Тест крокодил. Водятся ли черти в тихом омуте. Я и социум

МЕТОДИКА АРТ

Инструкция : Внимательно посмотрите на бланк. Вам необходимо в каждом квадрате нарисовать или дорисовать картинку. В некоторых квадратах указано что следует нарисовать (крокодил, слон, подпись), в остальных – рисуете то, что хотите, на что, по-вашему, похоже изображение.

Интерпретация:

1-й квадрат;

Если точка является смысловым центром, то такой человек стремиться к максимальной, полноценной ориентировке пропуская окружающий мир через свои представления и понятия.

Если точка не замечается, то человек в жизни не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации.

Если точка является частью чего-либо, такие люди стремятся учесть каждый элемент среды, но являются крайне нерешительными, они не верят в свои силы, что приводит к деятельной, но пассивной ориентировке.

Если точка замаскирована, человек стремиться к максимальной информации в среде, преувеличивая его значение.

2-й квадрат;

Выявляет агрессивность . Прямые символы агрессии - открытая пасть, зу­бы, когти, большие размеры рисунка. Если крокодил что-то поедает, наличие ши­пов - защита от окружающих, если на него нападают.

Ярко прорисованные глаза - повышенная восприимчивость и подозритель­ность. Хвост - символизирует злопамятность.

Скрытая агрессия: если психологическая характеристика не соответствует рисунку, если он замаскирован он в зарослях или плывет в воде.

Если рисунок смотрит вправо - взгляд в будущее, если влево - в прошлое.

3-й квадрат;

Поведение в социальной группе . Если рисунок выходит за рамки квадрата - это свидетельствует о нарушении норм поведения. Бивни - агрессивное поведение в группе.

Уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе внимания. Ресницы - наличие демонстративных черт в характере. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост - недовольство собой.

Большой слон - стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств.

Если рисунок расположен лицом - эгоцентризм социального взаимодейст­вия, сзади - пренебрежительное отношение к социуму.

Если квадрат как-то оформлен - такие люди воспринимают социальную среду, как что-то застывшее, привычное их поведение стереотипно.

4-й квадрат:

Выявляет особенности общения . Если роспись не в центре квадрата - эти люди придерживаются формализованного и регламентированного общения.

В верхней части - стремление подчеркнуть свой социальный статус.

В нижней части - люди придерживаются строгого социально-ролевого общения.

Общительные люди ставят свою роспись в середине квадрата.

Наличие начальных букв имени и отчества - стремление к самоутвержде­нию. Если поднимается вверх - высокая самооценка.

5-й квадрат:

Субъективное восприятие действий, отношение к реальности.

Если рисунок делят пополам или противоречия пытаются объединить - та­кие люди не стремятся однозначно определить ситуацию, их не смущают имею­щиеся противоречия, воспринимают жизнь такой, какая она есть.

Если не замечают противоречия - это несформированный подход к реальности.

Субъективное объединение противоречий - рисуется человек, который загорает и спит - эгоцентризм в оценке реальности.

6-й квадрат:

Выявляет актуально жизненную информацию с противоположным по­лом.

Если изображение воды принимается за почву - это связано с эмоционально чувствительным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Наличие птиц - надежды и мечты.

Корабль - наличие актуальной проблемы (нет корабля, нет актуальной проблемы).

Дополнительные детали - большое значение бытовому оформлению личных отношений.

7-й квадрат:

Поведение в конфликтной ситуации.

Если наклонная фигура принимается за елку и человек ее рубит или пилит - разрешение конфликтной ситуации с помощью агрессии.

Рисуется множество наклонных фигур - разрешение конфликтной ситуации путем его обострения.

Если с наклонной рядом рисуется прямостоящая фигура или она стабилизируется - это рациональное разрешение ситуации.

Если делается ракета или стая журавлей люди пытаются конфликт нейтрализовать путем вытеснения его из своего сознания.

Пеньки, звери, убегающие от елки - пассивное разрешение конфликтной ситуации.

Если из елки делается фейерверк - в конфликтной ситуации часто взрывает­ся.

8-й квадрат:

Автопортрет.

Неодушевленный - человек не знает, какой он.

Замкнутые линии - человек замкнутый. Сильные нажимы - высокая тревожность, слабые линии - низкий энергетический уровень.

Ассоциативный рисуночный тест (сокр. АРТ) - проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и её системы отношений в соответствии с основными принципами Л. Франка. Разработана во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряховым и В.П. Голубевым.

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

  1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
  2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
  3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.
Разработка и валидизация

Ассоциативный рисуночный тест разработан на основе таких проективных психодиагностических методик, как Тест Вартегга, Теста Маховер «Нарисуй человека», Теста срисовывания Прюдомо и Методики «Несуществующее животное»?.

Внутренняя структура

Стимульный материал к методике состоит из восьми прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал.

В первом прямоугольнике нарисована точка в правом верхнем углу.
Во втором и четвёртом прямоугольниках стимульного рисунка нет.
В третьем прямоугольнике нарисован прямоугольник.
В пятом прямоугольнике в левом верхнем углу нарисовано солнце, а в правом верхнем - луна.
В шестом прямоугольнике в левом нижнем углу нарисован берег, внизу - вода, на берегу - дерево без листвы.
В седьмом прямоугольнике нарисована наклонённая фигура.
В восьмом прямоугольнике нарисованы две горизонтальных и две вертикальных дуги, наклонённых друг к другу.

Процедура проведения

В первом прямоугольнике предлагается нарисовать все, что захочется.
Во втором прямоугольнике - нарисовать крокодила.
В третьем прямоугольнике - нарисовать слона в прямоугольнике.
В четвертом прямоугольнике - поставить свою подпись.
В пятом прямоугольнике - нарисовать все, что угодно.
В шестом прямоугольнике - дорисовать рисунок по собственному усмотрению.
В седьмом прямоугольнике - также нарисовать все, что угодно.
В восьмом прямоугольнике - дорисовать рисунок.

Обследуемому указывается, что в каждом прямоугольнике желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал. Последовательность заполнения прямоугольников и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам как: что изображено на рисунке, какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом, какие мысли и чувства имеются у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли он построен, живет ли кто-нибудь в нем, если живет, то какие мысли, чувства проблемы беспокоят этих людей, чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься потом. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить - почему, жил ли кто-нибудь в этом доме раньше, в связи с чем эти люди теперь не живут там, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

Интерпретация

Общие принципы

При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках. Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить гипотезы, возникающие в результате тестирования. В любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое. Гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги.

Сильный нажим также может свидетельствовать и о склонности к энергичным действиям, уверенности в себе. Ровный, умеренный по силе нажим может свидетельствовать об уравновешенности, самообладании, обдуманности действии, способности к глубоким привязанностям. Слабая линия, множественность, слабых штрихов неровность линий свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств. Неровный характер линий, слабый нажим свидетельствует также об импульсивности, порывистости, впечатлительности неуравновешенности вспыльчивости, способности расстраиваться из-за пустяков. Уровень работоспособности такой личности может изменяться, приспосабливаясь к различным условиям жизни, работоспособность тестируемого может в критические моменты достигать наивысшего напряжения, сменяясь периодами полного или почти полного бездействия. Очень слабая, неровная линия свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к постоянным колебаниям, неспособности решиться на что-либо определенное. Возможно наличие страхов и опасений, часто не имеющих под собой реальной почвы.

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в прямоугольнике изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным или же сюжет дается с помощью графических символических линий (стрелка, пунктиры) то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентрический характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем», и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

При анализе рисунков следует обращать внимание на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснить эти причины. Успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.

Анализ интерпретаций по отдельным рисункам APT

Первая позиция

В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т. е. поведение в широком смысле). Это надо знать изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом прогнозировании. При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции.

Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней.
В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует.
В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент.
В четвертом - используется непосредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки.
В пятом - как смысловой центр рисунка.

Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки точки изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности. Такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в своем поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты, занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы ориентировки.

Обследуемый также может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке. В другом варианте обследуемый может, как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезды и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Вторая позиция

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, так же свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих.

Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована. Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого ленивого. Подобное встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтерпретировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты личности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые и зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений.

Третья позиция

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в исправительном учреждении.

Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью методики APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у осужденных, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима содержания.

Поскольку слона большинство людей представляют как животного не одинокое, а живущее в группе, поэтому автором теста именно он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения, человека в группе. Кроме того имеет значение и тот факт, что для европейцев слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе.

Значение такой детали как уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы -признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, - то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост положительная оценка себя, своих действий в группе, опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты он нарисован в анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его в анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях, изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями. Наиболее типично подобное поведение наблюдается у шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно для многих осужденных, плохо адаптированных к условиям содержания в исправительных учреждениях. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Осужденные, отбывающие наказание в ИК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвёртая позиция

Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный, а иногда и социально-психологический статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступления по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического анализа почерка.

Пятая позиция

В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое, доброе - злое, светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющееся противоречие и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера, происходят какие-либо события или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду насвидание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция

Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иных насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал - дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега - то это имеет противоположный смысл. Очевидно, корабль приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии как вода. И поэтому, если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого возникает необходимость в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемый при описании часто наделяет его своими проблемами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклоненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное, преступление на семейно - бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой и в социальной сферах, то в рисунках это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы под елкой» и т. д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя.

Встречаются так же рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет ёлку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды. Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной неустойчивой ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в тезисе этого вида преступлений.

Восьмая позиция

В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки так же являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой и т.п. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Также большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы»

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика была апробирована на различных возрастных группах.

Материалы: листы белой бумаги формата А 4.

Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.

1. Длинный хвост – злопамятный.

2. Вид сверху – депрессивное состояние.

3. Штриховка – тревожность.

4. Зубы – вербальная агрессия.

5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.

6. Анфас – бескомпромиссное поведение.

7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.

8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.

9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.

10.«Круговые движения» - тревога и страх.

11.«Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.

12.«Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности.

13.«Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.

«Чтобы его никто не боялся»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) могут рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

Кое-что об интеллекте.

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности .

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности

методика «Крокодилы»

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Методика была апробирована на различных возрастных группах.

Материалы: листы белой бумаги формата А4.

Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.

Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не обсуждались. Ограничений по времени не устанавливалось. Младшие школьники обладают высокой степенью конформности, поэтому при обследовании необходимо разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание.

«Чтобы его никто не боялся»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) могут рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т. д. По мнению, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

Кое-что об интеллекте.

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Обсуждение образа жизни, географии распространения и других особенностей крокодила позволит исследователю получить дополнительную информацию о развитии интеллектуальной сферы испытуемого.

Я и социум.

На рисунках детей агрессивность может проявляться в двух формах: как состояние самого ребенка, а также как ощущение враждебного социума по отношению к себе.

Например, Алина, 8 лет. Девочка нарисовала животное, похожее на динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой крокодил, живет на острове и является полноправным его хозяином, как лев - царем (хозяином) зверей. Такое понимание окружающей социальной среды травмирует ребенка, вызывает в нем страх. Графическим индикатором сказанного являются облака, прорисованная линия основания, хвост и гребень.

Дополнительные детали.

Дополнительные элементы (вода, деревья, земля и др.) трактуются как желание структурировать ситуацию и, следовательно, контролировать ее. Вода (озеро, река, бассейн...) в сочетании с замаскированным в ней крокодилом имеет свою символику. Она скрывает враждебное поведение, демонстрирует латентную форму агрессии (например, рисунок 6).

Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Например, на рисунке Оли, 8 лет, изображены два крокодила, которые расположены рядом и как бы поддерживают друг друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось, что данная работа является примером ситуативной агрессии, так как выполнена сразу после нелюбимого урока математики.

Иди на место

Очень важным показателем является место животного на листе бумаги.

Положение в верхнем левом углу выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 7 лет) и ориентацию на прошлое.

Срезание рисунка левым краем листа свидетельствует о фиксации на прошлом и, возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 8 лет). Краем листа срезан хвост. Таким действием ребенок отрицает свою злопамятность, проговаривая при этом, что он всех любит и всех прощает.

Положение животного в центре страницы свидетельствует о чувстве неполноценности и незащищенности (рисунок 10, Юля, 7 лет). Этот рисунок был сделан очень застенчивой девочкой, которая физически менее развита по сравнению со сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования установить не удалось.

Если весь рисунок сделан как вид сверху (рисунок 11, Надя, 15 лет), то состояние испытуемого интерпретируется как депрессивное. В ходе опроса девушка сообщила, что получился слишком большой крокодил для такого маленького озера, ему там очень тесно. Творческая работа и рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию, вызванную потребностью выразить свою агрессивность и одновременно желанием замаскировать ее (в воде). Учителя и школьный психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность девочки социальной ролью и материальными условиями жизни. Отмечают частые вспышки агрессивности, сменяющиеся депрессивным состоянием.

Рисунки анфас, как правило, характерны для людей с бескомпромиссным поведением.

В процессе пострисуночного опроса, как правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда (рисунок 13, 17 лет) прокомментировала свое произведение: Крокодил бывает злой тогда, когда он один».

В исследовании наблюдались и прямые проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я их всех съем», «Всех бы вас, радостных, перекусать», которые высоко информативны.

Таким образом, при интерпретации приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Данная методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Несуществующее животное

Степень выраженности агрессивных тенденций определяется количеством, расположением и характером острых углов в рисунке. Прямые символы агрессии – когти, острые клювы, зубы, иглы.

Методика «Несуществующее животное» чрезвычайно чувствителен к проявлениям агрессивности. Это любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т. п. Как и в рисунке человека, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словесной) агрессии. Иногда животное оказывается снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые наросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показателями агрессивности.

Отражает степень самооценки, удовлетворённости своим положением в социуме, а также тенденцию к активной деятельности, планированию. Определяет зависимость принятия решений от мнения окружения, тенденцию к агрессивному поведению, характер контроля за рассуждениями и выводами, своеобразие установок и суждений, самостоятельность и присутствие в деятельности креативности.

Поскольку методика является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая осо­бенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определен­ную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными про­блемами ребенка

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное».

Симптомокомплекс

Симптомы

Агрессия

1. Сильная, уверенная линия рисунка

2. Неаккуратность рисунка

3. Большое количество острых углов

4. Верхнее размещение углов

5. Крупное изображение

6. Голова обращена вправо или анфас

7. Хвост поднят вверх, пышный

8. Угрожающее выражение

9. Угрожающая поза

10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

11. Хищник

12. Вожак или одинокий

13. При нападении "дерется насмерть" или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т. д.)

14. Ночное животное

15. Другие признаки

Примерная схема наблюдения

за агрессивными проявлениями в поведении ребенка

Ф. И.О. ребенка

Возраст.................... Дата заполнения..........................................

ФИО заполнившего протокол.......................................................

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:

0 - нет проявлений агрессивности,

1- про­явления агрессивности наблюдаются иногда,

3 - почти всегда,

4 - непрерывно.

Добавьте те, которые не указаны.

Показатели проявления агрессивности

Поведенческие акты

Частота проявления

1.Вегетативные признаки и

внешние проявления агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздра­жения, гнева

Кусает, облизывает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии обиды

Сжимает кулаки в состоянии раздражения гнева

2 Длительность выхода из состояния раздражения, гнева

После агрессивной реакции не успока­ивается в течение 15 мин.

После агрессивной реакции не успокаи­вается в течение 30 мин.

После агрессивной реакции не успокаи­вается в течение 1часа

После агрессивной реакции пребывает в напряженном

состоянии в течение дня

- ____________________________

3. Чувствитель­ность

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

Замечания в устной форме не тор­мозят вербальной агрессии

Замечания в устной форме не тор­мозят физической агрессии

Чувство неприязни к другим не коррек­тируется извне - ____________________________

Отношение к собственным проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

Сам признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

Признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

Не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

- ____________________________

5 Недостаточность в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

Проявляет безразличие к страданиям дру­гих

Стремится причинить другому страдание

Отсутствие чувства вины после агрессивных действий

- ____________________________

Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессивности

Непривычная, незнакомая обстановка не провоцирует проявлений агрессии

В ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

Оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

- ____________________________

7 Реактивность, чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

Проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

Проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

Провоцирует проявление агрессии

- ___________________________

Проявление агрессии в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

Проявляет агрессию в присутствии других сверстников

Проявляет агрессию в присутствии взрослых

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

Проявление физической агрессии, направленной на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

Портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

В состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

Портит вещи независимо от состояния и ситуации

-_____________________________

10. Проявление агрессии,

направленной

на других детей

Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.) проходя, ударяет встречных

Проявляет агрессию по отношению к других детей без видимой причины

Задирается, провоцирует проявление агрессии

Ударяет детей, и внезапно успокаивается

______

11 Проявление агрессии,

направленной

на взрослых

Проявляет агрессию по отношению родителям

Проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

- __________________________________

12 Проявление агрессии, направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

Причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

Просит причинить ущерб в наказание

Причиняет себе ущерб без видимых причин

- __________________________________

13. Проявление агрессия, направленной на животных

Насильно ловит животных

Причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

Причиняет ущерб животным без видимых причин

Убивает животных

_____________________

14. Проявление вербальной агрессии

Говорит обидные слова детям

Говорит обидные слова взрослым

Говорит нецензурные слова детям

Говорит нецензурные слова взрослым

-__________________________________

Проявление физической агрессии

Замахивается

Щипает, дергает за волосы

Бьет рукой

Бьет ногой

__________________

Временами кажется, что в него вселяется злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл,

высокая агрессивность 15-20 баллов,

средняя 7-14,

низкая 1 - 6.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАБОТЫ

С АГРЕССИВНЫМИ

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ЧАСТЬ 2

Самостоятельная работа по курсу

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Тест «Слон»

Тест «Слон»

Тест позволяет оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Применяется в основном для взрослых или детей старше 12 лет.

Задание

Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой карандаш и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) слона.

Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.

Интерпретация рисунка слона

У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа – это мягкость, доброта.

Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя.

Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх – это говорит о неагрессивности рисовавшего.

Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, все, что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать.

Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере. Если у слона уши подняты вверх – не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей.

Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом – человек обладает излишней нервозностью, агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир – это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным.

Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого.

Там, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку. Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни.

Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует себя уверенным и стабильным.

Хвост и хобот опущены вниз. В принципе это указывает на раздумчиво-грустный, небойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений.

Анализ рисунков

Любовь, 40 лет

После того как благополучно прошло одно ответственное мероприятие, а женщине были вручены вознаграждение и цветы, я попросила ее нарисовать слона. Любовь с улыбкой на лице, в хорошем настроении стала рисовать, при этом сказав, что очень любит слонов. Слонику нее получился очень позитивным, с поднятым вверх хоботом, держащим цветок, и поднятым хвостиком. А каким он еще мог получиться, если такие же позитивные эмоции испытывала в настоящий момент и женщина (см. цветную вкладку, рис. 9)?

Татьяна, 23 года

Девушка не замужем, но встречается с парнем.

Переживает, что как-то не так складываются их отношения, и винит в этом себя, а точнее – свой характер. Что же рассказал ее рисунок слона, который она нарисовала? Слон получился чем-то похожим на девушку, у него явно спокойный и ровный характер без тени агрессии (бивни, хвост и хобот опущены вниз), с хорошо прорисованными органами чувств, а это говорит о том, что девушка достаточно хорошо может чувствовать жизнь. Все четыре ноги одинаковой длины, что только дополняет его хорошие качества, а именно – слон уверенно движется по жизни. И зачем сомневаться в себе и своем характере (см. цветную вкладку, рис. 10).

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Кто сильнее – кит или слон? Не надо искать юмор в постановке этого вопроса! Нет его там, вопрос столь же уместен, как следующее: Несмотря на сложность в осуществлении, половой процесс обеспечивает более качественную очистку генетического материала при смене

Из книги Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни автора Козлов Николай Иванович

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Тест на кинестетическом уровне, или К-Тест Журналы для мужчин не дают много советов по части секса, так как мужчины думают: "Я и так знаю, что делать. Просто дайте мне голую бабу!" Джерри Сайнфельд. Вот представь себе, что ты уехал далеко от своего дома, скажем, километров за

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Реальная муха и виртуальный слон Чтобы не быть голословными, пройдемся по пунктам.Первое. Никакой объективно революционной ситуации в стране нет. Не будем вдаваться в тонкости социально-политического анализа. Пусть специалисты дискутируют о том, чья теория революции

Из книги Каждую минуту рождается еще один покупатель автора Витале Джо

Из книги Анатомия игры автора Линдхолм Марина

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Слон В бытовых шахматах эту фигуру еще называют офицер. Это Рыцарь прекрасной дамы, легкий всадник, благородный и утонченный. Игроки этого типа легки на подъем, реагируют быстро, проявляя незаурядные творческие таланты.Они находят нестандартные варианты игры, не

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

Тест 2 Этот тест поможет определить, как вы себя поведете, если действительно узнаете, что у вашего мужа роман. На отдельном листе отметьте ответы, наиболее точно описывающие ваши действия, слова или чувства в данной ситуации.1. Муж хочет рассказать вам о своем романе.

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Слон на цепи - Не могу, - сказал я ему. - Не могу!- Ты уверен? - спросил меня он.- Да, больше всего мне бы хотелось сесть напротив нее и рассказать о своих чувствах… Но я знаю, что не смогу.Толстяк уселся в позе Будды в одно из этих ужасных синих кресел его кабинета.

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Слон в посудной лавке Я имею в виду особо чувствительные вопросы, о которых вы можете и не заговорить с потенциальным супругом до свадьбы. Однако они требуют откровенного обсуждения. Пример таких проблем – ситуации, возникающие в межрасовом браке. Они могут повлиять на

Из книги Лучше совершенства [Как обуздать перфекционизм] автора Ломбардо Элизабет

Тест 1. Тревожный тип личности легко распознать по нервному поведению.Правильно Неправильно2. Человек с тревожным типом личности пытается избежать ситуаций, которые он считает потенциально опасными.Правильно Неправильно3. Люди, частью профессиональной деятельности

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Тест Прежде чем приступить к чтению этой главы, пройдите небольшой тест.1. Скорее всего, я никогда лично не встречался с социопатами.Правильно Неправильно2. Все социопаты – маньяки или потенциальные убийцы.Правильно Неправильно3. Социопаты – душевнобольные

Из книги автора

Слон против муравья Это великое неравенство - причина, по которой проговаривание новой мысли не помогает одним махом перевернуть ваши убеждения. Даже неоднократно повторяемые новые установки, вроде так называемых аффирмаций, часто не срабатывают сами по себе. Почему?

Из книги автора

Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости - вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень...?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные