Варган как выглядит. Музыкальный инструмент варган: история и фото. Варганы разных народов

или Негармоничный инструмент, творящий гармонию

Одна из самых волнующих умы варганистов тем касается зарождения звука варгана и появления обертонов. Обсуждения на форумах и в соцсетях, касающиеся этого вопроса, неизменно собирают множество дискутирующих, причем количество мнений нередко превышает число участников обсуждения. Поэтому я тоже решил высказаться по данному вопросу, хотя рассматриваемая тема и не имеет прямого отношения к исполнительству на варгане.

Строго говоря, предлагаемая "теория" зарождения варганных обертонов не является таковой, и тема ещё ждет своего исследователя. Предлагаемый материал это скорее гипотеза, однако подтвержденная расчётами, основанная на тщательном изучении физики процесса аналогичных явлений и подкрепленная наблюдениями и опытами. Она может оказаться не совсем точной, однако в любом случае способна направить исполнителя в правильное русло по управлению обертонами.

В этой статье мы рассматривает только свободные колебания.

Звук - это колебания, распространяющиеся в воздухе вокруг от источника звука. Начнём с такого понятия как чистый тон. Это такой звук, который не имеет призвуков, только одну составляющую. Однако такого звука природного происхождения не существует. Он может быть получен лишь с помощью электронного генератора тона и представляет собой правильную синусоиду. Все звуки в природе можно разделить на тональные и атональные. Например, гром, цимбалы, шейкер, тарелка ударной установки - это звуки, в которых трудно выделить тон, т.е. они нетональные. В то время как звучание голоса и большинства музыкальных инструментов - тональные: они имеют основной тон, но кроме него - призвуки, "окружающие" этот тон и придающие ему неповторимый тембр. Эти колебания называются сложными и их график отличается от синусоиды. Вот для примера звуковая волна исполнения на варгане якутского виртуоза Спиридона Шишигина:

Однако сложные колебания можно разложить на простые, такой метод называется фурье-анализом и, назван так по имени французского математика Ж.Фурье (1768-1830), впервые применившего его для анализа колебаний. Суть состоит в том, что сложное колебание, на рисунке изображенное красным, представляется суммой ряда (как правило, очень большого числа) простых колебаний, которые называются "гармониками". На рисунке их изображено всего несколько, и они нарисованы черными линиями. Соответственно можно сделать и наоборот - электронно сгенерировать ряд простых гармоник, совместить их вместе и получить сложный звук.

Гармоники

Гармониками называют призвуки, кратные натуральным числам и образующие следующий, так называемый натуральный или природный звукоряд: 1f, 2f, 3f, 4f, 5f, 6f, … где f - это частота базового тона.

Обертоны

Все колеблющиеся тела имеют определённые частоты собственных колебаний, и эти тела одновременно колеблются на частотах этих колебаний. Иногда говорят, что колеблется не только сам предмет, но и его отдельные части.
Поскольку этот момент рассуждений обычно вызывает наибольшее количество споров и несогласий, я приведу ЧЕТЫРЕ аргумента в пользу существования таких сложных, состоящих из гармоник колебаний язычка:
1. Математическое доказательство существования - здесь мы сразу углубляемся в работу .
2. Можно почитать про возникновение обертонов в музыкальных инструментах во множестве работ. Например .
3. Наличие флажолетов. Отличным доказательством существования гармоник в струне являются так называемые флажолеты. Выглядит это так: например, на середину колеблющейся струны ставится палец, который глушит самую длинную волну, колеблющую всю её целиком, но более короткие волны (гармоники), колеблющие половину, треть, четверть и.т.д. остаются и продолжают звучать. В результате мы слышим, как меняется тон. На аудио примере вы можете послушать, как звучит варган, если сделать флажолет на середине длины язычка, а затем на 1/3.

This text will be replaced


4. Наконец, можно воочию посмотреть наличие сложных колебаний на замедленном видео (автор: Р?ng Van Khai Nguyкn). Конечно, там видно только самые крупные колебания, для более точной визуализации потребуются гораздо более сложные видеосъёмки.


Вдобавок, можно убедиться теоретически. Давайте обратиться к классической теории изгиба Эйлера - Бернулли


Это уравнение собственных колебаний динамически нагруженных балок, которое имеет бесконечно много решений. Физический смысл заключается в том, что теоретически, тело имеет бесконечное количество свободных колебаний, аналогично тому, как в звуке варгана бесконечное число обертонов. Иными словами происходят одновременные колебания на разных частотах. Упростив это уравнение (см. ), мы получим формулу для расчета собственной частоты, где k - это её номер, или номер призвука, если мы говорим о звуке:


Собственно, это и есть бесконечное количество обертонов, которое производит тело, и здесь важно отметить,
что не все эти призвуки или обертоны являются гармоническими.
Появление обертонов, так мы для простоты будем называть гармонические призвуки, обычно объясняют на примере струны.

Идеальная вибрирующая струна производит колебания с базовой частотой и всеми гармониками этой частоты. Частоты гармоник равны:

Вторая f2= 2*f1
Третья f3=3*f1 и.т.д

Иными словами, мы получаем натуральный, гармонический звукоряд - идеальный чистые обертоны. Если вас интересует подробнее как получается такой звукоряд у струн, можно почитать здесь , а мы перейдем к нашему инструменту.

С варганом же всё намного сложнее! Дело в том, что его колеблющийся элемент, - язычок, является консольной балкой. Так называют тела, закрепленные не с двух сторон, как струна, а с одной, и это крепление жесткое. Такие предметы при колебании порождают собственные негармонические моды (собственные колебания) . Они выглядят так (на анимации сначала показана струна, а затем консольная балка):

Первая f1 = f1 (это базовая частота)
Вторая f2= 6,27*f1 (в гармоническом ряде это f2= 2*f1)
Третья f3=17,55*f1 (в гармоническом ряде это f3=3*f1)
Четвёртая f4=34,39*f1 (в гармоническом ряде это f4=4*f1) и.т.д


Получается, что частоты собственных колебаний прямоугольной на виде сверху, тонкой стальной полоски, защемленной с одного края, не дают гармоник!
Однако давайте замерим спектр звуковых колебаний, порождаемый такой пластинкой:


Мы видим, что сложная звуковая волна состоит из ряда частичных тонов, показанных на графике отдельными пиками. Собственно, это и есть "новорожденные" обертоны нашего варгана! Если сравнить их частоты с базовым тоном, то можно с удивлением обнаружить, что негармонически колеблющаяся балка порождает звуковую волну с частичными тонами очень близкими к гармоническим. Из-за чего это происходит? Этот вопрос ещё ждет своего исследователя. Мое грубое предположение - колеблющаяся пластина не просто создаёт зоны разряжения и давления своими колеблющимися частями, но и рассекающие воздух колеблющиеся её кромки создают звуковые волны, и кроме того массу вихрей, также порождающей призвуки. Суммируясь, они дают сложный звук, содержащий как гармонические, так и не гармонические призвуки.

Как бы то ни было, эту негармоническую составляющую мастера варгана уменьшают за счет подбора профиля язычка, наличия колена и других конструктивных мер. Вот посмотрите, как отличаются обертоны двух язычков (они оба записаны без варгана и настроены на один базовый тон):

1. Синим цветом показаны колебания плоской трапециевидной полоски. Язычка, у которого ещё не загнуто колено.
2. Зелёным цветом колебания готового варганного язычка, который вынули из варгана.


А теперь посмотрим, что происходит с обертонами, если язычок вставить в варган, а затем приложить его ко рту человека:


Мы видим, что обертоны работающего в варгане язычка немного смещаются, причем становятся ещё ближе к гармоничным. Человек только усиливает эти обертоны (подробнее об этом ниже).

Звук варгана

Звук варгана рождается в рабочем зазоре. Язычок варгана, имеющий по краям остро заточенные кромки, колеблется относительно рамы (дек), также имеющих острые кромки, находящиеся на весьма малом расстоянии от кромок варгана. Язычок, перемещаясь относительно рамы, порождает периодические затухающие звуковые волны, являющиеся, по сути, последовательностью меньшей и большей плотности воздуха. Рожденная таким образом звуковая волна является сложной, т.е состоит из огромного количества гармоник, сложенных вместе.

На этом видео с помощью дыма визуализировано появление звуковых волн. В определённые моменты видно, как в четырёх направлениях (на самом деле звуковая волна идет во все стороны) расходятся струи дыма, влекомые воздушным потоком с вихрями.


Внутри этик потоков и вихрей множество звуковых волн разной частоты, суммируясь, производят сложный, богатый обертонам, "гудящий" звук варгана, содержащий гармоники натурального звукоряда.

Усиление звука варгана

Дальше звук варгана попадает в резонаторную камеру, которую мы делаем ротовой полостью*. Сама эта полость не может производить никакой звук, ни сложный, ни простой, для этого там нечему колебаться. Эта полость может только с помощью акустического резонанса выделить какую-либо частоту, уже имеющуюся в звуке. Подбирая её объём, мы можем вызвать резонанс на одной из гармоник (на одном из призвуков, на одном из обертонов, здесь это практически синонимы), сделав его громче. Но это именно акустический резонанс, никакого резонанса отдельных частей язычка не происходит (см. рисунок выше).

Варганная гамма

Усиленные вышеописанным образом обертоны и составляют "варганный лад", благодаря которому исполняются варганные произведения. Насколько эти ноты соотносятся со звукорядом, принятым в современной музыке? Этот вопрос весьма часто волнует начинающих варганистов, и в более ранней редакции этого пособия я приводил таблицу соответствия. Но сейчас мне кажется это неактуальным. Лучше воспринимать наш варганный звукоряд как самодостаточную гармоничную вещь, ведь практически все народные исполнители, не привязанные к хроматически настроенным инструментам, исполняют свою музыку в своих традиционных ладах, которые трудно перевести в европейский равномерно темперированный звукоряд, и ведь прекрасно получается! Так же и варган, он отлично исполняет подходящие для него мелодии. Достаточно знать, что варганный лад похож на мажорный. Поэтому, мы не будем подробно останавливаться на теоретических моментах, и лишь приведем для справки рисунок соответствия гармоник и нот традиционного европейского звукоряда (кликните для увеличения) .

Древнейший язычковый музыкальный инструмент
Русское название «варган» произошло от старославянского «Варги» – рот, уста. В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу ксианг – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.
Примечательно, кстати, что практически во всех этих странах варган считается народным музыкальным инструментом, отличается от других по форме, материалу и технологии изготовления. Это говорит о том, что изобретался варган везде независимо, благодаря чему каждый отдельный инструмент обладает набором неповторимых, присущих только ему характеристик.
Неизменным же с древних времен и до сих пор остаётся принцип извлечения звука: неподвижное основание варгана прижимается к губам или зубам, после чего приводится в движение язычок. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменение артикуляции рта (объёма ротовой полости, положения языка, и т.д.) позволяет изменять тон и тембр инструмента.
Виды варганов
Варганы делают из металла и дерева, кое-где можно встретить инструменты из кости и других более экзотичных материалов. Непосредственно от материала и технологии изготовления зависит как звучание будущего инструмента, так и его надёжность и долговечность. Именно поэтому мастера в качестве материала предпочитают использовать металл. Как правило, чем сложнее процесс изготовления и чем дороже металл, тем интереснее и богаче звучание варгана.
По форме варганы разделяют на два вида: дуговые и пластинчатые. У дуговых варганов основание корпуса чаще всего закруглённое, имеет форму окружности или эллипса, переходит в две деки параллельные язычку. Язычок же прикреплен к основанию и как будто делит варган пополам, параллелен двум декам. Пластинчатые варганы представляют собой монолитную пластину (фрейм), с прорезью в центре и закрепленным или вырезанным в прорези язычком.
Магия звука
Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки.
Чтобы играть на варгане не требуется музыкального образования. Научиться извлекать звук очень просто, а совершенствоваться в этом навыке можно бесконечно. Существует огромное множество техник игры и вариаций звука. Варган можно настраивать варган на определённую ноту, но это имеет смысл разве что при игре в ансамбле, а варган в большей степени сольный инструмент.
Мастерская игра на варгане – завораживает, уводит от окружающей реальности, заставляет проникнуться повествованием играющего, песней варгана. При извлечении звука колеблющийся язычок варгана рождает вибрации, которые передаются и человеку, изменяя и дополняя тем самым восприятие музыки. С помощью этих вибраций и необыкновенного звучания варгана можно выходить в состояние лёгкого контролируемого транса. Именно это свойство варгана используют в шаманских медитативно-трансовых практиках.
Многое о варганах ещё только предстоит узнать. Мастера изобретают новые виды варганов, ищут способы улучшить их звучание, доводят до совершенства свои инструменты. Музыканты работают над техникой игры, открывают новые приёмы и способы извлечения звука. Каждый человек способен открыть для себя что-то новое благодаря варгану.

Одним из древнейших музыкальных инструментов, который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

Варган - музыкальный инструмент северных народов

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

  1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
  2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

  • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
  • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
  • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
  • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

Немного об истории инструмента

История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

Чукотский инструмент

Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.

Варган (Хомус, Кубыз)

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото :





Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.
  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.


  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.