Особенности развития русской культуры. Параметры высоток – важный аспект строительства. Культура российской цивилизации, ее становление

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху,- в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей - Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII-XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их искоренению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX в. справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?

Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны. Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась "гроза двенадцатого года". Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: "1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных сферах культурного првцесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30-40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, "бедных людей". Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень "демократизации" культуры даже для 30-40-х годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о Самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема "мужика" и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. расширение круга "потребителей" культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII - XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их изменению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?

Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны.

Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась "гроза двенадцатого года". Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: "1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных сферах культурного процесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30 - 40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, "бедных людей". Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень "демократизации" культуры даже для 30 - 40-х годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема "мужика" и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. и расширение круга "потребителей" культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Введение

2. Основные особенности русской средневековой культуры

3. Истоки русской культуры. Значение принятия Христианства из Византии

4. Особенности духовной культуры средневековой Руси

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали, многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Культура в отличие от отдельных, "региональных" направлений человеческой деятельности, не создается целенаправленными актами, но является объективным результатом их суммы или - с другой стороны - исходным условием их осуществления. Культуральный подход предполагает поэтому не только анализ локальных достижений того или иного типа знания, умения, поведения, но и сравнительный, компаративистский анализ явлений со сходной культурной "внутренней формой". Это создает непреодоленные пока наукой методологические трудности (как, например, корректно идентифицировать "импрессионизм" в живописи и "импрессионизм" в музыке, при том, что интуитивно ясно их сходство?), но все же является необходимой задачей наук о культуре, поскольку позволяет выявлять общие процессы, "большие" стили, системы ценностей: то, что называется "духом времени".

Из существования культуры как общечеловеческого способа освоения природы не следует, что сами собой понятны ее нормы, ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Любая состоявшаяся культура непонятна "извне" и требует расшифровки, если эта культура в прошлом, или благожелательного диалога, если это - современная культура. (Последнее особенно важно в свете современного процесса глобализации культуры) Так же не является безусловной та или иная качественная градация культур: культура налична как многообразие вариантов, и попытка определить их "ценность" (какой бы ее критерий мы ни выбрали) так же сомнительна, как определение сравнительной ценности биологических видов. В то же время, оценочный анализ возможен там, где можно содержательно сформулировать "цель" данной культуры или определенной стадии ее развития. (Хотя история показывает, что "незрелые" или "наивные" формы культуры со временем могут оцениваться как привлекательная альтернатива или же раскрывать свои непонятые дотоле глубины).

1. Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственно" деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н.э. на северном побережье Черного моря грекиосновали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей - скифов - иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы - иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока .

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян - антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной ив достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном I мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти I культурные достижения прошлого не были забыты .

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни - оседлового, кочевого, бродячего в смешении нескольких этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких Религиозных потоков. Таким образом, на основной территории древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызы--т сомнений, - это язык.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках - русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов "Русской правды" складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о "Законе русском", по которому жили славяне. Под именем "русов" славяне торговали в Западной Европе.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были "изначала" - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они - центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады - хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась "Гардариком" - страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор "Слова о полку Игореве" называет русский народ "Даждьбоговыми внуками".

Традиционные установки русской культуры, истоки и особенности формирования, факторы формирования русского культурного архетипа

2 Особенности формирования русской культуры

Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Известно, что корни и истоки любой культуры уходят в столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью невозможно.

Сказанное относится ко всем культурам, и поэтому каждый из народов стремится придерживаться какой-то примечательной для него исходной исторической даты, хотя и условной в общем течении времени. Так, Нестор, автор знаменитой «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля» в длиннейшей (от Сотворения Мира) череде тысячелетий первой «русской датой» назвал 6360 (852) год, когда в византийских хрониках словом «Русь», был назван целый народ.

И действительно. IX век - время рождения древнерусского государства с центром в г. Киеве, на которое постепенно распространилось название «Киевская Русь». Государство создало благоприятные условия для развития культуры. Доказательством этого является разительный подъём культуры Киевской Руси, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор -- былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

С образованием Древнерусского государства одновременно начинает складываться и древнерусская культура - отражала жизнь и быт славянских народов, была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Она создавалась на основе древнеславянской культуры - формировалась на основе традиций, обычаев, эпоса восточных славян. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен -- полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен -- утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений.

Русская культура изначально развивалась как единая, общая для всех восточнославянских племен. Значительную роль сыграло то, что восточные славяне жили на открытой равнине и были просто «обречены» на контакты с другими народами и друг с другом.

С самого начала на развитие культуры Древней Руси огромное влияние оказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижения других стран и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке, переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобретали оригинальный вид.

В чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.

В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

Огромное прогрессивное влияние на развитие русской культуры в целом -- на литературу, зодчество, живопись - оказало принятие Русью христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако, христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Христианство и язычество - религии различных ценностных ориентации. Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов - политеизм. В отличие от других народов, переживших язычество, верховные боги славян были связаны не с жреческой, не с военной, а с хозяйственно-природной функцией.

Хотя мировосприятие славян, как и всех язычников, оставалось примитивным, а нравственные принципы довольно жестокими, все же связь с природой оказывала благоприятное воздействие на человека, его культуру. Люди научились видеть в природе прекрасное. Не случайно, послы князя Владимира при встрече с обрядностью «греческой веры» оценили в первую очередь ее красоту, что в определенной степени способствовало выбору веры.

Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным - понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика.

Понятие личности, ее ценности, проявляющейся в ее духовности, эстетичности, гуманизме и т.д., складывается только в средневековье и находит свое отражение в монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

Важно отметить, что смена веры на Руси проходила без иностранного вмешательства. Принятие христианства было внутренней потребностью населения большой страны, его готовностью воспринять новые духовные ценности. Окажись перед нами страна с совершенно неразвитым художественным сознанием, не знающая ничего, кроме идолов, никакая религия с ее более высокими ценностными ориентирами не могла бы утвердиться.

В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским.

Двоеверие сохранялось на Руси долгими годами: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим светские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами. Используя языческую символику и фольклорную образность, автор отразил многообразные надежды и чаяния русского народа конкретно-исторической эпохи. Взволнованный пламенный призыв к единству Русской земли, её защите от внешних врагов сочетается с глубокими авторскими размышлениями о месте Руси в мировой истории, о связи её с окружающими народами, желании жить с ними в мире.

В этом памятнике древнерусской культуры наиболее ярко отразились характерные черты литературы той эпохи: живая связь с исторической действительностью, высокая гражданственность, искренний патриотизм.

Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются

стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании;

народность, цельность и простота в искусстве;

изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;

мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;

постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе.

И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.

В каменных сооружениях Руси нашли всестороннее отражение традиции древнерусского деревянного зодчества, а именно: многоглавие, пирамидальность строений, наличие разнообразных галерей, органическое слияние, гармония архитектурных сооружений с окружающим ландшафтом и другие. Таким образом, архитектура с её живописной каменной резьбой напоминала о непревзойдённом мастерстве русских специалистов по дереву.

В иконописи русские мастера также превзошли своих греческих учителей. Созданный в древнерусских иконах духовный идеал был столь возвышен, обладал такой силой пластического воплощения, такой устойчивостью и жизнеспособностью, что ему было суждено определить пути развития русской культуры и в XIV-XV веках. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов

Эра немого кино была достаточно короткой - порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа...

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

Культура представляет собой упорядоченную систему, имеющую свою внутреннюю структуру, мировоззрение, художественное и научное творчество каждого народа...

Византийское искусство

Византия образовалась в 395 году в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части. Случилось это в год смерти императора Феодосия Великого...

Икона: основные правила построения и восприятия

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации...

История русской иконописи

Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении...

История создания Второго концерта С. Рахманинова

Понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством; -культура часто носила патриотический характер...

Особенности менталитета русской нации

2.1 Что такое менталитет. Национальный характер Русский народ - признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации 21 в....

Особенности русской культуры

Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века: 1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции...

Особенности формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры на примере Центральной музыкальной школы им. А.Н. Скрябина города Дзержинска

То, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще...

Особенности формирования русской культуры

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом...

Периодизация и типология русской культуры

Тот факт, что страны, модернизация которых пошла успешно в послевоенный период, сохранили при этом свою национальную культуру, показывает...

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века

Еще до присоединения Центральной Азии к России обычным явлением было бегство рабов - персов в крепостные укрепления русских. Например, фонд 17 за 1865 - 1867 гг. содержит 202 листа. В которых зафиксированы прошения многих тысяч пленных...

Сравнительная характеристика иконописных школ

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви. Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета...

Эмиграция и формирование культуры русского зарубежья

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ


Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебная дисциплина: «Культурология»

Курсовая работа

На тему «История русской культуры и основные этапы ее развития»


Санкт-Петербург


Введение

ГЛАВА 1. Понятие «культура»

ГЛАВА 2. Этапы развития русской культуры

1 Первый этап развития русской культуры - славянская культура

2 Второй этап развития русской культуры

Заключение


Введение


Систему функционирования общества нельзя понять, не изучая его культуру, абстрагируясь от человеческих судеб. По существу, в понятие "культура" включается все, что создается трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные и атеистические представления; произведения искусства; способы общения между людьми и т.д.

Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса.

Предметом истории русской культуры является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление особенностей функционирования культуры в конкретных исторических условиях.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что культура современной России находится в кризисном, критическом состоянии. Основные культурные ценности потеряны, нет ориентиров, знаний, традиции и обычаи забыты. Необходимо историю нашей культуры, как она развивалась, какие этапы были основными и, главное, выбрать самое важное и значимое для нашего настоящего и будущего.

В данной работе я рассматриваю историю русской культуры в контексте общеисторического процесса. Цель работы состоит в выработке представлений о русской культуре как ценностно-смысловом единстве на каждом из важнейших этапов ее развития. В связи с этим я выделяю задачи: определить понятия «культура», «русская культура», рассмотреть основные этапы развития культуры русского народа.


Глава 1. Понятие «культура»


Термин «культура» в России появился в 30-40-х годах XIX столетия, хотя в Европе употреблялся еще с XVIII века. Означало это слово действие по возделыванию чего-либо и пришло из латинского языка. По мнению советского теоретика культуры Л.Е.Кертмана, существует около 400 определений термина «культура». Связано это с разнообразием самой культуры, которое является одной из причин ее существования вообще. Культура как жизнь: она существует лишь потому, что она - разная.

Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры.

Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Позитивная сторона этого подхода заключается в том, что возможен "охват" большего количества фактического материала, но из понятия культура практически исчезает деятельное начало и, соответственно, предметом исследования становятся не этапы человеческой деятельности, а конечный результат этой деятельности.

Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека. Поэтому на первый план здесь выступает роль творческой личности. Положительные моменты данного подхода определяются тем, что решается задача отдельно взятой личности. Но часто в подобных исследованиях личность рассматривается сама по себе, и нередко историко-культурный фон либо исчезает вовсе, либо никак не связан с проблемами исследования.

В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Дело в том, что к этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека.

В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью. Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.

При таком понимании культуры творческая личность рассматривается в контексте своей эпохи. Рассмотрение культуры как способа человеческого существования дает возможность изучения человека обыкновенного, ничем, казалось бы, не примечательного. Это безусловные достоинства указанного определения, но и оно не идеально, т.к. таит в себе опасность того, что вся человеческая история окажется растворена в культуре.

Первая проблема, которая встает перед нами, это - проблема дефиниции "русской культуры". При кажущейся очевидности, русская культура оказывается не поддающейся простому и понятному определению. Следует ли под таковой понимать культуру, сложившуюся на территории России? Тогда это будет на 2/3 культура угро-финских народов, тюркских этнических групп, многочисленных народностей Кавказа, Средней Азии, Сибири. Даже в сердце России, вдоль Волги, воспеваемой в песнях "русской реки", это будет культура чувашей, башкиров, коми, татар, марийцев, поволжских немцев и др. Нужно ли под таковой понимать культуру русскую по языку, православную по религиозному самоопределению? Тогда это будет культура не России, а скорее культура русских меньшинств в Северной и Южной Америке, сохранивших православие, традиционный крестьянский уклад жизни, язык, фольклор и т.п.

Славянофилы, в частности, Н.Я. Данилевский, видели сущностные признаки русской культуры в православии, самодержавности, общинности крестьянского быта, культурной самобытности. В таком понимании "русская культура" погибла в 1917г. Западники, такие как А.И. Герцен, В.Г. Белинский и др., усматривали родовую суть русской культуры в миметичности, подражательности, настроенности на восприятие чужих культурных традиций, прежде всего западных, которым приписывалась спасительная сила, ускоряющая развитие. В таком смысле "русская культура" растворялась в западной, лишалась собственного облика.

П.Н. Милюков характеризовал русскую культуру как элементарную, пребывавшую в эмбриональном состоянии, с преобладанием первобытных добродетелей и пороков; в целом, русская культура, по его мнению, развивалась в том же направлении, что и западная, но с отставанием на несколько столетий. Н.А. Бердяев 4, наоборот, понимал русскую культуру как восточную, "культуру христианизированного татарского царства", европеизированную лишь в верхнем слое. Г.П. Федотов говорил о расколе в русской культуре, предопределившем ее драматическую судьбу, о двух векторах ее развития - прозападном и провосточном; первый привел, в конечном счете, к появлению феномена свободной культуры русской эмиграции, а второй - к формированию тоталитарной культуры СССР.

Л.Н. Гумилев определял русскую культуру как евразийскую, соединявшую европейское и азиатское начала; это обстоятельство придало русской культуре особую силу, динамизм, уникальную пассионарность.

Д.С. Лихачев, ставя совершенно иные акценты, выделяя в качестве сущностных доминант Север и Юг, описывал русскую культуру как скандовизантийскую; скандинавское начало обусловило военно-дружинное устройство Древней Руси, а византийское начало определило ее духовный характер. Число мнений можно множить до бесконечности, но, пожалуй, достаточно приведенных суждений, чтобы увидеть, насколько трудно определим предмет нашего дискурса. Русская культура, как и всякая другая культура, представляет собой нечто общее между людьми, объединенными общностью пространства, времени и определенным образом организованного социума. Это общее обнаруживается в языке, знаково-символической системе (образах, рисунках, вещах, стереотипах мышления и поведения), в понимании сущностных явлений, таких как "дом", "община", "свобода", "собственность" и т.п.

русский культура исторический


Глава 2. Этапы развития русской культуры


Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностью (с лат. двойственность).

Этапы развития русской культуры историки делят на 2 больших периода. Первый охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, второй относится к христианской эпохе.


2.1 Первый этап развития русской культуры - славянская культура


О культуре славян первого периода нам известно немного. Одна из причин этого состоит в том, что основной материал той эпохи было дерево - пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно, не раз сгорали русские города уже в XVII-XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища.1)

Но всё же можно утверждать, что в эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации ("черты и резы"), известная каждому. Было развито деревянное зодчество и градостроительство, и в скандинавских сагах русская земля называлась "Гардарикой", т.е."страной городов"; самыми знаменитыми городами стали Киев, существовавший с VI в., Псков и Новгород; самой прославленной постройкой языческой эпохи был Десятинный храм в Киеве, украшенный 25 главами. Была развита земледельческая культура. Славяне особо почитали землю, коня, соединявшего земной мир с потусторонним. Они первыми в Европе стали использовать коня для вспашки земли, имевшей не только прагматический, но и мистический смысл. Славяне первыми изобрели плуг, который затем был позаимствован германцами и получил распространение в Европе.Славяне Русской земли славились изготовлением лучших льняных тканей, вышивкой, художественной обработкой металлов, ковкой, чеканкой, литьем; им были известны техника эмали, зерни, скани.

В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины.

Особенности развития культуры на данном этапе:

-открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

-природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

-создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря);

-упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

-падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время.

Особенности ранней русской культуры заключается в том, что она впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, поэтому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриархальной общины; развитием разнообразных ремесел.


2.2 Второй этап развития русской культуры


Следующий этап развития культуры наступает с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот этап можно разделить на 3 периода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Рассмотрим каждый из этих периодов более подробно


2.1 Культура Древней Руси

Христианизация Руси была важнейшим типологически образующим фактором, прежде всего, в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности русской культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество - все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.

Важной особенностью нового этапа развития культуры явилась ее интеграция в европейское пространство. Христианский универсализм сменил патриархальную ограниченность. Русь стала ощущать себя частью мировой цивилизации, ее история подключилась к всечеловеческой, что явственно проступает в древнерусском летописании. Вместе с тем дохристианский этап не был забыт. Митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" с гордостью вспоминает о старых славных временах воинственной Руси, ходившей походами на Царьград.

Процесс смены приоритетов в ходе христианизации страны происходил не без проблем. Одна из них состояла в конфликте своего, родного, привычного с привнесенным, чужим, трансплантированным. Прибывшие из-за моря люди (как бы сейчас сказали, "греческой национальности") принесли свои книги, свои иконы, свой язык, свою веру. Не только простодушные славяне, но и сами искушенные греки в течение нескольких веков с трудом перестраивали свое мировоззрение и свою культуру, пока она не стала христианской. В этом, а не только в гонениях языческих императоров была одна из основных причин медленного распространения христианства в качестве доминирующего вероучения, сформировавшего новый тип культуры.

Столь же долгим и непростым был путь распространения христианства на Руси. Привыкшие к своим обычаям, знавшие своих волхвов как плоть от плоти и кровь от крови родного этноса, древние русичи должны были чтить ветхозаветных еврейских пророков и христианских подвижников греков, сирийцев, римлян. Легко ли было отрекаться от своего ради чужого? Но через это надо было пройти ради духовного роста и страны, и народа, и культуры, что неизбежно произошло в дальнейшем. Старая языческая культура была при этом не уничтожена, а приспособлена к задачам новой. Сложилось так называемое "двоеверие", которое нужно понимать не буквально, а осмыслять как сложный синтез двух различных культурных типов, давших нечто новое третье. Современное разнообразие христианских культур, в том числе православных (например, у греков, румын, русских), в немалой степени объясняется различием их дохристианских традиций и обычаев.

Стоит отметить, что в становлении русской культуры уникальную роль сыграли монастыри. Они являлись не только уединенными обителями, где молились ушедшие от мира иноки. Они играли важнейшую культурообразующую, цивилизационную, социально организующую функцию, особенно в малоосвоенных областях Северо-Восточной Руси. Без них нельзя себе представить развитие отечественной архитектуры, живописи, пластики, хорового пения, музыкальной, книжной, декоративной культуры, причем не только в средневековье, но и в новое время. Кроме того, они являлись образовательными центрами, предшественниками музеев как хранителей исторических реликвий, оборонительными форпостами, средоточиями развитой аграрной культуры. Своим обликом, сочетающим черты Небесного Иерусалима и древнерусского града, монастыри издревле украшали нашу землю, являясь символом божественного гармонического благоустроения, противостоящего хаосу и темным силам зла. Тот, кто их уничтожал, осквернял, переделывал, хотел уничтожить, осквернить, переделать саму душу нашей культуры, ее основы, ее архетип.

Вместе с новой религией от Византии передается письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

В целом, период древнерусской культуры можно охарактеризовать следующим образом:

-русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля;

-развитие ремесла (более 40 ремесленных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);

-развитие устного народного творчество (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни);

-возникновение героического былинного эпоса;

-ведение единой письменности - русский язык;

-развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языками; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пишутся летописи);

Христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вытесняют язычество, перемешиваясь с ним.

Татаро-монгольское нашествие нанесло сильнейший удар по культуре Древней, Киевской Руси, изменило её облик, на многие десятилетия остановило её рост, заставило сосредоточить внимание на одном - сохранении политической самостоятельности, восстановлении независимости и свободы.

Именно с татарами на Руси установились деспотическая власть, отношения подданничества и рабства, утвердилась исключительная роль военной силы; население именно тогда стало прикрепляться к месту жительства, не смея его покидать; проводились регулярные переписи, необходимые для контроля за сбором дани; ярлыки на княжение выдавались татарскими ханами. Некоторые исследователи, в частности, Н.И.Костомаров, отмечают нравственную деградацию русских в этот период: появились прежде не свойственные русским качества, как например, подлость, лживость, двуличность, сервильность и низкопоклонство перед сильным, жестокость и безжалостность по отношению к слабым. Вообще, татарское нашествие оказало сложное воздействие на развитие русской культуры: значительная часть татар была ассимилирована, восприняла русский язык, обычаи, моду; в то же время многие татарские традиции укоренились в русской жизни, стали неотъемлемой ее составляющей, как позднее нельзя будет представить Россию без ямской службы, ямщицких бубенцов и песен. Татары, к тому же покровительствовали православной церкви, освобождая ее от налогов и сборов, признав неприкосновенность ее прав собственности.

Владычество Золотой орды оказало двойственное влияние: с одной стороны, ослабляло экономическое и политическое положение Руси, с другой - ускорило объединение княжеств и появление единой русской народности. Духовная культура стремится сохранить самобытность, памятники литературы. В этот период особенно явным становится сплав духовных и политических взглядов, христианского и государственного, религиозного и светского. Не случайно к этому периоду некоторые исследователи (Д.С.Лихачев) относят такое явление, как Предвозрождение. То было время возникновения русского героического эпоса, прославлявшего победу русских на Куликовом поле в 1380 г., стоит указать лишь "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщину". То было время духовного подвижничества русских Святых Сергия Радонежского, Стефана Пермского, создавшего коми алфавит, и др. В это время творили один из самых выдающихся писателей Древней Руси - Епифаний Премудрый и один из самых непревзойденных живописцев - Андрей Рублев. Тогда же псковский старец Филофей сформулировал концепцию Москва - Третий Рим, согласно которой Москва является правопреемником Рима и Константинополя (Второго Рима) на мировое господство, а русский народ является богоизбранным народом для осуществления этой миссии. Реализацией этой идеи стало новое грандиозное строительство в Москве, возведение краснокаменного Кремля, Грановитой палаты, Успенского и Архангельского соборов, принятие Иваном III царского титула, новых символов власти (двуглавого орла, диадемы, скипетра, державы и др.) и чеканка золотой монеты. Происходит постепенный подъем Руси, и связан он с возвышением Московского княжества, становлением культуры Московской Руси. Культура Московской Руси - наследница культуры Киевской Руси, преемница её традиций, памятников, ценностей. Она сохранила и развила древнерусский язык, фольклор, литературу, традиции градостроительства. Древнерусский язык превратился в русский, древнерусская нация - в русскую, древнерусская культура - в русскую культуру. В свою очередь, русская культура Московского княжества стала ядром для формирования российской культуры, образцом освоения, идеалом развития для народов, входящих в состав России. Это - единая линия развития культуры на разных этапах её существования, что выражается в единстве языка, культурообразующего этноса - русского народа, его духовного склада.

Культура Московской Руси, хотя и позволила развивать производительные силы народа, восстановить самостоятельность, государственность, независимость развития, не смогла преодолеть наметившийся разрыв в социально-экономическом и технико-технологическом развитии. Когда Европа стала переходить к мануфактурному производству, на Руси вынуждены были восстанавливать систему ремесленного производства. Когда в Европе вынуждены были предоставлять свободу крестьянству, ограничивать феодализм, Руси приходилось закреплять крестьян, лишая их остатков былой свободы и самостоятельности.


2.2 Петровская эпоха

в. в России, или "век Русского Просвещения", - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в.), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху"). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 в., полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую "культуру-веру") на собственно "культуру" и собственно "веру", т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для традиционной русской культуры, явились - в результате петровских реформ - библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с "инерцией слова" были связаны в Петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характерных для средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы. Преодолевая статичность, русская культура 18 в. начала проникаться принципом историзма: история отныне воспринимается не как предопределение, не как застывшая вечность, эталон, идеал мироздания, но как иллюстрация и урок современникам, как результат участия человека в ходе событий, итог сознательных действий и поступков людей, как поступательное движение мира от прошлого к будущему. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и совершенствовании - от низших форм к высшим.

Петровские реформы, последовательно ориентированные на вестернизацию России, ее включение в мировое сообщество, были направлены на приобщение к западноевропейской цивилизации. Было немыслимо оставаться в стороне от научного, технического, цивилизационного прогресса, и Россия вступила в сотрудничество с Западом. Однако оно таило в себе опасность навязывания иных форм развития культуры, а также конфессиональной экспансии. Попытки сочетания национальных устоев и достижений современной цивилизации привели к созданию в России накануне революции достаточно сбалансированной системы различных тенденций, что породило подлинный расцвет литературы, музыки, философии, в частности в эпоху "серебряного века".


2.3 Советская культура

XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века ознаменовалось резким переходом от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и общества в целом.

Можно выделить следующие черты социалистической культуры:

-социалистическое общество формирует новую культуру;

культура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных запросов;

пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.

Однако ряд выдающихся художников, писателей и поэтов активно этому противостояли - А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества. Пролетарская революция в России начало периода формирования новой советской культуры.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории, но и культуры. С ним связано появление гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров; рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Но в то же время была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Традиционная отечественная культура, построенная на православных основах, подверглась тотальному разрушению во имя создания новой, базировавшейся на коммунистической вере как квазирелигии секулярного типа, пытавшейся создать царство справедливости и благоденствия на земле.

Подобная ситуация напоминает времена разложения Римской империи, когда множество проповедников, лжеучителей увлекало в разные стороны измученных людей, а истинная вера еще не стала достоянием всех, ее ищущих. Отличие, однако, состоит в том, что нам нужна не новая вера, а возвращение к некогда уже обретенной, бывшей опорой в течение тысячи лет и пребудущей таковой вовеки. Отечественная цивилизация после катастрофических потрясений и губительных экспериментов ради своего выздоровления и дальнейшего развития должна вернуться к своим подлинным основаниям, важнейшим из которых является воспринятое от Византии во времена крещения Православие.

Это, конечно, не исключает, при учете сложного этнического и вероисповедального характера населения всей страны, возрождения духовных и культурных традиций всех населяющих ее народов. Однако скреплять страну, общество, культуру в единое целое призвана та вера, которую приняли и завещали наши предки и которая успешно исполняла эту миссию в течение многих веков.

Заключение


Бердяев выделял в российской история "пять разных России" - как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь, монголо-татарская Русь, московское царство, петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха "серебряного века" (рубежа XIX - начала XX вв.) - в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).

Культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась на историческом "перекрёстке", с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - "путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и "заданностью" традиций, то и дело "восставая" против них и нарушая.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что русская культура:

1)сложилась в результате слияния первичных культур различных племен славянского и восточного происхождения.

2)находилась в постоянном движении, кардинальной смене религиозных взглядов, типов государственности и форм наследования и правления.

)тесно связана с политическими тенденциями общества.

)синтезировала существенные черты культуры Востока и Запада. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

)существует не только и не столько в ее официальном выражении, сколько в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания.


Список использованной литературы


1.Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.

2.Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М.: Просвещение,1984.

3. Белорусский государственный экономический университет

. Страны мира

5.http://www.gumfak.ru/ Электронная гуманитарная библиотека

. Русская культура (IX - нач. ХХ вв.)

7.www.tmnlib.ru/ Электронная библиотека

8.http://www.refbank.ru/ сайт компании Refbank.ru

Http://www.rustrana.ru/ Русская цивилизация


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.