Добролюбов краткая биография. Николай александрович добролюбов. Добролюбов Н.А. о семейном и общественном воспитании
Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) , Нижний Новгород - 17 (29) ноября , Санкт-Петербург) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист , революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов , полным настоящим именем не подписывался.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Н.А. Некрасов - Памяти Добролюбова (читает Я. Смоленский) // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков
Субтитры
Биография
Родился в семье священника нижегородской Никольской Верхнепосадской церкви Александра Ивановича Добролюбова (1812-1854), известного тем, что тайно обвенчал П. И. Мельникова-Печерского . Мать - Зинаида Васильевна (1816-1854).
С восьмилетнего возраста с ним занимался семинарист философского класса М. А. Костров, который впоследствии женился на сестре своего ученика. С детства много читал и писал стихи, так что в тринадцатилетнем возрасте переводил Горация .
Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1847 году был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии (1848-1853). Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях» .
В марте 1854 года умерла мать Добролюбова, в августе - отец. И у Добролюбова произошёл духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. В декабре 1854 года было написано его первое политическое стихотворение - «На 50-летний юбилей Н. И. Греча»; начались первые столкновения с администрацией института в лице директора И. И. Давыдова . С этого времени Добролюбов начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах: в 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания.
В начале лета 1856 года произошло знакомство Добролюбова с Н. Г. Чернышевским ; 24 июля 1856 года была напечатана его первая статья в «Санкт-Петербургских ведомостях » за подписью Николай Александрович ; затем в «Современнике » появилась его статья «Собеседник любителей российского слова». С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника », с 1859 вел сатирический отдел «Свисток».
В 1857 году Н. А. Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство его лишили золотой медали. Некоторое время он был домашним наставником у князя Куракина; в 1858 году стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе .
В мае 1860 года он выехал за границу для лечения обострившегося туберкулеза; жил в Швейцарии, Германии, Франции, Италии. В июле 1861 года вернулся на родину безнадёжно больным.
Смерть
Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище .
Публицистика
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник » с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский . За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.
Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I , так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. По оценке Дмитрия Святополка-Мирского
Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.
Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне » под названием « » содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи « » о романе Гончарова «Обломов » и «Луч света в тёмном царстве » о пьесе Островского «Гроза » стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов - статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской , Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.
Философия
В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы - человек , являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение - следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм , эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм .
Поэзия
Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток ». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками - «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма , Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне .
Педагогические идеи
Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского .
Критика существующей системы воспитания. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни.
Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
Критиковал и теорию «свободного воспитания» Л. Н. Толстого .
Задачи воспитания. Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно развивать «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры»; - воспитывать единство мыслей, слов, действий.
Содержание и методы образования. Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений. Воспитание через труд, так как труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.
О школьных учебниках и детских книгах. Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. В одних учебниках дается материал в заведомо ложном, извращенном виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имен и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать упрощенчества и тем более вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.
Не лучше, по его заключению, обстояло дело и с детскими книгами для чтения. Фантазия, лишенная реальной основы, приторное морализирование, бедность языка - таковы характерные черты книг, предназначаемых для детского чтения. Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо человека. Детская книга, по его мнению, должна увлекать воображение ребёнка в надлежащем направлении. В то же время книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребёнка, знакомить его с действительным миром и, наконец, укреплять в нём нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.
Дисциплина. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считал заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительное осуждение физических наказаний. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.
Взгляды на деятельность учителя. Выступал против унизительного материально-правового положения учителя. Стоял за то, чтобы учитель был сторонником передовых идей своего времени. Большое значение придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличать ясность, твердость, непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие.
Педагогические труды.
- «О значении авторитета в воспитании» (1853-1858)
- «Основные законы воспитания» (1859)
- «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857)
- «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860-1861)
- «Учитель должен служить идеалом…»
Вклад в развитие педагогики. Добролюбов и Чернышевский разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся. Добролюбов сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности.
Апологетика и критика творчества Добролюбова
Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским ; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки . Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.
С другой стороны, некоторые именитые современники подвергали критике его философский подход. Так, А. И. Герцен видел в нём революционного фанатика. Ф. М. Достоевский обвинял Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального. Напротив, Писарев с крайне левых позиций критиковал Добролюбова за излишнее увлечение эстетикой. Впрочем, все они признавали его талант как публициста.
«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к Родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856-1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи):
Суров ты был; ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять, Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час, И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись - С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты, И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
Музеи, памятники, названия в честь Добролюбова
В Нижнем Новгороде расположен единственный в России музей известного критика (); включает историко-литературную экспозицию в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, а также дом-музей во флигеле усадьбы Добролюбовых, где прошли детские и юношеские годы критика.
Памятники писателю установлены в следующих городах:
- Санкт-Петербург - на пересечении Большого проспекта ПС и Рыбацкой улицы .
- Нижний Новгород - на Большой Покровской , скульптор П. И. Гусев .
В честь писателя названы:
- Нижегородский государственный лингвистический университет носит имя Н. А. Добролюбова (имя присвоено Постановлением Правительства СССР в 1961 году);
- улицы во многих населённых пунктах бывшего СССР (см. список), переулки в Николаеве (Украина), Перми , Екатеринбурге, Иркутске,Полтаве (Украина), Коростене , Томске , Махачкале , Добролюбовский переулок в Таганроге, проспект в Санкт-Петербурге,
Библиографическое описание:
Нестерова И.А. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
Современная педагогика многим обязана философам и мыслителям прошлого. Одним из ключевых теоретиков российской педагогики можно смело назвать Н.А. Добролюбова. Взгляды Н.А. Добролюбова на воспитание заслуживают большого внимания, хотя бы потому, что они были довольно-таки новаторскими для своего времени.
Актуальность идей Добролюбова сегодня
Современная Россия нуждается в создании прочной национальной идеи, которая должна опираться как прошлое, так и на настоящее. Отдельно в рамках данного вопроса стоит проблема воспитания молодого поколения. Именно авторитет воспитателя является залогом успешного обучения воспитанников, а он в настоящее время на низком уровне. Школьники не уважают учителей, учителя тихо ненавидят школьников, попустительствуя им по причине не желания вникать в проблемы нового поколения.
В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Многие из их начинаний были успешными. Они оказали большое влияние на российское образование.
Выдающиеся отечественные мыслители этого периода, такие как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Добролюбов, утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.
Биография Добролюбова Н.А.
Добролюбов Н.А. был одним из видных мыслителей XIX века. Его биография очень интересна и насыщенна. Добролюбов Н.А. оставил свой след не только в педагогике, но и в литературе, философии и обществознании. Первая биография Н.А.Добролюбова , составленная на основе "Материалов", собранных Н.Г. Чернышевским, была напечатана в 1862 году в журнале "Современник".
Добролюбов родился в 1836 году в Нижнем Новгороде в семье священника. В семье у Добролюбовых царила строгость. Будущий литератор и философ трепетно относился к матери. Отца он сторонился. Поэзией Добролюбов интересовался с детства и рано начал писать стихи.
Получив хорошую домашнюю подготовку, Н.А. Добролюбов был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища в 1847 году. После, он учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: "Отличается тихостью, скромностью и послушанием", "усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо", "отличается неутомимостью в занятиях".
Портрет Н.А.Добролюбова
В 1853 году Н.А. Добролюбов приехал в Петербург и поступил в Институт. Уже в 1857году он с успехом окончил Главный педагогический институт. Во время обучения он увлекся революционными идеями. На фоне этого он возглавил оппозиционный студенческий кружек. В 1855 году Н.А. Добролюбов выпускал нелегальную рукописную газету "Слухи". Важным этапом его развития стало знакомство в 1856году с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым.
В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела "Современника" "Свисток", печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859 одновременно с работой в "Современнике" печатался в "Журнале для воспитания".
Н.А.Добролюбов заболел туберкулезом, который только прогрессировал в условиях петербуржской погоды. В мае 1860 по настоянию друзей Добролюбов уехал за границу для лечения туберкулеза. Н.А. Добролюбов жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но вылечить туберкулез не удалось. В июле 1861 Николай Александрович Добролюбов вернулся в Петербург, где 29 ноября (по старому стилю – 17 ноября) 1861 умер.
Философские и общественные взгляды Н.А. Добролюбова
Социально-философские, литературно-эстетические взгляды Добролюбова отличаются "мужицким демократизмом". О чем бы он ни писал, он всегда думал о народе, боролся за него со своими идейными противниками. "Коренная Россия не в нас с вами заключается, господа умники. Мы можем держаться только потому, что под нами есть твердая почва – настоящий русский народ; а сами по себе мы составляем совершенно неприметную частичку великого русского народа",– в этом полемическом верном утверждении – основа добролюбовского мировоззрения.
В своих взглядах на развитие педагогики и воспитание Н.А. Добролюбов во многом опирался на мнение В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.
Свой метод художественного анализа он называл "реальной критикой". Руководствуясь этим методом, он стремился "... толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач".
Особенность критического искусства Н.А. Добролюбова состоит в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила.
Всей силой своего таланта Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею её высокой гражданственности. Общественное служение было для него высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишённое прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием "праздных ленивцев". Страстный полемист, Добролюбов пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приёмами в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики .
Добролюбов Николай Александрович был социалистом-утопистом и просветителем , но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям. Если ознакомиться с письмами Добролюбова, то становится очевидно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе. Его просветительство носило активно-деятельный характер.
В отличие от официальной науки, Добролюбов в своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её основную движущую силу в народных массах. Он признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Он понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между "аристократией" и "демократией" и рассматривал "уничтожение дармоедов и возвеличивание труда" как постоянную тенденцию истории. Кроме того, он отмечал, что на протяжении тысячелетий "... только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации" .
Добролюбов о целях и задачах воспитания
В своих педагогических воззрениях Н.А. Добролюбов опирался на взгляды Чернышевского. Он был категорически против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности и угодничества. В своих работах Добролюбов активно критиковал действующую в то время систему воспитания. По его мнению, она убивала в детях "внутреннего человека", отчего они вырастали неподготовленными к жизни.
В своей классической работе "Что такое обломовщина Добролюбов показал, что поведение Обломова определяется общественными отношениями, социальным укладом, что лень, апатия, безволие и другие качества, характерные для Обломова, не являются у него врожденными, а приобретены в условиях крепостнической среды и воспитания.
Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной, и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях имел трактат Н. А. Добролюбова "О значении авторитета в воспитании" , написанный в 1857 году. В этом произведении вскрыты реакционные, антинаучные основы крепостнической системы воспитания детей и блестяще изложена новая теория воспитания в духе революционного демократизма, показан образец диалектического подхода к решению сложных, принципиальных педагогических проблем .
Добролюбов был противником как предоставления детям безграничной свободы, так и слепого подчинения их авторитету взрослых.
Н.А. Добролюбов признавал необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя воспитанниками. Стоя на позициях материализма, Добролюбов утверждал, что авторитарное воспитание является порождением крепостнического строя, находится в противоречии с интересами освободительного движения России, тормозит ее дальнейшее развитие. Добролюбов говорил, что для воспитания людей, способных вести революционную борьбу с, самодержавием и крепостничеством, необходима новая педагогическая теория, соответствующая задачам переустройства общества, раскрепощения личности человека, всестороннего его развития.
Н. А. Добролюбов настаивал на том, чтобы детей с ранних лет приучали самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия. Беспрекословное повиновение, убивая смелость и самостоятельность проявлений детского ума, сердца, воли, вредно действует на их развитие .
Добролюбов Н.А. о семейном и общественном воспитании
По мнению революционных демократов, к которым относился Н.А. Добролюбов, крайне велика роль матери в семье . Она должна не только реализовывать свой материнский инстинкт, но и прислушиваться к чувствам и тенденциям в развитии ребенка, чтобы направлять его.
Мать должна "приучать ребенка обдумывать и взвешивать ее просьбы и приказания, которые мало-помалу должны изменить свой характер и переходить в советы и наставления...".
Повседневная жизнь ребенка является чередой событий, посредством которых он приобретает жизненный опыт. Именно по этому задача семьи, состоит в том, чтобы опыт, приобретаемый ребенком, имел положительную для развития направленность. Семья должна разумно направлять развитие ребенка.
Для Н.А. Добролюбова, как для сторонника революционных демократов, было очень важно эстетическое воспитание . Он считал, что именно стремление прекрасного изначально закладывается в человеке. Именно поэтому правильное эстетическое воспитание позволяет человеку стать личностью.
Н.А. Добролюбов соглашался с мнением Н.Г.Чернышевского, согласно которому, эстетическое воспитание начинается с первых впечатлений ребенка, поэтому необходимо обращать внимание на обстановку, которая его окружает в первые годы жизни. Полученные впечатления пробуждают эстетическое чувство, воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывают к деятельности воображение. Эстетическое чувство развивается в играх, в первых попытках детского творчества, в любимых занятиях детей.
В своей работе "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ Н. А. Добролюбов высказал свое положительное отношение к опыту работы с маленькими детьми в учреждениях, созданных английским социал-утопистом в Нью-Лэнарке.
Большой заслугой Оуэна Добролюбов считал и то, что "он придумал и учредил, сообразно с началами разумной системы общества, детские школы, в которых новая высшая система внешней обстановки, действуя на образование юных характеров, производила в них привычки и наклонности мирно-благоприятные и одушевляла их любовью ко всем". В других своих работах он решительно поддержал идею общественного воспитания детей.
Н. А. Добролюбов не одобрял существующее воспитание девочек . Он считал, что действующее обучение девочек очень узконаправленное, так как готовит их только к роли жены и матери. В нем отсутствует развитие творческого мышления и свободы воли.
В литературно-публицистических статьях революционных демократов 60-х годов XIX в. нашли отражение их передовые взгляды на детскую литературу как часть общей литературы, имеются также их высказывания об учебных книгах для детей .
Н. А. Добролюбов не одобрял те произведения детской литературы, которые поддерживали крепостничество и религиозно-монархические идеи. Добролюбов, как и другие революционные демократы, критиковал детские книги, которые приукрашивали действительность, не показывали социальных противоречий и борьбы, пронизывающих общественную жизнь. Революционные демократы боролись за то, чтобы детские книги были "учебником жизни" для детей, показывали правду жизни, содержали ответы на вопросы, которые они не могли получить от взрослых в семье и школе.
Н.А. Добролюбов об авторитете воспитателя
Большое внимание в своих педагогических трудах Н.А. Добролюбов уделял проблеме авторитета воспитателя. Он указывал на то, что требование беспрекословного подчинения не является залогом уважения со стороны детей, и уж тем более, не повышает авторитет. Н.А. Добролюбов указал на ошибочность пути, которым воспитатели часто пользуются при воспитании детей, требуя от них безусловного, а не разумного повиновения. Успешность воспитания, по его глубокому убеждению, заключается в соблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю, но и самому ребенку.
Главное в воспитании, по мнению Н.А. Добролюбова, это уважение воспитателя "к человеческой породе в дитяти, представление ему свободного, нормального развития".
В работах "О значении авторитета в воспитании", "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью" Добролюбов ведет большой разговор о целях и методах воспитания. Он ратует за разностороннее развитие и образование человека, он выступает против ненужной опеки в учении, против подавления самостоятельности. "Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным – не по привычке, а по сознанию и убеждению". Воспитывать человека-гражданина в духе "истинного добра и правды" – к этому призывал Добролюбов своих читателей.
Н.А. Добролюбов хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и, наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно сельского.
Для Н.А. Добролюбова большую роль играло педагогическое мастерство учителя. Добролюбов придерживался мнения, согласно которому каждый учитель должен думать и работать в том направлении, чтобы на каждом уроке был обеспечен высочайший уровень совершенства, как со стороны содержания, так и со стороны формы.
Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но не единственной обязанностью учителя. Н.А. Добролюбов считал, что учитель, правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения.
В завершении хотелось бы отдельно остановиться на том, что Добролюбов уделял много внимания изучению русской и европейской литературы. Его критические труды оставили глубокий след в изучении литературных направлений XIX века.
Вернувшись к педагогическим возрениям Н.А. Добролюбова, следует отметить, что он пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека.
Н.А.Добролюбов не только развил педагогические взгляды А.Н. Радищева, В.Г. Белинского и А.И.Герцена и обосновали стройную систему учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогические мысли Н.А. Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.
Литература
- Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в трех томах Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина – М.: Художественная литература, 1986 год.
- Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1986
- Добролюбов Н.Н. Собрание сочинений Т.6 – М.: Государственное издательство Художественной литературы. 1950 год.
- История социальной педагогики / Авт.-сост. М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, В. А. Дегтерев, Т. С. Дорохова, Б. М. Игошев, Л. В. Мардахаев, И. В. Неволина / Под ред. Галагузовой М.А – М: Владос, 2011
- Краснов Г. В. Н. А. Добролюбов. Материалы для лекций и бесед – М.: Горьковское издательство, 1962 г.
- Добролюбов Н. А в воспоминаниях современников. Вступ. статья Г. Елизаветиной/ Составитель текста и комментатор С. Рейсер – М.: Художественная литература. -1986г.
Русская литература XIX века
Николай Александрович Добролюбов
Биография
ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836−1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 - в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, - всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849-1853 несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом…, 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т. п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853−1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб… топор на деспота поднял».
В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания - Тайные общества в России 1817−1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н. Г. Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине». Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия. В «Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова (1857), Сочинения гр. В. А. Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И. Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А. Н. Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» - сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И. Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много…, Нет, мне не мил и он, наш север величавый… и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф. М. Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру - печали мало…
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861 гг.) – русский критик и публицист. Родился в Нижнем Новгороде 24 января (5 февраля) 1836 года. Его отец был священником и членом консистории. В семье было 8 детей, и Николай был самым старшим. Вначале его обучал учитель-семинарист дома. В 1847 году Н. Добролюбов стал учиться в последнем классе духовного училища в родном городе, в 1848 он поступил в Нижегородскую семинарию. Во время учебы 1849-1853 гг. Николай прочитал несколько тысяч книг, впечатление от которых старательно записывал в свою специальную тетрадь. Также Н. Добролюбов всю свою жизнь вел дневники, в которые и писал воспоминания, поэзию, прозу.
Немного позже вместе с Лебедевым выдавал рукописное периодическое издание «Ахинея». В этом журнале в 1850 году опубликовал две критические статьи про стихи своего коллеги. Свои стихотворения безуспешно пытался опубликовать в журналах «Москвитянин» и «Сын отечества». Выдавал некоторые статьи в газете «Нижегородские губернские ведомости».
В 1853 году Н. Добролюбов был рекомендован Синодом в Петербургскую духовную академию. Но его лишили духовного звания после того, как лучший семинарист поступил на историко-филологический факультет Главного педагогического института, который он успешно окончил 1857 году. Во время учебы упорно и с бесстрашием боролся против руководства института и входил в группу оппозиционных студентов. За стих «На 50-летний юбилей его превосходительства Ник. Ив. Греча» (1854) Н. Добролюбов был даже арестован, но после выхода снова вернулся к своей деятельности.
В 1855 году начал нелегально издавать газету «Слухи», где публиковались его революционные произведения, и одновременно писал статьи в журнал «Современник» под разными псевдонимами (Лайбов и др.), а через 2 года возглавил отдел критики в этом издании, заслужив похвалу от начальства. Только за 1858 год Н. Добролюбов выдал в журнале несколько стихов, рассказ «Делец», 75 статей и рецензий, во многих из которых он активно выступал против монархии. К концу этого года он играл важную роль в «Современнике» при выборе произведений для печати.
В 1860 году критик уезжает в европейские страны, чтобы вылечить туберкулез. Через год он возвращается в родной для него Петербург и издает статью «Забытые люди», которая оказалась его последней работой. Умер Добролюбов в 17 (29) ноября 1861 году в Петербурге.
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861), литературный критик и публицист.
Родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-1853 гг.). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.
Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.
Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857-1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу - просветителем. В 1858 г. он печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым».
В 1859- 1860 гг. появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
Особенность Добролюбова-критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение - высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п.
В мае 1860 г. Добролюбов выехал за границу для лечения туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, во Франции, более полугода в Италии, где написал серию статей в поддержку освободительного движения Дж. Гарибальди («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура»).
В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу. Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.
Николай Александрович Добролюбов
Философ и общественный деятель-утопист
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (24 января 1836, Нижний Новгород – 17 ноября 1861, Санкт-Петербург) – литературный критик, публицист, философ и общественный деятель. Из семьи священника. В 1847 г. поступил в высший класс Нижегородского духовного училища, на следующий год перешел в духовную семинарию, которую окончил в 1853 г.
Уже в семинарские годы Добролюбов проявлял повышенное внимание к окружающей жизни, отмечая «обидную несправедливость» многих ее начал. Активно занимался самообразованием, особенно интересуясь философией и словесностью. В 1853 – 1857 гг. он студент историко-филологического факультета Главного педагогического института в Петербурге (среди преподавателей – акад. И.И. Срезневский, проф. Н.Г. Устрялов). Годы учебы совпали с важнейшими событиями: смертью императора Николая I, поражением России в Крымской войне 1853 – 1856 гг., оживлением общественно-политической жизни в связи с ожидавшимися реформами. Добролюбов стремился понять современное ему движение общественной мысли в контексте проблем развития страны и улучшения жизни трудового населения. В стихотворении «18 февраля 1855 года» он провозглашал: «Пора открыть глаза уснувшему народу, / Пора лучу ума блеснуть в глухую ночь, / Событий счастливых естественному ходу / Пора энергией и силою помочь». Самое серьезное влияние на формирование взглядов молодого Добролюбова оказали произведения Н.Г. Чернышевского, знакомство и беседы с ним. Отходя от отвлеченного понимания справедливости, любви к людям, Добролюбов солидаризируется с основами материалистического мировосприятия Чернышевского, его общественной позицией.
С 1856 г. Добролюбов сотрудничал в журнале «Современник» (его первая крупная статья: «Собеседник любителей российского слова»). После завершения учебы Добролюбов, уклонившись от учительской службы, возглавил отдел критики и библиографии «Современника», а с начала 1858 г. стал одним из соредакторов этого журнала (наряду с Чернышевским и Н.А. Некрасовым); организатор и основной автор сатирического приложения «Свисток». В статьях, заметках, рецензиях, художественных произведениях, написанных за время работы в «Современнике», развивалось материалистическое мировосприятие, обосновывалась политическая программа, выдвигались положения о роли народа в общественных преобразованиях и возможности перехода России к социализму. Добролюбов быстро и уверенно занял передовое место в радикальном крыле разночинской интеллигенции. Напряженная литературная и общественная деятельность сопрягалась с неустроенностью личной жизни, с проявлениями душевного одиночества. В мае 1860 г. для поправки здоровья Добролюбов выехал за рубеж, где продолжил литературно-критическую работу, направленную в первую очередь против отечественного и западного либерализма. В июле 1861 г. он, будучи тяжело больным, вернулся на родину; последним его политическим актом стала подпись под петицией об освобождении поэта М.Л. Михайлова.
Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах. Добролюбов, как и Чернышевский, фактически выступил за «партийность» науки, прежде всего философии, полагая, что она должна служить задачам практики, преобразования действительности, помогать пробуждению народа. Критик отстаивал положения о материи как единственно сущем, о материальном единстве мира, которое развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Самого человека Добролюбов рассматривал как последнюю ступень развития материального мира; практическую заостренность приобретал его вывод о том, что общество должно заботиться о благополучии человека, создавать условия для единства и гармонии в нем телесного и духовного начал. Каждый человек, не мешая другому, должен беспрепятственно пользоваться благами природы, а также долей общественных благ. При этом Добролюбов резко критиковал построения философов-идеалистов, поскольку они, по его мнению, страдают спекулятивной отвлеченностью, платоническими мечтаниями, теряют из виду реальные человеческие потребности. Необходимо «освободить жизнь от тяжелой опеки, налагаемой на нее идеологами» (имеются в виду идеалисты – А.С.), изучать и изменять «материальную практику» жизни (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. В 9 т. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 222). Заметим, что при своей приверженности материализму, в основном в его антропологической трактовке, Добролюбов особо выделял значение передовых идей, которые выступают как главнейший фактор поступательного исторического движения; их выработка, пропаганда представлялись ему важнейшей предпосылкой обновления России.
Добролюбов подчеркивал закономерный характер исторического процесса, однако отмечал, что в ходе истории «естественный» порядок вещей подвергался искажениям, власти зачастую насаждали «неразумные» общественные отношения. Творение истории до сих пор осуществлялось лишь некоторой частью общества, преследующей свои корыстные интересы. Этим объясняются противоречивость, зигзагообразность в развитии истории, ее уклонение от «прямого пути», замедление прогресса. Добролюбов, например, полагал, что принятие христианства на Руси в конце X в. было делом случая, а не потребности «русского духа»; с христианством возвеличилась княжеская власть, не всегда считавшаяся с нуждами народа. Распространение «византизма» исказило естественный ход русской истории, способствовало разложению власти и экономических устоев жизни. Одним из доказательств этого стало закрепощение крестьян. Историческими экскурсами Добролюбов стремился, среди прочего, доказать, что одна из причин отставания России, ее бед заключается в том, что власти в течение веков не считались с устоями народной жизни, под спудом находился огромный созидательный потенциал народа.
Отчетливо «партийным» философским, социологическим содержанием характеризуется отношение Добролюбова к литературе, которая осмысливалась им не столько как феномен художественного творчества, сколько как явление общественной жизни. Акцент ставился на социальную значимость литературы, которая призвана воспроизводить «жизненную правду», показывать «естественные» стремления человека к справедливой, счастливой жизни, «правильную перспективу» развития общества. Как основоположник «реальной критики», Добролюбов при оценке литературных произведений выдвигал на первый план миросозерцание, общественную позиция писателя, его отношение к жизни и быту народа, общечеловеческим интересам и идеалам. Показательны в этой связи некоторые его выводы о творчестве А.С. Пушкина. По мнению критика, Пушкин овладел лишь «формой русской народности», а не ее содержанием. Для этого ему надо было «проникнуться народным духом, прожить его (народа – А.С.) жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ, – этого Пушкину недоставало» (Там же. Т. 1. С. 259 – 260). Особое внимание Добролюбов уделял критике современной литературы, доказывая, что ее важнейшее предназначение – не только обличать, но и объяснять причины пороков, возбуждать в народе «спящие от века богатырским сном силы души, внушать ему понятия о достоинстве человека, об истинном добре и зле, о естественных правах и обязанностях» (Там же. Т. 1. С. 117). Новизна литературной критики Добролюбова состояла не только в идейно-содержательном наполнении, но и в том, что менялись ее субординационные отношения с самой литературой. «Превышая полномочия», литературная критика начинала выступать фактически самостоятельным идейно-художественным феноменом, обслуживающим свои потребности с помощью литературы и отчасти за ее счет (см. Э п ш т е й н М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 179 – 180). «Реальная критика» встречала непонимание у подавляющей части писателей и общественности, отказывавшейся признавать ее эстетическую и идейную состоятельность. Оппоненты порицали Добролюбова за привнесение в литературу «материальных интересов», недооценку «художественности», за попытки подвести прекрасное под «утилитарные условия». В ответ Добролюбов вносил некоторые коррективы в свою «реальную критику», в частности подчеркивал, что она не допускает навязывания автору чужих мыслей. В статье «Темное царство» (1859) он писал, что «реальная критика» предполагает относиться к произведениям художника точно так же, как к явлениям действительной жизни. При всем понимании обстоятельств возникновения «реальной критики», ее особенностей и метода, нет оснований утверждать, что эта критика произвела некий «идейно-художественный переворот»; такового объективно не было. Тем не менее, не без влияния Добролюбова, но главным образом под воздействием общественного подъема в России, перемен, последовавших после отмены в 1861 г. крепостного права, тенденция «связи» художественной литературы с общественной проблематикой, с жизнью различных слоев населения, и прежде всего простого народа, заметно усилилась. После октября 1917, в советское время, постулаты «реальной», «революционно-демократической» критики Добролюбова активно использовались при обосновании методологии оценки литературных произведений.
Для Добролюбова характерно отрицание современной ему России, вся она в его глазах сродни «темному царству». Повсеместно и постоянно, в деятельности помещиков и властей, проявляется «самодурство», деспотизм. При этом Добролюбов, в противовес многим современникам, доказывал, что неоправданно уповать на «образованное общество». Оно в лице, прежде всего, дворянства не может возглавить движение за выход из царства угнетения, несправедливости, лжи, ибо его представители кровно связаны с тем, против чего должно восставать. Добролюбов настойчиво подводил читателей к выводу, что Россию не обновить, преодолевая частные беззакония, важны не отдельные реформаторские подвижки, а ликвидация «коренной дрянности» всего механизма государственного и общественного устройства. В статье о «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1857) он выделил среди образованных людей два социальных типа: «вполне пассивных, безличных», которые не могут выйти из своей колеи; другой тип – это либеральные «современные герои», но даже лучшие из них по обыкновению слабы характером, не идут дальше обличений по частностям или, в лучшем случае, громкого крика, когда он не слишком опасен (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. Т. 2. С. 137). Смысл саркастической, нередко резкой критики Добролюбовым либералов, их «обличительной литературы» не всеми был сразу осознан. А.И. Герцен в статье «Very dangerous!!!» («Очень опасно»), опубликованной в «Колоколе» 1 июля 1859 г., осудил выступления Добролюбова против либеральных «обличителей», посчитав, что необходима взвешенная умеренность. Добролюбов, однако, продолжал выступать за радикальное лечение России. Либерально настроенным просвещенным дворянам он противопоставлял образ людей «настоящего дела». В статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) Добролюбов показал, что новый общественный деятель – «русский Инсаров» (Инсаров – герой романа И.С. Тургенева «Накануне» – А.С.) выйдет из разночинной среды, он не только поймет в чем «корень зла», но и проявит готовность к энергичной борьбе против «врагов внутренних». Молодые «русские Инсаровы» будут носителями светлых идей, они поднимут народ, прежде всего крестьянство с его стремлениями к свободному труду и независимой жизни, к новой действительности. Эти утверждения проводили важную межу между разночинцами и «передовыми людьми» 1840 – 1850-х гг.
Для Добролюбова именно народ – решающий субъект истории, главный носитель прогресса; это сила, которая обновит Россию. Он выражал решительное несогласие как с утверждениями славянофилов о «государственности» и аполитичности, покорности русского народа, уходе его во «внутреннюю жизнь», так и некоторых западников о необходимости постепенных реформ по инициативе и усилиями властей, без заинтересованного участия народа. Добролюбов первым из русских мыслителей охарактеризовал различные идейно-психологические типы, встречающиеся в народе (статья «Забитые люди», 1861), отметив, что среди угнетенных пока немало людей пассивных, испытывающих благоговение перед чужой волей. Однако при определенных условиях, при усилении проявлений «самодурства» даже человек «кроткий» может стать ожесточенным, а к этому и ведет, считал Добролюбов, ситуация в стране. В то же время он многократно подчеркивал важность просветительской, пропагандистской работы с целью пробудить сознание народа и поднять его на «настоящее дело». Уже в 1857 г. он обращался к молодежи с призывом к служению народу в качестве учителей.
Добролюбов не мог открыто заявлять о необходимости революционного переворота, хотя, несомненно, под «настоящим делом» имел в виду как раз переворот в форме народного, мужицкого бунта, который может и должен произойти как следствие естественного стремления людей к справедливой жизни, счастливой «для всех». Вслед за Чернышевским он полагал, что первостепенные задачи, которые должны быть решены при самой активной роли народа, состоят в устранении самодержавия и крепостничества, завоевании политических свобод, конституционном закреплении народовластия. Добролюбов вполне допускал, что обстановка в стране уже в недалеком будущем приведет к перевороту. Не исключено, что в 1859 г. им готовились наметки по созданию тайной организации. Но расчеты на активные крестьянские выступления в самый канун и сразу после отмены крепостного права не оправдались, что побудило Добролюбова после возвращения на родину летом 1861 г. скорректировать свои установки (под значительным влиянием Чернышевского), поддержав программу «Великоруса». Это не означало, однако, что Добролюбов отказывался от революционного радикализма в принципе.
Как и другие «революционные демократы», Добролюбов надеялся, что народная революция не только устранит самодержавие и распрямит «социальную пружину», но и приведет к социализму – «справедливому» обществу, которое наиболее отвечает природе человека, обществу, в котором заинтересован сам народ. «Я – отчаянный социалист, – писал Добролюбов в дневнике 1857 г., – хоть сейчас готовый вступить в небогатое общество, с равными правами и общим имуществом всех членов…» (Там же. М.; Л., 1964. Т. 8. С. 531). Вместе с тем Добролюбов сдержанно относился к концепции «русского социализма» Герцена, так он не разделял оценки сельской общины как потенциально социалистического явления. С господством общины, по его мнению, связаны, в частности, неразвитость политической жизни крестьянских масс, их изолированность, равнодушие к деспотизму. У Добролюбова отсутствуют работы, обстоятельно описывающие социалистическое будущее. Но для него несомненно, что при социализме будет ликвидирована эксплуатация, исчезнет основное противоречие – между трудом и «дармоедством», восторжествует всеобщность равноправного труда, благодаря чему со временем станет возможным общественное благосостояние, удовлетворение «естественных потребностей» людей с учетом строгой соразмерности количества и достоинства труда каждого. Добролюбов выражал уверенность, что люди, восставшие против насилия и произвола, не допустят его в будущем, будут ценить права личности.
Наследие Добролюбова, в котором отражены основные постулаты идеологии радикально настроенных разночинцев, продолжало привлекать повышенное внимание после его смерти. Собрание сочинений Добролюбова в 4-х томах, подготовленное Чернышевским в 1862 г., переиздавалось шесть раз; еще два более полных издания были предприняты М.К. Лемке и Е. В. Аничковым в 1911 1913 гг. На произведениях Добролюбова воспитывались несколько поколений революционеров в России. Народники, а позднее социалисты-революционеры непосредственно использовали наследие Добролюбова, как и его соратников, для обоснования своих программных установок. К числу своих предшественников по революционной борьбе за социализм относили Добролюбова и социал-демократы, которые, однако, отмечали историческую обусловленность его мировоззрения и политических взглядов, утопический характер представлений о социализме.