Вера в человека примеры из литературы. Христианские проблемы — аргументы и сочинение. Проблема роли женщины в вов

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

В тот момент, когда сердце впервые допускает, что зло есть, зло рождается в этом сердце, и в нем начинают бороться два начала. «Человеку задана задача поиска истинной меры в себе, поэтому среди «Да » и «Нет », среди «Добра » «Зла » он борется с тенью. Злое начало - злые мысли, лживые поступки, неправедные слова, охота, война. Подобно тому как для отдельного человека отсутствие душевного мира является источником беспокойства и многих несчастий, так для целого народа отсутствие добродетелей ведет к голоду, к войнам, к мировым язвам, пожарам и всяческим бедствиям. Своими помыслами, чувствами и поступками человек преображает окружающий мир, делает его адом или раем, в зависимости от своего внутреннего уровня» (Ю. Терапиано. «Маздеизм »).

Кроме борьбы света и тени в романе «Мастер и Маргарита » рассматривается еще одна важная проблема - проблема человека и веры. Слово «Вера » неоднократно звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: «…веришь ли ты в каких-нибудь богов ?» «Бог один, - ответил Иешуа , - в него я верю », - но и в гораздо более широком смысле: «Каждому будет дано по его вере ».

В сущности, вера в последнем, более широком смысле, как величайшая нравственная ценность, идеал, является одним из оселков, на котором проверяется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше - это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь - смысл жизни Маргариты. Вера в доброту - главное определяющее качество Иешуа.

Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениально угаданный . Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному. За веру в мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.

В истории отечественной словесности за А. П. Чеховым прочно закрепилась репутация писателя, если не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Это заблуждение. Быть безразличным к религиозной истине он не мог. Воспитанный в жестких религиозных правилах, Чехов в юности пытался обрести свободу и независимость от того, что деспотически навязывалось ему ранее. Он знал также, как и многие, сомнения, и те высказывания его, которые выражают эти сомнения, позже абсолютизировались писавшими о нем. Любое, даже и не вполне определенное высказывание истолковывалось во вполне определенном смысле. С Чеховым это совершать было тем более просто, что сомнения свои он высказывал ясно, результаты же раздумий своих, напряженного духовного поиска не спешил выставлять на суд людской.

С. Н.Булгаков первым указал на мировое значение идей й художественного мышления писателя: «По силе религиозного искания Чехов оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому, не имеющему себе здесь равных ».

Чехов своеобразен в своем творчестве тем, что искания правды, Бога, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности, то есть ставил перед собой сложные художественные задачи. «Чехову близка была краеугольная идея христианской морали, являющейся истинным этическим фундаментом всяческого демократизма, что всяческая живая душа, всяческое человеческое существование представляет собой самостоятельную, неизменную, абсолютную ценность, которая не может и не должна быть рассматриваема как средство, но которая имеет право на милостыню человеческого внимания ».

Но подобная позиция, подобная постановка вопроса требует от человека и крайнего религиозного напряжения, ибо таит в себе опасность, трагичную для духа, - опасность впасть в безысходность пессимистического разочарования во многих жизненных ценностях.

Только вера, истинная вера, которая подвергается при чеховской постановке «Загадки о человеке» серьезному испытанию, может уберечь человека от безысходности и уныния - но иначе и не обнаружить истинности самой веры. Автор заставляет и читателя приблизиться к той грани, за которой царствует беспредельный пессимизм, наглость «в загнивающих низинах и болотинах человеческого духа ».

В небольшом произведении «Рассказ старшего садовника » Чехов утверждает, что тот духовный уровень, на котором утверждается вера, неизменно выше уровня рассудочных, логических доводов, на которых пребывает безверие. Вспомним содержание рассказа. В некоем городке жил праведник-доктор, посвятивший свою жизнь без остатка служению людям. Однажды он был найден убитым, причем улики бесспорно обличали «Известного своей развратною жизнью » шалопая, который, однако, отрицал все обвинения, хотя не мог представить убедительных доказательств своей невиновности. И вот на суде, когда главный судья уже готов был огласить смертный приговор, он неожиданно для всех и для самого себя закричал: «Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга, доктора! Человек не способен пасть так глубоко! - Да, нет такого человека, - согласились прочие судьи. - Нет! - откликнулась толпа. - Отпустите его! »

Суд над убийцей - это экзамен не только для жителей городка, но и для читателя: чему они поверят - «фактам» или человеку, отрицающему эти факты? Жизнь часто требует от нас сделать подобный же выбор, и от такого выбора зависит порой и наша , и судьба других людей.

В этом выборе всегда испытание: сохранит ли человек веру в людей, а значит, и в себя, и в смысл своей жизни. Сохранение веры утверждается Чеховым как высшая ценность в сравнении со стремлением к отмщению. В рассказе жители городка предпочли веру в человека. И Бог за такую веру в человека простил грехи всем жителям городка. Он радуется, когда веруют, что человек - Его образ и подобие, и скорбит, если забывают о человеческом достоинстве, о людях судят хуже, чем о собаках.

Нетрудно заметить, что в рассказе вовсе не отрицается бытие Божие. Вера в человека становится у Чехова проявлением веры в Бога.

«Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всех житейских соображений? Веровать в Бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа ».

Чехов напоминает о неразрывном единстве заповеди Христа : о любви к Богу и человеку.

Как уже было сказано ранее, Достоевский не имеет себе равных по силе религиозного искания.

И ни церковь, ни кабак -

Ничего не свято!

Нет, ребята, всё не так!

Всё не так, ребята...

В.С. Высоцкий

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых значительных произведений русской литературы XX века. Таким это произведение делают его неоспоримая художественная ценность и широкая проблематика. Автор ставит перед читателем вечные философские вопросы: что такое истина, что такое добро и зло, выбор между милосердием и справедливостью, поступки и внутренняя свобода человека и многие другие. Одной из самых интересных, на мой взгляд, проблем романа является проблема веры человека в Бога.

Вопрос веры поднимается в первой же главе, и задает его, как это ни парадоксально, дьявол, вмешавшийся в разговор двух атеистов. Отвергая доказательства «бытия божия», Берлиоз, по словам Воланда, повторяет Иммануила Канта. Но, разрушив все пять доказательств, Кант «как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое». Строго говоря, Кант не создавал никакого доказательства бытия Бога, но в тоже время он считал, что вера содействует улучшению нравственности, тогда как атеизм обычно приводит к падению морали. Именно эта мысль, на которую в романе содержится лишь намек, развивается на протяжении всей его московской части.

Булгаковеды считают, что второй визит сатаны Воланда в Москву состоялся примерно в 1936 году. Прошло почти двадцать лет с момента октябрьского переворота. В безбожии успело вырасти целое поколение. Каким же предстает перед читателями современное автору общество?

Целая галерея образов демонстрирует все мыслимые пороки: пьянство и распутство (Лиходеев, Семплеяров), взяточничество (Босой), зависть (писатели МАССОЛИТа), самодурство и подхалимство (заведующий городским зрелищным филиалом и его подчиненные), скаредность (Соков), ложь (Бенгальский, Лапшённикова, литературные критики), хамство (Варенуха), трусость («боров» Николай Иванович, Римский), необразованность (Бездомный), приспособленчество (Арчибальд Арчибальдович), корысть и доносительство (Майгель, Могарыч), склочность и нездоровое любопытство (Аннушка).

Люди отвергли Бога, для них нет ничего святого. Их вера подобна найденной Бездомным забытой иконе, висящей в пыли и паутине на грязной кухне. Зато там, где нет Бога, есть, где разгуляться сатане. Нечистая сила является в Москву, чтобы напомнить ее жителям о существовании если не бога, то хотя бы дьявола.

Потусторонний характер происходящего в романе подчеркивается частым употреблением таких устойчивых выражений, как «бросить все к черту», «фу ты черт», «какого черта», «черт возьми», «черт побери», «черт знает что». И, как мы видим, именно дьявол лучше всех знает, что именно происходит и будет происходить. Люди чертыхаются, не задумываясь над истинным смыслом слов, не подозревая, что их невольные пожелания могут исполниться буквально. Стоило председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу произнести «черти б меня взяли», как Бегемот ему это устроил, оставив исполнять должностные обязанности его костюм. Как только Маргарита подумала о том, что заложила бы душу дьяволу за информацию о мастере, так тут же появился Азазелло с «приглашением в гости» к Воланду.

И все же в людях осталось еще что-то хорошее, «и милосердие иногда стучится в их сердца». «Ради бога, не мучьте его!» - просит за Бенгальского женский голос на представлении в Варьете. Бога москвичи вспоминают так же неосознанно, как и черта, хотя делают это намного реже, и в основном после столкновения с проделками нечистой силы. Часто это выглядит весьма комично, как, например, явление полуодетого Бездомного с иконкой и зажженной венчальной свечой в Грибоедове. Вера в дьявола - обратная сторона веры в бога. Не случайно эпиграфом к роману взята фраза Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И действительно, в «Мастере и Маргарите» Воланд и его свита вершат справедливость, карая и награждая людей за их деяния, воздавая каждому по его вере.

В эпилоге романа описывается дальнейшая жизнь тех, кто оказался вовлеченным в невероятные события. Кто-то вспоминает о них со страхом и ненавистью, кто-то с сожалением. Трудно сказать, поверили ли они в Бога, но в существовании сатаны убедились на собственном опыте. Автор с иронией пишет об «исправлении» Лиходеева и Варенухи, первый из которых «совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку», а второй теперь никогда не врет по телефону.

Позиция автора схожа с постулатом Канта о том, что атеизм - это зло, которое пагубно влияет на нравственность. Но постижение Бога совершается у Булгакова через доказательство бытия дьявола: «По-верьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу». Вера в дьявола - это боязнь наказания за грехи, возможно, единственный сдерживающий фактор для невежественных, не имеющих четких моральных ориентиров людей - низшая ступень на нелегком пути к настоящей духовности.

Проблема веры в осмыслении современных старшеклассников

В центре статьи - проблема веры как мировоззренческая проблема, осмысляемая современным юношеством. Приводимый в статье анализ анкетного опроса учащихся 8-11 классов, а также философских эссе старшеклассников дает возможность ответить на следующие вопросы: что думают старшеклассники о вере, религии, Боге, во что и как верят, почему утрачивают веру, а также сделать выводы о том, насколько важна для них педагогическая поддержка в этих вопросах.

Статья первая

У человека в душе дыра размером с Бога,

и каждый заполняет её как может.

Жан-Поль Сартр

К постановке проблемы

Мировоззренческое самоопределение юношества невозможно без решения одной из центральных проблем Бытия – проблемы веры. Все остальные проблемы мировоззрения: смысла жизни, счастья, добра и зла и т.д. – в конечном счете, упираются в то или иное решение основного вопроса философии. По мысли философа А.Г. Спиркина, у человека существует нравственно-психологическая потребность веры, без нее жить не только духовно, но и практически невозможно .

В советское время школа и государство уделяли огромное внимание тому, чтобы «дыра размером с Бога» была заполнена воинствующим атеизмом, научным коммунизмом, моральным кодексом строителя коммунизма. Вся идеология была направлена на воспитание атеистических взглядов и коммунистических убеждений.

В постперестроечное время идеология была разрушена, единые взгляды перестали навязывать, школа уже не занимается «формированием» мировоззрения. Человек стал свободен в выборе веры, но как ему сделать этот выбор? И как школа может помочь молодому человеку в его духовном самоопределении?

Первый шаг на этом пути – выяснить, как определяют свою веру, религиозные взгляды, что думают о духовной жизни, какой помощи ждут от школы в решении вопросов веры сами старшеклассники. Решению этой проблемы и посвящена наша статья.

Вера – многозначный, «уникальный», по мнению Ю.С. Степанова, концепт культуры. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение этого понятия: «1. Убежденность, уверенность в ком-н. или в чем-н. Вера в победу; Вера в людей. 2. Убежденность в существовании бога. 3. То же, что религия». Комментируя это определение, Ю.С. Степанов пишет: «Здесь «Вера» не подводится под категорию «Религия» и вообще не подводится под какую-либо категорию, ведь «убежденность» - это не категория, а обозначение внутреннего чувства. Таким и является концепт «Вера»: это есть внутреннее состояние человека, каждого отдельного человека» . Тем не менее, понятие вера тесно связано в нашем сознании с понятием религия. Несмотря на существование таких терминов, как «философская вера» и даже «научная вера», в большинстве случаев говорящий о вере имеет в виду прежде всего религиозную веру. Это подтверждается и статьями в различных словарях, где второе или третье значение этого многозначного слова толкуется как «отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом» («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля); «состояние сознания верующего, религия» («Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф. Ефремовой ); «то же, что религия» («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова). Можно верить в Бога, а можно верить в его отсутствие. Как пишет А.Г. Спиркин, «любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях» . Поэтому, когда мы говорим об отношении старшеклассников к вере и религии, то, не отождествляя эти понятия, тем не менее, считаем их близкими, родственными. Отвечая на вопрос о своей вере, человек так или иначе решает проблему отношения к Богу, и это сближает понятия веры и религии.

Анализ научных публикаций

Отношение школьников к проблеме веры стало предметом научного изучения только в постперестроечное время в связи с возрождением религии. Актуальность данного феномена для современного общества, значимость веры как структурного компонента мировоззрения, определяющего его направленность, обусловили научный интерес к проблеме веры вообще и отношения к вере юношества, в частности. Этой проблеме посвящены работы таких ученых (философов, педагогов, психологов, социологов), как Т.А. Берсенева, А.Н. Бражникова, М.Г. Герасимова, Ю.М. Евстигнеева, П.А. Кулаков, Н.И. Мартыненко, В.С. Собкин, А.В. Ткаченко, В.Д. Шапиро и др. Проблема отношения старшеклассников к религии затрагивается также в многолетнем исследовании динамики ценностных ориентаций выпускников санкт-петербургских школ под руководством С.Г. Вершловского. В работах ученых рассматриваются следующие вопросы: считают ли молодые люди себя верующими и, если да, то во что верят или к какой религиозной конфессии себя относят, насколько глубока и серьезна их вера, как она влияет на их поступки, каков уровень религиозной толерантности учащихся, взаимосвязаны ли и как взаимосвязаны их религиозная вера и нравственность.

Анализ работ, посвященных отношению молодежи к религии и вере за последние 20 лет, позволяет сделать следующие выводы.

Большинство молодых людей уверены в необходимости религии для современного человека, указывают на ее морально-этическую, культурно-нормативную и особенно психологическую роль (обеспечение «поддержки» в жизни). Большая часть молодежи готова признать веру в Бога, но именно как абстрактную веру в Нечто, от чего мы зависим. Юноши и девушки идентифицируют себя с конкретными религиозными конфессиями, но по факту остаются невоцерковленными, поскольку имеют смутные представления обо всех религиях. В целом, молодые люди положительно относятся к христианским заповедям, особенно к заповеди почитания родителей, менее важными заповедями признаются те, что касаются почитания Бога. Большинство причисляет себя к православным, но не готово следовать моральным предписаниям Православия и выполнять его обряды, так как, во-первых, плохо знает религию, а во-вторых, религиозные ценности не всегда вписываются в современный образ жизни.

У современной молодежи есть интерес к религии, однако молодые люди достаточно неоднозначно, даже настороженно относится к тому, чтобы основы религиозных знаний преподавались в школе. Наибольшее влияние на отношение молодежи к религии и вере оказывает семья.

Религиозно верующие молодые люди готовы вести себя более нравственно, они имеют более четкие моральные ориентиры, чем неверующие, агностики и итсисты. Большинство молодых людей придерживаются толерантной позиции («все религии имеют право существование»). Наиболее активную интолерантную установку по отношению к представителям всех вероисповеданий демонстрируют атеисты.

Результаты локального исследования (анкетный опрос)

Для проверки и уточнения выводов, сделанных на основе анализа работ разных авторов, нами совместно с ученицами 11 класса ГБОУ лицей №226 г. Санкт-Петербурга Васинской Александрой и Ивановой Александрой проведено локальное исследование. Нас интересовали данные об отношении старшеклассников к религии и вере, об их религиозных убеждениях и источниках влияния на них, о роли школьного образования религиозном самоопределении юношества.

Для получения этих данных была разработана специальная анкета, включающая вопросы о понимании старшеклассниками сути духовной жизни, о религиозных убеждениях, о степени их личного участия в религиозной жизни, об отношении к тому, чтобы проблемы веры обсуждались в школе.

В опросе приняли участие 98 учеников 8-11 классов ГБОУ лицея №226. Локальность исследования была обусловлена необходимостью личного знакомства с респондентами. Результаты анкетирования планировалось обсудить со старшеклассниками в личных беседах и публичной дискуссии для уточнения полученных данных.

Предлагая старшеклассникам дать определение духовной жизни, мы хотели выяснить, как соотносятся в их сознании вера, религия и духовность; что означает для них жить духовной жизнью.

29% респондентов не смогли ответить на этот вопрос. Еще 27% определили духовную жизнь как веру в Бога или во что-то божественное, а также участие в религиозной жизни. С их точки зрения, духовная жизнь – это

- поклонение Богу;

- когда человек не только относит себя к определенной религии, а когда этот человек регулярно посещает храм, обсуждает религию с близкими для него людьми.

17% определили духовную жизнь как просто веру во что-то.

25% дали разные ответы, которые можно было бы объединить общим понятием внутренняя жизнь, жизнь души:

- это поиск ответа на вечные вопросы;

- это то, как ты живешь в душе, чувствуешь, веруешь, боишься, переживаешь, любишь;

- собственное мировоззрение.

И, наконец, 2% связали понятие духовной жизни с «духовным обогащением искусством», «культурой».

Итак, мы можем сделать вывод, что больше четверти старшеклассников, скорее всего, не задумывались над тем, что такое духовная жизнь, поэтому не могут даже приблизительно дать определение этого понятия. 44% связывают духовную жизнь с верой, из них 27% считают, что это соблюдение таинств, молитва, посещение храма. И для 25% духовная жизнь связана с мировоззрением, самосовершенствованием, жизнью души.

Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований старших школьников. Им были предложены все возможные варианты религиозных взглядов: атеизм; агностицизм; христианство; православие; католицизм; протестантство; иудаизм; буддизм; другое (что именно?). Предлагая выбор между православием, католицизмом и протестантством, мы также дали возможность школьникам выбрать ответ – христианство. По нашим предположениям, которые подтвердились в ходе анализа анкет, далеко не все учащиеся понимают разницу между ветвями христианства и позиционируют себя не как православных или католиков, а как просто христиан.

58% старшеклассников относят себя к верующим, из них 48% – к христианам. При этом православными считают себя 24% и еще 24% причисляют себя к христианству вообще. 15% отнесли себя к атеистам, 14% равнодушны к вопросам религии (в варианте «другое» старшеклассники писали, что не верят ни во что и их абсолютно не интересует религия) и 11% считают себя агностиками.

Чтобы понять, насколько религиозные убеждения старшеклассников соотносятся с деятельным участием в жизни своей религиозной конфессии, ученикам был задан вопрос: «Какова степень вашего участия в религиозной жизни?» и предложены следующие варианты ответов: стараюсь регулярно ходить в храм; изредка бываю в храме; почти не бываю в храме; верю в душе, но в храм не хожу; не участвую в религиозной жизни.

Из 58%, считающих себя верующими, нет ни одного регулярно посещающего храм, 16% бывают в храме изредка. Это противоречие можно объяснить тем, что основы религиозной жизни закладываются в семье, а родители современных старшеклассников – поколение, воспитанное советской школой, которое тоже было лишено семейного религиозного уклада. Поэтому и школьники, и их родители чаще всего «верят в душе» и бывают в храме лишь по особым случаям (крещение, венчание, отпевание). Это касается как православных, так и мусульман: наш опрос не выявил здесь никаких различий. Однако массовая невоцерковленность верующих старшеклассников говорит и о недостаточной серьезности и глубине веры, и о незнании смысла и таинств церковной жизни.

При анализе ответов учащихся выявлено следующее противоречие: написали, что совсем не участвуют в религиозной жизни 32%, тогда как неверующих и агностиков - 40%. Следовательно, изредка бывают в храме и агностики, и атеисты, более того, признались, что верят в душе два агностика и один атеист. Все это свидетельствует о том, что вопрос веры для старшеклассников оказывается сложным, запутанным и до конца не отрефлексированным.

Следующие вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, каковы источники влияния на религиозные убеждения учеников, какую роль в этом вопросе играет семья и с кем старшеклассники могут обсудить волнующие их проблемы веры.

Религиозные убеждения всегда формировались, в первую очередь, в семье, поэтому не удивительно, что именно семья оказалась на первом месте по степени влияния на учеников в этом вопросе. Этот ответ выбрали 58% опрошенных. Результаты ответа на вопрос: «Схожи ли ваши религиозные убеждения с убеждениями членов вашей семьи?» еще раз подтвердили, насколько велика роль семьи в религиозном самоопределении школьников. У 82% религиозные взгляды полностью или частично совпадают с религиозными взглядами их семей.

Обращает на себя внимание тот факт, что на религиозные взгляды пятой части опрошенных (21%) повлияли книги. Влияние СМИ отметили 6% респондентов. Роль друзей (в других вопросах мировоззренческого самоопределения, как показали наши исследования, очень большая) в этом вопросе оказалась минимальной (всего 5%). 4% отметили роль учителей и еще 4% - роль наставников. 28% выбрали ответ «Другое».

В ответе «Другое» ученики писали:

- мое мировоззрение, сам, собственные взгляды, я – 9%;

- никто, ничего – 4%;

- интернет – 3%;

- жизнь – 3%;

- исследовательские работы ученых – 1%;

- все по чуть-чуть – 1%;

Не ответили на вопрос 4%.

Больше половины опрошенных обсуждает религиозные проблемы с членами семьи, еще треть – с друзьями (многие из них выделили оба ответа). Можно сделать вывод, что в этом вопросе ученики доверяют только самым близким людям. Всего 10% разговаривает на религиозные темы со знакомыми и одноклассниками и лишь 7% - с учителями. В ответе «Другое» ученики писали, что ни с кем не обсуждают эти проблемы. Был и такой ответ: «Зачем их обсуждать, других проблем нет, что ли?

Несмотря на то, что возраст опрошенных – 14-18 лет, религиозные взгляды менялись почти у трети. Это говорит о том, что проблема веры, духовного пути является для них важной, личностной проблемой. Количество разочаровавшихся в религии и ставших верующими практически одинаковое. У большинства религиозные взгляды менялись в связи с процессом взросления.

Дальнейшее исследование было направлено на выяснение того, насколько старшеклассники связывают религию и культуру, как оценивают роль знаний о религиях в построении мировоззрения, считают ли достаточными собственные знания о религиозной сфере человеческой жизни и, наконец, как они оценивают возможности школы в обсуждении вопросов веры.

74% опрошенных считают, что религиозные знания необходимы человеку и, в первую очередь, для формирования собственного мировоззрения, затем – как важная часть культуры. В ответе «Другое» были высказаны разные мнения, которые мы сопоставили с религиозными убеждениями респондентов.

Собственные ответы на вопрос, для чего современному человеку нужны религиозные знания, были следующими:

нужны, т.к. иногда это помогает жить (православие);

нужны, это наша нравственность (ислам);

нужны, т.к. это оказывает большое влияние на жизнь и может помочь нам (православие);

нужны, но учителя не могут правильно преподать, т.к. мало разбираются (ислам).

Однако большинство выбравших ответ «Другое» писали, что знания о религиях не нужны и мотивировали это следующим образом:

не нужны, т.к. для меня это бред (атеизм);

не нужны, т.к сам человек выбирает религию и веру (агностицизм);

не нужны, т.к. это никак не поможет в жизни (агностицизм);

не нужны, т.к. это лишнее (атеизм);

не нужны, т.к. многим просто не интересно (мне все равно);

не нужны, каждый человек выбирает свою религию (агностицизм);

не нужны, т.к. они нелогичны и отрицают науку (атеизм).

Как видим, о ненужности религиозных знаний пишут, в основном, атеисты и агностики.

Больше половины опрошенных не считают свои знания о религиозной сфере человеческой жизни достаточными.

Мы видим очевидное противоречие в том, что 57% считают свои знания о религиозной сфере человеческой жизни недостаточными, и только 35% хотят, чтобы школа уделяла больше внимания вопросам веры, т.е. давала эти знания. Почему?

Старшеклассники боятся вторжения школы в свое личное пространство, боятся навязывания религии. Вот наиболее характерные ответы:

- Школа должна давать исключительно научные знания, а вопросы религии пускай оставляют родителям.

- Потому что школа преподносит детям науку, а наука и религия не могут сосуществовать.

- Если человек захочет знать что-то о религии, то он сам это изучит.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учеников не верит в то, что школа может помочь им в религиозном самоопределении, предоставить возможность ненавязчиво и без пропаганды обсудить волнующие школьников вопросы веры.

Те, кто согласен обсуждать в школе эту тему, предпочитают касаться ее на обычных уроках в связи с изучением программного материала (62%), 26% согласны, чтобы появились специальные уроки, посвященные вопросам религии. 35% считают, что обсуждать религиозные вопросы можно во внеурочной деятельности.

Данные опроса полностью подтвердили выводы, сделанные на основе анализа исследований последних лет, посвященных отношению современной молодежи к религии. Большая часть учащихся неравнодушна к проблеме веры; ученики без труда определяют свою конфессиональную принадлежность или религиозные взгляды, однако практически не участвуют в религиозной жизни; молодые люди считают знания о религии необходимыми в жизни, однако свои знания оценивают как недостаточные. Несмотря на значимость для старшеклассников проблемы религиозного самоопределения, большая часть (65%) не ждет педагогической поддержки в ее решении, так как не доверяет школе в таком личностном вопросе, считает, что ее функция – давать научные знания, и боится вторжения в свое личное пространство.

Результаты опроса были представлены старшеклассникам в рамках работы школьного дискуссионного клуба. Тема дискуссии, в которой участвовали ученики одиннадцатых классов, педагоги, священник: «Религия и школа: точки соприкосновения».

Школьникам, участвовавшим в дискуссии, было предложено высказать свое мнение о взаимоотношениях школы и Церкви. Учащиеся поделились своим опасением, что проникновение Церкви в школьную среду вызовет отторжение к духовной жизни вообще. Утверждалось, что религиозное воспитание является прерогативой семейной или непосредственно личной жизни человека, поэтому они выступают против любых форм присутствия Церкви в школьном образовании. Другая половина аудитории высказалась в поддержку религиозного образования в рамках государственной школы. Правда, осуществляться оно должно исключительно на научной основе и не может быть скрытой формой религиозной проведи. Однако в завершении дискуссии абсолютное большинство ее участников высказалось за то, чтобы такие дискуссии проходили регулярно, ученики отметили, что им было интересно выслушать мнения священнослужителя, друг друга и педагогов и дискуссия заставила их задуматься о своем отношении к религиозным вопросам.

Таким образом, перед нами встала проблема, определившая дальнейшее направление исследования. Должна ли школа оказывать педагогическую поддержку в религиозном самоопределении учащихся, то есть не только давать знания о религии в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики», а также отдельных тем в курсе истории, обществознания, литературы и мировой художественной культуры, но и помогать разобраться в вопросах веры на личностном уровне? Как может быть организована такая поддержка?

Литература

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.

2. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

Статья вторая

Анализ монологических высказываний старшеклассников о религии и вере

Анализ данных об отношении старшеклассников в вере и религии, представленный в предыдущей статье, поставил перед нами следующую проблему: должна ли школа оказывать педагогическую поддержку в религиозном самоопределении учащихся, и как может быть организована такая поддержка?

Для решения этой проблемы необходимо обратиться к анализу монологических высказываний старшеклассников, которые дают представление не только об их взглядах на проблему веры и религии, но и о степени личностной значимости для них метафизических вопросов. Это философские эссе старшеклассников, их статьи в школьной газете. Монологические высказывания о проблеме веры дают возможность понять, какие вопросы волнуют учеников, каковы индивидуальные особенности их религиозного самоопределения.

В эссе старшеклассников на тему «Моя философия», которое писали 470 петербургских десятиклассников, проблема веры, религии, поиска Бога по частоте упоминания занимает второе место. 67 учеников (14%) не только назвали эту проблему важной для себя лично, но и высказали о ней свои суждения. Анализ работ учащихся позволил ответить на следующие вопросы: что думают старшеклассники о вере, религии, Боге, во что и как верят, почему утрачивают веру, а также сделать выводы о том, насколько важна для них педагогическая поддержка в этих вопросах.

15% десятиклассников написали о необходимости веры, из них 7% - о необходимости веры в Бога и 8% - о необходимости веры в принципе, во что-нибудь. По мнению авторов, вера в Бога лежит в основе веры в жизнь, в любовь, в людей; «без веры в Бога человек не видит смысла своей жизни»; «если у человека не будет в кого верить, то он заблудится и потеряется»; вера дает человеку защиту. «Даже те, кто отрицает религию как таковую, периодически обращаются к Богу. А знаете почему? Потому что никто из нас не способен жить, не веря ни во что», - пишет десятиклассник. Мысль о необходимости веры «во что-нибудь» звучит во многих работах:

- Человек должен верить, и нет никакого значения, во что именно. Незримая помощь, эта вера, частенько выручает, не позволяет впасть в хандру и унывать.

- Не важно, во что, главное – верить, потому что главная цель любой религии – нравственное совершенствование человека.

Была высказана даже мысль о том, что верить «глупо», но без веры человечество существовать не может: «Даже если Бог есть, ему явно недостает справедливости, как и доказательств существования. Глупо так слепо во что-то верить. Но без веры во что-то человечество «загнется».

Вера в Бога связана с добром, нравственностью, красотой, надеждой на спасение:

- Почему мы отвергаем веру? Ведь именно церковь проповедует основные нравственные принципы, именно религия могла бы помочь зарыть эту нравственную яму.

В пяти работах прозвучала мысль о вере «без фанатизма», навязывания своих взглядов. Два автора заявили о том, что верят, но не считают нужным ходить в церковь:

- Лично я верю в Бога, но не хожу в церковь, т.к. считаю это пустой тратой времени. Я считаю, что ужасно, когда навязывают веру.

- Я очень почтительно отношусь к православию. Я верую в Бога, но по-своему, без «помощи» церкви.

- Я не могу сказать, что верю в Бога, но стараюсь жить по определенным правилам, которые, в общем-то, схожи с Библейскими заповедями.

- Я хотел бы жить так, как сказал философ Эммануил Кант: «Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были».

Среди неверующих были те, кто заявил свою позицию прямо и категорично, без каких-либо объяснений:

- Считаю, что Бога нет ни в каком-либо виде.

- Являюсь атеистом и в существование Бога не верю!!!

В ряде работ старшеклассники объясняли свою позицию неверия в Бога тем, что привыкли доверять только фактам:

- Я лично не верю ни во что, так как я не видела своими глазами, что это есть на самом деле.

- Моя философия основывается на материализме, а не на идеализме. Я не верю в сакральные истины, т.к. воспитывался достаточно жестко. Мне нужны факты. Я считаю, что век идеалистов кончился.

Пять человек высказали мнение, что вера в Бога – это самообман, способ защиты от жестокой реальности. В трех работах прозвучал аргумент, что если бы Бог был, «он бы не допустил тех ужасов, которые творятся в нашей жизни» . Один десятиклассник написал, что не верит в Бога, «потому что единственный Бог для меня – это я, я живу и управляю своей жизнью». В работе десятиклассницы прозвучали растерянность и сожаление об отсутствии веры:

- Сейчас я не знаю, во что верить, потому что все кругом врут и обманывают друг друга. Мне интересно, что нас ждет после смерти и есть ли она вообще. У верующих есть хотя бы в кого верить и на кого надеяться в любой ситуации.

Никто из верующих не высказал осуждения по отношению к тем, кто не верит в Бога. Тогда как многие неверующие пренебрежительно высказывались о вере, религии, называя религиозную веру «уделом слабых», религию – «большой аферой», «навязчивым состоянием», «массовой иллюзией», «внушением», а верующих людей – «фанатиками»:

- Вера в Бога является слабостью человека.

- Я считаю религиозных людей фанатиками. Они глупые и беспечные, во всем привыкли полагаться на Всевышнего, который их никогда не услышит.

По мнению неверующих, «человек без веры в бога – сильный человек, не нуждающийся в поддержке».

Четыре десятиклассника написали о том, что уже пережили утрату веры, т.к. увидели в ней «лишь очередной способ получения прибыли», поняли, что религия ограничивает человека и «в современном обществе многие заветы Библии становятся неактуальными».

- Благодаря бабушке я узнала о Боге. Сколько себя помню, каждые выходные мы ходили в церковь. Маленькая Настя пела в хоре, любила читать детскую Библию и с детской наивностью говорила, что любит Бога больше всех. Я действительно верила, что там, на небе, есть Бог и ангелы. Сейчас даже как-то смешно вспоминать, что я боялась даже солгать… Сейчас я скептически отношусь к религии, потому что подросла и увидела в ней лишь очередной способ получения прибыли. … В трудные моменты в голове моей мелькают слова о помощи, идущие к кому-то всесильному, тому, кто помогает…

- В детстве я любила перечитывать детскую версию библии, это была для меня как настольная книга. Сейчас у меня поменялось отношение к этой книге. Мне кажется, она ограничивает людей, делая их похожими друг на друга. И в современном обществе многие заветы Библии становятся неактуальными.

Большинство не верящих в Бога верит в себя:

- Единственный Бог для меня – это я, я живу и управляю своей жизнью.

- Бог – это вера человека в самого себя.

- Я думаю, человек должен рассчитывать только на себя, не надеясь на помощь Господа.

С.Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина отмечают такую особенность позиции современного старшеклассника, «в которой вера в себя, ориентация на себя приобретает большую значимость, чем религиозная вера» .

Старшеклассники писали также о вере в человека, в судьбу, в удачу, в «теорию большого взрыва», «в своего ангела-хранителя». Высказывались мнения, противоречивость которых не осознавалась самими авторами:

- Я верю, что мы сами предопределяем свою жизнь и что у каждого есть ангел-хранитель. В нашем мире мы должны надеяться только на себя.

Девушка не видит противоречия в том, что, если есть ангел-хранитель, то почему «мы должны надеяться только на себя»? Зачем тогда нужен ангел-хранитель? И противоречивость высказываний, и множественность объектов веры говорят о том, как трудно молодым людям разбираться в сложных метафизических вопросах.

Приведенные выше высказывания отражают процесс становления юношеского мировоззрения и, безусловно, требуют педагогической реакции. В личной беседе, при анализе сочинений на уроке, на классном часе было бы уместно задать ребятам некоторые вопросы. Например, действительно ли смешно, что в детстве ты «боялась даже солгать»? А сейчас не боишься? Какие заветы Библии неактуальны в современном обществе? Если ты сам для себя Бог, то и нравственные законы тоже сам устанавливаешь? Каковы же эти законы? И т.д. Эти вопросы, даже если не приведут к дискуссии, заставят молодого человека размышлять дальше, не останавливаться в мировоззренческом самоопределении.

В работах учеников прозвучали разные мнения о том, что есть Бог. Это нечто высшее, могущественное и непостижимое: «высший разум», «директор в школе жизни», «что-то неведомое, настолько далекое и высшее существо, что людям еще не понять всю силу и дух его», «это представление о могуществе, о силе, которая создала все вокруг и повелевает этим»; «это все, что не доказано наукой: удача, судьба, волшебство», «все необъяснимое вокруг нас». То, что внутри нас: «ощущение чуда где-то внутри себя», «это вера человека в самого себя», «это мы сами, внутренний мир каждого человека». Все доброе и прекрасное: «Все самое прекрасное и доброе – это есть Бог для меня», «Бог – это Надежда», «Я верю в Бога, он мой друг».

Были оригинальные высказывания, в которых проявилась индивидуальность авторов. В каждом из них – свое, личное видение взаимоотношений человека и Бога:

- Жизнь – это школа, в которой мы познаем себя и окружающую природу. В нашей огромной школе жизни есть директор, называемый Богом. Он помогает нам, когда мы попадаем в сложные ситуации, когда запутываемся сами в себе.

- Бог наблюдает за мной откуда-то сверху, видит все мои грехи и, вздыхая, прощает их мне. Я не поклонница Бога, я его друг. И не важно, что связь между нами односторонняя: Бог умеет слушать. В трудных ситуациях мы получаем от него шпаргалки.

- Я признаю Бога, но не как Абсолют. А как то, что заключено внутри нас, то, что заставляет нас двигаться вперед, подниматься с колен, когда силы нас уже покидают, не отчаиваться. Вера в Бога дает нам веру в себя, в свои силы. Дьявол тоже не где-то в земных недрах, а в нас, и противостояние внутри нас не прекращается ни на минуту.

Ценный материал об отношении старшеклассников к проблеме веры дают небольшие эссе, опубликованные в школьной газете.

С 2011 года в лицее №226 г. Санкт-Петербурга выходит газета «Точка зрения» , в которой существует постоянная рубрика «Вечные проблемы». В ней ученики обсуждают интересующие их мировоззренческие вопросы. Один из номеров, «Скажи мне, во что ты веришь?», был посвящен проблеме веры. Из 56 одиннадцатиклассников написать статью в газету согласились 10 человек.

В своих монологах о вере выпускники затронули следующие вопросы: что такое вера? Нужна ли она человеку? Во что верить? Существует ли Бог, бессмертие, Страшный Суд, расплата за грехи? Кто повлиял на их религиозные взгляды? Как они складывались? Как относиться к людям с другими религиозными убеждениями и др.

Авторы статей высказали разные мнения о том, что такое вера: «спасательный круг» , «сила внутри нас, которая помогает выжить в безысходной ситуации», стремление жить по совести, самообман. Большинство написало о необходимости веры, и необязательно в Бога, ведь «она дает нам хоть какие-то силы, чтобы окончательно не пасть духом». Было высказано и противоположное мнение: «Вера сужает круг вашего мышления, причем до бесконечно малой точки».

Ученики писали о том, что верят в Бога, потому что нуждаются в его помощи, когда плохо. «Я верю, что, несмотря на всё, есть существо, которое любит тебя, каким бы ты ни был и что бы ты ни делал, - для меня это очень важно», - пишет юноша. Верят в наличие «высших сил», в «кого-то выше нас, могущественнее», верят, что «в мире больше нечестных людей, чем честных; несправедливости, чем справедливости; лжи, чем правды. Но главное - это вера только в самого себя, в свои силы, в свои возможности». Мысль о том, что нужно самому прилагать усилия, чтобы чего-то добиться в жизни, звучала в работах как верующих, так и неверующих в Бога: «Нужно прикладывать усилия, а вера существует для поддержки, она служит источником сил».

Несколько раз в статьях старшеклассников прозвучало мнение о том, что вера, в том числе религиозная, не предполагает обязательного соблюдения религиозных обрядов:

Считаю ли я себя религиозным человеком? Исполняю ли я обряды? Хожу ли я в церковь? Нет. Для меня важным является мое убеждение в наличии высших сил, которые наблюдают за нами и направляют нас.

И те, кто верит в Бога, и те, кто верит в некие «высшие силы», считают, что наказание за грехи существует:

Обычно, когда ты в чем-нибудь согрешил, потом стараешься искупить вину добрым и благородным делом. Я верю, что Бог отпускает грехи. Но если это не очень страшный грех! Хотя скажу, что мы каждый день все грешим и не замечаем этого.

Страшный Суд… по моему мнению, - это результат жизни человека на Земле. На этом суде вспоминаются все твои грехи.

Я верю, что каждый получит то, что заслужил. Либо сразу, либо после смерти. Я не говорю про ад или рай. Я подразумеваю реинкарнацию, явление перерождения души в другом теле.

Было высказано и такое мнение:

Мы не знаем, что будет после смерти, но на всякий случай давайте жить по совести!

Религиозные взгляды всех, кто затронул в статье этот вопрос, складывались под влиянием семьи:

С раннего детства меня приучали к посещению церкви, к религиозным праздникам и православным обрядам, и я отношусь к своей бабушке с благодарностью, потому что именно она меня приучила к церкви, дала мне знания о духовной сфере и научила дорожить всем этим, верить в Бога!

Мои религиозные убеждения сложились совсем обычным образом: Библия была одной из первых прочитанных мною книг, вся моя семья - верующие люди.

Ученики откровенно написали о том, как менялось их мировоззрение:

Сначала я не воспринимал религию всерьёз, но когда начал ходить в церковь, ощутил, что такое исповедь и то чувство, которое испытываешь после неё, - его ничем не передать – я начал относиться к религии по-другому.

На протяжении всей жизни я толком не мог понять, во что я верю, мое мировоззрение менялось каждый год, я не понимал, что хорошо, а что плохо, мне казалось, что все, что я делаю, правильно. Но вот, подходя к 18-ому году, я понемногу начинаю понимать, во что я действительно верю, и происходит это благодаря тому, что я начал смотреть на вещи с другой стороны. Раньше я считал, что все, что с нами происходит, предопределено свыше, но сейчас я понимаю, что мы сами творцы своей жизни, своего будущего.

Выпускники написали о своем отношении к людям с другими религиозными убеждениями:

У меня есть хорошая подруга. На нее очень сильно повлияла поездка в Турцию. Случилось так, что после нее она поменяла веру, прошла обряд и стала мусульманкой. Я уважаю ее выбор.

Если я встречу человека с иными религиозными взглядами, то я не буду кидаться на него с кулаками и упрёками, а попытаюсь узнать о его вере побольше. Я не хочу вступать в споры с атеистами, кричащими, что Бога нет, а все верующие - наивные фанатики. Раньше я бы начала отстаивать свою точку зрения, а сейчас я считаю это бессмысленным.

Очень часто мы наблюдаем ненависть представителей разных религий, и это несмотря на то, что, как мне кажется, в каждой религии есть такая заповедь, как любовь к ближнему, и этот ближний ведь не должен верить в то же, что и ты.

Мы не склонны абсолютизировать выявленную картину религиозных взглядов старшеклассников, понимая, насколько индивидуален этот процесс и сколь сложна, противоречива, драматична современная ситуация религиозного самоопределения личности. Тем не менее, можно заключить, что основные выводы, сделанные нами на основании анализа анкетного опроса, ученических эссе, статей, устных высказываний, подтверждают выводы, сделанные большинством исследователей, изучавших проблему отношения молодежи к религии. Это интерес к религии, достаточно абстрактная «вера в душе», причисление себя к определенной конфессии, при этом несоблюдение ее правил, предписаний, очень осторожное отношение к тому, чтобы школа вторгалась в интимное пространство веры.

При этом «проклятые вопросы бытия» личностно значимы как минимум для половины старшеклассников (самые низкие цифры даются в исследовании С.Г. Вершловского: интересуюсь религией – около 14%, считаю себя верующим человеком – около 36% - 2012 г.), ученики пытаются решать эти вопросы, опираясь на свои чувства, интуицию, жизненный опыт, их религиозные и философские знания совершенно недостаточны.

Таким образом, необходимость педагогической поддержки старшеклассников в духовном самоопределении обусловлена следующими факторами:

Значимостью проблемы веры для становления мировоззрения личности;

Сложностью духовного выбора в плюралистическом конгломерате часто противоречащих друг другу религиозных и светских ценностей;

Опасностью влияния деструктивных религиозных и оккультных организаций;

Отсутствием знаний о религиозной культуре в целом и о религии, с которой себя идентифицируют;

Наличием нерешенных вопросов, внутренних противоречий, связанных с проблемой веры и очень часто отсутствием рядом компетентных взрослых, с которыми можно было бы эти вопросы обсудить.

Педагогическая поддержка старшеклассников в решении проблемы веры должна быть направлена на то, чтобы актуализировать ее в сознании учащихся, показать ее важность, значимость для становления мировоззрения личности, побудить к размышлениям о ней, предоставить разные возможности обсуждения этой проблемы: от участия в открытом диалоге до индивидуального разговора с педагогом или анонимного письменного высказывания ученика. Результатом должны стать

Понимание старшеклассником важности этой проблемы для себя лично, необходимости ее личного решения;

Понимание важности проблемы веры в человеческой культуре;

Знания о различных религиях, их истории;

Знание религии своего народа;

Уважение к чужой религии, вере, позиции;

Неприятие всех форм фанатизма, спекуляции верой, идеей;

Понимание, что общечеловеческие ценности объединяют все религии;

Убеждение в необходимости жить по нравственным законам;

Убеждение в необходимости деятельного добра.

Литература

2. http://226school.ru/uchenikam/gazeta-liceya/

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова).

Проблема преданности, верности в любви.

Тезисы

Любовь делает человека счастливым.

Хранить верность – это достоинство, познать верность - это честь.

Верность проверяется только временем.

Цитаты

- «Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах» (В. В. Маяковский).

- «Его верность - все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой» (У. Шекспир).

Сказать - задумалась о чем?

В дождь - под одним плащом,

В ночь - под одним плащом, потом

В гроб - под одним плащом.

(М. Цветаева).

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна…

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

(А. Сурков «В землянке»).

- «Любовь должна быть трагедией» (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

- «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» – рассказ о человеке, «одержимом» высоким чувством любви, способном подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовом отдать все, не требуя ничего взамен. Устами генерала Аносова автор говорит, что любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире - именно такой была безответная любовь Желткова к молодой светской даме Вере Николаевне. Письма дают Желткову силы переносить страдания испепеляющей любви. Героя не страшит смерть, ведь любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».

И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» . «Тёмные аллеи» - книга, состоящая из 38 новелл о любви. Тридцать восемь раз Бунин пишет «об одном и том же», всякий раз подводя читателя к выводу: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеалом женщины является Маргарита, она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Героиня бросает мужа, вступает в сговор с Сатаной, но она делает это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь, и потому она нравственно неуязвима.

Проблема веры (безверия).

Тезисы

Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.

Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.

Религии – это разные двери в жизнь.

Цитаты

- «Худшее из преступлений - вероломство» (Б. Акунин).

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать -
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

(С. Есенин).

- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).

- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А.С Грибоедов).

- «Неверие в человеке - есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).

- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин).

Литературные аргументы

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

В пьесеМ. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

В рассказеЛ.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я - верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

Проблема счастья.

Тезисы

Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.

Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном.

Цитаты

- «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано» (Иван Бунин).

- « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (А.П. Чехов).

- «Понял я, что человек несчастен, потому что счастье ищет он» (Е. Евтушенко).

- «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).

- «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев).

Литературные аргументы

В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, - тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».

Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский . Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.

Одной из основных в романе Е. Замятина «Мы» является проблема поиска человеческого счастья. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми? Герои Замятина утверждают: «Счастье – в несвободе». В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у Д-503 ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, преступлением. Таким образом, «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, а всеобщее счастье - подавлением личности.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.

Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Проблема совести .

Тезисы

Совесть – самый страшный суд.

Чистая совесть бесстрашна.

Чистая совесть - лучшее снотворное.

Совесть – твой закон.

Цитаты

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).

- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).

- «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л.Н. Толстой).

- «Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам» (И.С. Тургенев).

- «Совесть... От нее никогда и никому не уйти» (Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»).

- «Совесть есть светило внутреннее» (А.В. Суворов).

- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).

Литературные аргументы

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» . Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» . Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов, Мармеладов).