Искусство как духовная культура. Возникновение духовной культуры. Мораль как форма духовной культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАТИ - Российский государственный технологический университет

им. К. Э. Циолковского»

по культурологии

Искусство как форма культуры

Москва 2013

  • Содержание
    • 1. Введение
    • 4. Формы культуры
    • 6. Заключение

1. Введение

Данная тема реферата стала актуальной для меня в связи с тем, что мне было интересно как можно связать культуру с искусством. Меня интересовал вопрос: «Как они взаимодействуют?» У меня было желание подробнее разобраться в структуре искусства и культуры. Данная тема актуальна на данный момент и интересует определенную группу людей. Эта группа расширяется в связи с доступностью культуры для общества.

2. Знакомство с понятием «культура»

Слово культура в разные времена употребляли под разными понятиями. Впервые это слово встречается в римских текстах и подразумевает возделывание почвы, тогда как в первом веке до нашей эры римский оратор Марк Тулий Цицерон впервые говоря о возделывании говорил о воспитании и образовании молодежи. В эпоху просвещения культура понималась как история духов, духовного развития человека. Культура в эту эпоху была синонимом интеллектуального, нравственного и эстетического понимания человека. На данный момент понятие культуры относится к фундаментальным понятиям в обществознании. В обыденном сознании она относится к оценочным понятиям и относится к чертам личности. Одно из определений культуры:«это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях», но современной науке дано слишком много определений культуры, чтобы все их охватить.

3. Знакомство с понятием «искусство»

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. В 20 веке в понимании эстетического удовольствия наметились три основных подхода: реалистический, объективистский, и релятивистский.

Реалистический подход, когда эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя. Подход, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя называется объективистским. Подход, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта обычно называют релятивистским. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

Искусство делится на виды: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство.

4. Формы культуры

Культуру, как правило, подразделяют на несколько форм культуры, такие как: материальная культура, духовная культура, информационная культура и физическая культура.

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

К духовной культуре относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Информационная культура - ее основой являются знания о информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности и в информационном обществе.

Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.

5. Искусство как особая форма культуры

культура эстетический искусство художественный

С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.

Любой объект, на который падал луч художественного познания выступал в его свете как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, т.е. как ценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познания и оттого отношение человека к действительности, то, как оно воспринимал, переживал и осмыслял окружающий мир, не было вынесено за пределы этого предмета, а находилось в нем самом как сторона цепко сросшаяся с его объективным содержанием. У человека образное мышление и воплощавшее его художественное творчество формировались в той мере, в какой он обретал способность осознавать свои эмоциональные реакции, выделять в них то, что имеет всеобщую значимость.

Художественное восприятие есть система открытая, имеющая цель вне себя - такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е. создание художественного произведения, которое передало бы данную информацию другим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е. внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие -- так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, - так рождается бережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находим подлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либо переделки.

Главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического.

6. Заключение

Таким образом в данном реферате разбираются такие аспекты как: особенности искусства как особой формы культуры, структура искусства и культуры, определения терминов и т.д.

Человек отличается от всех животных тем, что у него есть возможность творить. Он творит благодаря силе мысли, силе своего разума. Человек может мыслить и рождать идеи. Идеи на работе, дома, на учебе, в искусстве и т.п.. Идеи, которые он должен воплощать в жизнь, показывать миру. Благодаря только одной идеи можно стать богатым, известным или просто заслужить внимание людей. Искусство это воплощение идей и образов в предметы, которые могут услышать и увидеть люди.

Воплощение идей в жизнь - это искусство, а культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, поэтому искусство является формой культуры и они взаимосвязаны.

Список использованной литературы

1. Конспект лекций по культурологии преподавателя Балакиной Тамары Ивановны

2. Сайт http://ru.wikipedia.org

3. Wollheim 1980, op. cit. Essay VI. pp. 231-39.

4. Aliev, Alex. (2009). The Intentional-Attributive Definition of Art. Consciousness, Literature and the Arts 10

5. Сайт http://zdos.ru

6. Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004. С. 133.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство - это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат , добавлен 15.01.2004

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

    шпаргалка , добавлен 04.04.2011

    Культурологический анализ искусства, выяснение его социокультурных смыслов и взаимодействие с другими феноменами культуры. Определение искусства, критерии художественности. Понятие массовой культуры. Способы отражения действительности в искусстве.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира.

Искусство так же древне, как и культура. Его зарождение восходит к первобытной эпохе. По археологическим данным, искусство появилось еще в древнекаменном веке, т.е. 35-10 тыс. лет до н.э. К этому времени относятся найденные археологами росписи в пещерах и скульптурные изображения из камня и кости.

Художественному творчеству человека предшествовало его умение изготовлять орудия труда. Был очень долгий исторический период, исчисляемый десятками тысячелетий, в течение которого люди уже умели производить необходимые для себя предметы и вещи, но еще не делали ничего, напоминающего искусство. Потому что рука и мозг человека должны были созреть для творчества, и это созревание происходило в процессе трудового освоения окружающего мира.

Момент обращения человека к художественному творчество стал величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Для первобытного человека первоначальными формами его художественной деятельности являлись создание мифов, песен и танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда и тела человека. Они способствовали в целом сплочению людей, развивали их духовно, помогали им осознать свою социальную природу и отличие от животных, в конечном итоге они служили великому историческому процессу – развитию человеческого общества.

Первобытное искусство еще не было самостоятельной формой деятельности и носило в целом синкретический, т.е. целостный характер, в нем не было отчетливого деления на виды. Только с развитием культуры искусство постепенно обособляется в специфическую область деятельности, и со времени появления первых цивилизаций, существует как самостоятельный вид человеческой деятельности, и отдельные виды искусства начинают развиваться более или менее самостоятельно.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

В современном обществе искусство выполняет многочисленные функции: эстетическую, связанную с преобразованием мира на основе красоты; гедонистическую, доставляя человеку радость и особое духовное удовольствие; познавательную, познавая мир и человека в образно-художественных формах; воспитательную, формируя личность человека оказывая воздействие на его поступки и действия; компенсаторную, возмещая неудовлетворенность человека реальной жизнью; коммуникативную, являясь эффективным средством общения в пространстве культуры.

В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложено в его природе. Прекрасное можно найти повсюду - в природе, технике, человеческих отношениях. Однако в искусстве прекрасное находится на первом плане, является основным объектом отражения. К сожалению, в современном искусстве нередко игнорируется различие между красотой и уродством, развивается даже «эстетика шизофрении». Но не безобразие, а лишь красота в искусстве способны вызвать в человеке эстетическое переживание и наслаждение.

Искусство есть одна из форм познания жизни. Непосредственно следуя за жизнью, конкретно ее охватывая, искусство нередко дает такую полную картину, освещает такие важные жизненные подробности, которые остаются незамеченными даже общественными науками. Искусство познает мир в образно-художественных формах, в которых соединяется реальное и идеальное, индивидуальное и типичное, изобразительное и выразительное. Через художественные образы, силой фантазии и воображения человек может перенестись в любую страну, любую эпоху, обретя те знания и тот опыт, которые никогда не были бы ему доступны в его реальной жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни. Помогая формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, искусство становиться учебником жизни. Оно помогает ему выбрать правильный путь в жизни, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Через примеры и идеалы искусство морально влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно. Поэтому модная ныне практика провоцирования в нем биологических реакций, отнюдь не дань реализму, а ускоренный путь к потере им цивилизованного облика, ибо высшая цель искусства – возвышение человека до идеала, сообщение ему истинно человеческих качеств, его окультуривание.

Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Очень важно и то, что искусство способно вплотную приблизить людей к величайшим духовным сокровищам человечества, дают им возможность приблизиться к мыслям и чувствам гениев.

Искусство является достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, но оно активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой, философией.

Каждое произведение искусства представляет собой результат человеческой деятельности, за которым стоит личность художника. Чтобы стать художником, надо иметь соответствующее природное дарование. Определенной мерой художественной способности обладает каждый человек. Но художественные способности у художника выступают в особенно развитом и сконцентрированном виде. Художник, как правило, обладает многогранностью, особой гибкостью восприятия и широтой охвата жизни.

Сила искусства заключается в его общедоступности. Но это вовсе не значит, что восприятие искусства не требует подготовки. Книгу нужно научиться читать, картину – смотреть, музыку – слушать. Восприятие искусства – это тоже талант, духовный труд, творческий акт, требующий от человека напряжения его эмоций, чувств, воображения, воли и интеллекта. Чем больше человек узнает в сфере художественной культуры, тем ярче и глубже он воспринимает художественное произведение.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости, формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе .

Искусство как часть духовной культуры

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира. Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Искусство в обществе выполняет функцию ориентирования человека и его подтягивания на определенный уровень культуры, уровень мышления, понимания, проникновения мыслью, созданием, чувством в духовную жизнь общества и духовный мир, созидаемый обществом, как особую среду обитания, проживания человека. Если мы в самом деле имеем дело с подлинным, адекватно выражающим свою сущность, отвечающим своему понятию искусством, то оно неминуемо и неумолимо будет служить прогрессу, поскольку в его основе лежит постижение человека в его беспрерывном восхождении по линии внутреннего духовного совершенствования, обогащения, приобретения новых возможностей и сил, новых качественных определений. Без обращения к искусству, без взаимодействия с ним невозможно никакое цивилизованное общество. В отношении к самоорганизации общества искусство выступает как механизм, выполняющий функции контроля и самоконтроля за ходом развития общества, как инструмент, проверяющий меру человечности общества и степень его гуманистической целеустремленности. В этом случае искусство выступает как зеркало, в которое общество может смотреться, в котором оно может изучать себя в собственно человеческих измерениях и оценивать степень его соответствия установкам и определениям, идущим от содержания и смысла человеческой жизни .

Искусство есть одна из форм познания жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни, помогает формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Искусство влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно.

Искусство приобретает относительно самостоятельное развитие в структуре общества, однако, сохраняя в качестве своей ведущей функцию обеспечения человека необходимым духовным опытом как внутренним условием самоорганизации и самодвижения общества. Искусство все в большей степени становится невосполнимым никакими другими механизмами средством перевода человека на высшие этажи культуры, на те ее уровни, которые обеспечивают обществу его реальное поступательное развитие на основе компетентности и понимающего чуткого интеллекта его членов. Вот почему ослабление в деятельности художников, деформация функций искусства и отвлечение художественного творчества от его главных целей и задач приводят к значительному понижению культуры в массе населения. Это происходит не в силу того, что люди постепенно опускаются, не имея в качестве доброго ориентира и важного стимула искусства, но потому, что они перестают подниматься, остаются в иных уровнях и слоях культуры, не осознают необходимости и не испытывают потребностей и желания подняться выше. Тем самым возникает тормозящий эффект и в процессах самоорганизации и саморазвития общества, обусловленный недостаточной восприимчивостью сознания, недостаточной маневренностью и гибкостью мышления, недостаточностью кругозора, духовного опыта для обеспечения эффективной системы самоорганизации, ее саморазвития .

Искусство, являясь достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой .

Сердцевиной духовной жизни человека выступает общественное сознание, представляющее совокупность чувств, идей, теорий, эстетических и религиозных образов, этических ценностей, отражающих все многообразие бытия человека. Важным элементом общественного сознания являются его формы - система определенных взглядов, идей, в которых отражаются соответствующие стороны общественной жизни. Каждая из форм общественного сознания духовно воспроизводит отношения, складывающиеся между людьми. Среди множества форм общественного сознания особое место занимают мораль, религия и искусство. Это формы, которые формируют в сознании человека нравственное, символическое и прекрасное.

История человеческой культуры возникновение «человека разумного» связывает не только с его трудовой деятельностью, но и с нормативным урегулированием общественной жизни и отношений между людьми. Именно с появлением норм морали появляется как сам человек, так и человеческое общество. Первоначально правила морали существовали в виде запретных норм - табу и вето. Возникновение системы табуации сопровождалось как формированием индивидуального и общественного сознания, так и развитием нравственного самосознания. Морализация общественной жизни обусловила появления моральных ценностей. В первую очередь это такие ценности, как добро, долг, совесть, достоинство, стыд. Постепенно моральные ценности становятся нормами поведения и одним из важных регуляторов общественных отношений. Формирование нравственных отношений не только изменяло характер моральных правил и оценок, но и совершенствовало первобытное общество. Ведь не зря слово «этика» первоначально обозначало места обитания и совместного проживания, образовавшись от термина etnos (этос). Позже под этим термином стали понимать нрав, характер, темперамент, обычай.

Основоположник этической науки, древнегреческий философ Аристотель от термина etnos (этос) образовал прилагательное «этический» для характеристики человеческих качеств, т.е. человеческих добродетелей. Науку, которая изучает моральные добродетели, он обозначил словом «этика». По аналогии с термином «этический» древнеримский философ Цицерон образовал слово «моральный» (moralis ), от которого чуть позже возникает термин «мораль» (moralitas ). Таким образом, термины «мораль» и «этика» по своему этимологическому происхождению тождественны.

Сегодня под словом «этика» понимают философскую науку, а под словом «мораль» предмет изучения этики . С XVIII века этическая мысль наряду с термином «мораль» использует близкое по смыслу понятие «нравственность». Нравственность - исконно русское слово, образующееся от слова «нрав» и обозначающее характер. По мнению одних исследователей, термины «нравственность» и «мораль» следует рассматривать как синонимы. Другие считают, что нравственность соответствует индивидуальному поведению, а мораль - это массовое поведение. Третьи нравственность рассматривают как содержание - практические действия, а мораль как форму общественного сознания. По нашему мнению, понятия «мораль» и «нравственность» следует отграничивать друг от друга.

Итак, этика - философская научная дисциплина; учение о морали (нравственности) как особой формы общественного сознания . Мораль - совокупность исторически обусловленных норм (правил), принципов поведения людей, их отношений друг к другу, к социальным группам, к обществу, человечеству в соответствии с общественным мнением и личным убеждением, в процессе материальной и духовной деятельности. Нравственность - это система ценностей, предписаний, принципов и норм определяющая поведение человека в соответствии с его совестью и свободной волей.

Мораль в современном ее понимании прошла сложный и длительный путь своего развития. Изучение этого пути весьма важно для понимания сущности морали. Эволюцию морали, ее особенности развития в настоящее время можно проследить, рассмотрев ряд направлений в этике, объединяющих родственные этические теории. Каждая теория - это история, это новое видение морали с ее специфичными чертами и сущностными особенностями, это отражение общественной жизнедеятельности.

1. Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека, т.е. заостряет внимание на биологических предпосылках морали. Данное направление в этике представлено такими мыслителями, как Д. Бруно, Ч. Дарвин, Т. Гекели, П. Лафарг, Г. Спенсер, П. Кропоткин, К. Лоренц и др. Обращая особое внимание на биологические факторы в поведении человека, представители теории отмечают, что целый ряд чувств человека можно обнаружить в инстинктах животных. К таким чувственным инстинктам, по их мнению, можно отнести жалость, сострадание, доброту, альтруизм, взаимопомощь и др.

По мнению советского генетика В. Эфроимсона: «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого»» . Интересное высказывание в поддержку биологических факторов в развитии человеческой природы высказал швейцарский психиатр К. Юнг. Ученый утверждал, что мораль не только есть «инстинктивное регулирующее начало дей- ствования, но и начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада»А по мнению известного ученого-этолога Д. Мак-Фарленда, «... по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться» .

Вместе с тем это направление имеет и слабые стороны. Натуралистический подход не учитывает тот факт, что жизни человека - это не набор простейших форм поведения, а духовно наполненная высшими ценностями, свободой и творчеством.

  • 2. Теологическое направление в этике основывается на буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных теориях морали. Представители теологических теорий, от средневековых богословов Августина Блаженного и Фомы Аквинского до современных представителей философии неотомизма, утверждают божественное происхождение морали, видят задачи этики в том, чтобы научить человека быть послушным Богу, относиться смиренно к его повелениям, считают, что человеку для нравственного совершенствования требуется не разум, руководящий страстями, а вера в Абсолютного Бога. Согласно религиозным этическим концепциям, нравственное поведение человека должно соответствовать его Божественному образу, а повседневные добродетельные проявления должны пропускаться через призму религиозных предписаний. Высшей нравственной ценностью в теологической концепции выступает любовь к Богу и любовь к ближнему.
  • 3. Антропологическое направление в этике зародилось в эпоху Возрождения в идейном столкновении с христианской этикой. В основе антропологических этических концепций лежал методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась как порождение нравственных качеств человека. У истоков данного направления стояли итальянские гуманисты Ф. Петрарка, Дж. Манетти,

П. Браччолини и другие. В Новое время идеи человеческой рациональности как основы нравственности нашли свое отражение в этических воззрения таких мыслителей, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах и других.

Ярким представителем антропологической этической теории является И. Кант, который обосновал этику из априорных форм сознания. И. Кант утверждал, что нравственное поведение человека - это его выбор. Поэтому человек, правильно совершивший нравственный выбор, сможет подчинить себе свои склонности, нивелировать их и не давать им господствовать над собой. Этими высказываниями немецкий философ утверждал, что мораль исходит из человека, а не привносится извне.

Другой яркий представитель этого направления Л. Фейербах видел источник морали в общественных отношениях. Именно отношения между людьми, по мнению мыслителя, формируют этические принципы, нормы и ценности морали.

4. Социальное направление в этике подчеркивает общественную природу этики. Первые идеи социально-этических теорий появились в воззрениях античных мыслителей, таких как софисты, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Весомый вклад в развитие социального подхода к морали внесли английские мыслители, основоположники «теории общественного договора» - Ф. Бэкон и Т. Гоббс, для которых созданные государством законы являлись всеобщим мерилом добра и зла и высшим нравственным судьей. Такого рода суждения высказывались французскими просветителями - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом (1723-1789), К. Гельвецием и др. По их мнению, решающую роль в формировании нравственных качеств и морали выполняет социальная среда. Отсюда следовал их вывод, что, прежде чем совершенствовать мораль общества и каждого человека, в начале следует изменить социальную среду. Одновременно с этим огромную роль в установлении нравственных ценностей в обществе просветители отводили воспитанию и образованию.

Идеи социального направления в этике активно отстаивались сторонниками марксизма. Основными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. По их мнению, нравственная составляющая социума тесно связана с общественным бытием, которое определяет общественное сознание людей, одной из форм которого является мораль. Изменения морали связывали с развитием общества и в первую очередь с трансформацией способа производства. Высший нравственный идеал увязывали со строительством бесклассового общества.

Рассмотренные основные направления этической мысли не исчерпывают всего богатства и многообразия этических теорий, а только дополняют друг друга, позволяют многогранно посмотреть на мораль.

Изучение морали в целях полного раскрытия ее сущности и содержания предполагает также выявление ее структурных элементов. В современной философско-этической мысли преобладает мнение, согласно которому в структуре морали выделяют три компонента - моральное сознание, нравственные отношения и моральная практика - деятельность. Структурное разделение морали делается лишь в теории и в целях изучения каждой стороны морали. Выделяемые элементы морали в равной степени зависят друг от друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого. Так, нравственные отношения представляют воплощенное в практику моральное сознание, а моральная деятельность - это форма реализации нравственных отношений и одновременно практическая форма объективации морального сознания. Кроме того, нравственные отношения одновременно выступают связующим звеном морального сознания и нравственной деятельности, а также способом разрешения противоречий между ними посредством сложившихся нормативов.

Каждый структурный элемент морали имеет свою сущностную характеристику и содержание. Рассмотри их вкратце.

Нравственные отношения выступают одной из форм общественных отношений. Специфика этих отношений заключается в том, что люди, вступая во взаимоотношения друг с другом, берут на себя определенные моральные обязательства, которые обосновываются личными убеждениями, зиждутся на авторитете и дееспособности каждого из участников этих отношений. Нравственные отношения люди застают с рождения и в процессе воспитания усваивают ту или иную систему норм поведения, которая их регулирует.

Содержание нравственных отношений в первую очередь обуславливается той сферой, в которой они проявляются. Наряду с этим в содержании нравственных отношений преломляются общественные и личные интересы. Таким образом, нравственные отношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны в том смысле, что складываются под воздействием социально-экономических отношений и находят свое воплощение в поступках и получают объективное предметное существование. Субъективность их заключается в том, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей.

Как и все другие виды общественных отношений, нравственные отношения не существуют в чистом виде и выделяются в качестве самостоятельных благодаря силе научной абстракции. Поэтому необходимо определить, что понимается под нравственными отношениями. Мы приведем несколько дефиниций, каждая из которых раскрывает одну из сторон данного явления.

Нравственные отношения - особый тип общественных отношений, которые составляют одну из сторон морали .

Нравственные отношения есть вид духовных отношений, вторичных по отношению к экономическим связям .

Нравственные отношения - совокупность практических, субъективно-мотивированных зависимостей между людьми, обществом и индивидами, опосредуемых и регулируемых моральными нормами .

Нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов .

Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения .

На основе приведенных дефиниций выделим специфические черты нравственных отношений.

Во-первых, нравственные отношения - это социально значимые духовные отношения. Во-вторых, нравственные отношения - это интегрирующий элемент морали, соединяющий в единое целое моральное сознание и деятельность. В-третьих, нравственные отношения - это особый тип общественных отношений, составляющих одну из сторон морали. В-четвертых, нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, а сторона или характеристика любого общественного отношения. В-пятых, нравственные отношения - это особый неинституциональный способ регуляции.

Существующие в обществе нравственные отношения характеризуются своей изменчивостью и многовариантностью. По содержанию нравственные отношения подразделяются:

  • - по обязанностям к обществу (патриотизм, солидарность, долг и т.д.);
  • - на отношения в коллективе (честь, достоинство, ответственность и т.д.);
  • - на отношения индивидуальные (любовь, дружба, искренность, милосердие и т.д.).

По форме нравственные отношения подразделяются на:

  • - предписания, относящиеся к одному представителю сообщества;
  • - предписания, относящиеся ко всему сообществу.

По времени действия нравственные отношения подразделяются:

  • - ситуативные нравственные отношения;
  • - устойчивые отношения.

По способу связи между людьми нравственные отношения различаются:

  • - альтруистические;
  • - эгоистические;
  • - аскетические;
  • - аморалистические;
  • - имморалистические;
  • - утилитаристические;
  • - прагматические; нигилистические.

Характеристику второй стороны морали - нравственной

деятельности (моральной практики) - следует начать со слов русского философа В. Г. Белинского: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то в этих отношениях, - и больше нигде, должно искать пример нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственного он держится» .

0 значимости практической сферы нравственности в структуре морали говорили многие философы прошлого. Так, античный мыслитель Аристотель утверждал, что хороший человек становится справедливым, только творя дела справедливые, а без этого нет никаких оснований считать его хорошим . Р. Декарт считал, что мнения людей следует оценивать по их действиям, а не по тому, как они говорят . Аналогичную мысль высказал немецкий философ Г. Гегель: «Что человек делает, таков он и есть... человек есть не что иное, как ряд его поступков» .

Данные высказывания не противопоставляют мораль действиям человека. Они подтверждают то, что мораль существует в самой структуре поведения человека, выступает его существенным свойством. Вне деятельности человека нет морали.

Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества.

Деятельность любого человека включена в систему общественных отношений и вне их не существует. Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их результатов, и с точки зрения значения действий как для самого человека, так и для общества в целом, под углом зрения их общественной значимости - экономической, политической, нравственной и т.д. В отличие от приспособительной жизнедеятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального (практического) и духовного (идеального). Духовная деятельность, как одна из сторон целостной системы практического освоения человеком природной и социальной среды, обладает относительной самостоятельностью. Разновидностью такой деятельности выступает нравственная, художественная, научная виды деятельности.

Нравственная деятельность также обладает относительной самостоятельностью, особенно в тех случаях, когда она направлена на формирование моральных качеств личности и когда она находит свое проявление в межличностном общении. Нравственная деятельность (моральная практика) не имеет абсолютно самостоятельного значения, а только через социальную деятельность обретает свое реальное бытие.

Термин нравственная деятельность следует рассматривать в узком и широком значении. В узком значении под моральной деятельностью следует понимать такую социальную деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения . Примером такой деятельности является нравственное воспитание детей в семье, в школе, перевоспитание лиц в исправительных учреждениях, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности и т.д. В узком смысле, как отмечает С. Ф. Анисимов, «моральная деятельность» - это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах» . При этом стоит заметить, что нравственная деятельность не имеет абсолютно самостоятельного значения, а обретает свое реальное бытие только через всякую другую деятельность, трудовую, учебную, эстетическую и др. Она также может быть представлена в форме переживаний, вызванных потревоженной совестью.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что синонимом понятию «нравственная деятельность», рассматриваемому в узком значении, является термин «нравственное поведение».

В широком значении моральную деятельность следует рассматривать, когда речь идет о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, обусловленных системой моральных ценностей, норм, идеалов . Таким образом нравственная деятельность в широком смысле слова - это такая социальная деятельность, которая рассматривается в его моральных свойствах.

Единичным актом социально значимой деятельности человека выступает поступок. В поступке проявляется единство двух его составляющих, с одной стороны, социальные факты - внешние условия совершения действия, а с другой стороны, субъективно-личностной компонент - мотивы, побуждения к поступку.

Третья сторона морали - нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, отражающая различные стороны человеческой жизни под углом зрения понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости, любви и ненависти, ответственности и безответственности и др. Моральное сознание - целостное образование, содержание которого определятся взаимообусловленностью его структурных элементов - норм, ценностей и принципов.

Выступая некоторым целостным образованием, моральное сознание состоит из структурно взаимосвязанных элементов: норм - правил поведений, объединенных в моральный кодекс; ценностей - общественных установок, содержащихся в представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости и т. д.; принципов - требований к деятельности человека и его жизненных ориентаций.

Норма морали как элемент нравственного сознания представляет собой образец поведения, с указанием границы дозволенного, и требований в достижении определенной цели. Норма морали может быть выражена в форме заповеди-предписания: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего», «подчиняйся только нравственному долгу», или заповеди-запрета: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира», а также в форме заповеди-побуждения к положительному действию: «возлюби ближнего», «будь честен», «помогай другу», «уважай старших» и другие.

Нормы морали различаются не только по форме изложенного в ней предписания, но и по источникам - носителям этих предписаний. Так, источником морали может выступать обычай, ритуал, религиозно-этические доктрины, нравственные воззрения идеологов морали, общественное мнение и наконец сама норма морали, служащая системообразующим началом других норм. Особое место среди источников морали занимают кодексы нравственного поведения. Моральный кодекс - это носитель моральных норм и нравов, объединенных по единому основанию. Кодекс объединяет в единую систему нормы морали по профессиональному признаку. Так, можно выделить кодекс офицера, юриста, актера, педагога, спортсмена и т. д.

Более сложным образованием, по сравнению с нормами, в нравственном сознании выступают моральные принципы, которые выражают нравственные требования наиболее обобщенно и относятся не к отдельным поступкам человека, а к его жизненной ориентации. Именно моральные принципы составляют сущность связей и отношений людей. Так, принцип коллективизма не только предполагает дружественные отношения в коллективе, но и способствует формированию взаимопомощи, сотрудничества, ответственности за свои поступки и уважения к личности. Принцип индивидуализма акцентирует больше внимания на максимальном удовлетворении собственных интересов, считаясь при этом с интересами других.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом важнейшими принципами нравственного сознания, через которые раскрывается сущность морали, являются: гуманизм, справедливость, патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, толерантность, критическая самооценка и др.

Следует также назвать и те принципы, в которых выражено определенное этическое учение. Принцип аскетизма - это пренебрежение внешним материальным миром ради духовного мира. Основной целью аскетизма выступает достижение определенных духовных ценностей. Эгоизм - морально-этический принцип, основывающийся на мотивах себялюбия, пренебрежения общественными интересами в пользу своих. Противоположностью эгоизма считается принцип альтруизма, предусматривающий бескорыстную заботу о благе других людей. Близкими по своей сущностной характеристике выступают такие принципы нравственности, как гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм. Гедонизм - нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни. Эвдемонизм предусматривает счастье высшей целью жизни и основой всех мотивов человека. Утилитаризм в счастье видит высшую ступень удовлетворения. К негативным принципам нравственного сознания этическая наука относит два таких принципа, как аморализм - отрицание всякой морали и нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов и моральных норм.

Более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы и принципы, представляет ценностная составляющая морального сознания, которая воплощается в этических категориях. Нравственные ценности - обобщенные представления о добре и зле, хорошем и плохом, праведном и грешном, справедливом и несправедливом, регулирующие отношения между людьми и служащие критериями оценки и ориентации личности и общества.

Ценности морального сознания пронизывают всю систему общественных отношений и составляют основу нравственной ориентации личности. С учетом их значимости в системе человеческих отношений моральные ценности классифицируют на: общественно ориентирующие ценности - добро (или благо), справедливость, долг; индивидуально ориентирующие - честь, достоинство, совесть; межличностные ценности - любовь и дружба. К высшим ценностям относят свободу, смысл жизни и счастье, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Ценностная составляющая морального сознания не только способствует формированию нравственного потенциала личности, но и является нормативным регулятором всей линии ее поведения. Наряду с формированием духовно-нравственного облика личности ценностная ориентация морального сознания также обеспечивает реализацию в обществе идеи добра и справедливости, гуманизма и уважения к человеку, что в свою очередь способствует совершенствованию общественных отношений.

Рассмотренные элементы морального сознания не только придают единство всей структуре нравственного сознания личности, но и способствуют направлению ее помыслов и действия на достижения высоконравственных целей.

Особое значение имеет моральная регуляция в сфере права. Право и мораль - важнейшие элементы духовной культуры общества, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Их взаимодействие объективно обусловлено общественными отношениями, а характер этих связей определяется конкретноисторическими условиями и социальной структурой общества. Основной тенденцией такого взаимоотношения на современном этапе развития российского общества является возрастание морального потенциала права и нравственных основ законодательства. Возрастание морального аспекта права свидетельствует о духовном прогрессе общества.

Взаимодействие права и морали обусловлено общими задачами. Во-первых, формирование высоконравственных отношений между людьми, основой которых выступают такие человеческие ценности, как свобода, гуманизм, милосердие. Во-вторых, противодействие антисоциальным поведениям. В-третьих, закрепление складывающихся материальных и духовных отношений на основе принципов равенства, справедливости, индивидуализма и коллективизма.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества возрастает роль нравственного сознания, его влияние на укрепление правопорядка и осуществления законности. Правосознание служит одним из важных условий принятия демократических и целесообразных законов. Поддержанный нравственно правовой закон оказывает огром-

ное воспитательное влияние на граждан. Кроме того, не могут быть справедливыми юридические решения, принятые в отрыве от морального климата в обществе и правового сознания лица, применяющего это решение. Именно посредством правосознания людей мораль воздействует на сферу правовых отношений и на претворения в жизнь законоположений.

Не только мораль влияет на право, но и право воздействует на укрепление нравственных устоев человека и общества. Воздействуя на мораль, право содействует более полному ее закреплению в общественных отношениях. Влияние права на мораль происходит и в том случае, когда правовая регламентация общественных отношений осуществляется нравственными нормами, которым придается юридическое значение. Из сказанного можно сделать вывод, что право и мораль гармонично взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academie.ru Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955. С. 392.

  • Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 28.
  • Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 276.
  • Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л„ 1929. С. 235-236.
  • Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. С. 10
  • Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1985. С. 21.
  • Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии. 1968. №2. С. 27.