Что включается в художественную культуру. Введение. Понятие культуры. Художественная культура, как особая область культуры


1. Художественная культура как особая область культуры

Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры

Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

Список использованных источников


Введение


С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Художественная культура личности выступает, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.


Художественная культура, как особая область культуры


Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

·функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

·народно-художественную культуру;

·массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

·элитарную художественную культуру;

·художественные субкультуры регионов,

·профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

·художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье , ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются . Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале , т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве , т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени , то увидим, что её главные функции - обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства.

Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.


Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры


Культура охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно.

Первоначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей.Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это влекло за собой всё более отчётливое выделение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов:

) художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей;

) художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства;

) художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми кискусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия - например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации восприятия публикой художественных творений, то есть самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства.

Критика является важным элементом художественной культуры, призванным решать две задачи:

) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность;

) связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества - политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства».


Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры


До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественный искусство культура

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно - активное, а деятельностное . Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека - и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним - био - социокультурным существом.

Таким образом, культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности

качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека , не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных , - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека , ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности , служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три модальности:

  • человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
  • процессуально-деятельностную , в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
  • предметную , в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия локальных цивилизаций (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает .

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое оледенение, изменение климата в Африке, потоп, погубивший Атлантиду или гибель помпейской культуры в результате извержения вулкана и т.п. В целом же изменение в природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние испытывают прямые воздействия трансформации общественных структур, экономической и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы . Поскольку культура - не простой конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы . Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры , т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная деятельность - эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и детству человечества свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.


Список литературы:


1.Брюсов В. О искусстве. - М., 1975.

.Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002.

.Культура и культурология: Словарь / Под редакцией Кравченко А.И. - М., 2003.

.Коростелёв Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003.

.Петров М.К. История европейской культуры традиции и её проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лекция 1 . Художественная культура и искусство. Функции искусства

1.Специфика художественной культуры, ее особенности. Искусство как феномен культуры.

2.Природа и сущность искусства.

3.Функции искусства. Роль искусства в жизни человека, развитии человеческого общества и преобразование окружающей действительности.

Литература:

Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 28 – 55.

Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.

Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118.

Елинек, Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага: Артия, 1983. – 559 с.

Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79.

Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. – С. 85 – 153.

Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее разви­тия, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Антич­ность, Средневековье, Возрождение и другие исторические перио­ды узнают главным образом по художественной культуре, создан­ной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в ко­торое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий срок – одну человеческую жизнь.

Происходит это потому, что в художественной культуре прояв­ляются самые существенные черты духовной жизни общества, по­тому что она активно воздействует на все другие формы общест­венной и духовной жизни – на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние, взаимодействуя с ними. В различные исторические эпохи ведущими, определяющи­ми лицо эпохи, оказывались то одни, то другие формы обществен­ного сознания. Так, доминантой средневековой культуры Европы было христианство, что в значительной степени определило свое­образие искусства этого времени. Особенности культуры XX века формировались под влиянием нового видения мира, открытого наукой. Очень важной для развития всей культуры, и художествен­ной в том числе, оказалась философия.

Теснейшим образом художественная культура связана с мора­лью, вбирая в себя определенные нравственные ценности и утвер­ждая их с только ей присущей активностью. Художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, без­различен к ней.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять свое­образие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в современной жизни.

Особенности художественной культуры

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно облада­ет огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчест­во, художественное восприятие, художественная критика и т.д., образуя вокруг себя «культурное поле».

В научной литературе нет единого мнения в определении со­ставляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную куль­туру три основных элемента, обеспечивающих ее функционирова­ние: производство, распределение и потребление (восприятие, ос­воение) художественных ценностей - произведений искусства.

От соот­ношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой лично­сти, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного про­изводства, распределения, потребления художественных ценно­стей назначению искусства.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятель­ности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые фор­мы и виды творчества.

Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древно­сти. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно, на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собиранием и хранением произведе­ний искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.

Таким образом, художественная культура стала представлять собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произве­дений искусства или материальных предметов, обладающих эсте­тической ценностью.

Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

Так, для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых его талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художест­венного образования; создание условий, при которых обладаю­щий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своим творчеством свое существование, то есть систе­ма приобретения художественных произведений, оплаты труда ху­дожника и др.

Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зри­телей.

Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою оче­редь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность была достаточно хаотичной, но со временем она обрела определенные формы. Появляются специальные выста­вочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиоте­ки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокуп­ность таких учреждений образует фундамент художественной культуры.

Художественные музеи – это просветительные, науч­но-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экс­понируются и пропагандируются произведения искусства. Библи­отеки - собирают, хранят, изучают, распространяют, пропаган­дируют книги. Письменная культура с момента появления книго­печатания стала средоточием накопленной человечеством инфор­мации.

Художественная культура во многом определяется культурной политикой государства.

Важным элементом художественной культуры является по­требление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произве­дения искусства как художественной ценности, сопровождаю­щийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вку­са, жизненного опыта, ценностных ориентации. Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости оттого, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути – уважение и лю­бовь или пренебрежение, как к чему-то пустячному и необязатель­ному для жизни, – во многом зависит будущее отношение к искус­ству: появится устойчивая потребность в нем или сложится инте­рес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоя­тельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направлений культурной политики государства.

Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознание его особенностей, своеобразия каждого его вида.

В процессе развития искусства возникает потребность в глубо­ком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве – искусствознания.

Искусствознание - совокупность наук, исследующих искусст­во. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эсте­тическую сущность, закономерности его развития, природу худо­жественного творчества, функции искусства, его место и роль в ду­ховной и общественной жизни.

Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют теории, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих частных наук имеет свой объект исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве.

Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусства не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом.

Художественно-творческая деятельность протекает в общест­ве. Творческий процесс реализуется в двух формах – индивидуаль­ной и коллективной. На творческий процесс влияют, а во многом и определяют его те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в обществе. Жить в обществе и быть свободным от об­щества – нельзя. Но общество, а тем более государство, пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во мно­гих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют культурную политику, делают государственные заказы и тем са­мым направляют творчество художников в нужное для данного го­сударства русло. Они же организуют системы специальных учеб­ных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.

Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выста­вок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объедине­ние происходит на основе общности творческих принципов.

Так, в XIX в. в России композиторы входили в творческое со­дружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с це­лью содействовать развитию театрального дела.

После революции 1917 г. у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художни­ков и др.

В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творче­ские союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусст­ва: союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство культурой.

С распадом СССР творческие союзы не только утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной под­держки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-твор­ческого единения деятелей искусства, что особенно важно для ху­дожников, писателей, композиторов и др., творчество которых но­сит индивидуальный характер.

Как мы видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они суще­ствуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют оп­ределенную целостность.

Итак, художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о кон­кретных видах искусства, художественную критику, художествен­ное образование, институты и организации, обеспечивающие су­ществование и хранение художественных ценностей,- музеи, вы­ставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др., творческие объединения и организации.

Природа и сущность искусства

Искусство – одно из самых удивительных созданий человече­ства. Изображая на полотне одного человека, создавая пейзаж, на­тюрморт, описывая в романе какой-то период жизни, судьбы лю­дей, а в рассказе – только случай или эпизод, сочиняя музыкаль­ное произведение, возводя здание, творец говорит о своем време­ни, об эпохе и о себе – художнике, создавшем все это.

Такой способностью к обобщению обладает только филосо­фия. Но если философия выражает открывшуюся ей сущность яв­лений в обобщенно-абстрактной форме, лишенной жизненных красок, то искусство, давая обобщенное отражение действитель­ности, сохраняет ощущение всей полноты жизни. Искусство отра­жает действительность как некую жизненную целостность. Также целостно оно воздействует на человека, захватывая од­новременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостно­го отражения мира и целостного воздействия на человека не обла­дает никакое другое его творение.

Глубина постижения действительности в художественном про­изведении зависит от художника – его таланта, профессиональ­ного мастерства, от его взглядов, одним словом, от своеобразия личности творца.

Искусство отражает действительность. А так как действитель­ность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражаю­щее ее, сложно. Сложность объекта отражения определяет слож­ность искусства. Она проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музы­ка, изобразительные искусства и синтетические: театр, кино. Каж­дый из видов искусства включает в себя несколько жанров. Оста­ваясь одним и тем же, оно меняется во времени.

Так, например, древнегреческий театр скорее напоминал ны­нешний стадион, где собирались сотни зрителей. Представление начиналось на рассвете и продолжалось до позднего вечера. Звук трубы возвещал о начале каждой новой пьесы. Если она не нрави­лась, бурная реакция зрителей могла прервать ее действие и выну­дить актеров перейти к другой. Играли актеры в масках, без кото­рых они были бы плохо видны далеко сидящим. Маски закрывали не только лицо, но и голову. Большие размеры (больше головы) маски позволяли создавать укрупненные, обобщенные образы – трагические, выражающие страдание, или комические, карика­турные. Мимика актеру не была нужна. Но к голосу, дикции предъявлялись особые требования. Ведь играли одни и те же акте­ры с утра и до вечера множество самых разных ролей, в том числе мужчины-актеры играли и женские роли. Артисты должны бы­ли не только произносить текст, но и петь и танцевать и достигали во всех этих видах театрального искусства большого совершенства. Таким был античный театр.

Театр эпохи классицизма совершенно иной. Отказ от воспро­изведения реальной жизни, стремление к идеализации действи­тельности и облагораживанию ее породило и своеобразие формы. Герои Корнеля и Расина – крупнейших драматургов этого перио­да – переживали особые возвышенные чувства, совершали зна­чительные поступки, изъяснялись изысканно и торжественно. И это тоже театр. И в это же время во Франции возникает еще один, совсем особый театр. Это театр высокой комедии , театр Мольера. Здесь жизнь показана в ее естественном течении, драматургия ни на пядь не отступает от действительности. На подмостках театра Мольера вереницей пройдут люди, оказавшиеся в разнообразных узнаваемых жизненных ситуациях. Здесь будут обманутые мужья и верные жены, истинное благородство и эгоизм; здесь прозвучат злые насмешки над семейным деспотизмом и ханжеством, над пу­стотой аристократов и их показным благородством, над искусст­венной речью и вычурными манерами.

Речь мольеровских героев будет естественна, характеры их жизненны, а ситуации, в которых они оказываются, достоверны. И это тоже театр.

В каждой стране театральное искусство имеет какие-то свои особенности. И в одно и то же время театр французский, англий­ский, русский и т. д. будут обладать всеми признаками этого вида искусства, будут своеобразными, непохожими друг на друга.

Представим себе традиционный японский театр Кабуки или театр Но (китайский театр). Они настолько не похожи на привычные для европейцев теат­ральные формы, что без некоторой подготовки просто непонятно, что происходит на сцене, даже если известно, о чем пьеса.

В театре Кабуки сложная своеобразная драматургия. Пьеса включает драматическую основу, музыку, танцы, пантомиму (игру без слов), балет. В каждой пьесе обязательно есть два типа персо­нажей: один представляет мощь, силу, величие, независимо отто­го проявляется оно в добре или зле. Такой персонаж называется «арагото». Другой тип – «вагото» – мягкость, покладистость. Действие происходит на трех сценических площадках: сцена, авансцена и цветочная тропа: невысокий помост, проходящий че­рез зрительный зал (ханамити).

Свои особенности имеет и игра актеров. Речь, действие, дви­жение на сцене иные, чем в жизни. Главное в игре актера – пре­дельная выразительность. Для этого одну и ту же реплику могут произносить несколько актеров, она может быть расчленена на со­ставные части, и каждую часть ее произносят разные исполнители, а заканчивают все вместе и т.д. Игра актера находится на грани то­го, что «совсем как в жизни» и «в жизни так не бывает».

Но в одной и той же стране, в одно и то же время существует много разных театров. У каждого из них свои особенности, свой почерк, своя манера исполнения, и хотя они иногда ставят одни и те же пьесы, но создают совершенно разные спектакли.

То же самое можно заметить в каждом виде искусства. Живо­пись – это и наскальные росписи 20-25-вековой давности, и иконопись. Живопись эпохи Возрождения, голландская живопись XVII в., живопись передвижников и художников-авангарди­стов – все это живопись, один из видов изобразительного искус­ства, но как различаются произведения живописи разных эпох!

И в наше время существует много разных живописцев, и каж­дый из них по-своему интересен.

«Каждый из них – это цельный мир, цельное восприятие ми­ра, – говорил о художниках М.С. Сарьян, – это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит много­образие как с исторической, так и с национальной точки зрения»

Искусство очень сложно. Оно сложно по своей структуре, по своему многообразию, оно меняется от вида к виду, от жанра к жанру, от одного художника к другому. И хотя люди, создающие художественные произведения, делают все, чтобы их замысел до­шел до зрителей, читателей, слушателей, понять его, раскрыть для себя - чрезвычайно непросто. Этому надо учиться. И нау­читься этому можно, лишь обращаясь к искусству.

Когда мы говорим о сложности искусства, важно учитывать и еще одну особенность: восприятие художественного произведе­ния зависит не только от него самого, но и от нас. От того, научи­лись ли мы воспринимать искусство, понимать его язык, его осо­бенность, природу, присущую ему условность, зависит многое: поймем ли мы, откроем ли для себя его содержание, получим ли все то неповторимое богатство, которое в нем заключено, или нет. Неприятие какого-то художественного произведения обусловлено многими причинами: неподготовленностью к встрече с искусст­вом, желанием увидеть нечто определенное, не совпадающее с тем, что представлено в произведении, привычкой воспринимать новое, по аналогии с тем, что было увидено и услышано раньше, и т. д.

Картины великого голландского живописца XIX в. Винсента Ван Гога часто вызывают недоумение. Пейзаж и люди на его по­лотнах изображены непривычно. Цвет не совпадает с цветом изо­бражаемого предмета, своеобразен рисунок. Все изображенное ка­жется ярче. Вот как объясняет художник те изменения, которые он производит в своих картинах:

«Допустим, мне хочется написать портрет моего друга – ху­дожника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, такая уж у него натура. Этот чело­век светловолос. И я хотел бы вложить в картину все свое восхище­ние, всю свою любовь к нему. Следовательно, сначала я пишу его со всей точностью, на ка­кую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы закончить его, я становлюсь необузданным колористом. Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комна­тушки, а бесконечность – создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой я способен, и эта нехит­рая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной ла­зури неба. Точно тем же путем я шел в портрете крестьянина»

Функции искусства

Искусство выполняет множество функций, его роль и значе­ние в жизни человека и общества не исчерпываются утилитарны­ми задачами. Оно самоценно.

В научной литературе нет единого мнения в определении ко­личества функций искусства и их иерархии.

Назовем наиболее значимые из них:

1. познавательная,

2. ценностно-ориентационная (ак­сиологическая),

3. коммуникативная,

4. воспитательная,

5. знаковая (се­миотическая),

6. творческая (эвристическая),

7. эстетическая,

8. идеоло­гическая.

Искусство также обладает способностью предвидения (прогностическая, или футуристическая, функция ), его восприя­тие доставляет людям радость, удовольствие (гедонистическая функция ). Есть и другие, вплоть до психотерапевтической.

Трудно выделить ту функцию, которая может быть определена как наиболее значимая. Как правило, в художественном произве­дении наличествуют почти все. Превалирование какой-либо од­ной за счет других влияет на качество произведения, делая его то дидактически-поучающим, то поверхностно-развлекательным, и не больше.

Очень важна познавательная функция искусства. Историче­ские события стираются в памяти людей. О них вспоминают, изу­чая историю или тогда, когда современность напоминает о них.

История знает множество сражений не только на суше, но и на море. Во многих из них гибли корабли, гибли люди. Иногда проиг­равшим сражение морякам предлагали сдаться, гарантируя при этом условии жизнь. И нередко команда корабля отказывалась от этой милости, предпочитая смерть плену. Только военные истори­ки помнят имена погибших кораблей. Но о гибели крейсера «Ва­ряг» благодаря песне знает вся Россия. Забыто имя автора, а песня живет, воскрешая в памяти людей трагический и прекрасный факт истории русского флота.

Нередко, особенно на уровне обыденного сознания, познава­тельные возможности искусства отрицают, поскольку полагают, что эту функцию полностью выполняет наука.

Наука и искусства – разные грани творческой человеческой деятельности, они по-разному отражают действительность и дают знания о ней. Наука дает знания об определенных сторонах и свойствах действительности. Искусство – знание жизни. Наука открывает новые факты и законы. Искусство отражает закономер­ные явления. В знакомом и известном оно открывает незнакомое и неизве­стное: не раскрываемую наукой и эмпирическим знанием красоту природы, внутренний мир человека, неповторимую сложность че­ловеческих отношений. Искусство обладает способностью откры­вать красоту в самом обычном. Кажущиеся малопривлекательны­ми человеческие лица, серенькие пейзажи, увиденные глазами по­этов и художников, оказались прекрасными, и, благодаря их твор­честву, изменились, расширились наши представления о красоте. Вспомните стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», «Красота человеческих лиц», пейзажи средней полосы России, на­писанные И. Левитаном и И. Шишкиным, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.

«Произведением искусства... может быть признано только та­кое, в котором заключается раскрытие чего-либо нового, доселе неизвестного людям», – считал Л.Н. Толстой. О способно­сти искусства открывать людям незамеченное ими ранее, но очень важное, составляющее сущность человека, говорит он и в своих произведениях.

В искусстве все личностно. Личность художника проявляется в процессе художественного творчества и в его результате. Одни и те же явления действительности разные художники видят, воспри­нимают и воспроизводят различно. Так же как и читатели, зрите­ли, слушатели, которые видят в художественном произведении ка­ждый свое.

Более того, восприятие художественного произведения и его оценка у одного и того же человека могут меняться. Подлинно ху­дожественное произведение так многогранно, что не увиденное раньше может открыться позднее.

«Через каждые пять лет перечитывай «Фауста» Гете. Если ты каждый раз не будешь поражен, сколько тебе открывается нового, не будешь недоумевать, как же раньше ты этого не замечал, – ты остановился в своем развитии»,- считает В.В. Вересаев. То же можно сказать о «Войне и мире», «Братьях Карамазовых» и других великих произведениях.

Но в этой способности открыть для себя новое в уже известном произведении обнаруживается не только многозначность самого художественного творения, но и еще одна особенность искусства: его восприятие носит творческий характер. Воспринимая произведения, мы сами становимся твор­цами. Созданное художником для каждого человека таково, каким он его для себя откроет. Открытое нами в искусстве начинает жить новой жизнью уже в нашем сознании, войдя в наш духовный мир. Так проявляет себя творческая – эвристическая – функция ис­кусства .

Значение ее не только в том, что восприятие искусства требует сотворчества, но и в том, что постоянное общение с искусством развивает эту способность и делает ее неотъемлемой частью любой деятельности. Узнанное и открытое благодаря искусству помогает человеку лучше понять самого себя, других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонима­ние и общение между ними.

Коммуникативная функция искусства проявляет себя тем, что показано в художественном произведении, и по тому, как это показано, люди не просто узнают что-то новое, но обрета­ют определенный взгляд на мир, тот, который открыл им худож­ник. Воспроизводя определенные явления действительности, ав­тор неизбежно дает им какую-то оценку: утверждает или отрицает, говорит изображенному или описанному «да» или «нет». И такова сила воздействия искусства, что вслед за автором эту оценку восп­ринимаем и мы.

Действенная сила искусства такова, что нередко именно под воздействием ис­кусства люди начинают по-другому смотреть на жизнь, иначе оце­нивать происходящее и даже менять свои убеждения. Это не всегда переосмысление к лучшему, более глубокому и тонкому мировос­приятию. Все зависит от того, какое это искусство. Вот почему так важно идейное содержание искусства, чтобы оно заставляло вос­хищаться тем, что достойно этого, и вызывало гнев и ненависть ко всему гнусному, подлому, человеконенавистническому.

Действенная сила искусства безгранична, и оно должно слу­жить гуманистическим целям.

Искусство обладает способностью не только давать людям си­лы для жизни и выживания, что само по себе – неоценимо. Оно умеет заглядывать в будущее (футуристическая функция ): ему открывается то, чего не видят другие.

О чем бы ни говорило художественное произведение, к какому бы виду или жанру оно ни принадлежало, оно всегда доставляет нам удовольствие, наслаждение. Читать книгу, смотреть картину, спектакль или кинофильм, слушать музыку – всегда радость. И в этом еще одно назначение искусства, его гедонистическая функция. С ней связана возможность переключиться, отвлечься, отой­ти от повседневных дел и забот, насладиться красотой.

Есть у искусства еще много разнообразных функций. Но все названные и неназванные собираются в единое целое, аккумули­руются способностью искусства не просто развлечь, отвлечь, по­радовать, но и дать особое переживание, вызвать особое чувст­во – эстетическое, непосредственное эмоциональное пережива­ние, возникающее при восприятии совершенных явлений. Это чувство могут вызывать не только прекрасные произведения ис­кусства, но и явления самой действительности: благородный по­ступок, самоотверженность, красота природы, человека или ре­зультат труда.

Искусство по самой своей природе вызывает эсте­тическое чувство – удивления и восхищения его, искусства, спо­собностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сде­лано в художественном произведении, то есть совершенством ху­дожественной формы, возможностью прожить и пережить то, что показано, и тем самым испытать нравственное очищение. Искус­ство дает возможность испытать разные по характеру и направлен­ности душевные состояния. Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, вос­хищении совершенством созданного художником, потрясении от­крывшимся невиданным ранее миром и т. д.

Искусство всегда отражает действительность и отношение ху­дожника к ней . Но способностью дать понимание действитель­ности, заставить увидеть то, мимо чего люди проходили, предста­вить новый взгляд на мир, открыть его красоту, развить эстетиче­ское чувство и сформировать эстетический идеал искусство фор­мирует и самого человека – творца и созидателя культуры. Таким образом, искусство не только отражает действительность, но и создает ее.

Эстетическая функция искусства очень важна. Именно она формирует эстетические воззрения человека, его представления о красоте и прекрасном, уродливом и безобразном и др. Эти пред­ставления определяют не только то, какие внешние проявления красоты привлекают людей, их избирательность в одежде, предме­тах быта и т. д. И даже не только то, какие у них предпочтения в ис­кусстве, хотя это одно из проявлений художественного вкуса, ба­зирующегося на эстетических воззрениях. То, что человек считает прекрасным или безобразным, красивым или уродливым, в значи­тельной степени определяет его представления о красоте жизни, его образ жизни, его эстетический идеал.

Постоянное общение с искусством развивает в человеке эсте­тическое начало – эстетическое чувство, эстетический вкус, фор­мирует эстетический идеал. Именно поэтому искусство является важнейшим средством эстетического воспитания – целенаправ­ленной деятельности по формированию у человека способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, жить, творить и взаимодействовать с миром по законам красоты.

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.

Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей. Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого. Виды искусства - литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть разными - от метафорической к реалистичной, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени.

В повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура- это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства (искусство включено в качестве составного элемента в различные виды деятельности и выполняет несколько важнейших для архаических культур функций - это и элемент магических ритуалов, и собственно эстетическая деятельность, и особый род познания действительности).

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах - и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

  • 1) практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)
  • 2) художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)
  • 3) создание произведений искусства - творческая деятельность
  • 4) восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля - начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Важную роль играет просветительский потенциал массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры, однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором - произведением - и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства).

Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство - это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия. культура хореографический художественный танец

Можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов (например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства - во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства--являлась идеология).

Логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей. Т.е. это определенная самостоятельность развития искусства, возможность его прорыва в сферу нового, неизвестного в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит, в конечном итоге, к расширенному воспроизводству всей культуры.

Кроме этого, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения.

Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Это, прежде всего, творчество, т. е. инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда - одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства - это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория «прекрасного», которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированны по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал «прекрасного». Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на формирования идеала прекрасного, являются:

  • 1) природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
  • 2) некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии;
  • 3) художественные традиции данного исторического типа культуры;
  • 4) национальное представление об идеале «прекрасного»;
  • 5) социально-классовое понятие «прекрасного».

Искусство является одним из основных составных частей художественной культуры. Соответственно культура и искусство (как ее подсистема), выполняют одинаковые функции:

  • 1) общественно-преобразующую;
  • 2) познавательно-эвристическую;
  • 3) художественно-концептуальную;
  • 4) предвидения;
  • 5) информационную и коммуникативную;
  • 6) воспитательную;
  • 7) внушения;
  • 8) эстетическую;
  • 9) гедонистическую.
  • 1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Проявляется в том, что художественное произведение осуществляет идейно - эстетическое воздействие на людей, включает их в целостно направленную деятельность и тем самым участвует в преобразовании общества. Кроме того, сам процесс творчества - это преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов из реальной жизни. Любой материал, с которым работает художник, подлежит переработке, в результате которой появляется новое качество. Некоторые научные школы отрицают или умаляют возможность участия искусства в преобразовании существующего мира. Они сводят значимость искусства к выполнению компенсаторной функции - искусство в сфере Духа помогает восстановить утраченную гармонию. Такое действие присуще искусству, но идеи талантливого художника рано или поздно "будят" сознание аудитории, заставляют ее по-новому воспринять привычное явление.
  • 2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение). Несмотря на то, что крупнейшие философы мира Платон и Регель считали искусство нижней формой познания истины, которая не может вступать в соперничество ни с философией, ни с религией, все же познавательные возможности искусства огромные. Искусство способно исследовать те стороны жизни, которые недоступны науке. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обычном-необычное.
  • 3. Художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира). Искусство стремится к глобальному мышлению, решению общемировых проблем, осмыслению состояния мира. Художника интересует и судьба его героев, и человечества в целом, он мыслит в масштабах Вселенной и истории, с ними согласовывает свое творчество. В современной науке сильное и антиинтеллектуальное течение, которое идет от интуитивизма Анри Бергсона, в психологии - от Зигмунда Фрейда, в искусстве - это текущий сюрреализм, который признает "автоматическое письмо", "эпидемию сна", "отключение ума".
  • 4. Функция прогнозирования. В данном случае речь идет об использовании интуиции. Если ученый делает вывод индуктивным путем, то художник способен образно представить себе будущее. Художник, опираясь на интуицию, может достоверно предсказать будущее путем экстраполяции - вероятного продолжения линии развития уже существующего
  • 5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и общение). Анализ именно этой функции искусства лежит в основе современных эстетических теорий, которые разрабатываются семиотикой и др. Искусство рассматривается как своеобразный канал связи, как знаковая система, которая несет информацию. При этом информационные возможности художественного языка оказываются значительно шире, эмоционально сильнее, чем разговорная речь.
  • 6. Воспитательная (формирование целостной личности). Воспитательное значение философии заключается в воздействии на формирование мировоззрения, политики - на политические взгляды, а вот искусство влияет комплексно и на разум, и на душу человека, формирует целостную личность. Искусство влияет на личность через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так и отрицательных образах.
  • 7. Функция внушения. Искусство способно внушать способ мышления, чувства, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Особенно эта его способность проявляется в сложные периоды истории
  • 8. Эстетическая (формирование ценностных ориентаций). Под влиянием искусства формируются эстетические вкусы, пробуждается творческое начало личности, ее желание творить по законам красоты.
  • 9. Гедонистическая (функция наслаждения). Эта функция связана с тем, что существует игровой аспект художественной деятельности. Игра как проявление свободы приносит эстетическое наслаждение, радость, духовное вдохновение.

Таковы важнейшие функции искусства, хотя их перечень не ограничивается названными. Несмотря на отсутствие прямой прагматической целесообразности существования людей без искусства невозможно. Искусство формирует личность всесторонне, формирует моральные принципы, эстетические вкусы, расширяет кругозор, знания, воображение, фантазию. Всеобщая потребность в искусстве следует, по словам немецкого философа Г.Гегеля, из разумного стремления человека духовно освоить внутренний и внешний миры, представив их как предмет, в котором он узнает собственное "Я".

Подводя итог, можно сделать выводы, что художественная культура - это многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности, «опредмечивание» и «распредмечивание» эстетической информации. Художественная культура - это создание, распространение (с помощью каналов и средств массовой коммуникации), коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических, художественных ценностей. Все звенья и слагаемые динамики художественной культуры взаимно предполагают и опосредуют друг друга, образуя сложно структурированную систему.

Вводные замечания

Термин художественная культура означает как совокупность художественных ценностей, так и всю систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали, невозможно понять художественную культуру той или иной эпохи. Среди духовных ценностей по своему содержанию можно выделить научные, нравственные и художественные. Художественная культура (или искусство) имеет особое значение, так как она воздействует на его внутренний мир и на разум человека.

Культура формируется на основе бережного сохранения лучших элементов старого, путем создания нового культурного богатства в процессе творчества. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. а потому требует бережного отношения к ней. Вместе с тем национальные культуры взаимодействуют между собой, взаимообогащая друг друга. Результатом такого взаимодействия становятся общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы.

Замечание 1

Художественная культура включает в себя несколько подсистем: собственно художественного творчества, его организационной и материальной структуры, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые другие.

Искусство

Содержательным ядром художественной культуры является искусство (включая художественную литературу), которое является одним из главных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумулирующее это знание и социальный опыт людей, порождающее и отбирающее специфические ценностные установки бытия людей и актуализирующее эти ценности, представляя их в художественных образах.

Замечание 2

Искусство создает проекцию мира воображаемых реалий, представленных так, чтобы заострить внимание людей на нравственных, эстетических или других проблемах, описываемых в данном произведении.

Эти проблемы изображаются в эмоционально окрашенной форме, они должны вызвать ответное эмоциональное переживание воспринимающего, соотнесение самого себя с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира тяготеет к образному отображению жизни и познанию ее при помощи создания комплексных моделей, в которых противопоставлено позитивное начало негативному.

Функции художественной культуры

  1. Основные социокультурные функции художественной культуры связаны прежде всего с обобщением социального опыта людей, на основе которого происходит формирование эталонных образцов ценностно-нормативного поведения. Это во многом связывает художественную культуру с религией и философией, однако реализация подобных задач происходит специфическим способом.
  2. Кроме того, они выполняют задачи социализации и инкультурации личности, внедрения ее в систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, существующих в обществе. Функция такого рода делает искусство одним из главных инструментов регулирования социальной жизни общества, способствует использованию его элементов при воздействии на сознание людей тех форм культуры, которые отличаются наиболее массовым распространением.
  3. И, наконец, еще одной функцией художественной культуры является создание эстетически организованной среды обитания людей, наполненной эталонными образцами художественно-культурных ценностей, порожденных искусством. В этом случае искусство начинает смыкаться со сферой материального производства и строительства; в результате их взаимодействия появились жанры монументального искусства, архитектура, прикладное искусство, дизайн.