Литературное чтение читаем летом. Читаем летом: рекомендации опытных педагогов. План-конспект урока литературного чтения " книги, прочитанные летом"

Список литературы к 11 классу

  1. И. А. Бунин стихи, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи» (2-З рассказа из сборника).
  2. А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» и другая проза.
  3. А. Т. Аверченко проза на выбор (2-3 рассказа).
  4. М. М. Зощенко проза на выбор (2-3 рассказа).
  5. Стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаевой.
  6. М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль».
  7. А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать».
  8. С. А. Есенин стихи на выбор.
  9. В. В. Маяковский стихи, поэма «Облако в штанах».
  10. М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
  11. А. П. Платонов проза на выбор (2-3 рассказа).
  12. А.Н. Толстой «Петр I» (обзорное изучение).
  13. А. А. Ахматова поэма «Реквием», стихи на выбор.
  14. Б. Л. Пастернак стихи из романа «Доктор Живаго».
  15. М. А. Шолохов «Тихий Дон», рассказы на выбор.
  16. В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда» или К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  17. В. В. Быков проза на выбор.
  18. Стихи К. М. Симонова, Н. С. Тихонова, А. А. Суркова и других авторов о войне.
  19. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
  20. А. Т. Твардовский, произведения на выбор.
  21. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  22. В. П. Астафьев проза на выбор (2-3 рассказа).
  23. В. М. Шукшин проза на выбор (2-3 рассказа).
  24. А. В. Вампилов «Старший сын»
  25. В. В. Набоков или И. С. Шмелев проза на выбор (2-3 рассказа).
  26. Стихи (песни) А. А. Галича, В. С. Высоцкого, И. В. Талькова, В. Р. Цоя, Б. Ш. Окуджавы.
  27. И. А. Ефремов, К. Булычев, А. Н. и Б. Н. Стругацкие проза на выбор.
  28. Т. Н. Толстая «На золотом крыльце сидели...», «Йорик», «Кысь».
  29. Л. Е. Улицкая проза на выбор.
  30. Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь», «Новый мир» и другие.

Альтернативный список литературы к 11 классу

  1. А. П. Чехов рассказы. Обязательно : «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой». Пьесы «Вишневый сад», «Чайка».
  2. А. И. Куприн рассказы на выбор. Повести (одна на выбор ): «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок».
  3. И. А. Бунин стихотворения, рассказы на выбор. Обязательно : «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».
  4. Л. Н. Андреев «Рассказ о семерых повешенных», «Иуда Искариот».
  5. Рассказы В.Г. Короленко, А.Т. Аверченко, М. М. Зощенко.
  6. И. А. Ильф и Е. П. Петров рассказы, «12 стульев», «Золотой теленок».
  7. М. Горький ранняя проза : «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» , «Песня о соколе». Пьеса «На дне».
  8. Стихи В. Я. Брюсова, И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, А. Белого, А. А. Блока, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина. М. И. Цветаевой, С. Черного, Тэффи, Ч. де Габриак, Н. А. Заболоцкого
  9. А. С. Серафимович «Железный поток»
  10. И. Э. Бабель «Конармия», «Одесские рассказы».
  11. Б. А. Лавренев «41-й».
  12. А. А. Фадеев «Разгром», «Молодая гвардия» (можно в пересказе).
  13. Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (можно в сокращении ).
  14. Е. И. Замятин «Мы».
  15. Дж. Оруэлл «Скотный двор».
  16. А. П. Платонов «Чевенгур», «В прекрасном и яростном мире».
  17. Е. Л. Шварц «Тень», «Дракон» или любая другая пьеса.
  18. М. А. Булгаков «Дни Турбиных», или «Иван Васильевич», или любая другая пьеса, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», любые рассказы.
  19. А. А. Блок «12».
  20. А.Н. Толстой «Ибикус, или похождения Невзорова», «Гадюка».
  21. М.А. Шолохов «Тихий Дон» или «Поднятая целина», «Судьба человека».
  22. В. В. Набоков новеллы на выбор, роман на выбор.
  23. Стихи М. В. Исаковского, О. Ф. Берггольц, К. М. Симонова, М. И. Алигер, Ю. В. Друниной.
  24. К. М. Симонов проза на выбор.
  25. А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
  26. Стихи Б. А. Ахмадулиной, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. Ф. Казаковой, Н. М. Рубцова, Д. Самойлова, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского.
  27. Ю. В. Бондарев проза на выбор.
  28. Г. Я. Бакланов проза на выбор.
  29. К. Д. Воробьев проза на выбор.
  30. В. В. Быков проза на выбор.
  31. Б. Л. Васильев проза на выбор.
  32. В. И. Белов проза на выбор.
  33. В. П. Астафьев проза на выбор.
  34. Б. А. Можаев проза на выбор.
  35. В. М. Шукшин проза на выбор.
  36. Ч. Т. Айтматов проза на выбор.
  37. В. Г. Распутин проза на выбор.
  38. Ф. А. Абрамов проза на выбор.
  39. Д. А. Гранин проза на выбор.
  40. В. Д. Дудинцев проза на выбор.
  41. Ю. В. Трифонов проза на выбор.
  42. В. С. Маканин проза на выбор.
  43. А. М. Володин «Пять вечеров».
  44. А. В. Вампилов «Утиная охота».
  45. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (обязательно) , «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом», «Матренин двор» (по желанию) .
  46. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  47. Стихи (песни) А. А. Галича, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого, Ю. Ч. Кима, И. В. Талькова, В. Р. Цоя.
  48. А. Н. Рыбаков «Дети Арбата».
  49. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
  50. А. Г. Битов «Пушкинский дом».
  51. В. О. Пелевин проза на выбор.
  52. Т. Н. Толстая проза на выбор.

Для самых маленьких

Елена Николаевна НИКЛЯЕВА, учитель начальных классов школы №61 им. Н.М. Иванова, предупреждает: чтение для ребенка не должно быть наказанием.

Когда малыш оформляет читательский дневник вместе с родителями, обсуждает с ними прочитанное, появляется вкус к чтению. Школа, в свою очередь, мотивирует хорошими отметками. Книги в списках на лето являются рекомендованными, на родительское усмотрение. Можно что-то выбрать из списка произведений и дополнить своими вариантами или читать все полностью. Список для первого класса начинается с фольклорных текстов, заканчивается рассказами о детях и животных, похожу последовательность мы можем наблюдать и в списках для второго, третьего, четвертого классов. Есть и «ниточка» ключевых авторов, к которым относятся Толстой, Драгунский, Бианки: их произведения изучаются с первого по четвертый классы.

Читательский дневник заполняют и самые юные ученики: как пояснила Елена Никляева, его ведение чаще всего оценивается педагогом, ведь помимо уроков чтения, есть и такой предмет, как внеклассное чтение.

Оформление дневника меняется в зависимости от возраста ребенка. Это обычная тетрадь, печатного варианта нет. Первоклассникам в нашей школе мы предлагаем просто записывать автора произведения и его название, рисовать иллюстрации, может, лепить поделки из пластилина - формы работы самые простые. Затем ведение дневника усложняется. Ученики второго класса уже отвечают на вопросы по прочитанному и составляют свои собственные, выделяют тему и основную мысль книги. В третьем классе школьники работают со словарем, выписывают из текста незнакомые слова, привлекают личный опыт: например, открывая книгу о животных, записывают, что уже о них знают, а после прочтения пишут небольшой отзыв. В четвертом классе эти отзывы становятся уже маленькими сочинениями. Читательский дневник можно вести и летом, и в течение всего учебного года.

Технический прогресс добрался и до детского чтения: даже первоклассники книги часто уже не читают, а слушают.

Чтение - это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность, - рассказала Елена Никляева. - Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в районной ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное - ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.

Правило 1

Помните, что книга - это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.

Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый - просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

Правило 2

Правило 3

Правило 4

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

Правило 5

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

  1. В. Г. Сутеев «Под грибом», «Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок».
  2. А. Прейсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти», «Весёлый Новый год».
  3. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
  4. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
  5. Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
  6. Н. Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазёры», «Затейники».
  7. В. В.Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поёт?» и другие рассказы.
  8. М. С. Пляцковский «Солнышко на память».
  9. М. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребёнок».
  10. В. Г. Кротов «Как Игнатий играл в прятки», «Как червячок Игнатий чуть не стал драконом».
  11. Д. Биссет «Всё кувырком».
  12. Ф. С. Хитрук «Топтыжка».
  13. Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».
  14. Г. М. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
  15. Е. И. Чарушин «Тюпа», «Томка и сорока».
  16. С. В. Михалков «Три поросенка».
  17. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
  18. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Волк и лиса», «Морозко».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).

Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.

учащимися 2 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем

  1. Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька».
  2. С. В. Михалков «Праздник непослушания».
  3. С. Г. Козлов «Трям! Здравствуйте!».
  4. А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик».
  5. Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
  6. М. Ю. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасли».
  7. Э. Ю. Шим «Лесные сказки».
  8. В. Ю. Постников «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид».
  9. С. А. Могилевская «Марка страны Гонделупы».
  10. Э. Н. Успенский «Школа клоунов».
  11. В. В. Голявкин «Боба и слон».
  12. О. В. Перовская «Ребята и зверята».
  13. Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  14. Б. С. Житков «Рассказы о животных».
  15. Б. В. Заходер «Остров Гдетотам».
  16. А. Милн «Вини-Пух и все-все-все».
  17. Н. Н. Носов «Веселая семейка».
  18. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  19. Э. Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  20. В. Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лупленый Бочок», «Лесной колобок - Колючий бок», «Паучок-пилот».
  21. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
  22. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка», «Гуси-Лебеди».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.

Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 3 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

  1. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
  2. А. Линдгрен «Мадике и Пимс из Юнибаккена».
  3. С. Л. Прокофьева «Астрель и хранитель леса», «Ученик волшебника», «Приключения жёлтого чемоданчика».
  4. И. И. Акимушкин «Следы невиданных зверей».
  5. Д. Р. Сабитова «Цирк в шкатулке».
  6. Т. Ш. Крюкова «Чудеса не понарошку».
  7. И. П. Токмакова «Маруся еще вернётся».
  8. Ю. Алешковский «Кыш и два портфеля».
  9. В. В. Голявкин «Мой добрый папа».
  10. В. В. Чаплина «Питомцы зоопарка».
  11. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  12. Б. С. Житков «Что бывало».
  13. С. Г. Козлов «Ёжик в тумане».
  14. Т. Янсон «Муми-тролль и другие».
  15. Е. П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома».
  16. В. В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках».
  17. В. Л. Дуров «Мои артисты. Мои звери».
  18. Г. П. Пивоварова «По страницам занимательной географии».
  19. А. П. Чехов «Белолобый».
  20. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  21. С. П. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах».
  22. Г. Т. Черненко. «Путешествие в страну роботов».
  23. Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
  24. В. П. Крапивин «Оруженосец Кашка».
  25. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Домашнее задание

(Если очень хочется…)

Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

    Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).

    Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Двухчастный дневник - этот прием, который дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Он выглядит так.

Из этой статьи вы узнаете:

Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.

Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:

  • не ищите списки специально для программ «Школа России», «2100», Коровиной, Курдюмовой, Беленького и т. д.: все они почти дублируют друг друга;
  • не нужно стараться прочитать весь списко целиком: нужно выбрать то, что будет интересно ребёнку: список создан для того, чтобы сориентировать в мире литературы;
  • советуем ежедневно вести читательский дневник, записывая туда автора, название книги и количество прочитанных за день страниц;
  • желательно не скачивать книги в электронных форматах, чтобы не портить глаза при чтении: сейчас можно легко приобрести очень красивые издания в магазинах или же взять в библиотеке;
  • если книга обычного формата, то норму чтения в день высчитать очень легко: к классу, в который переходит ребёнок, приставьте нолик. Т. е. первокласснику нужно читать по 10 страниц в день, а 10-класснику - не менее 100.

Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.

Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.

В начальной школе сейчас уже все перешли на ФГОС, в разных школах внедряются разные программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Система Эльконина и Давыдова», «Ритм», «Начальная инновационная школа». Однако курс литературного чтения во всех этих системах направлен на одно - привить любовь к книгам маленьких учеников. Поэтому им так необходимо заниматься чтением летом. Наши списки им в этом только помогут.

Список книг на лето 2 класс

  • Андерсен Г. Х. Огниво. Дюймовочка. Гадкий утёнок.
  • Бианки В. Кто чем поёт. Плавунчик. Аришка-трусишка».
  • Гримм братья. Три брата. Храбрый портной.
  • Демьянов И. Ребятишкина книжка.
  • Драгунский В. Заколдованная буква.
  • Зощенко М. Самое главное.
  • Киплинг Р. Слонёнок. Отчего у верблюда горб. Откуда взялись броненосцы.
  • Коваль Ю. Воробьиное озеро.
  • Коршунов М. Дом в Черёмушках. Петька и его, Петькина, жизнь.
  • Крылов И. А. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и муравей.
  • Ладонщиков Г. Скворец на чужбине.
  • Милн А. Винни Пух и все-все-все.
  • Михалков С. Аисты и лягушки.
  • Носов Н. Телефон. Приключения Незнайки. Фантазёры.
  • Остер Г. Вредные советы.
  • Пермяк Е. Торопливый ножик. Волшебные краски.
  • Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах.
  • Русские народные сказки: Мужик и медведь. Снегурочка. Морозко. Сивка-Бурка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка.
  • Сладков Н. Лиса-плясунья.
  • Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
  • Ушинский К. Кто дерёт нос кверху.
  • Цыферов Г. Что у нас во дворе?
  • Чарушин Е. Страшный рассказ. Никита и его друзья.
  • Янсон Т. Приключения Муми-Тролля.

Список книг на лето 3 класс

  • Аксаков С. Аленький цветочек.
  • Бажов П. П. Серебряное копытце.
  • Булычёв К. Путешествие Алисы.
  • Былины: Добрыня и Змей. Добрыня Никитич. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • Велтистов Е. С. Приключения Электроника.
  • Гайдар А. Голубая чашка. Горячий камень.
  • Гаршин В. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.
  • Губарев В. Королевство кривых зеркал.
  • Ершов П. Конёк-Горбунок.
  • Заходер Б. Серая звездочка.
  • Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
  • Куприн А. Слон.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев.
  • Одоевский В. Ф. Город в табакерке.
  • Паустовский К. Г. Растрёпанный воробей. Похождения жука-носорога.
  • Платонов А. П. Волшебное кольцо. Солдат и царица.
  • Пришвин М. Кладовая солнца.
  • Прокофьева С. Ученик волшебника.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке.
  • Русские народные сказки: Василиса Прекрасная. Сивка-Бурка. Перышко Финиста - Ясна Сокола. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  • Толстой Л. Прыжок. Акула. Лев и собачка.
  • Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

Список книг на лето 4 класс

  • Волков А. Волшебник Изумрудного города.
  • Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.
  • Голицын С. Сорок изыскателей.
  • Губарев В. В открытом космосе.
  • Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
  • Драгунский В. Денискины рассказы.
  • Зощенко М. Ёлка.
  • Кассиль Л. У классной доски.
  • Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
  • Куликов Г. Как я влиял на Севку.
  • Кун Н. Олимп.
  • Мориц Ю. Малиновая кошка.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Пантелеев Л. Честное слово.
  • Паустовский К. Заячьи лапы. Мещёрская сторона. Золотой линь. Корзина с еловыми шишками.
  • Пришвин М. Золотой луг.
  • Сегал Е., Ильин М. Что из чего.
  • Толстой А. Н. Детство Никиты.
  • Тургенев И. Воробей.
  • Успенский Э. Школа клоунов. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Фраерман Р. Девочка с камнем.
  • Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
  • Чехов А. Ванька.

Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.

Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.

Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.

Список книг на лето 5 класс

  • Андерсен Г. Х. Соловей.
  • Астафьев В. Васюткино озеро.
  • Белов В. Скворцы.
  • Гауф В. Карлик Нос.
  • Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
  • Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо.
  • Жуковский В. Спящая царевна.
  • Зощенко М. Великие путешественники.
  • Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе.
  • Куприн А. Чудесный доктор.
  • Паустовский К. Кот-ворюга.
  • Платонов А. Волшебное кольцо.
  • Родари Д. Говорящий свёрток. Сказки по телефону.
  • Твен М. Приключения Тома Сойера.
  • Толкин Д. Хоббит, или Туда и обратно.
  • Уайльд О. Соловей и роза.

Список книг на лето 6 класс

  • Алексин А. Звоните и приезжайте.
  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Брэдбери Р. Третья экспедиция.
  • Булычев К. Заповедник сказок.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  • Дойл К. А. Горбун.
  • Достоевский Ф. Мальчик у Христа на ёлке.
  • Дюма А. Три мушкетёра.
  • Железников В. Путешествие с багажом. Чудак из шестого «Б». Чучело.
  • Искандер Ф. Вечерняя дорога. Запретный плод. Первое дело. Мученики сцены.
  • Крапивин В. Брат, которому семь. Валькины друзья и паруса.
  • Купер Ф. Следопыт. Последний из могикан. История с привидением.
  • Лесков Н. Пигмей. Тупейный художник. Человек на часах. Обман.
  • Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
  • Лондон Д. Там, где расходятся пути. Сказание о Ките. На берегах Сакраменто. Белое безмолвие.
  • Паустовский К. Мещёрская сторона.
  • Платонов А. В прекрасном и яростном мире.
  • По Э. Овальный портрет.
  • Пушкин А. Повести Белкина.
  • Рид м. Всадник без головы.
  • Сетон-Томпсон Э. Лобо. Мальчик и рысь. Тито. Мустанг-иноходец.
  • Стивенсон Р. Остров сокровищ.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Хорь и Калиныч.
  • Чехов А. Беззащитное существо. Хирургия. Толстый и тонкий. Налим. Жалобная книга.

Список книг на лето 7 класс

  • Астафьев В. Мальчик в белой рубашке.
  • Брэдбери Р. Зелёное утро. Всё лето в один день. Каникулы.
  • Бунин И. Сны Чанга.
  • Гоголь Н. Тарас Бульба.
  • Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Детство.
  • Грин А. Золотая цепь. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Жуковский В. Светлана.
  • Зощенко М. История болезни.
  • Куприн А. Изумруд. Тапер.
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто.
  • Олдридж Д. Последний дюйм.
  • По Э. Лягушонок. Золотой жук.
  • Пушкин А. Медный всадник. Полтава. Пиковая дама. Скупой рыцарь. Борис Годунов.
  • Розов В. В добрый час!
  • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  • Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  • Сент-Экзюпери А. Планета людей.
  • Твен М. История с привидением.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат. Детство.
  • Тургенев И. Бурмистр. Певцы.
  • Уэллс Г. Война миров.
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  • Чехов А. Тоска. Размазня.

Список книг на лето 8 класс

  • Бирс Э. Человек и змея.
  • Бунин И. Цифры. Лапти.
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Женитьба. Ревизор. Петербургские повести.
  • Гюго В. Человек, который смеётся. 93-й год.
  • Джером К. Джером. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак.
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным.
  • Дойл К. А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки.
  • Ирвинг Т. Рип ван Винкль. Жених-призрак.
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна.
  • Лондон Д. Под палубным тентом.
  • Мериме П. Коломбо. Взятие редута. Таманго.
  • Мопассан Г. Туан.
  • Моэм У. Завтрак.
  • По Э. Украденное письмо. Очки. Лягушонок.
  • Пушкин А. Медный всадник. Капитанская дочка. Борис Годунов.
  • Пущин И. Записки о Пушкине.
  • Стивенсон Р. Владетель Баллантре. Маркхейм.
  • Твен М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Журналистика в Теннеси.
  • Толстой Л. Детство. Отрочество. После бала. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Ася. Первая любовь.
  • Уэллс Г. Человек-невидимка.
  • Хаггард Г. Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Дитя из слоновой кости. Прекрасная Маргарет. Ласточка.
  • Цветаева М. Мой Пушкин.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо.
  • Шекли Р. Запах мысли.
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей.
  • Ямамото С. Диалог о песне.

Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом.

Полезная информация. Обычно именно старшеклассники ленятся читать летом. Однако родители должны понимать, что все эти произведения помогут им успешно сдать выпускные экзамены по русскому языку после 9 и 11 класса, а также написать сочинение по литературе в 11.

Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.

Список книг на лето 9 класс

  • Аверченко А. Кривые углы.
  • Алексин А. Дым без огня. Запомни его лицо. Сигнальщики и горнисты.
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Булгаков М. Похождения Чичикова. Собачье сердце.
  • Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война. Экспонат №…
  • Гоголь Н. Мертвые души. Петербургские повести.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Карамзин Н. Бедная Лиза.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени. Маскарад.
  • Лиханов А. Детская библиотека.
  • Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Южные поэмы.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
  • Слово о полку Игореве.
  • Солженицын А. И. Матрёнин двор.
  • Тэффи. Маркита. Русские в Европе.
  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Чехов А. Медведь.
  • Шекспир У. Сонеты.
  • Шолохов М. Судьба человека.

Список книг на лето 10 класс

  • Гоголь Н. Мёртвые души.
  • Гончаров И. Обломов.
  • Достоевский Ф. Преступление и наказание.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени.
  • Лесков Н. Тупейный художник.
  • Островский А. Бесприданница. Гроза.
  • По Э. Убийство на улице Морг.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Пиковая дама.
  • Салтыков-Щедрин М. История одного города.
  • Толстой Л. Война и мир.
  • Тургенев И. Записки охотника. Отцы и дети.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
  • Чехов А. Ионыч. Маленькая трилогия. Вишнёвый сад. Дядя Ваня.
  • Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Список книг на лето 11 класс

  • Ахматова А. Реквием.
  • Булгаков М. Мастер и Маргарита.
  • Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи.
  • Быков В. Сотников.
  • Вампилов А. Старший сын
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой.
  • Горький М. Старуха Изергиль. На дне.
  • Куприн А. Гранатовый браслет. Олеся.
  • Маяковский В. Облако в штанах.
  • Набоков В. Машенька.
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  • Пастернак Б. Доктор Живаго.
  • Распутин В. Прощание с Матёрой.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
  • Толстая Т. Йорик. На золотом крыльце сидели… Кысь.
  • Толстой А. Н. Пётр I.
  • Шмелев Н. Лето господне.
  • Шолохов М. Тихий Дон.

Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.

МБОУ « Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курской области, Курского района

Урок по литературному чтению в 4 классе

на тему: « Самые интересные книги, прочитанные летом»

Подготовила учитель начальных классов

Новикова Ирина Александровна

село Клюква

февраль 2017

Тема: Самые интересные книги, прочитанные летом

Цели: после летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; лцчностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книги.

Оборудование: кроссворд и цветик-семицветик, на лепестках которого написаны темы, стихотворения «Страшная история»,»Память», стихи Успенского на карточках.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Речевая разминка

Викторина «Пословицы и поговорки»

- Узнайте пословицы и поговорки.

Назовите имя фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)

Когда рыба запоет? (Когда рак на горе свистнет, тогда и рыба запоет.)

Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок? (Учиться никогда не поздно.)

К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)

Действуя постепенно и упорно, многого достигнешь, своего добьешься. Какая пословица это утверждает? (Вода и камень точит.)

Какая поговорка советует противодействовать там же средством? (Клин клином вышибают.)

Что говорят, когда чьи-либо слезы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь? (Москва слезам не верит.)

III . Работа по теме урока

1. Коллективное рассматривание книг

- Кто из вас был внимателен: сколько пословиц и поговорок я загадала? (7.)

- Верно, семь. Мы уже проводили игру «Цветик-семицветик» в прошлом учебном году. А сейчас снова в нее поиграем. Рассмотрите лепестки. Что вы заметили?(Ответы детей.) ( На лепестках цветка записаны темы: 1) о Родине, о подвигах, о славе; 2) о природе; 3) о сверстниках и школе; 4) о приключениях и волшебстве; 5) о богатырях и героях; 6) о дружбе; 7) (без надписи).)

- Какие книги вы сегодня принесли? Давайте оформим книжную выставку.

( Ученики выставляют книги по темам и кратко рассказывают о них по плану.)

План представления прочитанной книги

1. Название.

2. Автор, иллюстратор (художник).

3. Что читали (сказка, стихотворение, рассказ).

4. О чем читали (см. темы на лепестках цветка, указать свою).

- Посмотрите, какая выставка получилась. Отрывки из каких книг вы хотели бы услышать? (Ответы детей.)

2. Индивидуальные выступления учащихся

( Ученики кратко пересказывают содержание любимых произведений, рассказывают, что нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя. Заслушивают выборочный пересказ к самой интересной иллюстрации в книге. Дети дают рекомендации одноклассникам прочитать всю книгу или, возможно, самое интересное произведение из нее и т. д.)

3. Чтение юмористических стихов Э. Успенского

- Отгадайте, о чем речь. Доскажите слово все вместе, хором.

Чудак-математик

В Германии жил,

Он хлеб с колбасой

Взял и вместе сложил.

Затем результат

Положил себе в рот -

Вот так

Человек изобрел... (бутерброд).

- Представьте себе бутерброд. Кто знает, как его надо правильно есть, чтобы было вкуснее? (Его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.)

- Откуда вы это знаете? Кто дал такой совет? (Из книги «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского. Так советовал кот Матроскин.)

- Какие книги Э. Успенского вы читали?

Сегодня мы познакомимся с двумя его стихотворениями. (Чтение стихотворений «Страшная история», «Память» на карточках.)

- Что можно узнать из стихов о самом авторе? Какой он? (Ответы детей.)

4. Викторина «Творчество Э. Успенского»

- Узнайте, из каких произведений эти цитаты.

«На столе стоял поднос с фруктами. Фрукты были какие-то неведомые. Они были фиолетовые и напоминали баклажаны. Баклажаны, опоясанные застежкой-молнией. Если молнию потянуть, появлялась земляничного цвета мякоть. По вкусу - смесь ананаса с грецким орехом». («Меховой интернат».)

«Не хотели сражаться, а хотели сдаваться, потому что сосиски вкуснее снарядов! Долой горох, да здравствует творог! За каждого генерала нам дадут кусочек колбасы или кусочек сала!» («Гарантийные человечки».)

«Стали суп вливать и котлеты запихивать прямо в бак. Тут как затарахтит!» («Дядя Федор, пес и кот».)

«Наступила осень, и огромный веселый дачный поселок на станции Интурист опустел в один день. Только семья Люси Брюкиной никак не могла уехать». («Меховой интернат».)

«В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы». («Вниз по волшебной реке».)

«Я люблю, когда у человека характер веселый-колбасно-угощательный. А не наоборот - венико-выгонятельный». («Дядя Федор, пес и кот».)

«Шеф! У меня идея. Давайте отправим меня в командировку на место проживания объекта. С заданием изучить его обычный день. Я бы все выяснил: что он ел, где он был и как его могли украсть...» («Колобок идет по следу.)

«Потерялся мальчик. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. И рост - метр двадцать. Нашедшего ждет подарок». («Дядя Федор, пес и кот».)

- О ком идет речь? Узнайте по описанию.

«А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком...» (Почтальон Печкин.)

«У одних родителей мальчик был. Звали его... Потому что он был очень серьезный и самостоятельный». (Дядя Федор.) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. И звали его...» (Чебурашка.) «Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка». (Старуха Шапокляк.)

«Собака породы овчарка. Высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет 6 медалей, охраняет здание вместе со сторожем». (Рекс.)

«А тут к ним пес подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репейниках. - Возьмите меня к себе жить, -говорит. - Я буду вам дом охранять». (Шарик.)

5. Кроссворд «Дядя Федор, пес и кот»

По горизонтали: 1. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал пес Шарик. (Чайник.) 2. Что было отправлено почтальоном Печкиным маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговица.) 5. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал Дядя Федор. (Гаврюша.) 6. Герой произведения Э. Успенского, имеющий связи в научных кругах. (Матроскин.)

По вертикали: 1. Неизвестный науке зверь, описание которого есть в книге Э. Успенского. (Чебурашка.) 3. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка.) 4. Кто о себе сказал: «Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Шарик.)

- Какой герой в кроссворде лишний и почему? (Чебурашка - герой книги «Крокодил Гена и его друзья».)

IV . Физкультминутка

V . Рефлексия

VI . Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие книги вам захотелось прочитать?

Домашнее задание

Используемая литература:

1.С.В. Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению», 4 класс, Москва « ВАКО» 2014.

2. Э. Успенский « Детский мир. Стихи», Просвещение, 2012

Дата чтения

Отзыв

1.Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы, загадки, пословицы, поговорки.

2. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

3. Стихи для детей о природе Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, А.А.Блока, С.Я.Маршака, И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, А.К.Толстого, С.А.Есенина, В.Я.Брюсова, А.С.Пушкина (1 – 2 стихотворения каждого автора).

4. Е.И.Чарушин «Про Томку».

5. В.В.Бианки «Лесные домишки» .

6. М.М.Пришвин «Еж» .

7. К.И.Чуковский «Краденое солнце», «Бармалей», «Федорино горе».

8. С.Я.Маршак. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

9. С.В.Михалков «Дядя Степа», «Как медведь трубку нашел», «Щенок».

10. А.Л.Барто. «Медвежонок-невежа», «Милочка-копилочка».

11. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры».

12. Стихи детям о детях:

В.Д.Берестов, Э.Э.Мошковская, В.В.Лунин, Е.А.Благинина, В.Д.Берестов, И.П.Токмакова, Б.В.Заходер (1 – 2 стихотворения каждого автора).

13. Г.Остер «Вредные советы».

14. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

15. И.А.Крылов. «Волк и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей».

16. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».

17. Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

18. В.Г.Сутеев «Мешок яблок», «Разные колёса».

19. Ш.Перро «Мальчик с пальчик».

20. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди».

Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями. И еще несколько слов о режиме чтения. Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 30 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут.