К разделу IV. Лечебные свойства музыкотерапии
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . - М., 1968.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1985.
Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.
Власова Т.М., Пфанфенрод А.Н. Фонетическая ритмика. -М., 1996.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
Вольпер И.Е. Психотерапия. -Л., 1972.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.
Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. - М., 1993.
Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. - М., 1981.
Драпкин Б.З. Терапия радостью - сущность детско-подростковой психотерапии// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.
Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. - М., 1998.
Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых// Вопросы изучения и воспитания личности. - 1929.-№1-2.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.
Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ле-нингр. НИИ психоневр. ин-та. - 1976. - Т. 70.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
Копытин А.И. Основы Арт-терапии. - СПб., 1999.
Кох И. Основы сценического движения. - М., 1970.
Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. - Киев, 1984.
Составитель И. П. Юдаева
1. «Кот и мыши» (для детей 2-3 лет). «Мышки», музыка М. Жилин-ского.
Цель: учить эмоционально откликаться, передавать образно-игровые движения, побуждать детей к подпеванию.
Взрослый показывает большую игрушку - кота, рассматривает его с детьми, кладет его на коврик в комнате. Затем рассказывает историю про «мышей и кота»: «Маленькие мышки любили погулять, маленькие мышки любили поиграть, но кот-котище, серый хвостище не любил мышек и хотел их поймать. Когда кот засыпал, мышки выбегали из норок погулять». Воспитатель предлагает детям превратиться в «мышек» и пока кот спит погулять. Игра проводится взрослым с детьми под текст, который исполняет педагог:
Мышки в норочках сидят,
(дети сидят на стульях или на ковре) Погулять они хотят. Но сердитый кот усатый, Очень страшен всем мышатам. Долго котик мышек ждал, Утомился, задремал. Баю-баю, баю-бай,
(взрослый с детьми поет песенку) Спи же, котик, засыпай! Потихонечку бегите,
(дети выходят из «норок») Но кота не разбудите! Будет крепко котик спать, И не сможет вас поймать. Осторожно! Страшный кот,
(педагог берет игрушку-кота) Глаз открыл и привстает. Мышки в норки разбегайтесь,
(дети убегают от кота)
И коту не попадайтесь!
227
2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет).
Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом.
Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок , который потом превращается в мед, и про медведя, который любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.
1. В ясный солнечный денек, Весело порхая, Собирает сок Пчелка полевая.
2. У пчелы полно забот,
Над цветком пчела кружит, Добывать ей надо мед. Про дела свои жужжит, Жу-жу, жу-жу, жу-жу!
3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж,
(пчелки летают) Дружно песенку запели, ж-ж-ж! Я пчелка полевая, ж-ж-ж!
(дети поют) Я устали не знаю, ж-ж-ж! Среди цветов летаю, ж-ж-ж! И мед там собираю, ж-ж-ж!
Воспитатель предупреждает пчелок:
Осторожно, пчелки! Здесь медведь за елкой! В ульи улетайте И свой мед спасайте!
(пчелки улетают)
Для детей дошкольного возраста
ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для детей 5-6лет
с нарушениями в развитии речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями
(выборочно при модификации) Составитель Е. А. Медведева
Игровые упражнения серии -«если бы я был актер»
1. «Игра с воздушными шариками». «Шведская мелодия», обработка Л. Вишкарева.
Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую-чувствую-воображаю».
Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.
2. «Спокойной ночи». «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакова.
Цель: учить передавать невербальными действиями воображаемый образ.
Детям раздаются игрушки, предлагается уложить их спать и покачать на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками.
3. «Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова.
Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали).
Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой . Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика - печального, больного и веселого, здорового.
4. «Легкие бабочки». «Мотылек», музыка С. Майкапара.
Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности.
Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.
5. «Найди котенка».
Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербально передавать ее содержание.
Педагог предлагает детям поискать в группе спрятавшегося котенка (игрушку), найдя его, «напоить» молочком из мисочки. Затем задание повторяется с воображаемым котенком или щенком.
6. «Я певец».
Цель: учить детей создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни).
Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участниками конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри.
7. «Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования).
Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему.
Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!..». Один из детей должен , вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидел брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т. д.).
Игровые упражнения серии -«если бы я был режиссер»
1. «Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей).
Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои
действия «в театре на столе», последовательно передавать сюжет, интонационно передавая образы.
Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей-зрителей.
2. «Измени сказку».
Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез».
Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: "Ой! меня укусила оса!"». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать продолжение измененной им сказки.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЬЬ
Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития
Составитель Н. Н. Юрина
Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элементами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средствами интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации.
1. Речевые сценические игровые упражнения
Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину»
Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш».
Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием . Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей.
Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается*
Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.
Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка»
Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы».
Упражнение на автоматизацию звука («/С») и четкое его произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо»
Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге:
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
(дети) Едет по катку пикап,
(педагог)
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку.
Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение»
Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении , постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово.
Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду».
Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.д.
Упражнение на интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение)
Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью , давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния.
2. Сценическое движение
Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают.
Палъчиковый игротренинг «Дом на горе»
Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая содержание действиями с пальцами, руками.
На горе мы видим дом,
(кисти сложили в «домик»)
Много зелени кругом.
(поставили локти на стол) Вот деревья, вот кусты,
(пальцы растопырили как «ветки») Вот душистые цветы,
(собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сразу «раскрыли цветок») Окружают все забор.
(указательным пальцем изображаем «забор») За забором - чистый двор.
(поглаживаем ладошками стол) Мы ворота открываем,
(разводим ладони в стороны) К дому быстро подбегаем,
(пальцы «пробегают» по столу) В дверь стучимся:
(стучат кулачками по столу) «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук.
(ладошку приставить к уху) В гости к другу мы пришли
(руки вытянуть вперед) И гостинцы принесли.
(навстречу друг другу)
Упражнение «.Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены)
Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга.
3. Ролевая гимнастика «Маски»- (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки).
4. Итог занятия
Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия по изобразительной деятельности серия «Лето»
Для детей 5-6лет
с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением слуха
Составители Т. В. Балашова, Л. М. Новикова
1. Лепка «Грибы для ежа».
Цель: вызывать интерес к рисованию, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки.
Оборудование, материалы: картинки грибов, глина, дощечки, корзинки.
Предварительная работа. Рассматривание муляжей разных грибов, иллюстраций к сказкам, где изображен еж, несущий на себе грибы. Краткая беседа о том, кто из лесных зверей запасает на зиму грибы.
Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («белый гриб», «подберезовик»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей состоят грибы, какая форма у каждой части, чем грибы отличаются один от другого. Затем ставит грибы перед детьми. Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. Выполненные работы складываются в корзиночки, стоящие на каждом детском столе. В конце занятия дети с педагогом исполняют песенку про «ежа».
2. Аппликация «Грибы в лесу»
Цель: учить вырезать из бумаги овальные формы, разные по величине (грибы), составлять несложную композицию и дополнять ее деталями, осуществлять коррекцию мелкой моторики.
Оборудование, материал: детские работы по лепке, бумага в четверть или половину альбомного листа, цветная бумага, формы.
Предварительная работа: «печатание на песке», игры с грибками, лепка в свободное от занятий время .
Проведение занятия. Педагог загадывает детям загадку про гриб. После того, как дети отгадали, показывает корзинку с грибами, которые они слепили на предыдущем занятии. Воспитатель говорит, что грибы можно вырезать и из бумаги и сделать лесную полянку, где растет много грибов. Показывает образец, объясняет последовательность работы, предлагает детям вырезать и наклеить грибы (по 2-3) и травку. По ходу работы оказывает детям помощь. Тем, кто быстро выполнил аппликацию, предлагает дополнить ее вырезанным маленьким «жучком». Свои работы дети собирают на общий стол (как будто на полянку). Педагог обсуждает с детьми, какие грибы, сделанные детьми, похожи на настоящие и почему.
РИТМИКА
План-конспект занятия
Для детей 6-7лет
с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью
Составитель М. Л. Афанасьева
Цель: учить передавать средства музыкальной выразительности (мет-роритм, темп, форму, динамику) через движение; формировать ориентировку в пространстве, произвольную двигательную активность, необходимую для функционирования всех психических процессов; обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивать «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
1. Ритмическая разминка
Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).
Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие.
Термин «арт-терапия» (art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.
Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина - кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, руководителя программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Он, считает, что в некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.
Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина – Гришина А., Лебедева Е., Медведева, Левченко И., Комиссарова Л. и Добровольская Т., представили первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.
Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Ещё в XIX веке учёные установили, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости, реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате – он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно, разные биохимические процессы.
Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.
Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения.
По мнению В.И. Петрушина , сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка. Поэтому музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования .
Для того, чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Так в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать её не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своём языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение не отпуская её из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдёт и посетит самые потаённые уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.
Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребёнка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребёнка.
Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев – клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив активизации эмоциональной сферы личности ребёнка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположенные в гортани, собственно, и являются источником звукообразования.
Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, трахея, бронхи, лёгкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма.
Основной целью вокалотерапии является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма.
И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей.
Дыхательная музыкотерапия , включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания.
Говоря о музыкальной терапии, нельзя не сказать о процессе музыкально-творческой деятельности. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ученик учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом. Любой вид творчества является спасительным средством при попадании в тяжёлую жизненную ситуацию. Поисковая активность является залогом устойчивости человека в самых разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и, прежде всего, себя; научившийся создавать осмысленную музыкальную фразу, выражающую его отношение к жизни, становится качественно иным по сравнению с самим с собой, не умевшим делать этого раньше. Б. Асафьев в своё время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других. Осваивая в собственных музыкально-творческих опытах самые разные явления жизни, начиная от природных и кончая социальными, человек глубже понимает свою сущность и неотделимость от окружающего природного и социального мира. А именно из-за оторванности существования от жизни природы и других людей возникают наши печали и беды на жизненном пути.
Человек делает то, что он делает, а делает он то, что он мыслит. Как мы мыслим, так мы и живём. Плохие мысли и хорошие, но плохо продуманные, влекут за собой неудачные действия, которые по обратной связи могут повлечь за собой плохие чувства – это депрессия и уныние, заниженная самооценка, неверие в свои силы или злость и агрессия, раздражительность и нетерпимость. Формирование в учащемся оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения, с которым бы он мог жить, побеждая и радуясь, вот та цель, что преследуется музыкальной терапией во время исполнения специальных формул музыкального самовнушения, которые оказывают положительное воздействие.
Слушание музыки, её восприятие, музицирование, вокальная и дыхательная терапии, музыкально-творческая деятельность, исполнение формул музыкального самовнушения – составляющие музыкальной терапии.
Фольклорная терапия. Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).
Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.
Традиционные свойства фольклора – коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность – открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.
Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения.
Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную «окраску». Они сопровождали каждого от рождения и до самых последних дней: колыбельные, игровые, шуточные, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, свадебные, солдатские, песни-плачи, исторические и др. Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времён. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.
Методика старинных русских песен, порой построенная на двух-трёх нотах, поражает разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучия, учит гармонизации внешнего и внутреннего мира человека, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами природы.
В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, темп которых может возрастать и снижаться очень сильно (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение, препятствующее качественному проживанию ситуаций, за счёт таких перепадов постепенно снимается.
Музыкальная терапия связана со сказкотерапией, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Специалисты в области сказкотерапии, прежде всего Т.Д. Зинкевич , отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несёт в себе культуру создавшего её этноса, а следовательно – национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения.
Танцевально-двигательная терапия. Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии. Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Арт-терапевты относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимодействие как залог здоровой психики.
Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.
Цветотерапия и терапия изобразительного искусства. Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры (в древних мистериях, магических обрядах, народных праздниках, в изобретении цветомузыки и т.д.), но и в арттерапии.
Ещё в древности люди заметили, что цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Попытки изменения сознания и поведения людей с помощью цвета известны с древних времён.
Различные средства художественной выразительности (композиция, форма, ритм и др.) группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительного искусства.
На возможность интегрированного подхода к цвету и звуку, изобразительному искусству и музыке как средствам изменения эмоциональных состояний человека обращали внимание некоторые известные художники. Так, В.В. Кандинский в своей работе « О духовном в искусстве» отмечал способность цвета вызывать душевную «вибрацию». Для него цвет был клавишей, глаз – молоточком, душа – многострунным роялем. В.В. Кандинский не исключал возможность человека видеть звуки и музыкально слышать краски. М.К. Чюрлёнис своим картинам часто давал музыкальные названия: четырёхчастные «Соната весны», «Соната солнца» и др., диптих «Прелюдия» и «Фуга».
Итак, обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью констатировать, что арт-терапия становится эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психологические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому учащиеся школ сегодня должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и знать, как справляться и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является арт-терапия.
Список используемой литературы:
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: 2002.
- Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса.1-9 кл. – М.: 1997.
- Бакланова Т.И. Программа по музыке 1-4 классы. – М.: 2010.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: 1999.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент: 1985.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: 1989.
- Вайкль Б. О пении и прочем умении. – М.: 2002.
- Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. – М.: 1998.
- Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.
- Кожохина С.К Путешествие в мир искусства. – М.: 2002.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб: 1999.
- Королева Е.А.Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: 1994.
- Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М.: 1993.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб: 2003.
- Назарова Г.М. Этнография детства. – М.: 1998.
- Петрушин В.И. Музыкальнвя психотерапия. – М.: 2000.
- Практикум по арт-терапии/ под.ред. А.И. Копытина. – СПб: 2000.
- Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / пер. с англ. М. Папуш – М.: 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: 1995.
- Щетинин М.И. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: 1998.
Арт – терапевтические методики (музыкотерапия), широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Музыкальному руководителю о музыкотерапии.
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. В практике ведения музыкальных занятий арт- терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт - терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и.т. д. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него - на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными ДОУ. Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать». Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К.Швабе (1974) и др. В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н.М. Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу». Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния. Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
В Библии говорится, что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Хорошо известен случай, когда наиболее известный певец 1-ой половины 18 века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка, содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. С одной стороны подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает опре-деленные эмоции.
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в слож-ных условиях современной общественной жизни (Википедия).
Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.
В настоящее время методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, апатии, шизофрении, так и соматических заболеваний: бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой недостаточности, головных болях и др.
Цели семинара:
- знакомство с направлениями “Музыкальная терапия” и “Вокалотерапия”;
- овладение конкретными методами музыко- и вокалотерапии;
- освоение психотерапевтических техник работы с музыкальными произведениями и голосом;
- овладение базовыми навыками необходимыми для применения музыки в терапии на практике.
Семинар “Музыко- и вокалотерапия” рассчитан на обучение и повышение квалификации: музыкантов, психологов, врачей, психотерапевтов, психиатров, студентов 4, 5-х курсов медицинских, психологических факультетов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.
В программе семинара:
- Музыка как метод психотерапии.
- Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки.
- Музыка как метафора. Музыкальная терапия и терапевтический характер музыки.
- Основные направления музыкотерапии.
- Активная и пассивная форма музыкотерапии.
- Сочетание изобразительных техник с музыкой.
- Способы взаимодействия терапевта с клиентом, с группой в музыкотерапии.
- Показания и ограничения метода музыкальной терапии.
- Маркировка с пользованием работы с образами.
- Классификация музыкальных метафор.
- Использование метода музыкальной терапии в рамках групповой и индивидуальной работы.
- Критерии выбора музыкальных произведений.
- Музыкотерапия как развитие коммуникативных навыков.
- Направление и механизмы действия музыкотерапии.
- Техники музыкотерапии. Модели построения “индивидуальной” мелодии.
- Собственный опыт в упражнениях и создание “индивидуальной” терапевтической мелодии, технология динамиче-ского слушания.
- Упражнения на создание музыкальной метафоры.
- Упражнения “Музыкальная комната”, “Мелодия магического воздействия”, “Создание музыкальной метафоры”, “Технология динамического слушания”, “Музыкальный портрет”, “Оркестровая яма”, “Создание индивидуальной музыкальной мелодии”.
- Применение музыкотерапии в клинической практике.
- Особенности музыкотерапии при проблемах обучения, в неврологии, при деменциях.
- Основы вокалотерапии. Расслабление с помощью голосовых вибраций.
- Выражение эмоций и чувств с помощью пения.
- Работа с дыханием. Упражнения на восстановление дыхания для нормализации эмоционального состояния.
- “Цветочный магазин” – отработка глубокого интенсивного вдоха. Упражнение “Свеча”, а также использование скороговорок – тренировка умения ровно распределять выдыхаемый воздух.
- Упражнение “Выдох через соломинку” – работа с вокальной “опорой”. Методы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
- Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата – работу с локальными мышечными зажимами (лица, нижней челюсти, шеи) – эмоциональное раскрепощение.
- Работа с голосом: вокализирование на закрытом звуке (М, Р) – резонирование, снятие внутреннего напряжения; вокализирование на открытом звуке (А, О, И) – регуляция психофизического расслабления или активизации.
- Упражнения “Волна”, “Вопрос – ответ” для снятия психофизических зажимов посредством преодоления межрегистровых барьеров. Упражнение “Импровизация” для эмоционального раскрепощения, самовыражения.
- Использование фольклорного пения для отреагирования и канализации эмоций.
- Пение, как средство коммуникации – дуэты, ансамблевое пение, импровизационное упражнение “Диалог” как средство коммуникации, раскрытия творческого потенциала в процессе “пропевания” диалогового общения.
- Синхронизация эмоционального и физического самочувствия при сочетании пения с ритмом, хлопками и движениями.
- Соотнесение своего состояния с настроем группы, эффект “заражения ” эмоциями.
Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:
- Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
- Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. С. 273-304.
- Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. – Л., 1972. С. 146-155.
- Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003.
- Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. – М., 1991. С. 50-61.
- Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. – СПб., 2003.
- Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
- Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб,М., Краснодар. Издательство “Лань”, 2007.
- Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
- Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М., 1977.
- Клюев А. С. Музыкотерапия: путь к Гармонии // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., 2007. С. 318-324.
- Кэмпбелл Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Минск, Попурри, 1999.
- Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 27-45.
- Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
- Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. – СПб., 1992.
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.
- Порт Ж. Музыка как терапия // Cultures. 1975. № 2. С. 103-107.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М., 1986 (2008).
- Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. – М., 1980.
- Хан Назрат Инайят Мистицизм звука: пер. с англ. – М., 1997 (2002).
- Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Т. XXXVIII. – Л., 1966. С. 289-296.
- Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., 2005.
- Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина, 2000, т. 78
- Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994
- Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – СПб., 2005.
- Эндрюс Т. Сакральные звуки. Книга о преобразующем воздействии Музыки и Слова: пер. с англ. – СПб., 2004.
- Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни. – СПб., 2006.
- Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы. – М., 1995.