Представители русской музыкальной культуры 19 века. Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение. Неоклассицизм в музыке

В первой половине XIX века начинается расцвет рус­ской классической музыки. Творчество Глинки и Дарго­мыжского открывает период стремительного взлета нацио­нального музыкального искусства до вершин мировой куль­туры. Развитие музыки было частью общего процесса - подъема всего русского искусства в знаменательный пери­од исторического развития Российского государства. Отече­ственная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 году вызвали мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил нации. «Двенадцатый год, - писал Белин­ский, - потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил...»

Именно в этот период происходит формирование рус­ской классической литературы, музыки и живописи. Веду­щая роль принадлежала литературе. Знаком эпохи стало творчество Пушкина, которое было подготовлено произведе­ниями Жуковского, Карамзина, Батюшкова, Крылова. Пуш­кин явился создателем русского литературного языка, опре­делив тем самым дальнейший путь развития националь­ной литературы. В одно время с Пушкиным сочиняют свои произведения Грибоедов, Рылеев, Вяземский, Дельвиг, Язы­ков, Баратынский; позднее начинается творческая жизнь Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Белинского. К середине века появится новое поколение писателей - Достоевский, Тол­стой, Некрасов, Тургенев, Гончаров и другие.

Первая половина XIX века положила начало и русской классической живописи (картины Кипренского, Тропинина, Венецианова, Щедрина, Брюллова, Иванова, Федотова) и скульптуры (Клодт и другие), архитектуры (Воронихин, За­харов, Бове, Жилярди, Росси).

Русское искусство первых десятилетий XIX века испы­тало на себе сильное воздействие нового европейского худо­жественного направления - романтизма. «Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период», - пи­сал Белинский. Характерные для него независимость твор­чества художника и внимание к внутреннему миру челове­ка, интерес к жизни родного народа, его истории, песням, сказ­кам и легендам, мятежность духа и свободолюбие, страст­ность и смелость высказывания, восторженная приподня­тость находят воплощение в произведениях этого времени. Через романтизм, его повышенную эмоциональность и субъективность русское искусство шло к утверждению прин­ципов художественного реализма.

Музыкальная жизнь России с начала XIX века начина­ет приобретать новые черты. Важными музыкальными цент­рами становятся лицеи, пансионы, университеты, а также литературно-художественные кружки. В этих кружках объе­динялись любители искусства, писатели, артисты, художни­ки, музыканты. Здесь исполнялись новые произведения, об­суждались оперные спектакли и концерты. Такие собрания устраивались в Петербурге в домах Дельвига, Одоевского, графа Михаила Виельгорского, в Москве - у Грибоедова, княгини Зинаиды Волконской.

Оживляется концертная жизнь: в 1802 году в Петер­бурге создается первая русская концертная организация - «Филармоническое общество», которое устраивало публич­ные симфонические концерты. Концерты камерной музы­ки проходят в частных домах, дворянских и благородных собраниях и различных учебных заведениях, в них участву­ют как русские, так и иностранные музыканты. Значитель­ную роль продолжают играть хоры и симфонические орке­стры крепостных музыкантов, которые существовали во мно­гих дворянских усадьбах.

Одним из излюбленных жанров симфонической музы­ки в это время стали программные увертюры к операм и драматическим спектаклям, которые сочиняли Козловский, Давыдов, Алябьев, Верстовский. В жанре музыкального те­атра также происходят заметные изменения. Любимая в XVIII веке бытовая комическая опера постепенно уступает место операм-сказкам («Князь-невидимка» и «Илья-бога­тырь» Кавоса, «Днепровская русалка» Давыдова) и роман­тическим операм («Аскольдова могила» Верстовского). Наряду с оперой широкое распространение получают воде­виль, музыка к драматическим спектаклям («трагедии на музыке»), а также балет, расцвет которого в России насту­пил с деятельностью великого французского балетмейстера Шарля Дидло.

Успешное развитие этих жанров было неотделимо от формирования русских исполнительских школ в опере (Е. Сандунова, О. Петров, А. Петрова-Воробьева), балете (А. Ис­томина, Е. Колосова, А. Глушковский), драме (Е. Семенова, П. Мочалов, М. Щепкин).

Повсеместное распространение получает бытовое домаш­нее музицирование. Любители музыки собирались по вече­рам, играли и пели под аккомпанемент гитары, арфы или фортепиано. В репертуаре были народные песни - кресть­янские, городские, солдатские. Их обработки делали многие композиторы, наиболее популярными были сборники Кашина и Рупина. Они исполнялись как сольные песни, дуэты и в виде инструментальных вариаций и ансамблей. В этой об­становке складывался и развивался любимый жанр эпо­хи - романс .

Романс и песня

Романсовое творчество композиторов первой половины XIX века сложилось на основе народных крестьянских, го­родских и российских песен. Именно в романсе формирова­лись особенности русского музыкального языка, националь­ного музыкального стиля. Его развитие было тесно связано с расцветом русской поэзии в пушкинскую эпоху и творче­ством Жуковского, Вяземского, Баратынского, Дельвига, Ба­тюшкова, Языкова, самого Пушкина и других поэтов. На их стихи писали свои романсы О. Козловский,

А. Жилин, бра­тья Титовы, Мих. Виельгорский, А.Верстовский, А. Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, П. Булахов, М. Глинка, А. Дарго­мыжский. В их творчестве сложились основные жанры рус­ского романса. Это лирический романс - самый распро­страненный в это время; «русская песня» , возникшая как подражание народной музыке; элегия - лирико-философское размышление; романтическая баллада , создателем ко­торой в России стал Верстовский; застольная песня , родив­шаяся из маршевых походных песен и воспевавшая свобо­ду, просвещение и патриотизм; лирические романсы о «даль­них странах» , в которых возникали романтические образы Италии, Испании, Кавказа, Востока, а также романсы в танце­вальных ритмах (вальса, польки, мазурки, полонеза, болеро и других).

Одновременно происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соеди­нились интонации и традиции народного пения с особенно­стями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создает свой инди­видуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая са­мые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушев­ность русского романса - его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому ге­рою, от свойств русской души.

А.А. Алябьев

Судьба Александра Александровича Алябьева (1787- 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жиз­ни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в То­больске; его отец занимал пост губернатора, считался чело­веком просвещенным и либеральным, был большим люби­телем музыки. Ребенок получил серьезное домашнее вос­питание, в которое обязательной частью входила игра на фортепиано.

С переездом семьи в Москву Александр начал серьезно заниматься музыкой, и вскоре появляются его первые сочи­нения - романсы и фортепианные пьесы.

В первые дни Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступает в армию. Он сражался вместе с ле­гендарным поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, был ранен, прошел со своим гусарским полком весь боевой путь до Парижа; за храбрость и боевые заслуги Алябьев был на­гражден орденами и медалью.

По окончании войны он, продолжая военную службу, живет в Петербурге, а выйдя в отставку, поселяется в Моск­ве, где сближается с артистическим миром, общается с Гри­боедовым, Крыловым, Бестужевым-Марлинским, Одоевским, Верстовским, братьями Виельгорскими. Как пианист и пе­вец участвует в любительских концертах, сочиняет театраль­ную музыку (оперы, водевили), камерные инструментальные произведения, романсы, которые пользуются большим успе­хом у слушателей.

Но эта яркая творческая жизнь была прервана роко­вым случаем. В 1825 году в доме Алябьева во время кар­точной игры произошла крупная ссора, после которой один из ее участников скоропостижно скончался. Алябьева арес­товали по подозрению в убийстве и после длительного су­дебного разбирательства, несмотря на недоказанность пре­ступления, приговорили к лишению всех прав, дворянского звания и к ссылке в Сибирь.

Начались многолетние скитания Алябьева. Ссылка дли­лась более 15 лет; он жил в Тобольске, на Кавказе, в Орен­бурге, Коломне. Но, несмотря на тяжелые испытания и оди­ночество, композитор продолжает активную творческую де­ятельность. Еще находясь в тюрьме, он сочиняет романсы (в том числе знаменитого «Соловья»), а также инструменталь­ные пьесы, музыку к водевилям и балет «Волшебный бара­бан». В тобольской ссылке организует военный духовой оркестр и хор, дирижирует их выступлениями, пишет орке­стровую музыку и романсы; такие из них, как «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», связаны с темой изгна­ния и стали лирической исповедью композитора.

Во время поездки на Кавказ, разрешенной для лечения, Алябьев был пленен его природой, обычаями, музыкой. Он записывал грузинские, армянские, кабардинские, азербай­джанские народные мелодии, ритмы и интонации которых затем нашли свое отражение в произведениях разных жан­ров.

Только в 1843 году Алябьев с большим трудом получа­ет разрешение жить в Москве, но под надзором полиции и «без права показываться на публике». Он ведет уединенный образ жизни, отдавая все время сочинению. Жизненные ис­пытания не сломили композитора. Его внимание привлека­ют стихи поэта-демократа Н. Огарева, посвященные темам и сюжетам из жизни простого народа. Появляются роман­сы «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», а также один из шедевров Алябьева - «Нищая» (стихи Беранже), в которых впервые зазвучала тема «маленького человека», тема соци­ального неравенства, предвосхищая произведения Даргомыж­ского и Мусоргского. Эти сочинения стали последними в жизни композитора.

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры - оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы (свыше 150-ти). Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Дельвига «Соловей». Романс принад­лежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Неж­ная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая перемен­ность, идущая из народной музыки (ре минор - фа мажор, до мажор - ля минор). Ее плавные закругленные четырех­тактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом:

Не спеша, с чувством



В то же время яркие и стремительные фортепианные заключения куплетов ярко контрастируют с пластичной во­кальной кантиленой.

Впоследствии выдающиеся исполнительницы романса - Аделина Патти, Генриетта Зонтаг, Полина Виардо, а также многие русские певицы - насыщали вокальную партию вир­туозными пассажами и каденциями. Популярности произ­ведения содействовали его фортепианные обработки - ва­риации Глинки и транскрипции Листа, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

А.Е.Варламов

Александр Егорович Варламов (1801-1848) родился в Москве в семье скромного чиновника. Страстное влечение мальчика к музыке и его одаренность проявились рано: подбирая по слуху народные песни, он сам научился играть на скрипке. Благодаря незаурядным способностям и кра­сивому голосу его в десять лет приняли певчим в петербург­скую Придворную певческую капеллу. Здесь Варламов за­нимался под руководством директора капеллы, выдающе­гося композитора Д. С. Бортнянского. Успехи в пении по­зволили ему вскоре стать солистом хора; он научился так­же играть на гитаре, фортепиано и виолончели.

После обучения в капелле Варламов получает назначе­ние на службу в Голландию в качестве регента (Регент - руководитель и вокальный педагог хора певчих ) русской посольской церкви в Гааге. Годы, проведенные за границей, оказали большое влияние на музыкальное развитие буду­щего композитора: он часто посещает оперу и концерты, сам выступает как певец и гитарист.

По возвращении в Петербург Варламов сначала препо­дает в Театральной школе, а затем снова поступает в При­дворную певческую капеллу хористом и учителем пения. В 1827 году он знакомится с Глинкой; общение с ним име­ло огромное значение для творческих устремлений молодо­го музыканта.

Первые романсы и церковные хоры Варламова относят­ся к концу 1820-х годов, но настоящий расцвет компози­торской деятельности начинается после переезда в 1&32 году в Москву, где он получил место капельмейстера, а затем «композитора музыки» императорских театров. Варламов быстро сблизился с московским артистическим миром, по­дружился с композиторами Гурилевым и Верстовским, пи­сателем М. Загоскиным, актерами М. Щепкиным и П. Мочаловым, поэтом-актером Н. Цыгановым, на чьи стихи он создал многие романсы. Всех их объединяли общие худо­жественные интересы и любовь к русской песне.

Варламов сочиняет множество прославивших его вокаль­ных произведений - это «Ах ты, время, времечко», «Что это за сердце», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди», «Что мне жить и тужить», «Оседлаю коня» и другие. Среди них одним из самых зна­менитых стал «Красный сарафан» (стихи Н. Цыганова), который, по словам современника, «был певаем всеми со­словиями - и в гостиной вельможи, и в курной избе мужи­ка». По роду своей службы Варламов много пишет теат­ральной музыки к трагедиям, мелодрамам, балету, а также постоянно выступает в концертах как оркестровый и хоро­вой дирижер, так и певец. У него был небольшой, но краси­вый тенор, его пение отличалось великолепной вокальной техникой и необычайной задушевностью. В 1840 году Вар­ламов издает «Школу пения», которая стала первым в Рос­сии учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов.

Последние годы композитор провел в Петербурге, где его жизнь сложилась очень трудно. Широкая известность не помогла ему снова получить службу в капелле, и Варламов с семьей находился в трудном материальном положении. Его здоровье ухудшалось, и он скончался от чахотки в 1848 году.

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. В выборе стихов он обращался как к русским поэтам - Пушкину, Жуковскому, Дельвигу, Лермонтову, Плещееву, Фету, Коль­цову, так и к Гёте, Гейне, Беранже. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. В его сочинениях, полных задушевности, соседствуют и за­думчивая мечтательность, и порывистая романтическая устремленность и приподнятость.

Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмо­сфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовле­творенность окружающей жизнью и «вольнолюбивые меч­ты» русских людей. В романсе «Белеет парус одинокий» композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны «жажда бури» лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная ме­лодия в начале куплета сразу достигает кульминации - звука соль, который является вершиной яркой выразитель­ной кантилены. Взволнованность чувства в романсе под­черкивается аккордовым сопровождением с чеканным рит­мом полонеза-болеро:

Умеренно скоро

А.Л. Гурилёв

Александр Львович Гурилев (1803-1858) родился в Москве в музыкальной семье. Его отец Л. С. Гурилев, извест­ный пианист, композитор и дирижер, был крепостным му­зыкантом графа В. Орлова. Мальчик начал заниматься му­зыкой под руководством отца, а затем брал уроки фортепи­ано и теории музыки у Дж. Филда и И. И. Геништы, которые преподавали в семье графа. С юности Гурилев играл на скрипке и альте в крепостном оркестре, который считался одним из лучших в начале XIX века.

В 1831 году после смерти графа Орлова семья Гуриле­вых получила вольную. С этого времени начинается компо­зиторская деятельность Гурилева. Он много выступает так­же в концертах как пианист и преподает пение и форте­пиано.

Большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказала его дружба с Варламовым; их сблизила общая любовь к народной музыке и цыганскому пению. Вскоре сочинения композитора начинают завоевывать по­пулярность. Такие романсы, как «В минуту жизни трудную», «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Разлу­ка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Грусть девушки», за­звучали ив светских гостиных, и в домах чиновников, куп­цов, мещан. Среди фортепианных произведений Гурилева наибольшей любовью пользовались танцевальные миниатю­ры и многочисленные вариации на темы известных роман­сов и арий из опер.

Но, несмотря на признание, композитора постоянно пре­следовала нужда, хотя он ради заработка брался подчас за любую работу. Тяжелая судьба не пощадила Гурилева: в последние годы жизни он страдал тяжелым душевным за­болеванием. Скончался композитор в Москве в 1858 году.

Вокальное творчество Гурилева включает в себя около 90 романсов и сборник «47 русских народных песен», обра­ботанных для голоса с фортепиано. Он, как и Варламов, пред­почитал жанр «русской песни» и лирический романс. Его музыке свойственны нежная элегичность, мечтательность и задушевная искренность высказывания.

Песня «Колокольчик» (стихи И. Макарова) характерна для композитора своим задумчивым лирическим настроением, связанным с образами русской природы и дальней дороги, так широко воспетыми отечественной поэзией. Здесь проявилась одна из главных особенностей «русских песен» Гурилева - использование изящного вальсового ритма в сочетании с простой и сдержанной мелодией, ее тонкой щемящей интонацией:

Повторяемость ритмической фигуры аккомпанемента изредка расцвечивается тонким звукоизобразительным штрихом - нежным стаккато октав в верхнем регистре.

Романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева оказа­ли большое влияние на творчество современников - Глин­ки и Даргомыжского. Позже традиции их лирики, внима­ние к внутреннему миру человека найдут свое продолжение в гениальных романсах Чайковского.

Вопросы и задания

1.Какие события оказали влияние на общественную и культурную жизнь России в первой половине XIX века?

2. Назовите композиторов, литераторов, живописцев, архитекторов и скульпторов этого времени.

3. Какие изменения произошли в музыкальной жизни России с на­чала XIX века?

4. Перечислите наиболее популярные музыкальные жанры этой эпо­хи. Каково было содержание домашнего музицирования?

5. Назовите жанры русского романса первой половины XIX века и их авторов - композиторов и поэтов.

6. Расскажите о жизни и творчестве Алябьева, Варламова, Гури­лева.

Михаил Иванович Глинка

1804 - 1857

Глинка - основоположник русской классической му­зыки и первый русский композитор мирового значения. Творчество Глинки завершило процесс формирования оте­чественной композиторской школы и вместе с тем откры­ло новые пути русской музыки, занявшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской на­циональной культуры, порожденный событиями Отечествен­ной войны 1812 года. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедли­вости.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам - опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пье­сам и другим сочинениям. Важнейшими качествами му­зыки Глинки были выразительность и пластичность мело­дий, тонкость гармонии и стройность формы, изящество ин­струментовки. Его музыкальный язык, впитав в себя свое­образные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской клас­сической музыки.

Биография

Детство и юность. Глинка родился 20 мая (по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губер­нии. В имении родителей он был окружен любовью и забо­той, а его первые детские впечатления, связанные с русской природой, деревенским бытом и народной песней, повлия­ли на всю дальнейшую судьбу. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и цер­ковное пение. Мальчик рано познакомился и с профессио­нальной музыкой, когда слушал домашние концерты не­большого оркестра крепостных музыкантов, принадле­жавшего его дяде, а зачастую и играл по слуху вместе с ни­ми. Много позднее композитор вспоминал в своих «Запис­ках »:

«...Однажды играли квартет Крузеля (Б. Круселль - финский композитор и кларнетист-виртуоз, стар­ший современник Глинки) с кларнетом; эта музыка про­извела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рас­сеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слиш­ком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадав­шись, в чем было дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? - отвечал я, - музыка - душа моя/ »

В это же время Глинка начинает учиться игре на форте­пиано, а затем и на скрипке. Домашнее образование, типич­ное для дворянских семей в начале XIX века, включало в себя различные предметы; юный Глинка неплохо рисовал, страстно увлекался географией и путешествиями, изучал литературу, историю и иностранные языки (впоследствии он владел восемью языками).

Неизгладимое впечатление оказали на мальчика собы­тия Отечественной войны 1812 года. На время наполеонов­ского нашествия семья Глинки была вынуждена покинуть имение и перебраться в Орёл. Но по возвращении домой услышанные им рассказы о героизме русских людей и под­вигах партизан Смоленщины остались в памяти на всю жизнь.

Дом в селе Новоспаском, где родился Глинка

С 1818 года Глинка продолжил свое образование в од­ном из лучших учебных заведений Петербурга - Благо­родном пансионе при Главном педагогическом институте. Пансион славился прогрессивно мыслящими преподавате­лями и передовыми учеными, среди которых выделялся сво­им смелым талантом и незаурядностью выдающийся рус­ский юрист А. П. Куницын - один из любимых учителей Пушкина. Гувернером Глинки в пансионе был В. К. Кю­хельбекер - лицейский друг Пушкина, поэт и будущий декабрист. Общение с ним способствовало развитию у Глинки чувства любви к народному искусству и интереса к поэзии. Тогда же Глинка познакомился и с Пушкиным, который часто навещал в пансионе Кюхельбекера и своего младшего брата Льва.

Годы учения протекали в атмосфере пылких литератур­ных и политических споров с друзьями, что отражало тре­вожный дух времени. В Благородном пансионе, как и в Царскосельском лицее, сформировались личности будущих «бунтовщиков» - непосредственных участников трагиче­ских событий 14 декабря 1825 года.

Во время пребывания в пансионе продолжалось разви­тие музыкального дарования Глинки. Он берет уроки игры на фортепиано и скрипке, а также теории музыки у лучших петербургских педагогов (в том числе несколько уроков фортепиано у Дж. Филда), постоянно посещает камерные и симфонические концерты, оперу и балет, принимает участие в любительских выступлениях и, наконец, делает первые шаги в сочинении.

Ранний период творчества. Окончив пансион в 1822 году, Глинка некоторое время проводит в Новоспасском, где с до­машним оркестром дяди пробует свои силы как дирижер, постигая искусство оркестрового письма. Летом следующе­го года он совершает для лечения поездку на Кавказ, при­несшую много ярких впечатлений. Далее в течение несколь­ких лет Глинка живет в Петербурге. Прослужив недолгое время чиновником в канцелярии Совета путей сообщения, он вскоре подает в отставку, чтобы целиком посвятить себя главному и любимому занятию - музыке.

Огромное значение для художественного формирования композитора имело его знакомство и постоянное общение с крупнейшими поэтами и писателями - Пушкиным, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, Одоевским, а также с лучшими музыкантами того времени: Глинка часто встречается и музицирует с Варламовым, братьями Виельгорскими.

Анна Петровна Керн, в доме которой часто бывал Глинка, расска­зывала в своих воспоминаниях об исполнительском искусстве композитора:

«Глинка... поклонился своим выразительным, почтительным ма­нером и сел за рояль. Можно себе представить, но мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистатель­ной импровизации... У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точ­ности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами... В звуках им­провизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство. Мы слу­шали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чуд­ном забытьи.

Когда он, бывало, пел... романсы, то брал так сильно за душу, что делал с нами что хотел: мы и плакали и смеялись по воле его. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвы­чайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что мы заслушивались. В его романсах слышалось и близкое искусное по­дражание звукам природы, и говор нежной страсти, и меланхолия, и грусть, и милое, неуловимое, необъяснимое, но понятное сердцу».

Наряду с этим начинающий композитор много времени посвящает самостоятельному изучению оперной и симфо­нической литературы. После первых несовершенных опы­тов появляются такие яркие сочинения, как романсы «Не искушай» (слова Е. Баратынского), «Бедный певец» и «Не пой, красавица, при мне» (оба на слова Пушкина), соната для альта с фортепиано и другие инструментальные произведе­ния. Желая развить и усовершенствовать свое мастерство, Глинка в 1830 году уезжает за границу.

Путь к мастерству. За четыре года Глинка посетил Ита­лию, Австрию и Германию. Будучи по натуре своей добрым, общительным и увлекающимся человеком, он легко сходился с людьми. В Италии Глинка сближается с такими корифея­ми итальянского оперного искусства, как Беллини и Дони­цетти, знакомится с Мендельсоном и Берлиозом. Жадно впитывая разнообразные впечатления, увлекаясь красотой итальянской романтической оперы, композитор пытливо и серьезно учится. В общении с первоклассными певцами он с упоением постигает на практике великое искусство бель­канто.

В Италии Глинка продолжает много сочинять. Из-под его пера появляются произведения разных жанров: «Пате­тическое трио», секстет для фортепиано и струнных инстру­ментов, романсы «Венецианская ночь» и «Победитель», а также целый ряд фортепианных вариаций на темы по­пулярных итальянских опер. Но вскоре в душе композито­ра возникают иные стремления, о чем есть свидетельство в «Записках»: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы... убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть Итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-Русски».

Выехав летом 1833 года из Италии, Глинка сначала по­сетил Вену, затем переехал в Берлин, где зимой 1833 – 1834 года совершенствовал свои знания под руководством извест­ного немецкого теоретика музыки Зигфрида Дена .

Центральный период творчества. Весной 1834 года Глинка возвращается в Россию и приступает к осуществле­нию своего заветного замысла, возникшего еще за грани­цей, - созданию национальной оперы на отечественный сюжет. Этой оперой стал «Иван Сусанин», премьера кото­рой состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. Музы­кальный писатель и критик В. Ф. Одоевский дал высокую оценку этому событию в русской музыке: «С оперою Глин­ки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве - и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Успех окрылил композитора, и сразу после премьеры «Ивана Сусанина» он начинает работать над новой оперой «Руслан и Людмила». Поэму Пушкина Глинка узнал еще в юности и теперь горел желанием воплотить в музыке яр­кие сказочные образы. Композитор мечтал, что либретто напишет сам поэт, но судьба распорядилась иначе. Гибель Пушкина разрушила первоначальные планы Глинки, и со­здание оперы растянулось почти на шесть лет. Другие жиз­ненные обстоятельства также не благоприятствовали твор­ческому процессу. В 1837 году Николай I в качестве поощ­рения назначает Глинку на должность капельмейстера При­дворной певческой капеллы. Эта служба, сначала привлек­шая композитора своей творческой стороной, постепенно стала тяготить его многочисленными чиновничьими обязан­ностями, и он подает в отставку. Неудачной оказалась же­нитьба Глинки, закончившаяся бракоразводным процессом. Все эти события делали жизнь композитора все более труд­ной. Глинка разрывает прежние знакомства в светском об­ществе и ищет убежище в артистическом мире. Ближай­шим его другом становится известный писатель и драма­тург Н. Кукольник. В его доме Глинка общается с худож­никами, поэтами, журналистами и находит избавление от нападок и сплетен своих великосветских недоброжелателей.

Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов в своих воспоми­наниях оставил выразительный портрет Глинки, относящийся к этому времени:

«...Брюнет с бледно-смуглым, очень серьезным, задумчивым лицом, окаймленным узкими, черными, как смоль, бакенбардами; черный фрак застегнут доверху; белые перчатки; осанка чинная, горделивая...

Как все истинные артисты, Глинка был темперамента, по преиму­ществу, нервного. Малейшее раздражение, тень чего-нибудь неприятного вдруг делали его совсем не в духе; среди общества, которое было не по нем, он, даже приневоливая себя, решительно не мог музицировать. На­против, в кругу людей, искренно любящих музыку, горячо ей сочувству­ющих... более далеких от условного, холодного этикета и пустой цере­монности великосветских гостиных, Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался, и чем дальше, тем больше увлекался, потому что увлекал других».

Вместе с тем в эти трудные годы, работая над «Русла­ном», композитор создает много других сочинений; среди них романсы на слова Пушкина «Я помню чудное мгнове­нье» и «Ночной зефир», вокальный цикл «Прощание с Пе­тербургом» и романс «Сомнение» (оба на слова Кукольни­ка), а также музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», первый вариант (для фортепиано) «Вальса-фантазии». К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога: на его этюдах и упражне­ниях и при его участии постигали секреты мастерства пев­цы Д. Леонова, С. Гулак-Артемовский; его советами пользо­вались О. Петров и А. Петрова-Воробьева (первые исполни­тели ролей Сусанина и Вани).

Наконец, была закончена опера «Руслан и Людмила» и 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», поставлена в Петербурге. Эта премьера принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Импера­тор и его свита покинули зал до окончания представления, что определило «мнение» аристократической публики. В печати разгорелись жаркие споры вокруг новой оперы. Великолепным ответом недоброжелателям Глинки стала статья В. Ф. Одоевского и строки из нее: «О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

«Руслан и Людмила» - «большая волшебная опера» (по определению автора) - стала первой русской сказочно-эпической оперой. В ней причудливо переплелись разнооб­разные музыкальные образы - лирические и эпические, фантастические и восточные. Опера, проникнутая солнеч­ным оптимизмом, выражает вечные идеи победы добра над злом, верности долгу, торжества любви и благородства. Глинка, по словам ученого и критика Б. Асафьева, «на былинный лад распел пушкинскую поэму», в которой неторопливое, как в сказе, былине, развертывание событий построено на контрасте сменяющих друг друга красочных картин. Тра­диции «Руслана и Людмилы» Глинки были в дальнейшем разносторонне развиты русскими композиторами. Эпичность, картинность по-новому ожили в опере «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии» Бородина, а сказочность нашла свое продолжение во многих произведениях Римского-Корсакова.

Сценическая жизнь «Руслана и Людмилы» не была счаст­ливой. Оперу стали ставить все реже из-за резко возрастав­шего увлечения аристократической публики итальянской оперой, и через несколько лет она надолго исчезла из репер­туара.

Поздний период жизни и творчества. В 1844 году Глинка уезжает в Париж, где проводит около года. Художественная жизнь французской столицы производит на него большое впечатление; он встречается с французскими композитора­ми Джакомо Мейербером, а также Гектором Берлиозом, ко­торый с успехом исполнил в своих концертах фрагменты из опер Глинки и напечатал хвалебную статью о русском композиторе. Глинка был горд приемом, оказанным ему в, Париже: «...Я первый русский композитор, который по­знакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для Рос­сии», - писал он в письме к матери.

Весной 1845 года, специально выучив испанский язык, Глинка отправляется в Испанию. Там он пробыл два года: посещал многие города и области, изучал обычаи и культу­ру этой страны, записывал от народных певцов и гитарис­тов испанские мелодии, даже выучился народным танцам. Результатом поездки стали две симфонические увертюры: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Одновременно с ними в 1848 году появилась знаменитая «Камаринская» - оркестровая фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие Глинка жил попеременно то в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), то за границей (Варшава, Париж, Берлин). В эти годы зарождаются новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом, по оп­ределению В. Белинского, «натуральной» (реалистической) школы в литературе. Они пронизывают творчество Турге­нева, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина, Толстого и других писателей. Это течение не прошло мимо внимания композитора - оно определило направление его дальней­ших художественных поисков.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой (1852 год)

Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному творчеству: составляются сборники музыкального фольклора, А.П. Гурилевым и другими композиторами создают­ся вариации на темы народных песен.

Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой романс (А.Е. Варламов, А.А. Алябьев). Наряду с ним возник новый вид вокального искусства – романтическая баллада. Развитие русской оперы связано с именами А.Н. Верстовского и К.А. Кавоса. Сцену прочно завоевали сказочные оперы и оперы-водевили.

Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового классического жанра в развитии музыкального искусства явился М.И. Глинка . Своим творчеством он утверждал народность, национальную самостоятельность русского классического искусства.

Его опера «Жизнь за царя» (современное название – «Иван Сусанин») была сухо встречена светом, который шокировала «кучерская музыка», но в числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский. Помимо этого М.И. Глинкой были созданы опера «Руслан и Людмила», романсы, увертюры, ряд фортепьянных и вокальных произведений. Вслед за Глинкой основоположником русской классической музыки следует назвать А.С. Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», вокальные ансамбли, хоры, романсы).

На вторую половину XIX в. приходится расцвет русской музыкальной культуры: высокого уровня достигло исполнитель­ское мастерство, активизировалась концертная деятельность. Особую роль в истории русской музыки сыграла деятельность кружка «Могучая кучка» . В этом творческом содружестве объединились М.А. Балакирев, П.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский. А.П. Бородин пишет известную оперу «Князь Игорь», основанную на древнерусском эпосе.

Сочинение музыки не являлось основным занятием А.П. Бородина (как, впрочем, и для других членов содружества). Он был медиком и профессором химии, основал бесплатную музыкальную школу. В своих симфонических поэмах А.П. Бородин стремился к воссозданию национального колорита. Фантастический и завораживающий оркестр – одна из самых характерных черт творчества Н.А. Римского-Корсакова, автора классического учебника по инструментовке (симфоническая поэма «Шехерезада», оперы «Снегурочка», «Царская невеста»). Живые, колоритные образы были созданы М.П. Мусоргским, он показал личность во всем её многообразии и сложности, создал такие произведения, как «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина».

Гениальным последователем «Могучей кучки» был П.И. Чайковский . Его произведения отличают блестящая оркестровая палитра, яркие, выразительные чувства и эмоции. Чайковский – автор шести симфоний, трех концертов, девяти опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), трех балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), более 100 романсов и песен.

Неоценимую роль в истории музыкальной культуры сыграли братья Рубинштейны. Антон – знаменитый пианист, композитор, дирижер. Николай – замечательный музыкант, дирижер. По инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество, а в 1862 г. – первая в России консерватория. Последние десятилетия России XIX в. ознаменованы творчеством ряда новых композиторов: А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и др.

Народность, гуманизм и правдивость русского музыкального искусства обеспечивали ему все более сильное влияние на судьбы отечественной культуры.

Музыка первой половины XIX века испытала влияние общего патриотич. подъема в связи с войной 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям (опера Иван Сусанин). Возникновение нац. школы (М.И. Глинка)-музыкальный реализм которого был подготовлен десятилетиями сближения музыки профессиональной и народной. Глинка «создал нац.русскую оперу, нац.инструментальную музыку, русский нац.романс». А.С.Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовую муз.драму, сатирико-комическую песню «Титурярный советник»).

Общественный подъем 1850–60-х гг. - более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального муз. образования. «Могучая кучка» : руководитель кружка – М.А.Балакирев . Идейно-художественные устремления Могучей кучки сложились под воздействием эстетических принципов русских революционных демократов. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, муз-ты находили источник вдохновения в народном иск-ве и вместе с тем овладевали системой европ. мышления и выражения. Основы: реализм и народность. Велик вклад МК в развитие камерной и симфонической музыки.

Творчество П.И.Чайковского - 6 симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии (Лебединое озеро; Спящая красавица; Щелкунчик), он создал и новый тип оперы (Евгений Онегин, 18). А.Н.Серов – композитор и муз.критик, поборник близкого в народным истокам искусства. Братья Рубинштейны , выдающиеся пианисты, дирижеры, явились создателями первых росс.консерваторий в Петербурге и Москве.

Тема ожидания великих перемен – Скрябин, Рахманинов. Идеи, связанные с революционным подъемом - Римский-Корсакова (оперы «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок»). Смена акцентов: опера уходит на второй план, на первый план выходит симфоническая и камерная музыка.

4. Особенности «золотого века» литературы России

19 век наз. «Золотым веком» русской поэзии и веком русской лит-ры в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литер. языка, кот. оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19в с расцвета сентиментализма и становления романтизма (в поэзии – Жуковский, Фет). Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Центральной фигурой этого времени был А. С. Пушкин - поэма «Руслан и Людмила», роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.

Поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Последователь Пушкина – Лермонтов (Мцыри, поветь Демон). Русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Развитие русской прозы 19в началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века: тип «лишнего человека» (Онегин) и тип «маленького человека» (повесть Шинель Гоголя, Пушкин – Станционный смотритель). Характеристики: публицистичность и сатирический характер (Мертвые души, Ревизор Гоголя).

Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. С середины XIX века происходит становление русской реалистической лит-ры, кот. создается на фоне напряженной соц-полит. обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической с-мы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической лит-ры, остро реагирующей на общ-полит. ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Конец 19 века – Островский, Чехов, Горький. Завершение 19 века -декадентская литература, отличительными чертами кот. были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общ-полит. жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм.

5. Литература русского Зарубежья первой половины ХХ в.

Лит-ра русского зарубежья - ветвь русской лит-ры, возникшая после большевистского переворота 1917г. Различают три периода или три волны русской эмигрантской лит-ры. 1 волна - с 1918 г до нач. второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый хар-р. 2 волна - в конце Второй мировой войны.3 волна - после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (Солженицын, Бродский). Наибольшее культ. и литер. значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. Первая волна эмиграции (1918-1940) . Понятие "русское зарубежье" возникло после октябрьского переворота 1917г, когда Россию массово начали покидать беженцы (более 2 млн чел), в Берлине, Париже, Харбине – «Россия в миниатюре»: выходили русские газеты и журналы,открыты школы и университеты, действовала РПЦ, но положение беженцев все равно было трагическим (потеря семьи, родины, соц.статуса, понимание, что нельзя вернуться). Беженцы: регил. философы (Бердяев, Булгаков), Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, звезды балета А. Павлова, В.Нижинский, композиторы (С.Рахманинов и И.Стравинский), писатели (Бунин, З.Гиппиус, Куприн, Северянин, М.Цветаева). Лит-ра оказалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации, но в то же время были неблагоприятные условия: отсутствие читателей, крушение соц-псих. устоев, нужда. НО с 1927 начинается расцвет русской зарубежной лит-ры, право творческой свободы. Лит-ра старшего поколения : исповедовали позицию "сохранения заветов"- «Мы не в изгнаньи, мы в посланьи», лит-ра представлена прозой (Мережковский, Бунин, Куприн, Гиппиус); главный мотив – ностальгическая память об утраченной родине, выходит много биографий писателей, произведений на религиозную тему Лит-ра младшего поколения: не успели завоевать прочную репутацию в России до революции, но многие стали популярны в Европе и мире, авторы признавали самоценность трагического опыта эмиграции, появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Адамович, Цветаева, Горький), изображали действительность в эмиграции, многие писатели остались незамеченными, большой вклад в мемуаристику

Восточные центры рассеяния - Харбин и Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага (Цветаева). В Праге был основан Русский народный университет, приглашено 5 тысяч русских студентов, кот. могли продолжить образование. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов. Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл "Пражский лингвистический кружок". Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США (Гребенщиков).

Основные события жизни русской литературной эмиграции. Вокруг Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток": Г.Раевский, И.Голенищев-Кутузов, Ю.Мандельштам, В.Смоленский. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и правдивости "человеческих документов":"черновиков, записных книжек". Адамович не отвергал упадническое, скорбное мироощущение, а отражал его. Г.Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю русской зарубежной литературы под именем "парижской ноты".

Раздел 5. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

В 1861 году царским указом было отменено крепостное право, что повлекло за собой либерализацию русской общественной жизни.

Литература была ведущим видом искусства в Росси того времени была, а в музыке главенствовала опера.

Даже симфоническая музыка того времени вступила в законный брак с литературой. Плод этого союза – программная симфоническая музыка. Свои сюжеты она черпает из всей мировой литературы (от традиционных пушкинских текстов до сочинений Шекспира), переосмысливая их с позиции современности. Примером тому служат ………

Главным музыкальным достижением этого периода стало создание русской симфонии, – лирико-драматической у П.И.Чайковского, и эпической у А.П.Бородина.

Появляется и русский классический балет, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается музыкальными симфоническими средствами.

Организовано Русское музыкальное общество (РМО), открыты первые консерватории в Петербурге (1862) и Москве. В деле музыкального просвещения России большую роль сыграли братья Рубинштейн.

Старший Антон Григорьевич (1829-1894) скорее пианист-виртуоз, чем подлинный композитор, хотя написал огромное количество сочинений. В массе своей музыка его лишена самобытности. Это общеевропейский стиль. Его легко спутать, например, с Мендельсоном. Тематизм бледный, он часто впадает в помпезность. Правда, нельзя отказать ему в нескольких подлинных удачах, одна из них – хор «Ноченька» из оперы «Демон». И, разумеется, не вызывает сомнения его композиторская хватка, профессионализм. Кучкисты его не жаловали (особенно Мусоргский), называли Тупинштейном.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА. МОГУЧАЯ КУЧКА.

В 60-е годы центром музыкальной жизни Петербурга стал кружок музыкантов, возглавляемый Милием Алексеевичем Балакиревым(1837-1910). Кружок вошел в историю как «Могучая кучка». Название дал кружку критик Владимир Васильевич Стасов. Сами себя они называли "новой русской музыкальной школой". За рубежом их называют «русская пятерка».

В кружок вошли начинающие композиторы, не получившие профессионального образования. Балакирев был для них профессором на все случаи жизни: Ц.А.Кюи (1835-1918), А.П.Бородин, М.П. Мусоргский(1839-1881), Н.А. Римский-Корсаков(1844-1908).

Балакирев деспотически учил будущих «кучкистов» писать симфонии, хотя сам умудрился одну свою симфонию писать сорок лет (1856-1897!) Как ни странно, они-таки научились (не все) писать симфоническую музыку, на много голов обойдя своего учителя.

Кучкисты считали себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

Эстетические позиции «кучкистов» сформировались на почве радикальных народнических идей. Члены «Могучей кучки» считали, что национальное искусство произрастает из фольклора, и долг русского композитора - претворить в музыке образа народа, его историю и нравственные идеалы. Вспомним глинкинские «народность и патриотизм».

«Могучая кучка» заложила основы русской национальной музыки и стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.

Балакирев первым из русских композиторов написал симфоническое произведения на литературный сюжет.

XIX век - эпоха русской оперной классики . Русские композиторы- кучкисты создали шедевры в различных жанрах оперного искусства.

Главные оперы М. П. Мусоргского (1839-1881) «Борис Годунов » (1872) и «Хованщина ».Композитор назвал их «народными музыкальными драмами», так как народ - в центре обоих произведений. Главная идея «Бориса Годунова» (по одноименной трагедии Пушкина) - конфликт: царь - народ. Эта идея была одной из самых важных и острых в пореформенную эпоху. Мусоргский хотел в событиях прошлого Руси выявить аналогию с современностью.

Критик Стасов сказал: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы».

Сюжетом оперы А. П. Бородина (1833-1887) «Князь Игорь» послужило «Слово о полку Игореве». Бородин писал оперу 17лет, но так и не закончил оперу; «Князь Игорь» был завершен Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Н. А. Римский-Корсаков – оперный сказочник. Его лучшие сказочные оперы- «Снегурочка » (1881), «Садко » (1896), «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок » (1907).

Особое место занимает опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » (1904), написанная по материалам народных преданий о татаро-монгольском нашествии.

Римский – Корсаков - русский музыкальный волшебник и учитель нового поколения русских музыкантов.

2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833-1887)

Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века. Кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. Родился в Петербурге. С детства проявилась его любовь и к музыке и естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию, он в течение нескольких лет работает военным врачом и химиком. На медицинском факультете Бородину присваивают звание профессора. В течение всей жизни своей профессией он считал химию, но каждую свободную минуту посвящал музыкальному творчеству.

В историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего каккомпозитор. У Бородина было два увлечения - две профессии: химия и музыка.

У Бородина не было профессиональных учителей-музыкантов. Он самостоятельно овладел композиторской техникой. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки.

И мпульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов "Могучая кучка".

Бородин написал оперу „Князь Игорь” (со знаменитыми „половецкими плясками”(1869-1890),) Эта опера - образец национального героического эпоса в музыке. В "Князе Игоре", нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила русского народа, проявляющаяся при защите родины.

А.П.Бородин один из отцов русской симфонической музыки. Написал три симфонии (самая популярная 2-я «Богатырская»), симфоническую поэму «В Средней Азии», два квартета (в один из них входит часто исполняемый «Ноктюрн»), песни и фортепианные произведения.

В музыке «Богатырской» симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 ч. нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) - фигуру Баяна, в финале - сцену богатырского пира. Название "Богатырская", данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней.

Бородин воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, с верой в могущество человека, в торжество разума и красоты.

Музыка Бородина подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле.Тесная связь с русским фольклором - эта наиболее характерная черта всего творчества композиторов „Могучей кучки”.

Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839-1881)

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Родился в Псковской губернии в небогатой помещичьей семье. С детства показал способности к музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным.

Решающим событием в жизни Мусоргского стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку".Отказавшись по настоятельным советам Балакирева от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский начинает много и напряженно работать как композитор.

Мусоргский был наиболее последовательным выразителем народности и реализма в музыке. В операх «Борис Годунов» и "Хованщина" запечатлел трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего Смутное время начала XVII века или ломку старинных устоев при воцарении Петра. Эти оперы являются одними из самых популярных русских опер в мире Эти оперы не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по правдивости и яркости изображения народных масс. Мусоргский первым из композиторов вывел русский народ на оперную сцену.

В опере «Борис Годунов» личная драма Бориса разворачивается на фоне драмы целого народа. Заканчивается сценой народного бунта под Кромами и тяжким пророчеством Юродивого: «Плачь, плачь русская земля, плачь, русский люд.

Мусоргский был музыкант-реалист, музыкант-народник, родственный Гоголю и Льву Толстому.

Он усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит народный отпечаток, сказывающийся в гармонических оборотах, в оригинальных, внезапных модуляциях, в ритмическом богатстве, и в самой форме. Главную силу вокального стиля М. составляет выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста. В этом М. - прямой наследник Даргомыжского.

Кроме опер, Мусоргским написана сюита „Картинки с выставки” (лучшее переложение сюиты для оркестра сделал М. Равель в 1922 году), симфоническую картину «Ночь на Лысой Горе», много песен и романсов, среди которых весьма оригинальные для того времени - „Песни и пляски смерти”, хоровые и фортепианные произведения.

Мусоргский стремился к тому, чтобы его музыка в каждом своем элементе носила национальный, чисто русский характер.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия. Как человек, он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. В 1859 году М. оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью привело к нищенскому существованию.

Его опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы, М. зарабатывал аккомпаниаторством.

Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжелые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Депрессия непрерывно углублялась.

Умер он в 42 года в одном из военных петербургских госпиталей.

За всю жизнь Мусоргский заработал музыкой 701р. 50коп.

Цитата М.П.Мусоргского: "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной." Цитата о М.П.Мусоргском: "Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский" Н.К.Рерих Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением "друзей" Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

В России две столицы и две музыкальные школы. Московскую школу композиторов возглавил П.И.Чайковский. В творчестве Чайковского русский музыкальный романтизм достиг вершины развития.

Пётр Ильич Чайковский, самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство.

Чайковский - первый русский композитор-"профессионал" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. При жизни Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки.

Чайковский был свидетелем подъема и упадка народнического движения в русской культуре. Чайковский был современником композиторов «Могучей кучки».

В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, чем «кучкисты». Русский фольклор не был для него универсальным источником и первоосновой музыкального языка. Музыкальные интонации он в большей степени черпал из городского музыкального быта, чем из крестьянского фольклора.

Родился в г. Воткинске, на Урале, в семье инженера. Музыкой начал серьезно заниматься, как и Бородин, уже будучи взрослым. Закончив юридический факультет в университете, Чайковский проработал несколько лет в Министерстве финансов в Петербурге и лишь тогда решил поступить в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1866 г. с отличием. Тут же ему было предложено место преподавателя гармонии в Консерватории. Он принял это предложение и оставался на профессорской должности в течение 11 лет, не прерывая все это время своей творческой деятельности и выступая на концертах с исполнением своих произведений, вызывавших восторженный прием у всей музыкальной общественности России.

В 37 лет в жизни Чайковского наступает перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность посвятить все свое время исключительно сочинению музыки. Единственным условием она выставила требование, чтобы лично они никогда не встречались. С этого времени Чайковский полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени выступая как дирижер.

Во время своих путешествий по различным странам Европы - Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии - он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях. Вернувшись в Петербург в 1893 г. во время эпидемии холеры, он сам заразился и умер от этой болезни.

Композитор был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком эмоционально неустойчивым; восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто. Будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству. Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка.

Музыка Чайковского говорит самобытным, но в то же время универсальным музыкальным языком, в котором соединяются традиционные романтические европейские интонации и музыка русского фольклора. Чайковский полагал, что «европейская музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит что-нибудь свое на общую пользу».

Чайковский - крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик. Он создал 15 опер (во главе с написанными на пушкинские сюжеты «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой»), 3 балета (на первом месте «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»), 6 симфоний, 5 симфонических поэм, увертюры, 3 концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра.

Чайковский сочинял в стиле позднего романтизма, придавая при этом своим произведениям чисто русский характер. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Он вывело русскую музыку на европейские сцены. Чайковский – самый исполняемый в мире русский композитор.

Творчество Чайковского оказало огромное влияние на современников. Его имя уже при жизни ассоциировалось с величайшими представителями русской культуры. Оркестр вставал при его появлении в зале.

Наряду с Глинкой, Чайковский является создателем национальной русской школы в мировой музыке.

Цитата композитора: "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать." "Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве." "Большой талант требует большого трудолюбия." Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.Чехов Интересный факт : Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908)Николай Андреевич Римский-Корсаков - одна из важнейших фигур в истории отечественной музыки.

Родился в Новгородской губернии в дворянской семье, в г. Тихвине. По семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк.

Музыке учился сначала у матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. Позже М.А.Балакирев, организатор "Могучей кучки", ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество.

Профессиональное музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. Однако, Римский-Корсаков не сразу связал свою судьбу с музыкой. В течение нескольких лет он служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимается творческой деятельностью, и в 1871 г. ему присваивают звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Затем ему передают и класс композиции. Одновременно его назначают директором музыкальной школы и музыкальным инспектором военно-морских оркестров России. Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют 15опер. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник". Кроме самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина.

Среди композиторов „Могучей кучки” он обладал самой большой творческой изобретательностью и наиболее совершенной техникой. Его самые значительные творческие завоевания лежат в области оркестрового колорита.

Им были написаны такие, получившие мировую известность, оперы, как „Садко”, „Снегурочка”, „Золотой петушок” и др. Кроме того - три симфонии, превосходная симфоническая сюита „Шехерезада”, увертюра „Русская пасха”, „Испанское каприччио”, симфоническая поэма „Садко” (помимо оперы того же названия), многочисленные песни, а также хоровые и камерные произведения. Все его творчество, выдержанное и стиле неоромантизма, глубоко проникнуто „русским духом”.

Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки. Учебник „Основы оркестровки” является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником но гармонии учащиеся пользуются и в наше время.

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Бескорыстный труд Римского-Корсакова в деле завершения оркестровых и оперных шедевров Мусоргского сыграл решающую роль в их появлении на концертной эстраде и оперной сцене.

Фанатичное упорство в постижении музыкальной науки превратило его в патриарха-деспота.

Римский –Корсаков - «железный Феликс» русской музыки. Убежденный в своей непогрешимости, он ничтоже сумняшеся вставлял «палки в колеса» молодым композиторам, не попадающим в зону его музыкального вкуса. Так, например, он упорно препятствовал проникновению на петербургскую сцену Первой симфонии Калинникова, даже после того, как она с триумфальным успехом была исполнена в таких крупнейших музыкальных центрах Европы, как Берлин, Париж, Вена и Прага.

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Музыкальная культура России

Россия в 19 в. сделала огромный скачок в развитии культуры, внесла неоценимый вклад в мировую художественную культуру, особо в мировую музыкальную культуру. Это было предопределено рядом причин. Культурный подъем был обусловлен процессом формирования русской нации в период перехода к новым капиталистическим отношениям, ростом национального самосознания.

Еще один фактор, способствовавший интенсивному развитию русской культуры, – это тесное взаимодействие с культурами других стран и народов. Большое влияние на культуру России оказала западноевропейская общественная мысль. Русское общество воспринимало передовые достижения культур европейских стран.

При этом сохраняя самобытность своей национальной культуры. В развитии национальной культуры начинает принимать активное участие интеллигенция. В начале эта прослойка общества формировалась из среды дворян и духовенства, но уже в 18 в. появляются разночинцы, а в начале 19 в. – крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты).

В 18 – первой половине 19 века главная роль в культурном развитии принадлежит дворянской интеллигенции, во второй половине 19 века – разночинцам. К разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, чиновники, мещане, купцы и крестьяне.

Именно по этой причине в 19 в. в России происходит процесс демократизации культуры. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий.

В этом реферате я попытаюсь дать общую характеристику музыкальной культуры России 19 – начала 20 вв., проследить истоки и преемственность русского музыкального искусства.

Нужно подчеркнуть важность изучения истории культуры, так как настоящее зиждется на прошлом. Даже самые революционные музыкальные произведения современности испытывают либо прямое, либо косвенное влияние прошлого.

Задача реферата – проанализировать состояние музыкальной культуры России 19 – начала 20 века, выявить ее особенности, рассказать о композиторах этого времени и их произведениях, а также выяснить значение русской музыки того периода для мировой культуры.

Песенная культура России в 19 веке

Музыкальная культура включает в себя и песни. В 19 в. русские композиторы большое внимание уделяли изучению фольклора, считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях. Появляются новые музыкальные жанры, старые формы (обиходные песни, песни на тему скитаний, сатирические песни) трансформируются под влиянием новых жизненных условий, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств.

В бытовой народной песне получают отражение крупные общественно-политические события общенациональной важности. Широко отразилась в народной песне Отечественная война 1812 г. До нас дошел цикл песен о 1812 годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны.

Эта война стала причиной появления лирических песен, запечатлевших глубокую народная скорбь, печаль, горе, вызванные бедствиями Родины, разорением родного края, гибелью близких.

Русская народная песня приобрела большую популярность, распространялась во множестве оригинальных обработок – для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. В 1806 – 1815 годах несколько раз переиздается сборник Плача. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

Данила Кашин

Большую известность приобрел Данила Кашин, выходец из крепостных крестьян, создал много обработок народных песен. В 1833-1834 гг. был издан его сборник «Русские народные песни» в трех частях. В сороковых годах сборник был переиздан, что говорит о его популярности.

Иван Рупин

Иван Рупин так же собирал крестьянские песни, подвергал их обработке, для его работ характерен синтез народно-песенных и городских романсных интонаций. Его фамилию современники произносили с итальянским окончанием – Рупини, что свидетельствует о его известности.

В 1831 г. издан его песенный сборник. Одновременно с бытовыми переложениями народной песни развивается лирический сентиментальный романс. В этом жанре простота средств сочетается с непосредственностью и душевностью выражения. Большое значение в эволюционировании русского романса 19 века имели композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский.

Вклад в музыкальную культуру Алябьева

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) был родом из дворян. Служил в армии, участвовал в Отечественной войне 1812г. Уйдя в отставку, посвятил себя творчеству. Алябьев – автор популярных романсов: «Я вас любил», «Зимняя дорога» (оба на стихи А.С. Пушкина), «Соловей» и других. «Соловей» – одна из наиболее известных песен Алябьева. Всё в ней просто и в тоже время искренне. Песне предшествует фортепианное вступление. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно плавная, задумчивая мелодия. Она сразу же покоряет своей одухотворенностью.

Вклад в музыкальную культуру Варламова

Композитор Александр Егорович Варламов (1801-1848) – автор популярных романсов. Он создал более ста произведений этого жанра, большей частью на стихи русских поэтов («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Варламов проявил себя также как певец, дирижёр, гитарист и педагог. Его перу принадлежит учебное пособие для певцов – «Полная школа пения» (1840 г.).

Гурилёв

Александр Львович Гурилёв (1803-1858) был сыном крепостного музыканта. Композитор, пианист, скрипач, альтист и педагог, Гурилёв известен как автор песен и романсов. Наиболее известны его песни «Матушка голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка» и романсы «Разлука», «Вам не понять моей печали». Помимо вокальной лирики композитор работал в жанрах фортепианной музыки, собирал и обрабатывал народные песни.

Творчество Алябьева, Варламова и Гурилева – бесценный вклад в сокровищницу русской музыки. Их песни и романсы до сих пор входят в концертный репертуар певцов, хоров и исполняются обычными людьми.