Мария монтессори педагогические идеи кратко. Принципы педагогической системы М. Предметная среда – элемент педагогической системы М. Монтессори

Феномен педагогики М.Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М.Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим методикам, якобы мешающим проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим, прежде всего, и объясняется феномен жизненности педагогики М.Монтессори, ее успеха и популярности на протяжении многих десятилетий.

Подготовьте домашний йогурт, но не говорите о том, как сделать свой любимый йогурт. Узнайте больше о флоре и фауне на земле во время дневных лесных поездок с гидом. Пойдите в продуктовый магазин утром с списком покупок и бюджетом. Играйте в свою науку, выполняя домашнюю работу, например, бальзам для губ, мыло или другие натуральные средства.

Путь учителя и путь ребенка. Конкретные формы сознательного взаимодействия связаны с лучшими результатами у детей. Дети могут сотрудничать с вами в проектировании сада, изменении мебели или пересмотре учебной программы на следующий год. Сотрудничайте с созданием списка книг для чтения на следующий год.

М.Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.

Попросите их порекомендовать некоторые названия книг, которые им нравятся, прочитайте их вместе. Порядок на столе, упорядоченные мысли. Избегайте агломерации на рабочем столе. Организуйте 10-минутную уборку после каждого урока. Создайте рабочие столы для практической деятельности.

Эти принципы могут служить пояснительной диаграммой или просто источником вдохновения для всех нас в организации домашнего образования. Способствует ли ваш метод обучения этим принципам? Пожалуйста, поделитесь с нами тем, как эти идеи актуальны в вашем доме.

В основу своей педагогической системы Монтессори |

положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью к свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, в связи с чем поставила вопрос об организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М.Монтессори так же трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

По мере того, как ее образование прогрессировало, она начала разрушать барьеры, которые затем ограничивали профессиональную жизнь женщин. В то время это был необычный выбор, так как большинство девушек, посещавших среднюю школу, изучали классику, а не посещали техникум.

После окончания школы ее родители поощряли ее к продолжению карьеры учителя, одной из немногих областей, открытых для женщин в то время, но Мария Монтессори была настроена пойти в медицинскую школу и стать врачом. Его отец выступал против этого плана - факультет медицины был исключительно мужским полем - и изначально признание Марии было отклонено Дином. Но она не обескуражила, рассказав ей учительницу в конце интерьера, после чего ее уволили «Я знаю, что стану врачом».

Что же привлекало и до сих пор привлекает в идеях и методических разработках М.Монтессори? Прежде всего, это подлинный гуманизм ее воспитательной и образовательной системы, обращенной к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

Это, наряду с вмешательством Папы, позволило ей поступить на медицинский факультет, став первой женщиной, изучающей медицину в Италии. Мария Монтессори не выделялась только потому, что была женщиной, но потому, что она была очень решительно знать царство. Стипендии, выигранные вместе с деньгами, которые они получили за медитацию, позволили им выплатить большинство медицинских сборов.

Это было нелегко на медицинском факультете. Она столкнулась с предрассудками со стороны своих коллег и вынуждена была работать в одиночку при разборе, поскольку их нельзя было делать в смешанных классах. Он был немедленно принят в больницу Сан-Джованни при Университете. В том же году ее попросили представить Италию на Международном конгрессе по правам женщин, состоявшемся в Берлине, и в своем выступлении она поддержала тезис о социальных реформах, утверждая, что женщины должны получать ту же зарплату, что и мужчины.

Другой доминантной системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программой развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе побуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению, и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Репортер, сообщивший об этом событии, спросил ее, как ее пациенты отреагировали на женщину-врача. Только высшие классы имеют предрассудки женщине, которая имеет полезную жизнь. Большая часть ее работы была посвящена бедным и особенно детям. В рамках своей работы в клинике Мария Монтессори посетила сумасшедший дом Рима, обращаясь за пациентами к клинике. Рассказывает, как в такое посещение смотритель дома престарелых сказал ему отвратительно, как дети схватили пальто, оставленное на полу после еды.

Мария Монтессори понимала, что в таких строгих, ненавязчивых комнатах дети отчаянно нуждаются в сенсорной стимуляции и ручных действиях, и это лишение способствовало их состоянию. Она так стремилась полностью понять ее работу, что перевела ее с французского на итальянский.

Важной новацией М.Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: « Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее это определение стратегии и тактики деятельности детей.

Итард разработал технику воспитания через чувства, которые Сегин позже попытался адаптировать к общему образованию. В то время, когда Сегин подчеркивал уважение и понимание каждого ребенка, он очень критично относился к массовому обучению. В возрасте 28 лет она обратилась к Национальному медицинскому конгрессу в Турине, где она поддержала противоречивую теорию о том, что отсутствие должной заботы о задержанных и потревоженных детях было причиной их проступка. Опираясь на ту же тему, она обратилась к Национальному педагогическому конгрессу в следующем году, представив видение социального прогресса и политической экономии, выходящее из образовательных мер.

В связи с этим следует отметить, что свой метод М. Монтессори называла методом научной пе­дагогики. Она считала, что любые практические действия, тео­рии, модели оценки сущего могут строиться только на фундамен­тальных знаниях о развивающемся человеке, об антропологии человеческой жизни.

В отличие от своих предшественников Монтессори интересова­лась именно жизнью ребенка, которого она отличала от взрослого человека. Это был чисто научный подход, потому что любые вы­воды делались не на теоретических рассуждениях, мистических предположениях или интуитивных догадках, а на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях.

Эта концепция социальных реформ через образование выросла и созрела в мышлении Марии Монтессори на протяжении всей ее жизни. Участие Марии Монтессори в Национальной лиге по обучению отсталых детей привело к ее назначению на должность со-директора вместе с Гиусеппе Монтесано из нового учреждения под названием Ортофреническая школа. Школа заняла детей с широким спектром расстройств и оказалась поворотным моментом в жизни Марии Монтессори, изменив фокус ее профессиональной идентичности от врача до педагога.

До этого времени его идеи о детском развитии были справедливыми теориями, но небольшая школа, организованная в стиле учебной больницы, позволила ему применять эти теории на практике. Мария Монтессори работала 2 года в школе Ортофреника, экспериментируя и совершенствуя материалы, разработанные Итардом и Сегином, привнося научное, аналитическое отношение; обучение и наблюдение за детьми в течение дня и запись их наблюдений в ночное время.

Эти научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых, поскольку они протека­ют у них иначе, чем у детей.

В работе "Разум ребенка" Мария Монтессори определяла фун­даментальный закон своей антропологии. Малыш в отличие от взрос­лого человека развивается не по направлению к смерти - он дви­жется к жизни, потому что его задачей является построение чело­века во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая лич­ность оказывается сформированной, ребенок исчезает. "Таким об­разом, вся жизнь человеческого детеныша - это движение к совер­шенствованию себя, к завершению созидания в себе человека. Дви­жение по жизни означает для ребенка рост и расширение возмож­ностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная актив­ность помогает добиваться интеллектуального роста и физичес­кого совершенствования, в то время как у взрослых с годами ин­теллект и физические силы скорее ослабевают".

Мария часто посещала Марио, но она узнала, что она была только мамой позже. Однако между ними налажена тесная связь, и в последние несколько лет он сотрудничал и путешествовал со своей матерью, продолжая свою работу после его смерти. Ну, что определяет учитель - это любовь к ребенку; и эта любовь превращает социальный долг педагога в высшее сознание миссии.

За это время Рим быстро развивался, и в условиях спекулятивного развития некоторые строительные компании банкротствовали, оставив в своих кварталах недостроенные здания, которые сразу же привлекли незаконных жителей. Один из этих районов, расположенный в районе Сан-Лоренцо, был спасен группой богатых банкиров, которые сделали минимальный ремонт помещений, разделив большие квартиры на небольшие жилые дома для бедных семей рабочих. С родителями на работе весь день младшие дети вызывают разрушение вновь законченных зданий.

Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосред­ственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешатель­ство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори и положила в основу педагогической антропологии.

Как известно, в основу гуманистического образования XXI века положено признание ценности человека как самобытной личности, его права на свободное развитие, полное проявление сущностных сил. Но это обстоятельство уже сто лет тому назад обусловило практическую необходимость изучения детства с позиции антропологии, понимаемую не в привычном узком, специальном смысле слова (учение о происхождении человека –антропогенез, морфология человека и этногенез - расоведение), а в широкой трактовке этой категории. Антропология в широком смысле слова представляет собой универсальную науку о человеке, включающую в себя комплекс человековедческих знаний.

Затем разработчики обратились к доктору Монтессори с просьбой найти способы позаботиться о детях в течение дня, чтобы они не нанесли дополнительный ущерб их имуществу. Небольшая церемония открытия, но мало кто ожидал от этого проекта. Мария Мотессори чувствовала себя иначе: «У меня было странное чувство, которое заставило меня решительно объявить, что это начало инициативы, которую мир будет говорить весь день». Мария Монтессори организовала различные мероприятия и устроила материалы в детской среде, но держала только тех, кто их интересовал.

Все, что М.Монтессори в свое время выявляла почти интуитивно, сегодня подтверждено антропологическими науками (педагогикой, возрастной и педагогической психологией, антропологией, медициной). Сегодня фактор свободы признается принципиально важным для развития и обучения. Поскольку учебный процесс по существу должен управляться главным образом мотивами, то это значит лишь одно: ребенок (да и взрослый тоже) учится только тому, что он хочет, что вызывает в нем интерес, где он может проявить свою активность, если ему дается время и свобода работать с предметами так долго, как он этого желает.

То, что Мария Монтессори поняла, заключается в том, что дети, помещенные в среду, где деятельность направлена ​​на поддержку их естественного развития, имеют право обучать себя. Новость о новом подходе Мари Монтессори стремительно распространялась, и посетители приходили посмотреть, как она получила эти результаты.

В течение одного года итальянскоязычная часть Швейцарии начала превращать свои детские сады в Дома Бамбини, тем самым начала распространять новый образовательный подход. Вскоре после этого он был переведен на 20 языков. Это стало серьезным влиянием на образование.

Таким образом, главной задачей воспитания Монтессори определила содействие свободному росту и развитию ребенка, помогая ему в нахождении путей для проявления своей жизненной энергии. Она глубоко была убеждена в том, что расти и развиваться ребенок должен сам, так как ему подсказывает его природа, и этого за него никто делать не может. Поэтому она заменила механическое повиновение, принятое в старой системе образования, полной свободой ребенка. Ее система и основана, прежде всего, на любви ребенка к полезной деятельности, на его желании делать все для себя самому, на той радости, которая предоставляет ему преодоление препятствий.

Мария была глубоко затронута этим событием, и в год, следующий за смертью ее матери, она привела своего сына Марио в Рим, чтобы жить вместе. После этого последовало большое расширение подхода Монтессори. Монтессори-сообщества, учебные программы и школы появились во всем мире, и д-р Монтессори занят путешествиями, выступлениями и курсами в Америке, но также в Великобритании и остальной Европе. Мария Монтессори отказалась от других обязательств в это время, чтобы полностью посвятить себя распространению такого подхода, который она разработала.

Монтессори синтезировала целостную педагогическую антропологию, оснащенную богатым дидактическим и методическим инструментарием. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокой педагогической технологии, с успехом может быть перенесена в дошкольное, школьное и семейное воспитание.

Однако большая часть развития была необоснованной и искажена событиями Первой мировой войны. Его сын и его новая жена присоединились к нему, его четыре внука родились здесь: двое мальчиков, Марио-младший и Роландо, и две девочки, Марилена и Ренильда. Мария приняла на себя стремление создать постоянный центр исследований и разработок для раннего образования, но любая вероятность того, что это произойдет в Испании во время ее жизни, противодействует росту фашизма в Европе. Всплеск гражданской войны в Испании заставил семью покинуть свой дом в Барселоне и летом отправиться в Англию.

Школа М.Монтессори - открытая система, далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы. Это - огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющейся и развивающейся, впитывающей в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями составом семьи и другие.

Из Англии беженцы отправились в Нидерланды, чтобы жить в семейном доме Адей Пирсон, дочери голландского банкира. Марио, отчужденный от своей первой жены, позже женился на Аде. С началом войны, будучи гражданами Италии, Марио был задержан, и Мэри была в домашнем аресте. Он провел лето в административной резиденции в Кодайканале, этот опыт заставлял его мысли вписываться в природу отношений между всеми живыми, темой, которую он разработал бы до конца своей жизни и который стал известен как космическое образование, основная идея для обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Остановимся далее на основных педагогических идеях, которые выстрадала и реально воплотила в практику школы Мария Монтессори. К ним относится следующее: создание подготовительной среды; принципы использования дидактического материала; развитие двигательной активности; «абсорбирующий дух» - духовная энергия; “mneme” – память ребенка; сензитивные периоды; развитие чувства упорядоченности; «поляризация внимания»; инкарнация; сенсорное воспитание (физиологическое воспитание; воспитание тишиной); ручной труд; организация процесса обучения; «сенсибилизация совести»; «космическое воспитание».

Мария Монтессори была хорошо встречена в Индии, где встретила Ганди, Неру и Тагор. Ее просьба к индийскому правительству в возрасте 70 лет о том, что Марио была освобождена и возвращена ему, была выполнена, и вместе они обучили более тысячи индийских учителей.

Постоянный, Мария Монтессори: ее жизнь и труд, стр. 38. Думая о педагогических идеях в начале рассматриваемого столетия. Его представители, Джон Дьюи, Мария Монтессори, Эдуард Клапареде, Овиде Декроли, в отличие от традиционной школы поощряли образование, ориентированное на детей, а не педагог, в центре внимания потребностей молодого человека в обучении, а не в содержании, которое нужно преподавать, подлинной «революции Коперника» в этой области.

Немногим ученым и педагогам удавалось получить признание и уважение при жизни, увидеть, как распространяются и реализуются идеи и направления педагогической работы с детьми. К числу таких ученых принадлежит психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь и страстный популяризатор новых гуманистических идей, замечательный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). Мировая педагогика не знает подобного феномена – сплава разносторонних знаний, объединенных в педагогическую систему, оснащенную разработанным методическим и дидактическим инструментарием. Марии Монтессори в результате многолетней напряженной творческой деятельности удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно- воспитательную систему, которая благодаря инвариантности содержания образования и высокому технологизму может быть перенесена в другие страны и школы.

В его основных чертах разница между классической и новой педагогикой будет состоять из следующих элементов, поскольку они выделяются сторонниками нынешнего образования. Сравнительный анализ этого типа указывает на то, что существует ряд общих проблем, которые были заинтересованы в представителях нового образования, каждый из которых особенно сосредоточен на некоторых из них.

Дьюи, философски, является представителем прагматизма и основоположником его варианта - инструментализма. Центральное понятие его философии - это опыт, как взаимодействие тела с окружающей средой, которое принимает две формы: действие и знание. Поскольку опыт никогда не бывает окончательным, человек обречен на непрерывную реконструкцию, повторную адаптацию средств к новым целям. В этом отношении он считает, что образование - это развитие нынешнего опыта, основанного на прошлом опыте.

Почти век имя Монтессори приковывает к себе внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на разных языках мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют целостную систему или только отдельные ее элементы. Главное – она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с ее идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего века, педагогика Монтессори знала разные периоды – критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь в конце столетия – вошла в нашу жизнь, в нашу школу. Произведения М. Монтессори, опубликованные на русском языке, составляют библиографию из 12-14 наименований. Книг о жизни и педагогической деятельности М. Монтессори, опубликованных на русском языке от начала века до наших дней, – более 100. Раскрыть в кратком обзоре основные направления и идеи педагогической деятельности великого педагога современности невозможно, да мы и не ставим перед собой такую задачу. Наша цель – обратить внимание на возрождение идей Монтессори в современной отечественной педагогике и заинтересовать ими, побудив к более тщательному и пристальному изучению педагогики Монтессори.

Общая характеристика системы Монтессори

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И.Фаусек. С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессоридетских садов и ряд экспериментальных начальных школ.

Монтессори также наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако большинство Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Поясним кратко смысл ряда использованных выше терминов.

Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:

1) наличие собственной философской базы;

2) наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализующих соответствующие философско-психологические принципы;

3) отсутствие классно-урочной системы. Педагогика Монтессори удовлетворяет каждому из этих параметров.

Понятие «система» означает единство и целостность Монтессориобразования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.

Философский уровень связан с наличием у Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением» – и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».

Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека как индивида, на законы его онтогенеза – движущие силы и механизмы развития. Заслуга Монтессори состоит в открытии сензитивных периодов развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации.

Педагогический уровень предполагает трактовку проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности. Суть метода Монтессори – это свободная целесообразная деятельность детей с дидактическими материалами в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде, по терминологии Монтессори, «подготовленной среде», при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на детей.

На методическом уровне рассматриваются конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.

Непрерывность образования обусловлена тем, что ребенок 3 лет, по существу, приходит в школу (конечно, не в обычном понимании этого слова), где и продолжает учиться вплоть до 12 лет. Благодаря этому отсутствует кризис перехода из детского сада в начальную школу и связанный с этим стресс. По мере развития ребенка и овладения им новыми знаниями плавно изменяется окружающая его предметно-пространственная среда, организуемая педагогом: в нее вносят новые средства обучения, а материалы, освоенные всеми детьми, убирают. Таким образом, исчезает необходимость подготовки к школе.

Поскольку «Монтессори-гимназий» или «Монтессори-лицеев» для детей в возрасте от 12 до 18 лет гораздо меньше, чем Монтессориначальных школ, возникает проблема соответствия уровня подготовки выпускников Монтессори-школ требованиям школ второй ступени или учебных заведений для старших детей другого профиля. Заметим, что в условиях реализации разными школами различных вариативных и альтернативных концепций образования (не обязательно Монтессори) аналогичная проблема может встать просто в связи с переездом ребенка на другое место жительства. Зарубежная практика показывает, что эта проблема успешно решается в последний год обучения ребенка в Монтессори-школе путем сравнения уровня его знаний и умений с содержанием программ тех школ, куда он собирается поступать, и последующей индивидуальной корректировки, если таковая необходима.

Главное, что дает учащимся Монтессори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня, – это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться. Например, в Голландии Монтессоришколы относятся к типу НА\Ю-У\УО, т.е. дают право на получение высшего и университетского образования. Несмотря на то, что к началу 90-х годов обучение в этих школах стало доступным большему числу юных голландцев, они все же считаются элитарными, и популярность их возрастает. Так, в 1990 г. в 150 Монтессори-школах Голландии обучалось около 30 тысяч детей и подростков.

Термин «образование» также имеет у Монтессори свой смысл: образование не есть то, что делает с ребенком государство или учитель. Образование – это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала. Монтессори полагала, что с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя… и взрослые должны уважать в нем законы творения. Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе его образования. По мнению Монтессори, необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера.

Немного из биографии Марии Монтессори

31 августа 1870 г. в небольшом итальянском городке в провинции Анкона в семье финансового служащего родилась единственная дочь – Мария Монтессори. Ее мать была племянницей известного теолога и священника Антонио Стоппани. Когда Марии было 12 лет, родители вместе с нею переезжают в Рим, чтобы дать дочери хорошее образование. В 14 лет Мария начала живо интересоваться математикой, и этот интерес она не потеряла до конца жизни. Родители хотели, чтобы она стала учительницей. Для того времени это была практически единственная профессия, открытая для женщин. Однако Мария отклонила этот путь и решила стать инженером. В 1886-1890 гг. она посещала общеобразовательную школу с техническим уклоном. В Италии конца прошлого века в подобных школах учились, главным образом, юноши. Две девочки были единственными учащимися женского пола, одна из них Мария Монтессори.

В 1890 г. она поступила на факультет математики и естественных наук Римского университета, но вскоре ее интересы сместились в область биологии и медицины. В 1892 г. она окончила медицинские подготовительные курсы. Женщинам не разрешалось изучать медицину. Однако она добилась приема у руководителя Совета образования, известного хирурга доктора Баккелли. И несмотря на то, что Баккелли не поддержал ее стремления, Мария все же твердо решает быть врачом. Она становится студенткой медицинского факультета. Кроме того, она добилась получения стипендии, давала частные уроки и оплачивала, по существу, свое обучение сама.

С 1885 г. она работала ассистентом в больнице, а в 1896 г. защитила диссертацию по психиатрии и стала первой в Италии женщиной – доктором медицины. Затем получила место ассистента в клинике Сан Джиованни и занялась частной врачебной практикой. В этом же году в качестве члена итальянской делегации она принимает участие в Международном женском конгрессе в Берлине и вносит предложение равной оплаты труда женщин и мужчин за одинаковую работу. Предложение принято с энтузиазмом. Мария становится центральной фигурой конгресса.

По возвращении с конгресса Монтессори обращается к литературе о реабилитации детей с нарушениями развития. Большое впечатление производят на нее работы врача французского Национального Института для глухонемых Ж.Б.Г. Итара (1774-1 838) и психиатра и педагога Э.Сегена (1812-1 880). Она приходит к убеждению, что таким детям можно помочь не только медицинскими средствами, но главным образом путем педагогического воздействия.

В период 1897-1898 гг. Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитания и образования. Она продолжает работу в психиатрической клинике в Риме вместе со своим спутником жизни доктором Джузеппе Монтесано, отцом ее сына, за которого она, однако, так и не вышла замуж. В 1898 г. родился сын Марио Монтессори, сыгравший впоследствии значительную роль в распространении идей своей матери по всему миру.

В отношении событий жизни Марии Монтессори в период с 1896 по 1900 г. в разных источниках имеются некоторые разночтения. Так, в одних указано, что после знакомства с трудами Итара и Сегена она работает с умственно отсталыми детьми. Своих воспитанников она представила к экзаменам вместе с детьми начальной Школы Муниципального Совета в Риме, и они сдали экзамены лучше нормальных детей. После сообщения этих результатов правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для обучения умственно отсталых детей. В 1898 г. она возглавила этот институт и руководила им до 1900 г. По другим данным, в 1900 г. Монтессори, будучи директором медицинско-педагогического Института по подготовке учителей для ухода и воспитания умственно отсталых детей, экспериментировала с материалами Итара и Сегена в модельной школе. Успехи в обучении детей именно в этой школе оказались сенсационными.

В 1901 г. Мария Монтессори покидает школу и поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она посещает школы в Риме и проводит антропологические исследования. Ее ужасают плохие условия в школах. Она переводит все работы Сегена на итальянский язык и приходит к открытию, что еще в 1866 г. Сеген предлагал распространить свой метод и применить его для воспитания здоровых детей.

В 1903-1908 гг. Монтессори читала лекции по истории антропологии и ее применении в педагогике в Педагогическом институте Римского университета. Эти лекции послужили основой для ее книги «Педагогическая антропология» (1910). Результаты экспериментальных исследований она использовала как доказательство в борьбе против существующих в то время методов воспитания и обучения детей.

1907 год стал годом рождения первого («Дом ребенка») для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных. С этого времени до конца жизни, т. е. в течение 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. В Доме ребенка продолжалась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался ее метод.

В 1909 г. Мария Монтессори проводит первый международный учебный курс, который посещали около 100 учителей, и издает свою первую важную книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на многие языки, в том числе на русский. С 1910 г. она продолжает разработку своего метода применительно к воспитанию и обучению детей в возрасте от 6 до 9 лет.

С 1910 по 1952 г. Мария Монтессори регулярно проводит международные учебные курсы для педагогов в разных странах – в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. Всего состоялось 38 таких курсов. В 1910 г. в Риме, Неаполе, Милане были созданы первые Монтессори-общества, а в последующие десятилетия подобные общества возникли в США (1913), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933, английская ветвь АМИ), Индии (1940), Пакистане (1949).

В Дом ребенка в Риме приезжали гости со всего мира. Так, в 1910 г. его посетила Т.Сухотина-Толстая, дочь Льва Толстого, которая увидела в Мон-тессори-школе воплощение идей своего отца. В 1914 г. российское Министерство народного просвещения командировало в Дом ребенка группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых были Е.Тихеева и Ю.Фаусек. Е.Тихеева впоследствии подвергла метод Монтессори резкой критике. Ю.Фаусек стала его убежденным сторонником, пионером Монтессори-движения в России. Почти 30 лет своей жизни она посвятила распространению этого метода, практической работе с детьми, разработке новых материалов, в частности материалов для изучения родного языка, грамматики".

В 1911-1915 гг. идеи Монтессори проникают в США и вызывают горячий интерес. В 1912 г. изобретатель телефона Г.Белл основывает в своем доме класс Монтессори. В том же году в США выходит книга («Метод Монтессори»). Тираж в 5000 экземпляров был распродан за 4 дня. Год спустя состоялась поездка Марии Монтессори в США, в багаже у нее был 600-метровый фильм о ее римской школе. Она встречается с Джоном Дьюи, Томасом Эдисоном, Хелен Келлер. Еще через год в Нью-Йорке выходит книга («Собственное руководство доктора Монтессори»).

В 1916 г. издается другая широко известная книга Монтессори («Самообучение в начальной школе»). В 1917 г. она впервые едет в Голландию. Встреча с биологом Хуго де Фризом стала заметным событием в истории ее метода: Монтессори переняла у де Фриза термин «сензитивные периоды». В 1920 г. она выступает с докладами в университете Амстердама. В 20-е годы она распространяет свой метод на обучение детей в школах второй ступени.

Как же складываются отношения Монтессори с итальянскими властями в 20-30-е годы, в период усиления в обществе фашистских настроений? Первоначально неплохо, поскольку режим пытается использовать всемирную известность Монтессори в пропагандистских целях. В 1922 г., после прихода к власти Муссолини, основан знаменитый Дом Монтессори для детей. В 1924 г.

Муссолини встречается с Монтессори, а в 1926 г. становится почетным председателем 12-го Международного учебного курса, проводимого ею в Милане, и президентом – общественной организации поддержки идей Монтессори. Однако по мере укрепления фашистский режим все сильнее вмешивается в деятельность Монтессори-школ, пытаясь подчинить их своему влиянию. Сначала учителей музыки заставляют играть фашистские мелодии, затем в 1934 г. Муссолини настаивает на введении в школах фашистского приветствия и униформы. Мария Монтессори отказывается стать «послом детей» для итальянского режима; она отмежевывается от режима, и ее школы закрывают. Годом раньше, в 1933 г., в Берлине сжигают ее книги.

В эти годы укрепляются связи Марии Монтессори с учеными, педагогами и общественными деятелями Швейцарии. Еще в марте 1923 г. она посетила Монтессори-школу в Вене, где вышла в свет ее книга («Ребенок в семье»). К венскому Монтессори-кругу позже принадлежала Анна Фрейд. В 1932 г. Мария Монтессори осуществляет поездку по Швейцарии через города Женеву, Лозанну, Берн, Цюрих. В Женеве выходит («Мир и образование»). К 1932 г. относится также основание швейцарского Монтессори-общества, президентом которого стал Ж.Пиаже. Однако в 1938 г., после вступления в Вену гитлеровских войск, школы Монтессори закрывают.

В 1929 г. основана Международная Ассоциация Монтессори (АМИ). Мария Монтессори становится президентом, ее сын – секретарем. До 1935 г. главное представительство АМИ находилось в Берлине. АМИ поддерживают Зигмунд Фрейд, Рабиндранат Тагор, Жан Пиаже. 1-й Международный Монтессори-конгресс проходит в Дании совместно с 5-й Всемирной конференцией организации. Совместно с Элен Паркхэрст она делает там основной доклад по теме «Новая психология и учебный курс». В докладе представлены, в частности, методы Декроли, Монтессори, Дальтонплан. Рабиндранат Тагор сообщает о своих Монтессори-школах. Элиза Браун-Барнетт также докладывает о Монтессори-экспериментах в Индии. С 1936 г. штаб-квартира АМИ находится в Амстердаме.

В 1939 г. Мария Монтессори совершает поездку в Индию с целью проведения там Международного учебного курса, который состоялся в загородной резиденции Теософского общества в Адьяре. Там она и узнала о начале войны. Годы второй мировой войны Мария Монтессори и ее сын Марио провели в эмиграции в Индии, где они совместно обучали более 1000 индийских учителей. В Индии проходят Международные учебные курсы. Она встречается с Махатмой Ганди, Джавахарлалом Неру. Ее научные интересы все более сосредоточиваются на проблемах развития и воспитания детей раннего возраста.

В 1946 г. Монтессори возвращается в Голландию. Последние годы жизни она посвящает активной общественной и научно-педагогической деятельности, борьбе за мир. В том же 1946 году она становится почетным членом «Образовательного института Шотландии» в Эдинбурге. В 1947 г. читает в ЮНЕСКО доклад «Воспитание и мир». В 1949 г. ее кандидатура выдвинута на Нобелевскую премию мира. Ректор Сорбонны вручает ей от имени Французской еспублики Орден почетного легиона. В Мадрасе издается ее книга («Впитывающее мышление»). В 1950 г. она становится Почетным профессором университета Перуджии, Почетным доктором университета Амстердама, а также Почетной гражданкой Анконы и Милана.

В период с 1946 по 1952 г. Мария Монтессори проводит еще ряд Международных учебных курсов в Индии, Пакистане, Австрии. Международный конгресс по теме «Воспитание как помощь естественному развитию психики ребенка с рождения до университета», состоявшийся в Лондоне в 1951 г., собрал 150 делегатов из 17 стран. Ее планам поездки в Гану не суждено было осуществиться. В Голландии 6 мая 1952 г. она скончалась.

Философские воззрения Монтессори

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни – не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.

Хорошо известно, что биосфера – область распространения жизни на земном шаре, – суша и вода находятся в неразрывном единстве и взаимовлиянии. Так, отмечает Монтессори, кораллы, другие морские беспозвоночные и некоторые одноклеточные обеспечивают постоянство химического состава и чистоту морской воды, которая необходима для жизни рыб. Останки растений и живых существ с течением времени превращаются в нефть и каменный уголь, мел, мрамор и другие твердые породы, образующие поверхность Земли. Чистота воздуха поддерживается многочисленными растениями, особенно деревьями.

Монтессори отмечает, что все живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты.

Вплоть до XX в. человек, как полагает Монтессори, не осознавал этого предназначения и выполнял свою космическую задачу бессознательно, как и животные. Однако в настоящее время созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать свое назначение и понять, что перед лицом опасности социальных потрясений и войн оно должно вырабатывать «Вселенское сознание», найти пути «приспособления» к современным условиям и таким образом создать единое универсальное гармоничное общество.

Выработать «Вселенское сознание» и подготовить новое поколение к жизни в гармоничном обществе можно, считает Монтессори, посредством воспитания. Главная задача науки – изучать жизнь человека, поэтому психология как наука приобретает особое значение для познания психических процессов и практического применения результатов исследований в целях помощи людям. «Стратегия воспитания, – считает Монтессори, – должна строиться на законах, управляющих человеческим становлением и развитием, и Должна реализовать все потенциальные энергии, дремлющие в человеке. Такое воспитание должно исходить и распространяться из единого центра, космического плана творения».

Взгляд Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания

Мария Монтессори неоднократно критиковала современные ей представления о воспитании детей. Одной из работ, в которых достаточно сжато изложена ее позиция по этому вопросу, является статья «Основы моей педагогики», написанная в 1934 г.

Во всех странах стремятся улучшить воспитание детей. Изучением ребенка занимается ряд наук, однако результаты исследований остаются теорией, не применяются на практике и не приносят пользу детям. Среди педагогов и родителей распространено убеждение в том, что взрослый может и должен сформировать характер ребенка. С позиций Монтессори это глубоко неверно. Суть ее критики в адрес различных педагогических взглядов можно кратко сформулировать следующим образом:

– недооценка значения детства как важнейшего периода для развития личности ребенка; детство рассматривалось лишь как «переходная стадия к взрослости»;

– непонимание своеобразия и особенностей природы ребенка: считалось, что дети должны работать так же сознательно и целенаправленно, как взрослые; в определенные периоды времени они должны достигнуть определенных результатов в обучении;

– порядок диктуется извне, дисциплина и послушание – результат давления взрослых.

Педагогика, с точки зрения Монтессори, стремится облегчить жизнь взрослых. Ребенок является объектом воспитания, а результатом реализации подобных педагогических установок стала постоянная борьба между взрослым и ребенком, нервозность и агрессия детей, их равнодушие к учебе и лень.

Какова же точка зрения Монтессори на природу ребенка? Взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Какие предпосылки имеются у ребенка для выполнения космической задачи строительства самого себя и какие общие законы подразумевает Монтессори? По ее мнению, ребенок обладает такими особенностями психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивность. В его развитии она заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею возрастной периодизации, о чем речь пойдет ниже. Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца.

В чем состоит, по Монтессори, сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Условием и средством помощи саморазвитию является создаваемая педагогом предметно-пространственная среда, называемая подготовленной средой. Другим необходимым условием осуществления подобной помощи является воспитатель или учитель, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий методикой работы с детьми по системе Монтессори. При этом прямое воздействие педагога на ребенка ограничивается, так как любая ненужная помощь является, по выражению Монтессори, «препятствием при развитии естественных сил» ребенка.

Каковы же ожидаемые результаты воспитания и образования детей по методу Монтессори? Главным результатом является «нормализация», т. е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, любознателен и социален.

Ниже мы поясним подробнее, что понимает Монтессори под нормой и отклонениями в поведении.

Впитывающее мышление

Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением».

Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. «Просто, в то время как он живет, ребенок выучивает речь своей расы», – пишет Монтессори. Действительно, в раннем детстве ребенок легко овладевает любым языком, перенимая все его грамматические конструкции, особенности интонации и произношения звуков, если постоянно находится в соответствующей языковой среде. Какими бы сложными ни казались нам, например, хинди, суахили или японский языки, дети уже на втором году жизни понимают и говорят на них.

«Не прекрасно ли было бы, – восклицает Монтессори, – если бы знания могли проникнуть в наше сознание без особых усилий, а просто в процессе того, что мы живем, как дыхание и питание».

Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, – детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.