Питание детей в детском саду. Питание в детском саду

Мы уверенны, что прежде, чем отдавать ребёнка в такое учреждение, родители узнают обо всех аспектах жизни малыша вне дома, а именно: обстановка, условия пребывания, квалификация воспитателя, режим и т. д. Но есть одно условие, которое интересует всех родителей – это питание детей в садике. Давай поговорим подробно об этой наболевшей теме.

Прежде всего узнай о том, как и как пройти медкомиссию для поступления в детский сад .

Организация питания в детском саду

Прежде всего необходимо сказать, что существуют как государственные,так и частные учреждения такой направленности. Но все они подчинены такому органу как районные или областные отделы образования, и их деятельность регламентирована Конституцией Украины и Законом Украины о дошкольном образовании от 11.07.2001 №2628-III ст.35.

По поводу питания выделим несколько основных фактов:

  • Список продуктов для питания детей составляется и согласовывается исполнительной властью посредствам тендерных закупок. То есть различия в продуктах в разных государственных садиках могут быть минимальные в связи с практически одинаковыми списками поставок.
  • Ответственность за наличие и качество продуктов питания (независимо от формы садика – государственный или частный) лежит на органах управления образования и органах охраны здоровья.
  • Взимается плата за питание ребенка в садике (все зависит от формы собственности учреждения), бесплатное питание доступно отдельным категориям семей (многодетные, сироты, полусироты, дети-инвалиды и т. д).

Итак, как же организован процесс питания в дошкольном заведении?

  1. Режим питания полностью зависит от работы учреждения. В большинстве детских садов 4-х или 5-ти разовое питание. Но есть садики с пятидневным проживанием или интернат-садики, тогда там может быть и 5-ти, 6-ти разовое питание (добавляют поздний ужин). По нормам развития детей соответственного возраста (2 – 6 лет) полезно получать еду через каждые 3 – 4 часа.
    Рекомендованный график приема пищи:
    Завтрак: 8.30 – 9.00
    Обед: 12.00 – 12.30
    Ужин: 16.00 – 16.30
    При расширенном питании может быть еще и второй завтрак, и полдник, и второй ужин.
    У каждого ребенка определено свое место за столиком как для еды, так и для занятий, чтоб детки не путались.
    Все занятия стараются так планировать, чтоб приемы пищи былы в одно и тоже время.
  2. Отдельным условием стоит создание оптимального питьевого режима. То есть вода должна быть в достаточном количестве в группе. Ребенок должен знать об этом и иметь возможность попить в любое время своего нахождения в группе. Как правило, родители хотят быть уверенными в качестве и чистоте воды, поэтому на собрании сразу оговаривают наличие и закупку таковой.
  3. Работники, которые организовывают питание малышей, должны иметь соответствующую квалификацию и допуск к работе в виде пройдённого медицинского обследования (наличие действующей медицинской книжки).
  4. Воспитатели должны обращать внимание на культурно-гигиенические навыки воспитанников.
  5. Обязательна информированность родителей о системе питания в садике. Часто родители позволяют малышу многие шалости в питании, а потом грешат на садиковскую еду. Желательно сильно не отступать от режима питания на выходных, а то это может быть одной из причин, почему ребенок не ест в детском саду и не хочет туда идти – дома мама дает вкусные сладости, пирожные, а в садике опять каша. Мы не призываем лишить малышей радости и следствий родительской любви и заботы, но все хорошо в меру. Кстати, об оптимальной подстройке домашнего режима к садиковскому прочти .
  6. Родители имеют возможность ознакомится с меню. Утром, когда ты приводишь ребенка в группу, на доске объявлений ты видишь актуальный перечень блюд на сегодня. Скажем по секрету, приблизительное меню составляется на 2 недели вперед.
  7. Приоритет имеют сезонные продукты, особенно фрукты и овощи. Запрещено использование уксуса, кофе.
  8. Продукты предоставляет компания в зависимости от срока их реализации. Например, мясные блюда могут готовить 3 – 4 раза в неделю, а рыбные – 1 – 2. Соответственно, поставки этих продуктов могут осуществляться 2 – 3 раза в неделю. А вот заказы на продукты подают, как правило, на месяц вперед, потом могут лишь немного корректировать список в зависимости от сезонности продуктов.
  9. Выдача блюд малышам может проходить только после пробы медсестры или лица, который ее заменяет. Снятие пробы не делают для продуктов промышленного производства. Контроль питания в детском саду производится непосредственно директором и медицинским работником учреждения.
  10. Воспитатели имеют право в ненавязчивой форме предлагать еду ребенку, но ни в коем случае не кричать и не заставлять есть.
  11. Проверка адекватности и правильности питания оценивается по анализу физического развития детей.
  12. В профильных садиках (садики по специфике заболевания) особое место уделено диетам №5, №7, №8. Блюда готовят тушеные, вареные, запечённые)

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Цели проекта:

1. Формирование у дошкольников представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации здорового питания.

2. Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада.

Задачи проекта:

1. Развитие у детей интереса к познанию окружающего мира.

2. Ознакомление детей с полезными свойствами овощей, витаминов и их значением для организма человека.

3. Создание условий для поощрения и поддержания детской инициативы, сотворчества детей и взрослых.

4. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации знаний с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.

Сроки реализации: 6 месяцев. Работа по реализации спланирована в 4 этапа.

Посещение детского сада это новый период в жизни ребенка, а адаптация к новым условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Ребенок раннего возраста в период адаптации часто отказывается от еды. Анализ родительских опросов показывает, что один из самых тревожащих вопросов для них - что кушает ребенок в детском саду.

О том, что правильное питание - залог здоровья, знает каждый из нас. Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов - это несоблюдение режима питания детей дома. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры питания детей надо начинать с взрослых.

Идея разработки и реализации проекта «Правильное питание - залог здоровья» есть следствие обсуждения с родителями меню дошкольников в ДОУ.

Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. В процессе работы над проектом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.

I этап - целеполагание. Воспитатель выносит проблему на обсуждение родителям. Самой обсуждаемой темой вызывающей большой общественный резонанс, является вопрос детского питания.

Форма: Родительское собрание «О чем волнуются родители?».

II этап - разработка совместного плана действия по подбору форм и методов достижения цели.

  • Анкетирование родителей «Питание в семье».
  • Оформление памяток для родителей: «Это следует знать».
  • Проведение родительского собрания на тему: «Организация детского питания».
  • Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

III этап - практическая часть.

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

Рассматривание овощей и фруктов.

Конструирование из строительного материала «Грузовик с овощами».

Рассматривание изготовленной книги «Овощи»

Анкетирование «Питание в семье».

Оформление памятки для родителей: "Это следует знать". Изготовление книжки «Овощи»

Речевое развитие

Загадывание загадок об овощах.

Чтение сказки «Репка»,

Н.Павлова «Земляничка»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: Фрукты - овощи»

Беседа по изготовленной книге «Овощи»

Приглашение родителей на плановые речевые занятия, к участию в мастер-классах.

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия на кухню

Рассказ медсестры о пользе фруктов и овощей

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: Фрукты - овощи»

Фотовыставка семейных фото: «Как мы кушаем»

Художественно - эстетическое развитие

Лепка «Морковка для зайчика», «Земляничка»

Аппликация «Фрукты и овощи»

Рисование «Ягоды»

Театрализованное представление «Хоровод овощей», «Мешок яблок»

Выставки детских работ

Досуг «Мешок яблок»

Физическое развитие

Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»

Практическая консультация «Правильное питание - залог здоровья»

IV этап - Подведение итогов проекта.

1. Круглый стол для родителей: «Витамины круглый год на столе».

2. Проведение опроса родителей по вопросам их отношения к организации питания в детском саду, о режиме питания в семье, обсуждение вопросов детского рациона в семье и детском саду.

3. Планирование работы по данному направлению в следующем году с учетом полученных результатов.

Продолжаем знакомиться с овощами с помощью альбома « Овощи » , который сделали родители.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин "Овощи - фрукты"»




Литература:

1. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.

3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.

4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что дети начали приносить утром в группу жвачки, сухарики, чупа-чупсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. В связи с этим был разработан проект «Здоровое питание», целью которого стало формирование у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей.
Для решения цели были сформулированы задачи проекта:
Информировать родителей об особенностях организации питания в детском саду;
Расширить знания детей и родителей о принципах здорового питания, продуктах полезных для здоровья;
Создать условия для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми в процессе выполнения творческих заданий.
Кроме того мы подробно продумали ожидаемый результат, который хотели бы получить после реализации проекта по следующим разделам:
1. Знания, умения и навыки родителей.
2. Знания, умения и навыки детей.

Мероприятия по реализации проекта включали в себя два направления работы: с родителями и с детьми, по обоим направлениям мы работали одновременно.
Прежде, чем начать работу по реализации проекта, мы провели анкетирование родителей, в котором приняли участие семнадцать семей (65%) и выявили следующие проблемы:
60% родителей не дают определение понятию «сбалансированный рацион», 40% родителей дают не совсем правильное определение понятию «сбалансированный рацион»;

60% родителей не знают принципов здорового питания, 40%- называют только один, два принципа;

В 50% семей молочные и овощные блюда готовят редко и однообразно.

Поэтому мы продумали разнообразные формы работы с родителями по решению данных проблем. Первоначальные представления родителей о принципах здорового питания были сформированы через такие формы работы, как — цикл бесед, плакат, наглядно-информационные формы работы и другие. Из цикла бесед родители узнали о пользе молочных продуктов, о пирамиде питания, о том стоит ли включать в рацион ребёнка сладости и какие. Медсестра рассказала о меню детского сада, какие нормы по каждому виду продуктов мы должны соблюдать. Об использовании фруктовых напитков с целью повышения иммунитета у детей родители узнали из информационных буклетов.
Яркий красочный плакат «Здоровое питание – основа процветания!» привлёк особое внимание не только родителей, но и детей.


Вместе с героями мультфильма «Смешарики» взрослые и дети смогли расширить свои знания о вредных и полезных продуктах, о режиме питания, о содержание в продуктах различных красителей, стабилизаторов, ароматизаторов. О том, как важно для полноценного развития детского растущего организма, использовать в рационе питания все группы продуктов, как правильно составить меню для ребёнка, родители смогли узнать из папки передвижки «Сбалансированный рацион питания». Силами родителей был изготовлен информационный стенд «Вкусно и полезно!». Семьи имели возможность красиво оформить рецепт любимого блюда и поместить его на стенде, для обмена опытом. Информация на стенде менялась еженедельно, стенд действовал в течение месяца. Родители вместе с детьми получили возможность проявить свои творческие способности при изготовлении рисунков и сочинений на тему «Весёлые сказки о здоровом питании» .


Для родителей группы мы провели родительское собрание «Здоровое питание детей. Витамины и полезные продукты». На котором родители поделились своим опытом составления меню выходного дня для своего ребенка. В игровом задании «рейтинг вредности» мы предложили родителям десять блюд, любимых детьми (пельмени, блины, колбаса, сок, куриная котлета, творожная запеканка), а родители определили места блюд в рейтинге вредности. После бурного обсуждения мамы и папы выбрали самый вредный продукт (колбаса) и самый полезный (свежевыжатый сок).
В заключительной части собрания родители передавали друг другу игрушку «витаминку» со словами: « Мой ребёнок будет здоров, если я…(буду соблюдать режим питания, не буду покупать ему чипсы и т.д.). Вариантами ответов были – если не буду покупать чипсы, если я чаще буду давать ему фрукты, если я буду соблюдать режим питания своего ребенка и другие.
Работу с детьми по реализации проекта мы начали с беседы «О правильном питании и пользе витаминов» .




Где детям было рассказано, в доступной для них форме, о том, что такое правильное питание, о вредных и полезных продуктах, о необходимых для организма витаминах, о пользе молочных продуктов. После чего разучили с ними стихотворение Ю.Черных «Кто пасётся на лугу?»
С детьми мы провели ряд занятий по ознакомлению с окружающим миром:
«Фрукты на прилавках магазинов»;
«Что для чего? (мы помогаем маме готовить);
«Откуда хлеб пришел!»;
«Откуда овощи в магазине».
В вечернее время организовывали с детьми свободную художественную деятельность, для закрепления знаний об овощах и фруктах, об их полезных свойствах для организма человека. Детям предлагалось рисовать, лепить и раскрашивать различные овощи и фрукты.

Помимо этого во время режимных моментов мы планировали с детьми чтение художественной литературы, познакомили детей с такими произведениями как «Горшок каши» Б.Гримм, «Яблоко» В.Сутеев, «Слава хлебу!» С.Погореловский.
По данной теме для разучивания с детьми нами были подобраны пальчиковые игры: «Фруктовая ладошка», «Ягоды», «Овощи» и др.
Во время дежурства мы закрепляли с детьми элементарные правила сервировки стола, обращали внимание на правила поведения за столом в процессе приёма пищи.



Полученные представления дети могли применить в сюжетно-ролевых играх «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин» .






Очень большой интерес у детей вызвала экскурсия на пищеблок детского сада. Дети ближе познакомились с теми, кто готовит им вкусные каши, полезные салаты и компоты.





Проект «Здоровое питание» был реализован с ноября 2012 года по январь 2013 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей группы. По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку, сухарики и чипсы.
В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков.
Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах). Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.

Список литературы:

1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А.Таргонская — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.-144 с.
2. Вахрушев А.А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
3. Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– с.
4. К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 64 с.
5. Медицинское обслуживание и организация питания в детском саду №10/октябрь 2011. Издатель: ЗАО «МЦФЭР».
6. Справочник руководителя Дошкольного учреждения №7 июль 2006.

1.Как и где готовят в детском саду?

Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.

2.Какое меню в детском саду и кто его придумал?

Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.

3.Как едим?

Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.

4.Особенности питания ребенка в период адаптации

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

5.Будет ли малыш есть в детском саду?

Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.

6.Первый день в саду.

Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Как и где готовят в детском саду?

Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.

2. Какое меню в детском саду и кто его придумал?

Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.

3. Как едим?

Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.

4. Особенности питания ребенка в период адаптации

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

5. Будет ли малыш есть в детском саду?

Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.

6. Первый день в саду.

Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.


Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
  • творог - 50 г,
  • сметана - 10 г,
  • твердый сыр - 10 г,
  • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо - 120-140 г,
  • рыба - 80-100 г,
  • яйцо - 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
  • пшеничный хлеб - 80-100 г,
  • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
  • картофель - 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды - 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

Адекватная и технологическая кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов.
К сожалению,по рассказам детей, мы имеем некоторые представления о питании в семье,поскольку многие из родителей не утруждают себя приготовлением полноценного, сбалансированного рациона для ребенка.Пельмешки, доширак, чипсы и кириешки, газировка и т.д. - вот обычная еда выходного дня. И слава богу, что ребенок, посещая детский сад, получает необходимые для роста и развития продукты.Спасибо воспитателям, которые уговаривают и убеждают ваших детей,что морковь полезна для румяных щечек, рыбку надо обязательно есть, а компоты пить регулярно (вместо газировок!). А вот кофейные напитки в огромном ассортименте представлены в магазинах, которые, кстати, более полезны чем кофе и для взрослых!
Так что вы, уважаемые родители,сначала выберите достойное образовательное учреждение выберите для своего ребенка, в котором осуществляется санитарно-гигиенический конроль, обеспечивающий безопасность питания.А вот критика такого характера элементарно свидельствует о безграмотности в питании и безответственности в отношении к собственным детям.Извините.