Советы психолога

«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. А вместе с тем, работы у него и в дошкольном учреждении может быть предостаточно.

Как правило, в детских садах работают психологи-педагоги, которые наравне с основным педагогическим (или психологическим) образованием получили дополнительные навыки в работе с детьми определенной возрастной категории. Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют какие-либо особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера и консультируют родителей относительно поведения и воспитания детей.

Консультационная работа психолога в детском саду может носить общий характер и быть ориентирована на преподавательский состав учреждения. В данном случае рекомендации психолога относятся к актуальным вопросам конкретного коллектива, направлены на повышение эффективности процесса обучения и касаются методов воспитания малышей той или иной возрастной группы.

Также психолог в детсаду проводит индивидуальные и плановые консультации с родителями воспитанников. Это могут быть групповые просветительские занятия или беседа тет-а-тет. Главное, что в ходе этих консультаций родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.

Помимо этого, специалист в детском саду проводит психопедагогическую диагностику, то есть следит за усвоением детьми учебной программы и при необходимости проводит консультации с педагогами или коррекционную работу с воспитанниками. На основе тестовых заданий психолог делает выводы об успехах конкретного малыша и группы в целом, что дает возможности для планирования дальнейшей работы с данным детским коллективом.

Консультации для родителей педагога-психолога Багирова Е.О.:

  • Трудности адаптации.
  • К чему адаптируется ребенок в ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Условия успешной адаптации детей к ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Игры, направленные на сенсорное развитие детей 1-3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Что делать, если ребенок перевозбужден перед сном. Памятка для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Когда у родителей разные подходы к воспитанию. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Психологическое здоровье дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Здоровый образ жизни формируется в семье.
  • Памятка для родителей по формированиюздорового образа жизни у своих детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Роль семьи в профилактике асоциального поведения детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Роль семьи в воспитании дошкольника. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Пять шагов к прекращению истерик. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Секрет успеха.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

  • Ребенок упрямится, капризничает. Что делать родителям? Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

  • Рекомендации родителям. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Взаимоотношение родителей с детьми. Тренинг для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка. Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

  • Ябеда-корябеда: почему ребенок ябедничает и что с этим делать? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Как быстро прекратить детскую истерику. Советы мам -
  • Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка. Подготовила воспитатель Ардашева Г.Н. -
  • Сборник упражнений, позволяющий снять стресс у ребенка.
  • Что делать, если ребенок боится темноты. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. - )
  • Воспитание с помощью сказки. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. - )
  • Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста. Особенности детского темперамента. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

Мастер – класс для родителей. Тема: упражнения, способствующие гармоничному развитию детей от 3 до 12 лет.

Цель: ознакомление родителей с упражнениями, способствующими гармоничному развитию детей от 3 до 12 лет.
Задачи:
Образовательные: ознакомить родителей с упражнениями, способствующих гармоничному развитию детей от 3 до 12 лет.
Развивающие: способствовать развитию творческой познавательной деятельности родителей, активному овладению данными упражнениям.
Воспитательные: обеспечить понимание значимости данных упражнений для гармоничного развития детей.

Оборудование:
Гимнастические мячи.
Гимнастические коврики.
Музыка для релаксации.

Ход мастер-класса:

Ритуал приветствия: Приветствие «Дружная семья».
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Педагог-психолог:
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший! (гладим себя),
Я лучше всех!
Организационный момент: Мини – лекция: «Он пришел, чтобы быть любимым».
Цель: привлечение внимания родителей к особенностям развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Здоровыми, успешными, счастливыми мечтают видеть своих дочерей и сыновей все мамы и папы.
Очертим круг проблем, как правило, преследующих дошколят и младших школьников. Ребенок гиперактивен, невнимателен, отвлекается, быстро устает, не доводит дело до конца, медлителен или слишком активен, плохо усваивает учебный материал, пропускает и путает буквы, пишет их зеркально, при чтении «проглатывает» окончания, угадывает слова, отстает во многих видах деятельности от группы (класса)...
Эти проблемы - повод, чтобы бить тревогу, обращаться к специалистам.
Большинство родителей списывают неблагополучие на трудности роста (подрастет - поумнеет!), возможно - на недостатки воспитания; на нежелание отпрыска «хорошо себя вести» дома или в детском саду и «выполнять все требования учителя» в школе. Подручный метод воздействия известен - хорошая взбучка.
Однако, свято веря, что ребёнок сам виноват и что со временем всё «само собой устаканится», взрослые, как правило, дважды ошибаются.
«Виноваты» участившиеся ныне патологии беременности и родов, следствием которых становится поражение центральной нервной системы плода. Причем если серьезные, очевидные нарушения у новорожденного сразу же получают диагноз «родовая травма», то более легкие на первом году жизни незаметны и проявляются значительно позже - трудностями поведения и обучения, речевыми нарушениями, различными видами невротических реакций. Между тем детишек с «легкими» нарушениями большинство, именно они и составляют до 90 процентов детсадовских «неумех», неуспевающих школьников.
«Виновато» также нередко встречающееся нарушение последовательности этапов двигательного развития младенца. В норме он проходит родовые пути - лежит на спине - поворачивается на один и другой бок - переворачивается на живот - ползает по-пластунски - поднимает руки, упирается - поднимает голову и охватывает взглядом пространство - садится - ползает на четвереньках - встает с помощью рук, потом без - ходит с помощью взрослого, потом самостоятельно. При этом на каждом этапе «запускаются» важнейшие механизмы, образуются новые функциональные связи, ребенок без искажений воспринимает пространственную сферу. Но малейший сбой в этой последовательности, пропуск какого-то этапа пагубно сказываются на развитии мозга. Допустим, малыш не ползал, а сразу встал, пошел - жди проблем с координацией движений, чтением и письмом, речевым развитием...
Показать специалистам дошкольника, младшего школьника стоит в любом случае. И особенно при наличии факторов риска (родился через кесарево сечение; получил родовую травму; не ползал вовсе или мало и только назад; часто болел, принимал антибиотики; получил общий наркоз; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус, ходит на цыпочках; имеет травмы головы, частые бытовые травмы).
Эффективная методика (автор - профессор, кандидат психологических наук Анна Семенович) - специальный комплекс тестов, коммуникативных игр, упражнений, дыхательной и глазодвигательной гимнастики - позволяет «вернуть» ребенка в первый год жизни и заново выстроить его двигательное развитие - на сей раз полноценно, без губительных пропусков. В итоге улучшается его память, нормализуются процессы мышления и восприятия, он становится более ловким, эмоциональным, коммуникабельным, более успешным в учебе, в окружении сверстников.
Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Основная часть:
Цель: ознакомление родителей с основными блоками упражнений.

Основные блоки упражнений:

Дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
1. Дыхательные упражнения.
Цель: восстановление нормального дыхания в покое, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизация тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка.
«Вдох – выдох».
Для детей от 5 лет.
Упражнения выполняется только по команде взрослого « вдох – выдох».
И. п. Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Ребенок не должен шевелить ногами.
Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает шумный выдох через открытый рот. Выполнить 5 раз.
«Забей гол».
Для детей от 3 до 5 лет.
И. п. Ребёнок садится за стол напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота. Кладёт на стол перед ребенком мяч для настольного тенниса.
Вначале взрослый показывает ребёнку, как нужно задуть шарик в ворота («Забить гол»).

2. Глазодвигательные упражнения.
Цель: Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.
Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движений глаз и головы, улучшают упругость век, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.
Для детей от 5 лет.
Лежа. С помощью взрослого. Рот закрыт. 3 уровня.
Исходное положение (И.п.): Ребенок лежит на спине. Голова лежит неподвижно, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.
Нужно научить ребенка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.
Взрослый берет ручку, располагает ее яркий конец напротив переносицы ребёнка и плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы. Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется последовательно на 3 уровнях.
I Уровень. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребенка.
II Уровень. Упражнение выполняется аналогично на расстоянии руки ребёнка, согнутой в локте.
III Уровень. Упражнение выполняется аналогично около переносицы ребёнка.
Упражнение выполнять не более 2 раз на каждом уровне.

Для детей от 3 до 5 лет.
«Часики».
И.п. Ребёнок лежит на спине.
1. Глаза ребёнка медленно двигаются влево – вправо («тик-так»). Ребёнок старается поворачивать глаза как можно дальше в стороны.
2. Ребёнок закрывает глаза, взрослый считает до 5, затем ребенок открывает глаза и т.д.
Повторить 5-6 раз.

3. Растяжки.
Цель: преодоление разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползаний таких понятий как верх – низ, впереди–позади, право–лево, являются хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).

Для детей от 3 до 5 лет.
«Покачаемся»
И.п. Взрослый садится на пол так, чтобы за спиной не было опоры, ноги вытянуты, слегка раздвинуты. Ребенок садится на руки взрослого и занимает удобную позу.
Взрослый обнимает ребёнка и начинает медленно, ритмично раскачиваться из стороны в сторону, вперёд и назад.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не захочет встать. Тогда взрослый понемногу разжимает руки и отпускает ребёнка, но не сразу, давая возможность ребёнку приложить некоторое усилие, чтобы разорвать объятия.

«Качели»
И. п. Ребёнок лежит на спине. Руки лежат на полу над головой. Руки и ноги расслаблены.
Один взрослый берет ребёнка за руки, чуть повыше запястья. Другой – за ноги, немного выше щиколотки.
Взрослые поднимают ребёнка над полом и растягивают его, сделав шаг назад и разведя руки и ноги ребёнка в стороны. Взрослые раскачивают ребенка вправо – влево и читают текст. Слова должны по ритму совпадать с раскачиванием.
Одновременно с последним словом текста взрослые бережно опускают ребенка на пол.
Еле – еле, еле – еле,
Раскачали мы качели.
Раскачали, раскрутили
И тихонько опустили.

Упражнения на гимнастическом мяче (фитболе).
Перекатывание на животе. Вперёд – назад.

И.п. Ребёнок лежит на мяче (на животе). Руки вытянуты вперед и лежат на поверхности мяча. Голова ребёнка должна находиться на уровне тела или чуть ниже.
1. Взрослый, придерживая прямые ноги ребёнка за щиколотки, перемещает его на мяче вперёд до тех пор, пока ребёнок не коснется пола руками. Затем взрослый возвращает мяч в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
2. Взрослый кладёт одну ладонь на спину ребёнка, а другой рукой, придерживая за щиколотку, перемещает его на мяче назад до тех пор, пока ребёнок не встанет на ноги на полную стопу. Затем взрослый возвращает мяч в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Для детей от 5 лет.
«Фараон».
И.п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся.
Для детей до 7 лет: по команде взрослого «раз» ребёнок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребёнок опускает голову на пол и расслабляется.
Выполнить 6 раз.
Для детей от 7 лет упражнение выполняется вместе с дыханием – во время команды взрослого «раз» ребёнок делает вдох через нос (рот закрыт); во время команды взрослого «два» ребёнок делает выдох через широко открытый рот.

«Струночка» (линейные растяжки).
И. п . Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекре¬щены (немного раздвинуты).
1. Взрослый берёт ребёнка за руки. Очень медленно и осторожно начинает растягивать руки ребёнка параллельно полу.
Потом возвращает руки в исходное положение. Руки ребёнка расслабляются.
Взрослый берёт ребёнка за ноги. Очень медленно и осторожно начинает растягивать ноги ребёнка параллельно полу.
Потом возвращает ноги в исходное положение. Ноги ребёнка расслабляются.
Растяжение (напряжение рук и ног) и расслабление в исходном положении должны занимать равные промежутки времени.
Выполнить 3 раза.
2. Аналогично с каждой рукой и с каждой ногой.
3. Ребёнок выполняет упражнение самостоятельно, растягивая руки и ноги без помощи взрослого. Взрослый контролирует и про¬веряет растяжение (напряжение рук и ног) и расслабление рук и ног в исходном положении.
Ребёнок тянется:
- двумя руками, ноги расслаблены (выполнить 3 раза);
- двумя ногами, руки расслаблены (выполнить 3 раза);
- правой рукой и правой ногой, левая рука и левая нога расслаблены (выполнить 3 раза);
- левой рукой и левой ногой, правая рука и правая нога расслаблены (выполнить 3 раза).

4. Упражнения двигательного репертуара.
Цель: постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела.

Для детей от 3 до 5 лет.
Ползание под стульями на спине.
И.п.
Ребёнок ложится на спину и ползёт на спине под стульями, как может. Взрослый находится рядом с ребёнком и следит за тем, чтобы ребёнок не испугался и не ударился.

Ползание под стульями на животе.
Взрослый ставит стулья друг за другом в виде тоннеля и говорит ребёнку, что надо будет двигаться по тоннелю под стульями.
Ребёнок ложится на живот и ползёт на животе под стульями, как может (на колени вставать нельзя). Взрослый находится рядом с ребёнком и следит за тем, чтобы ребёнок не испугался и не ударился.

Для детей от 5 лет.
«Короткое бревнышко».
И.п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты друг к другу, ладони прижаты к бедрам. Ноги прямые.
Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребёнок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу, руки не должны отрываться от тела.
«Длинное бревнышко».
И.п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены «лодочкой», пальцы не переплетены, голова находится между руками. Ноги прямые.
Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребёнок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу.

Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами попеременно.
И. п. Ребёнок лежит на спине. Голову можно приподнять. Руки лежат на животе, не перекрещиваются, не двигаются. Одна нога согнута в колене, и её стопа стоит на полу, вторая выпрямлена и лежит на полу.
Ребёнок медленно ползёт, отталкиваясь ногами попеременно - то одной ногой, то другой до полного разгибания ноги; вторая нога не сгибается, пока первая не распрямится до конца.
Если у ребёнка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему руками, придерживая согнутую в колене ногу около щиколотки.

Ползание на животе. Руки двигаются попеременно, ноги неподвижны.
И. п. Ребёнок лежит на полу на животе. Голова приподнята. Глаза смотрят вперед. Одна рука вытянута вперёд, пальцы прижаты друг другу, «смотрят» вперёд. Вторая рука согнута в локте
Ребёнок медленно ползёт, отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного разгибания ног.
Если у ребёнка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему руками, лежит около груди. Ноги прямые, не перекрещены.
Ребёнок медленно ползёт вперёд, подтягиваясь попеременно то к одной, то к другой руке, ногами не помогает, грудь от пола не отрывает.

Итог мастер-класса:
Цель: обобщение изученного материала.
Рекомендации родителям:
В завершение несколько рекомендаций родителям. Играйте с детьми! Любые совместные, особенно подвижные, игры с обилием правил эффективно скажутся на развитии у ребенка внимания, целеполагания, самоконтроля. Предложите изобразить героя любимой сказки - Вини Пуха, Дюймовочку, Железного Дровосека, Тянитолкая... А потом попросите рассказать о телесных ощущениях, мыслях и чувствах, пережитых в образе.
Обсудите с ребенком, что он обычно делает после того, как проснулся, чем занимается потом и т.д. Схематично изобразите распорядок дня, укажите четкое направление хода времени. Попросите рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия и предлоги: утром, днем, вечером, ночью; сначала, потом, раньше, позже; часто, редко, перед, до, после и т.д.
Можно увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов, или выкладыванием повторяющихся узоров с помощью мозаики. Постепенно подводите его к более плавному выполнению таких заданий: гармонизация движений - двигательная «мелодия», ловкость, точность - залог многих будущих достижений.
Занимаясь с ребенком, не прячьте от него свои эмоции - улыбайтесь, удивляйтесь, проявляйте интерес, восторг! Детей привлекает все новое, яркое, необычное - возьмите же на себя руководство их вниманием, вовлекайте их в разнообразные виды деятельности, развивающие фантазию, эмоции, умения.
Давая задание ребенку, помните: инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Занимайтесь с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться его успехами и проблемами в детском саду, в школе. Всегда подчеркивайте, что очень цените его старания. Именно старания, труд, а не оценки.
А уж если пойдут одни «пятерки», - почему бы не порадоваться!

Ритуал окончания занятия: Психогимнастика «Доброта, нежность и ласка».
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительному выходу из мастер-класса.
Дети и родители выполняют движения вместе с педагогом-психологом:
Педагог-психолог:
Доброта прилетела к нам и села на кончик носа.
Доброта сказала: «Улыбайтесь, всему миру улыбайтесь».
Нежность прилетела, обняла нас за плечи и сказала: «Дорожите друг другом».
Ласка прилетела, обняла все тело и сказала: «Любите друг друга».

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

На вопрос - с какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад нет однозначного ответа. По наблюдениям, дети в возрасте 3 лет внутренне более готовы отпустить маму и уже склонны принимать логические доводы, поэтому с ними легче «договориться». Малышу в 1-1.5 года трудно что-либо объяснить, но некоторые малыши быстрее адаптируются в этом возрасте к садику. В общем, это очень индивидуально. Но есть и достаточно общие моменты, о которых важно знать.

Желательно заблаговременно подстроиться под режим сада. Важно заранее начать говорить о садике с ребенком, стараясь создать в его сознании положительный образ сада и отношения к нему. Важно, что бы в этом процессе принимали участие все члены семьи. Очень хорошо погулять немного на территории садика и при возможности предпринять экскурсию внутрь, чтобы малыш увидел будущий второй дом. Обонятельная память очень сильна, и пусть запах садика отложится в его памяти, ассоциируясь с чем-то позитивным. Часто мамы ознакомительно прогуливают детей на площадках садика, малышам нравится, они хотят в садик, но когда реально туда приходят и видят группу с множеством незнакомых детей, чувствуют незнакомые запахи - часто пугаются и весь положительный настрой слетает.
Если ребенку около 3х лет, желательно выстроить в его восприятии параллельно две линии отношения к садику - «там весело и интересно» и «это твоя работа и это важно».

Идем в садик! Вот вы уже идете в садик. Обязательно нужно заверить ребенка в том, что вы его непременно заберете и сказать когда. И повторять это какое-то время каждый день, поскольку то, что очевидно для взрослых, совсем не так очевидно для детей. А забирая, сказать, что вы очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали.
Малышам ясельного возраста, конечно, трудно объяснить необходимость садика логически, однако дети очень чувствительны к состоянию мамы, поэтому так важно маме самой настроиться на садик, тогда и у ребенка «зеркально» сформируется подобный настрой. Важно понять, что во всех взаимодействиях мама проецирует на ребенка именно свое внутреннее состояние, а не внешнее. То есть важней чистота и спокойствие внутренних переживаний, чем умение быть внешне спокойной.
Как правильно настроиться самой маме? Не сомневаться в принятом решении, не паниковать, приведя малыша в садик и видя его нежелание оставаться, настроиться на благополучный результат и понимать, что трудности адаптации временны. Не мучиться чувством вины. Как правило, большинство детей довольно быстро привыкают к саду и только 10% адаптируются тяжело.

Для начала, ребенка лучше оставлять в садике на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания. Хорошо бы взять с собой игрушку, которая будет для малыша чем-то родным из дома. Есть дети, которые неплохо переносят сад, но тяжело в нем утром остаются, и как правило, вариации на тему «не хочу» начинаются уже дома или по дороге в сад. Старайтесь заранее одеть ребенка дома так, чтобы не затягивать раздевание в самом саду. Как известно, долгое прощание только усиливает у ребенка чувство тревоги. Поэтому старайтесь быстро прощаться и быстро уходить, передав ребенка воспитателю.

Обычно через 2 недели среднестатистический ребенок начинает уже адаптироваться к саду. Обратите внимание, как малыш вас встречает, когда вы приходите его забирать. Если радостно, или вообще просит еще немножечко подождать пока он (она) доиграет, - то все в порядке, даже если утром ребенок идет еще со слезами.

Дети с большим удовольствие идут в сад, если у них там есть друг. Но не все детки умеют «завязывать знакомства». Поэтому, с одной стороны их нужно этому учить, а с другой стороны, помочь познакомиться с кем-то в группе, разговориться, обменяться игрушками и начать играть.

И еще один очень важный момент. Дело в том, что для большинства детей в процессе утреннего «расставания» в саду есть два отдельных, абсолютно не связанных друг с другом процесса. Первый – это нужно отпустить маму. Любимую, близкую мамочку, гарант защиты и спокойствия - да еще добровольно отпустить! Редко ребенок способен легко это сделать. И это малышу не нравится. Надо помочь ему своей доброжелательностью, уверенностью и любовью.

А второй момент – это непосредственное нахождение в коллективе группы, игры со сверстниками, занятия, возможность использовать новые игрушки. И это, как правило, малышу нравится и является с определенного возраста необходимым условием его правильного развития. Это два разных переживания, и именно их раздельное ощущение ребенком дает известный феномен, знакомый воспитателям и няням: ребенок рыдает, отпуская маму, и тут же успокаивается и начинает играть, стоит ей уйти. Как правило, многие детки с утра идут неохотно в садик, но в течение дня им там достаточно комфортно, что и видно из того, какое у них настроение при встрече и из рассказов о прошедшем дне. Кстати, важно и полезно расспрашивать детей о том, как прошел их день. Во-первых, это информативно для родителей, во-вторых развивает у ребенка способность к последовательному рассказу, внимательность и память.

Как научить ребенка делиться

u Никогда не стоит заставлять ребенка.

Вы едва ли научите его делиться, если силой отнимите игрушку и передадите ее другому ребенку. Вам следует обучить ребенка тем моральным ценностям, внутренним качествам, которые бы в итоге и научили его делиться.

u Не заставляйте ваших детей старшего возраста делиться с младшими. Часто, когда старшие дети играют, к примерув футбол, их младшим братьям и сестрам вдруг тоже хочется поиграть в футбол именно в этот момент и именно этим мячом. Иными словами, младшие желают делать то же, что и старшие. В таком случае не заставляйте старших тотчас же отдавать мяч младшим. Поступая таким образом, вы учите младших уважать старших, их право поиграть в мяч.

u Не заставляйте детей играть поочередно.

Родители часто прибегают к такой стратегии, чтобы научить детей делиться. Однако ребенок сам должен осознать и прийти к этому (что произойдет лишь в лучшем случае в три года).

u Никогда не вырывайте игрушкиу детей.

Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о безопасности ребенка, которая под угрозой (к примеру острые предметы). Когда вы применяете физическую силу, вы тем самым учите и вашего ребенка поступать так же, как это делаете вы. В таком случае всегда лучше будет попросить ребенка передать вам игрушку, а затем вы можете ее спрятать.

u Находите решение, а не виноватых.

Если вы видите, что дети дерутся между собой из-за игрушки и не могут договориться не ищите виноватого, а призовите к ответственности обоих и попросите их самостоятельно решить проблемы, сообщив о том, что дети одновременно хотят играть с одной игрушкой, а это невозможно. Спросите у них, как данная проблема может быть решена. Далее позвольте детям самостоятельно решить проблему. В качестве другого решения можно было бы предложить несколько вариантов на выбор самих детей.

u Извиняйтесь от имени вашего ребенка.

Если ваш ребенок выхватил чужую игрушку у другого малыша, будет лучше, если вы извинитесь от его имени. Этим вы выразите уважение к другому малышу.

u Наблюдадайте, не вмешиваясь.

Если вы видите, что дети дерутся из-за игрушки, постарайтесь сдержать себя (если конечно потасовка не превращается в серьезную драку с побоями). Такое поведение приводит к результату победа/поражение, дети учатся самостоятельно решать свои проблемы и стоять за себя.

u Поощряйте щедрость ребенка.

Обязательно хвалите его, когда он делится с кем – то в присутствии других. Так ребенок будет усваивать, что делиться – это хорошо.

u Не накаляйте ситуацию.

Если вы видите, что дети одновременно хотят одно и тоже (к примеру, какой – то предмет), который они явно делить не собираются, не накаляйте ситуацию, стараясь разнять их.

u Не проецируйте свои эмоции на вашего ребенка.

Если вы видите, что у вашего ребенка постоянно отнимают игрушку, а он при этом никак не реагирует, не старайтесь тут же отобрать игрушку у другого, заступаясь за своего ребенка.

Памятка для родителей будущих детсадовцев

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.

Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.

Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.

Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.

Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.

Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.

Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности.

Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.

На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.

Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Как программировать ребенка на удачу

Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества. Чтобы помочь ребенку, родители должны чаще использовать позитивные установки, которые могут стать неисчерпаемым ресурсом сопротивляемости организма ребенка.

u Не внушайте ребенку, что он болезненный, неспособный, упрямый, несамостоятельный и т.д. Если он постоянно будет слышать это от взрослых, то может в это поверить и будет вести себя именно так.

u Не критикуйте личность ребенка, его негативные качества, желая помочь ему от них избавиться.

u Помните: критика должна быть направлена на неблаговидный поступок малыша, его осуждение. Но делать это следует в мягкой форме, используя косвенные приемы.

u Расскажите ребенку сказку, в которой герой совершил не очень благовидный поступок.

Дети прекрасно отождествляют себя со сказочными персонажами, и к тому это поможет вашему малышу рассмотреть проблему как бы со стороны.

Вместе с малышом поразмышляйте о том, как герою сказки выйти из затруднительной ситуации, исправить положение.

Часто родители внушают детям: «не балуйся», « не плачь», «не дерись»…

u Не делайте вашему ребенку негативно сформированных внушений, так как при этом умалчивается желаемый вариант его поведения.

u Давайте ребенку позитивную установку поведения.

Негативно сформулированные внушения

Не нервничай.

Не дерись.

Не бойся.

Не горбись.

Позитивно сформулированные внушения

Успокойся.

Помирись и живите дружно.

Ты же смелый…

Сиди прямо.

u Предлагайте ребенку достойную, позитивно сформулированную альтернативу поведения.

Обычно у человека есть две мотивации, связанные с успешной деятельностью: достижение успеха и избегание неудачи. Будущее человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует.

u Не создавайте для ребенка ситуацию постоянных запретов и ограничений, так как это может привести к тому, что его доминирующей мотивацией станет избегание неудач.

Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «цели избегания» (когда человек знает, чего он не хочет, но не может сформулировать цели, к достижению которой он стремится).

u Помните: позитивные родительские внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели; негативно сформулированные внушения часто приво дят к прямо противоположному эффекту.

Педагоги-психологи на страницах этого раздела найдут методическую помощь в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста: консультации для педагогов и родителей, способы решения проблем детского возраста. Опытные психологи размещают здесь коррекционно-развивающие программы, планирование, картотеки психологических игр и приемов, описание работы с трудными случаями в дошкольных образовательных учреждениях.

Схожие по теме разделы:

Методические материалы для педагога-психолога

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2112 .
Все разделы | Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого -педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о...

Психологическая готовность к обучению в школе. Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может затянуться на весь год. И дело здесь не только в индивидуальных особенностях ребёнка и в уровне умственного развития. Такое понятие, как...

Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов - Аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ за 2015–2016 учебный год

Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ за 2015–2016 учебный...» Аналитический отчёт по работе за 2015-216 учебный год Педагог-психолог: Бикулова Т.В. Основные задачи: 1. Создание условий для проведения коррекционных и развивающих занятий с детьми и консультативной работы с родителями и педагогами; 2. Строить свою работу на основе...

Календарное планирование в работе педагога-психолога ДОУ Календарное планирование педагога-психолога МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Бикуловой Т.В. 2016-2017г. (ежедневное) Дата Сентябрь Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Организационно-методическая работа 01.09.2016 четверг Беседа в группах «Капельки»,...

Проект «Психология объятий» ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯТИЙ» Автор проекта:педагог-психолог МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» Кагирова Ю.И. Цель проекта: психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с аутизмом. Задачи проекта: повышение профессиональной родительской компетентности в гармонизации...

Похвала, как метод воспитания - важный и неоднозначный вопрос. Похвалу часто используют с целью позитивного подкрепления в общении с ребенком. Благодаря этому методу ребенок понимает какие его действия являются правильными, а какие - нет. Однако, этот метод может оказать...

Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов - «Родословная - древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. …)

Совместная деятельность детского сада и семьи. «Родословная - древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Тема проекта: «Родословная – древо жизни» Актуальность темы: Каждая, отдельно взятая семья – уникальное по своей...

Семинар для педагогов Тема: «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» План проведения 1. Информационная часть. 1.1. Психологическое здоровье человека. 1.2. Специфика психологического здоровья ребенка. 1.3. Факторы риска психологического здоровья детей. 1.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении. 2. Практический инструментарий....

Программа работы педагога-психолога с дошкольниками в адаптационный период Программа работы педагога-психолога с дошкольниками в адаптационный период Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи: ♦ преодоление стрессовых состояний у детей 3-4-х лет в период поступления в...

Появление педагогов-психологов в детских садах и школах значительно облегчило работу воспитателей групп и классных руководителей. Профессиональная помощь детям и родителям в трудных ситуациях развития и обучения важна как воздух. При усилении требований к образовательному процессу у педагогов, работающих с детьми в количестве от 25 и выше человек, физически не остается времени на глубокую индивидуальную работу. А некоторые ситуации в детской жизни требуют не мгновенного вмешательства, а планомерной, коррекционной работы.

Педагог-психолог – это тот человек в детском учреждении, который профессионально возвращает детскую душу в состояние равновесия, дает родителям «инструменты» для понимания собственного ребенка. Иногда достаточно подсказать матери одно слово, и семейная драма превращается в идиллию.

Грамотно выстроенная психолого-педагогическая работа способствует достижению всеми детьми возрастной «нормы» развития, подготавливает к переходу на новый уровень образования, успешную адаптацию к социальным нормам и правилам. Педагог-психолог использует современные направления психотерапевтической работы, эффективные психологические приемы общения с детьми разной степени развития и состояния здоровья. Все эти методические средства помогают оказывать профессиональную поддержку семье, детям, педагогическому коллективу.

Режим работы педагога-психолога

Пн. - 11.00 - 18.40

Вт. - 8.00 - 15.40

Ср. - 8.00 - 15.50

Чт. - 8.00 - 15.40

Пт. - 8.00 - 15.40

За консультационной помощью в ы можете обратиться

в понедельник с 16.30 до 18.40

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер - человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка - не ответ,
Дорожный знак, ограничитель,
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За Вас ее не проживет.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он - человек среди людей.

Основная функция психолога в детском саду:

сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Основные направления работы:

1. Психологическая профилактика

2. Психологическая диагностика

3. Психологическое консультирование

4. Психологическая коррекция

5. Психологическое просвещение

6. Организационно-методическая работа.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встречи с педагогом. Отличие детского психолога от психиатра: Психиатр - врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад. Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее.При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом работы детского психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую и коррекционную направленность.

Все занятия проходят в игровой форме с использованием музыкального сопровождения. С детьми проводятся сказочные тренинги, тренинги общения, с малышами проводится сказкотерапия, коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических техник, релаксация. На своих занятиях детский психолог создает для детей благоприятный эмоциональный фон, для того чтобы дети чувствовали себя раскованно и комфортно. Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

Профессия детского психолога таит в себе много интересного - это разнообразные методики, и ежедневное открытие чего-то нового. Детский психолог становится свидетелем удивительного превращения из застенчивого, неуверенного ребенка в человека уверенного в себе, открытого и общительного. К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, с воспитателями, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Как избежать проблем. Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста, каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной формой адаптации, наблюдает за особенностями нервно-психического развития детей, всячески поддерживает их, проводит развивающие и коррекционные занятия с детьми. Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка данного возраста, этапах адаптации. Детский психолог проводит работу с родителями и воспитателями. Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей.

Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Согласно годовому плану, педагогом-психологом Т.А. Ямщиковой, в ноябре 2015 года был проведен родительский клуб «Школа родителей» по теме: «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?» с целью повышения психолого-педагогической грамотности родителей в вопросе психологической готовности к школе. Родителям была предложена опрос - игра «Корзина чувств», в которой они кратко сформулировали те чувства и эмоции, которые переполняют их в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Прослушали лекцию «Психологическая готовность к школьному обучению». Активно включились в игру на внимание «Делай что услышишь».









С целью выстраивания доверительных отношений и взаимопониманий между педагогами и родителями, а также формирования положительных установок в сознании родителей младших дошкольников, в учреждении был запланирован и проведен и родительский клуб по теме: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки» педагогом-психологом Т.А. Ямщиковой .
В ходе данного мероприятия родителям было предложено упражнение «Имя прилагательное», в котором они к первой букве своего имени подбирали прилагательное, а потом называли имя и прилагательное. Затем поиграли в игру «Поменяемся местами», в которой подняли настроение, узнали друг о друге дополнительную информацию. Была предложена презентация и мини - лекция «Актуальные вопросы воспитания», в которых рассказывалось о причинах разногласий воспитания детей в семье, стилях семейного воспитания. В ходе выполнения упражнения «Ладошки» родители ощутили теплоту рук и сделали вывод о том, что для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Во втором вопросе клуба «Вредные привычки», родители узнали, что лежит в основе патологических привычек, разобрали различные ситуации из жизни детей, отвечали на вопросы о детской лжи, сосании пальца, предмете - заместителе, узнали как нужно и нельзя вести в той или иной ситуации.









Консультации для родителей






Игрушки польза и вред.doc
Как родителям научиться контролировать свои эмоции.doc
Как сохранить психическое здоровье дошкольника.doc
Кусающие дети.doc
Наказывая, подумай.doc
Тревожность и здоровье ребенка.doc
Ваш ребенок пошел в детский сад.doc




Консультации для педагогов