Русская культура XIX в

РАССВЕТ В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую ф азу. о были у широк нем ким По преж еатров. длежавшие русс иды т на ые в ым, различн ные театры, при вым, Апраксин твовали етье о пост Сущес (Шерем ов было немног Малый в ены кре милиям ростран ой и еатр м фа расп тически венных т тербурге, Больш разрешались, истокра др.). Государст е ар П е то инский в театры, которы ым и и Мари е Юсупов ы ий ндринск оявляться частн (Алекса и п. Начал Москве) лись властями. ща то запре

РАЗВИТИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 – 40 -е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

ПРЕМЬЕРА «РЕВИЗОРА» Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

КРАТКО О ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ГЛИНКИ v В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). v Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила» . v Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.

И ЕЩЁ О ДАРГОМЫЖСКОМ Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» . Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

v Игра ведущих актеров строилась в духе романтизма, но все более заметным становилось влияние реализма. В Малом театре мастером романтизма был П. С. Мочалов, игравший в пьесах Шиллера и Шекспира. Великий русский актер М. С. Щепкин стал основоположником реализма на русской сцене. Он создал образ Фамусова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Реалистическое направление на сцене Александринского театра развивал А. Е. Мартынов. v В репертуаре русских театров большое место занимали произведения на патриотическую тематику - пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, В. А. Озерова. Популярностью пользовались постановки по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина. К этому периоду относится появление первых драм А. Н. Островского, открывшего обществу мир русского купечества. v Распространенным явлением оставались крепостные театры. Из 103 крепостных театров первой половины XIX в. 53 - действовали в Москве, 27 - в Петербурге, остальные в провинции. Наибольшей популярностью среди них пользовался театр графа Каменского в Орле.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности. Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века.В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев

44. Реформаторство и государственная деятельность С.Ю.Витте.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государство время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданными по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.

Основными достижениями Сергея Витте являются:

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провел денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провел реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).



45. Первая российская революция 1905-1907 гг. Движущие силы, характер, итоги.

Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.

По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.

Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;

2) решение аграрного и национального вопросов;

3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.

Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары.



Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку.

Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому: 1) должна была быть созвана Государственная дума; 2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести; 3) вводилось всеобщее избирательное право.

В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад.

Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»: 1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы; 2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет; 3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя.

Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако: 1) в некоторой мере ограничила самодержавие; 2) привела к учреждению законодательного представительства; 3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий; 4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).5)сокращение продолжительности рабочего дня

46 Аграрная реформа П.А.Столыпина

Когда к власти пришел П. А. Столыпин, жизнь в государстве значительно поменялась. Новый руководитель пытался поднять экономику страны и способствовать ее дальнейшему развитию в целом, поэтому немедля он выпускает ряд реформ, одной из которых была Аграрная. Основными целями этой реформы было:
передача надельных земель в собственность крестьян;
постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
широкое кредитование крестьян;
скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Как видим реформа преследовала как долгосрочные, так и краткосрочные цели.
Краткосрочные: разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные: устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Аграрная реформа Столыпина кратко говорит о том, что документ направлен на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России; не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир. Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит.
9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.
Благодаря смелому шагу Столыпина, реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.
III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.
С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.
5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.
В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:
взять надел в собственность;
свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.
Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.
Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию.
За время его правления произошли такие изменения как:
1. Развивалось кооперативное движение.
2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

47 Политические партии в России: генезис, программа,тактика

Периодом формирования политических партий в России называют начало ХХ в. Все партии, которые возникли в тот период, можно разбить на 3 основные группы: монархические(консервативные), радикальные(социалистические) и либеральные. Ещё одной немногочисленной группой были партии, которые выражали местные народные стремления к самоопределению и национальному возрождению.
Самой крупной революционной партией стала социал-революционная партия эсеров. Она являлась идейной наследницей народнических организаций. Партия была образована в 1901 г., а в 1902 г. было официально объявлено её существование, под руководством В.М. Чернова. Упор в партии был на крестьянско-трудовой народ как носителя социалистической идеи, а также интеллигенцию. Личностный террор признавался партией как эффективное средство политического влияния, вследствие чего было совершено несколько громких политических убийств. Примерами могут послужить убийства высокопоставленных чиновников: министра внутренних дел Плеве и московского губернатора великого князя Сергея Александровича.
Социал-демократическая рабочая партия, которая возникла в России в 1898 г. состояла в основном из представителей существовавших в 80-х – 90-х годах марксистских кружков. Её создание было объявлено на проходившем в Минске нелегальном учредительном съезде. На втором съезде этой партии, который состоялся в 1903 г., приняли её устав и программу. Также на этом съезде противоречия участников партии провели к расколу на два течения: радикальное большевистское и умеренное меньшевистское. Лидером радикалов был В.И. Ленин, а умеренного течения – Ю.О. Мартов. Меньшевики выступали за сохранение парламентаризма, политической свободы и демократических начал, обосновывая это тем, что российский народ ещё созрел для радикальной социалистической революции. Большевики же, напротив, являлись сторонниками крупномасштабной мировой пролетарской революции и установления «диктатуры пролетариата». В период с 1903 по 1917 годы оба течения существовали, периодически изменяя характер отношений между собой. По мнению Ленина окончательный раскол случился в 1912 г. на конференции в Париже, однако устав и название были общими вплоть до апреля 1917 г. когда были принято решение о формировании двух самостоятельных партий: РСДРП(б) – большевицкой и РСДРП(м) – меньшевиков.
Манифест от 17 октября 1905 г. положил начало процессу активизации создания монархических и либеральных партий.
В период с октября 1905 г. до ноября 1917 г. существовала ещё одна крупная партия – «Партия народной свободы», в народе партия Конституционных демократов или просто кадетов. Партию возглавил профессор П.Н. Милюков. Члены партии были представителями левого крыла российского либерализма. Они являлись идейными наследниками «Союза освобождения», который был создан в 1903 г., а также земского либерального движения. Основной задачей партии было установление конституционной монархии и расширение демократических свобод населения. Депутаты партии кадетов имели ощутимое влияние в Государственной думе всех созывов, а представители от партии входили во все Временные правительства.
Партия «Союз 17 октября», в народе «октябристы», являлась правым крылом российского либерализма. Члены партии были представителями интересов крупных предпринимателей, чиновников и либеральных помещиков, а лидером был владелец крупной промышленности А.И. Гучков Содействие правительству было главной задачей партии, при условии, что оно пойдёт по пути глубоких демократических реформ. Аналогично кадетам считали лучшей формой правления для российского государства конституционную монархию.
Среди консервативных крупнейшей была партия «Союз русского народа». Она объединяла в себе русско-националистические и консервативно-охранительные идеи. Организации партии начали возникать в октябре 1905 г., а утверждение устава состоялось в 1906 г. Задачами партии были: пополнение рядов сторонников среди всех слоёв населения и общественности для защиты монархического правления и борьбы с революционными настроениями. Лидером партии был А.И. Дубровин, а главными лозунгами: народность, самодержавие, православие. Одним из членов партии, В.М. Пуришкевичем, в 1906 г. была создана ещё одна промонархическая партия «Союз Михаила Архангела», разделявшую задачи «Союза русского народа».
В России в 1906 г. насчитывалось порядка 50 партий, которые разделялись по направлениям политики, в основном внутренней, а также по региональному признаку: общероссийские и национальные. Такое большое количество партий можно пояснить количеством народов, государств и национальностей, входивших в состав империи.

48 РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной.

Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы.

Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии.

Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию.

В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек.

В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Причины неудач русской армии: 1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов; 2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.

Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом.

Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г. После Февральской революции Временное правительство стремилось укрепить отношения с союзниками. Антанта потребовала нового наступления российской армии.

В июне 1917 г. русские войска Юго-Западного фронта начали наступать, но очень быстро потерпели неудачу, так как встретили мощный отпор под Тар-нополем.

После октябрьских событий 1917 г. и принятия большевиками Декрета о мире Россия вышла из войны. 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мир, унизительный для России: 1) Россия теряла Прибалтику, часть Белоруссии; 2) к Турции возвращались все захваченные русскими крепости на Кавказе; 3) Россия должна была заплатить большую контрибуцию.

Мир был необходим большевикам для укрепления своей власти в стране.

49
Романовы, боярский род, с 1613 - царская, а с 1721 - императорская династия в России, правившая по февраль 1917

Цари и императоры из рода Романовых

В 1613 году на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Начиная от Михаила Федоровича, на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

Михаил Федорович Романов;

Алексей Михайлович Романов;

Федор Алексеевич Романов;

Иван 5 (Иоанн Антонович);

Петр 1 (Петр Алексеевич).

В 1721 году Русь окончательно переформировалась в Российскую Империю, а государь получал звание Императора. Первым императором стал Петр 1, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1 правили:

Екатерина 1 (Екатерина Петровна);

Петр 2 (Петр Алексеевич);

Анна Иоанновна;

Иван 6 (Иоанн Антонович);

Елизавета (Елизавета Петровна);

Петр 3 (Петр Федорович);

Екатерина 2 Великая (Екатерина Алексеевна);

Павел 1 (Павел Петрович);

Александр 1 (Александр Павлович);

Николай 1 (Николай Павлович);

Александр 2 (Александр Николаевич);

Александр 3 (Александр Александрович);

Николай 2 (НиколайАлександрович) .

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1, российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1 принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник – мужчина, и с тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2, получивший прозвище «Кровавый» за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2 был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 году вспыхнуло первое восстание, в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало и в 1917 году снова произошла революция. На этот раз Николай был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было мало – царская семья была поймана и посажена в заключение большевиками. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник – сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах были найдены и убиты, спаслись лишь те Романовы, которые находились заграницей. Правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Несмотря на то, что за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом, правление Романовых принесли России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь, а также превратилась в огромную и могущественную Империю.

буржуазно-демократическая, т.к. преследовала буржуазно-дем. цели: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.

Причины: 1) поражения на фронтах Первой мировой войны, гибель миллионов россиян; 2) резкое ухудшение положения народа, голод, вызванный войной; 3) массовое недовольство, антивоенные настроения, активизация наиболее радикальных сил, которые выступали за прекращение войны. Большевики открыто выступали с призывами превратить войну из империалистической в гражданскую, желали поражения царскому правительству. Активизировалась и либеральная оппозиция; 4) усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Общественность усиленно заговорила о неспособности царской бюрократии управлять страной.

В августе 1915 г. представители большинства думских фракций объединились в «Прогрессивный блок» во главе с кадетом П.И. Милюковым. Они потребовали укрепить начала законности и сформировать правительство, ответственное перед Думой. Но Николай II отклонил это предложение. Он был убежден, что монархия пользуется поддержкой народа и сможет решить военные задачи. Однако стабилизировать внутреннюю обстановку в стране не удавалось.

Во второй половине февраля значительно ухудшилось продовольственное снабжение столицы из-за перебоев на транспорте. 23 февраля 1917 г. начались массовые беспорядки.

По улицам Петрограда (с 1914 г. так стал называться Санкт-Петербург) потянулись длинные очереди за хлебом. Обстановка в городе все больше накалялась.

18 февраля началась забастовка на крупнейшем Путиловском заводе, его поддержали другие предприятия.

25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Правительство не сумело организовать своевременное подавление народного волнения.

Переломным стал день 26 февраля, когда войска отказались стрелять в восставших и начали переходить на их сторону. На сторону восставших перешел петроградский гарнизон. Переход солдат на сторону рабочих, участвующих в забастовке, захват ими арсенала и Петропавловской крепости означали победу революции. После чего начались аресты министров, стали образовываться новые органы власти.

1 марта между думскими деятелями и лидерами Советов было заключено соглашение об образовании Временного правительства. Предполагалось, что оно будет существовать до созыва Учредительного собрания.

Сложилось «двоевластие», в ходе революции в стране возникло два источника общероссийской власти: 1) Временный комитет Государственной думы, который состоял из представителей буржуазных партий и организаций; 2) орган восставшего народа – Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, в который вошли умеренные социалисты, стоявшие за сотрудничество с либерально-буржуазными кругами.

Победоносное восстание в Петрограде определило вопрос о судьбе Николая II. 2 марта 1917 г. Николай II подписал отречение за себя и за своего сына Алексея в пользу брата Михаила. Но Михаил также не решился стать императором. Таким образом самодержавие в России пало.

11 марта 1985 Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, который взял курс на «обновление общества». Политику его управления страной назвали перестройкой. Причиной перестройки стала необходимость преодолеть кризисные явления во всех сферах советской жизни и тенденцию к изоляции СССР от мирового сообщества. Перестройка делится на 3 этапа:

1985 – 1986 гг.

1987 – 1988 гг.

1989 – 1991 гг.

В первый период существенных изменений в организации управления страной не было. Был взят курс на «ускорение», но вследствие неудачи преобразований традиционными командно-административными мерами произошла смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке». Были предприняты попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством (сокращение численности министерств и ведомств, переход к госзаказу, объявление о «партнерских отношениях между министерствами и предпринимателями). Было дано начало предпринимательства в стране, признание равенства на селе пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных предприятий, фермерских хозяйств. Предприятия получили определенную самостоятельность и были переведены на хозрасчет.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Началось постепенное возрождение частного сектора и развитие частной инициативы. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти (изменение в кадровой политике, провозглашение курса на «гласность», учреждение высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов). Начался экономический кризис, произошел раскол общества на демократов и коммунистов. Обострилась борьба общественно-политических сил. Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер. Происходит самоподрыв и самоустранение власти. Усилилась борьба за власть между республикансканскими политическими элитами и унитарным центром. Начались конфликты в сфере межнациональных отношений.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Начался «парад суверенитетов». Произошло учреждение поста Президент СССР и отмена монопольного права КПСС на власть. Резко обострилась экономическая ситуация и нарастало политическое противоборство и социальная напряжённость. С 19 по 21 августа 1991 г. произошел Августовский путч. Начался обвальный распад общественных структур и государства.

Причины неудачи перестройки:

Отсутствие продуманной концепции перестройки и плана ее реализации.

Негативные результаты экономических реформ, падение уровня жизни.

Раскол в партийно-государственном руководстве страны.

Противостояние союзной и республиканской элит.

Отсутствие правовых механизмов решения проблем.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле.

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры


1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую бухту" (1851). Глава 4 Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым...

Годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства. Россия в системе современных международных отношений. Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д. Заключение Искусство в контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный проводник духовных образов, выражаемых...

XIX век занимает особое место в русской истории и истории русской культуры. Он внутренне противоречив, и окончательная неразрешенность этих противоречий привела, в конечном счете, к трем русским революциям начала ХХ века. С одной стороны, наблюдается бурный прогресс во всех сферах жизни российского общества. Подъем экономики (особенно во второй половине XIX века), расцвет науки, литературы, искусства, создание непревзойденных шедевров общественной культуры. Множество открытий и бесчисленные достижения во всех сферах культуры позволило говорить о нем как не просто “золотом веке” русской литературы, но и “золотом веке” русской культуры в целом. С другой стороны, самодержавие, крепостничество, сохранившееся в России дольше всех стран Европы, а многие негативные его последствия так и не были устранены до Октябрьской революции, бюрократизация всей общественной жизни, милитаризм, подавление революционного и национально-освободительного движения на окраинах – вот далеко не полный перечень всех тех факторов, которые сдерживали русскую культуру в XIX веке.

Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены крепостного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.

К началу XIX века в России окончательно оформляется особый тип культуры – дворянская культура – культура “дворянских гнезд” и ”вишневого сада ” и именно с ней связаны все величайшие творения в русской литературе. С середины XIX века одновременно с ней начинает развиваться и приходит ей на смену разночинно-интеллигентская культура, связанная с революционно-демократическим движением того времени.

Значительное влияние на подъем и расцвет русской культуры XIX века оказали развитие просвещение и системы народного образования. Открытие новых университетов, создание гимназий, начальных народных училищ, земских школ и т.д., успехи в развитии педагогической нации, распространение грамотности, рост образованности, появление нового общественного слоя – бессословной интеллигенции – вот наиболее важные вехи в развитии системы образования в России XIX века.

Особое значение в русской культуре XIX века приобретает борьба двух направлений философской и общественно-политической мысли – западничества и славянофильства. Идеи западников (А.Ч.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, К.Д.Ковелин и др.) можно свести к тому, что Россия в процессе своего социально-экономического развития отстала от передовых стран Западной Европы (особенно Франции и Англии) и необходимо было догонять эти страны в этих областях, а также воспроизводить образцы западноевропейской культуры во всей их полноте. Славянофилы (И.С. и К.С.Ансановы, А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевсия, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский и др.) критически относились к достижениям западной культуры, хотя полностью ее не отвергали, равно как и ее значение для русской культуры. Однако особое внимание они придавали изучению национальных традиций и корней, отстаиванию самобытности отечественной культуры и истории, утверждали о невозможности формального копирования западных шаблонов и образцов. Славянофилы обосновывали особый, отличный от западноевропейского, путь развития России, несколько идеализируя общественное устройство России, придавали особое значение крестьянской общине, православию, а отчасти и самодержавию. Они утверждали о приоритете России в развитии истинно-христианской культуры, высказывали идею о будущем великом предначертании России. Спор западников и славянофилов был особенно яростным в 40-50-ые годы XIX века накануне отмены крепостного права, определяя в значительной степени основное содержание русской культуры того периода. Позднее спор стал утихать, и в 60-70-ые годы позиции двух сторон сблизились. В трансформированном виде этот спор возродился уже в ХХ веке в советский период развития культуры в виде идей “неозападников” и “неославянофилов”.


В русской культуре XIX века значима роль печати, книгоиздательской и библиотечной деятельности. В1861 году в России было 96 типографий и издавалось 7 ежедневных газет, в1994 году насчитывалось 1315 типографий и издавалось 112 ежедневных газет. Русские журналисты накануне отмены крепостного права придумали новый термин – “гласность”, который вновь появится в эпоху горбачевских реформ. В стране во второй половине XIX века была создана основательная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура, которая давала интеллигенции возможность высказывать свои соображения по животрепещущим вопросам общественной жизни, правительственной деятельности и т.д. В 1890 году Россия стала 3-й страной в мире по количеству издаваемой литературы. Стала развиваться сеть публичных библиотек. Появились демократические издательства, выпускающие прогрессивную литературу для малообеспеченных слоев. Открылась картинная галерея Третьяковых.

XIX век – это эпоха бурного развития и успехов русской науки. До сих пор в мировой науке высоко оцениваются результаты, полученные отечественными учеными в XIX веке. Неоспоримы заслуги Н.И.Лобачевского (неэвклидова геометрия), Д.И.Менделеева (периодический закон химических элементов), И.М.Сеченова (отец русской физиологии) и его продолжателя И.П.Павлова, К.А.Тимирязева (фотосинтез), И.И.Мечникова (иммунология, эволюция эмбриологии и т.д.), А.Г.Столетова (магнетизм и фотоэлектрические явления), К.Э.Циолковского (теория космонавтики), П.Л.Чебышева (теория чисел, теория вероятности), С.В Ковалевской (дифференциальные уравнения), А.М.Бутлерова (органическая химия), И.М.Пирогова (военно-полевая хирургия) и многих других русских исследователей. В области техники был сделан ряд открытий, имевших мировое значение. Черепановы сконструировали первый в мире паровоз. А.Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. П.Н.Яблочков – трансформатор и электрическую дуговую лампу. Н.Л. Бенордос открыл способ электрической дуговой сварки. М.О.Доливо-Добровольский создал асинхронный замкнутый двигатель переменного тока, ставший основным типом современного электродвигателя, А.С.Попов создал радио, А.Ф.Можайский сконструировал самолет и т.д. Активно развивались общественные и, в особенности, исторические науки, представленные трудами по русской истории С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.

Высочайшим достижением русской культуры XIX века стала русская литература. В этот период творила блестящая плеяда писателей и поэтов, что привело к появлению термина «золотой век» русской литературы. Ни в одной из национальных литератур, ни в один из периодов времени не было сконцентрировано такого количества гениев и талантов, как в русской литературе XIX века. Русская литература стала универсальной формой общественного сознания. Развитие русской литературы и искусства в XIX веке проходило по тем же важнейшим направлениям, что и в европейской культуре XIX века (о них речь подробнее шла в теме «Мировая культура XIX века»): классицизм, романтизм, реализм, символизм. Классицизм в начале XIX века был представлен в русской литературе Г.Р.Державиным, в архитектуре М.Ф.Казаковым, К.И.Росси, А.Д.Захаровым; в живописи – Д.М.Левицким, К.П.Брюловым, А.А.Ивановым. Мотивами действий героя в произведениях представителей классицизма руководили гражданский долг и общественное служение.

В первой четверти XIX века в русской культуре заметно влияние сентиментализма, пытавшегося передать все возможные оттенки человеческих переживаний художественными средствами. Крупнейшим представителем сентиментализма в литературе стал Н.М.Карамзин, он же – создатель многотомной «Истории государства Российского» - первой крупной исторической работы по древнерусской истории. Последователи сентиментализма концентрировали внимание на внутреннем мире человека, чувства рассматривались как побудительный источник его поступков.

Синтеминтализм в живописи связан с именами В.И.Борониковского, Ф.С.Рокотова, О.П.Кипренского. Русский романтизм представлен поэзией В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева; прозой М.Н. Затоикина, А.А.Бестужева-Мармисного; музыной М.И.Глинки, А.Н.Верставского, А.С.Даргомышеного. К романтизму может быть отнесено раннее творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. В своих произведениях романтики стемились противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. В 30-40-ые годы XIX века в русской культуре утвердился реализм. В становлении реализма была значима роль И.А.Крылова и А.С.Грибоедова, но особая роль в окончательном укоренении реалистической традиции на русской почве принадлежит А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю и, отчасти, М.Ю.Лермонтову. Причем, в русской культуре реализм сразу проявил себя в форме критического реализма, неготивно относившегося как ко всем пережитком феодализма (крепостничество, самодержавие), так и к порока нового, зародившегося в то же время в России, буржуазног общества. Традиции реализма были продолжены во второй половине XIX века в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, М.Е.Солтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Н.А.Некрасова и многих других писателей и поэтов. В середине и второй половине XIX века в русской музыке также доминировало реалистическое направление. К этому направлению следует отнести творчество П.И.Чайковского и представителей так называемой “Могучей кучки”, созданной М.А.Балакиреевым и включавшей А.Н.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, Ц.А.Кюк. В русской живописи первой половины XIX века происходило параллельное развитие стилей и направлений. Долгое время господствующее положение занимал классицизм (К.П.Брюллов, А.А.Иванов и др.) и был господствующим в академической среде почти до конца XIX века. В творчестве художников А.Г.Венецианова и П.А.Федотова начинают оформляться реалистические черты. Во второй половине XIX века доминирующую позицию в изобразительном искусстве занял реализм, представленный творчеством художников-передвижников Н.Н.Кранского, В.Г.Перова, Н.И.Ге, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, В.М. и А.М.Васнецова, а также В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко и многих других.

XIX век также знаменуется расцветом русского театра. Огромное значение для русского театра сыграло творчество выдающегося драматурга А.Н.Островского. Из русских актеров этого века следует отметить М.Е.Щепкина, М.П. и О.О.Садовских, Г.Н.Федовой, М.Н.Ермолову, П.А.Стрепетову, П.С.Могалову. Все они представители реалистического направления в театральном искусстве.

Завершающим аккордом в развитии русской культуры XIX века звучит новое направление в литературе и искусстве – символизм. Наиболее крупными его представителями в русской культуре были Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Ф.К.Сологуб, А.Белый, В.Я.Брюсов, А.А.Блок, В.И.Иванов и ряд друрих. Символисты концентрировали свое внимание на художественном выражении посредством символов, т.к. “вещей в себе” , находящихся за пределом чувственного восприятия. В их творчестве выражалась тоска по идеальному, духовной свободе и начиналось предчувствие тех страшных потрясений, которые принес для мировой культуры ХХ век, в особенности в России. В живописи идеи символизма были выражены М.А.Врубелем, В.А.Серовым, отчасти А.Н.Бенуа и Л.С.Банст.

Подводя итог данной теме, следует отметить некоторые характерные черты русской культуры XIX века: гражданственность, патриотизм, интерес к общественной жизни и в то же время к судьбе “маленького человека”. Русскую культуру этого периода, как и в целом, также отличают открытость, способность к переработке культур других народов (особенно западноевропейской культуры) вместе с цельностью и самобытностью. Происходило также распространение русской культура на национальные окраины Российской империи, причем в отличие от распространения европейской.