Произведения о детях войны их роль. Военное детство в произведениях русских писателей. Издано во время войны

МБОУ СОШ №39 г.Смоленска

Учитель Костюченко Любовь Григорьевна

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Введение

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, я посвящаю свою исследовательскую работу

Проблема исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война -это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

    Изучить публицистику по данной проблеме.

1. Дети и война в классической русской литературе.

Была земля и жёсткой, и

метельной.

Была беда на всех людей — одна.

У нас и детства не было

отдельно,

А были вместе: детство и война.

Л. П. Шевченко

67 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Какую страшную цену заплатил наш народ за эту Победу! Почти из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт и не вернулись — отцы, мужья, сыновья и дочери, братья и сестры.

Эта война покалечила тысячи и тысячи человеческих судеб, не щадя никого: ни женщин, ни стариков, ни детей.

Война и дети…. Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих изначально враждебных друг другу понятий. Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом, колоссальным потрясением, травмировав их неокрепшие души. Начинающие только жить, они вынуждены были слишком рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.

Поколение военных мальчишек оказалось тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от них далеко не детской зрелости и мужества. Именно это поколение мальчишек и девчонок наравне со взрослыми гибло под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно отстояло и победило в этой жестокой войне!

Память о своем суровом военном детстве пронесли они через всю жизнь, оставив подрастающему поколению документальные рассказы и воспоминания.

В современной детской литературе появились и проникновенные художественные произведения, с пронзительной достоверностью рассказывающие о непростых судьбах детей военного времени.

Горькую чашу пришлось испить детям в годы Великой Отечественной войны. Война лишила их детства, искалечила судьбы, многих из них -осиротила.

Теме сурового военного детства посвятили свои произведения многие российские писатели, прошедшие через войну, через тяжелые испытания. Их волнительные рассказы и вошли в данный сборник.

Шестилетний Ванюша из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.

Герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» деревенский парнишка, живя самостоятельно в чужом доме, испытывая голод и нужду, встречает надежного старшего друга, который помогает ему в трудные минуты жизни. Получив урок человеческой доброты, участия и понимания он верит, что совсем скоро «наступит для всех счастливое время».

Повесть Николая Воронова «Голубиная охота» знакомит нас ватагой уральских мальчишек, заядлых голубятников. Эти неугомонные мальчишки решили отдать на фронт свою самую дорогую ценность — голубей.

Все эти произведения вошедшие в сборник «Война и дети», признаны лучшими произведениями детской военной прозы.

Далеко-далеко от фронта, в сибирской деревне происходят события повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война». Здесь не гремят выстрелы, не гибнут солдаты, но жестокое эхо войны отзывается в далекой Сибири.

Для семнадцатилетнего парнишки — Витьки Потылицына война проявилась по-своему: в обучении профессии, необходимой фронту; в пайке хлеба весом 250 грамм; в похоронке, пришедшей его родной тетке Августе.

Получив из дома тревожное письмо, он возвращается в родное село, где воочию видит страшное горе, что принесла народу война. Но сила человеческой доброты, участия, отзывчивости помогает людям выжить в эти тяжелые дни. И Витька Потылицын открывает для себя очень простую истину: с людьми, с родными и близкими, и горе — с полгоря, и радость вдвое.

Российский писатель Вильям Козлов принадлежит к поколению «мальчишек сорок первого года», детство которых закончилось 22 июля 1941 года.

Потрясения и переживания, перенесенные в годы войны, легли в основу многих произведений писателя.

Нелегкой судьбе одиннадцатилетнего парнишки, попавшего в страшные обстоятельства войны, посвятил свою повесть «Юрка Гусь» Вильям Козлов.

Юрка Гусь долгое время скитался по дорогам войны, беспризорничал, спасался от смерти, мотался между военными эшелонами, попадал во всякие передряги. Этот худой и оборванный мальчишка стремился быть ближе к войне, к неизведанным опасностям.

Судьба закидывает его в небольшой прифронтовой поселок, через который шли бесконечно на фронт военные эшелоны. И здесь, встречая на своем пути добрых и отзывчивых людей, Юрка проходит суровую школу взросления, учится понимать и сочувствовать другим людям. Оттаивает ожесточенная душа подростка, «солнечно и радостно становится вокруг».

Петька из рассказа Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» во многом повторил судьбу самого писателя.

Этот ленинградский парнишка был эвакуирован из страшного холодного города в маленький среднеазиатский городок. Даже здесь, в глубоком тылу, война не отпускала мальчика, постоянно возвращалась к нему воспоминаниями об искрошенном минами льде Ладожского озера, о скрежете проносящихся над самой головой самолетах, о воздушных тревогах, о беспрерывном голоде и холоде.

Ему, одиннадцатилетнему мальчишке, не хотелось жить. «По утрам угрюмо, с тоской и даже страхом думал о том, что за сегодняшним днем придет второй, третий…» Такое отношение к жизни вынес Петька из блокадного Ленинграда.

Ощутить вновь радость жизни, увидеть окружающую красоту помог мальчишке приблудный пес Джек, который стал ему верным другом и защитником.

Но война опять жестоко вмешалась в судьбу Петьки. Узнав о том, что фронту нужны собаки, такие как Джек, способные вынести из боя раненых бойцов, мальчик отдает своего надежного единственного друга солдатам, -«Там он нужнее; вдруг раненого спасет».

Такие самоотверженные мальчишки, как Петька, помогли выстоять и победить нашей стране в Великой Отечественной войне.

Повесть Владислава Крапивина «Тень Каравеллы» — незабываемое воспоминание писателя о своем суровом детстве. Многое осталось в памяти писателя: и беспощадность военных зим, когда распухали пальцы, и лепешки из картофельных очисток, и короткий лязг ножниц, вырезающих из хлебных карточек мелкие квадратики талонов, и напряженное ожидание вестей от отца с фронта.

Из этого же детства и мальчишки, росшие в тяжелые военные годы, которым он посвятил свою повесть. Среди них — семилетний парнишка Владик, напоминающий самого писателя и его друг Павлик, вихрастый четвероклассник.

Хорошо им было вдвоем сидеть у гудящей печки и мечтать. В мечтах уносились мальчишки на своем белом бумажном кораблике в захватывающее морское путешествие, «где бродили пиратские бриги и всплывали под звездное небо невиданные чудовища, у островов сквозь солнечную воду видны были затонувшие корабли, скрывающие тайны и клады».

Несмотря на войну, на все невзгоды, на голод и холод, в жизни этих маленьких героев навсегда останется и радость открытия мира, и радость настоящей мальчишеской дружбы.

«Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», — так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».

С таким «русским мальчиком» по имени Колька знакомит нас Альберт Лиханов в повестях: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», объединенные в единую трилогию.

Встречаемся мы с Колькой в первый день войны, когда он, шестилетний мальчишка, не мог еще постигнуть весь трагизм происходящих событий, а расстаемся после Победы, в конце 1946 года. На наших глазах герой вырастает из несмышленого малыша в личность, способную принимать самостоятельные и трудные решения.

Брат и его младшая сестренка попали в страшные обстоятельства войны, когда, потеряв хлебные карточки и оставшись без средств к существованию, они просто умирали от голода.

Трагично сложилась судьба этих маленьких героев, но Альберт Лиханов оставляет нам надежду на их счастливое будущее.

«Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отпускает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы, вы, новые люди» — заклинает нас автор в конце своей книги.

В городе Ленинграде в обыкновенной большой семье жила обыкновенная девочка. Звали девочку Таня Савичева. Она училась в простой школе, любила своих родных и близких, любила читать и ходить в кино.

Началась Великая Отечественная война. Фашисты окружили город. Начались страшные блокадные дни.

Война безжалостно перечеркнула счастливое беззаботное детство Тани. Что пережила эта хрупкая девочка в дни блокады?

До наших дней сохранился небольшой блокнотик с синими карандашными строчками, в котором Таня бесстрастно записывала скорбные даты потерь своей большой семьи. И вот последняя запись, сделанная мужественной девочкой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Сорок одна строчка, написанная девочкой — школьницей вместила в себя трагедию блокадного города.

Повесть Ильи Миксона «Жила-была» написана на основе личного дневника Тани Савичевой, сохранившихся личных документов, воспоминаний очевидцев.

Трагическая история ленинградской девочки и ее семьи до сих пор обжигает сердце современного читателя.

Война с ее жестокими уроками и испытаниями стала для героев повести Радия Погодина «Где леший живёт?» главным в их небольшой жизни.

Самым старшим у этих ребятишек был Сенька — мальчишка лет семи-восьми, который за годы немецкой оккупации привык ощущать себя «добытчиком и защитником», потому что всех детей старше десяти лет немцы угнали в Германию. В этом тощем, большеглазом мальчишке нет ни детской беспечности, ни детской улыбки. Война убила в нем детство, переломала его судьбу. Но Сенька, у которого «и ноги-то растут прямо из спины, а живот изукрашен гнойными струпьями» — память о горячей картошке, которую он утащил для голодных ребятишек у немцев прямо из кипящего котла, вызывает у нас уважение и симпатию.

Великая Отечественная война, не докатившись до далекого татарского села, своим черным крылом накрыла всех, кто в нем жил. Каждый дом, каждая семья проводила на фронт своих мужей, отцов, сыновей, а оставшиеся в селе женщины, старики и дети заменили их.

Среди самоотверженных тружеников тыла была и девятилетняя Даша Плетнева — героиня книги Т. Поликарповой «Листья будущего лета».

К этой душевно красивой девочке, воспринимающей мир ярко, образно, «любящей всех на свете», приходит понимание взрослой жизни, стремление взять на себя часть всенародной беды.

Обостренное восприятие жизни помогает Даше Плетневой не потеряться в этом суровом мире, достойно преодолеть все невзгоды, выстоять в страшной войне, неся веру и надежду людям.

Беспризорный, исковерканный мир детей военной поры предстает перед нами в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Главные ее герои — одиннадцатилетние братья-близнецы Кузьменыши жили в подмосковном детдоме, где «вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелины, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». День за днем Кузьменыши постигают тяжелую науку выживания, учатся бороться за свое существование.

Судьба закидывает их в далекие от родных мест кавказские края, где братья трагически сталкиваются со сталинской политикой уничтожения чеченского народа. Кузьменышам трудно разобраться в том, что происходило вокруг, чему они оказались свидетелями. И в пламени репрессий «предателей-чеченов» гибнут их души, их вера и надежда на счастливую жизнь.

Пройдя через самое страшное — смерть своего брата-близнеца, Колька, обезумевший от горя, вдруг приходит осмысление происходящих событий. Обращаясь к воображаемому чеченцу, убившему его брата Сашку, он произносит очень важные слова: «Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют…. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты — погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили»?

В память о тех мальчишках — сражавшихся, страдавших и выстоявших -написал Анатолий Приставкин эту пронзительную по достоверности повесть.

Дети Сталинграда… Немало страданий и горя пришлось вынести им в годы Великой Отечественной войны. Почти полгода прожили они рядом с передовой линией, испытывая нестерпимый голод и холод.

Среди нескольких тысяч Сталинградских детей был и семилетний Гена Соколов — герой повести Владимира Шмерлинга «Дети Ивана Соколова». Он «жил и не знал, что такое горе, а оно вот пришло — средь бела дня». Драматично сложилась его судьба: ушел на фронт отец, погибла мама, а младшая сестренка Оля потерялась в суматохе войны.

«160 дней мы жили в окопах и блиндажах, среди тех, кто был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Мы были свидетелями Сталинградского сражения. Немыслимые страдания выпали на нашу долю.

Но воины-сталинградцы нас защитили. Они обогрели нас заботой и лаской, относились, как к родным, и мы всегда это будем помнить…

И пусть эти воспоминания о прошлом помогут лучше ценить и беречь настоящее» — с такими словами обращается к читателям Геннадий Соколов -один из тех, кто пережил Сталинградскую трагедию.

2. Анализ произведений русских писателей

2.1. Лев Кассиль

В период войны Л. Кассиль пишет очерки и рассказы, посвя­щенные детям: сборники «Обыкновенные ребята», «Огнеопасный груз», книгу о Советской Армии, адресованную маленьким ребя­там и названную «Твои защитники».

Первые рассказы и очерки Л. Кассиля о войне рассказывали об участии детей и подростков в борьбе за победу советского народа. «Федя из подплава», «Три фабзайца» «Огнеопасный груз» оказа­лись своеобразными эскизами к крупной повести, написанной в период войны, «Дорогие мои мальчишки»

Обложка книги В. Катаева «Сын полка»

А. Рыбаков


1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной.

3. Проза о войне. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.

4. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Детской литературой задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. «Малышок» (1947), В. Осеевой Васёк и его товарищи» (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Детская литература главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева («Юность Маши », «С тобой »), («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большая советская энциклопедия

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Портрет героя в лирике о Великой Отечественной войне (МИНЕРАЛОВА)
А.Ф. Лосев делает в повести “Жизнь” 1941 г. важные для нас выводы, которые по большому счету диктовала и русская история, и русская философия, и русская литература: “Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы «...» Нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для нее общее, если она не любит этого общего, т.е. если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины“
Зачем?

Отдать дань тем немногим, что еще живы

Вспомнить тех, кто отдал жизнь

Поклониться народному страданию.

Постараться понять, как выстоял Советский Союз и победил

Все труднее понять современной молодежи, потому что из лексикона уходят слова

Равенство и братство

Чувство Родины

Героизм
Все доминантней определение трагическая эпоха вместо героическая эпоха, хотя должно быть ясно, что одно не отменяет другого, но расставляет акценты, которые ближе по каким-то соображениям нашему времени.
Сколько камней “поминальных” как будто брошено уже и еще будет брошено в лицо моей Родины?

Сколько рассуждений о том, что защищать ее можно было бы изящней и эстетичней. Наверное, сегодня можно и порассуждать, еще каких-нибудь четверть века это казалось пошлым и святотатственным: ни одна жертва не напрасна.

Наверное, когда пройдет 1000 лет и я забуду, что 22 июня 1941 г. был выпускной вечер у моего отца, и что из 7 Георгиев, учившихся в их классе, он живым вернулся один, а в 37 лет получил свой первый инфаркт, потому свинец войны догонял и догоняет их и сегодня.

НО есть еще одна особенность: родившиеся в начале 50-х, мы не ощущали себя “послевоенным поколением”, уже другое десятилетие распахнуло нам свои объятья, но, чем дальше от Великой победы, тем (парадокс) мы ближе к войне.

Так вот по праву той памяти я и хочу говорить о портрете героя в литературе ВОВ


Тема необъятная:

1. Лирика, явленная в песне Великой Отечественной войны Исаковский, Фатьянов, Долматовский


2. В прозе военной и послевоенной: галерея, но вглядитесь в Егора Дремова (Русский характер Алексей Толстой) и Андрей Соколов (М.Шолохов Судьба человека) или героев рассказа “Пятница” Б. Васильева.
3. Поэзия ВОВ: сотни имен
Живой портрет времени и его героя:

Симонов


“Сын артиллериста”

Алигер “Зоя”

Твардовский “Василий Теркин”

“Новая война разразится тогда, когда вырастет поколение, не помнящее ее” (Ромэн Роллан)


Лубочный” – Теркин

Монументальный”

Набросок”

Эскиз”

Гравюра”

Жанровая зарисовка”

В годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»).
ЛЕВ КАССИЛЬ О ГАЙДАРЕ: (Чуда Гайдара)
Помочь подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей коммунистического будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире, – вот то «самое важное», про что с такой изумляющей, убедительной простотой умел говорить детям Гайдар.

К пониманию э того «самого важного» ведет Гайдар маленького читателя каждой своей строкой. Все у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено мыслям о величии Советской страны, о ее могучей силе, все зовет оберегать ее счастье, отвоеванное в жестокой борьбе.

Не раз говорил ребятам Гайдар о том, что он считает самым важным на свете:

«Совсем рядом с ней проносились через площадь глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы, но они не задевали и как будто бы берегли Натку, потому что она шла и думала о самом важном.
Рецензия на Фронтовые записи

Первое обращение А. П. Гайдара к молодежи и детям в дни Великой Отечественной войны было написано в Москве для радио-это был страстный призыв писателя: «Берись за оружие, комсомольское племя!» Позднее, в конце 1941 года, это обращение было напечатано в сборнике «Советским детям», выпущенном Детгизом.

В июле 1941 года А. П. Гайдар уехал на фронт, под Киев, в качестве специального военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Фронтовые записи Гайдара печатались на страницах «Комсомольской-правды» и «Пионерской правды». Его корреспонденции с фронта имели пометку «От специального корреспондента «Комсомольской правды» и подписаны: «Действующая Армия. Аркадий Гайдар».
Первая корреспонденция - «У переправы» - была послана Гайдаром в самом начале августа и опубликована в газете 8 августа, на третьей странице, под общей шапкой: «Героическим комсомольцам орденоносного 306-го полка - слава!»
20 августа в «Комсомольской правде» появился второй военный очерк писателя - «Мост».
Третий очерк А. П. Гайдара - «Война и дети» - был опубликован в «Комсомольской правде» 21 августа. В этот же день очерк «Война и дети» был напечатан и в «Пионерской правде».
30 августа в «Пионерской правде» было напечатано письмо Гайдара пионерам и школьникам перед началом нового учебного года - «В добрый путь!». Это письмо известно несколько менее других фронтовых корреспонденции А. П. Гайдара.
Очерки «У переднего края» и «Ракеты и гранаты» были напечатаны в «Комсомольской правде» 17 сентября и 4 октябри 1941 года.
«Ракеты и гранаты» - последнее произведение, созданное писателем.
26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб.
Источники:
Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза . Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя».
Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).
Сюжетно-композиционные особенности.

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.

Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.

В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.


– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.

Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)


– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.


Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».


Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы:

1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце».

2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».


»
»
»

Книги про Отечественную Войну 1812 года

Отечественной войне 1812 года посвящены две великолепные книги издательства "Лабиринт".

Первая - "В грозную пору" - была написана еще в советское время историком Михаилом Григорьевичем Брагиным. Её современное издание очень оригинально: кроме текста и иллюстраций, в книге много разнообразных интерактивных элементов. Книга качественно сделана, информационно наполнена - это настоящее произведение искусства. Если школьник увлекается историей, оружием или военным делом - эта книга будет для него отличным подарком! Но и взрослые, я уверена, получат от этой книги огромное удовольствие.

Аннотация:
В 1960-х годах историк М. Г. Брагин написал книгу "В грозную пору", и советские мальчишки заболели 1812 годом. Сколько армий было создано из самых неожиданных материалов, сколько разыграно сражений! Спустя почти полвека эта книга возвращается к читателю, и вновь на её страницах слышен грохот пушек, сверкают кирасы и клубится пороховой дым. Отечественная война оживает здесь в мельчайших подробностях: можно прочесть переписку генералов, разобраться в схемах боёв, увидеть, что носил в ранце русский солдат, заглянуть в устав 1811 г., рассмотреть униформу и оружие, научиться строить укрепления, узнать, как стреляет пушка, зачем сапёру фартук, можно ли было вылечить Багратиона, что такое окочурник, какая статуя Наполеона могла бы стоять в Кремле и что погубило Великую армию. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, панорамные страницы, клапаны, книжечки, карты, схемы сражений, путеводитель по Бородинскому полю, карточки с портретами и биографиями великих полководцев, исторические документы.

В той же серии, в таком же оригинальном оформлении вышла книга "Бородинская битва". Страниц в этом издании немного - всего 26. Зато каждую из картонных страниц можно изучать подолгу. Цена на эту книгу очень и очень приличная. Это не массовый продукт, и в свою библиотеку я, например, данную книгу покупать не стала. Но и оставить её без внимания я тоже не могла - очень уж она хороша.

Аннотация:
Это уникальное интерактивное издание подготовлено специально к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Книга даёт редкую возможность не просто прочитать о событиях давно минувших дней, но и в максимальном приближении увидеть ход Бородинской битвы, самому погрузиться в историю, буквально оживающую на страницах книги. Основное повествование сопровождается дополнительными текстами, которые рассказывают о героях кампании 1812 года и описывают занимательные подробности военного быта. Иллюстрации позволяют представить, как выглядели форма и вооружение того времени: историческая точность соблюдена здесь даже в мельчайших деталях. Книга создавалась при содействии крупнейших библиотек, музеев, военно-исторических клубов России. Издание предназначено для широкого круга читателей. Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, подвижные элементы, клапаны, панорамные и раздвижные страницы, ляссе с модулем в виде часов с подвижными стрелками, постер с портретами и биографиями французских и русских полководцев, 10 карточек с униформой русской армии, 10 карточек с униформой французской армии, старинная настольная игра "Казаки".

Много ли знают сегодня дети о войне? О том, как погибали старики, женщины и дети, как рушились мечты и надежды. В список книг про войну для детей и подростков включены и маленькие рассказы для младших школьников, и повести, романы для детей старшего возраста. Они способны научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни. Самыми интересными книгами про войну для детей всегда были те, где главные герои - их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр. Война не оставила им время на детство, они обязаны были взрослеть. А как бы поступил на их месте юный читатель?

1.
Юрий Бондарев — русский писатель, участник боевых действий с 1941 года в Польше и под Сталинградом. В его повести изображена настоящая война глазами солдата. Он писал о целесообразности потерь во время достижения победы, о человеческих жизнях и ценностях.

2. $
Медведев писал о правде жизни, о духе советского народа, и единстве, взаимопонимании и патриотизме. В его книге нет ни капли домыслов, всё абсолютно достоверно. Лёгкий в чтении язык и способность автора завлечь читателя сделали книгу популярной уже более чем на 60 лет.

3.
Реальная история о лётчике Алексее Маресьеве, герое войны, который несмотря на потерю обеих ног в бою, снова сел за штурвал и сражался с немецкими захватчиками. Эта повесть о закалённом характере русского человека, силе духа, смелости, о вере в себя и народ.

4.
Это книга об одном из самых трагических и весомых событий за всю историю Отечественной войны. Считанное число защитников противостояли противникам, несмотря на их очевидное превосходство. Автор смог собрать по крупицам все события тогдашней битвы.

5.
Самое известное произведение автора, ставшее популярным реквизитом фронтовой жизни. Твардовский показал, что юмор уместен даже на войне. Поэма представлена несколькими эпизодами, главный герой которых везде один и тот же. Очень интересна и легка в чтении.

6. $
Алексеев - известный детский писатель, который умел немудреным и понятным языком донести детям, что значит реальная война. Он писал о реальных людях, об их подвигах и героизме. Учил гордиться своими предками и воспитал любовь к Родине, дух патриотизма.

7. Баруздин С. — «Шел по улице солдат»
Это детский рассказ о необыкновенном человеке, который тысячу раз сражался за Родину и побеждал. Он солдат, он герой. Он множество раз погибал, и не погиб. Это рассказ о дедах и прадедах, воевавших в годы Отечественной войны. Они все были настоящими героями.

8. $
Шесть действительно произошедших случаев из жизни солдат на войне. Каждый из них о кровопролитной борьбе с фашистами. Анатолий Митяев, лично принимавший участие в боевых действия, рассказывает детям о том, как это было. О бесстрашном народе, победившем захватчиков.

9. $
Главный герой рассказа Володя Белов, в котором соединились мальчишка и прошедший войну взрослый мужчина. Это история о судьбе одного человека в большой стране. По сюжету этого рассказа был снят одноименный фильм и неоднократно поставлен спектакль.

10. $
Мальчик Иван в свои двенадцать лет пережил немало бед - потеря близких, ужас лагеря смерти. Стать на защиту Родину было его сознательным решением. Иван стал разведчиком, переживая войну совершенно по-взрослому. Сюжет повести лёг в основу фильма «Иваново детство».

11. $
1944 год. Обессиленный мотострелковый батальон после месяца беспрерывных боев останавливается в небольшой деревеньке под Белостоком. Молодой боец, буквально со школьной скамьи ушедший на фронт, встречает там польскую девушку Зосю, которая на всегда останется в его памяти.

12.
Известный писатель Бакланов, по книгам которого было снято не мало фильмов, писал о поколении своего времени, прошедшего Великую Отечественную Войну. О воевавших школьниках, которые так и не вернулись домой, о дружбе, любви, подвигах и героизме.

13.
Сборник рассказов, посвященных людям, которые мужественно сражались на войне, защищали народ и победили фашистских захватчиков. Книга талантливого писателя, с которой каждый читатель проживает описанные события. Многие поколения выросли на рассказах Алексеева.

14. Кассиль Л. — «Твои защитники»
Сборник, впервые вышедший в свет в 1942 году, во время Отечественной войны. Он писал не только о взрослых воинах, а также о юных, только взявших в руки оружие мальчишках. Об отважных подвигах Советской Армии, а также о тех, кто был врагом для носивших на шапках красные звезды.

15. $
Пережить блокаду Ленинграда и встретиться лицом к лицу с недетскими трудностями - выпало на долю трёх совсем юных девочек-школьниц. Это реалистичная история о настоящей дружбе, преданности, искренности и мужестве. Повесть издаётся в серии «Школьная библиотека».

16. Миксон И. — «Жила, была»
Реальная история девочки Тани Савичевой. Она ходила в школу, дружила со сверстниками, любила своих близких, у неё была нормальная жизнь, а жила она в Ленинграде. Всё разрушилось в миг, когда пришла война. Девочка вела блокадный дневник, позже попавший в руки автора.

17. $
Декабрь 1941 года, город Ленинград. Это был страшный месяц блокады, действия повести разворачиваются именно в это время. Обычная девочка, переживая тяжёлый для всех период, преодолевает множество трудностей. Вопреки всему, книга получилась доброй и светлой.

18.
Главная героиня книги - Гуля Королёва. Это совершенно реальная девушка, которая была не только талантливой актрисой, а также героем и просто мудрым и отзывчивым человеком. Автор повествует о её жизни - детстве, юности, о съёмках в кино и трагической гибели на фронте.

19. Татьяна Александрова — «Друзья зимние, друзья летние»
Сборник рассказов о сестрах-близнецах. Об их жизни в тридцатые военные годы. Сёстры ещё будучи совсем маленькими всё делают вместе, и переживают многие приключения, в которых участвуют их друзья - летние и зимние. Эта книга - живые воспоминания для многих стариков.

20. Юрий Корольков — «Партизан Леня Голиков»
Лёня Голиков - посмертно получивший звания Героя. Ходил в разведку, добывал важную информацию о немецких захватчиках, помогал разрушать дороги, взрывать поезда врагов, активно принимал участие в боевых действиях и погиб в одном из сражений с фашистами.

21. А. Печерская — «Дети — герои Великой Отечественной войны»
Сборник рассказов, предназначенных школьников младших классов. В нём собраны повести о детях - героях войны, которые бок о бок со взрослыми сражались за Родину. Многие из них были награждены посмертно. И все их имена для нас теперь история, знать которую должен каждый.

22. $
Мать, которая потеряла на войне своих детей, возвращается домой. Она идёт дорогой буквально рядом с немцами, но не боится уже ничего. На ней нет лица, тоска затмила всё, она утратила свой смысл жизни. И что происходит в мире вокруг, для неё больше не важно.

23. Алексей Очкин — «Иван — я, Федоровы - мы»
Алексей Очкин в шестнадцать лет добровольно ушёл на фронт. В книге «Иван - я, Федоровы - мы» он описывает военные события, произошедшие с его фронтовым другом. Все написанное реально, равно как и практически все герои книги. Это повесть о патриотизме и самоотверженности.

24. $
По побережью Баренцева моря было раскинуто несколько постов Службы наблюдения и связи. Однажды, в договоренный час пятый пост не ответил на вызов по радиосвязи. Штаб настойчиво вызывал несколько дней, но ответа не было. Вдруг в Архангельск приходит странная телеграмма.

25. $
Лейтенант Егор Дремов чудом успел спастись из танка, горящего в огне, во время очередного столкновения с вражескими группами. Он остался в живых, но после нескольких операций, его лицо стало совершенно другим. Из прежней жизни остался только русский характер.

26. $
Шолохов писал рассказы о людях, которых не смогли сломать ни кошмары войны, ни страшные ужасы немецкого плена, ни даже потеря близких. У них твердая воля и закаленный характер. Они полны решимости, веры в себя и патриотизма. Они готовы сражаться за Родину.

27. Ч. Айтматов, А. Алексин, Н. Дубов, А. Кузнецова, А. Лиханов — «Повести и роман»
В сборник произведений вошли повести и роман пяти авторов. Рекомендуются к прочтению в школьном возрасте. Поднимают темы войны, учат делать правильный выбор, а также как научиться быть достойным и сильным. Касаются вопросов воспитания молодого поколения.

28. $
Кассиль Лев Абрамович - известный советский писатель. Имея колоссальный опыт военного корреспондента, он написал множество произведений с военной тематикой. Одним из таких стал рассказ о Володе Дубинине, юном партизане, получившем звание Героя.

29. Сухова А. — «Дети войны»
Книга о храбрых поступках детей, которые вместе со взрослыми вступают в неравный бой на войне. Ещё вчера они были школьниками, а сегодня уже солдаты. Время тяжелых испытаний описывает автор. Главной задачей произведения было пробудить дух патриотизма у читателей.

30.
Десять месяцев войны один из русских солдат защищал Родину, воевал с немецкими фашистами. Только в апреле 1942 года его взяли в плен. Но до сих пор никто не знает его имени, никто не оповестил его родных о случившемся. Он остался неизвестным солдатом, о котором слагают легенды.31.
Одно из самых примечательных произведений автора, получившее известность после первой же публикации в 1963 году. Повествует об одном фрагменте из битвы за Москву. Главный герой Алексей Ястребов, кремлёвский курсант, должен вступить в первый в своей жизни настоящий бой.

32. Алексеев С. — «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей» $
В данный сборник вошли рассказы известного писателя, посвященные теме Отечественной войны. Автор вспоминает много событий, произошедших в то время - и блокаду Ленинграда, и битву за Сталинград и Берлин и др. Главный персонаж - русский народ, защищающий Родину.

33. $
Девочка Валентинка родилась в городе. Во время бомбового удара по городу потеряла мать и маленького брата, бежала от войны и волею судьбы попала в деревню. Одна из местных жительниц, у которой уже было трое детей, приютила девочку. Сможет ли Валентинка когда-нибудь назвать её мамой?

34. $
В основу сюжета книги легли собственные воспоминания автора из детства. 1945 год, весна, действия разворачиваются в небольшой деревне Австрии. Маленькая девочка, вместе со своей семьёй должны пережить освобождение страны Советской Армией.

35. $
Ирина Токмакова пишет о своих реальных воспоминаниях, о тех событиях, которые пережила в детстве. Детский дом в эвакуации. За окном самый разгар Отечественной войны. Автор погружает читателя в события тогдашнего времени и надеется, что нынешнее поколение не узнает такого ужаса.

36. $
Рассказы Евгения Носова хоть и имеют военную тематику, но описывают больше не военные действия, а людей. Их судьбы, чувства, восприятие происходящих вокруг событий. Безусловно каждый из солдат сражается за Родину, но также он защищает себя и своих близких.

37. $
Вениамин Каверин - военный корреспондент «Известий», служил на Северном флоте в военное время. Больше тридцати лет он хранил память об описанном в книге случае. Сам был всему свидетелем. Не один из представленных фактов не был выдуман, всё более чем реально.

38. $
Среди литературы, посвященной ВОВ, произведение Игоря Смольникова производит впечатление необычного. Соединенные вместе реальный дневник фронтового солдата и обычные рассказы маленького мальчика. Вся книга - сменяющие друг друга диалоги отца и сына.

39.
Никите всего пять лет отроду, а он уже вынужден быть самостоятельным. Отец ушёл на войну, и до сих пор не вернулся. Жив он или нет, никто не знает. Мать должна их обеспечить, поэтому каждое утро она уходит в поле на работу и оставляет Никиту одного, не забывая дать поручения.

40. $
Юлия Друнина - талантливая поэтесса, стихи которой отличаются особой искренностью и проницательностью. Наиболее чувственными являются произведения о войне. Годы отечественной войны прошли перед её глазами. В основу её стихотворений легли воспоминания - свои и друзей.

41. В. Чудакова — «Чижик — птичка с характером»
Валентина Чудакова ещё в юности узнала, что такое война. Она была санитаркой, агитатором, связной, а позже командиром пулеметного взвода, и за тем и роты. Автор написала о многих трагических событиях, пережитых лично, о потере близких ей людей.

42. Валентина Чудакова — \»Коменданты, интенданты\»
Повесть об обратной стороне войны. Не о тех, кто брался за оружие и бросался в бой. Это произведение о людях, без которых победа не была бы достигнута. О тех, кто обеспечивал фронтовую жизнь, об уважении к разным профессиям. Все рассказы автора основаны на личной биографии.

43.
Лара Михеенко была смелой девушкой, пополнившей ряды партизанов в годы войны. Девочка разведывала секретную информацию, и даже участвовала в боевых действиях. Попала в руки фашистов из-за предателя. Была представлена к награде, но получить её не успела…

44. Вениамин Каверин — «Два капитана»
Саня Григорьев вырос целеустремлённым и храбрым человеком. Ещё в детстве он узнал историю капитана Татаринова и его экспедиции, бесследно исчезнувших. И решил их найти во что бы то ни стало. Много приключений пережил Александр Григорьев прежде, чем исполнил мечту.

46. Маркуша А. — «Я – солдат, и ты – солдат»
Анатолий Маркович Маркуша - советский писатель, участвовавший в Отечественной войне в качестве лётчика-истребителя. Написал больше 100 книг, одна из них «Я – солдат, и ты – солдат», сюжет которой представлен письмами солдата Певцова, адресованных младшему брату.

47. $
Реальные события составили повесть «Письмо с фронта». В память о фронтовых временах автор дал героям повести имена своих товарищей. Благодаря простому и доступному языку дети с интересом узнают все тонкости военного времени - оружие, солдатский быт.

48. Гайдар А. — «Клятва Тимура»
Главный герой повести подросток Тимур, обладающий незаурядными лидерскими качествами. Который образовал команду тимуровцев, объединив группу ровесников. Из благородных побуждений они тайно помогают детям, старикам и семьям военных.

49. $
Сказка о героическом Мальчише-Кибальчише и его борьбе со злыми буржуинами, напавшими из-за Черных Гор. Только закончилась война, и снова взято в руки оружие. В 1964 вышел в свет фильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише», который смотрят и по сей день.

50. Артюхова Н. — «Светлана»
Одна из известных повестей Нины Артюховой 1955 года. Во время Отечественной войны потерявшая родителей девочка оказывается в детском доме. Она снова учится жить, радоваться, смеяться и старается забыть все кошмары войны. Повесть о доброте, справедливости и чести.

51. Голявкин В. — «Рисунок на асфальте»
Удивительная с лёгким юмором история «Рисунок на асфальте», которая рассказывает о том, как становятся художниками. Главные герои - дети. Беззаботные и добродушные, жизнь которых наполнена многочисленными важными событиями. Очень светлая и добрая повесть.

52.
Маленький мальчик Ваня Солнцев стал круглым сиротой в годы Отечественной войны. Голодным и озябшим нашли его ефрейтор и сержант, и усыновили целым полком, где он взрослеет и становится героем. С разницей почти в сорок лет были две успешные экранизации книги.

53. $
Нелёгкая судьба досталась двум детям брату и сестре, которые стали сиротами во время войны. Книга о человечности, благородстве и достоинстве маленьких ребятишек, которые несмотря ни на что пытаются выжить, оставаясь при этом людьми. Подойдёт для чтения детям и взрослым.

54.
Герои книги обычные мальчишки, ученики школы. Они далеки от совершенства, ведь только учатся жить. Стараясь понять взрослый мир, они учатся дружить, прощать и главное, хотят стать хорошими людьми. В 1955 года состоялась одноименная экранизация.

55. $
Одно из знаменитейших произведений писателя, о жизни мальчишек - подростков в годы Отечественной Войны. Это настоящие приключения и реальные опасности. Повесть о бескорыстной дружбе, чести, мужестве и твёрдости духа. О том, как преодолеть любые препятствия.

56. $
Она стояла на мосту, держась за перила. Вдруг появилась машина, медленно приближавшаяся к ней. Резко остановилась, и двое, сидящие в ней, беспардонно начали её разглядывать. Кажется, они спорили — «она» это или не «она». Дверца машины открылась…

57.
Произведение, которое несколько раз дополнялось и переиздавалось — о военном искусстве, его истории. Наибольшей популярности книга достигла среди мальчишек, мечтающих стать полководцами, командирами, археологами. Захватывающие приключения привлекают читателей и сегодня.

58. $
Послевоенное время. В одной из российских деревень живёт одиннадцатилетний мальчик. Мать отправляет его учиться в райцентр, где он встречается с учительницей французского, навсегда изменившей его жизнь. Она помогла ему выжить, он помог ей стать увереннее в себе.

59.
Эта книга будет полезной для тех, кто любит подразнить сверстников за то, что они непохожие на других. Об австрийской девочке еврейке, которой суждено было попасть в шведскую семью. В чужой стране, со своими правилами и другими взглядами на жизнь. Какого ей там будет?

60.
Очень трогательная и грустная история о жизни двух братьев-детдомовцев, оставшихся круглыми сиротами. Об их крепкой дружбе, взаимопомощи и поддержке. Только благодаря друг другу они могут выжить. Книга о братской любви, самопожертвовании и предательстве.

Сегодня мы отмечаем День победы !

Это один из самых светлых дней, праздник со слезами на глазах. Это день, когда слова не нужны, и когда они так необходимы , чтобы выразить нашу благодарность тем, кто еще жив и помнит 9 мая 1945 года, а также тем, кто до этого дня не дожил, но всеми своими силами приближал Победу.

Правда жива, пока ее помнят.

Чтобы наши дети знали о прошлом своего отечества, мы должны рассказывать, читать вместе с детьми и, самое главное, обсуждать прочитанное. Только так мы передадим Память нашим потомкам.

Сегодня мы подготовили для вас 8 книг о Великой отечественной войне для чтения детям. Чтобы знали. Чтобы помнили.

С праздником вас и мирного неба над головой!

Тематическая книжная подборка "О Великой отечественной войне детям"

Людмила Пожедаева: Война, блокада, я и другие. Мемуары ребенка войны

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - и это есть в книге.

Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история - и это есть в книге.

Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.

Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!

Для старшего школьного возраста

Анатолий Митяев: Подвиг солдата. Рассказы о Великой Отечественной войне

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: "Летом 1942 года записался добровольцем.

На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе". Вот и все.

Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.

Татьяна Кудрявцева: Маленьких у войны не бывает

Никто из героев этой книги не выдуман, они - реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии.

Возможно, вы даже встречались с этими людьми, не подозревая о том, что история каждого из них достойна высокой литературы.

Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу - ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает .

Для среднего школьного возраста

Лев Кассиль. Рассказы о войне

Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.

Среди рассказов, вошедших в книгу, можно отметить:

  • Федя из подплава
  • Батарейный заяц
  • Линия связи
  • У классной доски
  • Держись, капитан!

Для среднего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Дунаева И., Юдин В.


Валентин Катаев. Сын полка

Валентин Петрович Катаев, русский писатель и драматург, прошёл Великую Отечественную войну и не понаслышке знал о том горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства.

В 1944 году Катаев написал повесть "Сын полка ".

Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.

Для среднего школьного возраста


Юрий Яковлев: Как Сережа на войну ходил

Пронзительная сказка замечательного писателя Юрия Яковлевича Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Серёжа хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою…

Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбёжку фашистским самолётом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.



Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач. Стихи и рассказы о войне

В этой книге собраны произведения В. Лебедева-Кумача, К. Симонова, С. Михалкова, Е. Евтушенко и других известных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, о победе, доставшейся нашему народу дорогой ценой.

Стихи, песни и короткие рассказы стали невольными свидетелями событий военных лет.

Благодаря им современный читатель не только узнает исторические подробности, но и эмоционально сопереживает их с героями литературных произведений.

Для младшего школьного возраста

Издательство

Иллюстраторы

Владимир Гальдяев, Светозар Остров,

Петров М., Владимир Винокур

Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?

Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём, что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.

Книга строится на рассказе дедушки-ветерана своему внуку, который наткнулся на военную фотографию. В издании 91 история, почти каждая из которых сопровождается красочными иллюстрациями.

Для дошкольного и младшего школьного возраста