Константин Аксаков: биография, деятельность и интересные факты. Значение аксаков константин сергеевич в краткой биографической энциклопедии. Другие биографические материалы

Аксаков Константин Сергеевич - русский публицист, поэт, критик, историк и языковед, один из ведущих идеологов славянофильства.
Биография Аксакова Константина Сергеевича – молодые годы.
Аксаков Константин Сергеевич родился 29 марта 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода.
Характерная семейная обстановка, в которой вырос старший сын Сергея Тимофеевича, оказала огромное влияние на Аксакова и способствовала развитию у него впоследствии таких качеств, как любовь к природе и сострадание крепостным, уважение к их труду, оптимистическое отношение к помещичьему быту.
До 9 лет Аксаков рос в деревне, затем в 1826 году переехал в Москву. В возрасте пятнадцати лет в 1832 году Аксаков поступил учиться в Московский университет на словесный факультет. Там Аксаков, воспитывавшийся среди идей славянофильства, примкнул к кружку славянофилов. Курс обучения окончил в 1835 году.
В 1838 году Аксаков поехал за границу, но через пять месяцев вернулся, не выдержав разлуки с отчим домом, после чего жил в Москве почти безвыездно. Тогда же состоялась единственная попытка Аксакова сблизиться с женщиной, которая была неудачной. Всю свою жизнь он прожил холостяком, а самым сильным чувством в его личной жизни была нежная любовь и глубокая привязанность к отцу.
В 1841 Аксаков впервые столкнулся с давлением цензуры, защищая диссертацию на степень магистра русской словесности «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Его заставили изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде, в результате чего Аксаков перепечатывал свою работу. Эта диссертация среди других его филологических работ выделяется воззрениями гегелианского периода. Остальные филологические работы Аксакова рассматривают русский язык со стороны «самобытного воззрения» и недопущения в нем иностранной грамматики.
Впоследствии не раз цензура жестко притесняла Аксакова. После публикации в 1846 году его статьи о «Богатырях князя Владимира» в «Московском сборнике» Аксакову вместе с другими авторами «Сборника» поставили условие издаваться после проверки всех материалов Главном управлением цензуры в Петербурге. Написанная Аксаковым драма «Освобожденная Москва» также была запрещена сразу после первой постановки.

Творческая биография Константина Сергеевича Аксакова весьма обширна. Аксаков часто публиковал материалы своих историко-филологических исследований: «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Еще несколько слов о русском воззрении», записка царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Также Аксаков был автором критических статей во многих печатных изданиях. Аксаков писал статьи о произведениях таких великих писателей, как Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др., и создавал труды по русской грамматике.
Аксаков писал драмы и стихотворения, как собственные, так и переводные: «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем», «Освобожденная Москва». Наиболее известные переводы Аксакова – произведения И.В.Гёте, Ф.Шиллера, А.Мицкевича. Полное собрание сочинений Аксакова Константина Сергеевича было издано его младшим братом Иваном Сергеевичем.
Текст одного из известных поэтических произведений Аксакова «Мой Марихен так уж мал» был положено на музыку П.И.Чайковским (детская песня «Мой Лизочек»).
Биография Аксакова Константина Сергеевича – зрелые годы.
В 1857 году Аксаков стал неофициальным редактором газеты «Молва». Взгляды его на состояние русского общества, находившие отражение на страницах издания, поражали дворянскую публику (статья «Публика – народ», в которой Аксаков применил сравнение «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»).
Биография Аксакова не содержит много внешних фактов, однако склад его жизни проясняет многие моменты в его мировоззрении. Аксаков был приверженцем консервативных взглядов и считал, что для России самой лучшей формой правления будет православная монархия и патриархально-общинный быт. При этом он полностью исключал возможность влияния на развитие России извне, отстаивая самобытность российского народа.
Важной страницей в биографии Аксакова является его приверженность славянофильскому учению. Аксаков создал свою общественно-политическую теорию: он осуждал революционные движения и отвергал возможность концентрации интересов российского народа на политике и власти. Подлинные ценности русского народа, как считал Аксаков, лежат в духовно-религиозной сфере, государственная и политическая жизнь для него имеет второстепенный характер.
Аксаков ратовал за отмену крепостного права и свободу слова «устного, письменного и печатного всегда и постоянно». Его политическим идеалом была такая государственная система, при которой правительство в своей работе учитывает народное мнение, а сам народ не вмешивается в дела государства, так как иначе он «изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно».
Такая система государственного устройства, по мнению Аксакова, была возможна только при православной самодержавной монархии. В то же время Аксаков осуждал многие моменты общественно-политической ситуации в самодержавной России: крепостное право и коррупцию чиновников, земельную политику государства.
Последний год своей жизни Константин Сергеевич Аксаков провел в путешествии по славянским землям вместе со своим младшим братом Иваном Сергеевичем, встречаясь с западными и южными представителями славянства, видными политическими и литературными деятелями.
Самым сильном чувством Аксакова за всю его жизнь была его привязанность к отцу, поэтому вскоре после его смерти у Константина Сергеевича развилась тяжелая болезнь, от которой он умер на острове Занте в Греции 7 декабря 1860 г..



Старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 29-го марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г. К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца". Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. "Между детскими годами и зрелым возрастом, - говорит И. С., - почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. у К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался". Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15-ти лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С 12-ти лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение". Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров - Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин - внесли новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832-1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. - словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича". В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и др. В 1833-1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях" (День", 1862 г., №№ 39- 40). Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.) К. С. Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами - и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в "Руси" 1881 года). Вообще жизнь К. С. Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, К. С. Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 г. только что кончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, в которых сотрудничал Белинский - "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе". К. С. Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и "Молве". После смерти его много стихотворений напечатано в "Дне", "Руси" и "Русском Архиве". В начале тридцатых годов К. С. Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем!" (напечатана она была в 1858 г.). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был проф. M. T. Каченовский. Как эта комедия, так и два других драматических произведения К. С. Аксакова - "Освобождение Москвы в 1612 году", драма в 5-ти действиях, появившаяся в 1848 году и только один раз игранная в декабре 1850 г. в бенефис Леонидова, а затем снятая с репертуара, и комедия "Князь Луповицкий", писанная в 1851 году и напечатанная в 1856 году в приложении к "Русской Беседе", а в 1857 г. в Лейпциге - имеют цели не художественные, а дидактические и важны вообще для характеристики тех или иных воззрений автора. То же самое можно сказать и про его оригинальные стихотворения, в которых он постоянно является публицистом. В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души" и в "Москвитянине" того же года, в № 9 ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи К. С. Аксакова по литературе, с подписью Имрек , появились в "Московском Сборнике" 1846 года: 1) о сборнике гр. Соллогуба "Вчера и сегодня", 2) о книге проф. Никитенко "Опыт истории русской литературы"; 3) "О петербургском сборнике" Некрасова, - и затем уже в пятидесятых годах несколько статей в "Русской Беседе" - "Обозрение современной литературы", 1857 г., кн. I, "О повести г-жи Кохановской После обеда в гостях ", 1858 г., кн. 4, "О переводе Кронеберга летописи Тацита", ibid., - и одна большая в "Молве" - "О сочинениях Жуковского", 1857 г., № 11. В "Русской Беседе", начавшей выходить с 1856 г., К. С. Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 г. редактировал еженедельную газету "Молва", где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы К. С. Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений, из которого первый том, как и другие тоже под редакцией и с предисловием И. С. Аксакова, появился в 1861 году, второй - в 1875 г. и, наконец, третий в 1880 г. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. Так, между прочим, здесь появилась впервые статья о "Богатырях князя Владимира", приготовленная для "Московского Сборника" 1853 года, возобновленного еще в 1852 году (когда была напечатана в нем статья К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в частности"). Но этот том был запрещен цензурой в полном составе, состоялось распоряжение "всем главным участникам - братьям Аксаковым, кн. Черкасскому, Хомякову, Киреевским не иначе печатать свои статьи, как проведя их через Главное Управление цензуры в Петербурге" и, кроме того, все сотрудники сборника были отданы под полицейский надзор (см. "Русский Архив", 1878 г., № 11, рассказ редактора "Сборника" И. С. Аксакова). В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома "Истории России" Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности", "Краткий исторический очерк земских соборов", "О состоянии крестьян в древней России", "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным" и др. В этих статьях К. С. Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой, что русский народ шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства; что, наконец, русскому народу принадлежит особое, высокое и беспримерное, положение во всемирной истории как носителю христианских добродетелей. II и III тома заняты сочинениями филологическими, причем весь третий посвящен "Опыту русской грамматики"; во II томе обращает особенное внимание критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка" Ф. И. Буслаева. Ученая критика в лице И. И. Срезневского ("Изв. Имп. Акад. Наук", 1860 г., т. 9, вып. I) филологические сочинения К. С. Аксакова ставит ниже его исторических трудов. В заключение следует еще поименовать ряд публицистических статей, напечатанных в "Русской Беседе" и в "Молве" при жизни автора, и в "Руси" после его смерти. В "Беседе" - "О русском воззрении", 1856 г., кн. І и II, и "Примечания на народную повесть о бражнике", 1859 г., кн. 6; в "Молве" - по поводу статьи В. Ламанского "О распространении знаний в России", 1857 г., № 10, "Замечания на статью Даля о народной грамотности", ibid., № 35, ряд передовых статей. Из посмертных же статей особенно замечательна напечатанная в "Руси", 1881 г., №№ 26-28, записка "О внутреннем состоянии России", поданная в 1855 г. через графа Блудова только что вступившему тогда на престол Императору Александру II. К. С. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (одном из семи Ионических островов), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, летом 1860 г. Для характеристики нравственной личности К. C. Аксакова особенно важны воспоминания о нем Н. Бицына, появившиеся в "Русском Архиве".

"Н. Бицын" - псевдоним Николая Михайловича Павлова, автора многих исторических и критических статей, сотрудника "Руси", ныне живущего в своем имении Каширского уезда; свои воспоминания об Аксакове он поместил в № 4 за 1885 г. "Русского Архива". "Очерк семейного быта Аксаковых" в приложении к І тому писем И. С. Аксакова. - Венгеров, "Критико-биографический словарь", вып. 5, 6 и 7; на стр. 201-й пятого выпуска приведена библиография статей биографических и критических по поводу разных произведений. Для оценки всей деятельности К. С. Аксакова важны статьи: Н. Костомарова - "О значении критич. Трудов К. Аксакова по русской истории" ("Рус. Слово", 1861 г., № 2, стр. 1-28), "Московское Словенство" ("Современник", 1862 г., №№ 1 и 2), К. Н. Бестужева-Рюмина - "Славянофильское учение и его судьба в русской литературе" ("Отечественные Записки", 1862 г., №№ 1, 2 и 3), предисловия И. С. Аксакова к трем томам полного собрания сочинений брата. А. Пыпина - "Характеристики литерат. мнений с 1820 по 1850 гг.", его же - "Константин Аксаков" ("Вестник Европы", 1884 г., №№ 3 и 4), Op. Ф. Миллера - "Учение первоначальных славянофилов ("Рус. Мысль", 1880 г., № 1).

С. Трубачев.

{Половцов}

Аксаков, Константин Сергеевич

(1817-1860) - известный публицист-славянофил, сын Сергея Тимофеевича и брат Ивана Сергеевича А. В 30-х гг., будучи еще студентом Московского ун-та, А. примкнул к кружку Станкевича, около 1840 перешел в кружок Хомякова и др. Внешняя жизнь А. вся сводится к участию в кружковых спорах и литературной деятельности, очень разнообразной: А. работал по рус. истории и филологии, а кроме того писал публицистические и критические статьи, стихотворения и драмы. Общественно-исторические взгляды А. стоят в теснейшей связи с настроениями той части помещиков-барщинников 40-60-х гг., которая была заинтересована в реформе крепостного хозяйства на капиталистических началах, но в то же время страшилась результатов развития в России промышленного капитализма и связанного с ним обострения классовой борьбы. Для А. Россия и Европа - два разных мира: история России ни в чем не похожа на западноевропейскую. В рус. истории, вместо классовой борьбы, как на Западе, А. усматривает стремление к "согласию" и "христианское смирение". Русский народ в изображении А. - народ не государственный, не политический. Он предоставляет всю полноту власти добровольно признанному им правительству, а себе оставляет "свободу духа и жизни" и "силу мнения". Такое толкование истории подсказано классовым инстинктом поместного дворянства: трепеща перед возможной народной революцией, оно стремилось создать убеждение, что рус. истории не свойственны революционные пути и что помещики всем ходом исторического процесса гарантированы от покушений крестьянства на самодержавную власть. Этим же объясняется возмущение А. диалектикой Гегеля, революционное значение которой он хорошо понимал. Особенности "русского духа" лучше всего выражаются, по мнению А., в созданной русским народом с незапамятных времен общине, которую А. понимает как "союз людей, отказывающихся от своего эгоизма", - союз, основанный на "нравственном законе". Этот восторг перед общиной выражал в скрытой форме взгляды определенных помещичьих кругов.

Помещики, главным образом, центральной и восточной России в годы, предшествующие реформе 1861, возлагали на сельскую поземельную общину особые надежды. Они надеялись, что после юридического освобождения крестьян общину с ее круговой порукой можно будет легко и надежно использовать для обеспечения помещику получения прибавочного продукта от освобожденных крестьян. Положительное значение исторической теории А. заключается в том, что она, выдвигая на первый план самодеятельность земли, отрицала первенствующую роль государства в историческом процессе, которую приписывали государственной власти Б. Чичерин и С. Соловьев. А. была сделана попытка применить свою теорию к политической практике в "Записке о внутреннем состоянии России", поданной им Александру II в 1855: он рекомендует царю сохранить в полной нерушимости свое самодержавие и лишь время от времени созывать "земский собор", чтобы узнать мнение "земли". Но это мнение должно иметь лишь совещательное значение и вовсе не обязательно для царя. Обычно же правительство может узнавать мнение народа из печати, которой нужно дать относительную свободу. В условиях самодержавного режима, печать - в схеме А. - должна была служить средством для выявления перед "земским царем" "нужд народа" (читай: помещиков и смежных с ними социальных групп). Теми же идеями, какими проникнута публицистика А., полны и его филологические работы: он старается, вопреки фактам, доказать полную самобытность рус. языка и народной поэзии, и поэтому научного значения его изыскания не имеют. Более любопытен А. как литературный критик, т. к. он задолго до публицистики 60-х гг. провозгласил чисто служебное значение искусства, которое он вполне подчиняет общественным интересам. Относясь отрицательно к политической борьбе, А. не намеревался, однако, отказываться от такого мощного орудия власти над массами, как искусство. Собственные поэтические произведения А. не показывают в нем художественной одаренности: поэзия его - рифмованное изложение публицистических тем, обычных для всего его славянофильского мировоззрения.

Лит.: Аксаков К. С., Полн. собр. сочинений, 3 тт., М., 1861, 1875, 1880; Венгеров, С. А., Передовой боец славянофильства. Очерки по истории рус. лит., СПб., 1907; Костомаров, Н. И., О значении исторических трудов К. С. Аксакова по рус. истории, СПб, 1861; Пыпин, А. П., Характеристика литературных мнений от 20-х до 50-х гг.; Венгеров, С. А., Критико-биографич. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПб, 1889; Покровский, М. Н., Русская история в самом сжатом очерке (дополн. очерк "Кем и как писалась рус. история до марксистов", во 2 и след. изд.).

М. Клевенский.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Аксаков, Константин Сергеевич" в других словарях:

    АКСАКОВ Константин Сергеевич русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова … Философская энциклопедия

    - (1817 60), рус. публицист, критик, поэт, один из идеологов славянофильства (см. Славянофилы). Сын С.Т.Аксакова. Л. познакомился с А., по видимому, через Ю.Ф.Самарина, с к рым оба были в дружеских отношениях; оба были гостями на именинном обеде в… … Лермонтовская энциклопедия

    Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей славянофильского направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии, умер 7 декабря 1860 года на острове Занте. Биография А. не… … Биографический словарь

    - (1817 60) русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии … Большой Энциклопедический словарь

    Русский публицист, историк, филолог, поэт. Сын С. Т. Аксакова. Окончил словесный факультет Московского университета (1835), участвовал в кружке Н … Большая советская энциклопедия

Константин Сергеевич Аксаков – известный русский историк и публицист славянофильского толка. Он родился в 1817 г. в селе Аксакове, Оренбургской губернии, умер в 1860 г. на греческом острове Занте (Закинфе). Сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова , Константин Сергеевич вырос в деревне, окруженный привольной природой и патриархальными крестьянами, а с 9-летняго возраста (когда его родители в 1826 г. окончательно переселились в Москву) – в обстановке хлебосольной и широкой жизни, крепко державшейся старорусских заветов. Матерью Константина Сергеевича была Ольга Семеновна, урождённая Заплатина, женщина прямодушная и горячая патриотка. По отзыву Ивана Сергеевича Аксакова , написавшего биографию своего брата, этот последний унаследовал от матери нравственные свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин.

Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича , в состав которого входили Белинский , Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин , Шевырев и Погодин , а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым , Иваном и Петром Киреевскими.

Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К 1838 г. относится 5-месячное пребывание Аксакова в Берлине, не выдержав одинокой и самостоятельной жизни за границей, Аксаков вернулся в родной дом, где жил в кругу страстно любимого отца и приятелей жизнью ученого, чуждого всяких сердечных увлечений. В 1847 г. Аксаков защитил магистерскую диссертацию: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», посвященную изложению взглядов Гегеля на историю литературы и обзору русского языка до Ломоносова . В «Московском Сборнике» 1852 г. была помещена статья Аксакова «О родовом быте у славян вообще и у русских в частности», сделавшая эпоху в русской литературе в качестве опровержения взглядов Соловьева и Кавелина на родовой быт древней Руси и замены их учением об общинно-вечевом укладе славянской истории.

Константин Сергеевич Аксаков

В декабре 1850 г. Константин Сергеевич Аксаков поставил на московской сцене патриотическую драму «Освобождение Москвы», в 1612 г. снятую с репертуара на другой день после представления за выраженную в пьесе мысль, что Москву освободил народ, а не бояре. За статью: «Богатыри князя Владимира », помещённую в «Московском Сборнике» за 1853 г., не пропущенном цензурой, автор вместе со многими другими был отдан под полицейский надзор и на время вынужден отказаться от печати, в которой выступил снова с 1856 г., когда принял горячее участие в новооснованном журнале «Русская Беседа ». В 1857 г. Аксаков сам редактировал еженедельную газету «Москву», в которой помещал много небольших статей. К концу 1850-х гг. относится появление в печати комедии: «Князь Липовицкий» (1856, затем в Лейпциге, 1857), написанной в 1851 г. и изображающей превосходство народной мудрости, унаследованной от древних времен и имеющей своим источником православие, над западным мировоззрением «оторванной» от земли интеллигенции. В 1858 г. вышла в Петербурге незначительная драматическая шутка в 3 действиях «Олег под Константинополем », написанная в начале 1830-х годов в пику скептикам, сомневавшимся в самом существовании Олега.

Влечение Константина Аксакова к теоретическим построениям направило его мысль к филологическим и историко-философским трудам; и те, и другие отмечены публицистическим стремлением доказать национальную исключительность русского племени. В трудах по грамматике: «Опыт русск. грамматики», «О русских глаголах» (М. 1855) Аксаков стремился освободить наш язык «от наложенного на него ига иноземной грамматики», доказать, что русские грамматические формы совершеннее форм других языков. Важнее – сочинения Аксакова по русской истории. В статье, наиболее полно выражающей взгляды Аксакова: «Об основных началах русской истории» (Собр. соч. 1861 г. т. I), Аксаков резко отделяет землю (народ) от государства (власти) и утверждает, что между ними постоянно существовали отношения добровольных уступок. Русский народ никогда не был глубоко проникнут язычеством; он крестился легко и без борьбы. У него не было пороков, но были грехи, в которых народ постоянно каялся. «История русского народа есть единственная во всем мире история народа христианского не только по исповеданию, но по жизни своей, по крайней мере, по стремлению своей жизни». Напротив, Запад представлялся Константину Аксакову «отвратительным явлением». Прямота и одушевление, с которым провозглашались эти взгляды, составляли отличительные признаки всего характера Аксакова. В 1859 г. умер отец Аксакова, Сергей Тимофеевич. Константин Сергеевич, обладавший дотоле железным здоровьем, не перенес его смерти и стал медленно таять. Он умер одиноко на острове Занте, куда по настоянию врачей переехал за несколько дней до смерти. Собрание сочинений его (т. I – III) подготовлена И. С. Аксаковым и снабжено его примечаниями. Оно осталось неоконченным.

Аксаков принадлежит к числу четырех главных теоретиков славянофильской школы в её первоначальном чистом виде, причем Хомяков и Иван Киреевский создали религиозно-философскую доктрину этой замечательной школы, тогда как на долю Аксакова и Юрия Самарина выпало её историческое и политическое обоснование. Политическое – более на долю Самарина, историческое – преимущественно на долю Аксакова. Ранее Самарина выступивший на поприще умственной деятельности, Аксаков долго являлся в составе школы главным представителем светской стороны славянофильского учения. После смерти К. С. Аксакова много его стихотворений было напечатано в «Руси», «Дне», «Русском Архиве» и других изданиях.

В текущем году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского философа, драматурга, лингвиста и поэта. Константин Аксаков прожил всего лишь 43 года.

Он являлся видным деятелем движения славянофилов России начала - середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостным рабством. От деда, суворовского генерала, Константину достались личностные качества: патриотизм и пылкость.

Детство, юношество

Род Аксаковых происходил от варяга, служившего киевским князьям. Еще в допетровской Руси в нем были дворяне, «государевы люди». 29.03.1817 года в деревне Аксаково Оренбургской губернии родился Константин его детских лет связана с поместьем отца, Сергея Тимофеевича, писателя и литературного критика. Из-под пера родителя вышли чудесные сказки «Городок в табакерке», «Аленький цветочек». У Константина были младшие брат Иван и сестра Вера, они дружили между собой.

Семья Аксаковых в быту придерживалась старорусских традиций. Константин воспитывался в духе хлебосольства и широкой жизни. В 1826-м Аксаковы переехали в Москву.

Студенческие годы

Константин Аксаков получил среднее образование в пансионате Погодина. Еще в подростковом возрасте проявились его жажда к знаниям и литературный талант. Юноша был идеалистом, человеком непрактичным и немеркантильным. Пятнадцатилетним он поступил на словесное отделение Московского университета, на кафедру профессоров Победоносцева, Надеждина.

В студенческие годы будущий публицист вместе с Виссарионом Белинским, Иваном Тургеневым, Василием Бакуниным, Василием Боткиным участвовал в кружке немецкой философии писателя Станкевича, затем - в обществе славянофилов Самарина, Хомякова. Атмосферу этих собраний отобразил в романе «Рудин». Молодым людям претила атмосфера казенного псевдопатриотизма, они искали в философии простоту и искренность. Себя со студенческой скамьи и до последних дней Аксаков называл «славянофилом и гегельянцем».

Магистерская работа Константина Сергеевича представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе. Цензурный комитет долго не принимал ее, принуждая студента делать правки. С молодых лет у начинающего критика начались проблемы с официальной цензурой. Пытливый аналитический ум Аксакова был высоко оценен, ему предложили ученую карьеру в Киеве. Однако уезжать из Москвы молодой человек не собирался.

Поэзия

Первые стихи Аксаков Константин публиковал в журналах «Отечественные записки», «Телескоп», «Московский наблюдатель». Поэзия Аксакова культивировала идеалы романтизма, свойственного Гете, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания и отличиям от державопоклонных од.

Его читателям запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств.

Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков. Стихи его - «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима» - одновременно возвышенны и просты. Умеет поэт душевно писать и о малой родине, и о любви. В его стихах ощущается уют сельского дома, очарование русской природы. Искренны и просты его стихотворения «А.В.Г.», «Тяжело на душе».

Позже П. И. Чайковский написал музыку на один из его измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок.

Проза Аксакова

Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе романтизма и с неоспоримым талантом. Работая над ними, славянофил превращался то в философа, то в лирика. Например, в повести «Бражник» он создал картину Страшного суда над почившим весьма достойным человеком, не пьяницей, но бражником.

Интересна своим художественным замыслом повесть «Облако». В ней мы вначале знакомимся с одухотворенным и мечтательным отроком Лотарием Грюненфельдом, проводящим время за созерцанием природы. Затем он предстает перед читателем молодым человеком, уже не столь безгрешным. Лотарий разучился видеть хорошее в людях, равнодушие затронуло его чувства. Но когда в его жизни встретилась девушка, полюбившая его, то все наносное как будто смыло светлыми воспоминаниями детства об одухотворенной природе, о высоком чистом небе с облаками.

Написание пьес

В 40-е годы Константин Аксаков создал несколько произведений для театра. Драматические произведения Константин Сергеевич писал под псевдонимом Еврипидин, среди них «Князь Луповицкий», «Освобождение Москвы», «Почтовая карета».

В драме «Освобождение Москвы» Константин Сергеевич показал роль народа главной в деле освобождения столицы от польских завоевателей. Данный спектакль запретили сразу после премьеры в Малом театре. Впрочем, драматургом Аксаков был посредственным, его пьесы отличались умозрительностью, их идейность превалировала над художественностью. Особенной популярностью у публики они не пользовались.

Литературная критика

Поприще литературной критики оказалось для Аксакова более успешным. Константин Сергеевич писал о том, что волновало его современников - образованных людей России. Он издал брошюру по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где написал об эпичности произведения, о правдивости изображения в нем помещичьих психотипов Ноздрева, Манилова, Собакевича. Однако самым главным в поэме Николая Васильевича Аксаков считает «русскость», «дух и образ великого, могучего пространства». Он также упоминает удивительный по художественной силе и метафоричности гоголевский образ вечной русской песни, которая, не умолкая, вечно летает над огромной державой, слышная то в одном месте, то в другом.

Аксаков в журнале «Московитянин» диспутировал с по этому же произведению Николая Васильевича. Его визави считал слабостью произведения «попытки Гоголя предстать национальным пророком», а лиризм поэмы назвал неуместным. Константин Сергеевич, для которого народная идея всегда была первейшей и главнейшей, не мог промолчать в такой ситуации.

Историческая публицистика

В 1847-1852 гг. из-под его пера выходят в свет рецензии на «Историю России» профессора С. М. Соловьева. В них ощущается трепетное отношение к судьбам Родины как к живой памяти, вестнику старины, учителю жизни. Публицистическое произведение Аксакова настолько глубоко комментирует «Историю», что в гимназиях их изучали одновременно. Впрочем, если своей статьей герой нашего повествования популяризует профессора Соловьева, то в стихотворной форме он уже дружески подтрунивает над ним:

Идеолог движения славянофилов

Московский дом Аксаковых в конце 40-х годов слыл литературным салоном, который посещали Тургенев, Гоголь, Погодин, Белинский, Загоскин.

В 38-летнем возрасте Аксаков Константин Сергеевич написал мемуарное произведение «Воспоминания студенчества», а также «О внутреннем состоянии России». В этих работах критик презентовал взгляды на социальное и государственное устройство Родины. Он полагал, что первичной социальной общностью для России является крестьянская община. Славянофильская политическая платформа базировалась на понятиях «земли» и «государства», при помощи которых обосновывался особый исторический путь России.

Аксаков усматривал антагонизм между государственной царской властью и земским (общественным) началом. Имперской власти Константин Аксаков определил лишь функцию «охранения народной жизни» и защиты. По мнению Константина Сергеевича, неотъемлемыми реквизитами российского общества должны быть суверенные права народа: печати, слова, мнения. Причем они не могут ограничиваться или же регулироваться государством.

«История пошла путем неверным»

Во взглядах славянофилов на историю России выразилось мнение о трагическом ее изломе императором Петром I, искусственно возвысившим государство над социумом. Именно в таком неестественном статусе державы-идола Аксаков Константин усматривал грядущие язвы российского общества: взяточничество, крепостное рабство, церковный раскол.

Свои взгляды Аксаков изложил в письме Александру II, впоследствии издавшему указ об отмене крепостного права и этим заслужившему эпитет «Освободитель».

Критика западной демократии

Произведения Константина Аксакова, в частности статья «Голос из Москвы» 1848 года, отрицают ценность революционного опыта Европы для России. Он критиковал опыт западных демократий за «обоготворение правительства», чрезмерную политизацию общественной жизни. Коренной же интерес российского общества, по мнению Аксакова, лежала в области духовно-религиозной.

Еще одна его работа - «О русском воззрении» - расставляет все точки над I в проблеме «национальное - гуманистическое». Публицист обосновывает право культурного и социального суверенитета русского народа, который имеет право не копировать западную демократию. Примечательно, что философ и писатель на практике применял свою прорусскую позицию. Он, житель столицы, носил бороду, одевался в зипун и ермолку (крестьянскую зимнюю шапку).

Последние годы жизни

Казалось бы, жизнь удалась. Авторитетом в научных, политических и писательских кругах пользовался Аксаков Константин Сергеевич. Биография его свидетельствует о множестве единомышленников. Дом Аксаковых по-прежнему является модным московским литературным салоном. В него вхожи Лев Толстой, Тарас Шевченко, Иван Тургенев...

Все разрушилось в один день. В 1859 году у Аксакова умер отец, Сергей Тимофеевич. Сын крайне тяжело перенес утрату, будучи душевно привязанным к родителю. Имея от природы крепкое здоровье, он просто на глазах исхудал, ослаб и заболел туберкулезом. Через полтора года после смерти папы Аксаков Константин Сергеевич умер, пребывая на лечении на средиземноморском острове Зант.

Его похоронили на кладбище Симоновского монастыря, рядом с могилой отца. В XX веке Аксаковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Заключение

Убежденным славянофилом вошел в историю Константин Аксаков. Биография (краткая в нашем изложении, но такая богатая на самом деле) его содержит сведения о многих чудачествах. Он отказывался в своем быту от западного, при этом носил крестьянский наряд, который в XIX веке уже практически вышел из употребления. Друзья подтрунивали над ним, но понимали: для Константина Сергеевича это очень важно. Его рассуждения и взгляды отличались общинной моралью. Он ратовал за возвращение в общественную жизнь России уничтоженных имперской властью нетленных моральных ценностей.

При этом философ и писатель был нелицемерен, принципиален и честен. Гегельянец и славянофил Аксаков не признавал ни имперской идеологии, ни прозападной. Люди, и даже оппоненты, его уважали и ценили. Он не написал, подобно Льву Толстому, Николаю Гоголю, Ивану Тургеневу, эпохальных произведений, однако был верным и надежным другом для всех них. Константин Аксаков чутко и глубоко понимал был известным ученым-лингвистом, одним из самых видных специалистов в области

Константин Сергеевич Аксако в родился 29 марта (10 апреля) 1817 года, в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца". В четыре года Константин выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. Читал в детстве Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до пятнадцати лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии.
Особенно любил Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С двенадцати лет в нем сказалось литературное дарование: в свои исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение".
Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров - Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин - внесли новый дух в университетское преподавание. С другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических.
Во время пребывания Аксакова в университете (1832-1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам Аксаков и другие - словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича". В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и другие. В 1833 -1840 годах Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях".
Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами и они навеки прекратили отношения (письма Белинского к Аксакову напечатаны в "Руси" 1881 года).
Вообще жизнь Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства. Поэтому дальнейшая биография, а, пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ.
Поселившись в Москве, Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 году только что окончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, с которыми сотрудничал Белинский - "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе". Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и "Молве".
После смерти его много стихотворений напечатано в "Дне", "Руси" и "Русском Архиве". В начале тридцатых годов Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем!" (напечатана она была в 1858 году). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был профессор Каченовский.
В 1842 году Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души" и в "Москвитянине" того же года ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в "Московском Сборнике" 1846 года (о сборнике Соллогуба "Вчера и сегодня", о книге Никитенко "Опыт истории русской литературы", о "Петербургском сборнике" Некрасова).
В "Русской Беседе", начавшей выходить с 1856 года, Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 году редактировал еженедельную газету "Молва", где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития.
Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений. Первый том появился в 1861 году, второй - в 1875 и, наконец, третий в 1880. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома "Истории России" Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности", "Краткий исторический очерк земских соборов", "О состоянии крестьян в древней России", "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным". В этих статьях Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой. Русский народ, по мнению Аксакова, шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (Греция), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, в декабре 1860 года.