Равнодушие и отзывчивость власти по отношению к простому человеку. Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения человека и власти. Афоризмы и высказывания известных людей

Ниже по тексту начиная прямо со второго обзаца следуют выписки из пары книжек начала прошлого века, где рассказывается об отношении простого русского народа к властям в то время. Есть ощущение, что с тех пор ничего кардинально не поменялось. Мы можем проследить те же самые параллели, причем, прочитав выписки, сможем малость понять менталитет простого русского человека, а так же почему у нас в стране все так, а не иначе.

Отношение крестьян к различным представителям власти далеко не было однородным. Если Царь и его действия признавались безоговорочно, то все неудачи приписывались чиновникам, намеренно, как полагали крестьяне, искажавшим царскую волю. Недоверие к чиновникам при полном доверии к верховному правителю заметно еще в Древней Руси.

Эта черта политической культуры крестьянства породила специфическое отношение к чиновничеству, особенно мелкому, с которым крестьяне сталкивались в жизни чаще всего. В крестьянской среде сложилось многовековое убеждение, что все "сюртучники" - некое особое сословие, не имеющее ничего общего с народом. "Сюртучник и лапотник" - два взаимоотталкивающихся элемента, и никаких общих интересов, по мнению лапотника, в данное время не имеют. Если же сюртучник представляет из себя хотя бы самое микроскопическое начальство, вроде волостного писаря или письмоводителя станового, то всякий трезвый крестьянин старается по возможности укрыть свое нутро, свои помыслы, желания и надежды от взоров этого представителя крапивного племени, не умея в представлении своем отделять личность от занимаемой ею должности и думая о нем, как о писаре. Общеупотребительным наименованием начальства среди крестьян было также слово "члены", применявшееся ко всем, кроме урядника и станового. Термин "чиновник" употреблялось редко.

Крестьяне относятся к властям с полным почтением, и ослушаться приказания начальства, в чем бы оно не проявилось, считается невозможным. Староста избирался из состава крестьян и потому имел право ими командовать.

Староста редко бывал груб. Но часто мужики посмеивались над тем, или иным старостой, который, напившись, кричал на всю деревню, что он ее хозяин. Староста смотрит на свои обязанности, как на очень важные и серьезные дела. Он сразу берется исполнять порученное дело, но часто тянет в сторону крестьян, потому, что имеет личный интерес, связанный с интересами крестьян.

Отношение к земскому начальнику почтительное. Крестьяне не избегают его, и в разговоре с ним держат себя довольно свободно, но всякое постановление для них страшно, и не исполнить приказаний земского считается невозможно. Другое дело отношение к новым постановлениям: "Что земскому за нужда говорить нам новый закон? Что хорошо нам, мужикам, то вред помещику, а он сам - барин. Вызовет нас, примерно, часов в 10 или 11 утра, а там, смотришь, придет к ночи, еще зимний день будто мал, а летний-то день, прождешь, измаешься. А когда и совсем не придет в тот день, а придет назавтра. Сидим, ждем, ничего не поделаешь."

Здесь хорошо представлена черта российской мелкой бюрократии - вседозволенность и отсутствие дисциплины, как исполнительной, так и трудовой. В дальнейшем крестьяне замещавшие посты в земстве или совете крестьянских депутатов спокойно повторяли данное поведение. Оно воспринималось как льгота начальника.

Между крестьянами вообще замечается постоянная готовность "отблагодарить" грамотного или "ученого" человека за полезный совет и, тем более за содействие, хлопоты или написание нужной бумаги; взимание таких благодарностей даже лицами служащими, как, например, волостным или сельским писарем, они не считали за взятку, а смотрят на это как на добровольное вознаграждение за полезную услугу. Взяткой же они считают тот случай, когда должное лицо возьмет, да ничего не сделает, или возьмет с противной стороны с тем, чтобы учинить в его пользу какую-нибудь несправедливость.

Данное отношение крестьян фиксируется во многих документах. Это традиция - мирских помочей. Необходимость возблагодарения накладывалась на обязательство засвидетельствовать свою почтительность. Более того "благодарность" носила и практичный характер, дескать я все сделал теперь его очередь.

Так как большинство крестьян, особенно пожилых, неграмотны, то старшины редко встречаются грамотными, поэтому все в волости в руках писаря. Волостные судьи тоже не могут сами вести дела, статью закона приписывает волостной писарь.

Писарь - князек волости, и если он хорошо ведет канцелярию, то крестьянам сменить его очень трудно, потому что власи им дорожат. Они говорят, что найти такого писаря, который мог бы вести канцелярию в порядке и не брал бы взяток - нет никакой возможности.

Земский начальник в глазах крестьян является Государственным ставленником, на обязанности которого лежит следить, как за нуждами сельского населения, так равно и за выполнением ими всех требований правительства. По их понятиям он творит над ними суд и расправу в случаях нарушения ими законов гражданских и уголовных. Но с чем они никак не могут смириться и освоиться - это с вмешательством земского начальника в их внутреннюю жизнь, в их семейные и хозяйственные дела, а главное, в их самоуправление.

Исправник - ревнитель буквы закона, человек сухой, строгий и малодоступный; своим обращением с крестьянами, подчас грубым, он среди них не пользуется уважением; за его содействием народ обращается только в экстраординарных случаях.

Становой мало занят своей прямой обязанностью, которую считает излишней для себя обузой, а не долгом, и кроме того, человек вспыльчивый и раздражительный, в глазах народа теряет имя порядочного человека. Народ боится его не за совесть, а за страх, и всячески старается избежать с ним каких-либо отношений. В обращении со своими подчиненными сотскими и, особенно десятскими он придирчив, капризен и жесток. Любит брать подарки, взятки. Крестьянин, имеющий до него какое-нибудь дело, редко добивается у него толку и даже основательного выслушивания дела и уходит по большей части ни с чем, изруганный за причиненное им его благородию беспокойство. При исполнении срочных приказаний начальства он действует без всякого рассуждения, как говорится напролом.

Урядники вообще люди деятельные и энергичные, безответные труженики на общественную пользу. Они всячески стараются добиться скорейшего исхода дела, но мер репрессивных не принимают. Обращение их с крестьянами симпатичное. Они стараются встать с ними на равную ногу, а при исполнении своих служебных обязанностей и приказов начальства они действуют миролюбиво, стараются внушить крестьянину и убедить его, что поступить иначе невозможно, а надо делать так, как требует от него начальство в видах личной или общественной пользы и благоустройства.

Сотские сами по себе и в глазах народа ничуть не возвышаются над своей средой. Их личное отношение к крестьянам и крестьян к ним - непринужденное. При исполнении приказаний начальства они не очень строги, потому что не всегда разделяют убеждения начальства, а более держатся взгляда самих крестьян.

Десятских можно разбить на две категории: большую часть составляют люди порядочные, меньшую - дурные. Последние нередко превышают свои права и обязанности, которые, к счастью, весьма ограничены, и при исполнении своих служебных обязанностей чрезвычайно грубы. При обычном течении жизни они стараются выставить свое "я" на вид. Большая же часть десятских в своей обычной жизни и при исполнении приказаний начальства - прямая противоположность только что поименному меньшинству.

Постоянный состав волостного правления таков: старшина, волостной писарь, его помощник и рассыльный. В состав волостного правления входят и сельские старосты. Волостной писарь официально заведует делами чисто канцелярскими, но фактически в своем лице он совмещает все волостное правление, начиная со старшины и кончая судами. При всякой нужде крестьянин обращается в волостное правление, как в первую инстанцию.

Сельский староста в своей специальной деятельности мало зависит от поименованных выше властей. Он играет в некотором роде самостоятельного органа. Но он не имеет той власти, какой обладает старшина, и, наоборот, старшина со своей стороны не может премятствовать ему в его личных распоряжениях, как, например, в выдаче паспортов. Сельский староста своей властью иногда пользуется в видах личной пользы и наживы.

Крестьяне к властям с поздравлениями не приходят. С приездом в село земских начальников все селение принимает праздничный вид. Убирают с улицы вывешенное белье, загоняют бродячую скотину во двор, собак сажают на цепь, подметают улицы и сами приодеваются.

Приказания земского начальника приводят в исполнение в точности, хотя непоспешно и без понуждений. Совсем иное можно сказать относительно приведения в исполнение постановлений волостного суда. Волостной суд не пользуется уважением, и его постановления сплошь и рядом нарушаются, так что требуется вмешательство полицейской власти. Причины этого кроются в самих крестьянах, так и в лицах, замещающих данные посты. Выходя из крестьянской среды и ничем не отличаясь от них, выборные сельские власти заслуживают лишь равного с крестьянами уважения. Но это равноправное уважение изменяется под условием личных качеств выборного лица.

Что касается исправника, то он с народом никаких сношений не имеет. Крестьяне его никогда не видели. Его дела - податные, а так ка за подати ответственны старшина и сельские старосты, то он иногда пригрозит штрафом. Но сажать, почти не сажает. Старосты о нем отзываются очень хорошо. Пристава народ также не знает, хотя его часть, кроме сыскной, главным образом податная, и он должен ездить по селениям, понуждать старост и народ, но так как эта часть опять главным образом лежит на старшинах и старостах, то народ, не видя от пристава никакого притеснения, считает его человеком добрым. Урядник, в районе деятельности которого находится село, тоже человек добрый: он лично никого не трогает. Деятельность его чисто фискальная: скляузничать, донести что-нибудь не существенное (чего даже не было, лишь бы был пристав доволен, что я мол стан знаю). Если бы не "беспородная" должность, мог бы быть отличным человеком. Сам то лично по природе честен, но служба или превратное понятие присяги - уродует. Опирается на сотского. Сотский мог даже ломать трубы в домах, кто его не попоит, под видом того, что они не исправны, хотя трубы были новые и более чем исправные.

Десятский - этапный провожатый и курьер казенных бумаг. За порядком не смотрит, о пожарной части понятия не имеет, о ночных караулах тоже, о тишине и спокойствии - одинаково с первыми. Обращение их с крестьянами таково: урядник приказывает, сотский ругает десятского, десятский идет в волость и просить что-нибудь сделать.

Книги:
Фаресов А.И. Мужики и начальство. СПб., 1906.
Астырев Н.М. В волостных писарях: Очерки крестьянского самоуправления. М. 1896.

  • 06 апреля 2012 14:46 в рубрике

Жармахан Туякбай в недавнем прошлом занимал несколько ведущих постов в правительстве Казахстана. Но пришел момент, когда он больше не мог мириться с коррупцией и нарушениями прав человека, и решил примкнуть к оппозиции. Сейчас Жармахан Туякбай возглавляет Союз демократических сил «За справедливый Казахстан».

Недавно он побывал в Вашингтоне, где встречался с американскими законодателями, чтобы проинформировать их и других представителей американского правительства о ситуации в Казахстане. Г-н Туякбай согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Инна Озовская: Вы возглавляете союз демократических сил «За справедливый Казахстан». Из самого названия вашей организации следует, что за справедливость еще надо бороться. В чем, в таком случае, по вашему мнению, состоит несправедливость политической, экономической и социальной жизни страны?

Жармахан Туякбай: Самая главная несправедливость, которая существует сегодня в нашей стране, – это, конечно же, отношение к простому человеку. То, что сегодня власть – сама по себе, служит только для себя, а не для народа, что власть неподотчетна, неподконтрольна народу, что власть полностью сконцентрирована в руках одного человека (это президент нашей страны), – это самая большая несправедливость, от которой дальше расходятся другие более или менее значимые несправедливости как в социально-экономической, так и политической жизни нашей страны.

И.О.: А в каком состоянии, по вашему мнению, находится гражданское общество в Казахстане?

Ж.Т.: Гражданское общество Казахстана находится на пути регресса. Сегодня власть принимает все меры к тому, чтобы те демократические завоевания, которые были в начале обретения независимости нашей страны, сегодня сводились на нет. И страна, и власть полностью движутся в сторону авторитаризма, а в некоторых моментах проявляются уже признаки тоталитаризма.

И.О.: Это очень серьезное заявление. В таком случае, существует ли у вас независимая пресса?

Ж.Т.: Фактически независимых средств массовой информации у нас осталось очень мало. Электронные СМИ у нас в стране полностью принадлежат или обслуживающим власти предержащие государственным СМИ, или «независимым» СМИ, которые полностью находятся в руках людей, близких главе государства.

И.О.: Вы приехали в США, в частности, в Вашингтон, для того, чтобы информировать американских законодателей и официальных лиц о ситуации в Казахстане и, наверно, попросить их помощи. Как вы считаете, в чем, собственно, может состоять эта помощь? Могут ли американская администрация и американская общественность оказать какое бы то ни было влияние на политику вашей страны?

Ж.Т.: Казахстан – или, по крайней мере, глава государства – неоднократно провозглашал, что Казахстан идет в сторону демократизации общества, в сторону цивилизованных западных стран, и что западные ценности для нас являются приоритетными. Но тем не менее на практике все это, наоборот, сворачивается. И в связи с этим нам очень важна политическая оценка, реальная оценка существующего положения дел в нашей стране и соответствующее политическое влияние на процессы, которые происходят в нашей стране. Ибо, к сожалению, сегодня во многих случаях экономические интересы многих западных стран в отношении использования сырьевых возможностей нашей страны преобладают, при этом приносятся в жертву политические свободы, свобода личности, свобода средств массовой информации, которые в нашей стране полностью подавлены.

И.О.: Как вы относитесь к событиям в Узбекистане, и не перекликаются ли ситуация там и ситуация в вашей стране?

Ж.Т.: Вообще те процессы, которые сегодня происходят на постсоветском пространстве, – это логические, закономерные процессы, которые должны были произойти, и они происходят. И эти процессы, как это было и в Грузии, и в Украине, и в Кыргызстане, неминуемо будут происходить в других странах постсоветского пространства, где у власти находятся люди, которые на заре независимости легко захватили эту власть. И поэтому те процессы, которые сегодня происходят в Узбекистане, разумеется, соответствующим образом оказывают влияние и на нашу страну. Там были огромные жертвы. Возможно, у нас такого не произойдет, мы не допустим… Но тем не менее они будут оказывать влияние на умонастроения людей в нашей стране. Потому что те социально-экономические проблемы, которые волнуют народ Узбекистана, точно таким же образом волнуют и наш народ (особенно на юге Казахстана).

И.О.: Какие первоочередные задачи ставит перед собой ваш союз?

Ж.Т.: Наша задача, прежде всего, – участие в предстоящих в декабре президентских выборах, выдвижение единого кандидата и победа на этих выборах, с последующим принятием новой Конституции, которая полностью демонтирует единоличную власть президента, суперконцентрированную власть в руках одного человека, и создаст нормальные, демократические формы правления, которые существуют во всех цивилизованных странах.

И.О.: Вы считаете, что у вас есть шансы на победу?

Ж.Т.: Мы на это рассчитываем. Потому что сегодня, я еще раз подчеркиваю, те процессы, которые происходят в нашей стране и других странах Центральной Азии, заключаются в том, что народ уже не может дольше терпеть этот беспредел, эту несправедливость, которая творится у нас.

И.О.: Спасибо вам большое за исчерпывающее и крайне глубокое интервью.

Ж.Т.: Спасибо вам.

Каждый человек, живя в какой-либо стране, имеет свою точку зрения на правительство. Всегда найдутся те, кто согласен с ним, и, наоборот, - не согласен. В данном тексте В.Ф. Ходасевич поднимает проблему отношения к власти.

Автор рассказывает о Гаврииле Романовиче Державине, государственном деятеле. Его отправили в отставку, и он перебрался в Званку. Здесь Державин «сносил пребывание не у дел государственных», на дне души отстаивался горький осадок. «Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов». Гавриил Романович работал не покладая рук, старался для простого народа, занимался благотворительностью, но почему-то не оказался достойным помощником в глазах властителей, которым он служил.

Он считал неблагодарным царя, уволившего его со службы, несмотря на заслуги перед Отечеством.

Я полностью согласен с В.Ф. Ходасевичем и считаю, что Державин не заслужил такого отношения к себе. О нём был очень хорошего мнения народ, ведь он часто помогал нищим, дворовым, слугам, давал взаймы и даже завёл больницу для крестьян.

Проблема отношения к власти часто поднималась в произведениях писателей. С ней столкнулся главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер писал свой роман о Понтии Пилате не по заказу, а по зову сердца, и его отказались печатать, так как редакторы журнала побоялись гнева властей.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» тоже прослеживается данная проблема. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то... В.Ф.Ходасевич

Здесь необычайно остро возникает противоречие между личностью и государством. Евгений – мелкий чиновник, потерявший свою невесту, винит Петра I, создателя Петербурга, который, с одной стороны, - великий реформатор, но в то же время жестокий тиран. В сюжете поэмы нет окончательного разрешения конфликта.

(341 слово) На протяжении нескольких веков тема отношения власти к простому человеку является неиссякаемым источником для размышлений. Несомненно, русскоязычные писатели не могли не отразить ее в своих произведениях. Представители власти часто определяют судьбу своего подчиненного, и не всегда их решения нацелены на благо, поэтому в классической литературе читатель может найти разные примеры взаимоотношений чиновников и простолюдин.

Пожалуй, одним из самых ярких представителей неравнодушной власти является главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812 г. М. И. Кутузов. Его образ всегда ассоциируется с победой и одновременно человечностью, возможно, потому что таким предстает полководец в качестве одного из центральных персонажей романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор описывает своего героя как человека «простого и обыкновенного», но очень внимательного к своим подчиненным. Он поддерживает офицеров и солдат ласковыми словами, переживает из-за отсутствия хороших сапог для пехотинцев. Получается, что в произведении именно Кутузов, а не Александр I, противопоставлен Наполеону Бонапарту: русский военачальник – чуткий, мудрый, отзывчивый, в то время как французский император показан высокомерным, равнодушным и недальновидным.

Примеров властей, которым безразлична судьба простого человека, значительно больше в русской литературе. На эту тему размышляли многие, и среди них – Н. В. Гоголь. В поэме «Мертвые души» он мастерски вводит ее в качестве самостоятельного эпизода. Речь идет о «Повести о капитане Копейкине», которую рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин воевал против французов, ему на войне оторвало руку и ногу, и он решил, что ему полагается вознаграждение, так называемый «пенсион». Он добрался до Петербурга, смог встретиться несколько раз с различными высокопоставленными лицами, но ничего не добился, кроме обещаний и грубости. Почтмейстер говорит, что неизвестно, куда ушел герой, но намекает, что он стал главарем рязанской банды разбойников. Кстати, любопытно, что Гоголь указывает разные чины тех, к кому обращался ветеран. Он это делает для некоего обобщения, ему важно показать, что случай капитана Копейкина не единственный.

Нередко чиновники оставляют людей на произвол судьбы, их вообще не интересует, как бедные и слабые граждане будут выживать в непростых условиях, как, например, это случилось с капитаном Копейкиным. Но так происходит не всегда: есть и такие представители власти, которые переживают за своих подчиненных, беспокоятся об их благополучии и стараются хоть как-то помочь.

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

2 А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться,

3 а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна

4 находит удачный выход игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё «сеятеля доброго и вечного» увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос

5 автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.

6 Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «Притесняют меня, Игнитич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать». Так и поднимается в

7 повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он не создан для блаженства, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, желание покоя, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.


Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

{jcomments on} «Мама, я беременна!» Почему женщины так часто боятся впервые произнести эту фразу? Если речь о незамужней молодой девушке это еще как-то можно понять. Но почему подобный страх испытывают

Для сценариев, посвящённых Международному дню прав ребёнка Главное право каждого человека право на жизнь. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Сотникова Елена Николаевна Покотило Галина Анатольевна Андреева Татьяна Алексеевна Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 133» РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

БАНК ЗАДАНИЙ Литература 7.2 группа Задания 1 В каком городе родился А.П.Чехов? А) Петербург Б) Москва В) Таганрог Г) Орёл 2 А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет? А) химический; Б)

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» - Ведущий. - Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа... 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях... 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»... 6 Рассказ... 6 3. «Старый дед и внучек»... 8 Басня...

Программа рассчитана на четыре года обучения. I Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 класс: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие

Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Психологическая подготовка, безусловно, необходима. Как ее осуществить? Два основных совета: 1. Если у

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro 5. ()Был поздний вечер. ()Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. ()а

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

БЕЛГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТВОРИ ДОБРО» Детская общественная организация «Земляне» МБОУ «Верхососенская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской

Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Саяпина Оксана Валерьевна Дата проведения: декабрь 2012 года Цель: выявить позиции героев пьесы и авторскую

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «Делать людям добро - хорошеть самому». Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

Школьный проект к празднованию Дня Победы «Читаем вместе»: Цикл семинаров по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем Семинар 1 (по первой части книги) Знакомимся с книгой. человеке» (система вопросов

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Исследовательская работа: Образ Петербурга в литературе XIX XIX века. Выполнил: Ученик 10 10 «А» «А» класса МОУ СОШ 1 Хромов Дмитрий г. Биробиджан 2011 год год Целью работы является раскрытие темы: «Образ

Гусева Татьяна Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Перми УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ «Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ «БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО» Тема: Человек

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

Потерянный близнец Знаешь ли ты, что уже некоторое время, я задаюсь вопросом, наблюдая за тобой как ты растешь. Иногда я себе говорю, что ты был не один во время внутриутробной жизни. Возможно существовал

В самом начале нашего разговора о мужчинах уже упомянули, что жизнь взрослого мужчины в России полна безответственности и вины. Это констатация, но не обвинение. Как раз обвинений в практике семейных отношений

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА О природе литературного творчества (по повести К.Г. Паустовского «Золотая роза») 1. ФИО Баскакова Лариса Викторовна 2. Место работы МБОУ «СОШ 3», город Сасово 3. Должность учитель русского

Живое слово Выходит с 1 сентября 2013 года 1 2014 года Информационно-развлекательная газета МБОУ «Купинская СОШ» С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ НАШИ УЧИТЕЛЯ!!! ПУСТЬ НЕ СЛОМЯТ ВАС НЕУДАЧИ, БОЛЬШЕ БУДЕТ ПОДАРКОВ

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ! БОЦМАН ЧАЙКА 3 ДЕКАРЯ 20:50 16+ В свой родной город Приморск из очередного рейса возвращается боцман Чайка бабник и холостяк, не мыслящий жизни без моря. Но, на его беду, пароходство

УДК 1/14 ББК 86.42 С 81 С 81 100 самых правдивых гаданий для девочек. Москва: АСТ, 2014. 192 с. (Для девочек). Эта книга станет лучшей подружкой девочек от 9 до 15 лет. Веселые гадалки, предсказания, сонник,

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Идейно-национальные традиции в татарской народной сказке три дочери» Составитель: Начаркина Наталья Юрьевна Учитель начальных классов МОУ Марфинская

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Друзья Зиппи «Партнерство в интересах детей» Хорошее здоровье Мы уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей заботимся о том, чтобы они хорошо кушали, тепло одеваем

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Официальный комментарий: «Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания

РОЛЬ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С.А. Вильданова («Назарбаев интеллектуальная школа», г. Усть-Каменогорск, Казахстан) Педагогами часто цитируется высказывание

ПРОЕКТ ГРАБОВСКОГО К. НА ТЕМУ: Ю. ЯКОВЛЕВ. СЛОВА О МАТЕРИ г. Тюмень 2013г. Школа 40 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Вступление (краткая биография Яковлева) 4. Цель и задачи проекта 5. Актуальность

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Экзаменационные билеты по литературе для 9 класса Пояснительная записка Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования

Отдел обслуживания инвалидов по зрению Электронная книжная выставка «Стойкость, мужество, преодоление» Гальего, Р. Д. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Черным по белому / Рубен Давид

Литературная по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» видео ДУЭЛЬ 1 «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут,

Исследовательская работа по литературе «Образ собаки в творчестве писателей XIX XX века» Выполнила: Латышева Елена Фѐдоровна, ученица 7 класса «А» Руководитель: Крюкова Елена Валентиновна, учитель русского

Пояснительная записка Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

МБОУ «СОШ» п.теплая Гора Горнозаводского района Классный час Защита проекта «Моя семья моя радость» (для 6-7 классов) Составила: учитель ИЗО и черчения Романченко А.С. Цель: Воспитание бережного отношения

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

1 Russian Language Podcast N 216 Русский Рэп 2 Баста «Выпускной» Tatiana Klimova www.russianpodcast.eu Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Климова, и вы слушаете Русский Подкаст N 216. Добро

Пожилая Россия: чем живут 0 миллионов россиян? По результатам репрезентативных опросов общественного мнения населения России: ВЦИОМ - Россия, сентябрь 00 г.; выборка: 00 человек в 0 населенных пунктах