Презентация - Народы России в XVII веке. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия

Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных новшеств.

Старые жизненные уклады начали постепенно отходить, но новые еще не были окончательно приняты. В начале XVII века, когда государство окутывала смута, на культуру не влияла ни церковь, ни государственная власть.

Поэтому в этом периоде, впервые за всю историю русской культуры, замечаются попытки внедрения свободы слова и мнений. Русская общественность постепенно начинала вступать в Новое время. Основой искусства становилась личность человека, а не общество в целом.

Просвещение и наука в XVII веке

В XVII веке значительно возрастает процент грамотного населения. Начинает зарождаться деловая письменность. В обиход постепенно начали входить печатные книги, однако им еще не удается вытеснить рукописи.

Выпускаются первые печатные пособия по арифметике и грамматике, что позволяет увеличить количество грамотного населения среди низших слоев общества. В период противостояния старообрядческой и православной церкви, начальные школы начинают отходить от монастырского начала и приобретают светский характер.

Семьи бояр и купцов начинают нанимать для своих детей специально обученных учителей, иногда иностранцев, которые вели занятия на дому. Научные открытия также были весьма значительны. Медицинские знания, как и раньше, базировались на лечении травами, однако начинает зарождаться процесс обмена опыта с иностранными врачами.

Открываются первые учреждения для обучения врачей и фармацевтов. Значительное внимание в XVII веке уделялось развитию астрологии: русская общественность узнает об учениях Коперника и начинает на ее основе развивать собственные взгляды на гелиоцентрическую систему.

Литература в XVII веке

В первой половине XVII века для литературного процесса было характерным описание трагических событий Смутного времени.

Исторические думы были насквозь пропитаны патриотическими чувствами и призывами к борьбе с иностранными захватчиками – в них прославлялись герои, которые защищали Отчизну и простой русский народ, который поддавался тяжелым угнетениям, но все - таки смог выстоять в неравном сражении.

Также в литературе были распространены летописи, которые создавались преимущественно духовенством старообрядческой церкви. Ярким примером этому является «Житие протопопа Аввакума» - биографический рассказ автора о собственных житейских страданиях, спровоцированных расколом в церкви. В литературу также начинает входить новый жанр – реалистическая повесть, которая позже выступит базой для зарождения публицистики.

Архитектура и строительство в XVII веке

В XVII веке зодчества качнулись весьма значительные изменения. На замену деревянным зданиям приходят кирпичные и каменные. В храмовой архитектуре появляются элементы барокко, позже получившим название «московского нарышкинского барокко».

Вместе с церковными сооружениями, начинается активное строительство общественных зданий: полной реконструкции поддается здание Кремля, создаются огромные торговые помещения в крупных городах.

Искусство в XVII веке

В XVII веке в России начало активно развиваться театральное искусство. Так как церковными властями началось активное гонения скоморохов(они были признаны духовенством служителями сатаны), на смену им пришли первые организованные придворные театральные труппы.

НАРОДЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Петрова Екатерина Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ гимназия №1 г.Полярные Зори Мурманская область

План урока
Русский народ Украинцы Народы Поволжья Народы Кавказа Народы Сибири

1. Ханты. 2. Черкесы. 3. Черногорцы. 4. Чеченцы. 5. Чуваши. 6. Чукчи. 7. Шорцы. 8. Эвенки. 9. Эвены. 10. Энцы. 11. Эскимосы. 12. Эстонцы. 13. Юкагиры. 14. Якуты

В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. Если даже некоторые представители православного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха «своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковыми были чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир.

Народы, вошедшие в состав России в XVII веке: 1. Ханты и Манси (По р. Енисей) 2. Буряты (Верховья р. Ангары и р. Витима) 3. Эвенки (Тунгусы) (От р. Енисей до побережья Охотского моря) 4. Якуты (Бассейн р. Лены, р. Яны, р.Индигирки, р. Колымы) 5. Коряки, Чукчи, Юкагиры (Северо-восток Сибири, до Берингова пролива) 6. Дауры, Дючеры (Южное Забайкалье и Приамурье)

Основные тенденции освоенияновых регионов
1. Колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами. 2. Проникновение на новые территории норм российского права. 3. Стремление заручится поддержкой местной племенной знати. 4. Развитие охоты и добывающих промыслов на новых территориях. 5. Принудительная христианизация местного населения.

1. Русский народ
Общая численность – 10 млн чел. По мере освоения Сибири с местными жителями вели товарообмен.

Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.

До середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской культуры. Во второй половине XV века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурного обмена России с внешним миром существенно изменились.

XVII век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 18 миллионов до 4 миллионов). Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытой.

2.Украинцы
Составляли около 15% от общей численности населения. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России при условии сохранения самоуправления.

К концу 17 столетия окончательно оформилась гетманщина (система управления в Киеве и Левобережной Украине). При гетмане состояла старшинская рада (совет). Она назначала своих представителей на главные должности – уряды.

3. Народы Поволжья

Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

Татары
Татары - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов. Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане).

Чуваши
Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии.

До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена.

Мордва

Мордовские племена - автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя.

Основное традиционное занятие мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Традиционное жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской.

4. Народы Кавказа

Вайнахи (чеченцы) Ингуши Осетины

К 17 веку, то есть к моменту прочного включения Северного Кавказа в состав Российской империи, большинство коренных народов находилось на переходной стадии от родового к классовому обществу. Слабое развитие социальной дифференциации явилось следствием целого ряда причин. Исключительное занятие скотоводством способствовало неизменности патриархальных отношений. Пастбища, луга и поля всегда находились в коллективной собственности всей мусульманской общины джамаат. Все вольные общества Кавказа имели военизированный характер, к чему их побуждала постоянная оборона от врагов и собственная набеговая экспансия.

Основой любого вольного общества выступал род, группа родственных семей, связанных общим происхождением. У чеченцев- тейп, у адыгов - ачих. Старейшина выступал предводителем рода, тхъамада, а верховная власть - совету старейшин рода. Все важные решения принимались советом старейшин, прежде всего решения о кровомщении, конлы.

5. Народы Сибири
Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая.

Огромные пространства тундры до низовьев Енисея занимали ненцы (самоеды). Дальше на восток, от Енисея до Охотского моря, жили племена эвенков (тунгусов). По берегам Ангары и Байкала селились буряты. Одним из наиболее многочисленных народов северо-восточной Сибири были якуты (саха).

Эвенки

Буряты

На крайнем северо-востоке Сибири жили племена юкагиров, чукчей, коряков, камчадалов, курилов. Вплоть до прихода русских они не знали железа. В Приамурье жили племена дауров, на развитие которых оказала большое влияние китайская цивилизация.

Коряки
Камчадалы

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

А. В. Масюлис, В. Ю. Крутецкий

Научный руководитель - В. Ю. Крутецкий, канд. ист. наук, доцент Ярославский государственный технический университет

Семнадцатый век в русской истории стал переломным: завершилась эпоха средневековья, на смену ей приходит Новое время. В культуре и быте русского народа появляются ростки нового.

Главная особенность культуры XVII в. состояла в усилившемся про­цессе ее обмирщения - освобождения от церковного влияния, в переходе к новым, светским нормам и формам. Обмирщение в той или иной степени охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, ар­хитектуру и т. д.

Значительно более оживленными, чем ранее, становятся в XVII в. контакты с другими странами и народами, более доступными - их дости­жения в области культуры и техники. Активизации культурного диалога с Западом и Востоком способствовали новые явления в хозяйственной жиз­ни страны, в особенности, рост торговли, потребность в техническом и ор­ганизационном опыте других государств. Важным фактором, влиявшим на развитие русской культуры XVII в., явились острые социальные противо­речия, выразившиеся в многочисленных бунтах, и, конечно, такое явление как раскол. Все эти обстоятельства способствовали постепенному расши­рению кругозор людей, изменению их миропонимания.

В литературе XVII в. утвердились два течения: феодально­

Охранительное и народно-обличительное. Для этого периода характерно активное развитие устного народного творчества. Именно тогда впервые были записаны народные песни, пословицы и поговорки. Большое распро­странение получает переводная западная литература.

В художественном творчестве влияние традиций сохранялось в наи­большей степени. Здесь элементы нового были менее заметны, чем в лите­ратуре и зодчестве. Объясняется это тем, что изобразительное искусство XVII в. было представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В XVII в. было положе­но начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии.

Характерной чертой русского быта в XVII в. являлась его консерва­тивность: человек с трудом расставался с привычками и традициями, пе­редаваемыми из поколения в поколение, и культивировавшимися в течение столетий нравственными ценностями.

Технология «Умный дом» создавалась с одной целью – экономия времени, которое тратится на домашнюю рутинную работу. Новые технологии, применяемые в системе умного дома, поражают своим многообразием. С помощью, так называемой …

Научный руководитель - А. А. Киселев, канд. пед. наук, профессор Ярославский государственный технический университет Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финан­совой политики, роста эффективности производства на каждом конкрет­ном предприятии химической …

К. Е. Разумова Научный руководитель - С. Н. Буликов, д-р экон. наук, доцент Ярославский государственный технический университет Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимо­стью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней …

Быт русского народа XVI - XVII веков

3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.

Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.

Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу.

Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.

До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдоване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились.

Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.

Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д.

Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. 17 век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 10 до 4 млн. человек).

Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытной. Тогдашняя Москва - златоглавая, с византийской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками - поражала воображение европейцев. Многие переселенцы добровольно переходили в православие, брали русские имена.

Часть эмигрантов не хотела рвать с привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала уголком Западной Европы в самом сердце Московии" Многие иноземные новинки - от театральных представлений до кулинарных блюд - вызывали интерес у московской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на заморский манер, носили западное платье, брили бороды. При этом Нарышкин, А.С. Матвеев, также как видные деятели 80-х годов 17 века Василий Голицын, Головин были людьми патриотичными и им было чуждо слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущее таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князь И.А. Хворостинин, заявлявший: "В Москве народ глуп", а также Г. Котошихин - подьячий Посольского приказа, отказавшийся выполнить требования своего и бежавший в 1664 г. в Литву, а затем в Швецию. Там он и написал по заказу шведского правительства свое сочинение о России.

Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин и ближайший советник царя Алексея Ф.М. Ртищев, полагали, что на западный манер надо переделывать многое, но далеко не все.

Ордын-Нащокин, говоря, "Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих", стоял за сохранение русской самобытной культуры: "Наземное платье... не по нас, а наше не по них".

В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян - 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.

Литература 17 века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Мы уже не встречаем в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя". В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский (попутно заметим, что такая потребность была вызвана тем, что древнерусские иерархи, поднимавшие спор из-за написания имени Иисус, из-за того, сколько раз произносить "аллилуйя" не имели вв своем распоряжении даже исправного текста Библии и на протяжении веков прекрасно без него обходились) из Киево-Печерской лавры монахи Е.Славинецкий и С.Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели "Книгу врачевскую анатомию", "Гражданство и обучение нравов детских", "О граде царском" - сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины.

Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.

Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" кн.И.А. Хворостинина , "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.

Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ерошовиче", "Повесть о Горе-Злосчастии" и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости "Домостроя" остаются непреодолимыми.

Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен "Протопоп Аввакум, - напишет позже Л.Толстой, - ворвался в русскую литературу как буря".

В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке "Комедия притча о блудном сыне", "Царь Новохудоносор". Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.

"Золотой век" Екатерины II. Россия во II половине XVIII века

Другим направлением русской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство - религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В России первые масонские ложи появились в 1730-е годы...

XIX век в истории России

Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие...

Беларусь в составе Речи Посполитой

Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой...

Быт русского народа XVI - XVII веков

К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности...

11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления...

Внутренняя и внешняя политика России в XVII веке

Задачи внешней политики. К середине XVII века Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю...

Глуховский период в истории Украины

Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно...

На XVII век приходится один из самых тяжелых периодов развития России. Польско-шведская интервенция, смена правительства, голодные неурожайные годы начала века определили условия жизни народа. В это время формируется единый всероссийский рынок...

История книгопечатания и печатного дела

Влияние внешних факторов не могло не сказаться на развитии образования, науки и культуры. Большинство населения страны было безграмотным, отсутствовало женское образование, в школе обучали лишь азам грамоты и основам православия. Но...

Новации Петра I в управлении внешнеполитическими делами

Каково было международное положение Московского государства в XVII веке? Нередко пишут о крупных успехах во внешней политике при первых Романовых. Безусловно...

Особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине XVII века

1.1. Формирование капиталистического производства как основы английской промышленности Вторая половина XVI и первая половина XVII в. отмечены в Англии интенсивным развитием хозяйственной жизни...

Отмена крепостного права

В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой - продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям...

Развитие крепостного права на Руси

В XVII веке в России, с одной стороны, появились товарное производство и рынок, а с другой - закреплялись феодальные отношения, приспосабливаясь к рыночным. Это было время усиления самодержавия...

Управление Сибирью в XVII-XVIII вв.

Хозяйственное освоения сибирских просторов...