Как сводить ребенка в музей, чтобы он не взвыл от скуки (10 правил). Социальная миссия музеев при школах. текст: Евгения Карташова

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

В переводе с греческого музей-это храм, в котором живут музы. Это место, где хранятся памятники духовной культуры.

Когда же начинать знакомить детей с этим »храмом», чтобы приобщить к культуре? Я думаю, что чем раньше, тем лучше надо прививать ребенку любовь к искусству, а поэтому надо водить детей в театр, на выставки, в музей, проводить экскурсии по городу и местам, где вы живете.

Со своим городом и селом мы уже знакомились. Можете прочитать.

Мы со своей внучкой давно разговаривали о музее. Я ей сказала, что это дом, где хранятся интересные и необычные вещи, которых в нашем обиходе уже нет.

Юле стало интересно, что это за дом такой и что там необычного. Решили-идем в музей с ребенком!

Посещение музея играет большую роль в развитии и воспитании детей. Из таких экскурсий ребенок узнает много нового, учится вести себя в обществе.

Заранее необходимо поговорить с ребенком о правилах поведения в музее.

Посещение музея с детьми-правила поведения

Перед тем, как идти в музей, поговорите с ребенком, подготовьте его заранее. Расскажите, что это за место, заинтересуйте его. Покажите картинки, фотографии из книг. А также не забудьте поговорить о том, как себя вести в музее.

  1. В музее и картинной галерее надо вести себя тихо, чтобы не мешать другим людям любоваться произведениями искусства, не разговаривать громко, не бегать, не шуметь.
  2. Нельзя трогать руками музейные экспонаты. Ведь они очень старые и правила в музее придуманы, чтобы как можно дольше сохранить экспонаты для людей.
  3. Не навязывайте свои предпочтения ребенку, он сам заинтересуется экспонатами и будет их разглядывать.

Перед походом в музей узнайте, как он работает. С ребенком лучше идти туда утром, когда меньше посетителей. Хотя у нас не так много людей сейчас в музей ходят.

Устройте ребенку в этот день праздник, чтобы посещение музея запомнилось надолго. Ребенок будет много ходить, пусть одежда и обувь будут удобными.

В музее, показывая картины или экспонаты, комментируйте увиденное, расспрашивайте малыша, что он видит, как он себе это представляет. Так он лучше будет воспринимать увиденное.

Поговорили мы с Юлей о правилах и поехали в город, чтобы совершить экскурсию в храм культуры. Наш историко-краеведческий музей расположен в центре города, недалеко от площади Суворова по улице 25 Октября. Мы уже совершали экскурсию по главной улице нашего города.

Решили к музею пройтись немного пешком. Полюбовались большой площадью, подошли к мемориалу Славы. Постояли у Вечного огня. Юля бегом побежала к танку-памятник воинам -победителям Великой Отечественной войны.

Подошли к мемориалу воинам-защитникам Приднестровья в 1992 году. События тех лет навеяли грустные воспоминания. Вспомнила эти ужасные месяцы войны.

Прежде чем войти в музей с Юлей, мы рассмотрели здание. Оно у нас не очень большое. Зашли в музей, купили билеты.

В нашем музее несколько залов:

  • картинная галерея;
  • зал-старый Тирасполь;
  • современный город.

Картинная галерея

Мост через реку Днестр. Стоит и сейчас.

Решили сначала посмотреть картинную галерею. Здесь представлены картины художников Приднестровья, Украины, Кавказа. Много картин заслуженного деятеля и почетного гражданина Тирасполя А. Ф. Фойницкого.

Представлена коллекция произведений искусств на разную тематику. И картины старого города, старые улицы, вид на реку Днестр. Много пейзажей природы. Наш край очень живописный. Богат овощами, фруктами.

Ксюша рассматривала картины с большим интересом, чего нельзя было сказать о Юле. Ей было не очень увлекательно. Видно, еще не доросла до этого искусства, чтобы оценить его по заслугам. Ну что ж, подрастет, будет понимать больше в живописи. хотя я ей сказала, что дети учатся в художественных школах, стараются и тоже становятся знаменитыми художниками.

»Неспешно жили предки наши…»

В двух других залах представлены экспонаты старого города и современного. Сначала пошли в зал, где представлены экспонаты старого Тирасполя. Ну, Юля моя сразу глазенки свои раскрыла и пошла любоваться вещами, которыми люди пользовались раньше.

Экспозиция разделена на 3 раздела-быт жителей хуторов, быт горожан и общественная жизнь.

Основу этой выставки составляют предметы конца 19-20 веков, которые воссоздают образ жизни людей. Есть такие вещи, которые совсем вышли из обихода.

Предметы музея рассказывают о культуре прошлого, отражают дух того времени. Некоторые предметы собирали для музея в течение 50 лет.

На выставке представлен быт сельских жителей. Здесь моей Юле больше всего понравилось. Ее заинтересовало убранство комнаты. Печь, рядом с которой стояли ухват и кочерга, которые она никогда раньше не видела. Прялка, сундук, в котором хранились вещи. Я еще помню такой, был у моей бабушки.

Вещи описывали быт крестьян хуторов. Главным ремеслом было тогда ткачество. В комнате висели полотенца, вышитые рукодельницами. Я детям рассказала, что в домах раньше висели фотографии и иконы, украшенные такими рушниками. Это я еще застала в детстве. У нас тоже было в доме бабушки много вышитых полотенец, простыней, обвязанных крючком. Полотенца являлись главным атрибутом свадеб, родин и похоронных ритуалов. Сейчас во многих селах Молдовы еще сохранились такие ритуалы.

Колодец, который Юле понравился. Все хотела зайти за черту, но я ей напомнила, как себя вести. Как детям порой эти правила трудно выполнять!

На выставке было много предметов домашней утвари-кувшины, миски, сделанные из глины. Одежда, которую раньше носили хуторяне, необычная- сарафаны, фуфайки, кужухи. Юля даже названия не слышала такие. Показала ей лапти, в которых ходили крестьяне.

Посмотрели чугунные утюги, которыми гладили белье.

Предметы, которыми пользовались горожане, уже были более современные и утонченные-буфеты с посудой, комоды, мебель. граммофон.

Также рассмотрели старый телефон, письменный стол с принадлежностями-чернильница, ручки с перьями, которые дети даже не видели.

Потом Юля сфотографировалась возле пушки. Рассмотрели оружие старое-шашки, револьверы, ножи. Все это было для детей очень интересно. В этом зале моей Юле больше всего понравилось. Она долго вспоминала печку, колодец старый.

В другом зале были представлены материалы о защитниках Приднестровья в войне 1992 года. Здесь фотографии погибших молодых людей.

Вот такая у нас была экскурсия в музей. У нас в городе еще есть музей природы. Там живые экспонаты. обещала Юле, что пойдем еще на экскурсию обязательно.

После такой экскурсии хорошо дома поговорить с ребенком, спросить, что ему понравилось и запомнилось больше всего. Пусть он поделится впечатлениями с родными, близкими и друзьями.

Можно попросить нарисовать то, что ребенок запомнил.

Польза от посещения музея огромная. Но в музей лучше ходить с детьми, начиная с 6 лет. Мне кажется, в более раннем возрасте ребенок еще не очень понимает и воспринимает увиденное. Но это касается исторического музея. На выставки, например, собак и кошек можно ходить с детьми и раньше.

Посещая музей, ребенок знакомится с культурой, узнает историю своего края. Это оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей.

Статья сегодня получилась большая.

Пишите ваши комментарии, расскажите, были ли вы в музее с детками и какие впечатления были у детей от увиденного.

Делитесь со своими друзьями информацией, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

Совместный отдых детей и родителей иногда выглядит как компромисс вида «сегодня скучно мне, а завтра тебе». Иначе говоря, взрослые готовы потоптаться возле каруселей в парке аттракционов, чтобы купить согласие ребенка провести день в картинной галерее.

Между тем дети относятся к изобразительному искусству с таким же интересом, с каким воспринимают вообще все новое. Нужно лишь помочь им сохранить вкус к рассматриванию произведений живописи и скульптуры.

В нашей статье вы найдете несколько советов, как приобщить ребенка к миру прекрасного, а также узнаете о художественных музеях, где разработаны специальные детские программы.

Готовимся к походу в музей заранее

Знакомство с изобразительным искусством начинается с первых детских книг. Родители стараются выбрать книжки с понятными, красочными рисунками, и дети могут подолгу разглядывать картинки.

Будет неплохо, если до похода в галерею живописи вы тоже вместе с ребенком заглянете в книжку - только это будет книга с репродукциями (на помощь могут прийти и виртуальные картинные галереи).

Во-первых, это будет первым шагом к восприятию серьезных полотен. Во-вторых, возможно, проявится интерес ребенка к конкретным сюжетам, и вам будет проще решить, что именно вы посмотрите в музее.

Выбор, на что обратить внимание ребенка, - второй важный шаг. Если вы собираетесь в музей с дошкольником, сделайте темой мини-экскурсии полотна со сказочными сюжетами.

Например, в Третьяковской галерее выставлены картины «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри» Виктора Васнецова, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке».

В Русском музее - «Садко» Ильи Репина и «Микула Селянинович» Николая Рериха. Возможно, вам захочется обратиться к пейзажам и показать ребенку работы Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, а может быть, художников Барбизонской школы или «Малых голландцев». В сферу внимания могут попасть библейские или исторические сюжеты.

Не бойтесь детских вопросов - взрослые обычно обладают достаточным багажом знаний, чтобы ответить на них. Поговорите с ребенком о героях полотна, спросите, какое настроение вызывает у него картина.

Попробуйте во время посещения обсудить выразительные сюжеты Брейгеля и Ван Эйка, картины Боттичелли и Перуджино на библейские темы. Пусть ребенок даст неправильное истолкование происходящему, но он однозначно задержится у картин.

Множество других полезных советов, которые помогут ввести детей в мир живописи, вы найдете в книге преподавателя Школы Лувра, искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» .

Третий шаг - ознакомьтесь с планом музея, чтобы легко найти нужные картины (например, на сайте Лувра есть подробный план всех этажей здания). Лучше это сделать заранее, но можно приобрести план прямо при входе в галерею или расспрашивать смотрительниц зала о том, где находится нужный вам экспонат.

Если у вас нет времени предвосхитить поход с ребенком в музей просмотром репродукций, попробуйте просто идти за своим чадом по музейным залам, рассматривая то, возле чего остановится дитя. Его взгляд могут привлечь яркие краски, знакомый (или загадочный) сюжет, изображения детей и даже просто банкетка для усталых посетителей. Присядьте вместе на скамеечку и поразглядывайте полотна, оказавшиеся рядом.

Отметим, что первые экскурсии в музеи для детей навряд ли будут долгими. Пусть даже вы посмотрите всего одну картину - главное, чтобы ребенок впоследствии не отказывался от посещения картинных галерей.

Поэтому завершите поход в музей визитом в сувенирный магазин. Маленький подарок должен быть со смыслом: набор открыток или наклеек с репродукциями, закладка или блокнот с мотивами известных картин будут оживлять в памяти ребенка увиденное в музейных залах. Можно даже сохранить входные билеты и план музея.

В помощь родителям - специальные программы в музеях для детей

Между тем во многих всемирно известных художественных музеях работают специальные программы для юных посетителей. Так, предлагает экскурсии и циклы лекций для детей разного возраста.

Дошкольников уже на подходе к музею встречает волшебная Фея и игрушечный котенок Смотрик, и во время экскурсии-игры дети узнают об истории создания Эрмитажа, о знаменитых художниках и скульпторах, об искусстве разных стран и эпох.

Младшим школьникам и подросткам предлагаются лекции, соответствующие их уровню развития. Есть и отдельные программы для семей с детьми. Если вы гостите в Санкт-Петербурге подолгу, можно приобрести абонемент на цикл детских экскурсий.

Государственная Третьяковская галерея для детей приготовила игру-квест. Здесь предлагают превратить обычную экскурсию в детективную историю. Как заинтригованы будут дети, узнав, что накануне их прихода в музее пошалило маленькое привидение.

Несложный, но увлекательный маршрут пройдут даже дошкольники, а попутно они ознакомятся с произведениями живописи. У детей постарше и интрига закручена сильней: неизвестные планируют похитить картину из Третьяковки, им необходимо помешать. Для этого нужно пересмотреть коллекцию галереи.

Лувр - то собрание произведений искусства, которое нельзя обойти вниманием, отдыхая в Париже. Пусть ребенок вместе с вами чуть-чуть потомится, предвкушая экскурсию сюда.

Рассмотрите здание Лувра издали днем и вечером (художественная подсветка украшает и без того прекрасное здание). Поразите детей интересными деталями, например, рассказом о том, что роскошный дворец вырос на месте дикого «волчьего леса».

Примените хитрость - минуя огромную очередь, войдите в музей через один из боковых входов. Предложите ребенку рассматривать картину не стоя возле нее, а сидя на полу посреди зала. Пусть вам и не удастся осмотреть весь Лувр с детьми, но вы сможете увидеть самые выдающиеся произведения, в том числе знаменитую «Джоконду».

Поинтересуйтесь, когда проходят тематические экскурсии по Лувру. Для детей и их родителей проводятся интересные мероприятия в музее: представьте только радость ребенка, если ему предложат побывать в мастерской художника.

Великое искушение для ценителей живописи, а учитывая бесплатный вход для детей до 18 лет, стоит воспользоваться моментом и увидеть знаменитые работы. Если программу необходимо сделать лаконичной, воспользуйтесь аудиогидом «Шедевры» на русском языке; он включает пояснения к 50 наиболее заметным полотнам в коллекции музея.

Ребенок владеет английским или испанским? Тогда он сможет пройти игровой маршрут, в конце которого получит небольшой сюрприз. Альтернативный художественный музей Мадрида - , где выставлены работы мастеров живописи и скульптуры ХХ века. Многие образцы монументального искусства могут заинтересовать детей необычными формами.

в Вене также предлагает замечательные семейные программы, во время которых раскрываются секреты живописных полотен. Символика в работах Дюрера, одухотворенные мадонны да Винчи, эмоциональные полотна Сезанна - все это станет темой экскурсии.

Если вы предпочитаете путешествовать по залам самостоятельно, воспользуйтесь аудиогидом на русском языке. Любители рисовать и создавать поделки могут поучаствовать в детских мастер-классах.

У вас дома после такой экскурсии открылся филиал картинной галереи? Поздравляем: теперь посещение художественных музеев можно сделать обязательным пунктом семейного отдыха.

Подготовка к первому походу в музей

Чтобы новый опыт у ребёнка был позитивным, нужно подготовиться к первому походу в музей. Важно выбрать музей исходя их интересов и пола вашего ребёнка. Можно вовлечь ребёнка в процесс выбора музея или темы выставки. Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему об экспозициях музея, о самом интересном экспонате, а ещё интереснее совершить виртуальную экскурсию на сайте музея.

Я отлично запомнила свой один из первых походов в музей. Это был зоологический музей в Санкт-Петербурге. Я увидела огромный скелет динозавра и очень испугалась. Но со мной рядом были родители. Страх прошёл, когда я услышала увлекательную историю про этого динозавра. И затем этот музей стал одним из моих любимых, тем более я очень хотела стать зоологом и изучала животных. Мне нравилось медленно бродить у витрин, разглядывать чучела разных животных, наблюдать за студентами-художниками, которые делали зарисовки животных. В тот раз мы с семьёй гостили в Питере неделю, и я каждый день просила отвести меня в этот музей. Родители терпеливо водили меня и продолжали знакомить с экспозициями музея. Я не стала зоологом, но на всю жизнь сохранила любовь к животному миру и трепет перед очередным открытием нового музея.

Родителям необходимо подготовиться самим к посещению музея. Дети задают множество вопросов, поэтому выберите самые интересные экспозиции и изучите их на сайте музея, узнайте историю музея. В этом случае ваше общение будет насыщенным.

Интересно показать ребёнку одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая.

Часто бывает, что родители берут ребёнка с собой на выставки и в музеи, которые малышу непонятны и неинтересны. Да и общаются взрослые в таких случаях в основном между собой. Ребёнку предоставляют самостоятельно изучать картины или экспозиции музея. И в памяти почти ничего не остаётся.

Не забывайте, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, поэтому первый поход в музей не должен превышать 30-40-минут. Сделайте акцент на одной экспозиции, а в следующий раз посмотрите что-то ещё.

Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Не забудьте, что кроме самих экспозиций в музеях много других, интересных для детей, вещей. Цвет стен, большие пространства залов, диваны, перила, потолок и красивые люстры, блеск золота, очень большие предметы, скульптуры и картины. Обязательно разрешите ребёнку всё это изучить. Обратите внимание ребёнка на поведение людей в музее. Заранее объясните, как нужно вести себя в музее и почему.

Когда я своего сына впервые повела в Третьяковскую галерею, то мы сразу договорились о том, что как только он скажет «я устал», мы уходим. Я повела его в свой любимый зал к Врубелю. Ребёнка Врубель не вдохновил, зато ему очень понравились яркая картина М. И. Скотти «На карнавале в Венеции». Когда я спросила, что замечательного он увидел в этой картине, то он указал на радость, которую вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. Очень впечатлила сына своими размерами картина А. А. Иванова «Явление Христа народу». Затем мы надолго остановились у страшной и завораживающей картины М. Н. Воробъёва «Дуб, раздробленный молнией». На обратной дороге мы зашли в кафе, и нам было что обсудить.


Во многих крупных музеях есть детские групповые интерактивные экскурсии и мастер-классы, но, как правило, это предложение для детей с 5-6 лет. Если Ваш ребёнок младше, придётся стать на время для него экскурсоводом. По ходу беседы можно рассказать ребёнку факты из истории работы художника над понравившейся ребёнку картиной или скульптурой, из его биографии, дать сведения о методе работы художника либо скульптора. А можно предложить выбрать в зале самую радостную или самую тревожную по настроению картину и попросить обосновать свой выбор ребёнка.

Часто родителей интересует, есть ли такие произведения искусства, с которыми детям не стоит знакомиться. Конечно, нет. Дети с удовольствием изучают картины, написанные в разных жанрах. Но конечно, дошкольникам больше нравится живопись, цвет очень привлекателен для детей данного возраста, поэтому с графикой детей лучше знакомить позже. Картины и скульптуры с обнажённой натурой лучше показывать в ряду других произведений не акцентируя внимание на них. Также в музеях можно встретить картины со сценами насилия. С малышами не стоит подробно обсуждать их.

Пригласите друзей ребёнка на экскурсию. Детям интересно друг с другом обсуждать увиденное.

Не забудьте купить ребёнку в сувенирной лавке какую-нибудь мелочь и угостить пирожным в кафе. Это превратит поход в музей в маленький праздник. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Фотографии помогут ребёнку в запоминании увиденного и во время рассказов о своих впечатлениях родным и друзьям.

Важно отвести ребёнка в музей не раз. Во второе посещение можно начать экскурсию со знакомого зала, а затем продолжить изучение экспозиции. Не у всех родителей из маленьких городов есть возможность привозить ребёнка в больше музеи. В этом случае на помощь могут прийти книги по искусству, альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок. Это очень интересный семейный досуг – разглядывание альбомов, узнавание картин, рассказы о художниках, о стилях и жанрах живописи.

Также при выборе детских книг родители должны обратить внимание на иллюстрации. Многие выдающиеся художники занимались иллюстрированием детских книг. И ребёнку будет очень радостно увидеть знакомые по детским книгам произведения художников.

После посещения музея или выставки у ребёнка может возникнуть желание самому нарисовать что-то похожее. Родители должны поддержать инициативу ребёнка, создать условия для детского творчества, устроить домашнюю выставку, а может быть отвести ребёнка в ИЗО-студию для развития детского таланта.

familyr_afisha wrote in January 3rd, 2013

текст: Евгения Карташова

В серьезных государственных музеях детей, как правило, «воспринимают» только школьными группами. Здесь редко знают, что делать с семьями, которые почему-то сами захотели прийти с ребёнком в музей. Я выбрала шесть музеев Санкт-Петербурга, где условия для семейного посещения приближены к хорошим: есть специальные семейные программы, проходят детские выставки или даже есть детские комнаты.

Музеи, которые перечислены ниже, могут быть поводом для полезного, умного семейного разговора об истории или литературе, но при этом не станут испытанием для ребёнка из-за долгих монотонных экскурсий.

Музей-заповедник «Гатчина»

Гатчинский дворец http://gatchinapalace.ru

О чём музей?

Государственный музей-заповедник. Дворец-замок, окружённый парками и озёрами. Загородная императорская резиденция. Особым спросом у детей пользуется экскурсия в «подземный ход» 35-метровой длины, где играл Николай II, будучи ещё мальчишкой.

Что есть для детей?

Во-первых, в декабре этого года в музее открылись настоящие детские комнаты, «Детская гостиная». Музейные педагоги присмотрят за детьми и даже проведут познавательные занятия, пока родители слушают экскурсию для взрослых. Комнат целых три, для детей разного возраста, от 2 до 12 лет.

В комнате для малышей есть большая декоративная карета, в которую можно забраться, детская мебель, карандаши и краски, в комнате для детей постарше - образцы «рыцарской» амуниции, «сундук» с вещами прекрасной дамы, пазлы с изображением дворцовых залов, в комнате для «подростков» — шахматы, строгая мебель и бумажные макеты замков для сборки.

Во-вторых, недавно в музее появилась игровая программа «Музейные сундучки». Оставив в залог документы или 1000 руб., можно арендовать такой «сундучок» для ребёнка 5-8 лет и 9-12 лет. В сундучке - буклет-путеводитель по замку с интересными заданиями, ручки-карандаши, разные другие «сокровища». Сундучок ребёнок может носить с собой по дворцу, выполняя задания и использовать как «сидение», когда устал, или просто нужно сесть и зарисовать что-то в ответ на вопрос буклета.

В-третьих, в Гатчине есть Дни семейного посещения - специальные экскурсии для родителей с детьми. Например, 23 декабря можно узнать, как и в каких залах дворца проводились Рождественские праздники императорской семьи.

Музей Городской скульптуры

http://www.gmgs.ru/

О чём музей?

Музей занимается изучением, охраной и реставрацией городских памятников Петербурга. Выставочные залы находятся возле Александро-Невской Лавры, в залах проходят выставки, посвященные памятникам в городской среде. Основная экспозиция музея здесь же - усыпальницы Александро-Невской лавры: некрополь XVIII века и некрополь XIX, где захоронены исторические личности: государственные деятели, композиторы, писатели и художники.

Что есть для детей?

Детских комнат не наблюдается, зато с регулярностью как минимум раз в сезон здесь проходят детские интерактивные выставки. Например, на выставке «В поисках Петра» дети от 10 лет могут узнать о знаменитом «Медном всаднике» Фальконе. Забраться внутрь макета памятника и выяснить, выполняя задания, почему же этот всадник не падает, хотя, казалось бы, такой неустойчивый.

Новогодняя выставка, которая работает в Музее городской скульптуры с 15 декабря 2012 года, называется «12 месяцев». Она посвящена временам года и тому, как человек отсчитывает время. Автор идеи выставки - признанный в России и Финляндии музейный художник Александр Райхштейн, который специализируется на создании интерактивных экспозиций для самых разных посетителей. На выставке «12 месяцев» даже малышам от 3 лет будет, чем заняться. В центре зала — большое вращающееся дерево, в котором больше 3000 дырочек: чтобы каждый мог повесить сделанную своими руками игрушку. Над деревом - огромное звёздное небо, без которого невозможно пояснить, почему ночь сменяет день, а весна - зиму. На выставке работают студенты из педагогического университета им. Герцена, будущие режиссёры школьных театров, - они помогут каждому ребёнку сделать игрушку, а также расскажут о временах года в форме небольших представлений.

Музей Ахматовой в Фонтанном Доме

http://www.akhmatova.spb.ru/

О чём музей?

Литературный мемориальный музей. Здесь Анна Ахматова прожила почти 30 лет. С этим же домом и квартирой связана история многих других поэтов и деятелей культуры 20 века.

Что есть для детей?

Один из самых открытых для детской аудитории музей Петербурга. В основных залах музея, разумеется, ничего нельзя трогать - многие вещи даже спрятаны за стеклянные витрины. Зато есть здесь пространство на втором этаже, которое почти всегда отдано детям. Здесь часто открываются новые выставки с интерактивными игровыми программами. Например, «Жили в квартире 44» — программа по мотивам литературных произведений Хармса, Маршака, Чуковского. Также для детей показывают спектакли «Маленького театра Фонтанного дома».

Одна из последних проходивших здесь выставок называется «Секреты в книжных шкафах», и на ней каждый ребёнок мог не только выполнить интересные задания, но и найти в чулане банку с «сонными мухами», пробраться сквозь лабиринт или спрятаться в шкафу с книжкой.

С 21 декабря 2012 года открыта выставка-игра «Круг чтения» для детей от 6 лет: по мотивам странствий и приключений героев Жюля Верна, Марка Твена, Майн Рида, Даниеля Дефо и Джонатана Свифта.

Центральный Музей связи им. А.С. Попова

http://www.rustelecom-museum.ru/

О чём музей?

Музей посвящён истории средств связи в России - от почтовых извозчиков до мобильной связи и Интернета.

Что есть для детей?

Специальных детских комнат нет, а игровые программы проводятся нечасто. Зато интерактивные чудеса для детей младшего школьного возраста начинаются уже в первом зале: здесь можно самому сделать перфорацию на почтовой марке, отправить письмо пневмопочтой в другой конец огромной комнаты. А в залах, посвящённых физическим законам, есть экспонаты, которые демонстрируют, как идёт сигнал в оптоволоконном кабеле. Можно также измерить параметры собственного голоса и даже произвести на свет звук при помощи движения руки. Побывать на телефонной станции, рассмотреть старые телефоны и телевизоры, и даже пэйджер (и заодно узнать от родителей, что это такое).

Также сейчас в музее работает интерактивная выставка «Дети в Интернете». Здесь в игровой форме дети могут узнать, что в Сети их ждёт как много полезного, так и много опасного. И узнать, как вести себя, чтобы не попасть в неприятные приключения.

Музей политической истории и его филиал - Детский музейный центр на Болотной, 13

http://polithistory.ru/

О чём музей?

Музей о политике и истории послереволюционной России. Музей старается нескучно рассказывать о бытовых реалиях эпохи Сталина, Хрущёва, Брежнева и в целом XX века.

Что есть для детей?

Здесь регулярно проходят интерактивные программы-экскурсии, которые школьники могут посетить сами или с родителями. В главном здании музея на ул.Куйбышева современным детям рассказывают, кто такие комсомольцы и пионеры, и на примере экспонатов показывают, в каких школах учились их бабушки и дедушки, в какие игры играли и чем увлекались. Одна из новых программ - «Дело в шляпе», экскурсия в историю моды: можно примерить головные уборы разных времён. А ещё узнать о происхождении ватника, кожанки, сталинки, гимнастерки, послушать рассказ о прошлом шинели, галифе, кителя и френча.

Филиал музея Политической истории на Болотной, 13 — красивый двухэтажный дом, бывшая «дача Зингера». Здесь жила семья руководителя компании «Зингер» в Петербурге Генриха Бертлинга. Кабинет папы, гостиная, детская с аутентичными интерьерами - всё это можно здесь увидеть.

А чердак иногда отдают под удивительные интерактивные выставки. По выходным на Болотной, 13 работает семейный клуб, в том числе и для родителей с дошкольниками. Здесь делают поделки на основе старых предметов быта и играют в игры, которые были популярны среди детей в начале ХХ века.

Музей Истории религии

О чём музей?

Множество залов, каждый из которых посвящён той или иной религии. Выстраиваются в историю о том, как развивались отношения человека с «высшими» силами - от времён древних шаманов до современного многообразия религий. В целом музей любопытный и «зрелищный».

Что есть для детей?

Специальный интерактивный детский зал «Начало начал», который имитирует жилище древнего человека. Здесь экскурсовод рассказывает про то, что такое «мировое древо» и почему у племён были «тотемные» животные. Вверху мигает звёздное небо, как настоящее. Рассказ ведётся при помощи мультимедиа-проекции. Обычно зал открыт только для групповых посещений, однако есть возможность попасть в группу по предварительной записи.