Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Цветущая ветка сакуры. Рабочая программа кружка по ИЗО «Радужная палитра» Подстрешной Екатерины Александровны для подготовительной к школе группе

Рисование - один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать - они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Чем хороши нетрадиционные техники

В подготовительной группе традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и карапуз может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки . Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования

Сама обстановка занятий рисованием в т=нетрадиционных техниках настраивает малышей на позитив, ожидание успеха вне зависимости от способностей

лавное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки . Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования
  • дают карапузам уверенность в себе, в своих силах;
  • развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
  • помогают расширять представления о мире;
  • развивают мелкую моторику;
  • воспитывают самостоятельность мышления.

Какие техники используются в подготовительной группе

С детьми 6–7 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду. Более того, творческие воспитатели привносят в этот перечень ряд новых методик.

Это интересно. Гуашь для техник, требующих сильно разведённой краски, использовать опасно, так как после высыхания может появиться белый налёт.

Рисование ватными палочками

Это интересно. Сюжеты в этой технике можно создавать и в рамках контура, и без него.

Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть), а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:

  • ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
  • краски;
  • влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке).

Это интересно. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях используются акриловые краски. Но на бумаге ими рисовать не совсем удобно, так как из-за своей консистенции они долго сохнут, а вот на ткани получаются удивительные рисунки. Так появилась ещё одна нетрадиционная техника рисования - акрилом по ткани.

Пример рисунка ватными палочками

«Весеннее настроение»

Это пример создания рисунка без предварительно нанесённого контура.

Для этого рисунка не нужно наносить контуры

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку краской зелёного цвета и рисуем стебель, с расходящимися в разные стороны более мелкими стебельками. Линию проводим цельную для каждого кусочка стебля».
  2. «Смачиваем палочку краской жёлтого цвета и наносим кругообразные мазки с опорой на стебелёк. Линия должна напоминать круги спирали - от меньшего к большему».
  3. «Окунаем ватную палочку в другой цвет и повторяем предыдущий шаг».

Ребёнок может создать один цветок с разноцветными бутонами, а может сделать целый букет. По возможности цветовую гамму малыш должен подбирать сам.

Видео. Одуванчики в технике рисования ватными палочками

Фотогалерея рисунков в технике рисования ватными палочками

Рисунки ватными палочками можно комбинировать с аппликацией Техника рисунка ватными палочками часто комбинируется с техникой рисования пальчиками (на этом рисунке пальчиками изображены ягодки) Чтобы придать рисунку более чёткий контур, элементы сюжета можно обвести фломастерами

Рисование тычком: радуга, рябина и другие композиции

Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой - это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании

  • пальчиков - тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем;
  • жёсткой кисти - тычок получается игольчатым;
  • мягкой кисти - отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым.

Это интересно. Рисование тычком пальчиками особенно широко используется при работе в младшей группе. Этот метод позволяет малышам и мелкую моторику развивать, и одновременно познавать себя, свои творческие возможности.

Рассмотрим примеры создания рисунков тычком с использованием ватных палочек.

Примеры рисунков тычком

«Радуга»

Рисунки в технике тычком требуют предельной аккуратности

Инструкция:

  1. «Берём 14 палочек».
  2. «Окунаем 2 палочки в красный цвет и делаем тычками дугу радуги».
  3. Затем ребята повторяют действие с парами остальных радужных цветов (оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым).
  4. «Теперь смачиваем палочку краской жёлтого цвета и рисуем тычками солнце с лучами».
  5. «Голубым цветом показываем фон-небо».
  6. «Окунаем палочку в белую краску и создаём круговыми движениями облака на небе».

Существует ещё один вариант создания радуги в этой технике. Но он требует определённого мастерства, так как разноцветные пары мы будем соединять в одну линию.

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку красным цветом и кладём её на чистый лист».
  2. «Быстро проделываем эту же операция с другими цветами».
  3. «Берём палочки одним линейным пучком и делаем тычки по дуге».
  4. Далее дорисовываем сюжет по предыдущей инструкции.

Это интересно. Этот вариант рисунка выполняется быстрее, но требует от малышей определённой сноровки, так как окунать палочки в краску нужно быстро, а затем чётко по одной линии расположить их в пальцах.

«Рябина»

С помощью тычка связкой ватных палочек можно быстро нарисовать сразу группу элементов, например, гроздь ягод

Рисунок на осеннюю тематику позволяет объединить две техники: линии и тычки ватными палочками.

Инструкция:

  1. «Окунаем палочку в краску чёрного цвета и рисуем ствол дерева с ветками».
  2. «Берём пучок палочек, связываем его резинкой».
  3. «Окунаем связку в краску красного цвета и одним тычком создаём гроздь рябины».

Видео. Верба в технике рисования тычком кистью

Фотогалерея рисунков в технике тычка

Если краску развести до консистенции сметаны, то рисунок тычком получится более рельефным Для тычка жёсткой кистью в краску не нужно добавлять много воды Тычком ватной палочкой удобно делать осадки

Техника рисования солью

Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера - так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется

  • клей (ПВА или силикатный);
  • лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется).

Это интересно. Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр.

Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:

  1. Создание контура изображения с помощью карандаша.
  2. Прорисовка контура клеем.
  3. Засыпание подложки солью.
  4. Сушка и избавление от излишков соли.

При необходимости рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки. Однако это требует повторной сушки, а также довольно кропотливой работы по окрашиванию.

Примеры рисунков в технике рисования солью

«Птица»

Чтобы рисунок получился аккуратно, нужно хорошо промазать клеем его контур

Этот рисунок выполнен из комбинации материалов - солнце сделано с помощью крупы.

Инструкция:

  1. «На листе голубого цвета рисуем (обводим трафарет) птицу в полёте».
  2. «Рисуем солнце».
  3. «Обильно наносим клей на всю птичку и солнце, не выходя за контур рисунка».
  4. «Даём клею «схватиться» - 30–60 секунд».
  5. «Засыпаем 2/3 листа солью, стараясь наложить равномерный слой на птицу. Можно помогать пальчиками».
  6. «Треть листа (там, где солнце) засыпаем пшеном».
  7. Продолжать работу можно на следующий день.
  8. «Ссыпаем излишки соли и пшена».
  9. «Фломастером чёрного цвета делаем птице глаз».

«Планеты в космосе»

Этот пример требует последующего раскрашивания. Кроме того, в качестве дополнительных изобразительных средств здесь использованы аппликация (звёзды) и конструирование из бумаги (ракета).

Для более плавных переходов цветов в качестве основы лучше использовать мелкую соль

Инструкция:

  1. «На подложке синего цвета рисуем 5 кругов-планет разного размера». Можно использовать циркуль или дать детям обвести круги из картона разного диаметра.
  2. «Аккуратно заполняем границы контура клеем».
  3. «Засыпаем рисунок солью».
  4. Работа продолжается на следующий день.
  5. «Ссыпаем излишки соли».
  6. «Разводим краски водой».
  7. «Окунаем кисточку в краску и делаем каплю на кружок».
  8. «Так прорабатываем все круги, делая пятна разного цвета, чтобы получились переходы».
  9. Работу продолжаем после того, как краска высохнет (минимум через день). За это время дети могут сделать оригами ракету и вырезать звёзды.
  10. «Приклеиваем звёзды и ракету».

Видео. Фейерверк в технике рисования солью

Фотогалерея рисунков солью

Соль - незаменимый материал для рисунков ночных зимних картин Чтобы сохранить чёткость контура, следующий элемент нужно закрашивать только после того, как высохнет предыдущий Рисунки солью развивают у детей тонкое чувство цвета

Картинки, нарисованные ладошками

Как следует из названия, материалом для создания картинки будут ладошки малышей. На них можно наносить разведённую водой гуашь или акварель. Причём это может быть один цвет, а может и несколько, если, например, ладошки - это цветы в вазе. Главное, чтобы у детей были влажные салфетки и возможность тщательно вымыть руки после рисования.

Пример рисунка ладошками

«Бабочка»

Чтобы крылышки были ровными, ладошки нужно прикладывать симметрично

Инструкция:

  1. «Зелёной краской рисуем туловище бабочки, слегка расширяющееся книзу».
  2. «Делаем усики синего цвета, ставим красные точки на их концах».
  3. «Наносим на ладошки жёлтую краску и делаем отпечаток слева и справа внизу, приложив ладони большими пальцами вниз».
  4. «Вытираем ручки, наносим краску розового цвета».
  5. «Прикладываем ладони слева и справа вверху так, чтобы большие пальцы оказались наверху».
  6. «Вытираем ручки и дорисовываем круги-пятна на крыльях бабочки».

Видео. Рисуем льва ладошками

Фотогалерея рисунков ладошками

Для этого рисунка, кроме ладошек, использовались пальчики После нанесения отпечатка, осьминогам нужно придать законченную форму контуром и дорисовать им глазки Если ладошки не вытирать после одной краски, а сразу нанести следующую, то деревья получатся разноцветными, по-настоящему осенними Рисунки ладошками можно превратить в аппликации

Метод рисования пальчиками

Как уже упоминалось, пальчиками можно делать тычки. Но также в подготовительной группе активно используется комбинация отпечатков с линиями. Для рисования нужна краска (гуашь, акварель), разведённая водой, влажные салфетки.

Это интересно. Часто рисование пальчиками комбинируется с созданием рисунков с помощью отпечатков ладошек.

Пример рисунка в технике рисования пальчиками

«Осенние краски на деревьях»

Чтобы придать форму листве дерева, пальчиком в зелёной краске как бы рисуем круг

Инструкция:

  1. «Обмакиваем указательный пальчик в краску зелёного цвета и рисуем большой круг его отпечатками».
  2. «В границах этого круга делаем тычки разных цветов, чтобы получилась листва на деревьях».
  3. «Обмакиваем большой пальчик в краску коричневого цвета и проводим одну линию внизу - это ствол нашего дерева».
  4. «Добавляем листву под деревом».

Видео. Летний луг в технике рисования пальчиками

Фотогалерея рисунков пальчиками

Техника рисунка пальчиками отлично дополняется элементами, выполненными ладошками Пальчиками можно создавать сюжеты в движении Чтобы ёлочка была яркой, для каждой ветки пальчик нужно заново окунать в краску

Рисование восковыми мелками

Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу - тогда картинка получится однотонной.

Пример рисунка восковыми мелками

«Закат над морем»

Акварель растекается по мелкам, создавая разную концентрацию цвета

Инструкция:

  1. «Восковыми мелками рисуем полукруг солнца».
  2. «Делаем лучи, прорисовываем волны на море тёмно-синим мелком».
  3. «Толстую кисть смачиваем синей краской и наносим на весь рисунок, не затрагивая солнце».

Видео. Салют в технике рисования восковыми мелками и акварелью

Фотогалерея рисунков восковыми мелками

Если смешать несколько оттенков синей краски, то фон получится ещё ярче Для этой картинки фон делается тушью, а рисунок мелками не закрашивается Интересные картинки получаются, если акварелью не покрывать рисунок, сделанный мелками

Рисование в технике набрызга

Работа этим нетрадиционным способом, в отличие от предыдущих, требует определённой подготовки. Суть метода заключается в следующем:

  • на картоне создаётся рисунок;
  • этот силуэт вырезается, прикладывается к другому листу картона;
  • обводится трафарет, прорисовываются детали (например, лепестки цветов);
  • вырезаются нарисованные элементы;
  • на лист бумаги наносится фон;
  • прикладывается шаблон с прорезями;
  • старой зубной щёткой (пальцем, щёткой для краски) делается набрызг на трафарет (зубочисткой как бы стирается краска со щетинок);
  • после высыхания дорисовываются необходимые детали картинки.

Это интересно. Если сюжет должен остаться не закрашенным, то процедура упрощается до этапа вырезания силуэта, который потом накладывается на основу, защищая контур от набрызгивания на подложку.

Пример рисунка в технике набрызга

«Зимний лес»

Работа в технике набрызга требует много времени на подготовку

Инструкция:

  1. «Для этого рисунка потребуется создание оттенков. Поэтому перед набрызгиванием мы красками закрасим нужные элементы и дадим им высохнуть».
  2. «Рисуем деревья, вырезаем их силуэты».
  3. «Прикладываем силуэты к другой основе, дорисовываем на ней форму листвы».
  4. «Вырезаем этот силуэт листвы».
  5. Снова прикладываем на новую основу, делаем контур листвы, чуть отступив от готового слоя».
  6. «Вырезаем второй силуэт листвы».
  7. «Делаем силуэт сугробов, оставляя прорези. Вырезаем».
  8. «На подложку прикладываем ствол и второй силуэт листвы».
  9. «Обмакиваем щётку в краску, пальцем делаем набрызг по всему листу».
  10. «Накладываем силуэты второго слоя листвы и сугробы, снова набрызгиваем».
  11. «Снимаем трафареты».

Видео. Натюрморт с цветами в технике набрызга

Фотогалерея рисунков в технике набрызга

Трафареты бабочек можно расположить по-разному, чтобы придать картинке непринуждённость и естественность Для набрызга птиц нужно два трафарета: спинка с головой и грудка Для этого рисунка сначала делаем цветы, а потом дорисовываем стебли, листья

Техника кляксография с трубочкой

Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:

  • жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
  • пипетка или маленькая ложечка;
  • трубочка для коктейля;
  • кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка.

Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.

Пример рисунка в технике кляксография с трубочкой

«Поляна с цветами»

Чем резче дуть на каплю, тем длиннее будут элементы

Инструкция:

  1. «Капаем зелёную краску и раздуваем стебли цветов на побеги».
  2. «Теперь капаем краску для цветов, раздуваем лепестки».
  3. «Делаем таким же образом солнце с лучами».
  4. «Капаем пару небольших капель для травы на заднем фоне, немного раздуваем капли».
  5. «Обмакиваем кисть в зелёную краску и дорисовываем передний план - поляну».

Видео. Как нарисовать дерево в технике кляксография с трубочкой за минуту

Фотогалерея рисунков в технике кляксография с трубочкой

В одном рисунке можно сочетать кляксы и раздутые через трубочку капли Для пейзажей можно не особо стараться выдувать капли с одинаковой силой и в одном направлении Рисунки в технике кляксография с трубочкой можно комбинировать с классическим рисунком - получаются очень самобытные работы

Техника рисования по сырому

Создание картинок по сырому (её ещё называют по мокрому) позволяет получить изображения с размытыми переходами. Это ценно, например, для прорисовки шерсти животных. Суть метода заключается в том, что лист основы смачивается водой, а затем пока он мокрый наносится рисунок. Для этого используются гуашь, акварель или тушь. После того, как картинка высохнет, дорисовываются необходимые детали.

Это интересно. Чтобы лист дольше оставался влажным, под него подкладывают влажную салфетку.

Существует альтернативный способ рисования в технике по мокрому: на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Обычно таким способом рисуют пейзажи, закат. Если же на картинке задумывается изображение неба (моря), то сделать это можно так: нанести на сухой лист толстую линию, окунуть эту часть листа в воду, а затем кисточкой растянуть элемент до нужных размеров.

Пример рисунка по сырому

«Котёнок»

Дорисовывать тонкие элементы можно уже после того, как высохнут основные детали, нанесённые на влажную бумагу

Инструкция:

  1. «Рисуем контур котёнка простым карандашом».
  2. «Окунаем лист в воду».
  3. «Коричневой краской раскрашиваем рисунок».
  4. «Даём картинке высохнуть».
  5. «Дорисовываем красками (фломастерами) усики, нос, глаза, ресницы, рот и язычок».

Видео. Рисунки по мокрому на акварельной бумаге

Фотогалерея рисунков по мокрому

Если композиция сложная, то под лист можно положить влажную салфетку - так бумага дольше сохранит нужную кондицию Капли дождя дорисовываем после того, как основной сюжет высохнет - так они будут более яркими Для рисунков по мокрому нужно брать плотную бумагу, идеально подходят акварельные листы

Техника оттиск скомканной бумагой

В младших группах малыши комкали листы бумаги, расправляли их, а затем наносили краски - так рисунок получался с интересными оттенками и тенями. В подготовительной группе техника немного усложняется: комком бумаги ребята раскрашивают контур сюжета, делая границы рисунка размытыми, нечёткими. Для реализации задумки необходимо

  • нанести контур сюжета на лист бумаги;
  • налить краску (акварель, гуашь) в плоскую посудину и развести её до консистенции сметаны водой;
  • скомкать лист бумаги (чем плотнее, тем более чётким будет оттиск).

Это интересно. Комок бумаги лучше делать из обычных тетрадных страниц. Чем мельче комок, тем меньше оттиски получаются.

Пример рисунка в технике оттиск скомканной бумагой

«Лиса»

Для мелких оттисков нужно брать небольшие кусочки бумаги

Инструкция:

  1. «Делаем контур лисички на бумаге».
  2. «Комкаем ½ часть одинарного тетрадного листа».
  3. «В тарелочку наливаем краску, добавляем несколько капель воды».
  4. «Обмакиваем комок в краску и прикладываем в границы контура».
  5. «Повторяем до тех пор, пока вся фигура не будет закрашена».
  6. «Кисточкой дорисовываем глаз, нос, коготки».
  7. «Голубую краску сильно разводим водой и прорисовываем фон».

Видео. Простой способ нарисовать пейзаж

Фотогалерея рисунков скомканной бумагой

Этот рисунок выполнен мелкими кусочками скомканной бумаги Перед работой с цветом, нужно нанести контур рисунка Элементы скомканной бумагой наносятся уже после того, как закончены основные элементы композиции

Схема конспекта занятия

Для составления плана занятия педагогу очень важно правильно сформулировать цели и задачи работы. Только в этом случае получится подобрать правильные приёмы и заинтересовать малышей. Среди целеполагающих факторов, кроме тех, что были указаны как цели использования нетрадиционных техник рисования в целом, можно выделить:

  • подготовку руки ребёнка к письму;
  • развитие перцепции многоцветного изображения;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к процессу творчества;
  • развитие познавательных способностей.

Если техника не требует много времени для выполнения рисунка, то в качестве мотивирующего начала можно использовать инсценировку

Задачами, над которыми необходимо работать на каждом занятии, являются

  • развитие интереса к различным изобразительным материалам, а также побуждение творить доступными средствами выразительности;
  • обучение навыка смешивать краски для освоения всего многообразия цветовой палитры;
  • воспитывать терпение в работе;
  • формировать позитивный подход в оценке результата своей деятельности и работ других членов коллектива.

Кроме формулировки целей и задач, от воспитателя требуется грамотно распределить время между всеми этапами занятия, хронометраж которого 30 минут. Работа строится в 3 этапа:

  • вводная часть (около 5 минут) – мотивация детей, то есть применение приёмов, способствующих развитию у малышей интереса к работе (беседа, обыгрывание наглядности, ролевая игра, прослушивание сказок, песен и т.д.);
  • основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка, а также физкультминутка и артикуляционная гимнастика;
  • заключительный этап (около 5 минут) – подведение итогов, поощрение со стороны воспитателя и самоанализ детей в виде ответов на вопросы («Тебе понравилось рисовать таким необычным способом?», «Как ты считаешь, у тебя всё получилось в рисунке?», «Чья работа, на твой взгляд, самая красивая?» и пр.).

Важно отметить, что такое распределение времени на занятии рисованием в нетрадиционной технике является условным, так как есть методики, на выполнение которых уходит значительно меньше отведённых 20 минут (например, рисунка солью). В этом случае воспитатель может больше времени уделить мотивационным приёмам.

Пример конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Кирсанова Наталья «Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зима. Зимний лес» (фрагмент)

<… Практическая деятельность. Под музыку Чайковского «Времена года», «Зима»
Зима:- Хотите, я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух.
-На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).
- При необходимости капаем ещё гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.
Зима:- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!
- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)
- Давайте, и мы накроем наши деревья тёплым и лёгким одеялом. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?
-Возьмите следующий «волшебный» предмет - ватную палочку, макаем её в краску тонким концом и отпечатываем по всей картине, приговаривая волшебные слова:
«Пусть падает снежок на волшебный мой «листок!»
- Наш снежок сначала должен укрыть ветки.
- А снег все идёт и идёт, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится всё больше и больше. Теперь переверните ватную палочку другим концом, макните её в краску и нарисуйте сугробы под деревом.
-Давайте совершим ещё одно волшебство - поместим деревья на полотно, что у нас получилось?(Картина «Зимний лес»)
- Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.Они стали ещё красивее.)
3.Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша встреча? Чем она вам понравилась? Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом). Кому было сложно справляться с заданием? Вы все замечательно справились. Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге…>

Перспективное планирование

Для того чтобы процесс образования в детском саду носил организованный характер, а работа воспитателя была упорядоченной, осмысленной и, главное, результативной, методическим объединением педагогов дошкольного учреждения составляется перспективный план работы.

Перспективное планирование позволяет скомбинировать техники не только по темам, но и по способу выполнения - индивидуальному или групповому

Обычно составление плана заключается в указании месяца работы, темы и техники выполнения рисунка, целей использования той или иной методики. Также указывается источник, в котором данный способ изобразительного творчества детально описан. Воспитатель может указать дату проведения занятия и отвести графу под примечания.

Пример перспективного планирования

Наумова Елена «Перспективный план по нетрадиционному рисованию. Подготовительная группа» (фрагмент программы)

<…Декабрь
Тема: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (тычок жёсткой кистью с элементами аппликации)
Цель: Совершенствовать умение передавать в рисунке многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.
(Николкина Т. А. стр. 107)
Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)
Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
(Казакова Р. Г. стр. 110)
Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг)
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество.
(Казакова Р. Г. стр. 25)
Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)
Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.
(Казакова Р. Г. стр. 7)
Январь
Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)
Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.
(Колдина Д. Н. стр. 40)…>

Занятия рисованием в детском саду - это один из важнейших путей познания окружающего мира ребёнком, так как малыши не только занимаются творчеством, но и самостоятельно находят решения поставленным практическим заданиям. Это совершенствует наблюдательность, формирует эстетический вкус. Однако реализация этих целей требует полной включённости ребёнка в творческий процесс, что нелегко осуществить, если малыш не обладает изобразительными способностями. В этом случае на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. В подготовительной группе список способов создания сюжетов на бумаге значительно расширяется в сравнении с младшими группами, а дети, привыкшие работать с необычными рисунками, с удовольствием продолжают осваивать этот вид деятельности.

Наталья Самохина

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Закат »

ЦЕЛЬ : Знакомить с художественными техниками; развивать чувство

композиции и цвета и побуждать интерес к изобразительному творчеству.

ЗАДАЧИ : 1. Учить понимать выразительные средства живописи (цвет,

линия, колорит, ритм) Закрепить умение различать виды пейзажа.

2. Развивать графические навыки (подбирать цветовую гамму, соответствующую определенному времени суток; использовать различную живописную технику при изображении неба)

3. Содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ : Изображение заката солнца , репродукции картин с пейзажами, музыкальное сопровождение, бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисточки.

Ход ЗАНЯТИЙ:

Ребята сегодня у нас необычное занятие , мы отправимся на экскурсию в наш необычный музей. Ребята, а вы были в музеи, где весят картины, поднимите руки, кто был? Давайте с вами представим, что мы находимся в музее, где висят картины разных художников. А кто это художники? Правильно ребята это человек, который рисует картины. Художник подобен волшебнику, магу который в своих картинах восхищается красотой природы, он изображает великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, может показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба, различных животных, людей, море и закаты солнца . Посмотрите сколько у нас здесь картин и все они разные, но что объединяет эти картины. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

(Солнце)

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце -

Почему-то на закате

Стало красным.

Сегодня мы продолжаем работу над пейзажем. Но вначале давайте повторим, какие бывают пейзажи (городской, морской, сельский) :- у меня на доске все картинки перемешались… Помогите мне поставить их на свои места. Вот и мы сегодня как настоящие художники будем рисовать закат солнца , а рисовать мы будем восковыми мелками и акварельными красками. Мы не раз уже с вами рисовали восковыми мелками, поэтому знаем различные приемы рисования с восковыми мелками. Но вначале давайте посмотрим, какие разные бывают закаты… .Смотрим картинки с закатами солнца и слушаем стихи

Закат солнца

Закат ослепительный солнца,

Лучистым узором игрив,

Наблюдать удивительно молча,

Золотистый на море разлив.

Сверкает багровое небо,

Миллионом зажжёных огней,

Оно каждый раз в новом цвете,

Изумляет палитрой своей.

Огненный шар ярким шлейфом,

Играет в кипучей волне,

Золотым с переливами светом,

Отражается солнце в воде.

Моментально светило садится,

Лишь диском коснувшись воды,

С горизонта исчезла зарница,

В пучине гаснут лучи.

Стаи чаек кружатся над морем,

Ласкают волны морские прибой,

В дивный вечер огромное море,

Наполняется вновь синевой.

Мария Гордеева 2

Закат на реке

Закончив дня прошедшего свершения,

Чтоб дать земле немного отдохнуть,

Владыка Солнце с огненным свечением

За горизонтом завершает путь.

Раскрасив небо яркими мазками,

И попрощавшись с уходящим днем,

Шар золотой в потоке вод растаял,

Оставив лишь воспоминания о нем.

Приняв закат в прохладные объятья,

И растворив его огонь в волнах,

Река ласкает горизонт лобзанием,

Выплескивая нежность небесам.

В закатный час все тайною покрыто,

Все замерло в предчувствии чудес,

И тенью незаметно подступает

В почти угаснувшем закате лес .

Река… Закат . … бескрайние просторы….

И небосклон в пушистых облаках,

Устало Солнце скрылось с горизонта…

Настала Ночь, День успокоив в снах….

Рисовать восковыми мелками мы будем на плотной бумаге. Рисунок пейзажа восковыми мелками делаем мелком того цвета которым у нас будет солнце. Показ педагогом нескольких способов рисования солнца, закрашиваем, оставляя белые просветы. Потом при работе с красками эти просветы закрасятся, и получится красивый эффект. Штрихи лучше наносить по форме. Сначала светлые тона, затем постепенно затемнять в нужных местах, создавая тенями объем.

Дальше продолжаем рисовать акварельными красками нескольких способов тонирования неба : по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками. Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в воде, его отблески будут присутствовать везде, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу. Педагог предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели , наблюдали в природе и нарисовать его. Дети работают под музыку.


У каждого свой неповторимый закат .

Давайте рассмотрим, какие выразительные работы у вас получились.



Вы хорошо работали сегодня на занятии . На этом наше занятие окончено .

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе (живопись по мокрому слою бумаги)Тема: «Цветы»
Программное содержание:
Познакомить детей с таким жанром живописи, как работа красками “по сырому”.
Задачи:
Учить классифицировать репродукции картин по жанрам - пейзаж, портрет, натюрморт.
Закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.
Побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, цвет, декор).
Развивать фантазию, воображение.
Учить детей оценивать свои рисунки и рисунки своих товарищей в соответствии с заданием
Материалы и оборудование: поролоновые губки, кисточки, гуашь, акварельные краски, листы плотной белой бумаги, ванночки с водой, тряпочки.
Предварительная работа:
- рассматривание картин художников,
- вспомнить жанры живописи.
Ход занятия:
(Дети стоят на ковре, на котором лежат цветочки разных цветов.)
Воспитатель: Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня. Мы с вами знаем, что у настроения есть свой цвет, вот на нашей сказочной поляне выросло много разноцветных цветов - вы каждый выберите, пожалуйста, такого цвета цветочек, который похож на ваше сегодняшнее настроение.
Какого цвета ты выбрал цветочек …? Почему?
А какое настроение у тебя …? А у тебя …?
Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение ваше радостное, хорошее, светлое, а все мрачные цветочки остались на нашей поляне. Давайте вернем наши красивые яркие цветочки на нашу сказочную поляну, пусть они растут и радуют нас.
А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и пожелаем, друг другу здоровья, хорошего настроения, добра, счастья и чтобы всё у вас сегодня на занятии получилось.
Молодцы, а сейчас тихонько идём и садимся на места.
Для начала, давайте вспомним, какие жанры живописи вы знаете? Пейзаж, портрет, натюрморт.
Правильно. Здесь на столе у меня лежат репродукции картин. Я прошу выйти трех детей. Из всего многообразия картин пусть один выберет натюрморты, другой - пейзажи, а третий портреты.
Дети начинают работать. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выбора картин. Дети читают стихи о разных жанрах живописи.
Пейзаж:
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины, и дремучие леса,
Белокурые березки, или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денек.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года, мы с картины разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
Натюрморт:
Если видишь на картине, чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,
Может чашка или блюдце, с золоченою каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь,
В завершение положим, спелых персиков и слив.
А ещё в картине может, нарисованным быть торт.
И поэтому картина, назовётся - натюрморт!
Портрет:
Если видишь на картине, чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и веселый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине - это главное лицо.
Может папа или мама, может дедушка и я.
Нарисованы в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут не сложно, неуверенности нет.
Что красивая картина, называется - портрет.
Молодцы, ребята, все жанры разделили правильно. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром живописи - это живопись по “мокрому” слою бумаги. Давайте вспомним, что вообще такое “живопись”.
“Живопись” - это слово очень легко запомнить: оно состоит из двух слов живо - писать. Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими как пастель, восковые мелки, называется живописью.
Сегодня мы займемся живописью по “сырому” листу бумаги. Нашим главным инструментом сегодня будет поролоновая губка, мы будем смачивать ею наш лист. Сегодня краски будут вести себя не как обычно. Они будут расплываться, растекаться, выходить за границы вашего рисунка - вы не должны этого бояться. В этот раз вы можете не помечать свой рисунок карандашом, достаточно представить, что вам хочется нарисовать. Работа выполняется очень быстро, легкими движениями. Рука двигается свободно.
Для техники “по сырому” очень удачна тема рисования “Цветы”, у нас получатся красивые пушистые цветы, с множеством лепестков, похожие на астры, хризантемы, георгины - ведь пушистость можно сделать только в технике, “по сырому”. Сегодня вы почувствуете себя немного волшебником.
А для начала давайте, вспомним, как мы с вами смешиваем цвета и поиграем в игру: “Раз, два, три - капелька беги”. Так, молодцы, ну а сейчас начнём работать.
Дети рисуют. Когда работы закончены, отодвинуть их для просыхания, и провести с детьми физкультминутку:
“Цветки”
Наши алые цветки, распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки, закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
А теперь продолжим работу над нашими рисунками, нарисуйте у цветов стебельки, листья. Чем еще можно дополнить рисунок? Ну а сейчас давайте будем рассматривать наши работы.
Просмотр и анализ работ. При анализе отметить красоту раскраски цветов, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутые стебельки, разную форму листьев, удачный подбор цвета сердцевины цветка; удачные дополнения к рисунку: тычинки, жучки, бабочки, пчелки.
Задание на дом: подумайте, что еще можно изобразить, используя технику рисования «по сырому».


Приложенные файлы

Цель : Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.

Материал и принадлежности:

разноцветные полоски семи цветов радуги, коробка с разноцветными бабочками и соответствующими цветочками, гуашевые краски, свечи, летние и зимние пейзажи, картинки пейзажа, портрета, натюрморта.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по необычной стране, вы любите путешествовать?
Дети: Да. Вот к нам пришло приглашение из сказочной страны.
Воспитатель: Но сначала вы должны угадать, что это за необычная страна А что бы узнать, куда мы направимся, посмотрите на эти картинки.
(на экране появляются слайды, на которых изображены картинки иголка, зонт, окно).

Воспитатель: Название страны спрятано в этих картинках. Рассмотрите, что здесь изображено?
Дети: иголка, зонт, окно.
Воспитатель: Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе. Что же за страна спряталась в этих картинках?
Дети: может это «страна ИЗО»?
Воспитатель: Конечно, страна называется «ИЗО». Может кто - то из вас знает, что обозначает слово «ИЗО»? Какие слова в нем спрятались?
Дети: изобразительное искусство.
Воспитатель: Да, дети, эта необычная страна называется « Страна изобразительного искусства», от слова изображать, что значит рисовать.

Ребята, а легко ли стать художником?
Дети: нужно уметь рисовать.
Воспитатель: А что бы научиться рисовать, нужно иметь талант, терпение, много разных предметов. Но чтобы попасть в страну ИЗО нужно преодолеть препятствия

Отгадайте стихи - загадки.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина
Называется - ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине
Чашку, кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - ПОРТРЕТ.
- Если художник рисует дома, реки, природу, то, как называются такие картины? Дети: Эти картины называются пейзажами. (Дети показывают пейзаж)
- А как называются картины, на которых художник рисует человека. Дети: Портрет. (Дети показывают портрет)
- А сейчас, мы отправляемся дальше по нашей галерее.
-Как называется жанр картины, когда много фруктов? Дети: Натюрморт. Но так как сейчас время года зима мы поиграем, но для этого нужно преодолеть препятствие

Игра «Собери летний и зимний коллажи»

Ведущий: - Нам надо взять в страну ИЗО нужные предметы. Но сначала отгадайте загадки, а отгадки - это разные нужные вещи для рисования.

«Загадки»

1. Если ты его поточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш)

2. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки

Только выпустишь на волю -

Разукрасят чисто поле

Где была пустота,

Там глядишь - красота! (Цветные карандаши)

3. Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка)

4. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

5. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски. (Кисточка)

6. Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы. (Краски)

Молодцы, отгадали.

Воспитатель: Ну вот теперь вы знаете, что нужно для настоящего художника, можно отправляться в путь. Ну что, согласны отправиться в путешествие по стране ИЗО? Тогда в путь! А не заблудиться, нам поможет волшебная дорожка.
(дети под музыку шагают по дорожке, сделанной из вырезанных из бумаги следов) и подходят к радужному мосту

(Обращает внимание на дуги.)

Давайте отправимся к радужному мостику.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, радуга пропала, а солнышко погрустнело! Теперь в «стране изобразительного искусства» будет всегда темно!
(На экране появляется слайд «грустное солнышко без радуги»)

Воспитатель: Что же теперь делать?
(Воспитатель подводит детей к тому, что радугу можно собрать из разноцветных полосок. На полу лежат полоски разных цветов)
Воспитатель: Какие цвета у радуги?
Дети: Нужно, что бы каждый цвет был на своем месте? Мы знаем волшебную считалку« Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
(Дети собирают из разноцветных полосок радугу, на экране появляется улыбающееся солнышко с радугой)
Воспитатель: Какие вы молодцы, что собрали радугу! Солнышко теперь будет улыбаться.
Воспитатель: Что бы стать настоящими художниками, я предлагаю вам научиться смешивать цвета. Сейчас мы с вами попробуем получить основные цвета.
(дети выполняют смешивание и рассказывают, у кого, что получилось; по возможности спросить всех детей) дети садятся за столы и производят опыты

Дети: Надо взять всего 2 краски.

«Эксперимент с красками » . «Веселая палитра»

В какую краску нужно добавить синюю, чтоб получить голубую?

Если в небе тучек нет,

То у неба синий цвет,

Белый цвет в нее нальем,

И получим (голубой).

А как вы думаете какие краски нужно смешать, чтобы получился - (зеленый)

Желтый смешаем и красный,

Какой получаем цвет? (оранжевый)

(дети получают оранжевый…)

Конкурс «Бабочки и цветочки»

(набор бабочек и цветочков основных и дополнительных цветов.

В игровой форме воспитатель просит ребёнка найти каждой бабочке свой цветок (домик), объясняя, что цветок должен быть такого же цвета, как и бабочка.)

Я знаю, что в нашем саду дети любят рисовать. Хочу, чтобы вы стали настоящими художниками.

Ведущий: А что для этого нужно?

Дети: Краски и желание рисовать

Но мы до сих пор не познакомились с жителями страны ИЗО.

В стране живут разноцветные краски. А правит страной ИЗО Король Палитра!

Король Палитра:Здравствуйте ребята! Я очень рад что вы приняли моё приглашение. И предлагаю вам сейчас стать художниками, т.е. рисовать загадочную картинку свечой и красками. Предлагаю нарисовать волнистую линию по краям листа, а в серединке - кто что захочет: геометрические фигуры, буквы, бабочку, снежинки и т.д. В конце рисунок покрывается любимой краской - цветом. Превращение начинается.

Дети удивляются и обмениваются впечатлениями.

А пока наши рисунки подсыхают мы с вами поиграем

Задание «Закончи предложение»
- Зимой бывает снегопад, а осенью….
- Зимой бывает снег, а летом…
- Зимой снег падает, а весной…
- Зимой катаются на санках, а летом…
- Зимой лес спит, а весной…
- Зимой катаются на коньках, а летом…
- Зимой бывает холодно, а летом…
- Зимой деревья белые, а осенью…
- Зимой растут сугробы, а летом растут…
- Зимой насекомые прячутся, а весной…
В конце занятия рассматривают детские работы, хвалят их, а на память дарят красивые картинки.)

А теперь настала пора возвращаться в детский сад. Мы покидаем сказочную страну изобразительного искусства. Вот и наша волшебная дорожка. Мы вернулись в нашу группу.

Соколова Татьяна,

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИЗО

(подготовительная группа)

Сентябрь

1. ЛЕПКА «ФРУКТЫ»

Пр.сод.: познакомить с жанром «натюрморт», учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность.

Материал: пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза.

Предш.раб.: рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Пр.сод.: продолжать знакомить с видом изобразительного искусства – натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов (яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Закрепить «правила ножниц»: держать острыми концами от себя и вниз, следить, чтобы под лезвия не попали пальцы, подавать кольцами вперед.

Материал: лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш.

Предш.раб.: рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 19

РИСОВАНИЕ: «ВАЗА С ФРУКТАМИ»

Пр.сод.: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку.

Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.

Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?», составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.

Литература: О.А.Куревина «Путешествие в прекрасное» стр. 172, 181-184

2. ЛЕПКА « ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ»

Пр.сод.: продолжать учить детей составлять натюрморт, упражнять в умении отличать жанр «натюрморт» от других видов искусства, развивать навыки создания объемных изображений, упражнять в лепке различных форм грибов и ягод, передавая их характерные особенности. Воспитывать стремление выполнить работу аккуратно, самостоятельно анализировать полученный результат.

Материал: пластилин, дощечки, корзина, муляжи грибов и ягод.

Предш.раб.: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций грибов, ягод, упражнения в составлении натюрморта.

АППЛИКАЦИЯ «ДАРЫ ОСЕНИ»

Пр.сод.: учить на основе впечатлений, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения, продолжать учить симметрично вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги сложенной вдвое, в несколько раз, учить работать коллективно, согласовывать свои действия, воспитывать терпимость, взаимопощь. Закреплять «правила ножниц».

Материал: три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка.

Литература: Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» стр. 150

РИСОВАНИЕ «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»

Пр.сод.: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.

Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти – мягкая и жесткая, краски.

Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 29

3. ЛЕПКА « ЧУДО-ДЕРЕВО»

Пр.сод.: познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики – модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал.

Материал: образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.

Литература: И.А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр.27-29

АППЛИКАЦИЯ «УЗОР В КРУГЕ» (из листьев и мелких цветов) -декоративное

Пр.сод.: познакомить в новым видом аппликации – флористикой, аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус.

Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.

Предш.раб.: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений.

РИСОВАНИЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (с использованием природного материала)- сюжетное

Пр.сод.: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений – печатание цветов и трав (ТРИЗ), учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства – пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.

Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.

Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?»

Литература: О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» стр. 132.

4. ЛЕПКА « ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» (декоративная)

Пр.сод.: продолжать учить детей лепить конструктивным способом (соединяя детали),

получать из цилиндрической формы чашки, а из большого шара – чайник, делая углубления и равномерно увеличиваю полученную форму (растягивая и вытягивая пальцами, получая одинаковые по толщине стенки посуды), сглаживать и выравнивать края; украшать изделия ленточным орнаментом, предварительно намечая схему орнамента, учить выполнять ленточный орнамент. Развивать творчество, аккуратность, стремление выполнять работу красиво.

Материал: глина (пластилин, соленое тесто), стеки, образцы орнамента, дощечки.

Предш.раб.: рассматривание ленточных орнаментов, тренировка в их лепке.

Литература: И.А.Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр. 40-42

АППЛИКАЦИЯ «ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» (предметная)

Пр.сод.: познакомить с новым приемом выполнения аппликации – обрыванием, продолжать учить подбирать холодные и теплые тона для композиции, продолжать учить переводить трафарет на лист бумаги, развивать самостоятельность, инициативу, выполнять работу аккуратно.

Материал: альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос.

Предш. Раб.: повторить с детьми тему «Посуда». Обсудить назначение чайной посуды. Д/и «Собери из частей целое», «Четвертый лишний» по теме «Посуда».

Литер.: Малышева «Аппликация в детском саду» стр. 98

РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА» (монотипия)

Пр.сод.: познакомить с новым способом изображения – монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.

Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, образец.

Литература: Семинар – практикум по ИЗО «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»