Поурочное планирование по изо. Поурочное планирование по изо для дошкольников. Рассказ о художественных материалах

Предварительный просмотр:

Урок № 2 Класс: 1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тема: Мастер Изображения учит видеть. Урок – путешествие.

Цели урока:

1. Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».

Задачи урока:

  • развитие наблюдательности и творческого воображения;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.

Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.

Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса).

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные:

Ход урока.

Универсальные учебные действия

План урока.

  1. Беседа «Мастер Изображения учит видеть».
  2. Осенний пейзаж. Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
  3. Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.

I. Орг. момент. Приветствие , посадка, настрой на работу на уроке. Проверка готовности к уроку.

1.Приветствие.Пришли ребята в светлый класс, И вы поздравьте нас сейчас: Учились мы читать, писать, Учиться будем рисовать.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Тема нашего урока - «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько, интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».

III. Введение в тему урока.

  1. БЕСЕДА
  2. Вы готовы к путешествию в осенний лес?
  3. Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)
  4. Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения.

ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной... И. Бунин

  1. Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
  2. Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый - цвет сирени, фиалки; золотой - блестяще-желтый; багряный - темно-красный.)
  3. Вы видели в природе листья такого цвета?
  4. Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?
  5. Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж».

Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж?

  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья? Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.

Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?

Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?

Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?

ОСЕНЬ Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клены Пурпуром осенним, только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!» 3. Федоровская Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.

Так какие же краски разводила осень?

Какие цвета вам не известны?

Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур - ярко-красный цвет.)

Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)

Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.)

Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)

Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?

Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?

Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)

На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)

Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?

Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии?

Какой формы деревья? (Ответы детей.)

Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?

Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Поднимают руки вверх.

Дунул ветер - полетели. Движения руками

Мы летели, мы летели из стороны в сторону.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. Садятся по местам.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.

Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?

Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.

Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)

Правильно, лист сирени похож на треугольник.

На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)

Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.

Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.

Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.

Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)

Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.

Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?

Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.

V. Итог урока. Рефлексия. Вопросы учеников. Выставление оценок.

1. Выставка работ учащихся. Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.

2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.

Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)

Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)

3. Уборка рабочего места.

VII. Д/з. Стр. 14 – 20 , читать. Дорисовать рисунок.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД складываются ш процессе рассуждений и диалога «учитель - ученик»,

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой - осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.

Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.

Познавательные УУД:

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Образовательные ресурсы:

  • Неменская, Л. А.
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам но изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Йеменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья;

  • художественные материалы: гуашь, кисти;
  • литературный ряд: стихи, загадки;
  • музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Предварительный просмотр:

Урок № 3 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс: 1 Дата: «___» «___________» 20 год.

Тема: Изображать можно пятном. Урок – сказка.

Цели урока:

1. Помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы краской одного цвета;
  • развитие воображения и аналитических возможностей глаза;

Формы и методы обучения:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном - одним из главных средств изображения.

Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

План урока

  1. Рассказ учителя «Тень - пример пятна в реальной жизни».
  2. «Сказка про кляксу». Творческая практическая деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Личностные УУД:

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь -Хорошо работай в школе, Добросовестно учись. С. Маршак

Проверка готовности учащихся к уроку.

С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)

Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)

Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19. Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы не обычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер. .. (Дети отвечают: «Изображения».)

IV.«Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД:

Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (Читает.)

О чем эта сказка? Почему Клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.) Кто согласился помочь Кляксе? (Мастер Изображения.) Как вы думаете, в кого превратилась Клякса-пятно?

V. Педагогический рисунок.

Коммуникативные УУД:

Учитель демонстрирует изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из пятна.

Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске.)

Кто получился у меня? А кого еще можно было бы дорисовать? При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения -изображение пятном.

VI. Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.

Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

Сравните работы художников на с. 22-23.

Обратите внимание, что тень на стене от руки - это тоже пятно.

Каких зверушек изображают люди?

Вывод: изображение пятном - это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действии на уровне адекватной оценки.

Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, .

Приседать и вставать, Прыгать и скакать!

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД:

Хотите ли вы научиться изображать пятном?

Вспомним правила работы кистью, краской и водой. Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке этого зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные УУД:

Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

2.Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)

3.Уборка рабочего места.

Личностные УУД:

Образовательные ресурсы:

  • информационно-методическое обеспечение педагогическойсистемы урочной деятельности:
  • Неменская, Л. А.
  • Неменский, Б. М.
  • художественные материалы: гуашь, альбом;
  • зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация.

Предварительный просмотр:

Урок № 4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс: 1 Дата: «___» «___________» 20 год.

Тема: Изображать можно в объеме. Урок – игра .

Цели урока:

1. Помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме пластическим способом); дать представление об использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтическое видение.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы пластическими материалами;
  • развитие способности к творческому самовыражению;
  • развитие наблюдательности и творческого воображения.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает скульптуру, используя выразительные свойства художественного материала (пластилина), оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимает значение и роль Мастера Изображения в создании объемных произведений искусства. Сравнивает объемные и плоскостные изображения.

Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности объем, для достижения своего замысла; приобретает навыки работы пластилином; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, рассуждать о художественных особенностях произведений; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

План урока

  1. Беседа «Изображение в объеме. Художники-скульпторы».
  2. Обучение приемам работы с пластилином.

3. «Изображать можно в объеме». Творческая практическая деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

1.Приветствие. Вот опять звенит звонок, Начинается урок!

При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке?

Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина. Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов.

III. «Плоскость и обьём». Введение в тему урока.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

1. Эвристическая беседа.

До сегодняшнего урока вы рисовали на альбомных листах, или на плоскости. Оказывается, изображать что-либо можно не только на плоскости, но и в объеме. Кто знает, что такое объем?

Объем - это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую подсказку нам предлагает Мастер Изображения.

Мультимедийная презентация.

Посмотрите на экран. Что вы видите на картинке? (Геометрические фигуры.) Чем они отличаются? (Плоскостные и объемные.) Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? (Объемные.) Сейчас у вас есть такая возможность.

Дети рассматривают объемные фигуры. Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25.

2.Работа по учебнику. (стр. 24 – 26)

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На что похожи корни и ветви растений? (На сказочных животных.) Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.) Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их произведения.Какие изображения они создают? (Объемные изображения.)

Отгадайте з а г а д к у:Что за диво, посмотри: Плывут по небу корабли, Легкие, пушистые, Могут измениться, В зверей превратиться. Что это? (Облака.)

Кто из вас наблюдал за облаками? Чей облик вам виделся в облаках? Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника. Кого вам напоминают эти скалы? Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живые существа? Послушайте сказку о камешках Мастера Изображения. (Читает.)

Какая мечта была у камешков? Как вы думаете, превратились ли они в кого-нибудь? Можно ли комок пластилина превратить в зверушку? Какое это будет изображение? (Объемное.)

Физкультминутка

Упражнение для рук.

Регулятивные УУД:

Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.

Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. . По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок.

IV. Показ учителем приемов работы с пластилином.

Познавательные УУД.

Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку.

Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда вам нужно будет вылепить шею, туловище, лапы зверушки, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы. Такой способ лепки называется пластическим.

Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином.

Регулятивные УУД. демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД. демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Прежде чем вы начнете лепить своих зверушек, давайте посмотрим на скульптуры животных, выполненные нашим известным скульптором Е. Ватагиным. Мультимедийная презентация.

Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили?

Кого хотите вылепить вы?

VI. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Личностные УУД. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок. У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами по работе с пластилином, правильно выполняли приемы пластилиновой техники.

2.Обобщение.
Коммуникативные УУД. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?

(Изображение может быть объемным.) Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина. Лепить пластическим способом.)

3.Уборка рабочего места. Личностные УУД. ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Йеменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;
  • художественные материалы: пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка;
  • зрительный ряд: рисунки и фотографии с изображением природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов;

литературный ряд: загадки.

Предварительный просмотр:

Урок № 5 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс: 1 . Дата: «___» «___________» 20 год.

Тема: Изображать можно линией. Урок – игра

Цели урока:

1. Развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные возможности линии, находит необходимый художественный материал; оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимание многообразия выразительных возможностей линии в изобразительном искусстве.

Личностные: развивает умение видеть линии в природе, умение использовать образный язык изобразительного искусства, в частности линию, для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

План урока

1. Беседа «Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии».

  1. Наблюдение линий в природе. Линейные изображения.
  2. Творческая практическая деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Личностные УУД. : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Сегодня на уроке мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия.

III. «Какие бывают линии». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа. Познавательные УУД. стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Какому способу изображения предметов вы учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)

Что такое объем? Приведите примеры объемного изображения. Посмотрите и скажите, что я сейчас сделала. (Проводит мелом линию на доске.) Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске; карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след - это и есть линия.

Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.) Да, линии бывают разными. Что напоминают линии в природе?
Мультимедийная презентация.

2.Работа по учебнику.

Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника. Что напоминают линии? (Ветви деревьев.) Что вы видите на слайдах? (Пейзажи.) Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.) Это графическая работа художника. Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой. В графических рисунках мы видим изображение линией. Линии бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, прямые и кривые. Когда вы были маленькими и не умели рисовать так, как сейчас, вы рисовали путаницу из линий.

IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.

Познавательные УУД.

Посмотрите, какую путаницу я сделала. ПУТАНИЦА Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости

Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями. К. Чуковский

Какая путаница произошла? Посмотрите внимательно на эту путаницу и скажите, что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение? (Предположения детей.)

Я дорисовала хвост, лапы - у меня получился кот.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети имитируют дуновения ветра, наклоняя туловище то в одну сторону, то в другую. На слова «тише» дети приседают, на слова «выше» выпрямляются и поднимают руки верх.

ВЕТЕР Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД. демонстрирует умение изображения линией при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий или попросите своего соседа нарисовать вам в альбоме такую путаницу.

Дети рисуют.

Рассмотрите внимательно путаницу и постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение. Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш.

VI. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение. Личностные УУД. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

Изображение каких предметов у вас получилось?

Расскажите о своих рисунках.

2. Обобщение.
Коммуникативные УУД. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что нового вы узнали на уроке?

3. Уборка рабочего места. Личностные УУД. ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. \-А классы: пособие для учителя / Б. М. Йеменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

художественные материалы: карандаш, фломастер;

зрительный ряд: пейзажи (фотографии, образцы графики);
мультимедийная презентация (авторская);

  • музыкальный ряд: песенки про детей;
  • литературный ряд: веселые стихи с развитием действия (К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто-и др.).

Предварительный просмотр:

Урок № 6 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс: 1 Дата: «___» «___________» 20 год.

Тема: Разноцветные краски. Урок – путешествие.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с гуашевыми красками; развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании; формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (акварели), оценивает результат своего труда.

Познавательные: эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска?

Личностные: радость общения с красками; формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

План урока

  1. Рассказ об основных цветах.
  2. Беседа о составных цветах. Смешивание красок на палитре.
  3. Творческая практическая деятельность учащихся. Проба красок - создание «красочного коврика».

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Повторение изученного материала.

Познавательные и коммуникативные УУД.

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные и составные цвета. Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Дети высказывают свои предположения.

Давайте представим, что исчезли все краски. Как скучно и грустно стало бы жить на нашей планете! А теперь рассмотрите свои краски. Назовите их цвета. Какие еще вы знаете цвета? Что напоминает вам цвет каждой краски? (Голубой - цвет неба; желтый - цвет солнца, цыпленка, подсолнуха; зеленый - цвет травы и листьев на деревьях; красным бывают закат, цветок и др.) Красивы все цвета красок! Какое настроение вы испытываете, когда начинаете рисовать или когда смотрите на краски? (Радостное, восторженное.) Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение.)

2. Правила работы.
Познавательные УУД.

Вы знаете, что есть три главных цвета? Кто может их назвать? Правильно! Это красный, желтый и синий. А вы знаете, что другие цвета красок можно получить путем смешивания главных цветов?

Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы, иногда с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги.

Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх. Воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнялись.

Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько - тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой.

3. Смешивание красок. (Познавательные УУД.)

А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру. Мы знаем три основных цвета: красный, желтый, синий. А если нам нужно нарисовать оранжевый апельсин? Какие основные цвета нам нужно смешать? (Красный и желтый.) Нанесите на палитру красную краску, рядом желтую и аккуратно их перемешайте. Какой цвет получился? (Оранжевый.) Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили? (Высказывания детей.) А как получить зеленый цвет, чтобы нарисовать листочек к нашему апельсину? Кто знает? (Ответы детей.) Смешаем синюю и желтую краску на палитре и можно рисовать листочек. (Рисуют.) Какой цвет получится, если смешать красную и синюю краски? Смешаем на палитре синюю и красную краски. У нас получился фиолетовый цвет. И рядом с апельсином можно нарисовать сочную сливу.

Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников.

Посмотрите детские работы на с. 32 и 33. Что вы можете сказать об этих работах? (Яркие, красивые, выполнены гуашью.) Какое настроение вызывают эти работы? (Высказывания детей.) Как можно назвать первую работу? (Пейзаж.) Что изображено на второй? Что вы можете сказать о красках, выбранных ребятами? Это смешанные краски? Как их получали? Вы заметили, какой еще цвет добавлен в работы? (Белый.) Если немного добавить белого цвета в краски и смешать, что получится? (Более светлые цвета.) Не забудьте, что кисточку сначала нужно опускать в воду, а затем брать немного краски. Чтобы изменить цвет, кисточку нужно мыть, а лишнюю воду промокнуть тряпочкой. (Выполняют) Посмотрите, что держит в руках Мастер Изображения? (Палитру.) Для чего нужна палитра? (На ней смешивают краски.) Зачем смешивают краски? (Чтобы получать новые цвета.)

Физкультминутка

Регулятивные УУД:

Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей!

И рожь, склонись к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет.

IV. Педагогический рисунок.

Познавательные УУД.

  1. Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья, или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.
  2. Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.

Например: мне захотелось нарисовать коврик с узорами растительного происхождения: это цветы, листочки, ягоды. Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.

  1. Края коврика разрисую волнистой линией.
  2. Беру гуашь. Её не надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь - краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы.
  1. Раскрашиваю свой коврик.
  2. Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например квадратики, и раскрасить различными цветами. Получится яркий, нарядный, разноцветный коврик.

Как вы уже знаете, для получения нужного цвета краски можно смешивать.

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Послушайте стихотворение В. Берестова: И в десять лет, и в семь, и в пять Все люди любят рисовать. И каждый сразу нарисует Все, что его интересует: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, пляски, сказки... Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле! О чем это стихотворение? (О том, что все любят рисовать.) Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага.) Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужны мир в семье, на Земле и хорошее настроение - тогда все получится.

Используя все краски, нарисуйте красивый коврик.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

У вас получились замечательные коврики. Что помогло вам при рисовании? (Разноцветные краски.) Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель - прозрачная, гуашь - непрозрачная, более плотная.)

2.Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чему мы учились на уроке? (Смешивать краски и получать новые; рисовать коврик.) Что нового узнали? (Как получать новые цвета, как работать с красками.)

3.Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;
  • художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
  • зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);
  • литературный ряд:

    Задачи урока:

    • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
    • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
    • развитие способности к творческому самовыражению.

    Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

    Универсальные учебные действия:

    Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.

    Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.

    Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения.

    Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников И учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку.

    Ход урока.

    План урока

    1. Беседа «Мир наших чувств и настроений в изобразительном искусстве».
    2. Слушание музыкальных произведений. Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке».
    3. Творческая практическая деятельность учащихся.

    Организационный момент.

    Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. Приветствие. Есть волшебные слова: Скажешь - сразу тишина. Будь внимательней, дружок, Начинается урок.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение. Как вы думаете, можно ли это сделать? Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

    Введение в тему урока.

    1. Эвристическая беседа.

    Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

    Дети высказывают свои предположения.

    Звучите записи «Радостная песня». Солнце в небе светит, Радуются дети: Радуге и небу, Миру на Земле.

    Ведь с друзьями вместе Жить нам интересней, Весело щебечут Птицы в вышине!

    Припев. Хлопайте в ладоши, День такой хороший! Вдвое веселее, если рядом друг. Протяните руку, Улыбнитесь другу, И добрее станет сразу все вокруг

    Каков характер этой песни? (Веселый.) Какие чувства возникали у вас во время слушания? Какое название можно придумать к этой песне? (Можно назвать ее «Радостная».) Давайте инсценируем припев песни.

    Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются.

    Какое настроение вам передалось от этой песни? Какие картины вы бы нарисовали к ней? Послушайте отрывок из другой песни.

    Звучит в записи песня «Скворушка».

    Какая по характеру эта песня? (Грустная.) Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.) Какие картины вы бы нарисовали к этой песне? Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»? Можно ли это настроение изобразить на бумаге? Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение? Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию? (Обсуждение работ.) На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?

    Какие краски использовали дети? (Яркие, светлые.)

    Физкультминутка

    Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

    Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

    КУЗНЕЧИКИ Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сядем, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.

    Творческая практическая деятельность учащихся.

    Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

    Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

    Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется цветом - своими красками.

    Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.

    Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.

    Итог урока. Рефлексия.

    1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

    Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

    • Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?
    • Кому из вас было грустно?
    • Определите по рисунку настроение вашего соседа.
    • Как вы догадались?
    • Какие краски вы использовали для хорошего настроения?
    • Какими красками изобразили грусть, печаль?
    • Почему выбрали именно это музыкальное произведение?
    • Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям?
    • Легко или сложно изобразить свое настроение, свое отношение к происходящему?

    2.Обобщение.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    • Чему мы учились сегодня на уроке? (Изображать настроение.)
    • Что нового узнали? (Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь.)

    3.Уборка рабочего места.

    Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

    Образовательные ресурсы:

    информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

    • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
    • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;
    • художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
    • зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);
    • музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные (Запись песен « Радостная», « Скворушка»)

Тема: «Рисунок – основа изобразительного творчества »

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Создать условия для ознакомления с линейным рисунком и линией как основными средствами выразительности;

Формирование навыков работы с линией в процессе создания художественного образа;

Содействовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, созерцать репродукции картин художников; развитию фантазии, образного мышления, познавательного интереса;

Воспитывать эстетический вкус.

Художественно-творческие задачи: выполнить рисунок букета, составленного из сухих травинок, веток, стеблей растений, колосков, разнообразными графическими материалами. В художественном образе передать характер при помощи линий.

Методы: практический (упражнение), словесный (беседа), наглядный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров репродукции картин художников: Леонардо да Винчи «Автопортрет», М. Врубель «Автопортрет», В. Серов «Портрет балерины Красавиной», таблица «Линия – как средство выражения», сухие ветки, стебли, колоски.

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Проверка усвоения темы прошлого урока

Прослушивание сообщений и рассматривание подобранного иллюстративного материала поисковых групп, которые работали по темам: виды изобразительного искусства, разнообразие графических материалов, основные средства выразительности графических рисунков.

Подведение итогов работы поисковых групп, ответы на вопросы:

С какими видами искусства познакомились?

Как определить, к какому виду искусства относится произведение?

Какие средства выразительности использует художник-график? (Линия, пятно, тон, штрих)

Какие материалы могут помочь художнику-графику в работе?

III. Подготовка к изучению нового материала

Индивидуальная работа. Выполнение задания на развитие психических процессов (фантазии, образного мышления). Упражнение «Неоконченный рисунок». Ученикам предлагается какая-либо геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Их задача: из этой фигуры путём добавления различных линий создать разные образы или предметы. Cообщение цели данного упражнения: развитие фантазии и образного мышления. Чем больше образов создал ученик, тем лучше у него развита фантазия и образное мышление.

Подведение итогов выполнения упражнения. Сколько образов создали? Какие это образы? Кому и над чем было трудно работать? Какой образ получился наиболее интересным? К какому виду изобразительного искусства можно отнести вашу работу? Какое графическое средство выразительности помогло её выполнить?

Вывод: рисунки, созданные вами, называются линейными рисунками. Основным средством выразительности линейного рисунка является линия.

IV Изучение нового материала

1. Беседа по зрительному ряду: М. Врубель «Автопортрет», В. Серов «Портрет балерины Красавиной», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Рассмотреть репродукции картин, ответить на вопрос: что изображено, как изображено? Что общего в этих картинах? (художники добиваются выразительности образа при помощи линии, штриха) Что можно передать линией? (линия передаёт не только характер и настроение, но и форму, пропорцию, конструкцию, пространство).

Вывод: рисунок может быть и самостоятельным произведением искусства. В рисунке, как и в произведении живописи, художник изображает людей, передаёт их чувства и настроение. Только в рисунке художник добивается выразительности не красками, а сочетанием разнообразных линий, штрихов.

2. Работа с таблицей «Линия - как средство выразительности»

Какую характеристику вы можете дать каждой из этих линий? (Тонкая, изысканная, кружевная, колючая, злая, нежная, бархатная)

Что позволяет нам достичь такого разнообразия линии? (Использование различных графических материалов)

3. Фронтальная практическая работа

Задание по ознакомлению с графическим материалом и техникой его использования. Учитель у доски комментирует выполнение задания, учащиеся – в альбомах.

Выполнить разнообразные по характеру линии, используя простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветные ручки.

Изобразить, меняя угол наклона, линии различной толщины с нажимом на карандаш и без нажима.

Охарактеризовать каждую линию.

Вывод: характер линии зависит от выбора графического материала, от силы нажатия, от того, какой частью карандаша, мелка рисуем.

V. Проверка первичного усвоения

1. Работа с наглядным материалом (сухие ветки, стебли, колоски).

С какой линией можно сравнить травинку, ветку дерева, колосок, стебель цветка?

2. Индивидуальная самостоятельная работа.

Задание по ознакомлению с графическим материалом и техникой его использования. Выполнить рисунок букета, составленного из сухих травинок, веток, стеблей растений, колосков, разнообразными графическими материалами. Художественный образ создать при помощи линий.

VI. Итог урока

Самооценка учащихся работы на уроке

VII. Рефлексия

Выразите линией своё настроение.


Доктугу Любовь Сергеевна

В пособии представлены подробные сценарии уроков изобразительного искусства в 1 классе, составленные по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение). При введении каждой темы выявляются ее связи с музыкой, литературой, историей, трудом, а ее изучение сопровождается сказками, стихотворениями, загадками, что очень увлекает детей и повышает интерес к предмету. Индивидуальная работа чередуется с коллективной, что способствует накоплению опыта творческого общения и сплочению коллектива класса. Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Введение.

Предлагаемые разработки уроков составлены по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входят:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Введение.
Тематическое планирование.
I четверть. «Наблюдаем и изображаем осень».
II четверть. «В чем красота зимы?».
III четверть. «Мы и наши друзья».
IV четверть. «Какого цвета весна и лето?».
Приложение.
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по изобразительному искусству, 1 класс, Бушкова Л.Ю., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Азбука, 1 класс, Тетрадь по письму №3, Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., 2016
  • Азбука, 1 класс, Тетрадь по письму №1, Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., 2016
  • Методическое пособие, К учебнику Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Букварь» для 1 класса, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., 2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014