чтобы слово учителя (воспитателя) обрело в детском доме намоленные веками и поколениями вес и солидность. Чтобы «истиной в последней инстанции» стал совет педагога, а не блатной окрик сверстника. Как быть? Силы явно не равны. «Друг» всегда рядом, почти 24 часа в сутки, а воспитатель - только рабочий день. Учитель предметник и того меньше.

Там, где есть две морали, понятия «хорошо» и «плохо» становятся переменными величинами. Пушнин стал действовать личным примером.
Приглашает «теневых лидеров» из старших классов к перекладине. Покажи, на что способен? Балбес карабкается на турник. Разок переползет через перекладину и повиснет, как сопля. А Виктор Яковлевич - мужик за 40 лет - крутит «солнышко», держит угол и подтягивается для начала раз 20.

Убедительно? Не очень? Тогда давайте в волейбол. Вас шестеро, а я один. Через полчаса учитель разделывает пацанов под орех. Как так, переругиваются те друг на друга, он один, но успевает в любой угол площадки, а они, «блатари», кто держит в страхе всех детдомовских пацанов, позорно проигрывают «деду», на глазах роняя свой и без того сомнительный авторитет.

Продолжим, или на сегодня хватит? Ах, хотите реванш, но в футбол! Поехали! Малыш, иди ко мне на ворота, а вы так вшестером и играйте. Через 20 минут 7:1 в пользу Пушнина. Наелись? То-то же! Завтра побежим кросс в лесу. Готовьтесь…

На «десерт» Пушнин средним пальцем поднимает над головой двухпудовую гирю.

«Крутой мужик!», - слышит за спиной. «Уважуха!».

Вот так, шажок за шажочком, нарабатывался педагогический авторитет. В детский дом вместе с теплом, уютом и доверием возвращался здравый смысл. Возвращалась надежда. Детский дом становился домом для детей.

Кто остался из первой команды педагогов? - Спрашиваю Пушнина. - Кто не испугался трудностей.

Виктор Яковлевич загибает пальцы:

Мой заместитель Раиса Ивановна Макарова. Руководитель структурного подразделения Александр Николаевич Мирошкин… Вместе с нуля начинали. Вынесли самые тяжелые времена. Учитель рисования Людмила Михайловна Роншакова. Она пришла из общеобразовательной школы. Изобразительное искусство, скорее хобби Людмилы Михайловны, но как педагог она - талантище. Стольких ребят открыла! Наши работы все выставки обошли - от районных до международных. Отовсюду просят - только дайте.

Библиотекарь Надежда Петровна Молодцова работала воспитателем. По сей день, к ней приходят выпускники. Она им как мать. Приходят за советом и просто пообщаться, согреться душой. Талантливых педагогов у нас много. Без этих людей дом не сформировался бы. «Республика ШКИП» - школа имени Пушнина.

Через пять лет детский дом на 16-й Парковой стал образцово-показательным. Его ставили в пример. И то, правда. Заброшенные подвалы корпусов (бывшие мастерские) превратились в лыжную и велосипедную базы. У каждого (!) воспитанника был свой велосипед. Теперь незачем было угонять их у городских мальчишек. У каждого - своя пара лыж. Иные пижоны выходили на тренировки и соревнования в майках с надписью «СССР» на груди - подарок разных сборных. Не у каждого домашнего ребенка есть то, что есть у детдомовца.

Одно время у наших ребят даже спортивные мотоциклы были, - уточняет Виктор Яковлевич. - Нам неплохо помогали…

Сейчас у Центра содействия семейному воспитанию «Солнечный круг» принципиально новые задачи, что видно из его названия. Детский дом, школа-интернат… - это в прошлом. Поменялось не только название - поменялась суть работы учреждения.
- Год назад мы потеряли статус государственно-образовательного учреждения. - Рассказывает Виктор Яковлевич. - Два года назад у нас забрали школу. Теперь наши дети учатся в обычных общеобразовательных и специальных школах. Новый закон об образовании не рекомендует учиться в детдоме. Дети живут у нас, а учатся в школах района. Мы их развозим, а потом так же забираем.

В «Солнечном круге» дети совместно проживают - это единственная функция интерната. Мы принимаем детей не на 10-15 лет, как было раньше, а на временное содержание.

Наша задача найти семью для ребенка, подготовить эту семью, выбрать и подготовить ребенка, который хочет именно в эту семью… И соединить их.

Это, если хотите, социальный госзаказ - как можно больше детей передать на семейные формы воспитания.

Для этого в Центре содействия семейному воспитанию «Солнечный круг» открыли школу приемных родителей. Набирается группа из 15 человек. Будущих пап и мам обучают основам психологии, тонкостям общения с детьми, навыкам, как избежать конфликтов. Проводят тесты и ролевые игры…

Мы проводим с кандидатами в родители собеседование, но каждому, конечно, в душу не заглянешь. Но у нас есть два месяца (ровно столько проходит обучение), чтобы понаблюдать за будущими папами-мамами.

Это новая забота директора. Точнее, одна из забот, подброшенная реформами образования и воспитания.

Решение взять ребенка на воспитание в семью поощряется государством. В зависимости от возраста ребенка и его здоровья приемным родителям выплачивается от 19 000 до 27 500 тысяч рублей ежемесячно - на содержание ребенка, и столько же - за его воспитание. В сумме - от 38 000 до 55 000 рублей в месяц. Согласитесь, неплохо.

Для многих супругов это манящий стимул. - говорит Пушнин. - Хотя, как-то не по-людски оценивать любовь к детям конкретной суммой. Но прагматизм побеждает. Век такой. Не будем думать о людях плохо. Очень многие родители искренне хотят взять ребенка в свою семью. Без всяких шкурных интересов. Причем немало тех, у кого уже есть свои родные дети.

А сами сироты хотят обрести семью, стать приемными? - спрашиваю Пушнина.

Подавляющее большинство хотят расти не в казенном доме. По нашим опросам это процентов 80. Из 20-ти процентов оставшихся половина колеблется, а другая - категорически не хочет менять образ жизни. Мол, выросли в детском доме, и дальше пойдем по жизни самостоятельно.

А кто-то еще сохраняет надежду вернуться в отчий дом. Вдруг папка с мамкой, лишенные когда-то родительских прав или угодившие за решетку, возьмутся за ум.

А я вспомнил лозунг на столе директора: «Верь в мечту. У нее есть приятная особенность - сбываться».

Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов живет активной жизнью

Дома-интернаты для инвалидов, дома престарелых продолжают оставаться закрытой темой для большинства российских СМИ. Принято считать, что атмосфера там настолько тосклива и безысходна, что их обитателям ничего не остается, как коротать время в одиночестве. В Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов все совсем не так, в чем и убедились корреспонденты «Городских вестей».

Комфорт как состояние души

Территория Волгоградского дома-интерната для престарелых и инвалидов большая - как выяснилось, занимает почти 12 га. Аллеи ухожены, кругом клумбы, везде чистота и порядок. Удивляет, как его обитатели справляются с таким большим хозяйством. Вместе с заместителем директора по медицинской работе Константином Владимировичем Чайкиным входим в кабинет директора Инны Тихоновны Плиевой. К нашей беседе присоединяется заведующий психоневрологическим отделением Максим Алексеевич Иванов, победитель областного конкурса в номинации «Лучший врач учреждения социального обслуживания».

Из беседы с руководством мы узнаем, что в Волгоградском доме-интернате для инвалидов постоянно живут 575 чел. Пожилых людей - 300, психоневрологических больных - 275, из них 180 недееспособных. В штате 4 врача-психотерапевта, стоматологи, терапевты, врачи-специалисты. Кабинет для занятий ЛФК, процедурные кабинеты, комнаты психологической разгрузки, лаборатории - дом-интернат имеет все, что должно быть в арсенале современного реабилитационного центра. Условия проживания комфортные: в комнатах на 2-3 чел. телевизоры, хорошая мебель, у некоторых компьютеры, питание 4 раза в день. Кстати, кормят в Волгоградском доме для престарелых и инвалидов отменно! Вместе с постояльцами в обед мы с удовольствием отведали суп с фрикадельками, котлеты с гречкой, творог со сметаной и сахаром, свежие овощи, компот из сухофруктов. Продукты в дом-интернат доставляют ежедневно к 8 утра из Камышинского района самые свежие. Но, как справедливо замечает директор дома-интерната, комфорт - это не только уютные комнаты, свежие простыни и вкусная еда, это умение создать дружелюбную атмосферу для тех, кто в этом более всего нуждается.

И жизнь, и слезы, и любовь!

Здесь все как в обычной жизни - радость соседствует с печалью. Недавно стало известно о том, что с тяжелой формой инсульта в доме-интернате прикован к постели преподаватель

ВолГУ, известный волгоградский этнограф и культуролог, член Союза писателей Владимир Викторович Когитин и никому, кроме нескольких бывших студентов, он оказался не нужен. Горько и обидно, учитывая, какой огромный вклад Владимир Викторович внес в российскую науку и жизнь

ВолГУ. «К сожалению, таких одиноких людей в нашем учреждении много, в том числе заслуженных, - говорит начмед Константин Владимирович Чайкин. - Наши постояльцы нуждаются не только в уходе, но и в моральной поддержке. Родственникам и знакомым важно помнить о том, что забота персонала не заменит внимания и поддержки близких людей. Всегда можно найти время на то, чтобы подарить им частичку любви и тепла!»

Но есть и счастливые, удивительные моменты в жизни дома-интерната. В прошлом году в канун годовщины победы под Сталинградом в загс отправились 94-летний фронтовик Василий Фомич Лигаров и 71-летняя Валентина Алексеевна Петрова. «Тело-то стареет, а душа нет», - говорит директор интерната Инна Плиева. Для многих обитателей дома Инна Тихоновна стала самым близким человеком. Пожилые и молодые идут к ней со своими бедами, доверяют самые сокровенные тайны. Вот и влюбленный фронтовик пришел за советом: удобно ли идти в загс с молодой женой? «Сначала думала отговорить, - признается Инна Тихоновна, - зачем ставить штамп в таком солидном возрасте? А потом вижу, что для себя Василий Фомич все решил. И не совет ему нужен, а моя поддержка. Так и сыграли свадьбу».

Среди инвалидов тоже образуются пары. «Мы селим их в отдельные комнаты, помогаем обустраивать домашний очаг, ведь настоящего дома у ребят может и не быть, - продолжает Инна Тихоновна. - Некоторые полностью готовы к самостоятельной жизни. Но с квартирами для детдомовцев-сирот в Волгограде большая проблема».

Под парусом - к мечте!

За плечами молодого доктора, заведующего психоневрологическим отделением Максима Иванова уже 11 лет работы в Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов, много наград и дипломов. В текущем году, став победителем областного конкурса в номинации «Лучший заведующий отделением учреждения социального обслуживания», Максим намерен поучаствовать во всероссийском конкурсе. Коллеги и подопечные верят в его победу.

Психологическая разгрузка необходима и ему, и пациентам, считает Максим, и каждый год вывозит своих подопечных на море. Он организовал в Волгограде школу по кайтсерфингу, увлекается экстремальными видами спорта, организует соревнования, во время отпуска ездит за границу тренировать серфингистов, а еще успевает в Волгограде вести лидерские программы в тренинговой компании. Конечно, ездить с таким заводным, веселым доктором на море здорово.

Серфингом Максим зара-зил и своих подопечных. «Глаза горят, на лицах счастливые улыбки, в нашей компании постоянно смех, шутки. А самое главное - у ребят возникает желание преодолеть себя, побороть свои страхи и сомнения. Инвалиды возвращаются в Волгоград в прекрасном настроении, строят планы на будущее, мечтают о новых поездках, полных приключений и новых впечатлений, - говорит Максим. - Такая терапия приносит большую пользу».

Без блинов не Масленица!

«Мы дружно отмечаем все праздники, - рассказывает Инна Тихоновна. - В актовом зале с концертами выступают фронтовики, детские коллективы, часто приезжают известные артисты. В один из дней кинофестиваля «Царицынская весна» у нас в гостях была телеведущая Татьяна Судец. Встречи с таким людьми остаются в памяти надолго».

К Масленице депутат Волгоградской городской Думы Сергей Щелкунов привез два мешка муки, поэтому Масленица была самая настоящая - с вкусными блинами, шумными, веселыми играми. «Жаль, не было снега и мы не смогли покататься на санях», - сетует директор. Обитатели дома-интерната вспоминают, как в прошлом году огромные сани прицепили к трактору и все вместе катались по глубокому искрящемуся на солнце снегу.

Молодые инвалиды ждут, что этой осенью возобновятся спортивные соревнования между домами-интернатами. И тогда они обязательно займут призовые места. «У пожилых людей были семьи, была любовь, за их плечами целая жизнь. А у ребят-инвалидов нет ничего, кроме этого дома-интерната, и неизвестно, что ждет их впереди, - добавляет Инна Тихоновна. - Они дорожат каждым мгновением, поэтому мы стараемся, чтобы радостных моментов в их жизни было больше».

Эти руки не для скуки

Весна и лето - время агрозабот. Стараниями персонала и подопечных территория дома-интерната превратилась в цветущий сад. Его обитатели много времени проводят в огородах и на клумбах. Летом на столе свежие овощи, малина, клубника, даже арбузы с собственного огорода.

Много времени обитатели дома-интерната проводят в комнате досуга и отдыха. Здесь царит атмосфера творчества, все заставлено замысловатыми поделками и картинами. Лена Перевалова на пару с Ирой Косолобовой в два счета обыграли нашего корреспондента в шашки. За этой битвой, не отвлекаясь от вышивки, с улыбкой наблюдала Оля Налютина. Римма Алиева - талантливая художница, которая к тому же научилась танцевать на инвалидной коляске. Оксана Васина много времени проводит за шитьем. Постояльцы дома-интерната искренне, по-детски радуются гостям. Такое доброе отношение к незнакомым людям редко где встретишь. Только гости в этом гостеприимном доме, к сожалению, бывают нечасто.

Школа безопасности

Статистика пожаров в домах-интернатах до недавнего времени была ужасающей. Достаточно вспомнить, что в период с 1997 по

2011 гг. в 20 пожарах в домах-интернатах, домах для престарелых и специализированных больницах погибли свыше 250 чел. Ситуация заметно улучшилась в последние годы, когда к этому вопросу стали подходить ответственно, принимать жесткие меры по отношению к нарушителям.

«Пожар - это самое страшное, что может у нас произойти, - говорит директор Инна Плиева. - Пользоваться противопожарным оборудованием мы обучили не только персонал, но и всех подопечных, способных действовать в экстремальных ситуациях. Под руководством МЧС проводятся тренировочные мероприятия с эвакуацией, последовательность действий персонала в случае пожара отработана до автоматизма».

Но пожар далеко не все, что может угрожать людям с ограниченными возможностями. Электричество, продукты питания, пере-охлаждение, нечестные граждане - все представляет для людей с ограниченными возможностями потенциальную опасность. В доме-интернате разработана программа, которая называется «Школа безопасности проживания маломобильных граждан», которая включает в себя пожарную, пищевую, психологическую, юридическую безопасность, электробезопасность и защиту от терроризма. Во главе каждого направления стоит работник, который занимается с группой по 15 чел. Затем приходит другая группа и т. д. За год обитатели дома-интерната получают исчерпывающую информацию по всем направлениям. Выпущены обучающие буклеты, где популярно написано, что делать в экстремальных ситуациях. Памятки есть в каждой комнате.

Платные услуги

Волгоградский дом-интер-нат для пенсионеров и инвалидов оказывает и платные услуги. Не стоит отчаиваться и паниковать, если не с кем на время отпуска или командировки оставить больного маломобильного родственника. Персонал дома-интерната решит эту проблему. Цена проживания вместе с питанием и уходом от 24 до 36 тыс. руб. (в зависимости от состояния здоровья человека и от объема помощи, в которой он нуждается) и соответствует затратам дома-интерната на одного постояльца.

Все обитатели дома-интерната бесплатно пользуются парикмахерскими услугами (женщины два раза в месяц, мужчины один раз), если чаще, то за дополнительную плату. «Не только молодежь, но и бабушки любят делать завивку и модельные прически, особенно по торжественным случаям, - с улыбкой замечает Инна Тихоновна, - да и мы пользуемся услугами наших замечательных парикмахеров».

Медсестры готовы оказать помощь на дому - сделать уколы, поставить капельницу. Персонал возьмет на себя все хлопоты по оформлению недееспособного или лежачего больного в дом-интернат. «Мы можем забрать человека к себе, провести по всем врачам, оформить необходимые документы, - продолжает Инна Тихоновна. - После выдачи региональным министерством соцзащиты населения путевки в наш дом-интернат этот гражданин попадает под нашу опеку и пользуется теми же услугами, что и остальные».

Эх, дорога!

Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится в Советском районе за СХИ по адресу: ул. Криворожская 2а, в районе военкомата. Общественный транспорт туда не идет, маршрутки тоже, что осложняет доставку персонала. Посетителям тоже проблематично доехать без личного транспорта. Много лет руководство дома-интерната уговаривает чиновников решить вопрос с маршруткой, чтобы маршрутчики хотя бы по требованию доезжали до ворот социального учреждения. К сожалению, этот вопрос до сих пор не решен.

Обитатели дома-интерната живут не в замкнутом пространстве. Все, кто по состоянию здоровья может выходить в город, имеют такую возможность, получают разрешение на выход. Все перемещения подопечных персонал контролирует по телефону, чтобы, не дай бог, ничего не случилось. Каждую неделю на автобусе в сопровождении персонала постояльцев дома-интерната возят на рынок. «В нашем обществе, к сожалению, бытует мнение, что определение родственника в дом престарелых не является проявлением заботы. Это не так, - говорит директор. - Сама по себе старость трагична. Смотреть в грустные глаза людей в инвалидных колясках - зрелище не для слабонервных. Трудно видеть людскую боль и страдания. Но этот период жизни человек должен пройти. Если человек к старости остался одинок, не лучше ли провести зимнюю пору своей жизни в доме, где о тебе заботятся 24 часа в сутки, оказывают медицинскую помощь и гигиенический уход, вкусно кормят, устраивают праздники, где созданы все условия для нормальной жизни? Приезжайте к нам и убедитесь в этом сами».

Инвалиды не только выживают сами, но и помогают окрестным деревням

Деревня Светлана, что в Волховском районе Ленинградской области, очень необычная. Большинство ее жителей - инвалиды с психическими заболеваниями. Тем не менее они самостоятельно трудятся на ферме, в огороде и пекарне и живут, ведя практически натуральное хозяйство. Да и те, кто им помогает - педагоги с многолетним стажем, психологи, волонтеры, фермеры, - тоже личности незаурядные. Они не получают зарплату, хотя многие живут в этой деревне не один год. И считают подопечных не пациентами, а скорее своими близкими.

Четыре домика в деревне

Как только я ступила на территорию деревни, меня окружили плотным кольцом. «А где ты живешь?», «А откуда приехала?», «Давай дружить!», «Пообедай с нами». Все доброжелательно улыбались и протягивали для приветствия руки. Сразу и не понять, что эти люди - «особые». Они великолепно трудятся на всех «фронтах» хозяйства, за обедом ведут обычные разговоры. Влюбляются и дружат, как все мы.

В деревне четыре дома, каждый из которых носит свое имя - дом Фритьофа Нансена, Федора Достоевского, Серафима Саровского и Ларша Хенрика (это норвежский строитель, который его спроектировал). Также есть ферма с коровами, курятник, огород, теплицы, баня, пекарня. Все это не только для того, чтобы обеспечить деревню необходимым, но и часть терапии, благодаря которой люди меняются на глазах.

По словам Сары Хогнауэр, педагога-волонтера, многие из подопечных приезжают сюда совершенно беспомощными, но буквально через полгода родные их не узнают. Те, кто раньше с трудом справлялся с элементарными бытовыми операциями, начинают в деревне действовать самостоятельно. Хлопочут по дому, работают в огороде, ухаживают за животными, а еще - участвуют в любительских спектаклях, поют, танцуют, рисуют.

Происходит это потому, что дома этим людям не доверяют. Даже дверь открыть для них порой большая проблема. А выйти на улицу они вообще боятся. Уж не говоря о том, что инвалидов с такими диагнозами не берут на работу и по большому счету они не нужны нашему обществу. А в деревне каждый находит применение себе. Он при деле, и от этого счастлив.

Двадцать лет счастья

Деревне в этом году исполнилось 20 лет. Для России она уникальна. На Западе есть такие проекты, но у нас они - пока исключение из правил, с душевнобольными инвалидами возиться не хотят. Когда все начиналось, выделили землю местные власти, благотворители из Норвегии закупили на пожертвования стройматериалы, фермеры и добровольцы помогли построиться и наладить быт. И вот в 10 километрах от Ладожского озера, на берегу реки Сясь, возникли четыре добротных дома и прилагающееся к ним натуральное хозяйство. Покупают только крупу, соль, сахар и банные принадлежности. Ну и, конечно, одежду. Особенно быстро изнашиваются здесь резиновые сапоги.

Это не интернат для душевнобольных, а именно ферма, где выращивают экологически чистую продукцию. У всех подопечных, живущих здесь вместе с педагогами и волонтерами, диагнозы разной степени тяжести: это и шизофрения, и слабоумие, и синдром Дауна, и аутизм. Но на работу натурального хозяйства это никак не влияет.

Попадают подопечные сюда по «благословению» родных, которые впоследствии вносят небольшую ренту на содержание деревни. Но в основном деревня живет на благотворительные частные пожертвования других людей - тех, кто может себе это позволить. Люди приезжают в Светлану из разных городов России и даже из стран СНГ.

Старожил Миня уже в пенсионном возрасте. На «Большой земле» у него только старенькая мама. Когда-то мужчина маялся дома от безделья, почти не гулял, знал дорогу лишь от квартиры до кабинета врача, но сейчас - совсем другое дело! Возвращаться под крыло мамы Миня не хочет, в деревне он чувствует себя нужным. Хотя пенсионеру уже трудно справляться с тяжелой работой, он принимает деятельное участие в жизни остальных - помогает друзьям получить нужные навыки. Миня знает и умет все: и тарелки мыл, и хлеб пек, и огород полол, и компост делал.

Миня у нас мастеровитый, а талантливый какой, - делает комплимент подопечному Сара.

Тот счастливо кивает головой в знак согласия и расплывается в широкой улыбке. На фото, которые мы вместе смотрим в альбоме, старожил деревни в разных костюмах - это он участвует в любительских спектаклях.

Все свое, без пестицидов!

Я обхожу дома. В одном из них остаюсь на обед: на столе все свое: и вишневый компот, и грибы, и котлетки, и капуста с морковкой, и хлеб. Перед обедом ко мне подходит 29-летний Саша и без предисловий скороговоркой начинает рассказывать о себе.

Я-живу-здесь-не-помню-сколько. В-Петербурге-у-меня-мама, а-здесь-два-друга. Вы-видели-мои-рисунки? Пойдемте-покажу!

Саша показывает мне свою комнату, где на столе, кровати и стенах его незаконченные работы. На одних - лошади, на других - сказочные герои, на третьих - диковинные города и цветы.

Одному ему трудно рисовать, не доводит дело до конца, - объясняет педагог Ирина Андреева, - но когда я помогаю Саше, то все получается. А еще мы рисуем природу, описанную в стихах поэтов Серебряного века.

Саша говорит, что ему в деревне хорошо. Раз в год парень отправляется домой «на каникулы». По вечерам он играет на гитаре и поет. И мечтает познакомиться с бардом Александром Городницким - своим кумиром. Но больше всего Саша любит работать на ферме, где на особом языке разговаривает с животными.

Только одно плохо - я иногда плачу, сам не знаю почему, - признается мне Саша шепотом, - а плакать не нужно.

После обеда обитатели деревни разбредаются по территории, до 17–18 часов они работают. Ухаживают за животными на ферме, обрывают с кустов яркие осенние ягоды для заготовок, кормят кур или помогают педагогам по дому. Занятия, которые выбирают для «деревенских», зависят от степени их понятливости. Кто-то способен на одну простую операцию, а кто-то - на многоходовые и осмысленные действия.

А пока я стою у крыльца и любуюсь на багрово-желтые кусты, ко мне подходит Света, поправляет прическу и тихонько просит:

Сфотографируй меня с моим Романом!

Роман не очень согласен, что он «ее», но терпит. А красавец Амир держится неподалеку и ловит на себе томные взгляды остальных дам: он любимец большинства барышень деревни.

Порой здесь кипят настоящие страсти. Та же Света недавно ушла от одного кавалера к другому. Теперь никто из «треугольника» не знает покоя и сна. Но влюбленности - одно, а постоянные пары здесь практически не образуются. Не очень приспособлены «особые» люди для семейной жизни. Тем не менее дружить они умеют, и друг с другом, и с педагогами.

Англичанка из русской деревни

На пороге дома, где живет Сара Хагнауэр, меня ждал сюрприз. Хотя деревня Светлана - для совершеннолетних инвалидов, навстречу выбежала девчушка лет семи, взяла меня за руку и повела внутрь. Пока Сара с кем-то разговаривала по телефону, мы с девчушкой успели поиграть на пианино, посмотреть книжку и полюбоваться цветком в красивом горшке.

У маленькой Вики, как и у всех обитателей деревни, непростой диагноз. Раньше она жила в интернате, а теперь - дочка англичанки Сары и ее русского мужа Бориса. Вика никогда не видела родную семью: от нее отказались в первый же день жизни.

Кыс, - говорит мне она, показывает на кошку и счастливо смеется. Потом показывает на шоколадку и говорит: - Да!

Сара и Борис приняли решение забрать себе ребенка, после того как узнали, что Вику переводят из одного учреждения в другое. Об этом рассказала им подруга-волонтер, переживавшая, что девочка плохо адаптируется на новом месте и у нее наступит ухудшение. «Нельзя ли найти уголок для девчонки у вас?» - спросила она. Сара и Борис, прошедшие школу приемных родителей, оформили опеку над «дочкой».

Несмотря на то что Вика пока говорит всего несколько слов - «мама», «папа», «да» и «нет», - а все остальное выражает жестами или коротким «уху», Сара полна решимости ее развивать. «Вот увидите, девочка будет прекрасно разговаривать, - не сомневается новоявленная мама, - главное - терпение, внимание и регулярные занятия». Глядя на то, как ловко ребенок сервирует стол к обеду, с этим трудно не согласиться.

У Сары тоже особая история, как и у ее подопечных. Она - гражданка Великобритании, педагог, первый раз приехала в Светлану в 1994 году. Сначала бывала здесь время от времени, но потом осталась навсегда. До того как познакомилась с Россией, преподавала в благополучной и чистенькой Швейцарии. Родители Сары - тоже педагоги-подвижники, они всю жизнь занимаются с инвалидами, поэтому вопрос, где работать, для юной Сары не стоял.

Свое решение бросить «цивилизацию» и остаться в деревне, где без резиновых сапог сложно даже летом, женщина объяснила так: «В Швейцарии мало интересных событий и людей. Я преподавала детям, и среди всего класса обычно было 3–4 нестандартных личности. А здесь для меня каждый новый человек - открытие, такие характеры, судьбы!».

К тому же 15 лет назад Сара нашла здесь и свое личное счастье. Борис (тоже педагог) работал в соседней деревне. Но постепенно проникся симпатией к жителям деревни, стал бывать у них, помогать. В итоге он перебрался в деревню насовсем и женился на Саре. У этой пары редкое взаимопонимание: решение про Вику супруги приняли единодушно.

Вика же каким-то непостижимым образом с первой их встречи поняла, что скоро поедет домой. И что у нее теперь будут мама и папа. А еще - дедушка. Сотрудник Светланы Гамлет, который исполняет здесь роль и шофера, и педагога, и завхоза одновременно, уже называет девочку внучкой и любит повозиться с ней.

Невероятная любовь сотрудников и подопечных распространяется здесь не только друг на друга, обласканы и накормлены в Светлане домашние животные. Чуть ли не у каждого жителя по котенку, есть собаки, правда, не сторожевые, а невероятно добрые.

А помогают ли вам местные жители? - задала я вопрос под занавес.

Скорей уж мы им. Здесь же много одиноких бабушек, однажды вот пришла такая и свалилась, мы ей «скорую» вызывали. Бывает, обращаются к нам, чтоб в хозяйстве подсобили, забор поправили, с электричеством разобрались. Мы помогаем. А старушки нам яблоки и картошку несут.

С утра идёт снег. Дорожка перед библиотекой уже расчищена. Интеллигентного вида дворник сметает снег с невысокого крыльца, распахивает тяжёлую дверь и входит, пропустив меня вперёд. Через несколько минут вижу, как он выбирает книги в абонементе.

– Вы здесь работаете? – интересуюсь я.

– Нет, просто помогаю. Тут ведь одни дамы, как не помочь, – отвечает Николай Иванович. – Я здесь как дома, поэтому и хочется сделать что-нибудь полезное.

– Недавно у Николая Данцевича был бенефис, – рассказывает Людмила Тараканова, заведующая городской библиотекой имени Александры Потаниной. – Он не только эрудированный человек и искушённый читатель, но и автор сборников стихов. С ними и выступал. На юбилей библиотеки он тоже написал стихотворение – оно в этом альбоме. Бенефициантами были и другие наши читатели. Они у нас замечательные.

Хорошие читатели бывают в хороших библиотеках – это я знаю по себе, потому что тоже не один год беру книги в этой библиотеке.

У кого-то есть свой парикмахер, свой стилист, а у меня есть свой библиотекарь – это Галина Петровна Вандюк . Ровно приветливая со всеми, кто приходит в абонемент, она особо выделяет тех, для кого чтение – не развлечение, а образ жизни:

И коль учесть расположенье
Россией правящих планет,
Так это лучшее вложенье
Ума, талантов и монет.
И я иду в библиотеку
И там читаю с десяти.
Порядочному человеку
В России есть куда пойти.

Солидарная с поэтом и прозаиком Дмитрием Быковым, Галина Петровна для заветного читателя достанет из запасника новые книги: «Не знаю, понравится ли вам, а я не могла оторваться. А эта вряд ли вас порадует, но попробуйте. «Русский Буккер», конечно, но мне как-то не легло на душу». А потом мы обсуждаем свежий роман, которого ещё нет в библиотеке: «К сожалению, фонд обновляется не так быстро, как хотелось бы». Два читающих человека почти всегда поймут друг друга.

Супер-читатели

Но какие есть читатели! За ними не угнаться! Галина Петровна показывает фото на стендах. В конце прошлого года подвели итоги конкурса «Лучший читатель – 2011» . Разумеется, никто из посетителей библиотеки специально к нему не готовился. Просто читали – из любви к этому занятию. А потом библиотекари подняли формуляры самых активных читателей и посчитали сделанные в них записи. Феноменальный результат показала Светлана Черепанова. Девушка прочитала 420 книг! И это, как говорят библиотекари, не книжонки какие-нибудь, не любовные романчики маленького формата – настоящие книги. Мне очень хотелось расспросить победительницу, как ей это удаётся, но Светин телефон был постоянно недоступен, так что я решила: девушка намерена побить свой рекорд и просто не хочет отвлекаться на разговоры. Кстати, победителем Светлана стала в четвёртый раз!

Самой читающей семьёй названа семья Грачёвых–Сидоровых. Здесь читают все: папа, Олег Александрович, мама, Татьяна Павловна, дети – Саша и Маша. Но главный читатель и распространитель этой страсти бабушка, Вера Григорьевна. Бабушка всю жизнь преподавала историю, а её сестра – литературу. На дочь Татьяну влиял и пример отца, который любил читать ей на ночь сказки. Книгами в доме были заставлены стеллажи, выписывали во множестве разные журналы. Саша и Маша обычно проводят выходные у бабушки. А бабушка любит гулять с ними в направлении библиотеки, так что с прогулки приносят стопки книг. Поэтому дети в этой семье хоть и умеют работать на компьютере, но не испытывают к нему фанатичной привязанности. А телевизор и вовсе почти не смотрят. Они любят книги о путешествиях, особенно – в Арктику. Выбранное детьми для чтения Татьяна Павловна сначала читает сама: они не должны знакомиться с чем попало, читать нужно умные и талантливые книги.

Татьяна Павловна верит, что бумажные издания никогда не отомрут. А ещё она ценит атмосферу библиотеки имени Потаниной. Поэтому юбилей библиотеки приравняли к семейному празднику, для которого готовят стихи и подарки.

Уважение к читателю видно и в том, что здесь есть золотой фонд библиотеки – читатели преклонных лет с очень солидным стажем. Это Маргарита Георгиевна Поротова, Лариса Генриховна Саравели, Вил Евграфович Балдаев. Их фото – в зале абонемента. Рядом – фотографии победителей читательского конкурса в разных номинациях. Мисс Фэнтази стала Тамара Хилажева, мистером Историком – Александр Кулешов, а мисс Гламур – Настя Панюшкина. Но в библиотеке уверены, что скоро барышни перейдут к более серьёзному чтению. Мистер «Литературный журнал» – Сергей Иванович Сороковой. Он всю жизнь читал толстые литературные журналы и верен им до сих пор. Раньше такие журналы выписывали многие семьи, теперь их можно найти только в библиотеках.

Люди и события

Рядовой читатель знает не всё о сложной и многоплановой жизни библиотеки. А ведь это средоточие образовательной и культурной жизни города. Например, в отделе краеведческой литературы и библиографии можно получить справку по истории Иркутска. Сюда часто обращаются научные сотрудники, журналисты и просто горожане. Заведующая отделом Римма Григорьевна Михеева рассказывает, что недавно инициативная группа жителей микрорайона Байкальский попросила уточнить дату его основания: они собирались отметить его 40-летие. А позже с подобной просьбой позвонили из думы Иркутска: «Готовится празднование юбилея микрорайона Синюшина Гора, помогите с материалом о его истории». По заказу городской администрации сотрудники отдела отслеживают все важные события в жизни областного центра. В конце года проходит праздник «Время, события, люди», и ещё одна страничка многовековой летописи нашего города оформляется в буклет. Гордость библиотеки – календарь памятных и знаменательных дат «Иркутский хронограф». В прошлом году в библиотеке имени Потаниной выпустили в свет 30 буклетов и брошюр. Одна из них называется «Город, воспетый в стихах». В ней – стихи об Иркутске. Вот что пишет, обращаясь к родному городу, поэт Сергей Корбут .

Кто-то тебя называет сибирской столицей,
Серединой земли и туристской Меккой…
А мне не гордиться, мне бы к тебе прислониться,
Город мой, как человек к человеку.
Тёплый цвет в твоём образе преобладает,
Даже когда метель и мороз,
Скажешь «Иркутск», и льдинка на сердце тает,
Порой до слёз.

Эта льдинка тает, если человеку в родном городе есть куда пойти.

Библиотека – это ещё и место для хорошего общения. Здесь проходят презентации книг, встречи с интересными людьми, конкурсы. Недавно сотрудники библиотеки знакомили читателей со второй частью летописи Иркутска Юрия Колмакова. Она охватывает период иркутской истории с 1941 года по 1991 год.

Новое время

Но меняется жизнь, появляются новые носители информации, и библиотечная жизнь следует запросам читателей. С 2006 года здесь работают над составлением электронного каталога. В нём уже более 41 000 записей – это новые поступления. А в краеведческом каталоге 6000 записей. Скоро любой читатель, пользователь Интернета, сможет узнать о нужной ему книге, не выходя из дома.

Кстати, в библиотеке есть бесплатный доступ в Интернет, чем с удовольствием пользуются студенты и школьники, живущие по соседству. Как рассказала Лариса Константинова, заведующая информационно–библиографическим отделом, сейчас в работе база редкого фонда, который недавно пополнился книгами, приобретёнными у краеведческого музея. Очень популярен и библиотечный сайт, на котором зарегистрировано уже более 600 000 посещений. Пять городских библиотек объединились в проекте «Статья. Информационный сервис». Библиотеки получают около 140 журналов, наиболее интересные материалы входят в корпоративную базу данных. Планируется в скором времени выставить её на сайте. Кстати, отдел готовит буклет об информационных возможностях сайта Центральной библиотечной системы Иркутска. С ресурсами сайта знакомят и школьников, для этого сотрудники библиотеки приходят в школы города.

Книговорот

И всё же старшее поколение, воспитанное на книгах бумажных, по-прежнему стремится ощутить то сладостное мгновение, когда человек открывает том и погружается в ещё неизвестный, но многообещающий мир. Вот и наш знакомый Николай Иванович Данцевич, запасшись литературой, не спешит домой. Он остановился у стола, где посетители могут оставить книги из личных библиотек и найти что-то полезное для себя. Эта акция называется «Книговорот». Каждый из нас время от времени перебирает свои книги и видит, что некоторые из них уже вряд ли будут перечитаны снова и снова. Но они могут пригодиться другим людям. «Здесь попадаются любопытные издания», – говорит Данцевич. И вспоминает, что во время работы на Селенгинском целлюлозном комбинате с горечью наблюдал, как на переработку привозили нераспроданную литературу, целые связки книг. Книгочеи отбирали из этой груды то, что было им интересно. «Мне нравится историческая литература, – говорит Николай Иванович. – Читаю книги по истории России. Хочется мне докопаться до сути: почему мы так живём? Вот недавно читал Виктора Суворова. Не во всём с ним согласен, но много любопытных фактов, о которых я прежде не знал и которые хочу осмыслить».

От чистого сердца

Сегодня в читальном зале народу немного. «Скоро вернутся студенты, будет народ, – говорит заведующая библиотекой Людмила Тараканова. – Иногородние ребята здесь не только занимаются, работают за компьютерами. Иные и перекусят, и вздремнут – в общежитии-то шумно, тесно, а у нас уютно. Студенты пользуются электронной почтой – это бесплатно».

На стенах читального зала гравюры с портретами русских писателей и поэтов. Оказывается, это подарок читателя, иркутянина Владимира Безродных. Украшают зал и фотографии Иркутска в мастерском исполнении Александра Шпехта. Это тоже подарок. Детские рисунки и новогодние игрушки принесли ребята из коррекционной школы№ 5, с которой у библиотеки давняя дружба.

В сентябре 2011 года городская библиотека имени Александры Потаниной отметила свой юбилей – 115 лет со дня основания. Подарки дарят близким людям и от чистого сердца. Сотрудники библиотеки сумели сделать так, чтобы каждый читатель чувствовал себя нужным и важным человеком. И за это им искреннее спасибо.

Какая б ни была эпоха
Под этой бледною луной,
Россия со времён Гороха
Была читающей страной.

И хочется верить, что такой она и останется.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! Последние новости Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ

Когда больше некуда идти

Здесь тепло и спокойно. Пахнет домашним борщом, в комнатах уютно, и тебя ждут друзья. Но самое главное - чувство защищенности, которое рождается в этих стенах от улыбок и настоящей сердечной заботы. Сюда может прийти любой ребенок Большеглушицкого или Большечерниговского района, в жизнь которого постучалась беда: серьезные проблемы со здоровьем, неблагополучие в семье. Здесь, в Большеглушицком реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, он будет не только накормлен, одет, обут, но и обогрет душевно. И тогда он обретет силы, чтобы справиться с бедой.

Реабилитационный центр был создан в 2001 году по программе профилактики детской инвалидности. Руководить им назначили 22-летнего Николая Назарова - только что с институтской скамьи. Поразительно, как этому молодому, тогда неопытному человеку удалось практически с нуля создать это удивительное по своей исцеляющей силе место. Десять лет назад центр занимал второй этаж здания детского сада, он был рассчитан на 20 койкомест: 8 - для детей с ограниченными возможностями и 12 - для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. С 2008 года центр стал государственным учреждением, получил в пользование все здание, а значит, смог расшириться. Теперь здесь одновременно могут находиться 30 детей и подростков: 15 мест рассчитано на ребят с тяжелыми заболеваниями и 15 - для социально неблагополучных. Впрочем, если надо приютить больше - выкрутятся, но в помощи не откажут.

Неблагополучие может быть разным: пьющие родители - это одно, но беда может постучаться в дом внезапно: потеря работы и невозможность содержать ребенка, неожиданная инвалидность отца или матери, смерть родственников. В районах есть целая система профилактики социального неблагополучия, которую ведут службы опеки и попечительства, куда входят управления по вопросам семьи и демографии при администрации районов, центры «Семья». Наш центр - та последняя инстанция, когда ребенку идти больше некуда, - рассказывает Николай Назаров.

«Мы можем приспособиться к нуждам любого ребенка»

Реабилитационный центр Большеглушицкого района - комплексное учреждение, в котором созданы все условия для адаптации детей с трудной судьбой. Здесь проводятся социально-педагогическая, психологическая, медицинская, образовательная виды реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет. Центр постоянно развивается: новые методики, оборудование, работа в тесном контакте с ведущими профильными учреждениями образования, здравоохранения и социального развития, общественными организациями и церковью.


Наша жизнь сегодня подобна эскалатору, который движется сверху вниз, и для того чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать. А нам, социальным учреждениям, надо бежать еще быстрее. Мы - реабилитационный центр XXI века и должны охватить все стороны жизни, - считает Николай Назаров. - Не только обеспечить физические нужды, утрясти образовательный процесс, но и раскрыть душу ребенка: привить эстетическое и гармоничное восприятие мира, помочь с выбором профессии, научить быть настоящим человеком, достойным членом общества.

Такая позиция Назарова не осталась незамеченной: сегодня он является председателем совета директоров учреждений службы семьи всей Самарской области.

Меня волнует, например, что для детей-колясочников нет доступной среды. В Большеглушицком и Большечерниговском районах таких детей 15. Мы хотим сделать у себя группу на 4 койкоместа для их реабилитации. А для ребят, которые из-за отсутствия безбарьерной среды не могут посещать школу, мы разработали специальную программу, она одобрена и включена в план мероприятий федеральной программы «Дети-инвалиды России ». Я считаю очень важным приспосабливать центр к нуждам любого ребенка, - говорит Николай Назаров.


Ребенок, который только что пришел сюда, - испуганный, потерянный. И как он преображается, побыв здесь хотя бы месяц: у него появляются уверенность и спокойствие в глазах. Каждый год здесь обретают новые силы не менее 60 детей и подростков, которые могут находиться в центре от 3 до 6 месяцев, а при необходимости и дольше. В это время сотрудники не только занимаются ребенком, но и стараются стабилизировать ситуацию в семье.

А еще здесь проводятся дни выпускников. Педагоги любят эти встречи: любо-дорого посмотреть на воспитанников, жизнь которых повернулась другой, светлой стороной, и все у них теперь хорошо.

Хорошо - это самое главное!