Методика музыкального воспитания в начальной школе. Методы музыкального воспитания. Учебное пособие для студентов педагогических вузов

Методы музыкального воспитания

Метод (metodos, греч. - путь к чему-либо) музыкального воспи­тания - определенные действия педагога и учащихся, направлен­ные на достижение цели музыкального воспитания школьников.

Различают общепедагогические методы и методы, определяе­мые спецификой музыкального искусства. Обе указанные группы методов музыкального воспитания выполняют обучающую, раз - пикающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) к контрольно-коррекционную функции в музыкальном развитии учащихся.

Общепедагогические методы, используемые на уроках музыки, дифференцируют :

· по источнику знаний - практический (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке), наглядный (иллю­стрирование учителем фрагмента произведения для слушания, показ голосом учителя сложных интонационных особенностей разучиваемого произведения), словесный (объяснение учите­лем музыки сущности средств музыкальной выразительности, стилевых особенностей творчества композитора и т. д.), работа с книгой (учебниками по музыке), видеометод (просмотр фраг­ментов экранизаций балетов, опер и т. д.);

· назначению - приобретение знаний (например, объяс­нение учителем сущности жанра кантаты, сюиты и т. д.), фор­мирование умений и навыков (например, вокально-хоровых навыков звукообразования, ансамбля, строя и т. д.), приме­нения знаний, творческой деятельности (сочинение мелодии к предложенному тексту и т. д.), закрепления, проверки знаний, умений, навыков (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке);

Основные критерии оценки проектной деятельности уча­щихся:

Актуальность темы, практическая значимость работы;

Логика и ясность изложения материала;

Владение познавательными операциями сравнения и обобщения;

Оригинальность идей, нестандарность решения постав­ленных проблем;

Технологичность исполнения и презентабельность про­екта.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику. Широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных уче­ных (, и другими), в музыкальном образовании понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным ис­кусством. Поэтому для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Аналогично вышесказанному своеобразие и других общепедагогических методов музыкального воспитания заключается в при­менении наглядного и практического методов, что отражено в са­мих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: и наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно - практический методы.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального ис­кусства, известные музыканты и педагоги относили и относят:

· метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации ();

· метод сопереживания ();

· метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о му­зыке (), метод эмоциональной драматургии ();

· метод художественного контекста через «выходы» за пределы музыки (J1. В. Горюнова);

· метод интонационно-стилевого постижения музыки ();

· метод моделирования художественно-творческого про­цесса; содержательного анализа произведений (JI. В. Школяр) и др.

Названные методы, направленные на развитие музыкально­го мышления школьников, адекватны эстетической сущности искусства, а также цели и задачам музыкального образования детей.

Так, метод музыкального обобщения предполагает станов­ление у учащихся системы музыкальных знаний, развитие осо­знанного отношения к музыкальному искусству.

определяет ряд последовательных действий этого метода:

· активизация музыкального, жизненного опыта школьни­ков с целью введения в тему или углубление ее;

· ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми выводов;

· закрепление знаний в разных видах учебной деятельности школьников.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления считал данный метод основным в музыкальном образовании.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному направлен на формирование целостного представления у детей о музыке. По мнению Кабалевского, каждое «забегание» становит: своеобразной разведкой того, насколько сознание учащихся подготовлено к восприятию нового материала. «Возвращение» Кабалев­ский уподоблял «взгляду человека, поднимающегося в гору, когда, достигнув новой высоты, он сверху оглядывается на пройденный от­резок пути и замечает в нем то, что не было ему видно раньше».

Метод эмоциональной драматургии инициирует активиза­цию эмоционального отношения учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса детей к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - «режиссура» структуры занятия, определение его кульми­нации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии () близок методу эмоционального воздействия (J1.Г. Дмитриева,).

Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются:

· эмоциональный контраст;

· последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Метод моделирования художественно-творческого процес­са направлен на становление творческих способностей ребенка. Школяр в этой связи отмечала, что «очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, про­ходя по смыслу, по сути (а не в профессиональном понимании) весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучились уже состоявшиеся Музыканты - Композиторы, Исполнители, Слушатели» Этот метод требует: самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музы­кальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т. д.), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творче­ской интерпретации.

Метод содержательного анализа произведений основан на объединении художественно-творческого процесса и научного поиска. Будучи активным «вмешательством» слушателя в произ­ведение данный метод способствует формированию особого рода знаний, умений и навыков. «Особого рода - потому что они не связаны с запоминанием явлений, событий и фактов, а вырабатываются как алгоритмы понимания механизма развития музыки». К таковым авторы метода относят:

· умения находить противоречия в звучащей музыке и да­вать их смысловую интерпретацию;

· уяснение роли повтора, т. е. умение интерпретировать изменения одного и того же материала на разных стадиях раз­вития;

· умение услышать переходы интонаций в их противопо­ложность;

· умение понять и интерпретировать темы-образы, которые звучат между повторами, в логике, преопределенной развитием собственной слушательской гипотезы;

· способность интегрировать несколько музыкальных смыс­лов в один и включать его в дальнейшее постижение логики развития;

· умение слышать лейтмотивные элементы и понимать их роль в развитии смысла произведения и др.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки адеква­тен природе музыкального искусства. По мнению, он обеспечивает представленность в содержании занятий школь­ников различных пластов музыкальной культуры в интонационно - образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивиду­альных стилей. Данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкально­го искусства является метод сопереживания. -Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, от­мечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально - чувственный опыт ребенка, тогда и сама история искусства от­кроется детям не как совокупность внешних фактов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, котором ученик сопровождает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенно контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению о созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика, должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания как специфического проявления индивидуальной позиции человека.

В занятию по ОВР музыки, как правило, различные методы применяются в зависимости от вида музыкальной деятельности детей, типа урока, а также задач развития музыкальных способностей.

МИКРОПРАКТИКУМ

Определите виды музыкальной деятельности в предлагаемом кон­спекте урока музыки (табл. 9).

1. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Урок-концерт». Про­думайте, какое произведение вы исполните в качестве музы­кальной иллюстрации рассказа А. Кленова «Рояль без ножек».

Учитель: Когда-то, когда вы пришли на свой первый урок музыки, мы с вами говорили о том, что музыка идет всегда рядом с нами по жизни, начинаясь с колыбельных песен наших мам. Когда нам хорошо, так и хочется петь, а когда тяжело, трудно, больно, в первую очередь, опять же спешит к нам навстречу музыка как незримый друг, который нсегда поддержит и утешит. Доказательством чему служат воспоминания Юрия Герасимовича Соколовского, профессора Петербургской консер­ватории, на долю которого выпали трудные дни блокады в годы Великой Отечественной войны.

(Учитель читает фрагмент рассказа А. Кленова как воспоминания Соколовского.)

«...Блокадная зима была бедна звуками. Лишь сухо пощелкивал в радиорепродукторах метроном, и время от времени обрушивался на город грохот артобстрела. В один из вечеров я отправился к брату. На груди у меня, завернутые в тряпочку, лежали несколько десятков зерен, которые мы с женой случайно обнаружили в гербариях, еще до войны собранных дочкой.

Вышел я на Литейный проспект. Близко к домам была протоптана узкая, в человеческую стопу дорожка. Шаги мои: скрип... скрип...скрип... Темно. Холодно. Каждый шаг - словно в гору взбираешься. Идешь, как в забытьи. И навстречу вдруг тоже шаги. Женский голос в тишине: «Осторожно, там справа от Вас будет ямка, не упадите». «Спасибо, - отвечаю, - до свидания». Отошел в сторонку, в снег. Пропустил ее, д лица не видал, а сказали друг другу «до свидания», как знакомые. По дошел до улицы Жуковского, вконец измотался, а ведь до войны считал что мы с братом живем рядом.

Вошел во двор и остановился пораженный. В тишине я услышал, где-то играли на рояле. Мне казалось, что звуки разносятся по всему городу, так четко и звонко звучал в морозном воздухе инструмент. Рояль… немного осталось их в блокаду. Топить было нечем. В другое время показалось бы кощунственным - жечь рояль. Но когда от тепла, которое заключалось в блестящем отполированном дереве, зависела жизнь человека, выбирать не приходилось.

И меня поразило не то, что сохранился рояль. Меня изумило то, что играют. Ведь что означало в эти холодные и голодные дни сесть за рояль и начать заниматься! А играющий именно занимался, а не просто наигрывал. И звучало вот что...

(Исполняется клавирная музыка)

Не помню, сколько времени простоял я, слушая музыку. Потом запомнил полутемное окно, из которого неслись звуки рояля, и под­нялся к брату. Каково же было удивление, когда оказалось, что инстру­мент за стеной.

–– Кто там живет? - спросил я у брата.

–– Не знаю, вход с другого подъезда. Но порой мне кажется, что там живу я. Эта музыка, звучащая каждый день, для меня как последний лист в рассказе О"Генри. Помнишь? Человек сказал, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. И вот один художник, узнав об этом больном, нарисовал осенний лист, вырезал его, влез ночью на дерево и прикрепил к ветке вместо настоящего засохшего и уже упавшего последнего листка. Больной остался жить, а художник умер, потому что простудился ночью, когда прикреплял нарисованный лист.

Брат мой был очень плох. Перевезти его ко мне никак не удавалось. Он категорически отказался уехать из своей квартиры. Я говорил ему, что у меня тоже есть рояль, и я буду ему каждый день играть все, что он захочет. В отличие от постоянно звучавшего за стеной Баха. Почему-то там играли только музыку великого немца.

Брат отказывался. Нельзя, говорил он, оставлять того, кто там за стеной. У всякого артиста должен быть зритель, у каждого музыканта - слушатель.

Я говорил ему, что играющий за стеной, наверное, не желал бы, чтобы его слушали. Ведь он не выступает, а занимается, и, честно гово­ря, игра его далека от совершенства.

– Не имеет значения, - отвечал брат. - Тот последний лист, воз­можно, тоже не был шедевром живописи.

– Но ведь ты даже не знаешь, кто там играет.

–– Тем больше у меня желания поскорее встать на ноги и увидеть этого человека, чтобы сказать: я встал, благодаря Вам, я выжил, благо­даря Вам.

Пришлось мне переселиться к брату, а за стеной с поразительной волей продолжали заниматься. Рояль страшно расстроился, дребезжал, некоторые клавиши попросту не отвечали. Но с каждым днем исполнение становилось лучше. Как вдруг в один из дней рояль замолчал. Все мы ужасно забеспокоились. Особенно разволновался брат. Несмотря на то, что он еще был болен, брат потребовал, чтобы ему помогли одеться. Я до сих пор помню каждый шаг этого пути вверх по лестнице соседнего подъезда. Едва передвигая ноги, опираясь на меня, брат шел, цепко держа в руках дневную пайку того самого знаменитого блокадного хлеба, Который в ту пору означал жизнь.

Нам открыла девочка лет четырнадцати. Открыла не сразу. Видно, долго добиралась до двери. Она ничего не сказала, не спросила, а тотчас же повернулась и, касаясь рукой стены, пошла в комнату. Когда мы пошли за ней, мы увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться.

Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем дело. В ком­нате стоял, нет, не стоял, лежал рояль без ножек, без пюпитра, без верх­ней крышки. Осталось только самое необходимое, без чего нельзя было бы играть. Ножки, крышка были сожжены в печке...

Девочку удалось спасти, а брат мой окончательно встал на ноги».

(Звучит фрагмент музыки.)

«Урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим и входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальна искусство...»".

1. Е. Паркхерст, критикуя классно-урочную систему, отмечала, mi это неволя, лишение ученика свободы работать в соответствии со свои ми способностями.

Какими вы видите пути индивидуализации музыкальной деятеле ности учащихся на уроках музыки?

2. В музыкально-слушательской деятельности позитивность фроп тальной формы объяснима возможностями взаимодействия детей меж; собой в процессе решения проблем. Возможно ли в условиях музыкальн слушательской деятельности использовать групповую форму? Если - да, то каким образом?

3. отмечала в своих исследованиях, что развитие музыкального искусства неотделимо от развития чувственных cnocoil ностей самого человека. С этой точки зрения выявите характерную осо-1 бенность урока музыки.

4. Проанализируйте цель урока-викторины.

Учитель: Наш сегодняшний урок мы проведем в виде викторины, 1 Вам надо будет разделиться на 3 команды, каждой из которых предстоит 1 ряд испытаний. При правильном ответе на каждое задание команда по-| лучает три балла, если ответ дан неточный - 2-1 балл в зависимости! от количества ошибок. Команда, набравшая большее количество балов,! считается победителем и награждается CD-дисками с записями произ-1 ведений.

4. задание - угадать, из какого произведения звучит музыкальный ] фрагмент. Условие: ответ может быть дан только по завершению звучания музыки. (Звучат фрагменты из цикла «Детская музыка» - ] ва - «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».)

4. задание - используя инструменты детского оркестра (металлофоны, 1 треугольник, бубны, барабаны, деревянная коробочка), придумать аран-1 жировку фрагмента «Марша» из цикла «Детская музыка» - | фьева. При показе один из детей выполняет роль дирижера. (Предвари­тельно фрагмент «Марша» - 1 часть - прослушивается всеми участии - " ками конкурсных заданий.)

4. задание - капитан каждой команды выбирает лист с названием произведения. Задача детей - как можно ярче и ин­тереснее рассказать содержание балета «Золушка», симфонической сказки «Петя и волк», кантаты «Александр Невский».

4. задание - необходимо собрать воедино отдельные части рисунка музыкального инструмента и определить название инструмента, какого героя озвучивает данный инструмент в симфонической сказке ­кофьева «Петя и волк». (На рисунках изображены флейта, гобой, удар-

1 Кабалевский принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - Программа по музыке (с поурочной ме­тодической разработкой) для общеобразовательных школ. 1-3 классы. - М., 1980. - С. 16.

libit".) При правильном ответе звучит фрагмент симфонической сказки Иети и волк».

I 5 задание - капитан команды выбирает лист, на котором изображен Мкой-либо из персонажей балета «Золушка» . Детям предлагается, используя музыкально-пластические движения, изобразить конкретного персонажа из балета «Золушка» (учитель танцев, Золушка, ||«я осени), другие команды должны угадать героя по звучащей музыке н пластике движений. При оценке учитывается соответствие выбранных /шижений характеру звучания музыки.

4. задание - из предложенного каждой команде списка произведений (.(". Прокофьева надо найти одно, которое не относится к его творче­ству.

4. задание - каждой команде предлагается решить кроссворд, опери­руя жанрами произведений, в которых работал (песня, кантата, опера, балет, симфоническая сказка). На выполнение кросс - норда командой отводится 10 минут.

Подведение итогов.

Внеклассная и внешкольная работа по музыкальному воспитанию детей

Внеклассная и внешкольная музыкальная деятельность детей направлена на углубление получаемых на уроках музыки музы­кальных знаний учащихся, развитие музыкальных способностей, а также совершенствование исполнительских навыков и умений слушательской деятельности. Основными принципами органи­зации внеклассной музыкальной деятельности детей являются преемственность с уроками музыки, планомерность, последова­тельность, системность и увлеченность.

Среди организационных форм внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию различают посещение концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов- экранизаций опер и балетов.

Музыкальная деятельность может явиться составной частью комплексных занятий, проводимых во внеурочное время. Одно из таких занятий по теме «Мы слушаем осень» выглядит следующим образом: идет беседа о картинах осенней природы, затем свои впе­чатления от картин дети передают красками, звуками, движения­ми - поют песни об осени, читают стихи, изображают падающие с деревьев листья, на металлофонах и треугольниках сочиняют и исполняют «Танец дождя», мастерят поделки из природных материалов, составляют коллективно красочное панно из осенних

МИКРОПРАКТИКУМ

5. Одним из методов в музыкальном воспитании младших школьников! является метод игры. Проанализируйте цель и составляющие компонен­ты предлагаемой ниже дидактической игры (игровой замысел, игровые действия, роли, правила) из опыта работы педагогов-практиков. Смоде­лируйте дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха детей.

Выбирается водящий, который выходит из класса. Оставшиеся до­говариваются, куда спрятать металлофон. Задача водящего - найти музыкальный инструмент, руководствуясь динамикой звучания песни, которую будут петь все участники. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится металлофон, или ослабевает по мере удаления от него. Если ребенок успешно справился с заданием, он может исполнить звукоряд, последовательно касаясь молоточком каждой пластинки металлофона, или сыграть свою импровизацию, выступив в роли композитора.

6. Метод проектной деятельности направлен на становление навыков и умений подбора и анализа материала по поставленной проблеме, оформ­ления собранной информации, планирования работы, продуктивного и конструктивного сотрудничества с группой и научным руководителем.

Проведите ролевую игру «Проектная деятельность». Для этого не­обходимо распределить роли - руководитель проекта, дети и члены жюри. Как руководитель разработайте темы для проектной деятельности учащихся в области музыкального искусства. Обратите особое внимание на проблематику, которой в школьном курсе практически не уделяется внимания. Составьте план работы и продумайте список литературы по данной проблеме. Будучи в роли детей, предусмотрите возможные во­просы к руководителю, а также будьте готовы защищать презентацию проекта, отвечая на вопросы членов жюри.

МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

5.1. Музыкально-слушательская деятельность

Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников. Термин восприятие музыки имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельно­сти детей на уроке. Другое значение термина более узкое, под­разумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными про­изведениями различных стилей, жанров, форм, композиторами и исполнителями. При этом две стороны музыкального развития школьников - восприятие и собственное творчество - неразрыв­но связаны и взаимно дополняют друг друга. -Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно в его собственном творчестве.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психи­ческий процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Однако «...не раз приходилось наблюдать, - отмечал музыковед - ский, - как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные, сокровен­ные, потайные ходы, по которым движется музыкальная мысль, как слишком большое приближение к материальной и техниче­ской стороне произведения искусства неожиданно оборачивается удалением от него и притом таким, что музыканты не замечают самой сути, не слышат музыки...». Поэтому более естественным

1 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. I - 8 кл. / под руководством. - М., 2006. - С. 16.

Кленов А. Рояль без ножек // Пионерский музыкальный клуб. - М., 1977. - Вып. 15. - С. 56-62.

Целесообразно было бы выявить актуальные темы в беседе с учителем му­зыки общеобразовательной школы.

О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - С. 9.


Музыкальное воспитание младших школьников

Введение

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее вхо­дит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы му­зыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема активизации музыкально-нравственного вос­питания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к во­просам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о пре­красном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.

Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и дея­тельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нрав­ственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музы­ка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о пре­красном.

Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искус­ство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приоб­ретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть под­менялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошиб­кой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о му­зыке и записей текста песен.

Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учите­лей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на че­ловека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную актив­ность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязатель­ные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познаватель­ную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.

Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уро­ки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высо­кого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной шко­лы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слабораз­витых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

1. Музыкально-нравственное просвещение учащихся

В современных условиях социально сложного переходного периода развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эсте­тического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм про­свещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности младшего школьника.

Современная школа, сочетая интересы государства, общества и лич­ности, становится образовательным учреждением, в котором ученик при­обретает реальный статус субъекта культурного развития.

Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества - формированию че­ловека практичного, но с высокой духовной культурой. Каждый тип искусст­ва, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека.

Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоцио­нального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвы­шенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важ­ная составная часть нравственного просвещения и образо­вания.

Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отво­дится музыкально-нравственному просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: бе­седы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные гале­реи, концертные залы.

Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отноше­нии важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы парал­лельно с размышлением об искусстве.

Наиболее действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А значит, чтение специальной музыкальной ли­тературы учащимися должно направляться учителем.

«Исследования российских педагогов показали, что правильно по­ставленный процесс обучения ведёт к развитию в человеке тех качеств, ко­торые необходимы для успешной деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение музыкально-нравственных ценностей».

Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредст­венного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кино­телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назна­чение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и диффе­ренциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки посте­пенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Сле­дует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просве­щения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музы­кальных утренников, вечеров, просветительских бесед важно чётко опреде­лять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание рабо­ты мышления и чувств учащихся, а главное - позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч».

Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель должен воспитывать у школьников чувства патриотизма, националь­ной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо Родины.

Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художествен­ными категориями, что и является нравственным просвещением учащихся.

Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить, преждевсего, младшим школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации.

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельно­сти: интересно и увлечённо рассказывать детям о музыке, её формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и испол­нению песен, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент пе­сен, а также музыкальные произведения, давать теоретические знания в доступ­ной и увлекательной форме, вести различные виды внеклассной работы.

Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содер­жанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений педагога-музыканта образует то состояние его психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности.

«Развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимо­связи нравственного воспитания с эстетическим, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными воз­можностями детей произведения. Но самое главное - это эмоциональность восприятия благодаря особому свойству музыки, вызывающему сопережива­ния слушателей».

На музыкальных занятиях активизируются познавательная и умствен­ная деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие обра­зы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значении, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, срав­нить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогаща­ют и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмыс­ленность.

Гармоничность музыкально-нравственного просвещения считается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, присущие младшему школьному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. «Само му­зыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необхо­димость решения ряда специфических просветительских задач:

Воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоцио­нальной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широ­ко использовать воспитательное воздействие музыки;

Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;

Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельно­сти, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивая элементарную музыкальную грамотность, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;

Развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обу­чают и приобщают к активной практической деятельности, то про­исходит становление и развитие всех его способностей;

Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное от­ношение с исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;

Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музы­кальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений, а также импровизацией попевок, что помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный ре­пертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать, ибо та­кие проявления более характерны для детей младшего школьно­го возраста».

Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последова­тельное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей лю­бить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, во­ображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музы­кальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музы­кальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Уроки должны способствовать формированию богатого ду­ховного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.

Задачи предмета «Музыка» чётко изложены в программе разработанной лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, и главная из них - «ввести учащихся в мир большого му­зыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богат­стве ее" форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

В настоящее время большой популярностью пользуется программа по музыке, разработанная коллективом учёных под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Принципиально важным в содержании этой программы является то, что она активно реализует один из основных принципов дидактики - связь с жизнью. «Не менее важны, - подчёркнуто в программе, - и зада­чи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового), музыкаль­ного мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих спо­собностей».

Вокального воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры... Игровой метод в развитии музыкально -просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. М.: ...

  • Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... воспитанию младших школьников» Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников . Предмет исследования – формы и средства эстетического воспитания школьников ... искусства. Визуальная и музыкально -звуковая грамоты, способствующие...

  • Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

    Курсовая работа >> Педагогика

    Влияющие на эстетическое воспитание младших школьников ; Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников . Гипотеза исследования... занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений). Умелое использование игр и...

  • Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

    Реферат >> Педагогика

    ... воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6 Теория гражданского воспитания в историческом контексте - Воспитание гражданственности в современной школе … 9 Глава II. Гражданское воспитание младших школьников ... и музыкальным стал обобщающий...

  • Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації

    1. Види музичної діяльностї молодших школярів

    2. Методи музичного виховання молодших школярів

    1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания

    Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:

    а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);

    б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;

    в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;

    г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).

    Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

    Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

    Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

    Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);

    Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

    Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.

    Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:



    Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;

    Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;

    Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;

    Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.

    Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.

    Література

    1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.

    2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.

    3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

    Педагогика и дидактика

    Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

    Лекция 1.

    Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

    План лекции

    1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

    С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

    В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

    1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

    2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;

    3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;

    4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

    5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;

    6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;

    7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.

    2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

    Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

    Задачи учебного предмета «Музыка»

    Воспитание любви к музыке;

    Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

    Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

    Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

    Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

    Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.

    В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

    В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

    Общедидактические методы

    К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

    Комплексные методы

    1. Метод эмоциональной драматургии.

    Данный метод реализуется в следующих приемах:

    1. Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, в ы светить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
    2. Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характ е ра, по принципу сходства и контраста.
    3. Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
    4. Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель н а мечает способы ее достижения).

    2. Метод музыкального обобщения

    Данный метод реализуется в следующих приемах.

    1. Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для у с воения и обобщения материала (темы).
    2. Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым мат е риалом
    3. Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

    Частные методы

    1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

    Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".

    Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:

    Четко сформулированная учителем задача;

    Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

    Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

    Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

    1. Метод создания художественного контекста.

    Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

    1. Метод создания "композиций".

    Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.

    4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

    Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.

    5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

    В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

    Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

    Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.

    К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

    1. Урок введения в тему.

    Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

    Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

    Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

    Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

    2. Уроки углубления и закрепления темы.

    Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

    3. Урок обобщения темы.

    Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

    4. Урок-концерт.

    Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

    Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.

    «Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

    Сверхзадача предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

    Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

    4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

    Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

    1. Мир звуков. Возникновение музыки;
    2. Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
    3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
    4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
    5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент;
    6. Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование;
    7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
    8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

    2. Функционирование музыки в жизни человека

    1. Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
    2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
    3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка;
    4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
    5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
    6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
    7. Запись и чтение нотного текста.

    3. Отечественная и мировая музыкальная культура

    1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре;
    2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
    3. Народные истоки в творчестве композиторов;
    4. Музыка народов, проживающих в РБ;
    5. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
    6. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI - XX веков;
    7. Сегодняшний день белорусской музыки;
    8. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
    9. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
    10. Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
    11. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
    12. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

    5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

    В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

    Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

    К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

    Литература

    1. Концепция учебного предмета «Музыка» / 2009. – № 3 . – С. 3-1 0 .
    2. Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
    3. Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. – С. 81-94.
    4. Музыка в начальных классах: м етод . пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М. : Просвя щение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
    5. Музыка. I - IV классы: учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009. – 32 с.
    6. Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. – № 3 . – С. 10 -11.

    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    22375. 1.29 MB
    Усилитель переменного тока на ОУ с одним источником питания рис.1 Рис. Рис. ОУ в выходном каскаде бустерная схема рис.
    22376. ПРИМЕНЕНИЕ ОУ 806 KB
    Усилители с возрастающим и убывающим коэффициентами передачи. Суть метода заключается в том что коэффициент передачи цепи ООС ОУ должен иметь несколько дискретных значений каждое из которых соответствует определенному диапазону изменения входного сигнала. Коэффициент передачи этих делителей аппроксимирует требуемую нелинейную зависимость причем чем больше число дискретных значений может принимать коэффициент передачи ООС ОУ тем ближе получаемая зависимость выходного напряжения от входного к заданной. Усилитель с возрастающим коэффициентом...
    22377. ГЕНЕРАТОРЫ ИМПУЛЬСОВ 584 KB
    Если напряжение передаваемое с выхода на вход по цепи ОС окажется в фазе с вызвавшим его входным напряжением и по значению будет не меньше его то усилитель возбудится. Физически это означает что в цепи ОС не происходит затухания сигнала. Цепи коррекции уменьшают усиление ОУ так чтобы при сдвиге 130 К было меньше 1 либо уменьшением коэффициента усиления.3 С1 перезаряжается по цепи UП R1 C1 VT1 корпус С2 заряжается по цепи UП RК2 C2 VT1 корпус.
    22378. ГЕНЕРАТОРЫ ПИЛООБРАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ГПН) 352.5 KB
    Принципы построения ГПН. ГПН в ждущем режиме. ГПН в автоколебательном режиме.
    22379. АНАЛОГО-ЦИФРОВЫЕ И ЦИФРО-АНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ (ЦАП И АЦП) 315 KB
    ЦАП с двоичновзвешенными резисторами. ЦАП с резистивной матрицей R2R.АНАЛОГОЦИФРОВЫЕ И ЦИФРОАНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЦАП И АЦП 15.
    22380. СТАБИЛИЗАТОРЫ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЯ 132 KB
    Общие сведения Стабилизатором напряжения СН называется устройство поддерживающее с требуемой точностью напряжение на нагрузке при изменении дестабилизирующих факторов в определенных пределах. Это различие зависит от места включения СН: между источником напряжения и выпрямителем переменного тока; между выпрямителем и нагрузкой постоянного тока. Компенсационные СН КСН это системы автоматического регулирования выходного напряжения в которых используются также стабилитроны варисторы и т.
    22381. Усилительные устройства (УУ) 104 KB
    Эквивалентная схема усилителя. Коэффициент полезного действия усилителя. Диапазон усиливаемых частот f = f0 fн разность между верхней и нижней граничными частотами усиления полоса пропускания усилителя.Эквивалентная схема усилителя Эквивалентная схема усилителя приведена на рис.
    22382. Искажения, вносимые в усилителе 229.5 KB
    Искажения импульсных сигналов. Искажения вносимые в усилителе 8. Линейные искажения К линейным относят искажения: частотные вызваны неодинаковостью усиления различных частотных составляющих входного сигнала рис.
    22383. Обратная связь (ОС) в усилителях 154 KB
    Влияние ОС на стабильность Ку Однако уменьшая Ку ООС увеличивает его стабильность. стабильность коэффициент усиления в усилителе с ООС в 1 раз выше чем в усилителе без ООС. Пример Пусть усилитель имеет Ку=100 и охвачен ООС причем коэффициент передачи цепи ОС. Стабилизация коэффициента усиления при введении ООС объясняется тем что увеличение усиления за счет любых причин вызывает возрастание напряжения ОС что вызывает уменьшение входного напряжения т.

    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями по музыке.

    В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет - пространство - объем - звуки).

    В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

    Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.

    I класс

    Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом - настроение человека и настроение в музыке. Далее - элементарные жанры музыки (песня, танец и марш). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.

    Начало занятий музыкой в I классе - один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому

    необходимо более подробно остановиться на музыкальном воспитании первоклассников.

    Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком. Например: "Музыка звучит по радио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больше слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает радости". Для запоминания детям следует предлагать краткие, лаконичные определения: "Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)".