Темы классных часов в 9 кл. Формирование представлений о ЗОЖ. Ни я, ни кто другой не может

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2города Аркадака Саратовской области.

Классный час

« Найти себя»

Подготовила и провела

Классный руководитель 9 «В» класса

Краснощекова Наталья Алексеевна

24.05.15.

Час общения, посвященный профессиональному самоопределению – 9 класс

Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

К.Д. Ушинский

Цели : расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : распределить роли для пресс- конференции: ньюсмейкеры (4-5 детей, которые будут поступать в средние учебные заведения), ведущий, «темная лошадка». Ньюсмейкеры должны коротко рассказать о своей профессии, об учебном заведении. Этих детей можно ознакомить со списком вопросов, которые им могут задать в ходе пресс-конференции. Ведущий может пользоваться текстом сценария. Остальные дети выступают в роли журналистов, они должны придумать названия своих газет, журналов, телевизионных каналов.

Примерные названия:

Газеты («Серп и молот», «Стоп-кадр», «Рынок труда», «Трудовые ресурсы», «Вакансия»);

Журналы («Молоток», «Терра-карьера», «Старт», «Курс», «Компас», «Персонал+»);

Телевизионный канал («Профессионал», «Труд +», «Профессия», «Движение», «Жесть»);

Телепередача («Профи», «Вертикальный взлет», «Найди себя», «Работа.ру», «Поиск», «Выбор»),

Оборудование : сделать ксерокопии вопросника для журналистов (по одной на 2-3 парты).

Оформление:

Фотографии и картинки с изображением людей разных профессий, процессов труда;

Нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу - могу - надо».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».

1. Подбери примеры профессий (Работа в группах).

2. Найди профессии (Работа в группах).

3. Оцени профессии (Фронтальная работа).

III. Информационный блок «Самый лучший выбор».

IV. Проблемная ситуация.

V. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ролевая игра).

VI. Заключительная беседа.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подбери примеры профессий

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.

Примерные ответы детей:

Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.

Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Найди профессии

Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

Школьная парта (первая группа);

Школьный учебник (вторая группа);

Булочка (третья группа);

Фарфоровая чашка (четвертая группа);

Джинсы (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Оцени профессии

Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

Щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

Тщетные науки (алхимия, астрология);

Вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

III. Информационный блок «Самый лучший выбор»

Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

IV. Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание {читает):

Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.)

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

V. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»

Классный руководитель. А сейчас вы познакомитесь с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Пресс-конференция - это собрание для прессы. Его проводят, чтобы сообщить журналистам важную информацию. В пресс-конференции участвуют:

Гости - это специалисты в каком-то вопросе;

Журналисты;

Ведущий.

Пришло время начать игру. Передаю слово ведущему (имя, фамилия).

(К доске выходят дети, которые будут рассказывать о выбранных профессиях.)

Ведущий. Здравствуйте, господа. Тема сегодняшней пресс- конференции - выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сделали этот нелегкий выбор. Знакомьтесь (представляет «гостей»).

На пресс-конференции присутствуют корреспонденты российских и зарубежных газет, радио и телевидения - все, кого затрагивает эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.

(«Гости» по очереди высказываются.)

Все наши гости выступили, и мы переходим к вопросам. Просьба, задавая вопрос, называть свое имя и издание. Первый вопрос, корреспондент журнала «Молоток».

(«Журналисты» поднимают руки, ждут приглашения ведущего, встают, называют свое имя, фамилию, издание и задают вопрос кому-то из гостей.)

Примерные вопросы «журналистов»:

1. Почему ты выбрал именно эту профессию?

2. Кто влиял на твой выбор?

3. Это дело тебе по плечу?

4. Какие качества характера нужны для этой профессии?

5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?

6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

7. Полезна ли эта профессия для общества?

8. Где можно обучиться этой профессии?

9. Где ты будешь работать?

10. Много ли будешь получать?

11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?

12. Родители поддерживают твой выбор?

13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?

14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

Ведущий. Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости дали исчерпывающие ответы на все вопросы журналистов. Но у нас остался еще один гость, «темная лошадка». До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его.

«Темная лошадка». Нет, пацаны. Где вы нашли такие профессии? На них надо учиться, учиться, учиться, а потом еще и работать, работать, работать... Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу- могу - надо». Хочу быть веб-дизайнером, потому что не знаю, что это такое, могу быть провизором (провизию разную обожаю), а надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своем профессиональном гороскопе. Раз надо, пацаны, значит, надо. Профессия нужная, а главное - полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что, пацаны, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!

Ведущий. Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб- дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера? И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?

Примерные комментарии:

Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.

Провизор - специалист по производству, хранению и продаже лекарств.

Кинолог - это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.

Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно, безответственно и просто глупо. Недаром еще в XVIII в. астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой.

Ведущий. Пресс-конференция закончена. Спасибо всем за вопросы. До новых встреч.

VI. Заключительная беседа

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

Найти применение своим талантам.

Найти свое призвание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)

Классный час «Здоров будешь – всё добудешь!»
Цель: познакомить детей с основными правилами здорового образа жизни,
объяснить причины вредных привычек и их последствия, воспитывать
желание вести здоровый образ жизни.
Оформление: Презентация к классному часу по теме здорового образа жизни.
Вед1: Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за
какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты,
не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете
полностью реализоваться в современном мире.
Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом
«Здоров будешь – всё добудешь!»(слайд1)
Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни!
Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и
счастливо. Но всё ли мы делаем для этого?
Вед2. Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и
отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную
гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким,
позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять
нравственное, психическое и физическое здоровье.
Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни ­
это успех, его личный успех.
Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок ­ здоровье.
Поэтому привычка сохранять здоровье ­ это залог нормальной жизни для
человека. А сформироваться эта привычка сможет только тогда, когда сам
человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему
пользу: физической культурой, спортом, закаляться, правильно питаться и
хорошо отдыхать!
1 группа (слайд 2) Регулярные физические нагрузки и физкультура важны
для здорового образа жизни. Они поддерживают здоровье, предохраняют от
заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс
старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная
активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку.
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,

Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам!
Нам пилюли и микстуру
И в мороз, и в холода
Заменяют физкультура
И холодная вода!
Не боимся мы простуды­
Нам ангина нипочем
Мы коньки и лыжи любим
Дружим с шайбой и мячом!
Спорт – это жизнь!
О спорт! Ты мир!
Неразлучные друзья
Есть на белом свете.
Неразлучные друзья –
Это спорт и дети!
Спорт приходит в нашу школу
Эстафетою веселой.
Подрастает в школе смена
Нашим славным рекордсменам!
Скажет вам любой из нас:
Быть спортсменом очень круто:
Посвящайте каждый час
Спорту каждую минуту!
Исполнение песни «Я со спортом подружусь»
2 группа (слайд3) Хороший отдых обеспечивает нам также полноценный
сон.
О том насколько сон необходим для жизнедеятельности организма, можно
судить хотя бы по тому, что полное лишение сна люди переносят гораздо
тяжелее, чем голодание, и очень скоро гибнут.
Во сне человек отдыхает и набирается новых сил.
Что же влияет на глубину сна? Чтобы сон был глубоким, надо вставать и
ложиться спать всегда в одно и то же время. Комнату перед сном обязательно
надо проветривать, а лучше всего спать с открытой на ночь форточкой.
Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Мешают
засыпанию яркий свет, шумные игры, громкие разговоры, длительные

просмотры телепередач. Соблюдение гигиены сна позволит зарядиться
бодростью, улучшит настроение.
Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг
того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок ­
10­12 часов, подросток – 9­10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие
приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше,
некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость
после сна и быть бодрым весь день.В противном случае следует обратиться к
врачу.
А теперь поиграем. Мы начинаем поговорку или пословицу, а вы
заканчиваете.(слайд 4)
Пословицы:
1. От хорошего сна … Молодеешь
2. Сон – лучшее … Лекарство
3. Выспишься ­ … Помолодеешь
4. Выспался – будто вновь… Родился
3 группа.(слайд 5) Одним из важнейших слагаемых здоровья является
закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие
годы сохранить работоспособность, умение радоваться жизни.
Закаливание – приспособление организма к холоду.
Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному
воздействию низкой температуры.
Для того, чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать
определенные правила:
Первое правило:
Если хочешь быть здоровым,
Прогони подальше лень.

Если начал закаляться,
Закаляйся каждый день.
Второе правило:
Вышел сразу на мороз –
Весь до косточек промёрз.
Закаляйся постепенно.
Это для здоровья ценно.
Третье правило:
Если закаляться ­ в радость,
Вам простуда – не подружка.
Вы здоровье берегите.
Это, дети, не игрушка.
Правила, эти помните, дети.
Будьте здоровы и не болейте!
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
4 группа. (слайд 6) Не менее важно для здоровья человека правильное
питание.
Любой живой организм в силу жизнедеятельности клеток, тканей и органов
непрерывно тратит входящие в состав организма вещества.
Для поддержания здорового образа жизни необходимо, чтобы все эти траты
покрывались пищей. Совершенно естественно, что правильное
питание человека должно содержать все те вещества, которые входят в состав
его организма, т.е. белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и
воду.
Давайте немного поговорим о том, что мы пьем (слайд 7)
важно знать, что именно в газированных напитках может реально
принести вред. Во­первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi­Cola содержится 8
кусков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти
углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию
диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют
различные подсластители. Самый опасный из них ­ белок аспартам. Он в 200
раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы

печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно
подсластители являются главными секретами газированной воды ­ они не
утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует
появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много
раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает
эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная
кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде ­ это тара. Алюминиевые банки
помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в
контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также
бактерии­возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается
по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Единственный безвредный компонент газировок ­ вода. Мертвая,
безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал
вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара,
соответствовал строгому стандарту.
^ Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi,
необходимо следовать простым правилам:
1. Пейте ее охлаждённой. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры
напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда
подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.
3. Ограничьтесь одним стаканом 1­2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом,
язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде современных детей ­ это вечно валяющиеся
пакетики из­под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах,
поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения
различных ароматизаторов (правда фирмы­производители почему­то
называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и
«сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по
статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть
чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня
говорить, что на самом деле никакой икры нет ­ ее вкус и запах придали
чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах
получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком
или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов
искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом
вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта
и чипсов и сухариков.
Вы ещё хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых
гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством
химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные
количества канцерогена­акриламида?(слайд 8)
Рацион школьников обязательно должен содержать витамины, так как они
повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Поэтому нужно употреблять зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки.
Соблюдая режим питания, ни в коем случае нельзя переедать. Ученики,
страдающие ожирением, чаще болеют, тяжело переносят любое заболевание.
Эй, дружок, остановись,
От мучного откажись! От жирной пищи откажись,
На столе пусть будут – Зелень, овощи и фрукты ­
Вот полезные продукты.

А теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться
здоровыми: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть
полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
^ Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный
баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе. Салат,
укроп, петрушка.
Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в
праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого
растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и
биологически активных веществ. Исследования американских ученых
показали, что корни этого растения – идеальное средство для
снижения артериального давления. Сельдерей.
В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа
втрое больше, чем в картофельных. Особенно полезно это растение
для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями
обмена веществ и желудочными заболеваниями. Топинамбур.
Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для
профилактики раковых заболеваний. Морковь
Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным
антиаллергеном. Капуста
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное
давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для
профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления
иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием,
натрием и хлором. Свекла
Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а
это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина,
избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина

понижать уровень сахара и способствует процессу образования
эритроцитов в крови. Баклажаны
8.
9.
10.
11.
12.
^ Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек,
сердечно­сосудистой системы. Обмена веществ. Яблоки
Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают
противосклеротическое действие, способствует выведению из
организма воды и поваренной соли. Груши
Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. Вишня,
черешня
Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической
болезни. Малина
Богата общеукрепляющим витамином С. Черная смородина
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных
веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не
накапливается, а поступает только с пищей.
Вот почему фрукты и овощи должны быть в нашем рационе каждый день и
регулярно.(слайд 9)
Запомните, ребята, эти заповеди здоровья:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
5 группа (слайд 10)
Активная деятельность и активный отдых.

Сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10­и причин смерти и
инвалидности во всем мире. Вы знаете, что в наше время сидячий образ жизни
связан в первую очередь с работой за компьютером. Но он приносит не только
пользу, но, при неумелом подходе и вред.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

:





сидячее положение в течение длительного времени;
воздействие электромагнитного излучения монитора;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
стресс при потере информации.
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она
является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы
головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей ­ сколиоз. У тех, кто
много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс,
что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие ­ простатит и
геморрой, болезни, лечение которых ­ процесс длительный и малоприятный.
Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
^ Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него
подальше.

^ Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем
более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки
окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
^ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 11)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Зажмурьте глаза, потом откройте их. Повторить 5 раз.
Делайте круговые движения глазами. Повторить 10 раз.
«Напишите» глазами дату своего рождения.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного
пальца: мед ленно приближайте его к кончику носа, а за тем медленно
отводите его обратно. 5 раз.
Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
Быстро поморгать (1-2 мин.) (улучшается кровообращение глаза).
^ Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных
ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают
мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного
аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
^ Работайте на компьютере и будьте здоровы!
Физминутка.(физические упражнения под музыку)

6 Группа
Отказ от вредных привычек.

(слайд12)
Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к
наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять
невозможно.
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека
(чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение) вызывают психическую и
физиологическую зависимость.
Организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом
требуется все большее количество наркотического вещества. В ответ на
прекращение приема наркотиков у наркоманов проявляется: судороги, рвота,
лихорадочный озноб, усиленное потоотделение.
Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере
массы тела и упадку физических сил.
Употребляющие наркотики внутривенно, подвергают себя риску заражения
ВИЧ.
Опасные заблуждения и что мы думаем о наркотиках:
1. Я только попробую, это не страшно и не опасно.
2. Я в любое время могу отказаться, я не наркоман.
3. Употребляя наркотики, я буду современным, взрослым, не буду «белой
вороной», добьюсь уважения среди ровесников.
4. Наркотик – некий катализатор таланта.
Наркотик, который принято считать слабым, для кого­то может быть
сильнодействующим и смертельным средством.
Наркотики отнимают наше будущее!
Такова наркомания – она забирает жизни, это тупик!

Другая вредная привычка, которая приносит вред и смертельно опасна для
здоровья – употребление алкоголя.
Алкоголь активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно
разрушая его. При попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по
крови ко всем органам, неблагоприятно действует на них вплоть до
разрушения.
При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь –
алкоголизм.
Алкоголизм – это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением
спиртными напитками, в том числе и пивом.
Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической
зависимости от алкоголя.
Как вам, наверное, уже известно, алкоголь особенно опасен для растущего
организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.
Что же побуждает подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых
впоследствии стать алкоголиками?
25% ­ символическое участие
25% ­ снятие стресса
50% ­ самоутверждение
Тебя не трогают уже чужие слезы и боль,
Тебе не надо ничего, ты занят только собой.
Твоя задача необычна, но до боли проста,
В максимально сжатый срок уничтожить себя...
ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь ­ это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить,
а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен
знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей
страны.
Алкоголь топит больше людей, чем вода.

Курение – еще одна вредная привычка, отвратительная для взора. Мерзкая
для обоняния, вредная для мозга и очень опасная для легких.
Исследованиями доказано, в чем вред курения.
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый
газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества,
органические кислоты и другие.
1­2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина.
Никотин влияет на деятельность нервной системы.
Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.
Что же такое табак?
Это «продукт» ядовитого растения, смешанный с различными добавками,
чтобы отбить неприятный вкус. Им можно травить себя, травить
окружающих людей, загрязнять атмосферу.
Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.
Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к
2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в
год.
Вдумайтесь в эту цифру!
Известно, что курить ­ здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до
15 минут жизни. Курение­ причина многих болезней. Особую зону риска
составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков
пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят,
где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т.д.
Подумай о том, что мы рассказали.
Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит
где­то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, ­ ты ошибаешься!
Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы,
зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки
табачной интоксикации.

Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она
придает ей вульгарность.
Очень важно, что бы ты сейчас поняла, что в будущем, когда ты станешь
матерью, вред, наносимый курением твоему здоровью сегодня, может
непоправимо отразиться на развитии ребенка и ещё задолго до рождения.
Классный руководитель:
Итак, ещё раз перечислим основные правила здорового образа жизни: (слайды
13, 14,15,16,17)
Физическая культура и спорт
Закаливание
Правильное питание
Сон
Активная деятельность и активный отдых
Отказ от вредных привычек.
Классный руководитель:
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми
Вершить добрые дела
В общем, вести здоровый образ жизни!
Исполнение песни из репертуара группы «Эталон» ­« Здоровый образ
жизни».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 п.Пристень»

Классный час в 8 классе
Здоров будешь – все
добудешь!
2013 год

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

  • написать тему, эпиграфы;
  • для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Как правильно оценить себя?

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.
  4. Критикует один - задумайтесь.
    Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
    Критикуют три - переделывайте себя.
  5. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

Ход классного часа

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.

Я тоже постараюсь быть объективной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели:

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Классный час в 9 классе

«В поисках будущей профессии»

Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу,

Учитель: Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя, не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Среди десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по значению, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какой путь выбрать.

Ребята:

Что такое выбор? (взять для себя нужное, предпочитаемое)

Что мы выбираем?(друзей, музыку, одежду, профессию, занятия)

Как мы выбираем?(нравится, не нравится, можем позволить или нет)

Учитель: Сама жизнь – это уже выбор . Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Ваш возраст - «пересаживание растения» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье , выясняющий, куда ему идти.

А сейчас проведем разминку: я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

Ответы ребят.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель:Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни .

Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, работа, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.

Работа детей.

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим личным качествам, которые необходимы при выборе вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

    Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

    Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Хочу- интересы, желания, склонности

Могу- возможности личности: способности, уровень знаний,

психологические особенности личности, состояние здоровья.

Надо- потребности рынка труда в кадрах

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

    Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

Талант (как высшая степень развития способностей):

«Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С.Макаренко).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

    Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

    Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И.Шаляпин).

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, – зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье – корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость, смелость, грубость, ненависть, уверенность в себе, гнев, уравновешенность, злость, мстительность, хамство, уважение к людям, гордыня, сочувствие, лицемерие, жизнерадостность, равнодушие, совесть, ответственность, долг.

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

    Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызывать ваше уважение?

Тренинг.

    Упражнение «Круг».

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

    Упражнение «Поддержка друзей».

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

    Упражнение «возьму к себе».

Вы должны выбрать из всей группы двух человек, которых взяли бы к себе на работу, если бы вы были директором компании. Имена одноклассников написать на бумажке и кратко написать –почему.

Молодцы! Спасибо!

Юность – пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты – отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты.

Хочу прочитать слова Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»: « нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».

    Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек. Слово астрологу.

Знаки зодиака

Учащиеся

Конкретные профессии

Водолей

Инженер, механик, учитель, переводчик

Овен

Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса

Рыбы

Телец

Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания

Близнецы

Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик

Рак

Менеджер, бухгалтер

Лев

Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник

Дева

Инженер, психолог, врач

Весы

Экономист, программист

Скорпион

Программист, фермер, механик

Стрелец

Врач, криминалист, менеджер, лётчик

Козерог

Юрист, дипломат

Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий – самосовершенствование для достижения поставленной цели.

Мы сегодня не говорили о профессиях, о том кем бы вы хотели стать. Думаю, что наш разговор поможет вам определиться с этим важным выбором, в вашей жизни.

Однако, каким бы человек не был умным, способным и талантливым - нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселилась совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть – это внутренний судья человека. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.

Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

ПАМЯТКА

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

    Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.

    Обдуманность действий.

    Решительность.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

    Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ ).

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух ).

    Заключительное слово классного руководителя.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».

Музыкальная заставка.

Литература

    Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.

    Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.

    Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.

    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.

    Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.

    Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.

Что в жизни

Кем бы я

Какие качества

Как выбрать

Смогу ли я

Что для меня

Есть ли у меня

Чего бы я

Можно ли обойтись без

Как преодолеть

доброта глупость

предательство злость

лживость честь

справедливость ум

слабость равнодушие

благородство зависть

правдивость терпимость

смелость грубость

ненависть сочувствие

уравновешенность гнев

мстительность хамство

уважение к людям совесть

лицемерие жизнерадостность

ответственность долг

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ»

Классный час по теме « В поисках будущей профессии » для 9 класса

Место работы: Шахтерская общеобразовательная школа № 22

Донецкая Народная Республика


Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

  • Что такое выбор? ( взять для себя нужное, предпочитаемое )
  • Что мы выбираем?( друзей, музыку, одежду, профессию, занятия )
  • Как мы выбираем?( нравится, не нравится, можем позволить или

нет )


Фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

  • Что в жизни…?
  • Кем бы я…?
  • Зачем людям…?
  • Какие качества…?
  • Как выбрать…?
  • Смогу ли я...?
  • Что для меня...?
  • Есть ли у меня...?
  • Чего бы я...?
  • Можно ли обойтись без…?
  • Как преодолеть...?
  • Что человеку...?

Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.


Выбрать основные приоритеты для своей жизни .

  • Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами

Вывод: вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы - семья, работа, друзья.


Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

  • Хочу- интересы, желания, склонности
  • Могу- возможности личности: способности, уровень знаний, психологические особенности личности, состояние здоровья.
  • Надо- потребности рынка труда в кадрах

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

  • Талант
  • Целеустремленность
  • Трудолюбие

Задание. Определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.


  • УПРАЖНЕНИЕ «КРУГ».
  • УПРАЖНЕНИЕ «ПОДДЕРЖКА ДРУЗЕЙ».
  • УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗЬМУ К СЕБЕ».

Деловая игра «Оптимист и пессимист».

Ситуация: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации,

а пессимисты – отрицательные.


Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»:

« нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОСКОП.

ЗНАКИ ЗОДИАКА

УЧАЩИЕСЯ

ВОДОЛЕЙ

КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ

ОВЕН

ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК

РЫБЫ

УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА

ТЕЛЕЦ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

БЛИЗНЕЦЫ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК

МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР

ДЕВА

БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

ВЕСЫ

ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ

СКОРПИОН

ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ

СТРЕЛЕЦ

ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК

КОЗЕРОГ

ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК

ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ


РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ: «ВСЯК КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ».

  • ВЫБИРАЯ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ, ВЫ, КОНЕЧНО, ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЙ ХАРАКТЕР, ИНТЕРЕСЫ И СПОСОБНОСТИ, ПЫТАЕТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ. НО ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
  • СЛЕДУЮЩИЙ – САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

  • 1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • 2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.
  • 3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
  • 4. Ничего не делай против своей воли.
  • 5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.
  • 6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
  • 7. Никогда не отступай перед трудностями

  • Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.
  • Прямота в словах и поступках.
  • Обдуманность действий.
  • Решительность.
  • Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  • Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.
  • Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  • Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).