Православное фэнтези. Почему невозможно православное фэнтези. Опасный момент возникает, когда вымышленное смешивается с реальным. По сути, мистика отличается от фантастики именно этим – отсутствием четкой границы вымысла. В мистике правда и неправда всегд

Ох уж это фэнтези, сколько копий из-за него сломано! Дочка увлеклась Толкиеном — родители хватаются за голову: опасно для души! Сын зачитывается Гарри Поттером — книги прочь из дома! Муж хочет посмотреть фильм «Аватар» — жена категорически против: это всё от лукавого! Муж запрещает читать детям сказки, ведь они тоже — фэнтези, а жена втихаря рассказывает отпрыскам сказки своего детства…

У священнослужителей тоже нет определённости в этом вопросе. Одни относятся к фэнтези как к обычной сказке или притче, считая её не вредной, а, наоборот, полезной — ведь и Христос учил народ притчами. Другие называют фэнтезийные произведения бесовскими бреднями и не рекомендуют читать их ни детям, ни взрослым.

Попробуем разобраться вместе с омилийским апологетом фэнтези , православной писательницей из Архангельска, автором множества книг, критиком, краеведом, которая иногда пишет в этом непростом жанре.

— Матушка, прежде всего, конечно, хочется спросить о том, что такое сказка в принципе и чем, на ваш взгляд, фэнтези отличается от обычной сказки? В чем вообще особенность этого литературного жанра?

— На этот вопрос я вам не отвечу по простой причине: я не писатель, не литературовед, а врач. Разве что поговорку припомню: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Разумная, кстати, поговорка: «ложь» забудется, «намёк» — останется с нами навсегда. А что до сказок, помнится Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» называл «сказкой» роман А. Дюма «Три мушкетёра». С другой стороны, современная писательница Юлия Набокова, пишущая в жанре фэнтези, называет оный «сказками для взрослых». Приходилось встречать ещё такое определение: фэнтези — это «вся ненаучная фантастика» или «современная сказка, которая усложнилась вместе с человеком и обществом, но не изменила своей сущности». Все та же, кстати, — «ложь, да в ней намёк»… Так что не обессудьте, если ниже буду называть фэнтези — сказками. Потому что я не совсем поклонница и не совсем апологет этого жанра. Скорее, православная монахиня, читающая фэнтези. Опять же — не всегда и не всякую.

— Почему вы сами пишете в этом жанре? Как состыковывается ваша вера с фэнтези? Не было ли у вас каких страхов или внутренних конфликтов? Как вы решили вопрос для себя?

— Я не пишу в жанре фэнтези, скорее, экспериментирую с ним. То немногое, что я написала в этом жанре, имеет свои «двойники» на «реале». Достаточно сравнить размещённые в «Омилии» « » и » ». В одном случае — полубезумный, сломленный священник и чекист, пытающийся склонить его к отступничеству. В другом — в сущности, те же герои, только фэнтезийные: Моргот и Феанор. А суть — одна. И, по правде говоря, я начала читать фэнтези довольно поздно, будучи лет за сорок. Нет, конечно, до этого, в юности читала три первые романа о Геде («Волшебник Земноморья») Урсулы Ле Гуин, «Льва, колдунью и платяной шкаф» К. Льюиса, первое «детлитовское» издание, где Аслан ещё именуется Эсланом… Читала и первые четыре тома «Гарри Поттера» (моя рецензия на эти книги до сих пор висит в Сети). Отчасти с годами я изменила своё отношение к этой книге. Но, к чему лукавить, — взрослые дяди и тёти в своё время «делали себе имя» на обсуждении этих книг: кто-то статьи писал, а кто — и целые книги (как персонаж одного стихотворения Маршака прослыл умным потому, что всегда твердил «не так»).
Надо сказать, что я прошла через неприятие этого жанра (ну, «не бредни бесовские», а, скажем так: зачем оно нужно, если есть святые отцы?) до любви к некоторым произведениям тех, кто писал и пишет фэнтези. Возможно, мне было дано узнать и полюбить эти книги тогда, когда я уже научилась видеть не столько сказочные реалии, сколько скрытый за ними смысл произведения. Иначе говоря — главное в них.

— Чего боятся те, кто считает фэнтези — вредной литературой?

— Возможно, они боятся, прежде всего, собственного страха. Потому что просто не читали хорошего «фэнтези». Или судят о ней с чужих слов. Вспоминается выступление на XV Рождественских Чтениях известного православного писателя, уверявшего, будто сказка «Властелин колец» — это еще хуже, чем «Гарри Поттер». При всем уважении к писателю и единоверцу, скажу: он вряд ли читал эти книги. Иначе бы заметил: в них существует четкое разграничение добра и зла. Перефразируя слова короля Арагорна из «Властелина колец» — добро и зло в них местами не меняются. И положительные герои противостоят злу. Об этом, кстати, писал и о. Андрей Кураев: враг, с которым борются персонажи вышеупомянутой сказки — отнюдь не сказочное существо. Нам он тоже знаком… Причем победить его можно лишь всем вместе, позабыв о взаимных распрях. А самым «героическим» оказывается самый смиренный из героев. Вернее даже не сам он, а его верный друг и слуга… Разве это плохо? Опять-таки, есть примеры, когда произведения, написанные в жанре «фэнтэзи», приводили их читателей к Богу. Ниже пойдет речь об одном таком примере.

Что до запретов… На тех же 15-х Рождественских Чтениях в конце первого дня заседаний на концерт пришли дети. Вполне православные детишки, соответственно одетые. Передо мной на галерке сидела девочка и с увлечением читала какую-то книжку… Как вы думаете, какую? Подскажу: на обложке ее был изображен мальчик в очках верхом на метле… Видимо, у этой девочки были разумные родители. Они не стали запрещать ей читать «Гарри Поттера». Ведь девочка вырастет — и покинет сказочный мир. Полеты на метлах и «зельеварение» забудутся. Запомнится самое главное и лучшее, о чем говорится в сказках: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро». А запреты, как правило, приводят к совершенно противоположному результату: «Запретный плод всегда сладок»…

— За что любят фэнтези поклонники?

— Не знаю. Это уж лучше спросить у поклонников оной. Возможно, ее любят за то самое, за что мы любим сказки. А сказка — она и скрашивает реальную жизнь вокруг нас, и вселяет веру в победу добра над злом (в жизни чаще случается иначе). Ведь, по словам Л. Филатова:

«Чем всегда притягивают сказки,
Что в сказках не бывает серой краски…»

«…хоть вопрос и ставится ребром,
Но все всегда кончается добром»!

А разве это не замечательно? В реальном мире чаще «плохо верится в силу добра…» И если кому-то помогают выжить именно сказки — что ж в том плохого?

— Наверное, это вообще опасности, стоящие перед любым автором (писателем, художником). Написать ложь или «товар на потребу». Подменить добро — злом. Вот сейчас говорю об этом, и вспоминается история художника Чарткова из первой части повести Н. Гоголя «Портрет»… Весьма актуальная история…

— Возможно ли православное фэнтези? Каковы его особенности?

— Думаю, что возможно, хотя и крайне сложно. Мне известно несколько примеров неудачных попыток написать «православное фэнтези». Называть не буду. Зачем обижать людей, наверняка искренне хотевших написать хорошие книги? Ведь это очень трудно. И есть много «подводных камней», подстерегающих писателя на этом пути. Например, опасность скатиться в оккультизм. Или излишне увлечься пресловутой «борьбой с силами тьмы», забыв при этом о «Света Подателе» — Господе, и в итоге изобразив зло — всесильным. Опять же вопрос: как совместить сказочных существ, населяющих мир фэнтези, и православные реалии? Представьте себе книгу, в которой православные эльфы перед битвой с нечестивыми гоблинами служат молебен Господу Сил… Благочестиво? Или смешно? Упаси нас Господь от таких книг…

Но есть другой путь, проторённый людьми, являющимися основоположниками жанра фэнтези. Не знаю, есть ли термин «католическое фэнтези», но есть английский писатель Джон Толкиен, чьи книги читают люди без различия национальностей и вер. Для меня было открытием прочитать в недавно вышедшей книге С. Колдекота «Тайное пламя. Духовные взгляды Толкиена», что этот писатель был глубоко верующим человеком (католиком), ходившим к каждой Литургии и едва не ежедневно причащавшимся Святых Таин. Пусть читатель этих строк спросит себя — живёт ли он такой же евхаристической жизнью? Да, в сказках Толкиена эльфы, гномы, хоббиты и даже люди не ходят к обедне. Но насмерть противостоят злу, не смиряясь с ним. Причем не только с оружием в руках. Они ведут с ним и духовную брань, хотя она показана не столь явно, как битвы и поединки. Мало того — в сказках Толкиена достаточно убедительно показано: чтобы победить зло, его надо прежде всего преодолеть в собственной душе. И о гордыне, как об основной причине падения и гибели человека (впрочем, эта духовная болезнь одинаково губительна для любого существа его сказочного мира — от могущественного духа до хоббита), этот писатель сказал весьма ярко и убедительно. У него есть целая «галерея» персонажей, погибших из-за собственной гордыни. Ярчайший пример: Саруман во «Властелине колец», который постепенно превращается из могучего доброго волшебника в атамана бандитской шайки по кличке Аспид. Можно оправдываться, ссылаясь на злой рок, «несчастливое» имя, и прочее. Но справедливы слова, которые говорит одному из героев Толкиена его друг-эльф: «Проклятие заключено не в твоем имени, а в тебе самом»… Не случайно лучшие герои сказок Толкиена — смиренны. Как Бильбо в «Хоббите», как Сэм во «Властелине колец»… Им вполне достаточно роли «мелкой сошки в этом мире». Как видим, духовные взгляды автора нашли отражение в его книгах. Хотя он был достаточно мудр, чтобы не декларировать их. Точно так же делал это и живший в ХIХ в. предшественник Толкиена шотландский пастор Джордж Макдональд. Он просто написал «волшебную повесть для мужчин и женщин» под названием «Фантастес». Как-то раз ее купил и прочёл один человек… Потом, вспоминая об этом, он признавался: «в ту ночь христианским стало моё воображение; на мою душу, разумеется, ушло гораздо больше времени». Этого человека звали Клайв Льюис… Да-да, автор «Хроник Нарнии», известный христианский писатель-апологет … Сказка привела к вере будущего христианского сказочника.

Что до православной фэнтези, то известнейший пример писателя, успешно пишущего в этом жанре — Юлия Вознесенская. Лучше ее это пока не сделал никто. Точнее сказать, я не знаю православного фэнтезиста, сделавшего это лучше её. Но думаю, со временем (хотя и нескоро) они появятся. Именно со временем, когда мы переболеем «детской болезнью неофитства в Православии». Перифразируя слова Н. Лескова, не только крестимся во Христа, но и облечёмся в Него. А пока не будем ни испуганно шарахаться от фэнтези, как от бредней бесовских», ни, так сказать, «крестить эльфов». Не будем мешать сказке нести людям добро.

— Несколько слов о хороших, подходящих для людей православного мировоззрения, авторах и произведениях этого жанра.

— Могу высказать лишь своё личное мнение, назвав трёх авторов: Макдональд, Толкиен и Клайв Льюис. Это — признанная классика, написанная верующими (хотя и не православными) людьми. Добавлю сюда Юлию Вознесенскую. А из «старых» авторов — английскую сказочницу Эдит Несбит. Хотя ее книги — чтение для детей. Из современных — Стивен Лохед (трилогия «Пендрагон»), выпущенная издательством «Триада».

Но оговорюсь сразу — я не сторонник «советов и запретов». Человек — существо со свободной волей. Мало того — думающее, способное самостоятельно различить, где правда, где — ложь. И в жизни, и в книгах.

— Почему лично вы читаете фэнтези? Что вам даёт такая литература? Несколько слов о пользе фэнтези тем, кто пока не открыл для себя этот литературный феномен.

— Я её читаю именно «лично». Получилось так, что в один тяжёлый период своей жизни, в 2005 г., я посмотрела фильм «Властелин колец». Фильм отличается от книги, по которой он поставлен. Он более жесток. Вернее, там (как мне кажется), больше, чем в книге, сделан акцент на теме НЕРАВНОГО противоборства человека с силами тьмы. Если угодно, пресловутой «немощи человеческой». Пожалуй, эта тема немощи (скорее даже, обречённости) человека без помощи Свыше (или отказавшегося от неё) ярче показана в «Сильмариллионе». После этого фильма я и стала читать Толкиена. Потом прочла ещё одну книгу, современную. Сказку о человеке, который попадал в разные, весьма болезненные, передряги, но сумел остаться собой. И спустя два года впервые вышла в Интернет, чтобы отрецензировать ее. Потому что она, как говорится, «задела за живое». К несчастью (или к счастью) я тогда не разглядела в ней главного. Что в сущности эта книга — о покаянии и надежде. Лишь познакомившись с автором, я поняла, почему меня так «задела» эта книга. Автор оказался моим единоверцем… Мы подружились. Дружба эта длится уже три года (дай Бог, чтобы и дольше!). Говоря словами Честертона — «нам есть о чем потолковать, но спорить — нет нужды».

Потом я читала книги Э. Дансени, Крэга Гарднера, А. Белянина, О. Громыко, Е. Хаецкой, Стивена Лохеда, «Дозоры» Лукьяненко, часть романов из цикла «Отблески Этерны» В. Камши (весьма масштабное и интересное произведение об истинных и ложных ценностях), ряд повестей нашего северного фантаста Н. Тутова, и не только их… Немного — скажет истинный любитель фэнтези. Впрочем, для православной монахини — список немалый.

На книги Макдональда я вышла «случайно» (хотя, как известно, случайностей не бывает), купив в очередной приезд в Москву в «Православном слове» «Лилит», «Фантастес» и «Сэра Гибби», изданные в Нижнем Новгороде (изд-во «Агапе»). Пожалуй, это мой самый любимый писатель из тех, кто творил в жанре фэнтези. Хотя он писал и стихи, и сказки, и реалистические произведения, где в открытую говорил о встрече с Богом, и о жизни во Христе. Например, роман «Сэр Гибби». У Макдональда мне нравится и тема «параллельных миров» — рядом с нашим миром существует мир сказки (Зазеркалье, волшебная страна фей), через который Господь в своё время проводит человека, чтобы научить смирению и любви. Удивительным образом это перекликается к книгой современной американской писательницей Кэтрин Паттерсон «Мост в Терабитию», где двое школьников придумывают себе сказочную страну. «Терабития — как замок, в котором посвящают в рыцари. Там надо побыть и стать сильнее, чтобы двигаться дальше». Наверное, это отчасти ответ на один из предыдущих вопросов — ради чего люди любят фэнтези. И ради чего ее кому-то стоит почитать.

А для тех, кто не знаком с произведениями этого жанра, процитирую слова одного современно писателя-фэнтезиста: «Не стоит делать из фэнтези божество или пугало».

В этом жанре, как и в других, есть книги хорошие, а есть — плохие. И дай Бог, чтобы в нужное время нам попали в руки именно хорошие книги.

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

О х уж это фэнтези, сколько копий из-за него сломано! Дочка увлеклась Толкиеном - родители хватаются за голову: опасно для души! Сын зачитывается Гарри Поттером - книги прочь из дома! Муж хочет посмотреть фильм «Аватар» - жена категорически против: это всё от лукавого! Муж запрещает читать детям сказки, ведь они тоже - фэнтези, а жена втихаря рассказывает отпрыскам сказки своего детства...

У священнослужителей тоже нет определённости в этом вопросе. Одни относятся к фэнтези как к обычной сказке или притче, считая её не вредной, а, наоборот, полезной - ведь и Христос учил народ притчами. Другие называют фэнтезийные произведения бесовскими бреднями и не рекомендуют читать их ни детям, ни взрослым.

Попробуем разобраться вместе с омилийским апологетом фэнтези монахиней Евфимией (Пащенко) , православной писательницей из Архангельска, которая иногда пишет в этом непростом жанре, автором множества книг, критиком, краеведом.

Матушка, прежде всего, конечно, хочется спросить о том, что такое сказка в принципе и чем, на ваш взгляд, фэнтези отличается от обычной сказки? В чем вообще особенность этого литературного жанра?

На этот вопрос я вам не отвечу по простой причине: я не писатель, не литературовед, а врач. Разве что поговорку припомню: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Разумная, кстати, поговорка: «ложь» забудется, «намёк» - останется с нами навсегда. А что до сказок, помнится Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» называл «сказкой» роман А. Дюма «Три мушкетёра». С другой стороны, современная писательница Юлия Набокова, пишущая в жанре фэнтези, называет оный «сказками для взрослых». Приходилось встречать ещё такое определение: фэнтези - это «вся ненаучная фантастика» или «современная сказка, которая усложнилась вместе с человеком и обществом, но не изменила своей сущности». Все та же, кстати, - «ложь, да в ней намёк»... Так что не обессудьте, если ниже буду называть фэнтези - сказками. Потому что я не совсем поклонница и не совсем апологет этого жанра. Скорее, православная монахиня, читающая фэнтези. Опять же - не всегда и не всякую.

Почему вы сами пишете в этом жанре? Как состыковывается ваша вера с фэнтези? Не было ли у вас каких страхов или внутренних конфликтов? Как вы решили вопрос для себя?

Я не пишу в жанре фэнтези, скорее, экспериментирую с ним. То немногое, что я написала в этом жанре, имеет свои «двойники» на «реале». Достаточно сравнить размещённые в «Омилии» «Дневник неизвестного» и «Легенду о погашенном пламени» . В одном случае - полубезумный, сломленный священник и чекист, пытающийся склонить его к отступничеству. В другом - в сущности, те же герои, только фэнтезийные: Моргот и Феанор. А суть - одна. И, по правде говоря, я начала читать фэнтези довольно поздно, будучи лет за сорок. Нет, конечно, до этого, в юности читала три первые романа о Геде («Волшебник Земноморья») Урсулы Ле Гуин, «Льва, колдунью и платяной шкаф» К. Льюиса, первое «детлитовское» издание, где Аслан ещё именуется Эсланом... Читала и первые четыре тома «Гарри Поттера» (моя рецензия на эти книги до сих пор висит в Сети). Отчасти с годами я изменила своё отношение к этой книге. Но, к чему лукавить, - взрослые дяди и тёти в своё время «делали себе имя» на обсуждении этих книг: кто-то статьи писал, а кто - и целые книги (как персонаж одного стихотворения Маршака прослыл умным потому, что всегда твердил «не так»).

Надо сказать, что я прошла через неприятие этого жанра (ну, «не бредни бесовские», а, скажем так: зачем оно нужно, если есть святые отцы?) до любви к некоторым произведениям тех, кто писал и пишет фэнтези. Возможно, мне было дано узнать и полюбить эти книги тогда, когда я уже научилась видеть не столько сказочные реалии, сколько скрытый за ними смысл произведения. Иначе говоря - главное в них.

- Чего боятся те, кто считает фэнтези - вредной литературой?

Возможно, они боятся, прежде всего, собственного страха. Потому что просто не читали хорошего «фэнтези». Или судят о ней с чужих слов. Вспоминается выступление на XV Рождественских Чтениях известного православного писателя, уверявшего, будто сказка «Властелин колец» - это еще хуже, чем «Гарри Поттер». При всем уважении к писателю и единоверцу, скажу: он вряд ли читал эти книги. Иначе бы заметил: в них существует четкое разграничение добра и зла. Перефразируя слова короля Арагорна из «Властелина колец» - добро и зло в них местами не меняются. И положительные герои противостоят злу. Об этом, кстати, писал и о. Андрей Кураев: враг, с которым борются персонажи вышеупомянутой сказки - отнюдь не сказочное существо. Нам он тоже знаком... Причем победить его можно лишь всем вместе, позабыв о взаимных распрях. А самым «героическим» оказывается самый смиренный из героев. Вернее даже не сам он, а его верный друг и слуга... Разве это плохо? Опять-таки, есть примеры, когда произведения, написанные в жанре «фэнтэзи», приводили их читателей к Богу. Ниже пойдет речь об одном таком примере.

Что до запретов... На тех же 15-х Рождественских Чтениях в конце первого дня заседаний на концерт пришли дети. Вполне православные детишки, соответственно одетые. Передо мной на галерке сидела девочка и с увлечением читала какую-то книжку... Как вы думаете, какую? Подскажу: на обложке ее был изображен мальчик в очках верхом на метле... Видимо, у этой девочки были разумные родители. Они не стали запрещать ей читать «Гарри Поттера». Ведь девочка вырастет - и покинет сказочный мир. Полеты на метлах и «зельеварение» забудутся. Запомнится самое главное и лучшее, о чем говорится в сказках: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро». А запреты, как правило, приводят к совершенно противоположному результату: «Запретный плод всегда сладок»...

- За что любят фэнтези поклонники?

Не знаю. Это уж лучше спросить у поклонников оной. Возможно, ее любят за то самое, за что мы любим сказки. А сказка - она и скрашивает реальную жизнь вокруг нас, и вселяет веру в победу добра над злом (в жизни чаще случается иначе). Ведь, по словам Л. Филатова:

«Чем всегда притягивают сказки,
Что в сказках не бывает серой краски...»

«...хоть вопрос и ставится ребром,
Но все всегда кончается добром»!

А разве это не замечательно? В реальном мире чаще «плохо верится в силу добра...» И если кому-то помогают выжить именно сказки - что ж в том плохого?

Наверное, это вообще опасности, стоящие перед любым автором (писателем, художником). Написать ложь или «товар на потребу». Подменить добро - злом. Вот сейчас говорю об этом, и вспоминается история художника Чарткова из первой части повести Н. Гоголя «Портрет»... Весьма актуальная история...

- Возможно ли православное фэнтези? Каковы его особенности?

Думаю, что возможно, хотя и крайне сложно. Мне известно несколько примеров неудачных попыток написать «православное фэнтези». Называть не буду. Зачем обижать людей, наверняка искренне хотевших написать хорошие книги? Ведь это очень трудно. И есть много «подводных камней», подстерегающих писателя на этом пути. Например, опасность скатиться в оккультизм. Или излишне увлечься пресловутой «борьбой с силами тьмы», забыв при этом о «Света Подателе» - Господе, и в итоге изобразив зло - всесильным. Опять же вопрос: как совместить сказочных существ, населяющих мир фэнтези, и православные реалии? Представьте себе книгу, в которой православные эльфы перед битвой с нечестивыми гоблинами служат молебен Господу Сил... Благочестиво? Или смешно? Упаси нас Господь от таких книг...

Но есть другой путь, проторённый людьми, являющимися основоположниками жанра фэнтези. Не знаю, есть ли термин «католическое фэнтези», но есть английский писатель Джон Толкиен, чьи книги читают люди без различия национальностей и вер. Для меня было открытием прочитать в недавно вышедшей книге С. Колдекота «Тайное пламя. Духовные взгляды Толкиена», что этот писатель был глубоко верующим человеком (католиком), ходившим к каждой Литургии и едва не ежедневно причащавшимся Святых Таин. Пусть читатель этих строк спросит себя - живёт ли он такой же евхаристической жизнью? Да, в сказках Толкиена эльфы, гномы, хоббиты и даже люди не ходят к обедне. Но насмерть противостоят злу, не смиряясь с ним. Причем не только с оружием в руках. Они ведут с ним и духовную брань, хотя она показана не столь явно, как битвы и поединки. Мало того - в сказках Толкиена достаточно убедительно показано: чтобы победить зло, его надо прежде всего преодолеть в собственной душе. И о гордыне, как об основной причине падения и гибели человека (впрочем, эта духовная болезнь одинаково губительна для любого существа его сказочного мира - от могущественного духа до хоббита), этот писатель сказал весьма ярко и убедительно. У него есть целая «галерея» персонажей, погибших из-за собственной гордыни. Ярчайший пример: Саруман во «Властелине колец», который постепенно превращается из могучего доброго волшебника в атамана бандитской шайки по кличке Аспид. Можно оправдываться, ссылаясь на злой рок, «несчастливое» имя, и прочее. Но справедливы слова, которые говорит одному из героев Толкиена его друг-эльф: «Проклятие заключено не в твоем имени, а в тебе самом»... Не случайно лучшие герои сказок Толкиена - смиренны. Как Бильбо в «Хоббите», как Сэм во «Властелине колец»... Им вполне достаточно роли «мелкой сошки в этом мире». Как видим, духовные взгляды автора нашли отражение в его книгах. Хотя он был достаточно мудр, чтобы не декларировать их. Точно так же делал это и живший в ХIХ в. предшественник Толкиена шотландский пастор Джордж Макдональд. Он просто написал «волшебную повесть для мужчин и женщин» под названием «Фантастес». Как-то раз ее купил и прочёл один человек... Потом, вспоминая об этом, он признавался: «в ту ночь христианским стало моё воображение; на мою душу, разумеется, ушло гораздо больше времени». Этого человека звали Клайв Льюис... Да-да, автор «Хроник Нарнии», известный христианский писатель-апологет... Сказка привела к вере будущего христианского сказочника.

Что до православной фэнтези, то известнейший пример писателя, успешно пишущего в этом жанре - Юлия Вознесенская. Лучше ее это пока не сделал никто. Точнее сказать, я не знаю православного фэнтезиста, сделавшего это лучше её. Но думаю, со временем (хотя и нескоро) они появятся. Именно со временем, когда мы переболеем «детской болезнью неофитства в Православии». Перифразируя слова Н. Лескова, не только крестимся во Христа, но и облечёмся в Него. А пока не будем ни испуганно шарахаться от фэнтези, как от бредней бесовских», ни, так сказать, «крестить эльфов». Не будем мешать сказке нести людям добро.

Несколько слов о хороших, подходящих для людей православного мировоззрения, авторах и произведениях этого жанра.

Могу высказать лишь своё личное мнение, назвав трёх авторов: Макдональд, Толкиен и Клайв Льюис. Это - признанная классика, написанная верующими (хотя и не православными) людьми. Добавлю сюда Юлию Вознесенскую. А из «старых» авторов - английскую сказочницу Эдит Несбит. Хотя ее книги - чтение для детей. Из современных - Стивен Лохед (трилогия «Пендрагон»), выпущенная издательством «Триада».

Но оговорюсь сразу - я не сторонник «советов и запретов». Человек - существо со свободной волей. Мало того - думающее, способное самостоятельно различить, где правда, где - ложь. И в жизни, и в книгах.

Почему лично вы читаете фэнтези? Что вам даёт такая литература? Несколько слов о пользе фэнтези тем, кто пока не открыл для себя этот литературный феномен.

Я её читаю именно «лично». Получилось так, что в один тяжёлый период своей жизни, в 2005 г., я посмотрела фильм «Властелин колец». Фильм отличается от книги, по которой он поставлен. Он более жесток. Вернее, там (как мне кажется), больше, чем в книге, сделан акцент на теме НЕРАВНОГО противоборства человека с силами тьмы. Если угодно, пресловутой «немощи человеческой». Пожалуй, эта тема немощи (скорее даже, обречённости) человека без помощи Свыше (или отказавшегося от неё) ярче показана в «Сильмариллионе». После этого фильма я и стала читать Толкиена. Потом прочла ещё одну книгу, современную. Сказку о человеке, который попадал в разные, весьма болезненные, передряги, но сумел остаться собой. И спустя два года впервые вышла в Интернет, чтобы отрецензировать ее. Потому что она, как говорится, «задела за живое». К несчастью (или к счастью) я тогда не разглядела в ней главного. Что в сущности эта книга - о покаянии и надежде. Лишь познакомившись с автором, я поняла, почему меня так «задела» эта книга. Автор оказался моим единоверцем... Мы подружились. Дружба эта длится уже три года (дай Бог, чтобы и дольше!). Говоря словами Честертона - «нам есть о чем потолковать, но спорить - нет нужды».

Потом я читала книги Э. Дансени, Крэга Гарднера, А. Белянина, О. Громыко, Е. Хаецкой, Стивена Лохеда, «Дозоры» Лукьяненко, часть романов из цикла «Отблески Этерны» В. Камши (весьма масштабное и интересное произведение об истинных и ложных ценностях), ряд повестей нашего северного фантаста Н. Тутова, и не только их... Немного - скажет истинный любитель фэнтези. Впрочем, для православной монахини - список немалый.

На книги Макдональда я вышла «случайно» (хотя, как известно, случайностей не бывает), купив в очередной приезд в Москву в «Православном слове» «Лилит», «Фантастес» и «Сэра Гибби», изданные в Нижнем Новгороде (изд-во «Агапе»). Пожалуй, это мой самый любимый писатель из тех, кто творил в жанре фэнтези. Хотя он писал и стихи, и сказки, и реалистические произведения, где в открытую говорил о встрече с Богом, и о жизни во Христе. Например, роман «Сэр Гибби». У Макдональда мне нравится и тема «параллельных миров» - рядом с нашим миром существует мир сказки (Зазеркалье, волшебная страна фей), через который Господь в своё время проводит человека, чтобы научить смирению и любви. Удивительным образом это перекликается к книгой современной американской писательницей Кэтрин Паттерсон «Мост в Терабитию», где двое школьников придумывают себе сказочную страну. «Терабития - как замок, в котором посвящают в рыцари. Там надо побыть и стать сильнее, чтобы двигаться дальше». Наверное, это отчасти ответ на один из предыдущих вопросов - ради чего люди любят фэнтези. И ради чего ее кому-то стоит почитать.

А для тех, кто не знаком с произведениями этого жанра, процитирую слова одного современно писателя-фэнтезиста: «Не стоит делать из фэнтези божество или пугало».

В этом жанре, как и в других, есть книги хорошие, а есть - плохие. И дай Бог, чтобы в нужное время нам попали в руки именно хорошие книги.

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

Сегодня день появления первой печатной русской книги. 450 лет назад диакон Иван Федоров напечатал знаменитый "Апостол". В русской православной церкви 14 марта - День православной книги.

Об актуальности чтения - духовного и светского наш разговор с председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Владыка, празднование дня православной книги становится традицией?

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Цель этого праздника не только вспомнить о событии издания первой книги, но и обратить внимание на значение книги для каждого из нас, вспомнить свою первую любимую книгу, которая когда-то распахнула перед нами новый мир знаний, открыла тайны духовной жизни, приобщила нас к великой русской культуре, познакомила с миром прекрасного.

Что такое книга? Для каждого из нас она учительница жизни, через нее нам прививается образ восприятия мира, формируется наше мышление.

День православной книги отмечается повсеместно. Все епархии Русской Православной Церкви совместно с учреждениями образования и культуры, различными общественными организациями проводят самые разнообразные мероприятия: выставки, экскурсии, открытые уроки, интеллектуальные игры. Конечно же, основная их тема - книга, популяризация чтения и книжной культуры.

Новыми в этом году являются два конкурса, направленные на популяризацию книжной культуры среди молодежи. Один - всероссийский детский литературный конкурс имени Ивана Шмелева "Лето Господне" на лучшую литературную работу, посвященную творчеству православных авторов. Он стартует этой весной. Другой - Международный детский конкурс научно-исследовательских работ "Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве Россию. Семь столетий истории". Он проводится совместно с РГБ. Его цель - изучение наследия русской цивилизации и культуры.

Традиционно главным событием Дня православной книги в Москве является встреча Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина с воспитанниками детских домов, учащимися кадетских корпусов, детьми из многодетных семей и самыми обычными школьниками из Москвы и других регионов в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

О сегодняшней России часто говорят как о стране сокращающегося чтения. Это спорное мнение. Что происходит с чтением православной литературы? Сокращается или увеличивается читательская аудитория?

Митрополит Климент: Действительно, за последние два десятилетия Россия перестала быть самой читающей страной, и здесь есть свои причины. Социальные изменения в обществе, развитие электронных средств массовой информации, телевидения, интернета повысили интенсивность современной жизни человека и увеличили загруженность информацией. На чтение книги в ее традиционном понимании не хватает времени. К сожалению, молодых людей поглотила увлеченность электронными средствами аудиовизуальной культуры, и они относятся к печатной книге с меньшим вниманием, чем их родители. Но чтение возвращается благодаря развитию современных информационных технологий: электронные книги и другие мобильные устройства способствуют этому.

В последние годы мы наблюдаем рост интереса к православной литературе. Люди самых разных социальных групп и разной степени воцерковленности все охотнее посещают специализированные магазины православной литературы, с удовольствием приобретают духовную и православную художественную, детскую литературу не только для себя, но и для подарков близким. Это в значительной мере связано с тем, что возрождение интереса к книге и чтению совпало с ростом интереса к духовной культуре России, к осмыслению духовных истоков нашего народа. Люди ищут ответа на вечные вопросы жизни и смерти, веры, любви, хотят обрести истину и в этом поиске в первую очередь обращаются к книге.

Писатель Алексей Варламов, лауреат Патриаршей премии по литературе, сказал, что сегодня даже у светских писателей есть надежда на верующую аудиторию, она единственная не теряет интерес к чтению. Похоже, что это так. Как бы вы объяснили этот феномен?

Митрополит Климент: Я согласен с ним. Быть верующим - это значит постоянно развиваться, иметь постоянное стремление к познанию, совершенствоваться в познаниях веры, и в первую очередь через чтение Евангелия, писаний святых отцов, а также литературы, помогающей понять православие. Для православного человека чтение так же важно, как пост и молитва. Благодаря упражнениям в чтении православное сообщество становится в значительной степени нравственно ориентированным, образованным, культурным, способным не только сохранять преемственность традиции, но и в спокойной дискуссии цивилизованно отстаивать право на ее самобытность. Русская классическая литература, для которой идеалами были правда и святость, органично связана с христианством, не видеть это могут только люди с искаженным сознанием.
И сейчас появляется все больше новых писателей, которых можно смело назвать "светскими". В прошлом году лауреатами Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стали А.Н. Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц - все эти писатели признанные корифеи, их имена известны всякому, кто интересуется современной русской литературой. В то же время они с большим вниманием относятся к духовной традиции Православия, которая лежит в основе русской литературы. В этом ключе деление писателей на "светских" и "православных" теряет смысл. Издательский Совет тесно сотрудничает со всеми, кто осознает свою ответственность за сохранение преемственности культурной и духовной традиции русской литературы для новых поколений как писателей, так и читателей.

Что сегодня читают верующие православные? Современному церковному книгоизданию более 20 лет - как менялись вкусы читательской публики? Что лидирует сегодня - "Древний патерик" и другие творения святых отцов или фэнтези Юлии Вознесенской (тоже по-своему нужное).

Митрополит Климент: В настоящее время большой интерес вызывают книги по истории Церкви советского периода, записки, дневники, мемуары верующих людей, переживших времена, когда тема религии была табуирована и многие даже не знали о существовании Церкви. Именно это обстоятельство определяет тот успех, который имеют книги архимандрита Тихона (Шевкунова), Олеси Николаевой, протоиерея Андрея Ткачева.
Существует постоянный спрос на духовно-аскетическую литературу. Насельники монастырей и миряне, стремящиеся к духовной жизни, с нетерпением ждут изданий духовных наставлений афонских старцев. Преподаватели и студенты духовных школ больше интересуется богословской литературой, в частности, новыми переводами святых отцов и западных богословов. Светская молодежь предпочитает упомянутое Вами фэнтези, молодым батюшкам нравятся "Богослужебные указания", самым юным читателям - сказки про Ежика…

Поскольку мы живем в эпоху рынка, где господствует принцип "спрос рождает предложение", то можно сказать, что если бы такой широкий ассортимент изданий не был востребован, его бы и не было. А при всем том, что тиражи большинства православных изданий невелики, их ассортимент продолжает неуклонно расширяться.

Через Коллегию по рецензированию Издательского Совета ежегодно проходит до 3 000 наименований православных книг. Это и прекрасные новые издания трудов святых отцов и учителей Церкви, замечательные книги по церковно-научным дисциплинам, патрологии, церковной истории; вышло много изданий, посвященных трудам русских религиозных философов XIX- начала XX вв., существуют качественные издания, освещающие историю церковного искусства - архитектуры, иконописи, церковного пения. Особо следует выделить разнообразную православную детскую литературу. Ее отличительное свойство - внимательное и бережное отношение к душе ребенка. В этих книгах вы никогда не найдете агрессивных или ужасных персонажей, безобразных картинок или сомнительной лексики, которая, к сожалению, нередко присутствует в обычной современной детской литературе.

Большой интерес читателей вызывает литература, посвященная вопросам семьи и укреплению нравственных ценностей в обществе. Этому посвящены целые отделы в православных книжных магазинах.

Насколько внимателен Святейший Патриарх Кирилл к литературному процессу - и к православной книге и к светской литературе? Можно ли понять, что он читает или обсуждает из прочитанного?

Митрополит Климент: С этим вопросом Вам следовало бы обратиться, конечно, лично к Святейшему Патриарху. Со своей стороны могу сказать, что во время наших встреч, когда речь заходит об издаваемой литературе и о современных писателях - церковных или светских, он показывает хорошую осведомленность, проявляет живой интерес и глубокое понимание современного литературного процесса. Как председатель Палаты попечителей премии Святейший Патриарх принимает самое непосредственное участие в обсуждении кандидатур номинантов.

Что касается читательских интересов Святейшего, то скажу, что он интересуется разной литературой, но регулярно читает Евангелие и другие книги Священного Писания, которые является источником его проповедей и пастырских бесед.

Зачем была учреждена Патриаршая литературная премия? Что она поддерживает в современной литературе?

Митрополит Климент: Патриаршая литературная премия - это не только определение и награждение лауреатов, но и тесное взаимодействие Церкви и литературного сообщества в рамках Палаты попечителей и Совета экспертов. Это встречи, консультации, обсуждения актуальных проблем современности, современного творчества и его перспектив развития.

Патриаршая литературная премия является своего рода площадкой для диалога между Церковью и писательским сообществом, который начал проходить на регулярной основе именно в последние годы. Хорошо известно, что далеко не все писатели поддерживают Церковь в ее стремлении вернуть нашему народу его подлинные духовные ценности. Но "поэт в России больше чем поэт", и начиная с XIX века именно писатели и поэты стали выразителями народных чаяний и устремлений. В их творчестве находили свое отражение как высоты народного духа, так и глубины его падения. Мы открыты к диалогу с этой творческой частью общества. Для нас также важно поддержать тех писателей, которые совершенно сознательно, подчас вопреки протестам со стороны своих антицерковно настроенных коллег, делают выбор в пользу совместного с Церковью свидетельства о непреходящем значении евангельских ценностей.

Какие интересные издания готовятся в Церкви? Какой издательской политики придерживается сейчас Издательский Совет?

Митрополит Климент: Сейчас многие издательства постоянно издают что-то новое. К примеру, Издательство Московской Патриархии выпустило впервые полный свод творений Святителя Иннокентия. За последнее время подготовлен ряд новых книг о преподобном Сергии Радонежском в связи с 700-летием со дня его рождения. При Издательском Совете имеется рабочая группа, которая готовит к выпуску полное собрание творений святителя Феофана Затворника. Это издание выйдет к празднованию 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана.

Если говорить кратко, то политика Издательского Совета - способствовать появлению и распространению качественной литературы. Необходимо также решать вопрос обеспечения православной литературой удаленных епархий, в том числе и зарубежных, развивать сеть церковных библиотек.

Поскольку здесь нет возможности подробно рассказать обо всех новинках, заслуживающих внимания, я рекомендую обратиться к каталогу Издательского Совета "Православная книга". Он содержит наиболее полную информацию о новинках в православном книгоиздательстве.

Одновременно, отмечу что, несмотря на то что литературы сейчас издается много, найти интересную и душеполезную книгу современного писателя довольно трудно. Проблема в том, что творческое мастерство приходит с годами, и в 35-40 лет писатель считается молодым. Не всякий выпускник литфака писатель. Поэтому нужно пробуждать интерес к этому труду у молодых, заострять их внимание на вопросы нравственности. Если раньше Церковь только готовила богословов, то сейчас должна помогать готовить и писателей. В этом году мы планируем объявить писательский конкурс для молодежи с целью пробудить интерес к духовно-нравственной теме в литературе.

Сегодня крайне необходима современная катехизаторская литература для детей, молодежи и для семейного чтения. Одна из важных задач - издание литературы, посвященной подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, издание православной литературы на языках народов, окормляемых нашей Церковью, выпуск специальных изданий для трудовых мигрантов.

Большинство из этих задач стоят перед нашей Церковью впервые, каждая требует максимальной концентрации усилий многих специалистов.

Есть ли сегодня система противодействия религиозному экстремизму? Насколько эта тема актуальна для вас?

Митрополит Климент: С болью в сердце слежу за развитием событий в братской Украине, которые показывают, к каким катастрофическим последствиям может привести заигрывание с идеями национальной или религиозной исключительности.

Экстремизм противен духу Евангелия, поскольку он уничтожает в сердце человека самое важное - любовь, а без любви нет христианства, и как говорит ап. Павел, если "не имею любви, - я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 2-3).

Можно с уверенностью сказать, что всплески религиозного экстремизма подогреваются соответствующей литературой. Несомненно, существуют идеологи экстремизма, которые пытаются донести свои идеи до широких масс верующих при помощи разного рода изданий. Поэтому коллегия по рецензированию Издательского Совета внимательно следит за содержанием каждого издания, чтобы не допустить в церковные лавки литературу, которая могла бы посеять рознь между разными группами верующих, в том числе и к представителям иных конфессий. Христос призывает не к ненависти, а к любви и молитве за всех (Мф. 5, 43-45).