Адаптивная функция культуры. Коммуникативная функция. Культура как понятие культурологии

УДК 81’1+81’23 + 130.2(045)

ЯРЦЕВА Ксения Викторовна, аспирант, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ПОНЯТИЕ «КАРТИНА МИРА». АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАРТИНЫ МИРА

Статья посвящена рассмотрению термина картина мира, получившего широкое распространение в исследованиях последних лет и в различных отраслях знания трактующегося немного по-разному в силу того, что данное понятие является умозрительным построением. С точки зрения когнитивной науки и биологического подхода, в частности, основная функция картины мира - психологическая защита индивида или этноса при его адаптации к условиям окружающей среды.

Картина мира, ментальные репрезентации, адаптация, познание, психологическая защита, ценностные доминанты

Термин картина мира в последние годы получил широкое распространение в различных отраслях знания, однако вплоть до настоящего времени отсутствует его общепринятое определение, и исследователи часто толкуют его по-разному. Все интуитивно понимают суть этой научной метафоры, но сущность выражаемого ею явления все равно остается предметом многочисленных размышлений. Исследователи отмечают, что определение картины мира и не может претендовать на абсолютную однозначность, «поскольку это не объективно существующая реалия, а умозрительное построение, используемое его создателями для решения каких-либо теоретических или практических задач»1.

Впервые термин картина мира (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов»2) начал использоваться в трудах по физике на рубеже Х1Х-ХХ столетий, что представляется закономерным, т.к. имен-

но открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззрений.

А. Эйнштейн предлагает уже более широкую интерпретацию данного понятия: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. < . > На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном голово-кружительном круговороте собственной жизни»3. В этом определении прослеживается идея автора об относительности любого знания о мире. Это относительное знание, опосредованное человеческой природой или (если использовать терминологию У Матураны и Ф. Варелы) струк-

турой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром, позволяющее ему успешно существовать, адаптироваться к условиям этого мира, и есть концептуальная картина мира. В контексте вышесказанного уместно упомянуть мысль У Матураны и Ф. Варелы о том, что мир человека есть «с необходимостью» мир, который он создает сам вместе с другими4. Таким образом, концептуальная картина мира - это образ или глобальная репрезентация мира, творимого человеком в процессе его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми и являющегося для него реальным.

Рассматривая картину мира в культурологическом аспекте, исследователи определяют ее как все знания о мире, представленные в виде некоего образа мира, которые существуют в сознании индивида, принадлежащего определенной национальной культуре; как ментальную репрезентацию культуры. Поэтому она характеризуется теми же свойствами, что и культура: целостностью, историчностью, многоаспектностью, комплексностью, способностью к овнешнению, полиинтерпретируемостью и т.д.

С точки зрения психологии, картина (или образ) мира - это «отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями, соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии»5. Картина мира человека, включающая его самого, его действия и состояния -это «сознание в своей непосредственности»6. Таким образом, психология рассматривает картину мира как продукт высшей нервной деятельности.

С точки зрения биологического подхода, картину мира можно определить как всю совокупность концептов или сложных репрезентаций, присутствующих в сознании индивида и отражающих обобщенный опыт непосредственного и опосредованного (в процессе воспитания и образования) взаимодействия со

средой. Эта концептуальная система сама по себе является объектом взаимодействия.

В контексте этнопсихологии картина мира -«некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса»7. Национальная картина мира - результат коллективного опыта нации. Она находит выражение в философии, литературе, мифологии народа, в поступках людей, являясь своего рода базой для объяснения этих поступков.

В.П. Завальников предлагает термин этническая картина мира, являющаяся, с точки зрения автора, «особым структурированным представлением о мироздании, характерным для того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой - воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре конкретного народа»8. В национальной (этнической) картине мира (как и в любой другой) всегда присутствуют ценностные установки, отношение народа к различным фактам действительности. Любая картина мира - это результат познавательной деятельности людей, а познание неотделимо от оценки.

Национальная картина мира осознается членами этноса главным образом при взаимодействии с носителями чуждой им картины мира. При этом собственная картина мира всегда представляется упорядоченной и стройной, воспринимается представителями этноса как единственно верная, т.к. она оправдала себя при адаптации данной этнической группы в ее предыдущих взаимодействиях.

Основная функция картины мира, как полагают исследователи, - это психологическая защита этноса. Как защитный механизм картина мира помогает определять источники зла и добра (те объекты или субъекты, взаимодействия с которыми угрожают или способствуют поддержанию жизни индивида или социума) и формирует «мы-образ», который противопоставляется «образу врага» (источнику зла).

Наличие национальных картин мира не препятствует логическому взаимопониманию представителей разных народов в силу того,

что типы мышления, способы связи понятий и логические законы мышления одинаковы у всего человечества. Различия в видении мира появляются вовсе не из-за разницы в мышлении, а благодаря многообразию условий, в которых протекают мыслительные процессы.

Человеческое мышление меняется на всем протяжении развития человеческого общества от преимущественно образного, правополушарного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логиковербальному), левополушарному.

Определенный когнитивный тип мышления формирует определенную картину мира, со своим набором жизненных ценностей. Так, современная, так называемая «западная», научно-техническая культура, ориентированная на анализ и синтез, рациональное осмысление окружающего, на построение четких причинно-следственных связей между фактами и явлениями физического мира, сформировалась благодаря превалированию логического мышления над образным. Современный человек ведет себя как хозяин планеты, эксплуатируя ее ресурсы, преобразуя ее облик. В то время как особенности аграрной культуры, характерной для древних цивилизаций и некоторых цивилизаций современного Востока, объясняются возможностями стратегии обработки когнитивной информации, присущей преимущественно образному мышлению. Представители этой культуры благоговеют перед величием и тайнами Вселенной; им присущи созерцательность, а также целостное восприятие мира и себя в нем. Они не нуждаются в научных объяснениях, но ценят внутреннее, интуитивное знание.

Интересен тот факт, что представители культур, удаленных друг от друга как хронологически, так и географически, на определенном этапе развития могут иметь схожие картины мира. Так, любая цивилизация в начале своего исторического пути проходит стадию мифического мышления, причем многие сюжеты и образы разных культур часто перекликаются.

Объяснение такому положению дел ученые ищут в бессознательном. В связи с данной проблемой следует вспомнить архетипы Карла Юнга, которые он определял как тенденции к образованию мифологических образов или мотивов в подсознании людей, этнических групп и всего человечества в целом. Определенный набор архетипов служит для обеспечения жизнеспособности конкретной культуры, поэтому потеря архетипических истоков приводит к гибели цивилизации.

Концептуальная картина мира находит выражение в различных формах, с помощью разнообразных средств, но язык, бесспорно, является самым эффективным проводником в сознание человека. Он помогает понять, как индивид или социум воспринимает, классифицирует и интерпретирует явления и объекты окружающего мира.

Язык - это не столько инструмент передачи сообщения, сколько организующее начало. Языковая картина мира, или все знания о мире, закрепленные в единицах языка разного уровня, не создает какой-то индивидуальный образ мира, не соответствующий действительности, а просто специфически окрашивает воспринимаемый носителями языка окружающий мир. В языке закрепляется общечеловеческий и национальный общественно-исторический опыт.

Являясь своего рода пространством значений (термин А.Н. Леонтьева), языковая картина мира представляет весь опыт взаимодействий индивида или общности людей с элементами среды в связи с их ценностью при адаптации к условиям этой среды.

Среда, в которой существует языковое сообщество, находит отражение в его языке. Так, у народов Крайнего Севера существует порядка двадцати лексем для выражения идеи снега. Мокрый снег, рыхлый снег, падающий снег и т.д. обозначаются разными словами. Причина такого обилия наименований снега в данном случае очевидна: снег является одним из основных (часто неблагоприятных) факторов среды обитания представителей северных на-

родностей, поэтому различение состояния и свойств снега помогает им эффективно адаптироваться к условиям их существования.

Изучая языковую картину мира, исследователи указывают на ее наивный характер в силу того факта, что в единицах языка часто сохраняются представления, ценностные установки наших предков, которые значительно отличаются от современных. Эти значения и ценностные установки формировались в определенных физических, психических и

социальных условиях и эффективно ориентировали человека при адаптации к этим конкретным условиям, определяя его поведение. Но внешняя среда постоянно изменяется, появляются новые факторы, определяющие формирование новых представлений, а прежние ориентации постепенно уходят на периферию картины мира, но не исчезают совсем. Они могут опять стать ценностными доминантами при соответствующей ситуации, повторяющей условия их формирования.

Примечания

1 Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. С. 41.

2 Герц Г Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Анология вступлений к классическому естествознанию. М., 1973. С. 208.

3 Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 8. М., 1968. С. 124.

4 Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 2001. С. 216.

5 Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993.

6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 96.

7 Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. С. 52.

8 Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. Омск, 2000. С. 4.

THE NOTION OF THE WORLD IMAGE.

ADAPTIVE FUNCTION OF THE WORLD IMAGE

The article is devoted to considering the term world image that has been widely used in different spheres of recent research. Within different branches of science it is interpreted in a slightly different way due to the fact that the given notion is purely speculative. In the context of cognitive science and biological approach in particular the main function of the world image is psychological protection of a person or a nation in the process of their adaptation to the surroundings.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - ШабановаМ.В, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Здраствуйте,вот написал вам более подробный ответ, сначало определение, а после пример.Это для того, чтобы знать о чем идет речь. Я думаю такая информаци для вас лишним не будет =)

Адаптивная функция культуры -такая форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Например: Культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

Историческая преемственность - обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций. Например: 1)Яркий пример преемственности можно видеть в принятии христианства на Руси, 2)Преемственность так же прослеживается в памятниках права 3)На современном этапе самым ярким примером преемственности является возрождение Государственной Думы, как законодательного органа.

Ценностная(аксиологическая) функция - отражает важнейшее качественное состояние культуры. Например :в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

Нормативная (регулятивная) функция - культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Например: 1)Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии 2) Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия. 3)В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке.

Коммуникативная функция культуры - включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п Например: примером служат так называемые федеральные люди. Культуры разных народов, как и люди --представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи.

Адаптивная функция сознания

"Существует много смыслов понятия "адаптация ", наиболее широко оно используется в смысле адаптивного последствия эволюционных процессов. Но последствия эволюционных процессов не обязательно являются адаптивными, так же как адаптивные функции организма не обязательно являются последствиями селективных эволюционных процессов. Польза и универсальность, взятые по отдельности, не доказывают эволюционной селекции. Сверх того, эволюция сложных функций типично является результатом эволюции большого набора функций и структур. Сознание вероятно, одна из таких сложных функций. Дальнейшее наше изложение не затрагивает эволюции поведения, оно касается лишь тех аспектов сознания, которые, вероятно, лучше приспосабливают нас к миру, в котором мы живем. " пишут психологи Дж. Мандлер и У. Кессен.

Наиболее общая функция сознания его роль в отборе и селекции системы действий. Эта функция позволяет организму адекватно реагировать на действиярезультаты, которые изменяют вероятность появления того или иного ряда действий. Эта функция также позволяет осмысливать возможные действия, которых организм раньше никогда не совершал, не допуская реального выполнения возможно вредных для организма акций. Сознание обеспечивает возможность изменения долгосрочных планов и сиюминутных альтернативных действий. В иерархии планов и действий это дает возможность организовать системы действий, ориентированных на высший план.

Сознание осуществляет связь с долговременной памятью, хотя механизмы связи остаются неосознаваемыми. Толчком к извлечению информации из долговременной памяти часто служат довольно простые команды: " "Как его зовут? ", "Где я читал об этом? ". Команды могут быть и более сложными: "Какая связь между этой ситуацией и предыдущей, с которой я столкнулся? ". Быстрый доступ к хранящейся информации пример адаптивного использования сознания.

В сознании репрезентировано текущее состояние мира, а также мысли и действия, и все это записано в памяти для дальнейшего пользования. Многие исследователи предполагали, что подобное кодирование текущего опыта всегда имеет место в сознании. Запоминание опыта для будущих его актуализаций, очевидно, требует работы структур сознания. В социальных процессах практики решения проблем, хранимые памятью, вместе с адекватной группы. Все это требует отбора и сравнения альтернатив, хранимых долговременной памятью. Культурная системой коммуникации, такой как естественный язык, приносят пользу кооперативным социальным усилиям. лены общества узнают о практиках решения проблем, избегают безуспешных действий и, в самом общем смысле, пользуются культурным наследием трансмиссия от структур сознания к вербальной коммуникации фактически крайне продуктивна. Культуральные знания передаются общими инструкциями и выводами, что делает их социально доступными. Взаимодействия, описанные здесь, демонстрируют сложные отношения языка и сознания.

Сознанию доступны только продукты когнитивной и ментальной активности. Но многие системы, порожденные сознательными процессами, с течением времени перестают осознаваться, становятся автоматическими. Такие системы, очевидно, снова могут осмысляться сознанием, особенно когда в них обнаруживаются дефекты. Каждому из нас случалось машинально управлять автомобилем или вести разговор на вечеринке и вдруг сознательно окунуться в ситуацию, столкнувшись с неисправностью тормоза или услышав обращенное к нам: "Ты не слушаешь меня ". Адаптивное преимущество действовать автоматически, когда все идет привычным образом, и возможность действовать обдуманно в противном случае также обусловлены сознанием.

Таковы адаптивные функции сознания. Этнопсихолог должен принять их к сведению, но его основная задача исследовать адаптивные функции бессознательного, как они действуют в коллективе, исключив при этом идею коллективного бессознательного, а стремясь найти бессознательные модели взаимодействия.

Проблемы психологической адаптации -

Mandler, G., Kessen, W. The Appearance of Free Will. In S. C. Brown (Ed.).Philosophy of Psychology. London: Macmillan, 1974, p. 35.

Д.В. Ольшанский. Адаптивная социология. В кн.: Современная западная социология. Состовители Давыдов Ю.А., Ковалев М.С., Филлипов А.Ф. М.: изщво политю литры, 1990, сс. 70 73.

источник неизвестен

Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.

Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.

Функция социализации.

Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Социализация начинается в детстве. Огромную роль здесь играет и семья, пример родителей, сверстников, учителей и др. В дальнейшей жизни важную роль играют: школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение имеет и самовоспитание.

Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная и компенсаторнаяфункции культуры): праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Кроме названных, в литературе отмечаются и другие функции культуры более частного характера: обеспечение целостности общественной системы, обеспечения перехода от одной общественной системы к другой, разрешение противоречий между обществом и природой, гармонизация отношений между ними, преемственность поколений, функция самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности и др.

Дисфункции культуры.

Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия.

Рост и распространение объективных знаний нередко оборачивается распространением заблужденийи вытеснением вненаучных пластов общественного сознания. Во всякой культуре есть не только ценности и идеалы, но и антиценности и антиидеалы. «Нормативная недостаточность» может вести к росту преступности, падению нравственности. Однако «нормативная избыточность» в свою очередь ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. В результате замедляются темпы развития общества и наступает застой. Общение в СМИ носит односторонний характер, способствуя чувству одиночества. Один из парадоксов современной культуры состоит в том, что масса контактов вместе с тем предполагает дефицит общения. Интегративная функция культуры также имеет противоречивый характер: культурные различия порой затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. «Мы» и «они», «свои» и «чужие» – это реальности жизни, они порождают вражду и нередко военные столкновения. Современная цивилизация предпринимает большие усилия для социализации молодых, но делает это нередко за счет пожилых людей, социализации которых не уделяется должного внимания. Неудачи социализации, отклонение от социально одобряемых форм жизни (отклоняющееся поведение), существование негативных культурных образцов тоже имеют свои корни в культуре.

Сплошь и рядом, то, что является функциональным по отношению к потребностям и целям одних социальных групп людей, будет дисфункциональным для других. Например, рок-музыка является функциональной по отношению к потребностям современной молодежи и дисфункциональной по отношению к старшему поколению, воспитанному на других образцах музыкальной культуры. Телевизионная реклама функциональна по отношению к интересам коммерческих кругов и дисфункциональна по отношению к большинству телезрителей, сознанием которых она манипулирует и т.д.

Дисфункций культуры избежать нельзя, Ж.Ж.Руссо был не прав, считая, что процесс культуры должен быть приостановлен. Культурное развитие неодолимо и избежать его так же невозможно, как и избежать дисфункций культуры.


Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир - культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого - чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека - необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, - государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека - культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры - быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Знаковая функция

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.