Примеры поощрения и наказания детей. Золотые правила наказания и поощрения детей

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Золотые правила наказания и поощрения детей

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

В следующем разделе применяются принципы внутренней мотивации к образованию, работе и спорту. Каждая из этих областей имеет огромный потенциал для улучшения нашей жизни и нашего психологического благополучия. Поскольку образование, работа и спорт очень присутствуют в нашей повседневной жизни, и, учитывая, что мы часто живем как скучные, сложные и вызывающие беспокойство, было бы неплохо подумать о том, как можно использовать знания, полученные из исследований на внутреннюю мотивацию, чтобы сделать образование, работу и спорт более интересными и интересными.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений не достаточно.

Новые и сложные образовательные контексты, оптимальные задачи, самоопределяемые цели и индивидуальная обратная связь в целом поощряют широкий спектр поведенческих мотивов. Подобный образовательный контекст рассматривается в модели «открытого класса». В этих условиях интерес учащихся к обучению обычно высок. С другой стороны, существует множество образовательных контекстов, которые предлагают повторяющиеся среды, слишком сложные или легкие задачи, а также навязываемую или групповую обратную связь.

В большинстве случаев, когда классы являются высоко структурированными преподавателями, диктуют, чему учащиеся должны учиться и в каком темпе. В результате, обучение и достижения, как правило, обусловлены мотивировкой по классам, датам доставки и наблюдению взрослых. Напротив, внутренняя мотивация проявляется всякий раз, когда любопытство и интерес активизируются и прямое обучение учащимся.

Смотря какой ребёнок.. Для одно и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод - это личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Задача преподавателей - способствовать успеваемости. Хотя трудно отрицать, что это должен быть базовый критерий учебного процесса, можно добавить, что столь же важно, что желание учиться вне формального контекста приобретается. Лидерство учителя также важно. Когда ученики учатся из любопытства и желания новых задач, они становятся более вовлеченными и получают больше удовольствия от образовательного процесса. Возможно, самым важным фактором в определении того, учатся ли дети во внешнем или внутреннем мотивационном контексте, является фигура учителя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

Их способ руководить классом создает автономную или ориентированную на управление образовательную среду. Чтобы мотивировать сотрудников, менеджеры используют различные виды внешних премий, таких как деньги, похвалы, плюсы, признание и различные типы мер безопасности на рабочем месте. Однако либеральное использование внешних вознаграждений и средств контроля не всегда означает, что на рабочем месте преобладает мотивационная мотивационная ориентация. Как утверждает «теория познавательной оценки» Дечи и Райана, каждая награда имеет два функциональных аспекта: контрольный аспект и информативный аспект.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

Сказать, что награды имеют контрольный аспект, это признать, что они управляются частично, чтобы контролировать поведение другого. Сказать, что награды имеют информативный аспект, это сказать, что они информируют о том, насколько компетентен сотрудник в своей работе.

Два источника хронической неудовлетворенности работой, связанные с изучением внутренней мотивации, - это межличностные конфликты с другими работниками, особенно с боссами и монотонными рабочими местами, которые не представляют никакой проблемы. Супервизоры создают межличностные среды, в которых их подчиненные должны работать. Наблюдатели часто используют вознаграждения, оценки, мониторинг и сроки, чтобы повысить производительность персонала.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

Повторяющаяся работа дает меньше активации, большую скуку и усталость, ухудшение производительности, депрессивный тон и потерю досуга. При столкновении с повторяющейся работой работникам все труднее обращать внимание на поставленную задачу. Устойчивое повторение приводит к уменьшению активации, то есть мечта и общение с коллегами делает работу более терпимой. С другой стороны, эти изменения в уходе часто вызывают нерегулярность работы и значительно увеличивают вероятность несчастного случая.

Обучите директоров, чтобы их работники стали более инициативными. Позвольте работникам принимать решения и решать проблемы, имеющие отношение к работе. Положительная обратная связь без контроллера. Менеджер поездов не должен использовать отрицательную обратную связь или контролер. Научитесь прекращать использование выражений контроллера. Низкая производительность - проблема, которая должна быть решена, а не причина для критики.

6. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Признание точки зрения других. Обучите руководителей распознавать и принимать точку зрения подчиненного. Обучите их выявлять и реагировать на потребности и чувства своих сотрудников. Обучать менеджеров выявлять и выражать свои чувства по отношению к своим сотрудникам. Используйте взаимодействия, чтобы уменьшить стресс и успокоить плохие чувства.

Источник: Деки, Канал и Райан. Таблица 3 Общие модели поведения руководства, которые облегчают чувство самоопределения работников. Чтобы избежать отвратительных последствий повторяющейся работы, руководители должны структурировать или реструктурировать рабочие мероприятия, чтобы создавать оптимальные задачи и большие возможности для перемен и инноваций.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Есть мало возможностей для внутренней мотивации, как в области спорта. Молодые люди участвуют в спортивных мероприятиях, чтобы повеселиться или повеселиться, и оставить их, когда они больше не чувствуют удовольствия. Поскольку наслаждение является таким сильным мотивом для участия и постоянства в спорте, спортивные психологи уделяют много времени изучению наслаждения.

Межличностный контекст конкуренции часто усложняет роль внутренней мотивации в спорте. Влияние конкуренции на внутреннюю мотивацию представляет собой спорную область исследования. Несмотря на противоречие, можно сделать три вывода. Во-первых, по сравнению с неконкурентными контекстами конкуренция обычно увеличивает внутреннюю мотивацию. Люди, которые конкурируют в задании, имеют тенденцию иметь более внутреннюю мотивацию, чем люди, которые не конкурируют в одной и той же задаче, потому что конкуренция представляет собой элемент вызова.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка - этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный - но не часто.

Во-вторых, если конкурентные контексты сравниваются с контекстами, ориентированными на домен, конкуренция снижает внутреннюю мотивацию. Конкурентоспособный контекст - это тот, в котором человек «пытается выиграть другого человека», в то время как контекст домена - это тот, в котором человек пытается «самонаправленный процесс обучения и открытия в стремлении к овладению деятельностью».

В-третьих, конкурс называет победителей или проигравших. Хотя выигрыш в соревновании создает большую внутреннюю мотивацию, чем проигрыш, восприятие того, что вы сделали успешную работу, а не объективный факт победы, - это то, что увеличивает внутреннюю мотивацию. Победа увеличивает внутреннюю мотивацию, потому что она увеличивает восприятие конкуренции. Поэтому, даже если спортсмен проиграл соревнование на целевом уровне, если он оценит, что его участие было успешным, тогда его внутренняя мотивация будет высокой.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Противоположное также верно, то есть потеря уменьшает внутреннюю мотивацию, потому что она уменьшает восприятие компетентности человека. Один из выводов, которые могут быть сделаны из внешних мотивационных исследований, заключается в том, что позитивное подкрепление является более эффективным и более желательным, чем наказание в качестве агента изменения поведения. В соответствии с этим можно было бы ожидать, что люди будут более активно использовать позитивное подкрепление, чем наказание, но, к сожалению, это не так.

Если из заявления об обучении оперантов можно сделать твердый вывод, это будет следующим: положительный и компенсационный подход более эффективен, чем отрицательный и карательный подход. Однако использование негативных последствий для устранения нежелательного поведения имеет некоторые достоинства. Благоприятные последствия положительных последствий могут быть связаны с их взаимодействием с негативными последствиями.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Изучение внешней мотивации основано на трех основных концепциях вознаграждения, наказания и стимула. Вознаграждения и наказания даются после поведения и увеличивают или уменьшают вероятность повторения, в то время как стимулы даются перед поведением и активизируют его начало.

Гедонистические характеристики 99% всех наград, наказаний и стимулов извлекаются из опыта. Применение коррекции операнта относится как к желаемому поведению, так и к нежелательному поведению. Даже когда это эффективное наказание вызывает ряд неприятных побочных эффектов. Из-за проблем, связанных с применением наказания, рекомендуется несколько альтернатив, особенно дифференциальное усиление, ограничение и отвлечение внимания.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Тобольский государственный педагогический институт им.

Д. И.Менделеева».

Кафедра педагогики

Курсовая работа

по дисциплине: Педагогика

Внутренняя мотивация основана на небольшом наборе психологических потребностей, которые отвечают за инициирование, настойчивость и повторное участие в поведении в отсутствие внешних источников мотивации. Внутренне мотивированное поведение побуждает человека искать новинки и сталкиваться с проблемами и тем самым удовлетворять важные психологические потребности. Внутренняя мотивация подталкивает человека к желанию преодолеть проблемы окружающей среды и достижения приобретения домена делают человека более способным адаптироваться к вызовам и раритетам окружающей среды.

Тема: Поощрения и наказания в педагогическом

процессе: за и против

Выполнил (а): Студентка 32 группы

Турнаева Елена Викторовна

Проверил (а): к.п.н. Варданян М.Р.

г. Тобольск 2008 г.


Введение

ГЛАВА I . Поощрения и наказания в педагогическом процессе:

за и против

1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей

Внешне мотивированные люди действуют для достижения внешних мотиваций, таких как деньги, похвалы или социальное признание. Внутренне мотивированные люди выполняют действия ради чистого удовольствия от их выполнения. Людям, которым предлагается внешняя мотивация к участию в деятельности, которая уже по своей сути интересна, имеют менее внутреннюю мотивацию для этой деятельности, особенно когда внешняя награда ожидается или ощутима.

Последовательные эффекты разведения. Принципы поведения в повседневной жизни. Принципы модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Ринехарт и Уинстон. Механизм самоэффективности в человеческом агентстве. Неопределенность и конфликт: точка соприкосновения между теорией информации и теорией поведения.

в историческом аспекте

1.2. Классификация видов и форм поощрения и наказания

Выводы по первой главе

ГЛАВА II . Практическое исследование поощрения и наказания

в образовательном учреждении

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Внутренняя мотивация и процесс развертывания. Скрытая стоимость вознаграждения: новые перспективы в психологии мотивации человека. Помимо скуки и тревоги: опыт потока в работе и игре. Поток: психология оптимального переживания. Личная причинность: внутренние аффективные детерминанты поведения.

Переменная «пешка происхождения» в восприятии человека. Психология самоопределения. Эмпирическое исследование внутренних мотивационных процессов. В Берковиц, Успехи в экспериментальной социальной психологии. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека.

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – методы поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания учащихся в 6 классе средней школы № 11 г. Тобольска.

В связи с поставленной целью и задачами нами была выдвинута гипотеза: использование поощрения и наказания будет продуктивным, если качественно провести диагностические исследования с помощью вопросов, а также, если учитывать возрастные особенности учащихся.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

3. Разработать систему вопросов – заданий для диагностики учащихся.

4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя и учеников.

5. Определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, наблюдение, тестирование, изучение передового опыта, математические методы и анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 30 наименований и приложений.


ГЛАВА I . Поощрения и наказания в педагогическом процессе: за и против

1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания.

Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Но во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение - коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях .

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

В прежние времена личность рождалась в унижении. Можно назвать пословицы, в которых это проявляется:

Кнут не мука, а впредь наука.

Не слушался отца, послушаешься кнутца.

Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости.

До двух раз прощают и в третьи бьют.

Но уже в то время народ пытался отходить от принципов физического наказания:

Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.

Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.

Но с ослаблением страха телесных наказаний, – писал П. Ф. Каптерев, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный - страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – множество наград...

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.» .

К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и вос­питания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» . «Также воспитатель не должен никогда хва­лить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще луч­ше, в сравнении с нормою того совершенства, которое до­стигается», – писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершен­ству».

А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность. А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний» .

В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.

М.В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отли­чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В каче­стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд­ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас­пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради­ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце­нивал порядок и дисциплину.

В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример.

Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением.

Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш.А. Амонашвили же считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем.

Но единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

1.2. Классификация видов и форм поощрения и наказания

Говоря в целом, поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составля­ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Главным признаком, по которому мы считаем целесооб­разным давать классификацию видов и форм поощрения н наказания, является способ стимулирования и тормо­жения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку Л.Ю. Гордин в своей работе выделяет следую­щие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логи­ке «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта .

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю не­обходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию .

Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав . Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее распространенных мер поощрения - присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.

Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п. .

Но ни в коем случае нельзя считать наградой прощение . Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя . Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Не случайно, поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику.

Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не заверше­но. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимо­сти от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершает­ся острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор – это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными докумен­тами, в школах используются и такие педагогически целе­сообразные меры наказания, применение которых связа­но с традициями, особенностями конкретных коллекти­вов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд ).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими то­варищами .

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормально­го развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и от­срочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на не­которое время отложить покупку какой-то вещи: велоси­педа, фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важ­на справедливость.

1.3. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие .

Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической коррекции.

Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.

Необходимость использовать поощрение в самых раз­личных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности .

На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

Ситуация наказания – это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблю­дение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воз­действиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать .

Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования:

1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.


Выводы по первой главе

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкрет­ном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррек­ции поведения детей.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.


ГЛАВА II . Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном учреждении

2.1. Методика и методы исследования

Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6 а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек.

Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы:

1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе.

2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов.

С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание » содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Она была составлена нами и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей.

В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.

Также нами была использована шкала «Эффективность педагогического стиля»Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой (см. Приложение № 3).

Цель: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности (в установлении и поддержании дидактической коммуникации).

Данная шкала была сконструирована студентами педагогических школ.Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.

Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.

В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+ 4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «- 1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» - в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие), «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.

Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения.

Также респондентам была предложена анкета для родителей на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» (см. Приложение № 4). Анкета позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения родителей. Всего предлагается пять вопросов.

Сама процедура анкетирования проводится анонимно и после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

Данная анкета позволяет ориентирована на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и т.д.

2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных

В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя.

После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты:

1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» дали 16% учеников. На вопрос о поощрении 56% ответило «часто», 20% - время от времени, 24% - ответили – «редко».

На подобные вопросы учителя отвечали: употребляют наказание часто (4-5 раз в день) – 22%, не очень часто (2-3) – 50%, редко – 28. Используют поощрение часто 50% учителей, 44% - не очень часто и 6% редко.

Таблица №1

Частота применения методов наказания


Таблица №2

Частота применения методов поощрения

Анализируя полученные данные, следует отметить, что частота употребления методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным.

2. Отвечая на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают?», были получены следующие данные: 50% учеников расставили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание. 13% указали «физическое наказание» как наиболее часто используемый вид наказания, 19% - поставили этот вид на второе место по частоте использования, 38% - выговор как наиболее распространённый, ограничение – 8%. Наиболее употребляемые среди учителей – «замечание» - 44%, «выговор» - 20%, «физическое наказание» - никто не отметил.

Таблица №3

Употребление видов наказания

Что же касается поощрения, то здесь мы имеем следующие результаты: 40% учеников указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; 50% - одобрение поставили на последнее место. 30% учителей расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 16% учителей применяют на практике похвалу, только оценку – 8% и всё в равной мере – 30%.

Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию более сильных мер воздействия, обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение».

3. Следующим вопросом анкеты является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося. 48% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда как. Что касается поощрения, то 90% отмечают справедливость; 96% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо.

Таблица №4

Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников)

Коррекция поведения – 31%;

Исправление сложившихся качеств личности – 23%;

Формирование адекватной самооценки – 22%;

Наведение порядка – 7%.

68% учителей утверждают, что методы используются успешно, 32% в этом сомневаются.

6. На вопрос о влиянии наказания на эмоциональное состояние ребёнка 50% ответили, что боятся наказания; 38% боятся огорчить родителей, учителей; 12% - ничего не боятся. Последние так ответили, поскольку либо они привыкли к систематическим поощрениям и наказаниям либо их не наказывают вообще.

Таблица №6

Реакция учеников на наказание

7. Необходимость наказания: 70% учеников за, 30% против; 82% учителя за и 4% против, 8% считают это возможным при определённых условиях.

Таблица №7

Необходимость наказания

Теперь проанализируем полученные результаты по шкале «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова и Н.И. Шелиховой. Для более конкретной обработки полученных данных нам пришлось сделать следующие расчётные операции:

1. Сначала необходимо было сложить «сырые» оценки по каждому нечётному пункту шкалы и полученную сумму разделить на 12:

ЭП = ∑ (х 1 + х 3 + … + х 11) / 12

Подставив в данную формулу данные первой субшкалы мы получили 1,8. Частное от деления (ЭП) в данном случае является эмпирической мерой тенденции педагога предпочитать эффективные методы поощрения своего ученика.

НЭП = ∑ (х 2 + х 4 + … + х 12) / 12

После подставления данных второй субшкалы у нас получилось 1,6. Частное от деления (НЭП) является эмпирической мерой тенденции педагога к использованию неэффективных методов поощрения своего ученика.

3. Теперь вычислим разницу между ЭП и НЭП:

Ас = ЭП – НЭП

Величина асимметрии оценок – 0,2 выступает мерой сбалансированности методик «поощрения» в процессе дидактической коммуникации.

Таблица №8

Интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения


Поскольку ЭП было больше НЭП (1,8>1,6), у педагога были тенденции к использованию эффективных методов поощрения. Стиль педагога был ориентирован не на результат, а на действие. Относительная мера АС по результату, рассчитанной по формуле: Ас = ЭП – НЭП показывает положительную асимметрию предпочтения ЭП, то есть фасилитацию, что говорит о эффективности педагогического стиля преподавания педагога.

Теперь проанализируем полученные в результате опроса родителей ответы. Нами была предложена анкета на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка».

В результате было выявлено следующее:

1. На вопрос: Хорошо ли вы знаете своего ребёнка? 79% родителей дали положительный ответ; 9% - отрицательный и 12% знают своего ребёнка плохо.

Таблица №9

Знание ребёнка

Это говорит о том, что, не смотря на имеющиеся отрицательные ответы, большинство родителей знают своего ребёнка хорошо.

2. Рассматривая вопрос об уделяемом времени на воспитание, были получены следующие данные: 45% родителей уделяют внимание своим детям круглые сутки. 35% – 5-6 часов в сутки и 20% 1-2 часа. Из этого можно сделать вывод о том, что такое небольшое количество родителей, уделяющих внимание своим детям круглые сутки является причиной их нахождения на работе. Те же 45% родителей, которые занимаются воспитанием на протяжении всего дня, на наш взгляд является гиперопекой.

3. Следующий вопрос анкеты касался частоты хвалы за успехи. Мы выяснили, что 85% родителей хвалят своего ребёнка часто, 13% – иногда и 2% никогда. Положительным в данной ситуации является то, что большинство родителей всё же используют такой метод как похвала и используют его часто. Главное, однако, чтобы похвала являлась уместной и не привела к нежелательным последствиям (например, баловству). То же, что касается двух процентов родителей, это является неправильным в воспитании родителей. И можно здесь говорить либо об отсутствии интереса к воспитанию ребёнка, либо о неумении использовать на практике методы воспитания, либо об авторитарном стиле воспитания.

4. Что касается поощрения, то здесь мы имеем следующие данные: большинство родителей указали такой порядок форм поощрения по частоте использования: просто хвалите, радуетесь вместе с ним его успехам, покупаете подарки, даёте деньги. 40% покупку дорогих вещей ставят на последнее место.

5. Рассматривая использование форм наказания, были получены следующие данные: большинство родителей расставили формы наказания следующим образом: на первое место поставили кричание на ребёнка, применение физической силы, на второе – запрет гуляния, общения с друзьями, далее наказание трудом и, наконец, просмотр телевизора.

Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести.

Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Также Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться.

Таким образом, анализируя применение поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:

1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.

2. Учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, обходя стороной одобрение и неодобрение, так как они являются наиболее простыми мерами.

3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как они являются наиболее простыми мерами.

4. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.

5. Достаточно большое число учеников боится самого наказания.

Выводы по второй главе

В нашем исследовании принимали участие родители детей 6 а класса, сами учащиеся и учителя. В результате проведённых тестов нами были выделены следующие условия:

5. Вводить меньше запретов и они должны быть понятными.

В результате мы можем заявить, что наказание и поощрение нужно использовать с осторожностью и при желании находить другие пути решения проблем.

Заключение

В нашей работе мы изучили литературу по данной теме. Мы старались найти оптимальные условия применения методики поощрения и наказания.

Нами были выделены следующие условия:

1. Поощрение как оценочная доминанта.

2. Преобладание видами поощрения и наказания, а также скрытое оценочное действие.

3. Наказания ученика, подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её.

4. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

5. Вводить меньше запретов, и они должны быть понятными.

6. Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам.

Должно всё более ис­пользоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива.

Совместные усилия научных работников различных областей, учителей, широкой общественности помогут позитивному разрешению тех немалых трудностей, которые школа и семья ныне испытывают в связи с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей.

Овладение искусством применения поощрения и наказания требует и от педагогов, и от родителей не малых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения.

В соответствии с этим можно сказать, что правильное воспитание – воспитание без наказаний.


Список литературы

1. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.

2. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой – народный учитель – М.: Просвещение, 1959 – 103 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 – 240 с.

4. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.

5. Гордин А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.

6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971. – 200 с.

7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

8. Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1976 – 234 с.

9. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

10. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993

11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

12. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981 – 319 с.

13. Медведева И., Шишова Г. В защиту похвалы // Семья и школа, 1993, №8 – с. 14 - 17.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов – М.: Академия – 432 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-688 с.

16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник – М.: Роспедагенство, 1996 – 374 с.

17. Обучение будущих учителей мастерству воспитания / под ред. О.П. Козлова – Ростов-на-Дону, 1981 – 153 с.

18. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей – М.: Просвещение, 1967 – 168 с.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Второе издание. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

20. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

21. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Составитель: Н.Е. Щуркова – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования. 1992 – 88 с.

22. Педагогические идеи К.Д. Ушинского – М.: Знание, 1971 – 80 с.

23. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., - М.: Педагогика-Прогресс. 2001.

24. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.

26. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.

28. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986.

29. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.

30. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик – М.: Политиздат, 1986 – 270 с.

31. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.

32. Фромм Аллан Азбука для родителей / Перевод И.Г. Константиновой – Л.: Лениздат, 1991 – 313 с.

33. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: педагогическое общество России, 1988 – 250 с.


Приложение №1

Анкета №1 (для учащихся)

1. Часто ли вас наказывают?

Время от времени

2. Как чаще всего вас наказывают?

Замечание

Выговор

Ограничение

Физическое наказание

3. Справедливо ли вас наказывают?

4. После наказания стараетесь ли вы исправить свою ошибку?

5. Всегда ли наказание соответствует поступку?

Никогда

6. Когда вас наказывают, вы боитесь:

Самого наказания

Что учитель (родитель) огорчится

7. Как вы реагируете на наказание?

8. Можно ли отказаться от наказания?

9. Часто ли вас поощряют?

Время от времени

10. Как чаще вас поощряют:

Похвала

Подарки

Отметки

Одобрение

11. Справедливо ли вас поощряют:

12. Всегда ли поощрение соответствует поступку:

Никогда

13. Искренне ли вас поощряют:

Приложение №2

Анкета для учителей

1. Как часто Вы наказываете учеников:

Время от времени

2. Как часто Вы поощряете учеников:

Время от времени

3. Как чаще всего Вы наказываете:

Замечание

Выговор

Ограничение

Физическое наказание

4. Как чаще всего Вы поощряете:

Похвала

Подарки

Отметки

Одобрение

5. Справедливо ли Вы наказываете и поощряете учеников:

6. С какой целью Вы используете методы поощрения и наказания:

Наведения порядка

Коррекции поведения

Направления сложившихся качеств личности

Формирования адекватной самооценки

7. Как Вы думаете, достигаете ли Вы своей цели?

8. Согласуете ли Вы с родителями меры поощрения и наказания?

9. Как Вы думаете, можно ли отказаться от наказаний?

Приложение №3

Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой Опросник «Стили педагогических воздействий»

Утверждения Оценка
1 Я считаю, что лучше перехвалить ученика, чем недохвалить.
2 Я хвалю учеников в зависимости от ситуации.
3 Всегда свои поощрения сопровождаю подробным объяснением, что именно достойно похвалы.
4 Делаю это (объяснение) в общих чертах.
5 Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам своих учеников, игнорируя их недостатки в работе.
6 В первую очередь я всегда обращаю внимание на недостатки в работе учеников, сдержанно отмечаю их успехи.
7 Я постоянно поощряю старание учеников в решении учебных задач.
8 Отмечаю участие в работе вообще.
9 Я считаю важным подчеркнуть значимость достигнутых результатов каждого ученика.
10 Я считаю важным всегда сообщать своим ученикам об их успехах.
11 Я постоянно даю сравнение прошлых и настоящих достижений своих учеников.
12 Ориентирую учеников сравнивать их результаты с результатами других (на соревнование).
13 Считаю правильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников для их стимулирования.
14 Считаю неправильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников, так как это только расхолаживает их.
15 Мера поощрения для данного ученика должна определяться степенью его прилежания.
16 Мера поощрения для ученика должна определяться его способностями.
17 Я всегда достигнутое учеником связываю с его старанием.
18 Я связываю достигнутый результат ученика с его способностями.
19 Мои ученики с удовольствием выполняют задание, потому что им нравится процесс работы.
20 Мои ученики стараются лучше выполнить задание, что бы получить мою похвалу, награду, выиграть в соревновании.
21 Я постоянно обращаю внимание учеников на то, что повышение успеваемости зависит от их желания учиться в соответствии со своими способностями.
22 Обращаю внимание учащихся на то, что их успех в учебе зависит от моих усилий добиться хороших результатов.
23 Я всегда ориентируюсь на постановку перед учащимися новых задач, а не на контроль изученного.
24 Постоянно контролирую процесс самостоятельной работы учащихся, не допуская их отвлечения от работы.

Приложение №4

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
Да

Не очень
Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
Круглые сутки
5-6 часов в сутки
1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
Всегда
Иногда
Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?
Радуетесь вместе с ним его успехам
Стараетесь совместно организовывать досуг
Просто хвалите
Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?
Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
Наказываете трудом
Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)